Периодизация истории даты. История России: Периодизация истории России. Киевская Русь – Московское государство

Периодизация всеобщей истории:

1)предыстория(4-2мл лет назад - до 8 тыс до н.э)

2)история "древнего мира"(от 8тыс до н.э-до V в н.э)

3)история "средних веков"(от V в - до рубежа XV-XVI в)

4)история "нового времени"(от рубежа XV-XVIв - до XX в)

5)новейшая история(XX-XXI вв)

Европа

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческий строй. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы).

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ.

Разнообразные формы правления (монархия , ограниченная монархия,республика ).

Светская культура.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

3. Назовите основные концепции исторического развития.

Концепции исторического развития

Формационная концепция истории. (Всемирно-историческая (линейная) интерпретация )

В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель. Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя возможны и временные отступления.

В течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства отношение производительных сил и производственных отношений. Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и комм теистическая (последняя формация называлась высшим этапом развития, предполагалось, что ее складывание лишь начинается).Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика.

Соответствующий уклад господствует в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни народов в стране, находящихся в рамках одной из формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил ведущих «изменению производственных отношений. Разные народы и страны в разнос время вступают в соответствующую формацию, могут «пропустить» некоторые из них, но в целом всю всемирную историю укладывали в данную схему. Понятие формации характеризует, таким образом, прежде всего, социально-экономический строй общества.

Описанный выше формационный подход не учитывает природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие формационные схемы, которые, тем не менее, во главу угла ставят социально-экономические различия.

Разновидностью формационного подхода можно назвать технократическую концепцию развития человечества. Согласно данному подходу решающим фактором развития общества является развитие техники, производственной технологии. Изменяется техника - меняется характер общества. Одним из вариантов данного подхода является археологическая периодизация: каменный век, бронзовый век и железный век. Деление проведено по основному материалу для изготовления орудий труда.

Важной гранью в истории человечества, без сомнения, является его переход от присваивающего к производящему хозяйству, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и история человечества делится на два соответствующих этапа.

Цивилизационная концепция истории. (Культурно-историческая концепция истории ).

В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований.

Так известный французский ученый XVIII в Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации (продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появились письменность, города и государство. В данном понятии цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются и доиндустриальная цивилизация и индустриальная цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей являлось сельское хозяйство, в индустриальную - промышленность. Выделяют также постиндустриальную, или информационную, цивилизацию, в которую ряд стран вступили во второй половине XX в.

Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной цивилизаций лежат в сфере экономики. Поэтому ряд историков считают, что данное деление также относится к формационной концепции. Преимущество цивилизационной концепции истории состоит в ее действительной универсальности. Все народы мира прошли в своем развитии доиндустриальную и индустриальную эпохи.

Однако термин «цивилизация» чаще используется для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории разных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени, например при переходе общества, от до индустриальной к индустриальной эпохе. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.

Критерии разделения на локальные цивилизации лежат, прежде всего, в сфере культуры. Кроме того, на характер цивилизации влияют природно-географические условия, в которых она развивается.

Ныне не сформировались устоявшиеся подходы для определения типов локальных цивилизаций. Так, почти во всех учебниках, где перечисляются цивилизации, их списки сильно отличаются друг от друга.

Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.

Цивилизации можно разделить на первичные и вторичные. Первичными считаются цивилизации, возникшие непосредственно из первобытности. Вторичные цивилизации появлялись на базе первичных и осваивали их достижения.

Наконец, существует концепция мировой (глобальной) цивилизации. Считается, что развитие всесторонних связей между странами и народами, унификация их социально-экономической, политической, культурной жизни ведет к складыванию единой мировой цивилизации. Данный процесс, разумеется, еще далек от завершения.

Новейшее время, кратко говоря, это период развития истории человечества, начиная с 1918 года и по сегодняшний день.

Сам термин был введен в обиход Гегелем. В советской исторической науке было принято считать началом новейшей истории 1917 год, когда произошла Октябрьская революция, поскольку это было самым значимым событием для страны.

В период новейшего времени, кратко говоря, изменения во всех сферах жизни становятся все стремительнее. Это особенно стало заметно в 1940-е годы. Одним из важнейших открытий тех лет было создание ядерного оружия. Это навсегда изменило расстановку сил на планете. В середине июля 1945 года США испытали первое ядерное оружие в мире, а уже в августе на два японских города - Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. Теперь ни один город на Земле не был застрахован от такой судьбы.
Много открытий было сделано в сфере технологий - компьютеры, интернет, спутниковая и сотовая связь, генная инженерия, нанотехнологии.

С увеличением населения планеты появились глобальные угрозы. Это проблема окружающей среды, разоружения, голода, нехватки питьевой воды и многие другие.
Новейшее время, кратко говоря, имеет свою периодизацию и делится на следующие этапы:
1. до начала Второй мировой войны - 1918 - 1939 гг;
2. годы Второй мировой войны - 1939- 1945 гг;
3. послевоенное время - 1945- 1991 гг;
4. 1991 год - настоящее время

Первый период новейшего времени
В нем самыми значимыми событиями были образование СССР и Великая американская депрессия.
После Гражданской войны начался процесс объединения в СССР нескольких советских республик, возникших после исчезновения Российской империи. Первыми вступили в новый союз Белорусская республика, Украинская, Закавказские республики и РСФСР. Это произошло в 1922 году.
Примерно в это же время, в 1929 году, в США начался длительный экономический спад, получивший название Великой депрессии. Он стал частью мирового кризиса, затронувшего и друге страны.
Этот тяжелый период в истории Америки продолжался до 1940 года, но фактически США вышли из него после окончания Второй мировой войны. Причины депрессии - перепроизводство товаров и отсутствие необходимой денежной массы для ее покупки. Фондовый рынок США обрушился за один день. Пострадало от этого около 25 миллионов человек.

Вторая мировая война
Она стала крупнейшим глобальным военным конфликтом за всю историю человечества. Масштабы военных действий и количество жертв ужасает. В войне принимало участие около 80% населения земного шара. На сегодня это единственное военное столкновение, в котором было решено применить ядерное оружие.
В войне участвовали антигитлеровская коалиция, основными участниками которой были Великобритания, Франция, СССР, США и еще более 40 стран, и нацистский блок. Его состав: Германия, Италия, Япония, Венгрия.
Характерной чертой Второй мировой войны было то, что страны участвовали в ней с разной интенсивностью. Кто-то был активным участником боевых действий, кто-то просто числился в рядах союзников, некоторые помогали поставками оружия и продовольствия.
Причинами войны стали противоречия, возникшие между Германией и странами-победительницами Первой мировой войны, а также желание проигравшей стороны добиться реванша.
1 сентября 1939 года войска Германии оккупировали Польшу и мир вступил в войну.
Для СССР она началась 22 июня 1941 года, с пересечения Германией границы Советского Союза.
От 50 до 70 миллионов погибших - таков итог самой жестокой войны новейшего времени.

Холодная война
Очень быстро бывшие союзники по антигитлеровской коалиции вновь стали идеологическими и политическими врагами. Новое противостояние, но уже без применения оружия, началось в 1946 году и закончилось только с распадом Советского Союза в 1991 году.
Холодная война - это идеологический конфликт между двумя сверхдержавами и их союзниками - СССР и США. Придумал это выражение знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл и использовал в одной из своих статей в 1945 году. Страны, имеющие в своем арсенале ядерное оружие и понимающие всю опасность его применения, будут вынуждены находиться друг с другом в состоянии постоянной конфронтации, или «холодной войны».

Карибский кризис
Он стал следствием холодной войны и гонки вооружения между СССР и США. Это противостояние между двумя сверхдержавами состоялось в октябре 1962 года и едва не привело к Третьей мировой войне. Причиной кризиса стало то, что США разместили в Турции ракеты средней дальности, в радиусе поражения которых находились советские города, в том числе и Москва. В ответ на это СССР разместил свои военные части на острове Куба. Мир буквально находился на волоске от очередной войны. Лидерам двух стран удалось прийти к компромиссу и советские ракеты на Кубе были демонтированы.
Карибский кризис положил начало процессу разоружения.

Распад СССР
26 декабря 1991 года была принята Декларация о распаде СССР и создании СНГ. 15 бывших советских республик стали самостоятельными государствами.
У современных историков до сих пор не выработалась общая точка зрения на причины распада сверхдержавы. Их очень много, и они все крайне важные. К ним относятся: некомпетентность высшего руководства страны, деградация союзного руководства, принятие ключевых решений исключительно Москвой и многое другое.

Экологические проблемы
В 21 веке на первое место среди глобальных проблем вышла проблема окружающей среды. Человечество в течение многих веков бездумно расходовало ресурсы и изменяло окружающий мир. В 19 веке процесс воздействия на биосферу во много раз увеличился благодаря наступающей эре научно-технической революции. Это привело к угрожающим последствиям, о которых человек стал задумываться только в начале 21 века.

В новейшее время, кратко говоря, появляются предпосылки исчезновения человеческой цивилизации благодаря конфликту с окружающей средой. Сейчас самую большую опасность, по мнению ученых-экологов, представляет проблема глобального потепления. Благодаря производственной деятельности человека в воздухе постепенно повышается концентрация парниковых газов, которая приводит к среднему росту температуры. Последствия глобального потепления будут ужасны и затронут каждого жителя планеты. Таяние льдов приведет к повышению уровня океана и затоплению многих мест проживания человека. Экстремально высоких температур не перенесут многие виды животных и растений. Плодородные почвы превратятся в пустыни. Резко изменится климат.
Глобальные проблемы так называются потому, что касаются они всех, и решить их возможно тоже только сообща.

Философия новейшего времени
Новейшую философию XIX-XX вв. называют неклассической и иногда объединяют в один период, а порой разделяют на философию XIX века и XX в. История современной философии начинается с критики ее классических форм.
В XIX веке развиваются следующие направления философии новейшего времени, кратко изложенные:
1. Позитивизм, для которого философия стала инструментом анализа знания.
2. Марксизма, который использовал философию для революционного преобразования мира.
3. Иррационализм, или «философия жизни».
Сохраняются и продолжают развиваться и классические формы философии, например, рационализм.

«Кому жить на Руси хорошо? » (Н. Некрасов, произв. «Кому на Руси жить хорошо?»)

«Русь, куда несешься ты ?» (Н.В.Гоголь, произв. «Мертвые души»)

- «Кто виноват? » (А. И. Герцен, произв. «Кто виноват?»)

- «Что делать? » (И. Г. Чернышевский, произв. «Что делать»)

«Кем быть? » (В.В. Маяковский, произв. «Кем быть?»)

Периодизация истории России

Традиционно отсчет российской истории ведется с 862 г. , когда на Русь пришли варяги из Скандинавии и стали князьями русских земель. Российская цивилизация сравнительно молодая.

Историю России можно разделить на 5 циклов:

9-13 вв.

Период расцвета был достигнут при Ярославе Мудром в 12 в., когда Киевская Русь вошла в число лидеров средневекового общества. Цикл завершился в результате феодального раздробления государства и татаро-монгольского нашествия.

14 в. – начало 17 в.

Центр страны был перенесен в Москву, сформировалось Московское государство . Цикл достиг вершины при Иване III и завершился национальной катастрофой в Смутное время.

Начало 17 в. – начало 20 в.

Третий цикл начался с воцарения династии Романовых и достиг вершин в царствование Петра I и Екатерины II. Российская империя вступила в число мировых держав. Однако потом возобладали консервативные тенденции, произошла задержка с переходом к индустриальному обществу (почти на столетие по сравнению с Европой). Завершение этого цикла - серия национальных катастроф: поражение в войне с Японией, в первой мировой войне, распад Российской империи и гражданская война.

20 г. 20 в. – 1991

Русские большевики с трудом и методами насилия вновь собрали большую часть распавшейся империи под власть единого центра. Возрождается вновь локальная цивилизация, но впервые не под флагом православия, а социализма. Советский Союз стал сверхдержавой. Этот цикл закончился экономическим и геополитическим ослаблением, внутренними национальными проблемами и потом распадом СССР.

Многие думают, что в 20 в. был прерван естественный ход российской истории катастрофой. Десятки миллионов людей погибли от рук сограждан и при их согласии. Произошла резкая деградация нравов и культуры. Иногда сравнивают эту ситуацию с гибелью классической античной культуры.

С 1991 г.

Отказавшись от социалистической идеологии и преодолев экономический кризис 90 гг., Российская Федерация ищет путь в лучшее будущее.

(По книге Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия.)

Особенности российской истории

Несколько раз в тысячелетней истории России происходило коренное социально-политическое и экономическое преобразование(эпоха правления Петра I, социализм, реформы 90 гг. 20 в.).
Несколько раз страна входила в тупик (Смутное время, социализм). Населению часто приходилось испытывать бедствия. Повторялись войны, голод.

Однако на трагическом фоне истории России возникла высокая культура, наблюдались этапы взлетов духовности, были достигнуты мировые успехи в науке.

Восток-Запад

В российской истории сменяются восточная и западная фазы. Русские видят свою страну как во многом азиатскую, которую необходимо цивилизовать, идя по европейскому пути.
Западные историки видят в России скорее тип восточного общества (властвует человек, а не закон; власть сосредоточена в руках одного человека; отсутствует понимание личности как абсолютной ценности).
Однако российскую цивилизацию вообще можно считать гибридной: в нее включены элементы европеизма и азиатства.

Восточные славяне и Киевская Русь

Восточные славяне

В 6-8 вв. в процессе заключительного этапа Великого переселения народов разные племена восточных слaвян (например, вятичи, древляне, кривичи и др.) расселились на обширном пространстве от Среднего Днепра на юге до Ладожского озера на севере, от Западного Буга на западе до Волги на востоке.
Хотя условия для эффективного развития земледелия в этих областях были из-за сурового климата непригодны (плодородные южные степные области были заняты кочевыми племенами – половцами, печенегами, тюрками, хазарами и др.), восточные славяне в основном занимались земледелием, а также охотой, рыболовством и скотоводством. Торговали медом, воском, мехами.
Во главе восточнославянских общностей стояли князя с дружинами. Их резиденциями были укрепленные поселения – грады.

Религией восточных славян было язычество – они почитали природных богов (Перун – главный бог, бог грома и молнии, Радегаст – бог солнца).

Русь и Киевская Русь

По рекам Днепр и Волхов проходил северо-южный водный торговый путь „из варяг в греки“ . Эту трассу выбрали варяги, северное племя скандинавцев (викинги) для торговли с Византией. На ней возникли крупные городаНовгород и Киев .

В 862 г. в Новгороде был варягами создан самый ранний союз восточнославянских земель – Русь, позже названный Киевская Русь.
Варяги оставили следы в русском языке – например имя Владимир = Waldemar, Ольга = Helga. Слово «Русь», возможно, происходит от финского «Ruotsi», которым, по одной из гипотез, назывались племена восточных слaвян.

Первый правитель Руси – это варяжский князь (Hrörekr, Roderick) пришедший в Новгород. Основатель первой династии русских правителей - Рюриковичей. При наследнике Рюрика, князе Олеге , к его землям был присоединен Киев, который стал столицей княжества.

В 988 при князе Владимире было принято православное христианство, заимствованное из Византии. Скульптуру языческого бога Перуна в Киеве бросили в реку Днепр.
После крещения на Русь проникает славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием.

Киевская Русь развивала интенсивные торговые и культурные связи с Византией. Византийская цивилизация оставила много следов в русском обществе.

Вершины достигает Киевская Русь в половина 11 в. при Ярославе Мудром . В это время она входила в состав передовых европейских государств, укреплялись ее богатые дипломатические и торговые связи с Европой. Сыновья Ярослава женились на европейских принцессах, дочери выходили замуж за европейских королей.
При Ярославе был принят первый свод законов Древней РусиРусская Правда .
В 1125 г., с концом властвования Владимира Мономаха , Киевская Русь распалась на отдельные княжества.

Первый письменный памятник, свидетельствующий о ранней истории России, – летопись Повесть временных лет , созданный монахами в Киево-Печерской лавре.

На начальном этапе развития Руси сыграло важную роль географическое положение на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей. История того времени – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами. Киевская Русь перекрывала ордам кочевников путь на запад. Возникает миф о России как о „щите Европы".

Период феодальной раздробленности

После распада Киевской Руси сформировалась система отдельных, фактически самостоятельных княжеств. Они складывались вокруг больших городов Киевской Руси. Самые значительные: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Черниговское , позже Тверское .

Новгородская земля

Новгород был наиболее развитым, крупнейшим торговым центром. Имел свои деньги, законы, войско, систему управления („боярская республика“). Здесь возникли ценнейшие архитектурные памятники.
Родом из Новгорода был знаменитый князь Александр Невский , который дважды защитил землю от врагов – от шведов (сражение на реке Неве, 1240) и тевтонских рыцарей (Ледовое побоище на Чудском озере, 1242).




Монголо-татарское иго

В начале 13 в. большое войско новых кочевников под предводительством Чингисхана приблизилось к юго-восточным границам Руси.
В 1237 г. в низовьях реки Волги была союзом монгольских племен основана Золотая Орда . Отсюда монголы вторглись на русские земли, взяли Рязань, Владимир, Москву, разорили Киев. Из Руси монгольские войска начали поход в Центральную Европу.
240 лет русские земли практически являлись протекторатом монгольской империи и платили ей ежегодную дань.
В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской победил татар в битве на Куликовом поле и положил начало освобождения.


Последствия нашествия

Было разрушено много городов, были забыты ремесла, прекращено строительство. Нашествие вызвало глубокий упадок культуры, длительное отставание России от Западной Европы.

Незваный гость хуже татарина. (pусская народная пословица)

Московское государство

Московские князья использовали выгодное положение Москвы в центре русских княжеств и с помощью Золотой Орды устраняли своих соперников (князей городов Владимира, Рязани и Твери). Москва стала претендовать на роль центра в процессе „собирания русских земель“.
В середине 15 в. Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства.

Иван III

В 1462 г. на престол вступил Иван III, „великий князь московский и всея Руси“. С эпохой его правления связана централизация страны и спокойствие на ее восточных границах. Иван III присоединил удельные княжества: подавил сепаратизм в Новгороде, покорил Ярославль, Тверь, Псков, Рязань. Во времена правления наследников Ивана III границы Московского государства далее продолжали расширяться.

Идеологическая платформа Московского государства

  • древнее происхождение власти правителей из династии Рюриковичей
  • власть государя от самого Бога, правитель - борец за истинную веру
  • Москва – «третий Рим» (Москва – духовный центр мирового христианства)

После преодоления последствий монголо-татарского нашествия последовал огромный подъем культуры . Выросли каменные кремлевские соборы, возникли ценейшие памятники живописи (иконы и фрески Андрея Рублева) и литературы (летописи, агиографии).




При Иване III возникают первые органы центрального управления („приказы“ и учреждения, решающие вопросы государственных дел – например, Посольский приказ, предшественник министерства иностранных дел).
Был написан Судебник , новый свод законов.
Формируется купеческое сословие (например, известная старинная семья Строгановы), развиваются ремесла, строительство. Однако в экономической области жизнь людей (население насчитывало около 6,5 млн) в Московском государстве развивалась неравномерно – подъемы сменялись застоями, часты были неурожаи и эпидемии чумы.

Иван IV Грозный

В 1533 г. вступил на московский престол трехлетний Иван IV (позже получивший прозвище Грозный). Все его детство и юность, когда он не мог фактически править, шла при дворе борьба боярских группировок.
В 1547 г. 16-летнего Ивана, как первого русского великого князя, официально венчали на царство.



Личность Ивана Грозного

Иван IV вырос в атмосфере заговоров и убийств, без матери, что очень сильно повлияло на его психику. После того, как умерла его любимая жена, он утратил последние признаки человечности. Царь в порыве гнева даже убил своего сына.

Реформы государственного управления

Молодой царь со своими помощниками-боярами провел ряд реформ.
Создал первый российский парламент – Земский собор . Сложилась система приказов центральных органов, управляющих разными областями государства.
Население платило денежные и натуральные налоги.

Развитие торговли

В России Ивана Грозного развивались промышленность и торговые отношения с другими странами, в основном, с Персией и Англией. Английские и голландские купцы и предприниматели часто прибывали в то время в Россию.

Внешняя политика и войны

Возникает полурегулярная армия, и царь военными средствами борется с врагами России. Ему удается покорить Казанское и Астраханское ханства (их земли превращаются в почти безлюдные пространства); позже было побеждено и Сибирское ханство. К России были присоединены земли по всему течению Волги, произошла колонизация захваченных территорий. Россия впервые превратилась в многонациональное государство (на вновь присоединенных территориях жили неславянские и неправославные народы).

В конце 50 гг. 16 в. начались Ливонские войны (Ливония - сегодняшняя Латвия и Эстония), закончившиеся фактически поражением России.

Репрессии

Постепенно укреплялась единоличность власти монарха, углублялась его подозрительность; политика репрессий затронула все слои населения.
Царь разделил государство надвое: на так наз. «опричнину» , к которой были причислены те, кому он доверял (территория «опричнины» занимала треть страны). Здесь бояре, ставшие исполнителями политики царского террора, хозяйничали по-своему, не стесняя себя никакими законами. Об «опричнине» было запрещено говорить в присутствии иностранцев. Остальная территории России называлась «земщиной» .
В ходе террора погибли многие тысячи людей. Самым страшным злом стали разгром и обезлюдение Новгорода.

Последствия правления Ивана IV

Московская Русь во главе с первым царем значительно расширилась, превратилась в многонациональное государство и стала называться Россией. Была создана жестко централизованная монархия.

Смутное время

(смутный = странный, неясный; смута – волнение, мятеж)
Смутное время или смута - название этапа в истории Росии, когда в сложных и неясных условиях менялись династии.
После смерти Ивана IV Грозного в 1584 году наследником престола стал его слабоумный сын Федор I , который перепоручил ведение государственных дел своему шурину, опричнику Борису Годунову . Второй сын Ивана Грозного, Дмитрий , неожиданно скончался в возрасте восьми лет; в его убийстве неофициально обвиняли Годунова. После смерти царя Федора Земский собор избрал Годунова царем. Династия Рюриковичей пресеклась.

Царствование Бориса Годунова

Царствование Бориса Годунова преследовали неудачи – страшный неурожай и голод, эпидемии, нашествия, восстания, в чем народу виделись признаки Божьего гнева.
В конце 16 в. были приняты меры по установлению в России крепостничества.

Самозванцы

В обстановке всеобщего недовольства и хаоса появляются самозванцы, которые выступают под видом наследников Ивана IV.
В Польше (в то время Речи Посполитой) один молодой человек объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Борис Годунов был в результате заговора убит, и после взятия Москвы поляками в 1605 г. в России на престол был возведен самозванец. В историю России он вошел под именем Лжедмитрий I . Русские узнали, что это не настоящий русский царь, как передают разные предание, например, по тому, что он не спал после обеда, как было принято в России, и не ходил в баню. От нового царя заговорщики вскоре избавились.

Потом царский престол переходил из рук в руки, некоторое время он снова находился в распоряжении поляков.
Только в 1613 г., при помощи народного патриотического движения (во главе с новгородцами Минином и Пожарским) российский трон был освобожден от власти иноземцев. Земский собор избрал на царствование Михаила Романова . Начинается правление царской династии Романовых.

Правление Михаила Романова

С первыми десятилетиями власти Романовых связано ужесточение крепостничества. Кульминацией сопротивления крестьян было восстание донского казака Степана Разина (1667–1671).
Казаки - бывшие крепостные, которые убежали от своих владельцев, вольные люди, живущие на окраинах территории России.

  • Особенности социально-политического строя Киевской Руси
  • Великий князь киевский
  • Основные этапы развития Киевской Руси
  • I начальный этап: 2-ая половина IX в. – конец. Х в. ─ Время первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)
  • III этап – переход к феодальной раздробленности: вторая пол. XI – сер. XII вв.
  • 2. Развитие русских земель в период серединыXii─ началаXVвв. Удельная Русь
  • Владимиро-Суздальское княжество
  • Структура власти
  • Галицко-Волынское княжество
  • Структура власти
  • Новгородская земля
  • Главная особенность – республиканская форма правления с 1136 г.
  • Структура управления
  • 3. Борьба Руси с иноземными захватчиками
  • Точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды
  • Последствия золотоордынского ига для Руси
  • Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия
  • Этапы объединения
  • I этап (начальный): конец XIII в. – первая половина XIV в.
  • II этап: вторая половина XIV – первая четверть XV вв.
  • III этап: вторая четверть XV в.
  • Особенности сформировавшегося государства:
  • 1439 Г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных.
  • 2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»
  • Период реформ Избранной Рады (50-е г. XVI в.)
  • 1560-1562 Гг. – роспуск Избранной Рады.
  • 3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.)
  • Значение и общие итоги царствования Ивана IV
  • Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства План
  • 1. Возникновение капиталистического уклада
  • 2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».
  • Причины и сущность Смуты: точки зрения
  • 1613 Г. ─ избрание на царство Земским Собором Михаила Романова, окончание Смуты. Претенденты на русский престол
  • 3. Московское государство в годы правления первых Романовых Первые правители династии Романовых
  • XVII век был полон социальных потрясений, современники прозвали его «бунташным»
  • 1648 Г. ─ Соляной бунт в Москве
  • 1650 Г. ─ хлебный бунт в Новгороде и Пскове.
  • 1662 Г. ─ Медный бунт в Москве.
  • 1667-1671 Гг. ─ восстание под руководством с. Разина (крестьянская война)
  • 1668-1676 Гг. ─ восстание монахов Соловецкого монастыря.
  • Развитие внутренней торговли
  • Причины и этапы оформления крепостного права в России3
  • Точки зрения на причины становления крепостного права
  • Причины утверждения крепостного права:
  • Основные этапы закрепощения
  • Внешняя политика Российского государства в XVII веке
  • Становление абсолютизма. Государственное управление в XVII в.
  • При абсолютизме:
  • Точки зрения о времени становления абсолютизма в России
  • Государство
  • Государство
  • Предпосылки формирования абсолютизма в России
  • Государственное управление в XVII в.
  • Итоги социально-политического развития
  • Итоги экономического развития
  • Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. План
  • 1. «Петровская революция» и ее значение
  • Этапы преобразований
  • Оценка петровских преобразований. Точки зрения
  • Россия в XVIII веке. Дворцовые перевороты
  • Тенденции развития Российской империи в период с 1725 по 1762 гг.
  • 2.XviiIвек в европейской и мировой истории. Век Просвещения.
  • Основные идеи Просветительской мысли
  • 3.Просвещенный абсолютизм в России
  • 1. 1775 Г.
  • Система губернского и уездного управления по реформе 1775 г. Губернатор Губернское правление Казенная палата Приказ общественного призрения Капитан-исправник Городничий
  • 2. 1785 Г.
  • Внешняя политика России в XVIII веке Европейское направление
  • Южное направление
  • Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России План
  • 1.Место и рольXiXвека в мировой и российской истории: основные тенденции развития
  • Основные тенденции мирового развития в XIX в.
  • Основные направления, этапы и особенности российского реформаторства в XIX в.
  • 2. Правление АлександраI─ время упущенных возможностей? Преобразования
  • 3. Политическая реакция и бюрократическоереформаторство при Николае I Основные направления внутренней политики
  • 4. Реформы 60 - 70-х гг.XiXв. В контексте общемирового развития
  • Основные положения реформы
  • Итоги реформ 60-70-х гг. XIX в.
  • Противоречия реформ
  • 1881 Г. – Манифест о незыблемости самодержавия
  • 1882 Г. – введение «временных правил» о печати
  • Тайные общества:
  • Основные события
  • 29 Декабря 1825 г. – 3 января 1826 г. – восстание Черниговского полка, организованное Южным обществом. Цель: упразднить монархию, установить республику. Было подавлено.
  • Консервативное, либеральное и радикальное направление общественной мысли в первой половине XIX в.
  • Направления народничества
  • Причины:
  • 6. Внешняя политика России вXiXвеке
  • Внешняя политика в середине XIX в.
  • Причины войны:
  • Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале хх века План
  • 1. Начало капиталистической индустриализации её особенности
  • Концепция индустриальной модернизации России нашла отражение:
  • 2. Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Внешняя политика России в конце XIX-начале XX вв.
  • 3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции
  • 4. Политические партии России начала хх века. Опыт думского парламентаризма
  • Радикальные (революционно-демократические) партии
  • Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. План
  • 1. Причины революции
  • 2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии
  • Двоевластие
  • 3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства
  • 4. Октябрьская революция 1917 г. Феномен большевизма Подготовка восстания
  • Тема 9. Советская Россия: практика выживания
  • 1. Первые преобразования Советской власти Первые декреты Советской власти
  • Всероссийский съезд Советов (высший законодательный орган)
  • 3. Советское государство. Модели социалистического строительства
  • Предпосылки объединения
  • Проекты объединения
  • Цели политики военного коммунизма
  • 1929 Г. – окончательная отмена нэПа, переход к сверхцентрализованной, командно-административной экономике.
  • Итоги индустриализации
  • Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины хх века План
  • 1. Генезис военно-политического кризиса первой половиныXXвека
  • 2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы
  • 1914 Г.
  • 1916 Г.
  • 1917 Г.
  • 1918 Г.
  • 3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия
  • Итоги работы конференции
  • Итоги конференции
  • 4. Советская Россия в системе международныхотношений в 1920 – 30-е гг.
  • I этап
  • II этап
  • 5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса
  • 6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия
  • 22 Июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.
  • Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития План
  • 1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса
  • Этапы и основные события «холодной» войны
  • 2. Нтр ее социально-экономические последствия
  • Этапы нтр:
  • 3. Нтр: ссср и современная Россия.
  • 4. Оттепель в ссср: (1953-1964 гг.)
  • 1945 – 1953 Г.
  • 5.03.1953 - Смерть Сталина
  • 5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985)
  • 1964 – 1982 Гг. – страну и партию возглавлял л.И. Брежнев
  • 6. Перестройка (1985 –1991)
  • II этап 1988-89 гг.
  • 7. Распад ссср
  • Тема 12. Современная Россия План
  • 1. Последствия распада ссср
  • 2.Причины смены общественной модели
  • 1.1990-1991 Гг.
  • 3. 1994-1999 Гг.
  • 4. 2000 Г. - настоящее время
  • 1Этап: 1992-август 1998 г.
  • 2 Этап: осень 1998 г. – по настоящее время:
  • 3. Складывание новой политической системы
  • 12 Июня 1991 г. – первым президентом России стал б.Н. Ельцин;
  • 4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации
  • Основные тенденции мирового развития
  • Проведение диверсифицированной внешней политики
  • 1. Стремление России вернуть себе статус великой державы
  • Экономическое сближение с Западной Европой
  • Расширенное взаимодействие с «шанхайской шестеркой»
  • Активизация в атэс
  • Сближение с сша (борьба с терроризмом)
  • 2. Превращение Азии в
  • 3. Стремление Японии
  • 4. Расширение, усиление
  • 5. Превращения Китая в один из полюсов мироустройства.
  • 6. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке  движение к созданию собственных полюсов мироустройства.
  • 7. Рост влияния западноевропейских
  • Тенденции движения к многополярному миру
  • Заключение к курсу
  • 2. Общая периодизация всемирной истории

    Первобытное общество

    (40 тыс. лет назад – 4-3 тыс. до н.э.)

    время доцивилизованного, догосударственного существования человечества

    Древний мир

    (4-3 тыс. до н.э. – V в. н.э.)

    время формирования основных типов развития: восточного и западного

    Средние века

    на Ближнем и Среднем Востоке сформировалась арабо-мусульманская цивилизация

    в Азии – китайско- конфуцианская и индийская цивилизации на европейском континенте сформировались восточно-европейская и западно-европейская цивилизации

    Новое время

    (XVI- 50-е гг. ХХ вв.)

    утверждение капиталистического способа производства, рыночной экономики, либеральных политических воззрений, рациональной светской картины мира, приоритета науки, веротерпимости, массовой культуры

    Новейшее время

    (с 60-х гг. ХХ в.)

    формирование информационного общества, распад колониальной системы, обострение глобальных проблем современности (истощение ресурсов, проблема Север- Юг, рост исламского экстремизма, экологический вопрос)

    3. Проблема места и роли России в мировой истории

    В исторической науке нет единого мнения относительно места России в мировой истории. Перед каждым, кто стремится ответить на этот вопрос, соотнести Россию с другими обществами, определить цивилизационную принадлежность нашего отечества, встаёт множество проблем.

    Сторонники западнических концепций утверждают, что наша страна развивается так же, как и Запад (Европа), но отстала на этом пути, результатом чего и явилось ее историческое своеобразие. Поэтому России необходимы модернизация и вестернизация (европеизация).

    Вариантом западничества является концепция эшелонов развития . Считается, что все народы и государства проходят одни и те же исторические периоды, но страны разных эшелонов – в разное время. Критерий выделения стран первого, второго, третьего и других эшелонов – уровень экономического развития в тот или иной момент исторического времени. Россия в рамках данной концепции относится к странам второго эшелона.

    Согласно теории модернизации, Россия по тем или иным причинам периодически отстает от западных стран, и возникает необходимость в быстром рывке вперед – модернизации, которая может быть более или менее всесторонней, более или менее успешной. В истории России выделяют петровскую модернизацию (реформы первой четверти XVIII века), александровскую (реформы середины XIX века), столыпинскую (реформы начала XX века), сталинскую (индустриализация 30-х годов XX века) и ельцинскую (реформы конца XX века). В качестве образца во всех случаях выступает Запад.

    Современные историки-западники, сторонники цивилизационного подхода к истории рассматривают Россию как органическую часть западной (европейской) цивилизации. При этом, учитывая тот факт, что цивилизационным центром западного мира в настоящее время являются Западная Европа и США, России, также как и странам Восточной Европы, отводится роль периферии. В рамках данного варианта концепции России присущи все те же черты, что и цивилизационному центру, но в «ослабленном» виде. Критики этой точки зрения не без основания утверждают, что Россия сама является цивилизационным центром – областью притяжения других государств и народов.

    Есть теория, предлагающая отнести Россию к обществам восточного типа. Она предполагает, что все попытки перевести страну на западный путь развития (принятие христианства, реформы Петра I и др.) оказались неудачными. После прихода к власти большевиков страна превратилась в типичную восточную деспотию во главе с тираном – партийным вождем.

    Современным вариантом этой точки зрения является концепция России как азиатско-европейского государства, то есть изначально восточного общества, стремящегося в периоды ослабления внешних регуляторов поведения в связи с упадком власти освободиться от всего западного как наносного и чуждого широким массам населения страны.

    Не менее влиятельным, чем западничество, является подход, утверждающий самобытность России. Первой теорией этого типа можно считать концепцию, созданную в XV веке старцем Филофеем и получившую название «Москва – третий Рим». По мнению ее автора, Россия - это единственное в мире справедливое государство, несущее свет истины – православной религии - другим народам. Уникальность России связана с преемственностью по отношению к исчезнувшему государству – Византии. Идейными наследниками воззрений Филофея стали славянофильство и евразийство.

    Славянофильская концепция истории России возникла на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. По мнению ее создателей, Россия изначально развивалась самобытным путем, но реформы Петра I нарушили естественный ход истории, привнеся в Россию европейские формы организации жизни. Вернуться в прошлое нельзя, забыть приобретенное невозможно и теперь уже не нужно. Следует осуществить синтез всего лучшего, что было в допетровской Руси (свободу крестьян, верность православию, власть царя, опирающуюся на мнение народа, выражаемое на Земских соборах) и того, что было заимствовано с Запада. Этот синтез будет означать вновь обретенную самобытность страны. Таким образом, в истории России славянофилы видели уникальность и западное влияние, причем самобытные черты выявляли и описывали, но с особенностями Востока или Запада не соотносили, видя в них нерасчленимую целостность.

    Евразийцы иначе подошли к российской самобытности. Согласно их концепции Россия представляет собой особый евразийский мир (в современном варианте сторонников цивилизационного подхода - евразийскую цивилизацию), явившийся результатом синтеза восточных и западных влияний. Это «сложная историческая формация», «особый исторический мир», включающий в себя культуры Европы и Азии. Специфика Евразии-России, ее роль духовной твердыни, противостоящей «мировому злу», связана, прежде всего, с православием. Именно благодаря православию как единственной истинной, универсальной и в то же время индивидуализированной религии, а также национальному своеобразию как синтезу культуры Европы и Азии, Евразия-Россия сможет сыграть мессианскую роль в истории, вовлечь Европу в свой Евразийский мир. В условиях кризиса Запада Россия способна, полагали евразийцы, предложить миру альтернативный путь развития и повести его за собой. Эта теория оформилась в 20 – 30 годы XX-го века в среде русских эмигрантов. Когда кризис либерализма на Западе был преодолен, интерес к евразийству упал.

    Сторонники цивилизационного подхода, разделяющие представления о незападности, самобытности России, или видят в ней центр православной цивилизации или выделяют особую российскую цивилизацию. Среди приверженцев обеих концепций есть историки и культурологи, относящие российскую или же православную цивилизацию к числу пограничных, то есть видящие в ней совмещение восточных и западных начал. Другие приверженцы этих концепций не считают нужным соотносить характеристики православной или российской цивилизации с особенностями других стран и народов.

    Концепция православной (восточнохристианской) цивилизации объединяет Россию с Украиной, Беларусью, Сербией, Черногорией, Молдавией, Румынией, Грузией и Арменией по конфессиональному и территориальному принципу. Недостатки концепции определяются тем, что чуть менее 20% населения страны не являются носителями сформированного православием менталитета, а исповедуют такие религии как ислам, буддизм и язычество.

    Концепция России как самостоятельной (российской) цивилизации направлена, главным образом, против отнесения нашего отечества к периферии западного мира, поскольку ее сторонники подчеркивают тот очевидный для них факт, что Россия является цивилизационным центром. С другой стороны, выделение российской цивилизации как одной из мировых на уровне обобщения высокого порядка, то есть, не наряду с французской, португальской, вьетнамской, иранской и т.п., а в одном ряду с западной, исламской, конфуцианской, индо-буддийской и другими крупными мировыми цивилизациями, включающими в свой состав целые регионы, основано на размерах страны и ее многонациональном составе, образующем некоторое наднациональное культурно-историческое единство. Концепция подчеркивает целостность и значимость России, но, отождествляя одну из мировых цивилизаций с границами российского государства, эта точка зрения утверждает, что все другие страны и народы входят в иные цивилизации, и Россия ни для кого не является естественным центром притяжения, что не соответствует историческому прошлому страны.

    Есть мнение, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество, сообщество народов, относящихся к разным типам развития. На крутых поворотах истории она сдвигается то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Поэтому на всем протяжении истории перед Россией особенно остро стояла проблема выбора пути общественного развития. Эта концепция – одна из немногих, учитывающих многонациональность и многоконфессиональность России, разнообразие форм организации жизни народов, населяющих ее огромную территорию. Причем именно этому фактору отводится решающая роль в определении своеобразия исторического пути России.

    Существует концепция, предлагающая рассматривать Россию как одно из обществ, относящихся к смешанному типу исторического развития. Восточный тип развития наложился на изначальный западный, в результате чего произошло во многом механическое соединение восточных и западных принципов развития, а частично – их синтез. Приближение российского общества то к восточным, то к западным образцам объясняется отсутствием органического единства разнородных элементов. Отнесение России к определенному типу исторического развития представляется конструктивным, поскольку опровергает мнение о том, будто наша страна – исключение из всех правил. В то же время эта точка зрения не учитывает факт многонациональности России.

    Вывод: хотя проблема историко-культурной идентификации России сложна, специфика ее исторического пути достаточно хорошо изучена. Она определяется следующими факторами (см. таблицу)

    Природный и геополитический

    составляющие: географический ландшафт, климат, народонаселение, территория государства и его положение среди сопредельных стран. Огромная территория, широкая возможность миграции населения обусловили в значительной степени и характер нашей государственности, и особенности социально-экономических процессов. Народу приходилось затрачивать огромные усилия для освоения новых земель, а государство стремилось по мере своего роста закрепить население на определённых территориях. Естественная открытость границ, их незащищённость приводили к нашествиям, набегам на наши земли, как со стороны Востока, так и Запада. Постоянная угроза военных вторжений требовала колоссальных усилий по обеспечению безопасности страны, огромных материальных затрат, а также значительных людских ресурсов. Долгое время Россия была оторвана от морей и морской торговли, и ей пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны, чтобы пробиться к морям. Суровый континентальный климат страны резко сокращал цикл сельскохозяйственных работ. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся гарантом выживаемости основной массы сельского населения. Природно-климатический фактор способствовал экстенсивному характеру земледелия.

    Этнонациональный

    Фактор многонациональности способствовал взаимообогащению культур народов, населяющих Россию, содействовал формированию уникальной формы национального общежития многочисленных народов России

    Религиозный

    Православие заложило основы менталитета, т.е. системы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа.

    Социогосударственный

    Утверждение коллективистских форм социальной жизни и коллективистского типа мышления русских людей (это помогало выжить в трудных, порой экстремальных условиях) обусловили огромную роль государства в истории России. В отличие от стран Запада, именно в сильном государстве люди видели главное условие сохранения своего исторического бытия. Личность, государство, общество были не обособлены, как на Западе, а взаимосвязаны.

    1. Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке? Приведите примеры.

    Исторический процесс ещё в XIX веке стали делить на стадии. Ж. Кондорсе и Л. Морган делили его в зависимости от занятий населения и наличия государства. Получилось 3 стадии:

    Дикость (общество первобытных народов и собирателей),

    Варварство (догосударственные общины земледельцев и скотоводов)

    Цивилизация (общество вступает в данную стадию с появлением у него государственности).

    Формационная марксистская теория делит исторический процесс на так называемые формации, для каждой из которых характерны свои производственные отношения и свои классы:

    Первобытно-общинную,

    Рабовладельческую,

    Феодальную,

    Капиталистическую,

    Коммунистическую.

    2. Объясните, почему любая периодизация исторического процесса условна. При каких изменениях в общественном развитии правомерно говорить о наступлении нового этапа мировой истории?

    Прежде всего, периодизация история зависит от господствующей в данный момент концепции относительно движущих сил в истории. При смене господствующей концепции почти наверняка должна смениться и периодизация, и в этом её условность. Кроме того, смена исторических эпох – это всегда сложный процесс, приводящие к этой смене изменения происходят не мгновенно, а растянуты во времени, в то время как исторические периоды имеют чёткие границы. Это также является причиной условности любой периодизации истории.

    Говорить о начале нового этапа мировой истории можно при значительных изменениях в форм хозяйственной деятельности и отношений собственности, которые сопровождаются значительными политическими потрясениями и глубокими переменами в духовной культуре.

    3. Заполните таблицу.

    4. Объясните, почему периодизация Новейшего времени относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом общественном развитии можно связывать с наступлением нового этапа?

    Вопрос о периодизации Новейшего времени тесно связан с концепцией исторического развития. Для одних историков это наступление коммунистической формации; для таких Новейшее время началось в 1917 году с Великой Октябрьской социалистической революции в России. Для других это формирование и существование современного общества; для таких оно началось в 1914 году с Первой мировой войны, до основание потрясшей общество, сформированное в XIX веке.

    5. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщения о мыслителях, предлагавших собственные теории исторического развития, и их взглядах.

    Лев Николаевич Гумелёв (1912-1992) был историком, этнологом, археологом, востоковедом, писателем и переводчиком. Это сын известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Из-за своего происхождения, а также и из-за собственных взглядов стал одной из жертв сталинских репрессий: 4 раза подвергался аресту, дважды отбывал длительные сроки в лагерях.

    Лев Гумелёв создал собственную теорию. Она относиться к числу цивилизационных, то есть он выделил ряд стадий, которые проходит каждая цивилизация (вернее, в данной теории каждый народ). В соответствии с теорией Гумелёва движущий силой смены этих стадий является разная степень так называемой пассионарности народа. Пассионарностью он называл непреодолимое внутренне стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей.

    По мнению Л. Гумелёва на разных фазах развития у народа разная степень пассионарности.

    Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза – вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, быть самими собой не подчиняться общим установлениям, считаться только с собственной природой. Постепенно пассионарный заряд сокращается.

    Вторая – фаза надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии. Этнос начинает жить «по инерции» благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу можно назвать «инерционной». Наступает фаза, при которой процессы распада в этносоциальной системе становится необратимым.

    Последняя фаза этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции.

    Теория Л. Гумелёва не признана большинством историков, однако продолжает сохранять свою притягательность.

    Просмотров