В помощь школьнику. Лирический герой есенина как выражение русской национальной психологии Каков лирический герой есенинской поэзии

Н.Н. Бабицына,

научный сотрудник отдела научно-экспозиционной и

выставочной деятельности

Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

Народность творчества писателя или поэта определяется не только способностью автора создавать в художественном произведении национальные характеры и типажи, но и его талантом выражать мироощущение народа, особенности национального сознания и понимания национальной действительности. Русская классическая литература открыла миру душу своего народа, и наследию Есенина принадлежит в этом немалая заслуга. Однако, образ лирического героя как выразителя национальной самобытности пока не получил глубокой и всесторонней разработки. Попытаемся выяснить, в какой степени лирический герой Есенина воплощает русский национальный характер, предстает ли он в развитии или статичен. Важно понять, проявляет он отдельные черты или воплощает все многообразие национального менталитета, выявляя его тонкости и штрихи.

Необходимость разобраться в этой проблеме требует обращения к вопросу о сущности национального характера, который является внутренне обусловленной структурой. Национальное своеобразие русских определяется «двоецентрием » коллективной души, которое обуславливает не только разнообразие национальных типов, но и «объясняет природу исторического движения, драму расколов, кризисов и самую возможность развития» русского человека и общества. Амбивалентность национального характера является ключевым моментом в раскрытии эволюции характера лирического героя Есенина.

В настоящее время в есениноведении сложился ряд подходов к рассмотрению периодизации творчества Есенина. Опираясь на исследования А.Н. Захарова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, О.Е. Вороновой, С.Н. Пяткин убедительно доказывает, что авторский жизнетекст Есенина строится как последовательная смена форм выражения поэтического «я»: от «смиренного инока» (в поэзии 1914-1916 гг.), до «пророка «Третьего завета» (поэзия 1917-1921гг.), романтического бунтаря, поэта-хулигана (1920-1921 гг.) и, наконец, в последний период творчества - «Пушкина ХХ века» . Рассмотрение национального характера лирического героя и его эволюции в контексте предложенной смены образов представляется нам наиболее продуктивным.

Есенин входит в литературу в образе «тихого отрока», «смиренного инока». Лирический герой ощущает жизнь как радостное служение Богу, непрестанную литургию и славословие земной красоты. . Любуясь каждым проявлением земного бытия, герой видит в нем отражение божественной сущности, угадывает в зримом чудесное и стремится его познать: Кто-то в солнечной сермяге/На осленке рыжем едет./Прядь волос нежней кудели,/Но лицо его туманно./Никнут сосны, никнут ели/И кричат ему: «Осанна!» . Устремления лирического героя ориентированы не на переживание и рефлексию своего внутреннего мира, его пытливый взор прозревает глубины окружающего пространства. Вглядываясь в обычные для сельского жителя явления и предметы, он «раздвигает зрение над словом», «создает мир воздуха из предметов земных вещей». В этой завороженности пространством, которую испытывает лирический герой, раскрывается одно из основных качеств национального мирочувствования – созерцательность мировосприятия. В след за богословами александрийской школы (Св. Василий Великий, Григорий Богослов) русский человек видит в «самых малых вещах мудрость Зиждителя» , а созданный Богом мир видимый отражает в его понимании «красоту и согласие...Божией Премудрости и Силы» . Ощущая предстоящий ему мир как «значную» систему, в которой земное является символическим раскрытием небесного, а нетленная красота тварного мира обнаруживает «идеальное» в человеке и его бытии, лирический герой выражает свойственный национальному мирочувствованию «принцип двойного зрения»: Между сосен, между елок,/Меж берез кудрявых бус,/Под венком, в кольце иголок, /Мне мерещится Иисус .

В сознании крестьянина закреплено чувство родственности не окружающим миром, но и космосом. Жизнь со сложившимся бытом является закономерным продолжением вселенского, которое не кажется ему чуждым и холодным: Не гнетет немая млечность,/Не тревожит звездный страх./Полюбил я мир и вечность,/Как родительский очаг./Все в них благостно и свято,/Все тревожное светло... . Лирический герой так же, как и крестьянин, воспринимает и осмысливает многообразие жизни эмоциями, чувствами, впечатлениями; «напоенным сердцем взглядом».

В устремлении лирического героя «к небесному, вечному» (П. Сакулин), которое находится в неразрывном единстве с природно-бытийственным началом, раскрывается софийность народного сознания. Она выражается в желании русского человека быть приобщенным к сущности Божественного начала земли и связана с символикой материнского покрова Богородицы: Я поверил от рожденья/В Богородицын покров . Нерасторжимость космологического, религиозного и социального пластов материнского начала раскрывают женственность русской религиозности и характеризуют национальный тип мышления: О Матерь Божья,/Спади звездой/На бездорожье в овраг глухой./Пролей, как масло,/Власа луны/В мужичьи ясли/Моей страны . В образе Богородицы «не юном, не старом, словно безвременном, как на православной иконе», русский народ «чтит небесную красоту материнства» . Поэтому и земля, пронизанная Богородичной сущностью, осмысливается им как заступница, подательница благополучия, утешительница. Покров Богоматери, на который уповает русский человек, переносится и на сущность матери-земли, которой так же, как и Пречистой Деве, «можно каяться в грехах» : И часто я в вечерней мгле,/Под звон надломленной осоки,/Молюсь дымящейся земле/О невозвратных и далеких . Потребность в явственном ощущении «ласковых рук» Богородицы, которая, оберегая своими заботами земную Русь, отдает людям самую главную свою ценность – Бога-сына, отражает крестьянскую философию.

Естественным продолжением отношения лирического героя к миру как «царству космических тайн» является формирование этической системы, которая пронизывала крестьянское общество. Сращение понятий «красоты» и «добра», приводит человека к осознанию того, что только законы добра, милосердия и любви могут скрепить хрупкий мир людей: Кто-то учит нас и просит/Постигать и мерить./Не губить пришли мы в мире,/А любить и верить! . Именно эти ценности легли в основу поведенческого комплекса русского человека, которого отличают спокойствие и умиротворение, мягкость, терпимость, благодушие, дар «вчувствования».

Но главной, определяющей нормативный каркас идеалов, смыслообразующей духовной основой жизни для славян является православие. Ф.М. Достоевский, указывая на то, что «все народные начала у нас сплошь вышли из православия» , акцентировал внимание на «бессознательном» знании Христа русским народом. Русский человек, восприняв всем сердцем Евангелие, увидел не столько Христа-Сына человеческого, сколько принял его Божественную сущность. Ему оказался необходим Христос, который, «будучи образом Божиим… уничтожил Себя Самого..., сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил себя» (Послание апостола Павла. Филипп. 2: 6-7). Поэтому, перенося скорби и тяготы жизни с терпением и кротостью, русский человек идет путем «Кроткого Спаса», тем самым приближаясь к нему. Лирический герой возносит «благословенное страданье» своего народа на самый высокий пьедестал, выявляя его духовную и культурную ценность, которая заключается в смирении сердца: Твой глас незримый, как дым в избе./Смиренным сердцем молюсь тебе./Овсяным ликом питаю дух,/Помощник жизни и тихий друг…/Но краше кротость и стихший пыл/Склонивших веки пред звоном крыл . Так же, как и русский народ, лирический герой «в своей религиозности живет со Христом страдающим. Это Русский Христос, такой близкий к скудному русскому пейзажу, неприглядным серым деревням, пьяной, больной, разоренной России. Это Христос - друг грешников, убогих немощных, нищих духом» раскрывает национальный идеал: И в каждом страннике убогом/Я вызнавать пойду с тоской,/Не Помазуемый ли Богом,/Стучит берестяной клюкой . Ожидание лирическим героем «светлого гостя», стремление узнать его неповторимый образ в череде встречающихся лиц сформировало бессознательную способность русского человека к милосердию и состраданию ближнему, в том числе, и к преступникам - «несчастным» (Ф. Достоевский). Все они убийцы или воры, как судил им рок./Полюбил я грустные их взоры/С впадинами щек./Много зла от радости в убийцах,/Их сердца просты./Но кривятся в почернелых лицах/Голубые рты . В «зачарованности всем смиренным, уничиженным, падшим» кроется глубокое религиозное убеждение русского человека о всеобщей греховности людей. В народном понимании в низости мира виноваты все, значит, никто не застрахован от падения. Не отвергает для себя такую возможность и лирический герой Есенина: И меня по ветряному свею,/По тому ль песку,/Поведут с веревкою на шее/Полюбить тоску… . Сознание народа цельно: закон не разделяет мир и преступника, каждый ответственен за всех, - в этой направленности раскрывается соборное мышление русского народа, воспитанное православной духовностью и объединяющее крестьянский мир: Знаю, мать-земля черница,/Все мы тесная родня .

Полнота народного мироощущения выражается в «сосредоточенности русского человека на идее Царства Божия и абсолютного совершенства в нем, что в свою очередь определяет в русском народе непрестанное чаяние Града Небесного» . Выработанное веками отношение к миру как «деликатное терпение гостя», стало стержнем мироощущения лирического героя как носителя «социального архетипа» (К. Касьянова) нации. Русский человек не может и не хочет довольствоваться только земным бытием, несмотря на то, что наполненная Святым Духом жизнь в сознании народа и лирического героя благословенна: Все встречаю, все приемлю,/Рад и счастлив душу вынуть./Я пришел на эту землю,/Чтоб скорей ее покинуть . Тоска о неведомом обусловили в русском народе жажду духовного обогащения, стремление к полноте восприятия Христа, что выразилось в таком характерном русском явлении, как странничество. В «беспокойном и мятежном русском скитальчестве» как «явлении глубоко национальном» раскрывается святое беспокойство, поиски «небывалой, несбыточной святости в потонувшем Китеже» . Неслучайно и очень показательно, что лирический герой периода 1914-1917 гг. предстает в образе «странника убогого».

В образе лирического героя пророка «Третьего завета» раскрывается исторически сформированная в характере русского человека обусловленность располагать свои идеалы в той или иной крайности и развиваться в метании от одной к другой. Податливость русского характера, способность и потребность увлекаться, свойственные ей «сентиментальные иллюзии», «тяга к индивидуализации» (И. Ильин) стали причиной смены духовных ориентиров в миропонимании лирического героя. В маске нескованного жизненными обстоятельствами дерзающего скитальца и бродяги проявляются подспудно существующие, осознаваемые и ощущаемые деструктивные стихии: Не ищи меня ты в Боге,/Не зови любить и жить…/Я пойду по той дороге/Буйну голову сложить . В попытке создания лирическим героем новой онтологии бытия раскрывается вырвавшаяся из рамок волевой сосредоточенности и самоограничения стихийность русской души, которая приводит человека к отвержению окружающего и отрицанию Истины. Последней стадией этого развития стало богоборчество лирического героя. Важно, что цикл произведений «необиблейского» эпоса и лирики революционных лет 1917-1919 гг. являются «глубоко национальным по духу» . В стремлении лирического героя изменить мир, в нарастании преображенческих идей выражается «русское мессианское сознание и его метаморфозы во время революции» . Здесь воплотилась вера народа в особое духовное и историческое призвание России, где место внешней пассивности восприятия мира занимает преобразовательная активность людей: Плечьми трясем мы небо,/Руками зыбим мрак/И в тощий колос хлеба/Вдыхаем звездный злак . Масштабы чаемых изменений, которыми мыслит лирический герой, расширяемые до уровня вселенной, также раскрывают особенности национального мышления, которое в наиболее важные моменты истории оперирует космическими категориями, не довольствуясь индивидуальными нуждами и потребностями. Сознание лирического героя развивается в рамках православного религиозного мышления: только через очищение (в купели русской революции) возможно обретение новой богооткровенной истины. Лирический герой демонстрирует свойственную русскому человеку способность вмещать в себя все многообразие отношения к миру, при этом обнаруживает неспособность отделить главное от второстепенного, что приводит к обострению проблемы «веры и безверия». Подтверждая размышления Ф.М. Достоевского о способности русского характера ввергаться в «круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения» , лирический герой в своем «паденьи роковом» доходит до кощунства и нигилизма, что позволяет увидеть таящуюся в национальном характере «потребность отрицания всего, самой главной святыни сердца своего,...перед которой сейчас лишь благоговел и которая вдруг как будто стала ему невыносимым каким-то бременем» : Я иное постиг ученье/Прободающих вечность звезд…/Проклинаю дыхание Китежа/И все лощины его дорог .

«Маленькие поэмы» 1917-1919 гг. отражают эсхатологичность национального мышления. "Апокалиптические взрывы", волнообразно накрывающие Россию, выявляют внутреннюю нацеленность народа не на завоевание лучшего и устранение мешающего, а на возвращение к прежним ценностным ориентирам... обращению к «естественной модели своей культуры» .

Важнейшим моментом для понимания сущности национального характера является вопрос нравственных идеалов и ориентиров русского человека, устойчивость и непоколебимость которых раскрывается в образе лирического героя 1919-1920 годов. Пережив «в бытовых подробностях и мистических прозрениях трагедию русской души» , ощутив бесплодность пережитых надежд и иллюзорность планов, он вновь впадает в крайность: надевает маску поэта-хулигана, который протестует против действительности и бежит от нее. Лирический герой переживает драму «русской крестьянско-христианской души, из которой было грубо вынуто божественное и святое, оскорблен, раздавлен ее освященный быт…» . Образ хулигана не случаен, он «глубоко укоренен в субстанциональной структуре русского национального характера» , в нем сплелись «неизъяснимая душевная неудовлетворенность» (Е. Аничков), сами хулиганские выходки и то лирическое переживание этих пластов, которое ощущает в себе герой.

В маске хулигана-юродивого, он пытается высказать неприятие и отрицание «перевернутой» реальности, в которой живет: Нет, уж лучше мне не смотреть,/Чтобы вдруг не увидеть хужего./Я на эту ржавую мреть/Буду щурить глаза и суживать . Выходом из этого круговорота духовных испытаний стала ориентация на свойственную крестьянскому мироощущению неразрывную связь с сущностью российского бытия, сакральным и профанный его миром.

Следующий этап биографии лирического героя отражает свойственную русскому человеку стремительность дойти «до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда» и с «жаждою самосохранения и покаяния спасти себя самого» . Не случайно, творчество Есенина 1923-1925 годов открывает перед нами преображенный образ лирического героя. В маске «бывшего хулигана», «мечтающего стать певцом новой России», исповедуясь перед «обществом» глубоко и искренне, он раскрывает особенности национального самосознания. Совестливость, сохраненная героем в бурных перипетиях истории, сожаление о содеянном, попытка разобраться в допущенных ошибках сливаются «в типично русские ноты раскаяния» (А. Блок): Был я весь, как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий . Привитое русскому народу христианской культурой понимание жизни как несения своего креста, извилистости этих дорог, где неизбежны «внутренние кризисы, провалы, шатания», сформировало миросозерцание, где самокритика и самоосуждение стали отличительной чертой русской нации. «Нет народа, который до такой бы степени любил бы ругать себя, изобличать себя, смеяться над собой», - писал об этом философ Б. Вышеславцев . Искренность и сердечность, неподдельность, «настоящность» в проявлении своих чувств и задушевность, которые проявляет лирический герой, характеризуют его как «русского человека в полной мере» .

Путь, который проходит лирический герой, от стремления к высоким идеалам через разочарование и духовный кризис к восстановлению и обновление душевного уклада, является закономерным для развития внутреннего мира русского. Православная антропология рассматривает человека как свободную личность, которая или идет к Богу или удаляется от него. Поэтому взлеты и падения духа свойственны каждому верующему. Глубоко укорененное в русском народе «сердечное знание Христа» является той самой силой, идеей, которая в конечном итоге держит народ, определяет вектор его развития: Ты прости, что я в Бога не верую-/Я молюсь ему по ночам./Так мне нужно. И нужно молиться .

Подводя итоги, отметим, что образ лирического героя в творчестве Есенина эволюционирует, тем самым реализуя и развивая доминанты национального характера. Ведущим фактором развития национального характера является православное исповедание христианской веры, которое имеет свои специфические особенности и реализуется в его русском варианте – народном христианстве в разных плоскостях: мировоззренческом комплексе, нравственно-этическом (поведенческом), эстетическом. Лирический герой Есенина выражает созерцательность и софийность народного мироощущения, эсхатологическое и мессианское сознание, соборное мышление, жажду духовного обогащения. Милосердие, совестливость, искренность, стихийность раскрывают национальное своеобразие его характера.

В связи с вышесказанным, эволюция национального характера в поэзии Есенина видится нам следующим образом: от цельного православного вероисповедания через отклонение от нормы (грехопадение) к возвращению к прежним идеалам, но на более высоком уровне их восприятия и осуществления.

Литература:

  1. Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея: Сб. статей. М.: Республика, 1992. 496 с.
  2. Бердяев Н.А. Русская идея М.: «Сварог и К», 1997. 540 с.
  3. Вейдле В. Еще о «русской душе» // Современные записки. Париж, 1939. № 68. С. 439.
  4. Воронова О.Е. С. Есенин и русская духовная культура. Рязань: Узорочье, 2002. 520 с.
  5. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6. С.115.
  6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. СПб.: Лениздат. 1999. 527 с.
  7. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. Т 1. ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. – М.: Наука: Голос, 1995-2001.
  8. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: Т.2
  9. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: Т.4
  10. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. 367 с.
  11. Лосский Н. О. Характер русского народа. М.: «ДАРЪ», 2005. 336 с.
  12. Мамлеев Ю.В. Духовный смысл поэзии Есенина // Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинский сборник. – Вып. III. М.: Наследие, 1997. 528 с.
  13. Пяткин С.Н. Пушкин в художественном сознании Есенина. Арзамас: АГАПИ, 2007. 367 с.
  14. Русское зарубежье о Есенине: в 2 т. Т.1: Воспоминания/Вступ.ст., сост., коммент. Н.И. Шубникова-Гусева. - М.: «Инкон», 1993. 328 с.
  15. Семенова С. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. 590 с.
  16. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея: Сб. статей. М.: Республика, 1992. 496 с.
  17. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская духовная вера по народным стихам. М: Прогресс: Гнозис, 1991. 186 с.
  18. Федотов Г.П. Святые Древней Руси (Х-ХVII вв.). М.: Моск. рабочий, 1990.269 с.
  19. Флоренский П.А. Православие: Очерки учения православной церкви. Париж, 1989.
  20. Флоровский Г.В. Восточные отцы 4 века. Париж, 1931. Репринтное издание Париж, 1990.

Есенин С. А.

Сочинение по произведению на тему: Лирический герой Есенина

Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
"В стихах моих, - писал Есенин в 1924 году, - читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование." Этим "лирическим чувствованием" проникнуто все творчество поэта.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
("Осень")
В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а "дерево жизни". Об этом поэт пишет в статье "Ключи Марии". Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. "Я" героя растворяется в природе, сливается с ней.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив - мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.
Идет возлюбленная мати
С пречистым ликом на руках.
"Письмо к матери" - это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата - это образ деревни, конек на крыше "есть знак устремления". Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.
Есенинские цвета - это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника ("Пахнет яблоком и медом."). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение.
Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: "Пригорюнились девушки-ели", "плачет метель, как цыганская скрипка", черемуха "спит в белой накидке". Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: "Я последний поэт деревни."
Но у Есенина Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной, городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости.
Да, теперь решено без возврата,
Я покинул родные поля.
И вот "поэт деревни" становится лишь "захожим богомольцем". Герой уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно. "Заблудший сын" возвращается на пепелище. Герой переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Углубляется конфликт между живым и “железным”. Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение революции.
Приемлю все. Как есть, все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Поэт не может принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного. С одной стороны, революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны - свежесть. С образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.
Народ стонал.
И в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь.
И он пришел.
Разумом лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с переменами. "Я" героя как бы раздваивается, разрушается. "Конь стальной победил коня живого". В этом и состоит трагедия, - трагедия дисгармонии с миром.
Путь лирического героя - это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века.

МБОУ «СОШ № 7 г. Йошкар-Олы»

11 класс

Учитель: Сорокина А.Э.

Тема: Эволюция лирического героя в творчестве

Сергея Александровича Есенина.

( 1895-1925)

11 класс

Вид занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Использование современной образовательной технологии:

технология проблемного обучения.

Проблемный вопрос : какова эволюция лирического героя в творчестве С.А.Есенина?

Цели занятия:

    Обучающие:

Познакомить с эволюцией лирического героя в творчестве С.А.Есенина.

    Развивающие: способствовать развитию:

Логического мышления студентов,

Монологической речи,

Вырабатывать навыки анализа текста стихотворения,

Выразительного чтения стихотворений,

Чтения наизусть,

Творческих способностей студентов.

    Воспитательные: способствовать

Воспитанию любви к родине, природе, жизни, гражданской позиции, формированию морально-нравственных ориентиров студентов,

Приобщению к профессии конструктора-модельера.

Требования к студентам:

    Студенты должны иметь представление об

эволюции лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина.

    Студенты должны знать

определение термина «лирический герой стихотворения», план анализа стихотворения.

    Студенты должны уметь

Методы учения:

    Проблемный.

    Частично-поисковый;

    Репродуктивный;

Методы преподавания:

    Побуждающий.

    Объяснительный;

    Стимулирующий;

Междисциплинарные связи:

История. Октябрьская революция 1917 года.

Биология. Эволюция.

Внутридисциплинарные связи:

    Образ лирического героя в стихотворении.

    Анализ текста стихотворного произведения.

Средства обучения:

    Учебно-методическая литература :

Сборники и тексты стихотворений С.А.Есенина.

    Учебно-наглядные пособия :

Слайды компьютерной презентации.

    Технические средства обучения :

Мультимедийный проектор;

Компьютер.

Литература:

Основная:

    Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2010.

    Сергей Есенин. Стихотворения. Поэмы; Сост. А.А.Козловский. - «Правда», 1984.

Ход урока:

    Орг.момент.

Приветствие;

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для работы на

Уроке;

Оформление записей в журнале;

Определение отсутствующих.

    Изучение нового учебного материала.

    Работа с терминами:

Вспомните из уроков биологии, что означает термин «эволюция». (Развитие.)

Что означает термин «лирический герой стихотворения»? (Образ, под маской которого скрывается поэт.)

    Постановка цели урока, формулировка проблемного вопроса.

Итак, наша с вами задача – пронаблюдать за тем, как менялся образ главного героя на протяжении всего творческого пути Сергея Александровича Есенина. В конце сегодняшнего занятия вы должны ответить на такой вопрос: какова эволюция лирического героя в творчестве С.А.Есенина?

    Оформление записей в тетради (число, вид работы, тема урока).

    Работа с портретом.

Взгляните на портрет С.А.Есенина. Каким он вам представляется?

(Красивый, взгляд открытый, выразительный, творческая личность, все детали внешности (аксессуары) продуманы до мелочей.)

Сергей Есенин с тростью. Фото – 1919 год.

Перечислим яркие факты из жизни поэта.

(Доклад студентки)

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в Рязанском селе Константиново. Поэт происходил из крестьянской семьи. Отец - Александр Никитич Есенин (работал в мясной лавке в Москве), мать - Татьяна Фёдоровна Титова. Мать была выдана замуж поневоле, когда Серёже исполнилось два года, семья распалась. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных стихов, песен, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы.

В Константинове Есенин с отличием окончил местное земское училище, после чего продолжил обучение в церковно-учительской школе городка Спас-Клепики. Есенин обучался на учителя грамоты, однако эта профессия его не привлекала, и в 1912 году он уехал вместе с отцом на заработки в Москву.

В Москве он сначала работал в мясной лавке, затем – в книжном магазине.

В 1913 году поступил на историко-философский факультет университета имени А.Шанявского. Проучился там полтора года, одновременно с этим работал в типографии И.Д.Сытина и общался со многими известными поэтами.

С.А.Есенин. 1913 год

(Доклад студентки)

Стихи Есенин начал писать в девять лет, но тогда его сочинения походили больше на частушки и народные напевы. С 1912 года сотрудничал с «Суриковским литературно-музыкальным кружком», где нашел много единомышленников.

Сергей Есенин. 1914 год

В 1915 году Есенин осознал, что литературная жизнь проходит в основном в столице, поэтому переехал в Петроград, где очень скоро стал желанным гостем престижных литературных салонов. В Петрограде он встретился с А.Блоком и прочёл ему свои стихи. А.Блок их высоко оценил, познакомил Есенина с Н.Клюевым, с которым Сергей Александрович впоследствии подружился.

Сергей Есенин с Н.А.Клюевым. Осень 1916 г.

1 февраля 1916 года выходит его первый сборник стихотворений – «Радуница». Критики с восторгом приняли сборник, отмечая непосредственность и природный вкус автора. Есенин быстро стал популярным: златокудрый крестьянский юноша символизировал что-то близкое, родное, но навсегда уходящее.

Сергей Есенин у берёзы. Фото 1918 года.

В период I мировой войны Есенину удалось избежать отправки в действующую армию: его пристроили санитаром в Царскосельский лазарет, который патронировала сама императрица.

Природа России, несомненно, нашла прямое отражение в творчестве Есенина. Убедимся в этом, послушав стихотворение «Берёза».

1) О чём говорится в стихотворении?

(Описывается белая берёза зимой.)

(Радость, нежность, любовь ко всему живому: к берёзе, снегу, зиме).

(Романтичный юноша, безмерно любящий природу.)

Стихотворение «Берёза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

1913

Итак, лирический герой раннего творчества Есенина – романтичный юноша, безгранично любящий природу, Родину.

Стихотворение «Поёт зима, аукает».

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910

Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в данном стихотворении?

(Описывается природа зимой.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя стихотворения?

(Нежность радость, упоение, любовь, жалость к беззащитным существам.)

3) Каким вам представляется образ лирического героя?

(Романтичный юноша, любящий природу и Родину.)

Тема Родины занимает одно из главных мест в творчестве Есенина: любовью к России, болью за её дальнейшую судьбу проникнута каждая строчка стихотворения поэта. Подтверждением этого являются уже ранние стихи, в частности стихотворение «Гой ты Русь, моя родная!»

Стихотворение «Гой, ты Русь, моя родная».

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914

Вопросы для анализа стихотворения:

(О Руси.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя данного стихотворения?

(Любовь, преданность, нежность, радость, наслаждение, упоение.)

3) Опишите образ лирического героя, под маской которого скрывается поэт.

Итак, каков образ лирического героя ранней поры в лирике Есенина?

(Романтичный юноша, безмерно любящий Родину.)

Стихотворение «Сторона ль моя, сторонка».

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...


Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

1914

Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в строчках данного стихотворения?

(Описывается деревня.)

2) Какой представляется Родина поэту? Найдите примеры из текста.

3) Какие чувства переполняют лирического героя?

(Грусть, печаль, отчаяние, боль за будущее России.)

4) Каков образ лирического героя?

(Когда-то беспечный, романтичный юноша начинает задумываться о будущем Родины: оно его страшит из-за разрухи.)

Печалью и отчаянием из-за опустошения и исчезновения деревенского быта проникнуты строчки стихотворения «Край ты мой заброшенный».

Стихотворение «Край ты мой заброшенный».

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

1914

Стихотворение «Топи да болота».

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

1914

Вопросы для анализа стихотворения:

1) Какой представляется Родина поэту?

(Заброшенной, забытой богом страной.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя в строчках данного стихотворения?

(Грусть, отчаяние, тоска, безнадёжность, безысходность.)

3) Опишите образ лирического героя данного стихотворения.

(Произошла смена характера лирического героя: нет былого романтизма, беспечности, поэт всерьёз задумался о будущем России, она воспринимается забытой, заброшенной богом страной.)

Предреволюционная обстановка не оставила Есенина равнодушным. В революции поэт видел силу, которая возродит деревню, село, а значит, и Россию, деревенский быт – крестьянский рай. Эта восторженная уверенность звучит в поэме «Инония» и стихотворении «О, Русь, взмахни крылами».

Конечно, в действительности ни о каком возрождении деревни в результате Октябрьской революции 1917 года не могло быть и речи. Поэт всё больше убеждался в жестокости, антигуманности мер, к которым прибегали большевики, и осознание этого факта всё более удручало и ужасало поэта. Осознание несбыточности мечты о возрождении крестьянской Родины всё больше привносит в лирику Есенина пессимистический настрой. Отчаянием, разочарованностью, унынием, безысходностью проникнуты строчки стихотворения «Я последний поэт деревни» и цикл «Москва кабацкая».

Петроград. 1917 год.

Давайте убедимся в сказанном, прочитав стихотворение «Я обманывать себя не стану».

Задания для анализа стихотворения:

1) Определите душевное состояние лирического героя. Какие чувства его переполняют?

(Отчаяние, разочарованность, безысходность.)

2) Определите образ лирического героя в строчках данного стихотворения.

(Скандалист, разуверившийся, отчаянный хулиган.)

Стихотворение «Я обманывать себя не стану».

Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.

Я московский, озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку.

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин.
В глупой страсти сердце жить не в силе.
В нём удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею.
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

1922

Итак, лирический герой стихотворений Есенина послереволюционного периода хулиган, скандалист, шарлатан.

Увлечение творчеством Омара Хайяма, пережитое в период пребывания в Баку, Тифлисе и Ташкенте нашло отражение в цикле стихов «Персидские мотивы». Прочитаем одно из ярких стихотворений «Шаганэ, ты моя Шаганэ».

Стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ»

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

1924

Вопросы для анализа стихотворения:

1) О ком говорится в стихотворении?

(О персиянке-красавице.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя и почему?

(Грусть по Родине, лирический герой живёт воспоминаниями о первой любви.)

3) Опишите образ лирического героя.

(Отчаянный, разочарованный, умудрённый опытом молодой человек.)

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Роковую роль в жизни С.Есенина сыграла американская танцовщица Айседора Дункан, с которой поэт познакомился осенью 1921 года в период злой тоски и растерянности. Чтобы духовно поддержать поэта, избавить от уныния, отчаяния и безысходности, Айседора Дункан решила показать ему мир. В течение полутора лет поэт вместе с Айседорой посетил Европу и Северную Америку.

На пароходе « Paris ». 1 октября 1922 года.

Однако по возвращении в Россию Есенин приходит к выводу, что не приемлет тех перемен, которые произошли в нашей стране в период его отсутствия: поэт не принимает Советскую власть (хотя надевает на себя маску «попутчика»), будущее Родины Есенина пугает. Это отразилось в стихотворениях «Русь Советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная».

Наиболее явственно эволюция мировоззрения лирического героя в творчестве Есенина отразилась в автобиографическом стихотворении «Мой путь». Прочитаем его.

Стихотворение «Мой путь».

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот...
И бабка что-то грустное,
Степное пела,

Порой зевая
И крестя свой рот.

Метель ревела.
Под оконцем
Как будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя
Вела войну с японцем,
И всем далекие
Мерещились кресты.

Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В Бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств

Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело...
Ну, а если тянет -
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».

Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
..............

Года текли.
Года меняют лица -
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский -
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.

И, заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.

Тогда я понял,
Что такое Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт,
Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только......
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

Россия... Царщина...
Тоска...
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

Посмотрим -
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы -

И к розам...
Но этот хлеб,
Что жрете вы,-
Ведь мы его того-с...
Навозом...
...........
Еще прошли года.
В годах такое было,
О чем в словах
Всего не рассказать:
На смену царщине
С величественной силой
Рабочая предстала рать.

Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.

Уж и береза!
Чудная... А груди...
Таких грудей
У женщин не найдешь.
С полей обрызганные солнцем
Люди
Везут навстречу мне
В телегах рожь.

Им не узнать меня,
Я им прохожий.
Но вот проходит
Баба, не взглянув.
Какой-то ток
Невыразимой дрожи
Я чувствую во всю спину.

Ужель она?
Ужели не узнала?
Ну и пускай,
Пускай себе пройдет...
И без меня ей
Горечи немало -

Недаром лег
Страдальчески так рот.

По вечерам,
Надвинув ниже кепи,
Чтобы не выдать
Холода очей,-
Хожу смотреть я
Скошенные степи
И слушать,
Как звенит ручей.

Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.

И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.

<1925>

(Актуализация знаний студентов:

проверка плана стихотворения с целью определения эволюции лирического героя).

Эволюция лирического героя:

Беспечный, романтичный юноша;

Умудрённый опытом юноша, который грустит из-за разрухи в деревне;

Отчаянный хулиган, скандалист, разочаровавшийся в жизни.

Итак, в более зрелом возрасте Есенин – разочаровавшийся в жизни поэт. Этот пафос отразился в стихотворении «Письмо к женщине».

Стихотворение «Письмо к женщине».

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состояньи.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

1924

Отчаяние, грусть, безысходность, разочарование в жизни, прощание с юностью звучат в строчках стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу».

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу».

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

1921

Стихотворение «Отговорила роща золотая».

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

1924

Задание по тексту:

найдите слова в стихотворении, подтверждающие разочарованность и потерю смысла в жизни, отчаяние лирического героя.

Стихотворение «Клён ты мой опавший».

,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Итак, определите образ лирического героя последних лет жизни.

(Отчаянный, разочарованный, потерявший смысл в жизни скандалист.)

Убедимся в этом послушав следующие стихотворения:

Стихотворение «Собаке Качалова».

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

1925

Задание по тексту:

1.О чём размышляет лирический герой в данном стихотворении?

(О жизни, вспоминает девушку, с которой когда встречался и которую до сих пор любит.)

2. Какие чувства переполняют лирического героя?

(Грусть, печаль, тоска, ощущение вины, одиночество.)

3. Охарактеризуйте образ лирического героя данного стихотворения.

(Умудрённый опытом, разочаровавшийся человек.)

Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь».

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,-
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Судьба распорядилась так, что поэту не суждено было прожить долго: ему было лишь 30 лет, когда его жизнь прервалась, но его жизнь была яркой вспышкой, которая оставила яркий след в душах целого поколения. И сейчас Сергей Александрович Есенин – самый читаемый поэт.

Есенин умер 28 декабря 1925 года. Официальная причина смерти – самоубийство. Его нашли повешенным на трубе в ленинградской гостинице «Англетер».
Там же было найдено его последнее стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанное кровью.

Сергей Есенин. 1925 год.

Последнее стихотворение Есенина, написанное кровью.

Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья».

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

1925›

В заключении посмотрим видеоролик о жизни и творчестве Сергея Есенина .

Самостоятельная работа студентов: задание: прочитать самостоятельно несколько стихотворений, выбрать наиболее понравившееся.

    Выводы по уроку:

    Выводы

38. Лирический герой поэзии С.Есенина

Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Николая Клюева, Петра Орешина, Александра Ширяевца. –счит крест поэтами.

Складывается в 10-е годы. Основоположник – Клюев. Поэзия выходцев из деревни по образцам фольклорных жанров (плясовые или лирич. песни). Крестьянская поэзия предельно оптимистична по тону или недовольство миром выражала в форме жалоб. Открытые жанры фольклора. Поддержка критиков, т к воспринимались как голос народа и соответствовало образу человека из народа, что сложился в нас. 20-го века (каким должен быть рус. чел). Новокрестьянская поэзия выступает как дискуссионная поэзии 19 века. Переоткрытие рус. крестьянина. Осн. акцент в тв-ве – закрытые фольк. жанры. Они писали о труде и быте русского крестьянина. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шу4много, чуждого живой природе города.

С.А. Есенин- «чувство родины- основное в моем творчестве». Его родина- малая рязанская земля, воспевание деревенской, патриархальной России.

1 этап творчества - условно до 20-х г. Жизнеутверждающие мотивы, глубокое чувство любви к родине, кровная связь с ней. Лир герой погружен в Русь, готов в ней раствориться. Природа- та среда, без котрой нет его бытия:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных 1914г

Образ дома - центр деревенской вселенной:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты- в ризах образа

Не видать конца и края-

Толкьо синь сосет глаза 1914г

Первый сборник стихов «Радуница» (1916) привлек внимание проникновенным изображением природы и «праздничностью зрении», которую сам Есенин впоследствии осознал как живую черту народного мироощущения, связав её с органической образностью русского языка, с обрядовым и орнаментальным народным искусством «Радуница» - название взято из религиозного календаря.

Лир герой воспринимает мир через предметы крестьянского быта , на них выстроена образная система. Идея имаженизма выросла из этой образности:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Переплетение с религиозными мотивами, христ праздниками:

Пахнет яблоком и медом

По церкам твой кроткий Спас

Родина- это Святая Русь:

И мыслил и читал я по библии ветров

И пас со мной Исайя моих златых коров.

Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, месяц – ягненку. Картины природы уже в ранних стихах сливались в единый образ России. Лирический герой – странник, идущий на богомолье. Мотив дороги и скитания:

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам

Покину хижину мою,

Уйду продягою и вором. 1916

Его Россия нищая, неустроенная, но не смиренная, а мятежная. В стихах о России всегда звучат мотивы тревожного ожидания, нарастающего острого протеста. Надежда на перемены:

О,Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь! ...и затем

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь. 1917

В этом стихе встреч образ Алексея Кольцова, подним подразумевается Клюев.

2 этап- 20-е годы Лир герой- «последний поэт деревни», «хулиган». Скандальная эпотирующая роль, яко бы отказ от темы деревни- душевные противоречия «был я весь как запущенный сад». Осмысление механизации деревни- перестает быть родной:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Чувства лирического героя Есенина часто полярны , в душе героя борются противоречивые начала, середины нет, есть крайности:

Пускай бываю иногда я пьяным,

Зато в глазах моих прозрений дивный свет.

Отражение сути русского характера + отчаяние борьбы за Родину, мысль о том, что все утрачено безвозвратно. Историю понимает как производную действий стихийных сил. Формула исторической стихии-революции:

Было время безумных действий,

Время действий стихийных сил!

Тема "Страны негодяев" -"Москва кабацкая", 1921-1924 г . Тема цикла - бесприютность поэта, крушение его идеала социалистического рая. Лирический герой включенных в цикл стихотворений - жертва, как и сама деревня; он неприкаян в социалистической стране, "отовсюду гонимый". При подготовке к изданию поэту пришлось вычеркнуть две строфы из стихотворения "Снова пьют здесь, дерутся и плачут...", в которых выражались его оппозиционные настроения, и звучала тема крестьянских восстаний: "Ах, сегодня так весело россам. / Самогонного спирта - река. / Гармонист с провалившимся носом / Им про Волгу поет и про Чека"; "Жалко им, что Октябрь суровый / Обманул их в своей пурге. / И уж удалью точится новой / Крепко спрятанный нож в сапоге".

Отрекаясь от революции, он отрекался и от своей прежней роли преобразователя, пророка Инонии. В лирическом герое "Москвы кабацкой" "прояснилась омуть в сердце мглистом", происходило освобождение от своего мятежного двойника. В "Москву кабацкую" Есенин включил стихотворение "Я обманывать себя не стану..." - свое поэтическое оправдание:

Не злодей я и не грабил лесом,

Не расстреливал несчастных по темницам.

Я всего лишь уличный повеса,

Улыбающийся встречным лицам.

"Кабацкие", русской поэзии не свойственные мотивы ("И известность моя не хуже, - / От Москвы по парижскую рвань / Мое имя наводит ужас, / Как заборная, громкая брань") обрели в цикле драматическое, исповедальное звучание, раскрыли тему одиночества и печали поэта, наполнились элегическим содержанием; не случайно строки "На московских изогнутые улицах / Умереть знать судил мне Бог " явились откликом на пушкинские "Дорожные жалобы" ("На большой мне, знать, дороге / Умереть Господь судил").

В сборник "Москва кабацкая" (1924) С. Есенин включил цикл "Любовь хулигана", в котором любовь обрела очищающую силу , она излечивала душу поэта, наполняла ее нежностью. Этот цикл композиционно выстроен как роман о влюбленном герое от зарождения чувства до его окончания, от "первый раз я запел про любовь" до "разлюбил тебя не вчера?"

Если в книге "Стихи скандалиста" (1923) любовь была "заразой", "чумой", с циничным словом, с эпатирующими определениями типа "Наша жизнь - простыня и кровать. / Наша жизнь - поцелуй в омут", то в "Любви хулигана" образ любви светел, и потому лирический герой заявлял: "В первый раз отрекаюсь скандалить", "Разонравилось пить и плясать / И терять свою жизнь без оглядки". Эта любовь настолько чиста, что любимая ассоциировалась с иконным ликом: "Твой иконный и строгий лик / По часовням висел в рязанях" . В "Любви хулигана" С. Есенин описал осеннюю, зрелую любовь к осенней женщине. Осень в стихах цикла - не только возраст, не только время года, но и состояние души.: "И глаз осенняя усталость", "О, возраст осени! Он мне / Дороже юности и лета ". Психологическая лирика, в ней осенние настроения поэта были созвучны философии покоя, которая стала главной темой поздней поэзии С. Есенина.

3 этап- 24-25 г 1924 г. готов постичь «коммуной вздыбленную Русь», быть настоящим сыном в «великих штатах СССР». Он публикует «Русь уходящую» - свое признание победы новой России,но сам он в стихотворении «Метель» признавался: «Но одолеть не мог никак / Пяти страниц / Из «Капитала ». Альянса поэта и власти не произошло.Пушкинская тема гармонии и естественной преемственности поколений обрела драматическую тональность: бесприютный лирический герой уступает место новой жизни, но не принимает ее.

Попытка обрести согласие с самим собой и с миром в «Персидских мотивах»(осень 1924 по август 1925 г). Теперь выдуманная Персия соответствовала идеалу, именно там поэт стремился обрести покой: «Улеглась моя былая рана - / Пьяный бред не гложет сердце мне . Его муза - пери, Лала, Шаганэ, Гелия... Как в персидской лирике, в стихах С. Есенина раскрывается искусство любви, ее грамматика: от подарков любимой («Подарю я шаль из Хороссана / И ковер ширазский подарю»), ласковых речей («Как сказать мне для прекрасной Лапы / По-персидски нежное „люблю“?» до красоты любовного страдания («Ты дала красивое страданье»), до ревности, без которой любовь умирает («Ни к чему в любви моей отвага. / И зачем? Кому мне песни петь? - / Если стала неревнивой Шага).

Однако Персия дает временный покой. Тема цикла - ностальгия по России . В любовные мотивы + образ родины «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий», «Мне пора обратно ехать в Русь ». В «Персидских мотивах» прозвучала пушкинская тема «я сам обманываться рад»:

Глупое сердце, не бейся!Все мы обмануты счастьем,Нищий лишь просит участья...

Глупое сердце, не бейся.

В лирике 1925 г. мотив смерти. В стихотворениях «Вижу сон. Дорога черная...», «Не вернусь я в отчий дом...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Гори, звезда моя, не падай...»смерть представлена как естественное увядание жизни , сам поэт молит о спокойной кончине. В смиренном, кротком, по сути - православном отношении к смерти в лирике С. Есенина нашла продолжение традиция русской классической поэзии - это и «Дар напрасный, дар случайный...», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» А. Пушкина, и часто цитируемое Есениным «Завещание» М. Лермонтова, и «Две силы есть - две роковые силы...» Ф. Тютчева. В соответствии с этой традицией в есенинской теме увядания не было декаданса. Ожидание смерти сочеталось в лирике Есенина с радостью жизни. Увядающая сила!

Умирать - так умирать!

До кончины губы милой

Я хотел бы целовать.

В 1925 г. в любовной лирике С. Есенина раскрылась донжуанская тема. Эта любовь - без страдания, умиротворяющая, она соответствует настрою поэта на душевный покой. Лирический герой С. Есенина подмечает в себе любовную легкость и стремление к вечному любовному счастью: «Походить я стал на Дон-Жуана, / Как заправский ветреный поэт».

Поэт прошел путь от крайностей, от мятежности к покою - традиционный русский путь. Потому он говорит себе: «Стой, душа. Мы с тобой проехали / Через бурный положенный путь», потому теперь «все спокойно впивает грудь». Философская концепция - «принимаю» - выразились в зимнем цикле 1925 г. В этих стихах отразился жизненный тонус поэта, его душевный покой, физическая бодрость, его расставание с тревогой и тоской. Образ зимы выразил поэтическую высоту С. Есенина. Автологический стиль сочетается с есенинской метафоричностью. Сравнения, параллелизмы, ясная деталь - все это создавало образ природы - и как пейзажа, и как вселенского мира, и как состояния лирического героя. Метафора в пейзаже С. Есенина - не только форма, прежде всего она выражала есенинское мирочувствование, его панпсихизм. Его метели плачут, как цыганская скрипка, ветер свищет обалдев и т.д. Р.

Поздняя лирика С. Есенина наполнена пушкинизмами. К пушкинскому Моцарту поэт обратился, задумав свою последнюю поэму «Черный человек». Поэтическая исповедь была написана под явным впечатлением от «Моцарта и Сальери» Пушкина. Незадолго до гибели к пушкинскому Моцарту приходит человек в черном и заказывает ему «Реквием». Он становится для Моцарта наваждением, отнимает у него покой: «Мне день и ночь покоя не дает / Мой черный человек. За мною всюду / Как тень он гонится. Вот и теперь / Мне кажется, он с нами сам-третей / Сидит». С. Есенин использовал эту же ситуацию: к лирическому герою приходит Черный человек и лишает его покоя. Он мучает поэта, он, вычленив из есенинского «целого» его неправедное «я», рисует поэта как воплощенное зло. Черный человек - образ есенинской рефлексии. В финале поэмы герою удается освободиться от черного гостя, победить свои собственные внутренние терзания, утвердить в душе согласие своих полярных «я». Лирический герой С. Есенина принимает не только мир таким, каков он есть, но и себя - как данность, как природное целое.

Путь лирического героя - это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века.

«Мои стихи -- моя биография», -- писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на протяжении всего его пути -- и в жизни, и в литературе. Действительно, лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора и, как и всякое творение, в которое вдохнули жизнь, меняется, обретает новые черты по мере духовного взросления самого поэта.

Лирический герой его ранней поэзии -- веселый и бесшабашный парень, радостно и без страха взирающий в будущее. Прямо и просто он выражает свои чувства. Стихи Есенина этого периода изобилуют картинами природы родной Руси. Именно через них поэт раскрывает мир своих чувств; его лирический герой словно растворен в любимой природе:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Излюбленным образом поэта становится образ пастуха, который чувствует себя дома среди лесов и полей:

Я пастух -- мои палаты

Межи зыбистых полей .

Тема бродяжничества, странничества также привлекает поэта в этот период творчества. Его герой стремится обойти вселенную, чтобы напитать душу «березовым молоком» матери-земли, воспевая ее в проникновенных стихах-молитвах:

Как прохожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

Ранняя любовная лирика поэта отличается откровенно языческой чувственностью, для которой не существует никаких запретов. Позже, по мере духовного взросления поэта, в ней звучат уже нотки печали, а в зрелый период творчества любовь предстает перед ним как неумолимая, роковая и грозная сила («Персидские мотивы»).

Переломом в поэзии Есенина становится 1916 год, когда поэт, наивный и неискушенный, окунается в атмосферу большого города с его головокружительными контрастами, соблазнами славы и власти, хмелем предреволюционного брожения умов. Поэт ощущает себя пророком новой религии:

Не устрашуся гибели,

Ни копий, ни стрел дождей, --

Так говорит по Библии

Пророк Есенин Сергей.

В его стихах все чаще встречаются картины зари -- символа обновления:

Верю, завтра рано

Чуть забрезжит свет

Новый над туманом

Вспыхнет Назарет.

Есенин наделяет своего героя титанической силой и мощью, он суров, деятелен и активен по контрасту с баловнем родной природы в ранних стихах поэта. Революцию Есенин воспринимает восторженно:

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь --

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Революция для него -- обновляющая, освобождающая, созидающая стихия:

Не губить пришли в мир,

А любить и верить.

В стране происходят разительные перемены, но это, увы, не тот светлый, лазурный мир, не «мужицкий рай», к которому с детства так тянуло Есенина. К поэту приходит разочарование в идеалах революции, он чувствует, что перестает понимать свой народ, а народ -- его: «Без меня будут юноши петь, / Не меня будут старцы слушать».

Есенин ощущает, что он чужд новой России. Именно в этот период он пишет свой знаменитый цикл стихов «Москва кабацкая». Лирический герой -- гуляка и хулиган, прячущий за беспечностью и удалью растущую тоску и отчаяние. В вине, разгуле он ищет забвения, в его стихах все чаще звучит предчувствие безвременной кончины, появляются мотивы ностальгии. Смена времен года символизирует для него трагический путь одинокого заблудившегося странника в мире, который перестал быть родным и понятным.

Лирический герой мучительно переживает этот разлад, его душа -- «вся в крови». Прежняя тема бродяжничества наполняется иными, трагическими мотивами -- отчужденности и неприкаянности. Ему некуда идти, у него уже нет дома, нет родины:

Да, теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля.

Разлад в его душе усугубляется. Критическое отношение к себе, отчаяние и недовольство собой приводят к тому, что в его стихах появляется чувство отстраненности по отношению к себе и своему творчеству. Появляется тема двойничества, которая достигает своего апогея в поэме «Черный человек», написанной уже в конце жизни:

Черный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой, --

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

В конце жизни лирический герой сливается с автором. Поэт предчувствует свою гибель. Итогом его творчества становятся такие

стихотворения, как «Не жалею, не зову, не плачу», «До свиданья, друг мой, до свиданья». В этом прощании поэта слышится полная покорность судьбе. Былой бунтарь смиряется и раскрывает объятия смерти. Она не страшит его, ибо это -- желанный отдых от мучительных раздумий, сомнений и неизбежных ошибок, сопутствующих жизни.

Просмотров