Османская империя. Танзимат (реформы Османской империи) Танзимат в османской империи

Танзиматские реформы в Османской империи, их итоги

Танзимат = «преобразования», «реформы». Принятое в литературе название преобразований с 1839 г. до 1870-х гг. Танзимат быль вызван кризисом Порты, возникшим в конце XVIII в., экономическим и политическим упадком страны, поражением в войнах, сепаратизмом феодалов, недовольством народных масс и их восстаниями. Вся ситуация породила стремление спасти империю от распада и гибели НЕ затрагивая основ системы.

Первые попытки преобразований – еще до танзимата. Попытки султана Селима III : низам‑и-джедид (1789-1807) (обновленное устройство) – укрепление центральной власти, прежде всего – создание регулярной обученной армии a ‑ la Европа. В к. 18 в. (1792‑93) он создает военные школы, приглашает фр инструкторов и т.д., но янычары ^ новых войск, а д/реформ нужны средства Þ­ налогов Þ­ восстаний Þ все свернули.

Затем – Махмуд II (1808-1839).

1826 г . – уничтожил янычарское и создал регулярное войско под рук‑вом египетских офицеров, янычары взбунтовались Þ их корпус ¯ , т-рь можно реорганизовать армию.

1830-е гг.: - реформы в разл сферах Þ уничтожение сипахийской системы (ленников, получавших от султана землю за службу), установление господства крупного частного феод землевладения. Администр. реформа: страну разделили на вилайеты (губернии) и санджаки (уезды), во главе – назначаемые чиновники. Госаппарат: созданы министерства, возобновляется функционирование посольств в Европе, туда же – молодежь д/обучения, ­ светское образование. В Стамбуле – 1-я правит‑я газета с 1831 г.

Но кризис развивался – национально-освободительные революции балканских народов (независимость Греции, автономия Сербии, волнения курдов). Иностранный капитал сильнее проник в экономику курдов.

Поражение от Египта в 1839 г. – плевок в лицо Турции. Нац. унижение.

Танзимат . Некоторые члены 2 высших госсоветов (созд в 1838 г. из высшей бюрократии) понимают ограниченность преобразований Þ Мустафа Решид‑паша (был послом в Англии и Франции, потом – мин‑р ИД) занимается проектами новых реформ. Их цель: ­ власть султана, чтобы ¯ нац-освободит движения и ослабить зависимость Порты от Европы. Работа закончена уже при новом султане Абдул‑Меджиде. Þ

1-й этап танзимата. (1839-1853)

Гюльханейский хатт‑и‑шериф 1839 г . – осн принципы реформ (чиновники мешали Þ реформы проводились непоследовательно):

а) обеспечение безопасности жизни, чести и имущества д/всех подданных империи невзирая на религиозную принадлежность Þ принято уголовное законодательство, создан коммерческий кодекс, учреждаются Государственный и провинциальные консультативные советы (меджлисы) из представителей мусульманской и немусульманской общины. Но прав у немусульманского населения не прибавилось.

б) правильное распределение и взимание налогов Þ отменены чрезвычайные налоги, барщина, упорядочено взимание подушного налога с немусульман – джизьи. Провалились попытки отменить откупную систему, организовать ряд металлообрабатывающих, текстильных, бумажных предприятий в Стамбуле, Измире, Бурсе, улучшить с/х и стабилизировать экономику ч/з создание госбанка и устойчивой денежной системы. Не было протекционистских действий. Отмена ильтизама (откупной системы).

в) упорядочение рекрутского набора и сокращение срока воинской службы. Введен обязательный д/всех мусульман рекрутский набор, срок службы уже не 15, а 5‑7 лет.

Попытка ­ светское образование: создаются начальные и средние школы, педагогические и проч училища. Но университет открыть не смогли.

1-й этап танзимата – max эффективный. В теории эти меры д.б. способствовать буржуазному развитию страны. На практике же это были лишь частные изменения, не влияющие на собственно феодально‑абсолютистский строй.

1853 г .: начало Крымской войны Þ не до реформ. Парижский мир = зависимость Османской империи от Европы.

Поражение в Синопской бухте показало, как слаба Порта. Турция, благодаря Англии и Франции, одна из победительниц. Но крайне ослабла за войну. Обратилась за займами к английским и французским банкам.

2-й этап танзимата (1853-1856) - с издания указа (хатт‑и-хумаюна) от 18 февраля 1856 г., в к-м подтверждаются положения Гюльханейского хатт‑и‑шерифа об обеспечении б/опасности жизни, чести и имущества граждан б/различий религии и равенстве граждан перед законом б/различий религии и национальности; декларируется допуск немусульман к гос. и военной службе, равное налогообложение, постепенную отмену откупной системы, введение гос. банковской системы, улучшение путей сообщения. Почти все это осталось на бумаге, т.к. приходилось учитывать интересы европейских держав.

Иностранцы добились права пробретать землю в Турции.

1856 г .: открыт 1‑1 иностранный банк – Оттоманский; создан с участием англ, а затем фр. капитала. Стр‑во ж/д и осуществление морских перевозок – дело иностранцев. Осн вывод по танзиматским реформам: хотели как лучше, а получилось как всегда.

1858 г . – уголовный и земельный закон

1864 г . – закон о виллаетах (административно-территориальное деление)

1869 г . – гражданский кодекс.

Благоприятные условия для развития буржуазии, новой интеллигенции. Толчок к появлению «новых османов». Танзимат прекращает существование с «зулюмом» Абдул-Хамида II .

ТАНЗИМАТ

(араб. - преобразования, реформы; тур. - tanzimat) - принятое в лит-ре название реформ в Османской империи с 1839 до нач. 70-х гг. 19 в. и самого периода их проведения. Т. был вызван углублением кризиса Османской империи, возникшего в кон. 18 в. вследствие роста внутр. противоречий и обострения борьбы европ. держав за господство на Балканах и Бл. Востоке (т. н. Восточный вопрос). Уже тогда экономич. и политич. упадок страны, поражения в войнах, сепаратизм окраинных феодалов, недовольство нар. масс усилением налогового бремени и др. форм феод. гнета и непрерывные восстания угнетенных народов породили в тур. правящих кругах стремление к проведению реформ, к-рые, не затрагивая основ феод. строя, могли бы спасти империю от назревающей угрозы распада и гибели. Попытки султана Селима III (1789-1807) и затем великого везира Мустафы-паши Байрактара (1808) осуществить такие реформы потерпели неудачу. Уничтожение в 1826 янычарского войска и некоторые др. реформы султана Махмуда II (1808-39) содействовали упорядочению гос. управления, форм зем. собственности, системы образования и пр., но не приостановили развития кризиса. Наиболее ярким проявлением этого кризиса были в 20-30-х гг. 19 в. нац.-освободит. революции балканских народов, приведшие к независимости Греции и автономии Сербии, борьба Египта против тур. господства, волнения в Курдистане, усилившееся проникновение иностр. капитала в экономику Турции и пр. Кризис особенно обострился в сер. 1839, когда тур. войска были разгромлены египетскими, а европ. державы предъявили тур. пр-ву и егип. паше Мухаммеду-Али требование передать решение егип.-тур. конфликта в их руки, что фактически означало установление междунар. опеки над Турцией. В этой обстановке и состоялось провозглашение Т. Султанский рескрипт (хатт-и шериф Гюльхане), содержавший программу намеченных преобразований, был подготовлен мин. иностр. дел Решид-пашой и торжественно обнародован 3 нояб. 1839 в дворцовом парке Гюльхане ("Дом роз") в присутствии султана Абдул-Меджида (1839-61), высших светских и духовных сановников империи, иностр. послов и делегаций. Рескрипт гарантировал всем подданным султана (независимо от вероисповедания) неприкосновенность жизни, чести, имущества, ликвидацию произвола, справедливое распределение и взимание налогов. Было обещано отменить откупную систему (ильтизам), сократить сроки воен. службы до 4-5 лет, провести финанс. воен., адм. и судебные реформы. Во исполнение Гюльханейского хатт-и шерифа в 1840 были изданы законы об отмене ильтизама и создании коммерческого суда, в 1843 - закон о снижении срока военной службы до 5 лет, в 1846 - рескрипт о создании светских школ, в 1847 - о допуске немусульман на равных основаниях с мусульманами в качестве свидетелей в суде, в 1850 - коммерч. кодекс по франц. образцу, в 1852 - закон о создании при вали совещат. советов (меджлисов) из представителей светской и духовной знати, включая и немусульман. Все эти законы были мало эффективны. Гюльханейский рескрипт осуществлялся крайне медленно, при большом сопротивлении феод. реакции. Провозглашенные реформы оставались большей частью лишь на бумаге, а нек-рые были даже официально отменены; так, в 1852 была фактически восстановлена откупная система. Населению не была обеспечена неприкосновенность жизни, чести и имущества. Обещанное немусульманам равенство в правах с мусульманами также не соблюдалось.

Во время Крымской войны 1853-56 под давлением Англии и Франции, стремившихся ослабить позиции России при обсуждении условий мирного договора и получить для себя новые привилегии в Турции, был подготовлен, а затем обнародован (18 февр. 1856) новый рескрипт султана (хатт-и хумаюн 1856). Наряду с повторением осн. положений Гюльханейского акта он содержал обещания развивать экономику страны и использовать для этой цели "опыт и капиталы Европы", т.е. предоставить дополнительные привилегии иностр. капиталу; в частности, иностр. подданные получили право владеть недвижимостью на терр. Османской империи на равных правах с тур. подданными. Упоминание об этом рескрипте было включено в Парижский мирный договор 1856 и он, т. о., приобрел характер междунар. обязательства Турции. В дальнейшем многие принятые во исполнение рескрипта 1856 законы содействовали укреплению позиций иностр. капитала и инонациональной (нетурецкой) компрадорской буржуазии и превращению Турции в полуколонию. Но в нек-рой степени законы Т. способствовали улучшению гос. управления, суда и администрации. Так, в 1864 был принят закон о вилайетах, в 1858 - уголовный и земельный, в 1869 - гражд. кодексы (хотя они во многом представляли собой собрание старых норм шариата). Благодаря Т. создались более благоприятные условия для предпринимательской деятельности, роста буржуазии, развития светского образования (напр., издание Органического закона 1869 о нар. образовании). Т. дал толчок развитию лит-ры, науки и публицистики. Народилась новая интеллигенция, из среды к-рой вышли тур. просветители и идеологи конституционного движения, деятели об-ва "Новые османы". В 70-е гг. 19 в. Т. практически прекратил свое существование, а при султане Абдул-Хамиде II (1876-1909) в стране установился режим феод. реакции ("зулюм").

История Т. разработана слабо. Первым дал связное освещение реформ Т. в отд. сферах гос. деятельности Турции франц. ученый Э. Энгельгардт. Однако как в его соч., так и в подавляющем большинстве трудов более позднего времени, опубл. тур., европ. и амер. исследователями, хотя они и насыщены большим фактич. материалом, извлеченным из архивных и др. неопубликованных источников, отсутствует глубокий анализ экономич. и соц. причин Т. Нек-рые авторы преувеличивают эффективность Т. Тур. историки Э. Карал, X. Иналджик и др. даже утверждают, будто Т. значительно облегчил положение угнетенных народов Османской империи, и игнорируют факты, свидетельствующие о том, что Т., особенно начиная с хатт-и хумаюна 1856, способствовал закабалению Турции европ. капиталом (правда, X. Иналджик отмечает, что полученные иностранцами торг. льготы вели к разорению тур. пром-сти). Из числа вышедших в 60-х гг. исследований о Т. наиболее серьезными являются работы Р. Дейвисона и Р. Девере, рассматривающих, в частности, с более объективных позиций влияние зап. держав на политику Турции. Большой фактич. материал о проведении Т. в Балканских странах, находившихся в этот период в составе Османской империи, содержится в исследованиях болг. историков Д. Косева, Н. Тодорова и др.

Лит.: Ahmet Lütfi, Tarihi Lütfi, cilt 1-8, Ist., 1873-1889; Cevdet Pasa, Tezakir, Ankara, 1953; Düstur, tertip 1, cilt 1-4, Ist., 1873-77, то же, tertip 2, cilt 1, Ist., 1885; Aristarchi Bey G., Législation Ottomane..., cilt 4, Const., 1874; Young G., Corps dedroit ottoman, v. 1-7, Oxf., 1905-06; Березин И. Н., Путешествие по Востоку, Каз., 1849-52; Чихачев П. А., Письма о Турции, пер. с франц., М., 1960; Документы за българската история, сост. П. Дорев, т. 3, С., 1940; Положението на българския народ под турско роб-ство. Док-ти и мат-ли, сост. Н. Тодоров, С., 1953; Турски извори за българската история, т. 1, С., 1959; Миллер А. Ф., Краткая история Турции, М., 1948, с. 39-86; Новичев А. Д., Экономич. и социальные сдвиги в М. Азии и на Балканах в первой пол. 19 в. и начало танзимата, М., 1966 (доклад на конгрессе балканистов); Шабанов Ф. Ш., Гос. строй и правовая система Турции в период танзимата, Баку, 1967; Алькаева Л., Бабаев А., Тур. лит-ра, М., 1967, с. 32-44; Engelhardt E., La Turquie et le Tanzimat, P., 1882; Tanzimat, 1st., 1940; Bailey F. E., British policy and the Turkish reform movement, Camb., 1942 (рец. А. Ф. Миллера, "BИ", 1946, No 8-9); Inalcik H., Tanzimat ve Bulgar meselesi, Ankara, 1943; Sapîlyî Е. В., Mustafa Resit pasa ve Tanzimat devri tarihi, Ist., 1945; Kaynar R., Mustafa Resit pasa ve Tanzimat, Ankara, 1954; Karal E. Z., Osmanli tarihi, cilt 5, baski 2, Ankara, 1961, с. 6-7, Ankara, 1954-56; Kuran E., Ottoman Historiography of the Tanzimat period, в кн.: Historians of the Middle East, ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962 (обзор тур.источн.); Davison В. Н., Reform in the Ottoman Empire, 1856-1876, Princeton, 1963; "Belleten", 1964, No 112, s. 705-18 (библ.); Devereux R., The first ottoman constitutional period, Balth., 1963.

А. Д. Новичев. Ленинград.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ТАНЗИМАТ" в других словарях:

    - (араб.). Преобразовательные законы по управлению Турецкой империей, опубликованные после гатишерифа Абдул Меджида в 1839 году. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАНЗИМАТ араб. tansimat, множ. число от … Словарь иностранных слов русского языка

    Принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 начале 70 х гг. 19 в., способствовавших некоторому ускорению разложения феодального строя в Турции и зарождению капиталистических отношений … Исторический словарь

    - (тур. tanzimat, от араб. танзим упорядочение) принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 нач. 70 х гг. 19 в., способствовавших зарождению капиталистических отношений. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (тур. tanzimat, от араб. танзим упорядочение), принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 начале 70 х гг. XIX в., способствовавших модернизации Турции. * * * ТАНЗИМАТ ТАНЗИМАТ (тур. tanzimat, от араб. танзим упорядочение) … Энциклопедический словарь

    - (тур. tanzimat, множественное число от арабского танзим приведение в порядок, упорядочение) название реформ в Османской империи с 1839 до начала 70 х гг. 19 в. и самого периода их проведения. Т. был вызван кризисом османского феодального… … Большая советская энциклопедия

    Слово арабское, значит упорядочение, уложение. Так называются основные законы Турции, обнародованные султаном Абдул Меджидом при вступлении на престол, 3 ноября 1839 г.; это известный Гюльханейский манифест, имевший в виду дать реформы Турции.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    танзимат - а, ч. Прийнята в літературі назва реформ в Османській імперії, які сприяли прискоренню розкладання феодального ладу в Турції і зародженню капіталістичних відносин … Український тлумачний словник

    Танзимат - принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 начале 70 х гг. XIX в., способствовавших некоторому ускорению разложения феодального строя в Турции и зарождению капиталистических отношений … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

§ 71. реформы в государственном и правовом строе османской империи в период танзимата

Предпосылки преобразований

Эпоха постепенного государственно-политического и военного упадка Османского государства, обозначившаяся с XVIII в. (см. § 45), завершилась к концу XVIII – началу XIX в. всесторонним государственным и политическим кризисом империи. Основными проявлениями кризиса стали фактическая неспособность государства противостоять внешнеполитическому и военному давлению европейских держав и России, территориальный распад империи, внутренняя военная и административная дезорганизация.

Владения Османского государства к началу XIX в. неуклонно сокращались. Значительные утраты на Балканах, в Трансильвании и на Кавказе были следствием русско-турецких войн второй половины XVIII в. В итоге франко-турецкой войны конца XVIII в. фактически отделился Египет под властью вполне самостоятельной династии пашей (хедивов) Мухаммеда Али (1805 г.), только номинально признававшая единство империи*. Политически обособились берберские княжества Аравии. Самыми чувствительными потерями империи было провозглашение независимости Греции в ходе революционно-освободительной войны, поддержанной крупнейшими европейскими державами (1829 г.), признание автономии Сербии (1830 г.), а также установление Францией протектората над Алжиром (1829 г.) – одной из богатейших частей османских владений.

* В правление Мухаммеда Али (1805-1849 гг.) в Египте были проведены масштабные государственные реформы, создана регулярная армия, сложилась централизованная администрация. С середине XIX в., сохраняя автономный статус (до провозглашения независимости в 1922 г.) в Османской империи, Египет превращался в конституционную монархию.

На протяжении второй половины XVIII – первой половины XIX в. Османская империя почти постоянно вела войны со средиземноморскими государствами, Австрией, Россией, Ираном, позднее с Египтом, которые неизменно оканчивались поражениями. Турецкая армия оказалась небоеспособной в условиях применения новой военной техники. Старая военно-ленная система не позволяла сформировать достаточно многочисленную и по-новому организованную армию. Значительным препятствием к военному усилению стала административная децентрализация, опиравшаяся на клановые и полуфеодальные привилегии местных правителей, по-особому влиявших на политику центрального правительства.

Еще одним фактором политической и, шире, социально-правовой модернизации Османского государства стало возраставшее давление европейских государств в интересах морской торговли, продвижения европейской коммерции далее на Восток, в перспективе – полуколониального подчинения империи. Модернизация наталкивалась в Османском государстве на резкое правовое неравенство мусульман и иноверческого населения (причем последнее в первой половине XIX в. стало составлять наиболее активную часть общества). Урегулирование отношений с Западом, в том числе в целях использования военного и технического опыта, стало для империи невозможным без государственной секуляризации, предполагавшей переосмысление отношений государственной политики и мусульманских догматов.

Первой попыткой реорганизации государственной системы стали реформы Селима III (1789-1807 гг.). Важнейшей было переустройство армии на началах нового порядка (низам-ы джедид). Создавалось новое постоянное войско с унифицированным вооружением на основе рекрутских наборов и государственным обеспечением; для этих целей создавалась особая казначейская касса. Перемены коснулись и военно-ленной системы: по новому закону (1792 г.) можно было отказываться от тимаров и, соответственно, от военной службы. Было усилено централизованное подчинение новых правителей провинций – вали – только султану, введен определенный срок их деятельности на местах.

После свержения Селима III в результате восстания, неудачной новой русско-турецкой войны и временной уступки консервативным кругам преобразования были продолжены. Главным шагом по пути военного и административного обновления стала ликвидация корпуса янычар (1826 г.), а вслед за разгромом последовавшего восстания гвардейцев, мусульманских фанатиков и столичных низов, роспуск мусульманского ордена дервишей-бекташи. Эти мероприятия были поддержаны шейх-уль-исламом, что дало власти мощное идеологическое обоснование проводимых преобразований. По принципам низам-ы джедида была вновь создана постоянная армия (в составе 8 полков) со сроком службы в 12 лет, ленное ополчение преобразовано в территориальную милицию (1834 г.). Началось регулярное военное обучение. Частичная модернизация армии позволила в итоге провести ликвидацию военно-ленной системы (1831-1839 гг.): земли были переданы в распоряжение государства, бывшие ленники переведены на выплаты из бюджета, на пенсии. В ходе административных преобразований (1834 г.) местное управление было унифицировано и сделано более дробным; новые паши (возглавлявшие пашалыки) располагали теперь только гражданской властью. В конце 1830-х гг. по европейскому образцу было преобразовано центральное правительство: великий визирь стал премьер-министром, появились несколько правительственных советов, система министерств.

Эти преобразования стали непосредственной предпосылкой широких реформ, проведенных в течение нескольких десятилетий (1840-1870-е гг.) на основе новой политической и правовой программы. Период обновления получил название танзимат («реформы», «преобразование»). Реформы проходили трудно, вызывали мощное сопротивление консервативных религиозных кругов, ортодоксов султанского двора. Поэтому исторически обозначились два этапа преобразований: 1) 1839-1850 гг., 2) 1856-1870 гг. Единство двум этапам придавало общее направление административной и правовой модернизации, придавшей Османскому государству новый политический облик.

Политические и правовые принципы реформ

Переход к целенаправленным и всесторонним государственным реформам стал возможным благодаря сосредоточению в османском правительстве группы европейски ориентированных государственных деятелей. Лидером нового курса выступил бывший посол империи во Франции, министр иностранных дел Мустафа Решид-паша (1800-1858 гг.). В специальных проектах на имя султана он обосновывал неразрывность желаемого уровня отношений с европейскими державами с важными для внутриполитического состояния преобразованиями. С восшествием на престол нового султана Абдул-Меджида программа Решид-паши получила одобрение высших правительственных советов Порты, а затем обнародована в виде государственного манифеста.

Принципы нового административного и правового уклада были провозглашены в Гюльханейском хатт-и-шерифе 3 ноября 1839 г. (манифесте). Это был первый документ правительственной политики, принципы которого подразумевали отказ от феодальных привилегий, гражданского неравенства и правового произвола. Объявление манифеста превратилось в Стамбуле в народный праздник, инициированный, правда, властями.

Упадок Османского государства был связан, говорилось в хатт-и-шерифе, с нарушением «божественных законов», а возможное обновление – с осуществлением новых законов, которые должны по-новому определить отношения властей и граждан в государстве. Впервые в мусульманско-восточной традиции, здесь была выражена идея гражданского равенства и обеспечения естественных прав человека. Важнейшими из естественных прав провозглашались безопасность жизни, охрана чести и достоинства, неприкосновенность и охрана имущества. Подразумевалось, что эти права касаются всех «без различия их вероисповеданий и национальной принадлежности». В обеспечение прав гарантировался правильный суд, с предварительным расследованием и процессуальными правами. Особо декларирована была свобода собственности: «Каждый будет владеть своим имуществом и распоряжаться им с полной свободой, не встречая ни с чьей стороны препятствий».

В конкретных предположениях преобразований манифест был скромнее. Предусматривалось запрещение конфискаций имущества, введение соразмерных налогов и ликвидация налоговых злоупотреблений (связанных с системой налоговых откупов – ильтезим), введение правильной военной организации (из регулярной армии и запаса, по прусскому образцу), ужесточение преследований взяточничества. Соблюдение принципов новой политики, опираясь на праведный суд, должно было, по декларации хатт-и-шерифа, обеспечить «цветущее состояние религии, правительств, народа и государства».

После первого этапа преобразований и некоторого застоя, связанного с Крымской войной 1853-1856 гг., реформы были продолжены. Принципы обновленного политического курса были заново провозглашены в особом султанском указе – хатт-и-хумаюне от 18 февраля 1856 г.

Важнейшим новшеством указа 1856 г. было провозглашение полного равенства мусульман и немусульман, включая политические, личные и имущественные права. Иностранцы получали право на недвижимость в империи, уравнивались в налоговом отношении (упразднялись особые налоги на немусульман). Немусульман можно было впредь принимать на государственную службу, однако они так же равно должны были подлежать воинской повинности. Указ вновь подтвердил основные положения хатт-и-ше-рифа 1839 г. об охране гражданских прав. В связи с этим была предусмотрена дальнейшая реорганизация юстиции, тюрем, полное упразднение следственных пыток. Судебная реформа предполагала и создание новых уголовного и коммерческого кодексов. В местных делах следовало провести реформу провинциальных советов, предоставить им свободу высказывания. Реорганизация государственного хозяйства предполагала создание банков, установление правильного бюджета, благоустройство путей сообщения.

Административные преобразования

Реформы эпохи танзимата не коснулись системы политической власти: султан по-прежнему сохранял за собой номинально всю полноту государственной власти. Секуляризация государственной организации, администрации, культуры даже усилии ее. Значение и влияние шейх-уль-исламов в XIX в. сократились, за ними остались только собственно духовное управление и духовно-культурные дела.

Центральная администрация была перестроена по общеевропейскому образцу. С 1839 г. великого визиря (садразама) стали именовать премьер-министром, хотя позднее прежний титул неоднократно возвращался. Подчиненные ему высшие должностные лица стали составлять Совет министров. Совет министров постепенно воспринял функции и аппарат терявшего с XVIII в. свой организационно-политический статус Дивана. С организацией правильных ведомств-министерств к Совету министров (меджлису) реально перешли полномочия высшего правительственного органа. Традиционно в его состав входили, помимо глав министерств, высшие военачальники, руководители особых дворцовых служб, шейх-уль-ислам. В силу традиции меджлис не имел самостоятельной исполнительной власти, и его решения подлежали одобрению султана. Назначались члены меджлиса также указами монарха по представлению великого визиря.

Министерства были учреждены в разное время, следуя назревшим потребностям управления той или другой отраслью. Первыми появились министерства внутренних дел (как бывшее ведомство великого визиря) и министерство иностранных дел (1836-1837 гг.). В связи с началом военных реформ обособились военное министерство и ведомство военно-морских дел. При этом верховное командование армией и флотом осталось за великим визирем, а реальные полномочия ведомств свелись к организации войсковых частей, их вооружению и содержанию. К концу танзимата насчитывалось уже свыше десятка новых министерств: финансов, торговли и земледелия, полиции, юстиции, просвещения, общественных работ, церковных имуществ-вакуфов и др. В системе центральных ведомств несомненно было влияние французского административного опыта начала XIX в. Однако внутренняя организация министерств, их взаимоотношения с высшим правительством – Портой остались традиционными.

Наиболее существенным новым элементом организации высшей правительственной власти было образование целого ряда правительственных советов – как общеимперского, так и специального значения. Одним из наиболее значимых и самым первым стал Высший совет юридических установлений (1838 г., реорганизован в 1840 г.). В него входили 10 высших сановников во главе с председателем. В задачу совета входило главным образом предварительное обсуждение законопроектов и султанских указов. Это был чисто гражданский и светский орган, поэтому влияния на военные дела он не имел. Согласно Уставу о совете 1840 г. обсужденные и одобренные советом проекты должны были почти автоматически получать одобрение султана, и после его указа и, при необходимости, фетвы шейх-уль-ислама становились законами. При реорганизации в 1840 г. на совет была также возложена обязанность высшего суда по государственным и крупным должностным преступлениям. Министры обязаны были отвечать на запросы членов совета.

На Высший совет танзимата (1853 г.) была специально возложена задача обсуждать и разрабатывать методы государственного преобразования – как путем разработки проектов, так и конкретных мероприятий исполнительной власти, включая подбор кадров. Он также полномочен был судить министров за злоупотребления должностью. До известной степени функции и полномочия Высшего совета танзимата переплетались с правами Совета юридических установлений (в такой двойственности отразилась и борьба придворных группировок). Поэтому в 1861 г. функции Совета юридических установлений были уточнены, и за ним главным образом остались законопроектные вопросы.

Военным законодательством и разработкой военной политики занимался Высший военный совет (1836 г.). Первоначально учрежденный лишь как совещательный орган при главнокомандующем – сераскире, позднее совет стал самостоятельным ведомством. Состоял он из 15 военных сановников, а также духовного и гражданского чиновников. Одной из важных его специальных задач было перенимание в османской армии европейских военных установлений, военного и технического опыта. С реорганизацией в 1863 г. на совет были возложены контролирующие обязанности в отношении военных кадров и финансов.

Кроме Высшего военного, было еще несколько специализированных советов практически при каждом министерстве: Совет артиллерийского интендантства. Совет народного просвещения, Совет публичных работ и др. Все они до известной степени были органами правительственного надзора за обычными ведомствами. В некоторые из них входили и представители европейских стран с совещательными голосами, для того чтобы активнее перенимался иностранный опыт. Неоднократно создавались и особые советы при великом визире для контроля за высшей правительственной деятельностью, но они были недолговечны.

Самым важным из административных советов стал Государственный совет (1868 г.). В него был преобразован Высший совет юридических установлений. При открытии султан даже декларировал связь нового учреждения с принципом «разделения властей» (правда, не ясно, какой властью наделялся совет). Состав и функции его были определены особыми уставами. Самым существенным в организационном принципе было участие представителей как мусульманских, так и немусульманских общин империи (в соотношении 28: 13). Президиум совета назначался султаном. В составе совета было создано 5 исполнительных отделов, руководивших соответствующими ведомствами (правда, без особого успеха). На совет были возложены также законопроектные, судебные и даже консультативные функции. В целом это была еще одна организационная структура, подотчетная премьер-министру. Но благодаря представителям общин, она как бы выражала и мнения о правительственной политике элиты местной администрации.

Местное управление также было реорганизовано и унифицировано. Устанавливалось дробное и единое административно-территориальное деление: вилайет – санджак – каза – нахийэ. Каждая из единиц возглавлялась чиновником с чисто гражданской властью – без финансовых и военных полномочий (наподобие французских префектов). Низшие сельские администраторы избирались населением, но вместе с тем подчинялись начальнику (мудиру) нахийэ. Основной единицей местного управления стали вилайеты (1864-1871 гг.). Возглавлял его вали, назначаемый султаном. Вали был главой всех административных учреждений, управлял полицией, приводил в действие судебные решения (но не имел собственной судебной власти). В вилайетской управе были отделы, представлявшие практически все центральные ведомства, даже иностранный. Сходную организацию имели и управы нижестоящих административных округов.

На всех уровнях управления создавались органы представительства местного населения – советы (меджлисы). Главной их задачей было привлечь к обсуждению дел управления немусульманское население (и тем выполнить требования европейских держав по Парижскому трактату 1856 г.). В вилайетах создавалось по два меджлиса: один – общедепартаментский, второй – как бы муниципалитет вилайетского города. Правами представительства в советах обладали только собственники, причем с большим числом других цензов. Меджлисы разных типов обладали совещательными правами, а также контролировали дела благоустройства на местном уровне.

Военные реформы

Намеченные в 1830-е гг. военные преобразования (нацеленные главным образом на создание значительной по размерам регулярной армии и обученного резерва, как это вызывалось потребностями общемирового уровня военной организации и военного дела) долгое время наталкивались на нехватку офицерских кадров и несовершенство мобилизационной системы. Последнюю невозможно было модернизировать без реформ местного управления и без реорганизации налоговой системы.

Первые преобразования в новом духе (следуя Гюльханейскому хатт-и-шерифу 1839 г.) были проведены в 1843 г. Отменялась пожизненная служба рекрутов. Срок действительной службы устанавливался в 5 лет. После отбытия действительной службы рекруты отправлялись в свои районы, где, оставаясь еще 7 лет в резерве, проходили ежегодное военное обучение – переподготовку по типу милиционной службы. Кроме основной армии (примерно в 280 тыс. чел., включая резерв), к середине XIX в. Османская империя располагала почти таким же количеством иррегулярных и вспомогательных войск, набиравшихся по жребию из населения нетурецких провинций. Служить в основной армии немусульманскому населению не разрешалось. Впрочем, в большинстве христианские подданные предпочитали откупаться от всех видов повинности, внося особый налог-выкуп, введенный в 1855 г. вместо древнего хараджа.

После уроков Крымской войны правительство распространило военную обязанность и на немусульманское население, с тем чтобы сделать имперскую армию более многочисленной. Общему увеличению численности армии способствовали и новые принципы прохождения службы.

По новому закону (1869 г.), она стала более длительной и иначе организованной. Общий срок службы устанавливался в 20 лет, в том числе 4-5 лет (для разных видов войск) – в регулярной армии, 2 года – в особом активном запасе и по 6-8 лет в разных видах резерва и милиционной охраны. Реформа позволила довести численность армии до 700 тыс. чел. Помимо сухопутной армии, реорганизован был и военный флот, также основанный на регулярной службе. К концу XIX в. турецкий флот по своей боевой силе занимал третье место среди европейских государств.

Судебно-правовые реформы

Основным направлением модернизаций юстиции и права в период танзимата стало постепенное вытеснение шариатских судов и права из сферы юстиции. Организация новых светских судебных учреждений была взаимосвязана с обновлением и кодификацией права на новых принципах, провозглашенных основополагающими для политики таизимата актами. Восстановление новой юстиции было тем более легким, что фактически она создавалась путем наделения судебными правами разного рода административных инстанций, что было традиционно для исторического собственного османского судоустройства.

С изданием Уголовного кодекса 1840 г. в столице, а затем в некоторых провинциях были сформированы особые уголовные суды под председательством вали; членами их назначались представители провинциальных собраний. Новые суды главным образом должны были разбирать дела иностранных поданных, дела смешанной юрисдикции, дела немусульман, и поэтому право шариата здесь не применялось. Для решения торговых и финансовых споров с участием иностранцев стали создаваться смешанные коммерческие суды (1840-1847 гг.). Вначале они действовали при министерстве торговли, затем – при местных властях. В их составе было по 7-10 выборных от иностранных купеческих общин и столько же от турок. Иностранцы и немусульмане в этих судах оказались в значительно более благоприятном положении. Практика смешанных судов была распространена (в 1847-1854 гг.) и на уголовное судопроизводство. Единственным контролером новой юстиции стала исключительно светская власть.

В 1865 г. на всех уровнях местных округов были учреждены особые гражданские и уголовные суды, в которых предписывалось на равных основаниях разбирать дела и мусульман и немусульман (в нахийэ – мировой суд, в вилайете – гражданская и уголовная кассационные палаты). Согласно специальному указу 1875 г., помимо профессиональных судей в состав судов всех уровней включались «выборные» от мусульман и немусульман (фактически назначавшиеся из местных активистов). За шариатскими судами сохранялось только право на разбор бракоразводных и наследственных дел.

В связи с реорганизацией Высшего совета юридических установлений в Государственный совет создан (1868 г.) Верховный суд, воспринявший судебные права первого. Он стал высшей судебной инстанцией для всех безусловно судов империи, позднее разделившись на 2 специализированных – Кассационный и Апелляционный – суда. В этих реорганизациях в значительной мере сказался французский опыт.

Модернизация права в наибольшей степени коснулась уголовных законов. Одним из первых был составлен новый для империи Уголовный кодекс 1840 г. Впервые в нем декларировалось равенство всех перед законом, гарантировалось правильное судебное разбирательство, вводились жесткие запреты на произвольные расправы со стороны должностных лиц. Все тяжкие уголовные процессы (где могла быть назначена смертная казнь) должны были идти под особым контролем общинных властей или шейх-уль-ислама. Довольно скоро кодекс был дополнен и переработан. Новое Уголовное уложение 1858 г. значительно более последовательно воплотило правовые принципы танзимата. Значительное влияние на общие принципы уложения, на систематизацию преступлений оказал французский Уголовный кодекс 1810 г. В Уложении были твердо проведены начала законности и формального гражданского равенства. Неизмеримо большими гарантиями были обставлены частные имущественные права. Классификация преступлений и система наказаний строились по французскому образцу: 1) преступления карались тяжкими наказаниями – смертной казнью, каторгой, заключением в крепость, ссылкой, лишением прав, 2) проступки – арестом (до нескольких месяцев), штрафами, должностными наказаниями; 3) полицейские нарушения – арестом от 1 до 7 дней, небольшими штрафами. Вместе с тем в ряде случаев сохранились наказания традиционного права: выплата родственникам за убийство, право на месть. В случае тяжких преступлений к обвиненным также применялись позорящие наказания (выставление у столба). По отдельным преступлениям допускалось и применение болезненных телесных наказаний (битье палками). Значительное число правоположений УК было направлено на пресечений взяточничества (соответственно провозглашенным целям политики танзимата). Причем в отличие от традиционного права (где каралось только получение взятки) в новом уложении наказание равно касалось и взяткодателей, и посредников.

Значительные новшества, связанные с проводившейся правительством земельной реформой, были закреплены в Земельном кодексе 1858 г. (едва ли не первом памятнике такого рода в то время вообще). Реформа проводилась с 1845 г. и в главном была связана, во-первых, с созданием единого государственного фонда земель и ликвидацией разного рода ленных прав, во-вторых – с установлением полноценного права частной собственности за светскими владельцами.

Согласно Земельному кодексу, земли разделялись на 5 категорий: частная собственность (мюльк), государственная собственность на хозяйственно используемые земли (мирийе), собственность духовных объединений (вакуфы), земли общего пользования и земли заброшенные. Номинально собственником двух последних считалось государство, но владение ими было обставлено разными ограничениями. Основная часть вакфов не подлежала светским законам и регулировалась шариатом. Права индивидуального владения государственными землями были регламентированы: без разрешения чиновников земельных ведомств нельзя было ее застраивать, засаживать деревьями, виноградниками и т. п. Частные земли (мюльк) могли свободно продаваться, дариться; запрещалась продажа земель за долги. Еще законами 1847 г. было значительно расширено право наследования мюльков: теперь и женщинам были предоставлены равные с мужчинами наследственные права; а по характеру распоряжения мюльки были практически приравнены к движимому имуществу.

На втором этапе реформ танзимата была сделана попытка создать и новое гражданское уложение. Однако систематизировано было только обязательственное право, свод которого был обнародован в 1869-1876 гг. под наименованием Гражданского кодекса. В кодексе (в 16. кн.) было кодифицировано в основном традиционное мусульманское право в отношении сделок. Многие институты, присущие новым финансовым и торговым отношениям, в ГК развития не получили. Поэтому несравненно большее значение, в том числе в правоотношениях с участием иностранцев, имел Коммерческий кодекс 1848 г., построенный по французскому образцу 1807 г.

Несмотря на ограниченные во многих отношениях результаты, кодификация турецкого права в эпоху танзимата имела большое значение именно для общей государственной модернизации: она закрепляла секуляризацию юстиции, практически вытесняла религиозное право (возобладавшее было в Османской империи в XVII-XVIII вв.) из многих сфер регулирования правовых отношений. Только брачно-семейное право и наследственное по-прежнему оставались вполне под влиянием шариата (до отмены шариатских законов в 1920 г.).

Реформы танзимата в значительной степени имели те же исторические источники и политический смысл, что и преобразования «просвещенного абсолютизма» в Европе. Однако то, что они пришлись на период безусловного возобладания стремлений конституционализма, предопределило политическую эволюцию реформ в направлении конституционной монархии. Важную роль здесь сыграло и политическое давление европейских государств, особенно в условиях очередного балканского кризиса и последовавшей затем войны империи с Россией.

Конституция 1876 года

Носителем новых конституционных идей в государственной политике стало движение «новых османов», возникшее в 1865 г. первоначально в виде тайного общества. Вокруг движения сосредоточились политические силы, социально выигравшие от модернизации танзимата. Особенностью политической программы стала идеология османизма, под знаменем которого должны были объединиться все подданные султана независимо от вероисповедания. «Новые османы» пользовались поддержкой в правительственных кругах, в том числе великого визиря Мидхат-паши. Он, в частности, считал, что конституционная османская монархия лучше сможет противостоять Российской империи, опираясь на поддержку европейских держав.

В мае 1876 г. во время внутриполитического кризиса и народных выступлений в империи прежний монарх был низложен. Новый султан Абдул-Хамид гарантировал издание конституции.

Разработанная при активном участии Мидхат-паши конституция (обнародована 23 декабря 1876 г.) провозглашала Османскую империю конституционной монархией. За подданными султана конституционно признавались неотъемлемые гражданские права независимо от вероисповедания и национальности – на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельностью согласно законам, свободу печати, право на занятие любых административных должностей. Создавался двухпалатный парламент. Однако члены верхней – Сената – назначались султаном пожизненно, а избирательное право во вторую было ограничено имущественным и другими цензами. Хотя законодательная власть была уступлена парламенту, за султаном сохранялись значительные полномочия: назначение правительства, право роспуска парламента в случае законопроектных разногласий с правительством, право объявлять военное положение, ограничивать гражданские права и свободы, включая право произвольной выселки из страны «вредных для безопасности» подданных. За султаном сохранялись все внешнеполитические прерогативы, он утверждал и обнародовал принятые палатами законы. Личность и власть султана по-прежнему оставались в сфере религиозно-священных законов, султан сохранял права и власть халифа.

Существование османской конституционной монархии оказалось недолговечным. Хотя парламент был созван в начале 1877 г., его первые акции вызвали всплеск клерикально-дворцовой оппозиции. Новый парламент, избранный в июне 1877 г., также не нашел взаимопонимания с султанским двором, сохранившим всю полноту правительственной власти. По обвинению в заговоре были репрессированы многие из «новых османов», включая Мидхат-пашу. Само движение конституционализма с исключительно националистическими оттенками стало испытывать кризис. В феврале 1878 г. новый парламент был окончательно распущен, и Конституция 1876 г. прекратила свое действие. В Османской империи, постепенно подпадавшей под все большее финансовое давление европейских держав, установился вновь режим неограниченной монархии и политической диктатуры.

Реформы танзимата (первый и второй периоды)

Реформы 20—30-х годов мало изменили положение в государстве, и дальновидные политики турецкого султана хорошо понимали это. Одним из таких политиков, завоевавших доверие султана, был Мустафа Решид паша (1800—1858). Долгие годы он находился на дипломатической службе во Франции и Англии, работал министром иностранных дел. Под руководством М. Решида был разработан план новых реформ. Их целью было укрепление власти султана, прекращение национально-освободительного движения на Балканах и давления европейских держав на Турцию, реформация государственного устройства страны по образцу западных держав.

Xотя указ о реформах был подготовлен в годы правления султана Махмуда II, он вступил в действие при правлении его сына Абдулы Меджида. В ноябре 1839 г. перед летним дворцом султана Гюльхане народу торжественно объявили Священный указ — “Гюльхане хатт-и шериф”. Это послужило началом нового исторического периода в Турции реформаторской эпохи — танзимата — реорганизации. “Гюльхане хатт-и шериф” содержал три основные идеи обновления: обеспечение безопасности жизни и собственности каждого гражданина империи независимо от вероисповедания, правильное взимание налогов с граждан, сокращение сроков военной службы.

В связи с постоянным сопротивлением правящих кругов возможно было реализовать лишь часть мер. Были приняты кодексы о земле, уголовных и гражданских делах. После официального восхождения на престол правителем была дана клятва — не нарушать принятых законов. Была проведена денежная реформа, на заработную плату служащих наложены строгие ограничения. Были открыты средние школы, в пределах империи построены железные дороги и проведена связь. Появились первые промышленные предприятия.

Начавшаяся в 1853 г. Крымская война затормозила ход реформ. В первый период танзимата (1839—1853) осуществились реформы в административной отрасли, управлении государством, экономике и культуре. Однако они не повлияли на жизнь городской и сельской бедноты. В отношении иностранцев не было введено ограничений, в том числе и на право их вмешательства в государственные вопросы.

В середине XIX в. обострилась проблема под названием восточный вопрос, касающаяся судеб государств, превратившихся в колонии Османской империи. Россия, Франция, Англия развернули борьбу друг с другом за право владения ближневосточным рынком. Русский царь Николай I направил турецкому султану ультиматум, в котором требовал признания прав всех православных народов, находящихся в составе Османской империи. Это требование турецкий султан посчитал вмешательством во внутренние дела государства. Заручившись поддержкой Англии и Франции, он отказался удовлетворить требования России, вследствие чего в 1853 г. развязалась Русско-турецкая, или Крымская война. Рассчитывавшие на легкую победу в войне русские просчитались. С помощью англичан и французов турки разгромили русскую армию.

В 1856 г. в Париже был подписан договор между Россией и Турцией, согласно которому Россия отдала Турции Бессарабию. Россия согласилась “нейтрализовать” Черное море. В Сербии, Молдавии и Валахии сохранилась султанская власть. Одновременно Англия и Франция подписали особый договор, в котором подтверждалось сохранение целостности и независимости Османской империи в рамках Парижского трактата. Турция получила огромный кредит от этих стран, попав тем самым в их кабалу.

В 1856 г. правительство султана разрешило иностранцам приобретать в частную собственность земли и недвижимость. Это открыло путь для поступления в экономику империи большого количества иностранной валюты. Для претворения реформ в жизнь правительство султана было вынуждено несколько раз взять кредит у иностранных держав.

Во второй половине XIX в. в целях укрепления империи турецкое правительство пошло на уступки в отношении национальных движений. Были предоставлены равные права 40% жителей империи немусульманской веры: армянам, болгарам, грекам, румынам, сербам. В результате этой политики все народы, подчиненные султану, назывались теперь османами, и все они обладали равными правами.

В 1856 г. Абдул Меджид издал манифест, в котором впервые в истории Османской империи было провозглашено равенство всех граждан, равенство прав мусульман и немусульман перед законом. Государство узаконило право на существование немусульманских религиозных объединений. Система высшего образования перешла из мусульманского религиозного направления в светское русло. Xристиане получили разрешение служить в государственных учреждениях.

Реформы танзимата 1839—1870 гг. были направлены на обновление государства. Благодаря изменениям, произошедшим в стране, были предприняты меры, направленные на избавление от иностранной зависимости, выведение страны из кризиса, ослабление национальных движений. Реформаторство, передав право частного владения землей, открыло возможности для развития промышленности и торговли. Особую пользу это принесло горожанам. Городскими жителями Османской империи были в основном немусульманские народы — греки, армяне, евреи. Большинство турок проживало в сельской местности, поэтому в результате реформы налоги были увеличены. Введение частной собственности на землю лишило крестьян права передачи ее по наследству, потому что теперь земля принадлежала сипахам. Новый хозяин мог выгнать со своей земли осевших на ней крестьян.

До реформ танзимата немусульманские народности платили дополнительные налоги и не допускались к государственной службе. Уравнивание прав немусульман и турков вызвало у последних недовольство, так как они считали, что этим были попраны их многовековые традиции.

К группе приветствующих реформы относились торговцы, промышленники, получившие европейское образование служащие и военные. В 1865 г. было организовано тайное общество под названием “Новые османы”. Их руководителем стал молодой, но уже известный писатель Намык Кемаль. В 1876 г. это либеральное общество свергло с престола султана Абдула Азиза. К власти пришел султан Абдул Хамид II, который в декабре 1876 г. утвердил двухпалатный парламент и объявил основные права, обязанности и свободы граждан.

Конституция провозгласила государственным турецкий язык, государственной религией — ислам. Султан Абдул Хамид II понял, что строгое соблюдение конституционных прав по рукам и ногам связывало его, поэтому решил воспользоваться результатами Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Поражение Османской империи в этой войне султан использовал для борьбы с движением “Новые-османы” и для аннулирования Конституции. В январе 1878 г. он распустил парламент и объявил о своем единоличном правлении. Конституция продолжала существовать формально, на деле же ни одна ее статья не выполнялась.

Установление равноправия между мусульманами и немусульманами осталось фикцией. Правительство подавило национально-освободительные движения. В 1894 г. для подавления армянского выступления султан направил в восточный район Малой Азии карательный отряд. Каратели уничтожили жителей целой области, поэтому период правления султана Абдула Xамида II (1876—1908) называют “зулум” (“зло, угнетение, давление”). Деятельность “Новых османов”, стремившихся по-новому перестроить империю, осталась безрезультатной.

Движение “Новые османы” имело важное значение в истории Турции. Они добились развития просвещения в стране, препятствовали абсолютизации феодальной власти, угнетению страны иностранным капиталом, формированию политического сознания в турецком обществе. Вместе с тем “Новые османы” были далеки от истинных интересов народа. Выдвигая идею османизма, они предложили все население Османской империи считать единым народом, несмотря на вероисповедание, язык, национальность. Из-за этого нетурецкие национальности не поддержали это движение.

Во время борьбы со своим сильным вассалом Абдул-Меджид в 1839 обнародовал хатт-и шериф («священный указ»), объявлявший о начале реформ в империи, с которым перед высшими государственными сановниками и приглашенными послами выступил главный министр Решид-паша. Документ отменял смертную казнь без суда, гарантировал правосудие для всех граждан независимо от их расовой или религиозной принадлежности, учреждал судебный совет для принятия нового уголовного кодекса, отменял систему откупа, изменял методы комплектования армии и ограничивал срок военной службы. Стало очевидным, что империя оказалась уже более не способна защитить себя в случае военного нападения со стороны любой из великих европейских держав. Решид-паша, служивший ранее послом в Париже и Лондоне, понимал, что необходимо предпринять определенные шаги, которые показали бы европейским государствам, что Османская империя способна к самореформированию и управляема, т.е. заслуживает сохранения в качестве независимого государства. Хатт-и шериф как бы явился ответом на сомнения европейцев. Однако в 1841 Решид был отстранен от должности. В последующие несколько лет его реформы были приостановлены, и только после его возвращения к власти в 1845 они вновь начали претворяться в жизнь при поддержке британского посла Стратфорда Каннинга. Этот период в истории Османской империи, известный как танзимат («упорядочение»), включал реорганизацию системы управления и преобразование общества в соответствии с древними мусульманскими и османскими принципами терпимости. Тогда же развивалось образование, расширилась сеть школ, сыновья из известных семей начали обучаться в Европе. Многие османы стали вести западный образ жизни. Увеличивалось число издаваемых газет, книг и журналов, а молодое поколение исповедовало новые европейские идеалы. Одновременно быстро росла внешняя торговля, но приток европейской промышленной продукции отрицательно сказался на финансах и экономике Османской империи. Импорт британских фабричных тканей разрушил кустарное текстильное производство и выкачал из государства золото и серебро. Еще одним ударом по хозяйству явилось подписание в 1838 Балто-Лиманской торговой конвенции, по которой импортные пошлины на товары, ввозимые в империю, замораживались на уровне 5%. Это означало, что зарубежные коммерсанты могли действовать в империи на равных с местными купцами. В результате большая часть торговли в стране оказалась в руках иностранцев, которые в соответствии с «Капитуляциями» были освобождены от контроля со стороны чиновников.

25. Причины и предпосылки преобразований эпохи низам-и джедид в Османской империи. Угроза полного распада и гибели Османской империи породила поиски путей к восстановлению былой мощи империи, к созданию централизованного феодально-абсолютистского государства. Первая попытка преобразований была предпринята при султане Селиме III (правил в 1789-1807). Реформы, получившие название "новая система" (низам-и джедид "), имели целью упорядочить военно-ленное землевладение, предусматривали формирование нового, по-европейски обученного и дисциплинированного пехотного войска, расширение мануфактурного производства для военных нужд и др. С самого начала реформы вызвали противодействие большинства крупных феодалов, улемов и в особенности янычар, видевших в них непосредственную угрозу своим привилегиям. Успеху "новой системы" препятствовали также внешнеполитические осложнения: Египетская экспедиция 1798-1801 Наполеона Бонапарта и вызванное ею вступление Турции в войну с Францией (1798- 1801), а затем начавшаяся в 1806 война Турции с Россией. В мае 1807 мятеж янычар в Стамбуле положил конец и "новой системе", и царствованию Селима III. Мустафа-паша Байрактар попытался возобновить реформы, но янычарский мятеж (1808) сорвал и эту попытку приостановить развал империи. В 1826 султан Махмуд II (правил в 1808-39) ликвидировал янычарский корпус, подвергнув янычар почти поголовному истреблению. Вслед за тем были проведены реорганизация армии и ряд др. прогрессивных мер в сфере административного устройства, финансов, права и отчасти культуры; наиболее важной из них была отмена военно-ленной системы. Однако реформы Махмуда II уже не могли предотвратить дальнейший распад Османской империи. В нач. 19 в. египетский паша Мухаммед Али стал по существу независимым правителем Египта. На Балканах в ходе Первого сербского восстания 1804-13, в обстановке русско-турецкой войны 1806-12, образовалась фактически независимая Сербия; Бухарестский мирный договор 1812 передвинул границы России на Юго-Запад, к Пруту. Хотя отвлечение сил России на войну с Наполеоном позволило Махмуду II в 1813 восстановить в Сербии свою власть, в 1815 вспыхнуло восстание сербов (Второе сербское восстание 1815). В 1821 началась Греческая национально-освободителъная революция 1821-29. После поражения Турции в русско-турецкой войне 1828-29 Турция по Адрианополъскому мирному договору 1829 обязалась предоставить Греции автономию. Адрианопольский мир, кроме того, обязал Турцию предоставить автономию Сербии и расширить права Молдовы и Валахии. В 30-х гг. 19 в., когда Мухаммед Али вступил в вооружённый конфликт с султаном (Египетские кризисы ), вмешательство европейских держав привело в конечном счёте к учреждению фактически коллективной опеки над Турцией. Усилилась и экономическая зависимость Турции от европейского капитала, особенно после заключения в 1838 англо-турецкой и франко-турецкой торговых конвенций, открывших европейским фабричным товарам беспрепятственный доступ на внутренний рынок Османской империи. Растущая зависимость от европейских держав побудила правящий класс Турции предпринять в 1839 новую попытку реформ (Танзимат) . Эти реформы покончили с остатками военно-феодальных порядков в государственном и административном управлении, упорядочили судебное дело, способствовали формированию турецкой интеллигенции. Но самое существенное в танзимате - провозглашённая его актами гарантия жизни и имущества всех подданных султана - осталось на бумаге. Крымская война 1853-56, в которой на стороне Турции против России воевали Великобритания, Франция и Сардиния, завершилась Парижским мирным договором 1856, подтвердившим "целостность и неприкосновенность Османской империи". Однако на деле этот принцип был для западно-европейских держав лишь прикрытием, пользуясь которым, они усиливали своё влияние на политику турецкого правительства. Реформы, проводившиеся во 2-й период танзимата (с 1856), отвечали главным образом интересам иностранного капитала и связанной с ним компрадорской буржуазии (в Турции до 20-х гг. 20 в.-инонациональной). Иностранцы получили право владеть землёй, ряд концессий на строительство железных дорог, эксплуатацию недр, портовых и муниципальных предприятий, были учреждены иностранные банки, в т. ч. получивший право эмиссии банкнот англо-французский Оттоманский имперский банк. Вместе с тем реформы способствовали постепенному росту в турецком обществе сил, противопоставлявших себя правящему классу феодалов. Из их среды вышли первые турецкие "просветители" - НамыкКемаль, ИбрахимШинаси, Али Суави, Зия-паша и др. прогрессивно настроенные писатели, журналисты, учителя, чиновники, офицеры; в 1865 ими было основано тайное общество - "Новые османы ", которое поставило своей целью установление конституционного строя в Турции.

Просмотров