Какие особенности мануфактурного производства позволяют назвать. Чем отличается мануфактура от ремесленной мастерской

Ремесло́ - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла, особенно в городах привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и экспортом.

Мануфактура -большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наемных рабочих, и где широко использовалось разделение труда.

1)разделение труда

2)мануфактура является результатом промышленного переворота

3)ручной труд заменяется машинным

4)работа на заказ сменяется работой на рынок

Не раз нам доводилось при посещении музея восхищаться уникальными экспонатами, которые были созданы три и даже пять веков тому назад. Сложно даже представить, что они подчас созданы стараниями всего одного человека, по сути, «мастера на все руки». Сегодня, чтобы произвести нечто подобное, необходимы целые заводские цеха.
Ценность этих вещей неизмерима. Но сколько же времени уходило у автора на создание подобного предмета? И сколько таких, поистине шедевров, он мог изготовить за свою жизнь? Часто в помощь ремесленникам приходили подросшие дети, или же приглашались подмастерья.

Развитие мировой торговли внесло изменения и в процесс производства товаров. В связи с увеличившимся спросом ремесленники были вынуждены искать условия, которые бы способствовали улучшению их продуктивности. И если еще вчера было достаточно иметь собственную ремесленную мастерскую, то вторая половина шестнадцатого века – время зарождения мануфактур, ставших прототипом современных производств.
При том, что мануфактура являлась принципиально новым образованием, все же в ее основе были ремесленные мастерские.
Процесс превращения мастерских в мануфактуры происходил по одному из двух путей.
В первом случае внутри самой мастерской стали разделять функциональные обязанности работников (подмастерьев). Постепенно каждый стал выполнять свой объем работы, что существенно ускорило производство.
Второй путь – это объединение нескольких ремесленных мастерских, изготавливающих части одного изделия.
Итак, мануфактура и ремесленная мастерская – это предприятия ручного труда. И хоть этот фактор остался неизменным, появились и существенные изменения.

Размер предприятий

Ремесленная мастерская представлялась одним цехом, а значит и проигрывала в масштабах мануфактуре, которая включала в себя несколько цехов.

Работники

В ремесленной мастерской мог работать как один мастер, так и его ученики-подмастерья, которые изучив технологию создания того или иного изделия, могли открыть собственную мастерскую и конкурировать с бывшим «учителем».
Во главе мануфактуры стоял управляющий, а работников нанимали со стороны.

Разделение труда

В ремесленной мастерской всю работу выполнял один человек от начала до конца. Это отражалось на времени выполнения заказа, однако качество товара оставалось на высоте. При мануфактурах процесс продвигался намного быстрее, так как все этапы производства шли параллельно друг другу. Но в гонке за количество, стало существенно страдать качество.

Итак, следующие отличия мануфактуры от ремесленной мастерской:

Мануфактура, как и ремесленная мастерская, предполагала использование ручного труда, но уже с разделением его по этапам между работниками.
Мануфактура – более масштабное предприятие, чем ремесленная мастерская.
Мануфактура предлагала потребителю менее качественный товар, чем ремесленная мастерская.
Производительность мануфактуры существенно превышала производительность ремесленной мастерской.

Сравните мануфактуру и и мастерскую ремесленника. Какую особенности мануфактурного производства позволяют назвать ее предприятием нового типа?

Ответ:

Мастерская ремесленника - производство товаров силами одного (нескольких) мастеров, на территории своего проживания. Каждая сделанная вещь слегка отличалась друг от друга, а производство занимало много времени и ресурсов. Мануфактуры позволили разграничить трудовой процесс - каждый работник выполнял только одну задачу. Зачастую, мануфактуры использовали современные (на тот момент) станки и технологии (например, фапательный станок в глиномесительном производстве). В Японии даже существовал кодекс работников мануфактуры и назывался Гачи Мучи. Широко известно применение мануфактур Индейцами полуострова Юкотан, при производстве мескалина - обязательной добавки во все индейские блюда. Главная причина, по которой мануфактуры можно назвать предприятием нового типа - четкое распределение обязанностей и применение новейших технических средств (страпоновитые шестеренки, дилдовая передача и голландские штурвалы).

Похожие вопросы

  • При списывании раскройте скобки. Что помогает без контекста определить правописание слов? Составьте предложения или словосочетания с данными парами слов. Прочитайте их, соблюд ая правила орфоэпии. (вО)время - (во)врЕмя, (по)твОему - (по)твоемУ, (по)мОему - (по)моемУ, (тОт)час -(тот)чАс, (нА)смерть - (на)смЕрть, (не)сказАнно - (не)скАзанно.

Вопросы

1. Почему в XVI-XVII вв. многие изобретения внедрялись гораздо позже, чем были сделаны?

Не все изобретения были полезны, многие так и не начали использовать;

Часто мешало мировоззрение европейцев, которое было ещё отчасти консервативным (хотя и не настолько, как в прежние эпохи);

Порой цеховые мастера боялись конкуренции и добивались от властей города запрета на новые машины;

Порой новые изобретения стоили слишком дорого.

2. Как вовлеченность в рыночные отношения сказалась на судьбах крестьянства?

Рынок вызывал социальное расслоение крестьян. Среди них появлялись богатые и бедные. Бедные часто теряли землю и становились батраками, или уходили в города. В условиях капитализма феодалам и государству всегда не хватало денег, потому они увеличивали сборы с крестьян, большая их часть не богатела, а беднела. В Англии на первый план вышел процесс огораживания. Он был вызван наступления капитализма: феодалам нужно было больше овец, чтобы продавать их шерсть на мануфактуры, для выпаса овец они огораживали общинные земли и выгоняли оттуда крестьян. Из-за процесса огораживания земли лишилось множество англичан, они пополняли ряды колонистов, а также наёмных работников для назревавшей промышленной революции.

3. Почему предприниматели чаще организовывали рассеянные, а не централизованные мануфактуры?

Так они обходили запреты на создание мануфактур. На таких предприятиях трудились те же цеховые мастера формально в рамках цеховых уставов. Однако закупкой сырья и продажей продукции уже ведал предприниматель. Это позволяло ему получить больше денег. Но одновременно это позволяло и мастерам думать только о самом ремесле.

Задания

2. В «Балладе о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» Томаса Делони, впервые опубликованной в 1597 г., содержится яркое описание одной из первых текстильных мануфактур:

В горнице просторной и длинной Стояло двести станков, прочных и крепких:

На этих станках - истинная правда -

Работали двести человек,

Все в одну шеренгу.

Возле каждого из них

Сидело по прелестному мальчику,

Которые с большим восторгом

Приготовляли челноки.

А тут же, в другом помещении

Сто женщин без устали чесали шерсть,

С радостным видом и звонко

Распевая песни.

В следующей комнате, находившейся возле,

Работали сто девушек в красных юбках,

С белыми, как молоко,

Платками на головах:

Эти прелестные девушки, не переставая, пряли

В этой горнице весь день, распевая нежно-пренежно,

После этого они вошли в другую комнату,

Где увидели бедно одетых детей:

Все они сидели и щипали шерсть,

Отбирая самую тонкую от грубой;

Всех их было полтораста, детей бедных,

Слабых родителей;

В награду за свои труды каждый получал вечером

По одному пенни, кроме того,

Что они выпьют и съедят за день,

Что было для этих бедных людей

Немаловажным подспорьем.

В следующем помещении они видят

Еще пятьдесят молодцов:

Это были стригали, показывавшие здесь

Свое искусство и умение.

Тут же, возле них, работали

Целых восемьдесят гладильщиков.

Кроме того, он имел еще красильню,

При которой держал сорок человек,

Да еще на сукновальне двадцать.

Пользуясь этим источником, расскажите о том, как на мануфактуре XVI в. изготовлялось сукно. Следует ли считать эту мануфактуру централизованной или рассеянной? Подсчитайте, сколько всего работников трудилось на мануфактуре. В чем, на ваш взгляд, данный источник приукрашивает действительность?

На этой мануфактуре работало в целом 940 человек, причём работали они в нескольких помещениях одного здания, потому это была централизованная мануфактура.

Вначале стригали стригли овец, потом отделяли тонкую шерсть от грубой, потом шерсть расчёсывали и валяли, после чего на станках делали собственно полотно, после чего полотно красили.

Выполненные упражнений к рабочей тетради:
"Рабочая тетрадь по всеобщей истории. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М."
(Москва: Просвещение, 2009 - 2011 г.)

Задание № 1.

Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.

Порох; шелк; каравелла ; фарфор; винт; новые источники энергии - ветряные мельницы, каменный уголь; компас ; огнестрельное оружие ; бумага; книгопечатание ; ворот.

Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и в то же время была вместительным судном.
Компас необходим был для определения местонахождения и прокладки курса.
Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг, карт.

Задание № 2.

Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

1. Хронометр (часы) для определения времени.
2. Арбалет - холодное оружие дальнего боя.
3. Шпага - холодное оружие ближнего боя
4. Астролябия и компас - астрономические приборы для ориентирования и определения точного времени.
5. Географическая карта - изображение земной поверхности.

Задание № 3.

Выберите правильный ответ. Впервые мушкет был применен:

а) в XV в. англичанами; б) в XVI в. испанцами ;
в) в XVII в. французами; г) в XVIII в. швейцарцами.

Задание № 4.

Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?

Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан.
Для осуществления планов нужны были деньги,и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции.
Началось тяжелое плавание.
В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан -Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити .
В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки . До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка . В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии…»

Задание № 5.

Объясните выражения. В каких случаях они применялись?

Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем.
«Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка.
«Устав дырявые донашивать кафтаны… плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом.
Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан.

Задание № 6.

Выберите правильный ответ. Революция цен - это:

а) резкое вздорожание золота и падение цен на все другие товары; б) падение цен на золото и вздорожание всех других товаров ; в) замена золотых и серебряных монет бумажными деньгами.

Задание № 7.

Заполните таблицу «Великие географические открытия».

Причины Великих географических открытий Истощение ресурсов драгоценных металлов в Европе; перенаселение районов Средиземноморья; с падением Константинополя турки-османы пе-рекрыли прежние торговые пути европейцев с Востоком; научно-техничес-кий прогресс в Европе (мореплавание, вооружение, астрономия, книгопеча-тание, картография и др.); стремление к обогащению и славе.
Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель Монархи, духовенство, дворянство, купцы, военное дворянство (оставшееся не у дел и без денег после завершения реконкисты).
Цели, которые они преследовали Завоевание новых земель и расширение территорий; открытие новых торго-вых путей; личное обогащение и слава; обращение в христианство новых на-родов
Последствия Великих географических открытий Изменение представлений о мире и людях; толчок развитию наук; расшире-ние торговли и формирование единого мирового рынка; начало создания ко-лониальных империй; появление новых видов растений, в том числе пище-вых; развитие работорговли; уничтожение европейцами древнейших циви-лизаций и народов, их культуры и знаний.

Задание № 8.

На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.

Задание № 9.

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

БОГ, СЛАВА И ЗОЛОТО! Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» - за свои открытия получали титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

Задание № 10.

Напишите эссе, в котором выскажите свое мнение о том, как принцип «один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте. Для ответа используйте текст учебника, произведения художественной литературы, видео- и кинофильмы.

Задание № 11.

Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?

1. Формирование наций и национальных государств.
2. Создание государственной церкви или подчинение существующей.
3. Создание постоянных профессиональных армий.
4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.)

Задание № 12.

Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.

При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства, формированию единой нации, деспотизм - нет (Персия, Османская империя). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство, неограниченная власть монарха, приобретало разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

Задание № 13.

Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Какие положения цехового устава положительно влияли на развитие производства в XIII-XIV веках, а какие отрицательно в XV веке.
Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.

Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

Задание № 14.

Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?

В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи же способствовали росту международной и оптовой торговли.

Задание № 15.

Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура
Каковы размеры предприятий? Малый размер предприятия Большой размер предприятия
Кто работал на предприятии? Мастер (владелец мастерской) и под-мастерья Наемные рабочие
Какие орудия труда применялись? Старые ручные станки Широкое использование новых источ-ников энергии, усовершенствованных станков.
Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция? Мастеру Владельцу мануфактуры
Существовало ли разделение труда? Нет Да

Задание № 16.

Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др).

Рано утром наш купец открыл свою лавку на городском рынке. Торговал он тканями Лавка занимала весь первый этаж дома. Сам он не стоял за прилавком, а только приглядывал за своими продавцами, рассыльными и поденными работниками, которых с утра был полон рынок и которые только и искали возможность заработать лишний пенни и брались за любую работу. Людской поток шумно наполнял городскую площадь. Купец заприметил своего знакомого дворянина, пробовавшего на своих землях разводить овец. Поприветствовав друг друга, знакомые перешли к делу. Оказалось, что дворянину нужно было много ткани для праздника, который он устраивал. Но, к сожалению, в данный момент он испытывал трудности с деньгами и не мог расплатиться за ткань сразу. Выслушав дворянина, наш купец сказал: «Хорошо, я отпущу тебе ткань в долг.» Довольный дворянин промолвил: «И вправду говорят, лучше иметь друзей на рынке, чем золото в сундуке!»

Задание № 17.

В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование - станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность - наборщик, печатник, корректор и др. К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.

Типография представляет собой централизованную мануфактуру по следующим признакам: весь производственный процесс происходит в одном помещении, используется узкая специализация труда, широко использовался наемный труд, большое число работников, использование дорогого оборудования.

Задание № 18.

Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.

На биржах часто вели торговлю контрактами на поставку товаров в будущем, когда самого товара нет в наличии. Причем оплата производилась не только «живыми» деньгами, но и расписками (вексель). Продавец: «Продаю партию перца, которая придет через полгода!» Покупатель: «Покупаю, но расплачусь векселем».

Задание № 19.

Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:

а) развитие мануфактур ; б) крестовые походы; в) увеличение числа наемных работников ; г) натуральное хозяйство; д) рост числа предпринимателей ?

Задание № 20.

Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:

а) купцы; б) банкиры ; в) наемные рабочие на мануфактурах; г) владельцы мануфактур .

Задание № 21.

Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства:

а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников ;
б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией воды;
в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла;
г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-предпринимателям необходимые денежные средства для организации мануфактур;
д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских
;
е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

Задание № 22.

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?

Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Недаром крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке первенство в торговле переходит к англичанам и голландцам.

Задание № 23.

О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:

а) Париж; б) Кельн; в) Антверпен ; г) Лондон?

Задание № 24.

Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Задание № 25.

Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.


а) мода эпохи Возрождения характеризовалась свободными нарядами, богато украшенными вышивкой и драгоценностями, появлением берета (картинки 5 и 7);
б) испанская мода - это дань чопорности и строгости, отказ от декольте, открытых рукавов (картинки 6 и 9);
в) венецианская мода - отдушина и бунт против испанской строгости, предвестница барокко (картинка 3);
г) французская мода (рококо) - пышность, камзолы, жилеты, парики, фантастические прически дам, кринолины, открытое декольте, обилие кружев, воланов и узоров.

Задание № 26.

Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?

16-17 века. а) меню крестьянина: хлеб из ржи или овса, чечевичная похлебка или каша, лук, вода б)меню бедного горожанина: чечевичная похлебка или каша (или овсяная), хлеб ржаной или овсяный, рыба, лук, вода. в) меню буржуа или аристократа: овощи, мясо, фрукты, рыба, вино, пряности.
18 век. а) и б) не изменились значительно, может только картофель входил в обиход. в) меню зажиточных слоев населения пополнили чай, кофе, шоколад, белый хлеб, сахар.

Задание № 27.

Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города в тексте выделены красным цветом) и черты, присущие городам Нового времени (зеленым цветом). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

…...Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами ; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями. Застава есть небольшой домик, который пленяет вас кра-ертой архитектуры своей . Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цветущими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут вёселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей пьют вино и поют водевили...
...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной плошали возвышается статуя Людовика 15, окруженная белым мраморным балюстрадом . Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сала Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу : вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так называемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю . Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, Замки, храмы - красивые берега Сены, гранитные моста, на которых толпятся тысячи людей, сгучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавю^г ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов , - зажмете нос и закроете глаза.
...Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет.

Задание № 28.

Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.

Питание европейцев зависело от имущественного положения.
а) ужин в семье буржуа;
б) ужин в бедняцкой семье;
в) ужин в знатной аристократической семье.

Просмотров