Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому. Конспекты занятий для детей с умственной отсталостью Конспекты занятий психолога с умственно отсталыми детьми

Дети с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью педагога ребенок узнает функциональные назначения предметов нашего быта: что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, а карандашом рисуют и т.д.

Педагог знакомит детей с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку и т.д. Следует учитывать тот факт, что внимание ребенка с умственной отсталостью непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5- 10 до 15- 20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для детей с умственной отсталостью (умеренной и тяжёлой степени)

Умственная отсталость (умеренной и тяжёлой степени) обычно выявляется рано, на первом году жизни ребенка, что объясняется глубоким поражением центральной нервной системы.

Общими чертами для всех этих детей помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта являются также глубокие нарушения всех сторон психики: восприятия внимания, памяти, речи, мышления, эмоциональной – волевой сферы.

Внимание детей с умственной отсталостью всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели.

Для детей с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) характерны грубые нарушения речевой деятельности, которые находятся в тесной связи с нарушениями интеллекта. У многих детей речь появляется к 6-7 летнему возрасту. У других детей речь не возникает и почти не развивается, это так называемые «безречевые» дети. Работа с такими детьми требует особого подхода. Занятие с детьми с умственной отсталостью отличаются от занятий с дошкольниками не только объёмом и содержанием материала, но и специфическими приёмами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику детей с умственной отсталостью: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Дети с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью педагога ребенок узнает функциональные назначения предметов нашего быта: что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, а карандашом рисуют и т.д.

Педагог знакомит детей с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку и т.д. Следует учитывать тот факт, что внимание ребенка с умственной отсталостью непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5- 10 до 15- 20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если педагог увидит, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у ребенка есть настроение и силы продолжить.

Вывод: Занятие с детьми с умственной отсталостью основано на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

Предварительный просмотр:

Тема: «Цветные полянки с сюрпризом»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

ЦЕЛИ:

Создать положительной эмоциональный настрой ребенка.

Развивать моторику артикуляционного аппарата и мелкую моторику рук.

ЗАДАЧИ:

- Научить детей выбирать и называть по цвету.

Развивать память, внимание, мышление, речь. Активизировать словарный запас языка (красный, желтый, зеленый, грибочки, бабочки.)

Формировать у детей умение выделять и называть соотносить по цвету; ориентироваться в окружающем пространстве, выполнять задания педагога.

Учить правильно определять и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый)

Закреплять умение здороваться и прощаться.

ОБОРУДОВАНИЕ: Цветные полянки красного, желтого, зеленого цвета. Кукла, бусинки, корзина, грибочки, листочки, веточки.

ХОД НОД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель: Дети, посмотрите, какой у нас с вами красивый стол, какие на нем веселые полянки. Давайте с ними поиграем.

Ой, кто это к нам стучится в гости? А это кукла Ляля, давайте её позовем с нами поиграть.

Дети, давайте с куклой Лялей поздороваемся.

Правая рука куклы вытянута вперед, левая - опущена. Педагог дает возможность детям рассмотреть куклу, подносит её каждому ребенку.

Учитель: Это Ляля, поздоровайся с Лялей, дай Ляле ручку. Если ребенок не справляется, педагог помогает ему.

Педагог показывает, какие на столе лежат полянки, по очереди называя цвета .

Учитель: Это полянка красная. Обращается к ребенку : «Степа, покажи красную полянку». Если ребенок ошибается, педагог помогает ребенку назвать правильно. Дети, давайте на каждую полянку посадим бабочку, птичек, грибочков. Педагог берет желтую бабочку и кладет её на желтую полянку и просит детей повторить тоже взять разноцветные фигурки и разложить по полянкам . Молодцы, дети, мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте погуляем и соберем с вами грибочки.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

Педагог достает корзину и предлагает детям встать и погулять. На полу лежать грибочки разных размеров, дети собирают грибочки, а учитель читает стихотворенье:

Где берёзки да дубы

Осенью выросли грибы

Тут - волнушки и опята,

Там – лисички и маслята,

Под сосной – боровики,

Так им рады грибники.

Учитель: Молодцы, все грибочки собрали! Дети, посмотрите, что у нас есть еще, это красивые веточки. А на веточках у нас остались листочки, давайте их сдуем.

Дети сдувают листочки .

Учитель :

Дует, дует ветер

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Молодцы!

Кукле Ляле у нас очень понравилась. Дети, давайте сделаем нашей гостье подарок - красивые бусы.

Педагог предлагает детям сесть за стол. Даёт сухой пальчиковый бассейн и предлагает ребятам выбрать из бассейна бусинки и пуговички и продеть их на леску. Педагог показывает, как правильно это сделать, если у ребят не получается, то учитель помогает детям. После того, как бусы будут готовы, подарить их кукле.

Учитель: Молодцы, детишки. Нашей куколке подарок понравился, она очень рада, что пришла к нам гости.

ИТОГ: Учитель: Ребята, мы с вами сегодня играли в цветные полянки, к нам в гости пришла кукла Ляля. Мы с вами собрали грибочки, сдули последние осенние листочки с веточек. Сделали нашей гостье подарок. Давайте скажем нашей гостье: «До свиданья!».

Я хочу на прощанье

Всем здоровья пожелать,

Ну а мне пора бежать -

Зиму нам пора встречать.

ДО СВИДАНИЯ!


Разделы: Школьная психологическая служба

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества . Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов : дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

Принципы построения занятий:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1 .

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2 .

Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3 , пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4 . В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5 .
Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6 ), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!!!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

1 Хоровод у елочки 1
2 Я слепил снеговика 1
3 Сказочные деревья 1
4 В гости к сказке 1
5 Цветные автомобили 1
6 Зимний пейзаж. 1
7 Необычная вышивка 1
8 От домика к домику 1
9 Вини-Пух и все-все-все 1
10 Кораблики в море 1
11 Звездное небо 1

Тема 1. Хоровод у ёлочки

Цель:

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 1, 3. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики»
  2. Разминка: упражнения «Путаница» и «Сложи узор».
  3. Пальчиковая игра «Помощники». Изобразительное творчество: тычок жесткой полусухой кисточкой «Наша елка в Новый год». Игра малой подвижности «Веселые снежинки».

Тема 2. Я слепил снеговика

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, глазомера, образно-пространственно-кинестетической интеграции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 2, 3. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», «Фонарики».
  2. Разминка: упражнения «Чем похожи?» и «Построй башню».
  3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: аппликация из скомканной бумаги «Снеговик». Игра малой подвижности «Вокруг снеговика».

Тема 3. Сказочные деревья.

Цель: тренировка манипуляционных движений на базе сенсомоторных интеграций (визуально-моторной, вестибулярно-визуальной) и произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 3, 4. Упражнения для развития мелкой моторики:: «Кулак, ребро, ладонь», «Фонарики», «Дом – ежик – замок».
  2. Разминка: упражнение «Чайник с крышечкой», игра «Тени».
  3. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Изобразительное творчество: оттиск печатками «Деревья в волшебном лесу». Игра малой подвижности «Елка, береза, дуб».
  4. Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».

Тема 4. В гости к сказке.

Цель: отработка глазо-ручной координации, развитие произвольной регуляции, концентрации внимания, усидчивости

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 5, 6. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак, ребро, ладонь», «Фонарики», «Дом – ежик – замок» «Гусь – курица – петух».
  2. Разминка: игра «Колпак мой треугольный», Упражнение по дорисовыванию симметричной половины изображения.
  3. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики». Изобразительное творчество: монотипия «Сказочные картинки». Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?»
  4. Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки»

Тема 5. Цветные автомобили.

Цель:

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 6, 7. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики», «Дом – ежик – замок», «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка».
  2. Разминка: упражнение «Собери фигуру» и игра «Ночной поезд».
  3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: оригами «Автомобиль», конкурс на самый быстрый сделанный автомобиль «Авторалли». Игра малой подвижности «Светофор».

Тема 6. Зимний пейзаж.

Цель: познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем, развитие визуально – моторно-кинестетической интеграции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 7, 8. Упражнения для развития мелкой моторики: «Дом – ежик – замок», «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка»,
  2. Разминка: упражнения «Костер», «Графический диктант».
  3. Пальчиковая игра «Прогулка». Изобразительное творчество: аппликация из ватных дисков «Зимний лес». Игра малой подвижности «Палочки».
  4. Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 7. Необычная вышивка

Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 8, 9. Упражнения для развития мелкой моторики: «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка».
  2. Разминка: игра «Поставь пальчик», упражнение «Копировщики узоров».
  3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: вышивка на картоне «Волшебные клубки». Игра малой подвижности «Конспиратор».
  4. Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».

Тема 8. От домика к домику

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 9, 10. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка».
  2. Разминка: упражнения «Дорожки» и «От дома к дому».
  3. Пальчиковая игра «Строим дом». Изобразительное творчество: работа в технике «рваной» аппликации «Домик для гномика». Игра малой подвижности «Рисуем вместе».
  4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 9. Винни-Пух и все-все-все.

Цель: развитие кинетико-кинестетического и пространственного восприятия, сенсомоторной интеграции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 10, 9. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка», « Сарай – дом с трубой – пароход».
  2. Разминка: игра «Кто быстрее и ровнее?», упражнение в перебирании и сортировке крупы.
  3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: аппликация с использованием крупы «Наш веселый Винни-Пух». Игра малой подвижности «Ничего не видно».
  4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 10. Кораблики в море

Цель: отработка манипуляционных движений на базе сенсомоторных координаций и произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 9, 8. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка», «Сарай – дом с трубой – пароход».
  2. Разминка: игра «Чего не стало?», упражнение «Сделай как я».
  3. Пальчиковая игра «Лодочка». Изобразительное творчество: аппликация из спичек «Кораблик». Игра малой подвижности «Море волнуется».
  4. Упражнение на релаксацию «Отдых на море».

Тема 11. Звездное небо

Цель: развитие интеграции кинестетической и визуальной системы с моторной.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 8, 7. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка», «Сарай – дом с трубой – пароход».
  2. Разминка: упражнение «Сколько треугольников?», игра «Звездочки».
  3. Пальчиковая игра «Мы играем». Изобразительное творчество: набрызг, печать поролоном по трафарету «Звездное небо». Игра малой подвижности «Угадай, где монетка».
  4. Упражнение на релаксацию «Полет высоко в небе».

Планируемые эффекты от реализации программы

После проведения цикла занятий младшие школьники с умственной отсталостью должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • зрительно дифференцировать предметы по форме, величине и цвету;
  • различать основные цвета и их оттенки;
  • различать «наложенные» изображения предметов;
  • действовать по звуковому сигналу;
  • адекватно ориентироваться на плоскости и пространстве;
    • выполнять действия двумя руками;
    • проводить ровные, четкие линии;
    • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, предметные картинки и другое).
  2. Материалы для изобразительного творчества (гуашь, кисточки, белая и цветная бумага, лоскутки ткани, крупа, природный материал – листья, картофель; пластилин и другое).

Список литературы:

  1. Белоусова Л.Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика.– 2002. – №2. – С. 38-43.
  2. Войлокова Е.Ф, Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005 – 304 с.
  3. Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа 2000. – №5. – С. 61-62.
  4. Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Художник Афоничева Е.А.–Ярославль: Академия развития, 2007.– 80 с.
  5. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  7. Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.– 144 с.
  8. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 319 с.
  9. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму – СПб.: Речь, 2004 – 80 с.
  10. Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
  11. Пименова Е.П. Пальчиковые игры / Е.П.Пименова.– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 221 с.
  12. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной.– М.: Академия, 1998. – 160 с.
  13. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  14. Совершенствование движений и сенсомоторного развития – http://www.method.novgorod.ru/.
  15. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
  16. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  17. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 37-41.

Лексическая тема: «Признаки весны».

Тема занятия: «Весна идёт и все ей рады».

Цель: продолжать знакомство с весенними изменениями в природе.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о признаках ранней весны.

Учить устанавливать простейшие связи.

Коррекционные:

Активизировать пассивный словарь.

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Формировать умение общаться в диалоге с педагогом и сверстниками, используя жесты.

Тренировать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

Воспитательные:

Формировать самостоятельность, доброжелательность, желание общаться.

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему.

Оборудование: кукла в наряде весны, предметные и сюжетные картинки, чашка со льдом.

Словарная работа: весна, ранняя весна, март, капель, ручьи, проталины, тает, бежит, журчит.

Звукоподражание: кап-кап, кап-кап.

Жесты: спасибо, здравствуй.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель: - Посмотрите, кто к нам пришёл? Это же Весна-красна. А какая она нарядная, красивая. (Дети рассматривают куклу и усаживают за стол.)

Воспитатель: - Что она нам принесла? Солнышко с теплом, капель звонкую, первую травку. (Воспитатель достаёт и прикрепляет на магнитную доску.)

Основная часть

Весна: - Какое сейчас время года? (На доске или стенде сюжетная картинка «Весна»).

Воспитатель: - Поздоровайся с весной. Мы её долго ждали. (Ребёнок отвечает жестом.)

Воспитатель: - Весна наступает после зимы. По календарю 1 марта. Но в природе так бывает не всегда и не сразу. Погода весной не устойчивая: то тепло, то холодно. Днем солнце начинает светить ярче. Теплеет. От этого снег и лёд тают. Бегут ручьи.

Весна: - Посмотрите, дети, что стало со снегом? - Он растаял. А утром в чашке был снег. Мы внесли его в группу, у нас тепло, вот он и растаял.

Воспитатель: - Март-первый месяц весны. Солнце уже пригревает всё сильнее. С середины марта снег делается рыхлым и зернистым. На открытых местах, где растаял снег, видны проталины - голая земля. Начинается капель - тают на крышах сосульки, капает в лужицы талая вода. Снег и мороз иногда возвращаются, но уже ненадолго.

Индивидуальная работа.

(Воспитатель ненадолго открывает окно.)

Воспитатель: - Вы слышите, кап-кап, кап-кап…Откуда эти капельки? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно. Пришла весна. Растопила на крыше снег. Ледяные сосульки тают. Стекает капельками вода-кап-кап, кап-кап. Так плачут сосульки. Им жалко, что кончилась зима.

Игровое упражнение «Песенка капели».

Воспитатель: - Давайте немного поиграем. Я буду читать стишок, а вы будете выполнять движения. Посмотрите, как надо делать. (Сначала демонстрирует движения воспитатель, затем выполняют дети.)

Кап, кап, я капель, Указательным пальцем

Кап, кап, веселей. правой руки слегка

На весеннем тепле постукиваем по раскрытой

Капельки поспели ладони левой руки.

Кап, кап-на скамью, Слегка постукиваем

Детям на игрушки указательными пальцами

Кап, кап-воробью обеих рук по крышке стола

Прямо по макушке!

Успокойся, воробей, Большим и указательным

Лучше капельку попей пальцами имитируем клюв.

Тёпленькой водицы,

Чтобы не сердиться!

Дидактическое упражнение «Идем гулять» (подбор одежды по предметным картинкам).

Весна: - Зимой было холодно взрослые и дети носили теплую зимнюю одежду. Какую?

(Дети выбирают предметные картинки: меховая шапка, шуба, валенки, тёплые сапоги).

Воспитатель: - Весной стало заметно теплее и в зимней одежде нам жарко. Посмотри, как одеты дети на картинке?

Весна: - Что мы наденем на прогулку?

(Дети подбирают картинки, воспитатель комментирует их выбор.)

Воспитатель: - Снег становиться рыхлым и тает, бегут ручьи, солнышко греет сильнее, вместо снега идет дождь. Чтобы не вспотеть, не промокнуть и не заболеть - одежду меняют на более легкую и непромокаемую.

Рефлексия

Лексическое упражнение «Почему?»

Весна: - Почему тает снег? (Солнце греет сильнее, стало тепло.)

Почему бегут ручьи? (Растаял снег и превратился в воду.)

Почему звенит капель? (Сосульки тают и вода капает вниз в лужицы.)

Весна: - Спасибо, детишки, вы молодцы. До свидания. Встретимся с вами на прогулке.

Список литературы

  1. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Издательство «Владос», 2001 г.
  2. Т. В. Калинина, С. В. Николаева, О. В. Павлова, И. Г. Смирнова. Пальчиковые игры для детей 2-7 лет. Издательство «Учитель», 2010 г.
  3. С. Вохринцева. Времена года. Издательство «Страна фантазий», 2009 г.

Интернет-ресурсы

  1. www.detsad-kitty.ru
  2. www.doshvozrast.ru

Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.

Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

  1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
  2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
  3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
  4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
  5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
  6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
  7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

Таким образом, главными задачами таких коррекционных занятий является развитие навыков мышления, тренировка памяти, а также социальная адаптации к жизни и ситуациям, которые могут возникнуть в быту и обществе.

Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

Где они проводятся?

В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.

Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.

В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.

К сожалению, коллективные занятия часто недоступны детям с тяжелой степенью умственной отсталости.

Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.

Можно ли заниматься с ребенком дома?

Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.

Но родители должны полагаться не только на специалиста. Им следует также принимать активное участие в развитии психических способностей ребенка.

Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими членами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.

Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже смерти ребенка.

Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.

Прогноз коррекционных занятий

Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.

К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.

Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью обновлено: Март 21, 2018 автором: admin

Конспект итогового подгруппового логопедического занятия

Занятие с подгруппой детей (6 чел.), имеющих логопедическое заключение: Стойкое нарушение речи системного характера тяжелой степени при умственной отсталости. Дизартрия.

Подгрупповое логопедические занятия дети посещают 1 раз в неделю первый год.

Цель занятия:

формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в категорию дикие животные, птицы.

В основе планирования занятия лежит программа «Обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью», под общей редакцией профессора Дементьевой Н.Ф.

Занятие относится к 2-му этапу обучения.

Реализовывались следующие задачи:

Формирование речевого внимания;

Обучение детей умению слушать речь взрослого и понимать ее;

Обучение детей знанию назначения предметов окружающего быта, учить их словесному обозначению;

Обучение узнавать действия бытового характера и по возможности называть;

- учить строить простую фразу.

Данное занятие итоговое формирует вербальные представления об окружающем мире, умение воспринимать и дифференцировать птиц от животных и наоборот. Различение, уточнение и обобщение предметов становится базой для развития активной речи. Параллельно идёт формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной, артикуляционной моторики, развитие психологических основ речи через развитие внимания, мышления, памяти, восприятия. Содержание занятия включает 3 этапа занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБСУСОНСО «Ояшинский детский дом интернат для умственно-отсталых детей»

Конспект итогового подгруппового логопедического занятия учителя-логопеда первой квалификационной категории Лакизо И.Л.

Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

Цель

2011

Конспект итогового открытого

подгруппового логопедического занятия

с детьми старшего дошкольного возраста имеющих стойкое системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости

Умеренной и тяжелой степени выраженности

Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

Цель : формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в категорию дикие животные, птицы.

Задачи:

  1. развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  2. развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  3. формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи местоимений, слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи..)
  4. развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и интонаций голоса (!?)
  5. развитие психологических основ речи.

Оборудование:

Карточки для глоб.чтения (имена детей, привет, пока);

Массажный мячик- 6 штук

Маски животных и птиц (6)

Карточки-буквы

Конверты – наборы с картинками для игр и упражнений (6)

Диски «Звуки природы», Железновы «Играем с мамой»

Плакат «Жилье обитателей леса»

Муз.центр

Игрушки:медведь,заяц,ворона,ёжик.

Предварительная работа

Приветствие детей в группе, приглашение их на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Мобилизовать внимание детей на предстоящее занятие;

Сообщение детям о том, что к нам пришли гости посмотреть и послушать, чему они научились. Предложить детям занять свои места и начать занятие.

  1. Глобальное чтение (методика Г.Домана):

Развитие зрительной памяти и долговременной памяти;

Приветственного слова: Привет

Имена детей: Глеб, Денис, Дима, Сережа, Артем.

2.Введение в тему:

Развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления; умения соотносить номинативное слово (отгадку) со зрительным образом (картинкой);

  1. Отгадывание загадок:

Пригласить детей подойти поближе к взрослому и посмотреть на картинки лежащие, на столе и отгадать загадки:

Он под кустиком сидит,

Он ушами шевелит.

Всех он боится:

И волка и лисицу.

(заяц)

Большой, косолапый

По лесу идет,

Громко ревет.

(медведь)

Маленький, колючий,

Свернулся в клубок,

Закатился под кусток.

(ежик)

Хвост у неё рыжий, пушистый

Бегает по лесу.

Зайчиков ищет.

(лиса)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? …

(ворона)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

(сорока)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

Прилетела, посидела,

Крыльями помахала и улетела…

(кукушка)

3.Сообщение темы:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А в лесу, как известно много животных и птиц. Прислушайтесь! (звучит муз.сопровождение «Звуки природы»).

4. Основная часть занятия:

Прежде чем встретиться с лесными обитателями, давайте, вместе выполним разминки для пальцев рук и, конечно же, лица и губ. Как хорошо, играть в лесу с мячом!

Побудить каждого ребенка к повтору движений за взрослым; развитие мелкой моторики пальцев рук и умения сочетать движения с сопроводительной речью;

  1. Логопедический массаж рук массажным мячом (по методике Крупенчук) :

Выдаются массажные мячи детям и взрослому, выполняется комплекс «Разминка»

Мячик сильно пожимаю и в ладошке подержу…..1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик - «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдаю, брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..

Светит солнышко, поют птички, дует приятный ветерок…расположимся поудобнее.

  1. Логопедический массаж лица и пассивная артик.гимнастика

(по методике Крупенчук, Воробьевой)

  1. нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
  2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
  3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата
  4. стимуляция проприоцептивных ощущений
  5. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
  6. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
  7. формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

см.приложение

Массаж лица (приложение)

) Физминутка.

Рано утром под лопух – ух, ух,

Прибежал гулять петух – ух, ух,

Там увидел он горох – ох, ох,

Начал важно он клевать – ах, ах,

Горошины подбирать – ах, ах,

А потом во весь свой дух –ух, ух,

Свою песню спел петух –ух, ух. Ку-ка-ре-ку!

  1. Игра « Эхо»:

Продолжать развивать умение различать артикуляцию губ в соответствии с произносимым звуком подкреплять слуховой образ зрительной опорой;

Развитие слухового внимания и восприятия, инициативности, дружеских взаимоотношений в игре, умение соблюдать очередность во время ответа.

А теперь, давайте поиграем с вами в игру «Эхо». …

Я показываю букву и проговариваю, а вы за мной повторяете…

  1. Игра «Кто позвал?»

- развитие силы и динамики голоса, интонационной и мимической выразительности;

Развитие зрительно-слуховой памяти;

С вами хотят поиграть и наши гости: ежик, медведь, зайка, ворона. Все они разговаривают нашими звуками, послушайте и запомните, кто как разговаривает

ворона А (.!?); медведь О (.!?); ежик У (.!?); заяц И (.!?)

Давайте попробуем поговорить, как они…..

А теперь угадайте, кто позвал? (дети показывают на «гостя»).

  1. Динамическая пауза (под муз.сопровождение Железновых):

Развитие координации. Формирование умения танцевать под музыку в соответствии с песенным текстом. Побуждение к подпеванию песенки.

Засиделись наши ребятишки, не мешало бы и попрыгать, погулять. Хотите?

Детям предлагаются маски-шапочки с изображением диких птиц и животных, под музыку выполняются движения в соответствии с текстом.

А теперь все проходим на свои места и садимся за столики.

  1. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Дифференциация обобщающих понятий «дикие животные», «дикие птицы»;

Закрепление представлений о жилье птиц и животных леса;

Развитие координационной системы «взгляд-рука» (соотнесение изображения «жителя» с местом расположения картинки «жилья»).

На столе у детей по 2 разных картинки (птица и зверь). Детям предлагается расселить и назвать животное или птицу.

Как хорошо в лесу, посмотрите, здесь у меня на доске, пустые норки и гнездышки. Давайте вместе, определим, где же живут птицы, а где живут животные?

5. Итог:

  1. Игра с разрезными картинками:

(игра на успех)

Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса, мышления;

Закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3-х частей (умение различать и соотносить части тела: голова,туловище, хвост).

На столе у детей разрезные картинки «лиса» и «сорока». На доске целостные изображения. Напомнить правила «мозайки» голова-туловище-хвост.

Ребята, самые хитрые жители леса из-за своей болтовни и хитрости попали в неприятную историю.. и помочь им, могут только такие ловкие и умные ребятишки, как вы. Я предлагаю вам собрать из кусочков наших лесных жителей и узнать кто же это?

Какие вы все молодцы!!! Все хорошо занимались на занятии, на котором мы научились различать диких птиц и животных друг от друга. Занятие окончено. Встали, подошли ко мне. Попрощались с игрушками, с гостями, с птичкой.


Просмотров