Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011

Определение человекаОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Словарь русского языка СИ. Ожегова
определяет человека как «живое существо,
обладающее даром мышления и речи,
способностью создавать орудия и
пользоваться ими в процессе общественного
труда».
Такое определение объединяет в этом
понятии две сущности человека -
его биологическое начало и его социальную
сущность

Если бы мать решила иметь определенное количество детей, скажем, два, то она фактически отвергает одного потенциального ребенка в пользу другого. Певец продолжает подчеркивать абсурдные последствия, вытекающие из тезиса о лишении человека, который привел бы к отказу от аборта нормального ребенка и поддержанию запрета на контрацепцию и безбрачие.

Два типа аргументов Зингера показывают сначала, что он не понимал двойного значения термина «потенциальный человек». Это может означать, во-первых, человека, который не является человеком, но который, вероятно, станет человеком - контр-аргументацией Сингера - или, во-вторых, человеком, который уже в действии человека, но который стремится к актуализации его возможностей, который призван развивать свой потенциал.

социальное существо

СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
биологическое
социальное
Человек часть природы, и его формирование
подчиняется всем природным законам. Он, как и
другие природные существа, должен постоянно
удовлетворять свои физиологические потребности,
потому что, если он не будет их выполнять он умрет.
Человек растет, он подвержен болезням, стареет и
умирает.
Человек без общества остается
биологическим существом, неким «маугли»,
которому присущи исключительно животные
привычки. Под влиянием общества, в
котором мы живем, формируется наш
внутренний (духовный мир).
Например:
В 2003 году в Ивановской области был
обнаружен 4 – летний мальчик, которого
воспитала кошка. Мальчик, не имея других
воспитателей, научился у кошки лакать из
блюдца, тереться о чужие ноги и, впитал в
себя звериные повадки, выживать, опираясь
на звериные повадки.
Рэнди Гарднер (Randy Gardner) провел без сна 264
часа. Он завершил свое пребывание без сна потому, что
у него началась лихорадка: боль в глазах, головные
боли и он перестал «чувствовать ноги».
Дэвид Блэйн побил мировой рекорд по задержке
дыхания. Его вытянули на 17 минуте и 4,4 секунде, т.к.
возникли проблемы с пульсом.
Например:

Существо биологическое, подчиненное законам природы

СУЩЕСТВО БИОЛОГИЧЕСКОЕ,
ПОДЧИНЕННОЕ ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ
По показателям биологического приспособления к
природе человек значительно уступает подавляющему
большинству представителей животного мира.
У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо
когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка
на двух ногах, предрасположенность ко многим
заболеваниям, деградированная иммунная система.
Превосходство над животными биологически
обеспечивается человеку только наличием у него коры
головного мозга, чего ни у одного животного нет. Она
обеспечивает простор для духовного роста и развития
человека и общества.

Существо социальное

СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
Человек без общества остается биологическим
существом, неким «маугли», которому присущи
исключительно животные привычки.
Чтобы стать человеком разумным, ребенок должен
воспитываться людьми и получить человеческое
воспитание.
Человек отличается от животных прежде всего
способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием
своего внутреннего духовного мира. Только человек
может размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы.

Отличие от животных

ОТЛИЧИЕ ОТ ЖИВОТНЫХ
Человек производит свою собственную
окружающую среду (жилища, орудия труда
предметы быта);
Иизменяет окружающий мир не только по
потребностям, но и по законам нравственности и
красоты;
Действует не только по потребностям, но и по своей
воле, фантазии и выбору;
Действует универсально, а не только
применительно к конкретным обстоятельствам;
Относится осмысленно к своей жизнедеятельности,
целенаправленно изменяет и планирует свои
действия.

Человек - биологическое и социальное существо

ЧЕЛОВЕК - БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют
его природу: она, являясь биологической, не заключается в
одной лишь природной жизнедеятельности человека.
Человек - не только природное, но и общественное существо,
живущее в особом мире - в обществе. Он рождается с набором
биологических черт, присущих ему, как биологическому виду.
Человеком же разумным он становится под воздействием
общества. Он обучается языку, воспринимает общественные
нормы поведения, усваивает общественно значимые ценности,
регулирующие общественные отношения, выполняет
определенные общественные функции.
Все вместе эти качества - как прирожденные, так и
приобретенные в обществе - характеризуют биологическую и
социальную природу человека.

Индивид и индивидуальность

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Каждый человек обладает своими особыми признаками,
которые отличают его от многих других. Часть этих
признаков исключительно индивидуальна, то есть в
природе не существует двух людей с одинаковыми
признакамиВ науке принят специальный
термин «индивид» (от лат. нераздельный, неделимый) -
человек как отдельная личность в среде других людей.
Производный от этого слова
термин «индивидуальность» характеризует человека как
одного из многих, но учитывает его личные особенности, в
том числе внешний облик, специфическую манеру
поведения, характер и т.д.

личность

ЛИЧНОСТЬ
Человек ценен для общества прежде всего
своими социально значимыми качествами,
которые в своей совокупности
характеризуют личность. Чтобы стать
личностью, надо обладать - разумом,
самосознанием, способностью отвечать за
свои поступки и действия.

10. Преобладание биологического над социальным

ПРЕОБЛАДАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО НАД СОЦИАЛЬНЫМ
Биологическое в человеке имеет особое значение во всех процессах его
жизнедеятельности. В процессе индивидуального развития человек
отражает обобщенные черты развития своего рода. Так, в период
времени от зачатия до появления на свет в человеке хоть и заложена
социализированная генетическая программа, все же он в большей
степени является биологическим существом, подчиняясь, главным
образом, только законам биологии.
Значение генетической программы человека нельзя преуменьшать,
однако произошли определенные изменения в ее роли: в ходе
биологической эволюции данная программа приобрела особые свойства,
которые обеспечивают готовность новорожденного к предстоящему
развитию в условиях социума.
На современном этапе развития каждый человек благодаря
биологическим особенностям мозга способен развивать сознание и,
соответственно, основанную на нем способность к членораздельной
речи.
На универсализм человеческих предпосылок к речи указывает и тот факт,
что ребенок может овладеть любым языком, который слышит после
рождения.

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил. Он вышел из природы и остается ее частью. Организм человека развивается по общим для всех живых существ законам. Для поддержания жизнеспособности он нуждается в пище и кислороде. Как все живые организмы он претерпевает изменения, растет, стареет и умирает. Процесс размножения у людей протекает аналогично этому процессу в живой природе, а в основе передачи признаков вида по наследству лежат универсальные для всего живого генетические закономерности.

Певец также смущает, как и многие философы, которые последовали этому примеру, понятие потенциальности с возможностью возможности не означает одно и то же. Путаница концепции потенциального человека с понятием возможного человека приводит к странным заявлениям, упомянутым выше в отношении контрацепции и целибата. Он смешивает две разные вещи: с одной стороны, тот факт, что в случае абортов существует реальное существо - зигота, эмбрион, плод - который характеризуется, согласно первому смыслу понятия потенциального человека по своей возможности стать рациональным и осознать себя в более или менее близком будущем; с другой стороны, тот факт, что в случае безбрачия и контрацепции существует возможное существо, но не реальное существо, то есть логическая возможность того, что в конечном итоге человек может существовать как зигота, эмбрион, плод, потенциально призванный стать рациональным и самосознательным.

Однако человеческий организм - это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в социальной среде. Это свидетельствует о том, что человек как качественно новое явление в природе, единственный вид на Земле вышел за пределы биологической эволюции. Впрочем, нельзя недооценивать роль общества в жизни высших позвоночных. Детеныши хищников, оторванные от родителей, не могут обучиться охоте. Социальная среда, семья играют огромную роль в обучении зверей, еще большую роль играют социальные факторы в становлении психики человека.

Сокращение так называемой реальной или онтологической возможности так называемой логической возможности приводит Сингера к тому же подходу к аборту с контрацепцией и безбрачием. Мы находим эту путаницу на примере принца Чарльза. В примере, расположенном на плоскости чистой, логической возможности, а не в присущей ему возможности, пример не показывает того, что его автор должен был доказать. Конечно, правильно сказать, что принц Уэльский является кандидатом на пост короля Англии, с точки зрения возможности; но его реализация не является неотъемлемой частью личности князя.

У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями - преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

Это внешние условия, которые позволят реализовать или не стать королем. Принц Чарльз не в себе потенциальный король, а царский принц в действии. Различие между потенциальностью и возможностью позволяет не накладывать на один уровень эмбрион человека из его концепции, с одной стороны, и контрацепции и безбрачия, с другой стороны. Человеческие сперматозоиды и яйцеклетки, взятые отдельно, безусловно, могут быть объединены в мире возможностей. Они на каждой стороне являются возможной причиной для человека.

Однако, взятые по своей индивидуальности и по отдельности, они не могут развиваться как конкретный человек, даже если бы все внешние условия были выполнены. Сперма или яйцо могут развиваться только в форме сперматозоидов или яйцеклеток, но никогда в человеке, даже в потенциальном. Он просто не ориентирован по своей природе на такое развитие. После объединения сперматозоид и яйцеклетка, взятые отдельно, поскольку люди перестали существовать как таковые. Они уступили место совершенно другой новой личности, которая имеет в себе полный потенциал для реализации своих свойств: зиготы.

На первых этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Под его действием формировались морфологические особенности организации человеческого типа (мозг, кисти рук, прямохождение). При этом сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов. Затем отбор расширил сферу действия, объектом его стали не только отдельные индивидуумы, но и лучше организованные целые группы (семьи или несколько семей) и даже целые племена.

Валидность использования понятия «потенциальный человек»

Это последнее, а не яйцо или сперматозоид, который по своей природе является напряженным по отношению к собственному развитию и который потенциально ориентирован на обновление ряда свойств. Термин потенциальный человек, о котором мы упоминали при обсуждении позиции Сингера, означает существование человека, который еще не является человеком, но который станет таковым по внутренней логике, если минимум внешних и внутренних условий выполняются. Проблема с этим первым пониманием понятия потенциального человека не лежит, на мой взгляд, в противоположных аргументах Зингера, например.

Овладев культурой изготовления совершенных орудий труда, воспроизводством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование специфических человеческих качеств стало невозможным. Благодаря воспитанию, передаче разнообразной научной, культурной, технической информации человек получает то, что было завоевано его предками, обогащается опытом миллионов людей, живших до него.

Трудность возникает скорее из-за неопределенности, связанной с объяснением прохода человека к человеку, а также с момента такого перехода. На мой взгляд, основной вопрос заключается в том, существует ли существенная преемственность, то есть непрерывность бытия, между человеком, который потенциально является человеком и человеком в действии. В противном случае мы были бы в присутствии нового человека от внешнего вида человека, то есть конкретно, как только проявится проявление свойств рациональности и самосознания, по словам Сингера.

Тогда у нас было бы два существенно разных человека. Хотя он может развиваться у одного человека, его нельзя утверждать со строгой точки зрения, что он заинтересован в выживании и становлении человеком, поскольку ему не хватает психологической непрерывности с человеком, которого он мог стать. Таким образом, убить новорожденного, который не является человеком, не означает, по словам Сингера, лишить мир человека, потому что человек, которым сейчас является Николя, сам по себе не является тем же человеком, что и Николас. новорожденный.

Таким образом, формирование человека есть прежде всего становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества - антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

Просмотров