Образовательные технологии внеурочной деятельности по истории. Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях фгос ооо. Задачи внеурочной деятельности

1. Дранишников В.В. Краеведческий факультатив. // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 6. – С. 106-108.

2. Лебедева И.М. организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 кл.: Из опыта работы: Книга для учителя. – М., 1990.

3. Баранов П.А. городская олимпиада по истории.// Преподавание истории в школе. – 1996. - № 4.

4. Манн Б.Б. Школьный исторический театр.// Преподавание истории в школе. – 1993. - № 3.

5. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М., 1989. – Гл. 4.

6. Кожин Ю. Олимпиада по истории в старших классах.// История. – 1999. - № 3.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Значение внеурочной работы:

1. на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы знаний, к тому же нехватка времени. Расширение и углубление исторических знаний.

2. на уроке нельзя показать памятники, утварь и т.п.

3. практическая функция изучения истории чаще реализуется во внеурочной работе.

4. Возникает более тесное общение между учителем и учеником.

5. Развитие индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности в познании истории, создание условий для самореализации школьников.

Может носить массовый (вечер, конференция), групповой (кружок), индивидуальный характер.

Задачи внеурочной работы:

1. расширение и углубление знаний об историческом прошлом мира, страны, края, семьи.

2. формирование устойчивого познавательного интереса к истории и способам ее изучения

3. развитие познавательных способностей учащихся, практических и коммуникативных умений

4. воспитание гражданственности, патриотизма, положительных моральных качеств, чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию, ответственности за его сохранность.



Принципы организации внеурочной работы:

1. добровольность. Необходимо учитывать интересы и особенности каждого для привлечения к деятельности.

2. работа должна носить исследовательский характер.

3. Значительная часть работы должна носить коллективный характер.

1. Факультативное занятие – не копия урока, но включает в себя многие его элементы. Факультатив не идентичен и внеурочной работе, хотя и имеет с ней много общих форм. Факультативные курсы строятся на принципе добровольности и призваны удовлетворить личный интерес школьника к предмету. Определить степень интереса учащихся к факультативу можно с помощью беседы. Обобщив ее результаты, учитель продумывает содержание курса, методические приемы и формы занятий. Кроме того, должен быть решен вопрос о том, как часто будут проводиться занятия: два раза в неделю по часу, либо один раз по два часа. После этого можно приступать к планированию курса с учетом интересов и уровня подготовленности учащихся. Первые одно-два занятия следует посвятить теоретическим проблемам курса и работе с терминами, т.к. без знания терминологии учащимся будет трудно ориентироваться в содержании конкретного факультатива. Например, факультативный курс «История второй мировой войны» предполагает знание терминов военная доктрина, стратегия, тактика, оперативная обстановка и т.д.

Факультативные занятия могут проходить в форме лекции, семинара, практикума, конференции, занятия в музее, посещения объекта изучения. Возможно проведение комбинированных занятий типа: лекция и практикум, семинар и практикум, лекция и семинар. Начинающий учитель, как правило, предпочитает форму лекции, однако два академических часа зачастую не под силу слушать школьнику. Поэтому лекцию следует оснащать средствами наглядности, работой с документами, можно предусмотреть проблемные задания. Лекции по характеру и содержанию бывают разные. Аналитическая лекция отличается не только глубоким анализом теоретических проблем, но и существенных фактов, без которых невозможно сделать выводы и обобщения. Такое аналитическое изложение проблемы позволит лучше усвоить ее в целом. Семинарские занятия целесообразно проводить на основе документальных источников. Практикумы по своему характеру близки семинарам, они могут быть общими, групповыми и индивидуальными. На основе анализа источников и конкретно-исторического материала учащимся предлагается обосновать свою позицию, сделать обобщения и выводы. Индивидуальные задания даются в том случае, если учитель располагает большим и разнообразным материалом.

Первая ступень подготовки учителя к факультативным занятиям в теоретическом плане связана с накоплением материала, с углублением теоретической подготовки самого учителя в данной тематике. Вторая ступень – отработка методики проведения факультативных занятий.

В отличие от основных курсов, обеспеченных учебниками и другими пособиями, факультативы в лучшем случае имеют только методические пособия или пособия для учащихся, а ряд курсов не имеет даже этого.

Все факультативы в той или иной степени связаны с основными курсами, обогащают их и тем самым повышают уровень образования учащихся. Факультативные курсы не только углубляют знания учащихся, формируют у них научное мировоззрение, расширяют кругозор, но и создают благоприятные условия для подготовки их к дальнейшему образованию и сознательному выбору профессии. Факультативный курс создает возможность для показа не только основных исторических событий, но и событий второго плана. Одним из видов самостоятельной работы учащихся в рамках факультатива могут быть ученические исследования, строящиеся на основе изучения научной и научно-популярной литературы, мемуаров, беллетристики, вещественных памятников. Их цель – формирование устойчивого интереса у учащихся к исторической науке, глубоких и прочных знаний по избранной проблеме, развитие элементарных навыков исследовательской работы. Подготовленная работа обсуждается на занятии факультатива. Чтобы обсуждение проходило активно, учащимся предлагается ознакомиться заранее с основным содержанием или тезисами работы.

Программа краеведческого факультатива наряду с материалом по истории региона должна включать и информацию о теоретических основах краеведения. О методике краеведческих изысканий. Только в этом случае можно добиться активной работы учащихся, вовлечь их в творческий поиск и сформировать устойчивый познавательный интерес. В программе краеведческого факультатива необходимо четко определить основные понятия и термины, усваиваемые на занятиях, сформировать практические умения и навыки. Краеведы должны научиться анализировать местную периодическую печать, краеведческую литературу, грамотно проводить опросы, беседы со старожилами края, готовить сообщения рефераты, работать в школьном краеведческом музее. Нужны технические (использование аппаратуры) и туристские умения и навыки. Можно в качестве одной из форм результата работы рекомендовать рабочие книжки краеведа, куда заносятся сведения о коллективных и индивидуальных заданиях и итогах их выполнения. При оценке деятельности членов факультатива следует избегать формальных приемов и способов контроля. Нельзя ставить плохие оценки ученикам, недостаточно активным на занятиях, т.к. даже пассивное участие в работе краеведческого факультатива положительно влияет на развитие познавательной деятельности, интереса к истории. Необходимо поощрять самостоятельную познавательную деятельность краеведов.

Усвоению основного содержания факультатива предшествует подготовительный этап: знакомство с программой, формами работы, друг с другом, с преподавателем. На этом этапе важно заинтересовать школьников занимательным краеведческим материалом, привлекательными формами работы (экскурсиями, поездками, походами), создать эмоционально приподнятую атмосферу и нравственную почву для формирования коллектива единомышленников, наметить ближние и дальние перспективы, выделить актив. Обычно подготовительный этап охватывает 1-ю четверть.

Факультатив – не только форма внеурочной работы, но и способ духовного общения с детьми, позволяющий ученикам самовыражаться и самоутверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения со сверстниками. Для развития познавательной активности учащихся уместно использовать как традиционные учебные формы работы (лекции, беседы), так и внеурочную деятельность (краеведческие викторины, работу в библиотеках, в архиве, экскурсии, тематические вечера, конференции, выпуск газеты, создание школьного музея, любительских фильмов и т.д.).

Виды внеурочной работы:

1. Чтение источников, исторической литературы (если оно носит управляемый характер).

2. Школьные исторические кружки и общества.

3. Конференции, диспуты, олимпиады, викторины, спектакли, исторические вечера и т.п.

4. Создание «малых историй» – школы, улицы, села и т.д. Организация школьных музеев.

5. Отряды следопытов (поиск мест боевых действий, атрибутов культуры и т.п.)

6. Экскурсии, экспедиции и турпоходы по историческим местам.

7. Подготовка и празднование дней воинской славы, юбилейных торжеств.

8. Изучение и обобщение народных традиций.

9. Выпуск стенгазет.

Исторический вечер . Позволяет углубить интерес к предмету, закрепить знания, приобрести новые знания, формировать историческое мышление и историческое сознание. Расширяет мировоззрение школьника, активизирует желание работать самостоятельно, использовать знания на практике. Формирует патриотизм, гуманистические ценности, этические нормы, эстетический вкус.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования в условиях ФГОС формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Требования современности сегодня – это воспитание учеников с новым типом мышления, творческих, умеющих ориентироваться в различной информации, критически осмысливать содержание учебного материала по истории, который требует умения работать с информацией, т.е. обладать информационной компетенцией. В условиях модернизации современного образования целью обучения школьника является его социализация, которая позволяет ему найти своё место в современном динамичном мире. Различные внеклассные занятия помогают ученикам сделать свой жизненный выбор, способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

План внеурочной деятельности является нормативным документом, определяющим в рамках реализации федерального образовательного стандарта образовательную деятельность, осуществляемую в рамках отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. План внеурочной деятельности должен быть разработан на основе законодательства в сфере образования, федеральных, региональных и муниципальных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., дата подписания 29.12.2012 г.).

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».

4. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

– Организация досуга обучающихся во внеучебное время.

– Сохранение и преумножение традиций школы.

– Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.

– Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

– Спортивно-оздоровительная деятельность.

– Духовно-нравственная деятельность.

– Общеинтеллектуальная деятельность.

– Общекультурная деятельность.

– Социальная деятельность.

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность материала и наглядность.

3. Учёт возрастных особенностей.

4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

5. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

6. Использование разнообразных форм занятий.

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам – историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный, и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер. «Родной край, его история – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Одним из направлений работы является изучение истории родного края учащимися через социально значимую проектную деятельность.

Мною была создана разновозрастная группа учащихся с 5 по 9 классы, с которыми мы разработали социально-значимый проект «Люблю тебя, мой край родной».

Цель проектной деятельности:

– формирование познавательного интереса к историко-краеведческой литературе;

– привлечение учеников к чтению книг по истории родного края;

– формирование чувства любви и уважения к своей малой Родины;

– содействовать патриотическому воспитанию учащихся на примере истории родного края;

– развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Ребята, входящие в состав инициативной группы, в рамках проекта проводят занятия по краеведению для начальной школы, в среднем звене.

Следующим направлением является работа с ветеранами труда и Великой Отечественной войны. Размышление об их вкладе в развитие родного края становится основой для переживания нравственных, патриотических чувств, что является важной ступенью для воспитания нравственных ценностей. Мы посещаем музеи нашего города, района, что расширяет рамки занятий по изучению родного края.

Одной из составляющих проекта является участие ребят в районных и городских конкурсах по истории родного края, где они могли применить свои знания и умения.

Подготовка и проведение.

1. Планируем и выбираем темы, которые интересны и важны в рамках проекта.

2. Определяем участников.

3. Подбираем материал, который необходим (т.е. ребята учатся работать с различной литературой, готовить рассказы, рисунки, стараются творчески подходить к выполнению своих работ по различным темам).

4. Обсуждаем содержание, работы участников.

5. Выполнение самого проекта (сроки зависят от темы и работы). Реализуем в следующих проектах: конкурс книгочеев. Например: Историко-литературоведческая номинация. Номинация иллюстративная. Поэтическая номинация – ученики представляют стихи о Сибири, о Новосибирске собственного сочинения.

В течение многих лет сотрудничаю с Городским Центром истории Новосибирской книги, с АНО Центром развития личности « Мир на ладони».


Особый интерес проявить ребятам помогают факультативы, которые провожу в 8-х кл. «Сибирь в XIX в.», в 9-х кл. «Развитие Сибири в XX в.», а также кружок в 5-х кл. «По следу мамонта», в 6-х классах «Тайны прошлого» по истории Сибири. Основной принцип посещения занятий – принцип интереса и добровольности. Ученики изучают историю своего края, учатся работать с различной литературой, готовить сообщения.

Следующим направлением является участие ребят в научно-практических конференциях. Например, городская научно-практической конференция «Юниор – шаг в науку», секция – музеология, выступали на региональной конференции 4-е Тихомировские Чтения «Моя семья в истории страны», на районной конференции, секция «История родного края», ученица Кривоногова Катя стала победителем.

Для воспитания духовно-нравственных качеств привлекаю ребят к участию в международном конкурсе социально значимых плакатов «Люблю тебя, мой край родной!»



Вовлекаются учащиеся с 5 по 11 классы во внеклассную деятельность и по обществознанию. Сегодня актуально изучение общественных наук для современных школьников, т. к. многие планируют свою жизнь связать с работой в области экономики и юриспруденции, да и просто гражданам нашей страны очень нужны правовые знания. Необходимо формирование у учащихся собственных моральных норм и ценностей, правовой культуры и гражданской грамотности посредством изучения норм общественной жизни и законов её регулирующих, развивать у подростков социальную активность, желание участвовать в преобразовании окружающей жизни, формировать активную жизненную позицию.

Одной из главных целей преподавания обществознания в школе является формирование гражданско-правовой культуры у учащихся, которая достигается и через внеклассную деятельность. В рамках декады «Правовое воспитание школьников» с учениками старших классов беседуют представители различных правовых структур. В среднем звене поводятся занятия в форме тематических бесед, игровых занятий, например: «Я и закон», «Мои права и обязанности» и др.

Проходят элективные курсы: в 8 кл. «Основы правоведения », в 9 кл. «Наше будущее в наших руках», в 10 кл. «Основы пенсионного законодательства в Российской Федерации». Это способствует максимальному развитию правовой и гражданской культуры школьников – граждан Российской Федерации. Знакомит учеников с Российским законодательством. Учит работать с документами, их анализировать и получать необходимую информацию, которую используют для участия в различных проектах и конкурсах.

Проводятся специальные занятия, посвящённые Конституции РФ. По избирательным правам граждан, с целью ознакомления ребят с избирательными правами и обязанностями граждан РФ. Такие занятия проходят в форме деловой игры, где ученики узнают, какие права и обязанности есть у избирателей. Участвуем в играх КВН «Урок граждановедения».

Свою активную гражданскую позицию ребята проявляют участием в районном конкурсе по повышению правовой культуры среди будущих избирателей, «Выбирай сам свою Россию», «Моё предложение депутату». В областном конкурсе среди молодёжи на лучший агитационный плакат «Думские гонки».

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Как говорил А. С. Макаренко «Дети – это живая сила общества».

Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования.

В.А. Сухомлинский писал: "Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками".2

Отличительной чертой урока является ограничение во времени, а также невозможности отойти от изучаемой темы, даже когда учащиеся особо интересуются каким-либо вопросом.

Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Независимо от формы одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.

Однако с 80-х гг. прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не столь к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на его творческую активность. Эта тенденция получила развитие с внедрением ФГОС и институализацией внеурочной деятельности. образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание. Историческое сознание - это ценностное отношение человека к историческому прошлому, система ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.4

Как и другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я. Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.5

Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмыслением прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности. Историческое сознание, как персональный способ ориентации, - это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов:

  • 1. Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого);
  • 2. Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого);
  • 3. Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека).

Основными объектами отношений выступают вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: ценность жизни, бытия, добра, истины, красоты, гармонии, свободы, природы, Отечества.

Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.

П.Г. Постников выделяет следующие уровни исторической образованности как личностного качества: базовый, оптимальный и расширенный.

При базовом уровне ученик просто воспроизводит систему ценностей, адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни и решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта, ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей.

Оптимальный уровень предполагает, что ученик обладает развитой культурой исторического мышления и речи, определенным стилем исторического мышления и устойчивым интересом к историческому опыту. Таким образом, им освоена историческая культура как базовая основа развития.

Уровень расширенный означает, что школьник прогнозирует собственное поведение на основе имеющихся норм и ценностей, а также выстраивает собственную линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации. То есть, на этом уровне уже сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества, развиты потребности и механизмы самообразования в области истории. Но главное достоинство внеурочной (внеклассной) работы, в сравнении с классно-урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения. Внеклассные занятия нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.

Цель и задачи внеурочной деятельности по истории

Образование всегда было синтезом обучения как индивидуального процесса познания, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. В парадигме личности центрированной педагогики, которую, декларирует ФГОС, синтез - это не просто сумма процессов, форм, видов деятельности и других компонентов специального организуемого процесса образования в школе. Синтез есть всегда "созидательный процесс" - взаимопроникновение и взаимовлияние.

Внеурочная деятельность - это всего лишь координата пространства школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации на "оси" вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной жизни. Ее нельзя сводить только к деятельности школьников. К ее организации должны быть подключены все участники - взрослые и дети, учителя и ученики, родители и педагоги-организаторы, методисты и другие специалисты школы. Она нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом.

В качестве методологического ключа к пониманию и объяснению сущности внеурочной деятельности предложим, прежде всего, обратить внимание на категорию "деятельность". Именно в процессе деятельности природа, общество, но создаются все социальные свойства и способности человека. Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное производство идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязь таких ее структурообразующих элементов, как цель, средство, результат, субъект, объект. Посредством деятельности не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующие индивидуальное поведение, базовое общественное отношение "господство - подчинение", которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации деятельности. Разнообразные формы деятельности являются способами социализации индивида, становление личности, ее идентификации, а также самоидентификации социальной организации (в нашем случае образовательной организации или учреждения).

Внеурочная деятельность - это, прежде всего процесс, какое-то действие, способ исполнения чего-либо. Придание внеурочной работе статуса деятельности кардинально меняет ее качество.

Для школы, как и любого другого образовательного учреждения, внеурочная деятельность становится новым видом подотчетной деятельности, за которую она несет ответственность. Используя различные формы этой деятельности, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности. Эта деятельность может стать показателем ее уникальности, привлекающим внимание потребителей и заказчиков. Исходя из изученных материалов, документов, мнений различных специалистов о данной проблеме, можно предложить следующее определение: внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участие в содержательном досуге.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

  • - расширение общекультурного кругозора;
  • - формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • - включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
  • - формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • - участие в общественно значимых делах;
  • - помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
  • - создания пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Внеурочная деятельность по истории является неотъемлемой частью внеурочной деятельности в целом, таким образом можно сказать, что она решает те же воспитательные задачи и направлена на ту же цель.

1

В данной статье рассматриваются состояние современного российского образования и его важнейшие цели на ближайшее будущее. Проанализировано понятие «внеурочная деятельность», охарактеризованы основные определения этого термина по работам Т.А. Ильиной, Е.В. Советовой, Н.Е. Щурковой; дана общая характеристика внеурочной деятельности в трудах В.А. Сухомлинского. Показана тесная связь внеклассной работы с учебно-воспитательным процессом школы. Подробно рассмотрено понятие «внеурочная деятельность» по истории, раскрыты ее цели, задачи и характерные особенности по анализу литературы и обобщению педагогического опыта. Рассмотрены основные направления внеклассной работы по истории: массовой, групповой, индивидуальной работы; раскрыты и проанализированы формы по каждому из этих трех направлений. На основе изучения внеурочной деятельности по истории установлено ее значение в образовательном пространстве школы, которое заключается в индивидуализации и дифференциации обучения, учете индивидуальных интересов и способностей обучающихся, развития углубленного изучения предмета «история».

образование

внеурочная деятельность

метапредметные результаты

социализация

учебно-воспитательный процесс

внеурочная деятельность по истории

направления внеурочной работы по истории

формы внеурочной деятельности по истории

индивидуализация и дифференциация обучения

1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: Педагогика, 1972. – 298 с.

3. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе / А.Ф. Родин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 127 с.

4. Советова Е.В. Школа нового поколения. Административная работа / Е.В. Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 318 с.

5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – М.: Педагогика, 1979. - С. 57.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования - низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Соответственно, главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории. Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

На сегодняшний момент происходит обновление учебно-воспитательной работы школы, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность. Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ уделяют особое внимание внеурочной деятельности, что отражается в таких государственных документах, как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года, Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

В ФГОС общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве одного из главных компонентов включена внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс. У обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний.

Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» . С этим высказываем трудно не согласиться.

Проанализировав определения внеурочной внеклассной деятельности школы, следует выделить некоторые из них. Т.А. Ильина внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классным руководителем и учителями-предметниками с учащимися школы .

Е.В. Советова считает, что внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации . Действительно, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кроме того, в настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Т.А. Ильина отмечает, что задача внеучебной работы состоит в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Так, внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса .

В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании занимает внеурочная работа по истории, которая является одной из составных частей деятельности учителя истории. Внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. Целью внеклассной работы по истории являются углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории, организация процесса познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Обобщив все вышесказанное, можно утверждать, что внеурочная работа по истории - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, которые обеспечивают необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта.

Соответственно, внеурочная деятельность всегда носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

  1. на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;
  2. на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашняя утварь, памятники и т.д.;
  3. на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата тем и проблем, предусмотренных учебными программами;
  4. практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе.

В научных исследованиях вопросы методики применения различных внеклассных форм обучения истории, их видов и особенностей нашли отражение в работах А.А. Вагина И.Я. Лернера, А.Ф. Родина, А.А. Рудина, Ю.Е. Соколовского и др.

Несмотря на имеющиеся исследования по данной теме, она в настоящее время остается актуальной ввиду преобразований в современном обществе, изменений сознания школьников и реформирования школьных программ в современных учебных заведениях.

Итак, организация внеурочной работы с обучающимися в любом образовательном учреждении является одной из важных направлений деятельности педагогов. Занятия с подростками, помимо уроков, имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

Одной из главных целей внеурочной деятельности является стремление развивать интерес учащихся к истории своего государства. К основным задачам внеклассной работы по истории мы относим:

  1. развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала;
  2. развитие творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности;
  3. воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории;
  4. углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох.
  5. оптимизация учебной нагрузки обучающихся.

Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, установить более тесный контакт и взаимопонимание. Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.

Формы организации внеурочной деятельности, по мнению А.В. Советовой, отличаются от уроков. Это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т.д. .

Вся внеурочная работа по истории классически делится на три основных направления (рис. 1).

Рисунок 1. Основные направления и формы внеурочной работы по истории

Охарактеризовав основные направления внеурочной деятельности по истории, следует более подробно на них остановиться.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Примерами массовых форм внеурочной деятельности являются исторические вечера (на них могут обсуждаться проблемы истории («Отмена крепостного права: за или против?»), исторические экскурсии (посещение наиболее памятных исторических мест), олимпиады (главной задачей олимпиад является выявление наиболее сильных, наиболее знающих, наиболее умеющих учащихся, обладающих широким кругозором не только историческим, но и общекультурным. Еще один важный аспект этого внеклассного мероприятия состоит в том, что можно задать тот уровень, к которому должны стремиться ученики. Сложные вопросы должны подстегнуть самостоятельный интерес школьников, показать им новые рубежи, конференции (призваны развивать у учащихся интерес не только к прошлому, но и настоящему, самостоятельность мышления и чувства ответственности за проделанную работу) и т.д.

Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории является групповая, или кружковая. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, лекции, экскурсии, экспедиции.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников.

Выпуск в школе исторических газет и журналов также способствует формированию самостоятельности и развитию творческих способностей школьников.

Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Индивидуальная работа может быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений; приобретением навыков самоорганизации и самодисциплины.

Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа в наибольшей степени отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. К ней относятся написание рефератов и докладов, создание проектов, выполнение творческих заданий.

Таким образом, внеурочные занятия в единстве с учебными образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.

Рецензенты:

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятского социально-экономического института», г. Киров.

Маури А.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятского социально-экономического института», г. Киров.

Библиографическая ссылка

Даровских И.С. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИСТОРИИ: ЦЕЛИ, ОРГАНИЗАЦИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14204 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

"Планирование внеурочной деятельности по истории и обществознанию"

О методах и формах внеурочной работы по истории

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Задачи: 1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Методы и формы внеурочной работы по истории

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Основные направления и формы внеурочной работы по истории.

Внеклассная работа

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера

Лекции и беседы

Исторические экскурсии

Викторины и конкурсы

Олимпиады

Конференции

Неделя истории

Просмотр фильмов и пьес

Исторический кружок

Исторические общества и клубы

Походы и экспедиции

Выпуск исторических газет и журналов

Лектории

Факультативы

Чтение исторической литературы

Посещение архива

Работа в музее

Написание рефератов и докладов

Выполнение творческих заданий.

Данный вид образовательной деятельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

во-первых , на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

во-вторых , на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;

в-третьих , практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе;

в-четвертых , на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учебными программами и т. д.

Составляющие внеурочной работы .

Ведущей составляющей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и вещественных исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает многообразием форм.

1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,

во-первых , содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и,

во-вторых , если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач и т. д.

2. Школьные исторические кружки и общества. Чтобы они были полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно, по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумизматов и др. (Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др. направления).


3. Исторические конференции , диспуты, олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно-музыкальные композиции.

Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предполагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и выработку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической подготовки участников.

Для данных форм работы характерен высокий дух состязательности и т. д. Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций и т. д.

4. Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местности. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

5. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятельности, культуры ушедших поколений людей и т. д.

6. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам и т. п. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях - днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.

Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география, МХК и др.

Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях являются:
создание школьных музеев (музейных комнат);
благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важнейших военно-исторических событий;
сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов;
поисковая работа;
проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;
встречи с участниками войн;
военно-исторические игры;
участие в работе мероприятий Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (бывшее ДОСААФ);
посещение воинских частей, военно-учебных заведений и т. д.
В ходе работы по празднованию дней воинской славы у учащихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю

Значение методов и форм внеурочной работы в формировании патриотического воспитания учащихся. Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 42.

Воспитывать патриотизм необходимо, во-первых, систематично, вo-вторых, независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.

Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники также принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.

Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы - участники Великой Отечественной войны», «Орден в твоем доме», «Твоя родословная».

Использование компьютерных и Интернет технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации сельских, поселковых, городских школ и детских центров дополнительного образования, многие учебные заведения ЕАО получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Уже стал очевидным тот факт, что использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
  • оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.

Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность:

  • доступа к различным источникам информации через Internet и работы с этой информацией;
  • профессионального консультирования по любому интересующему вопросу через телеконференции;
  • реализации методов дистанционного творчества, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др.
  • сетевого общения с участниками дистанционных проектов;
  • участие в различных форумах по обсуждению проблем истории в Интернете

Виды работ учащихся с применением ИТ:

  • Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
  • Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
  • Поиск нужной информации в Internet.
  • Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
  • Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов.
  • Общение по компьютерным сетям.
  • Внеклассные и внеурочные мероприятия с применением мультимедиа.
  • Выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте.
  • Участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах по информатике и компьютерным технологиям.

На заседании районных (городских) методических объединениях учителей обществознания рекомендуется проанализировать результаты Всероссийской олимпиады по предмету, организовать обмен опытом по проведению школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях. Издательством «Просвещение» в серии «Пять колец» издано пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, которое содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями.

Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. Рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Список литературы

1. Горяйнов В.С. Задачник по истории России. М., 1989.

2. Книга для чтения по истории средних веков / Составитель Н.Запорожец. М., 1991.

3. Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: Владос, 1999.

4. Ляшенко Л.М. История России 19 века. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2000.

5. Смирнов С. Г. Задачник по истории России. М.: Мирос, 1993.


Просмотров