Природные психофизиологические особенности. Природные свойства личности Понятие природных особенностей человека

Наука углубляется в изучение этих эксцентрических черт, становится ясно, что те особенности поведения, которые на первый взгляд кажутся незначительными, являются основой того, что означает быть человеком ", - пишут авторы статьи. На первом месте в "десятке... . Существуют предположения, что сны необходимы для переработки эмоций. Загадочными чертами, свойственными только человеку , составители "десятки" назвали также альтруизм, способность создавать произведения искусства, а также суеверия...

https://www.сайт/journal/119458

Лечит. Больные надевали красное и окружали себя красными вещами. 80 % тепла человеческого тела уходит из головы. У человека меньше мускулов, чем у гусеницы. В момент смерти мозг Ленина был в четверть нормальной величины. Самые высокие... годам. Домашняя пыль на 70 % состоит из сброшенной кожи. Зуб - единственная часть человека , лишенная способности самовосстанавливаться. На теле одного человека живет больше живых организмов, чем людей на Земле. Средняя человеческая голова весит 3,6 кг. За всю...

https://www.сайт/journal/12255

... особенности помогут вам лучше понять природу человека , часто совершающего далеко не самые логичные поступки. 1) Люди принимают решения эмоционально Решения, принимаемые людьми, основаны на чувствах, потребностях, эмоциях – не только на логике. Именно по этой причине нематериальные выгоды, которые получает человек ... продолжают использовать платное программное обеспечение. Покупку не надо навязывать – человек хочет ее совершить. Нужно только сделать предложение, которое действительно его...

https://www.сайт/psychology/16589

Предыдущих перерождений в Одном и том же(!) духовном качестве), чувствительность (восприятие) к тонким вибрациям (вместе с природным умением уйти от мирской суеты в собственное подсознание) и развитое духовное зрение Поэтому, даже если интуиция и... голову мог невольно навлечь Тяжкий Дамоклов Меч… …наказание невинного (другого) за тебя – это очень тяжело пережить… особенно человеку с чувствительной психикой, с тонкой и нежной душой и отзывчивым сердцем… …на жутком костре за собственные убеждения или...

https://www.сайт/journal/147554

Не менее не поднявшихся вверх по служебной лестнице. Другое мнение связывает карьеру и благоприятное стечение обстоятельств. "Человеку повезло, он оказался в нужном месте в нужное время,"- говорят о таких счастливчиках. В таком случае... такие "погружения" безусловно проводятся. Значительная часть исследователей считает, что корни успеха состоят в личностных особенностях человека . Что-то его должно постоянно подталкивать в стремлении занять лидирующее положение. Должен иметься какой-то внутренний...

https://www.сайт/psychology/1589

Операторы, и мы сами создаём себе жизненные программы. Поэтому и говорят, что человек – творец своей реальности. Если сознание – это мировоззрение, особенности мышления и принятия решений, интеллектуальная и эмоциональная жизнь, выстраивание отношений, функционирование физического тела... . А это то, как мы творим свою реальность. Потому что этот ракурс формирует картину Мира, особенности характера, образ жизни, привычки, хобби, отношение к людям, манеру общения. И, как обнаружили толтеки...

https://www.сайт/religion/111716

Человек и эгрегор

Пределы этой власти определяются уровнем знания, который, в свою очередь, определяет точность и границы доступной человеку информации. Человек на пути знания (джнани-йога) идет словно в тумане; первоначальная информация всегда как бы расплывчата, ... заниматься сельскохозяйственными работами. * * * Описание эгоического эгрегора будет неполным, если не упомянуть об одной его особенности . Человек , ему служащий, имеет минимальную свободу воли из всех мыслимых: он становится рабом своих желаний, то есть...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

На тему:

" Психодиагностика природных способностей человека "

Караганда 200 8

1. Понятие о природных особенностях человека

Психодиагностика - один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют в короткий срок оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека - при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.

В начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направление диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами выдающихся психологов - Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека.

Как известно, эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына и их сотрудников состояла в экспериментальном изучении этой проблемы применительно к человеку. В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально - динамическую.

Так, Б.М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые, прежде всего, бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты:

Убеждения;

Интересы;

Таким образом, Теплов к числу индивидуальный различий относил все то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают они знания.

Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособности, чувствительности).

Индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы. Давая определение свойствам нервной системы (сокращенно СНС), Б.М. Теплов (1985) отмечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они формируются у человека в период внутриутробного развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот вопрос оставался открытым.

2. Типы темперамента по Павлову

Одним из крупных достижений последних лет в дифференциальной психофизиологии был ответ на вопрос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, возглавляемой И.В. Равич - Щербо (Психологический институт), свидетельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные генотипом. А это означает, что данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течение жизни человека. Кроме того, можно говорить о наследственной передаче особенностей.

В свое время И.П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств образуют четыре комбинации нервной деятельности, которые отождествлялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

Приведем краткое описание этих типов:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) - человек быстрый, легко приспосабливаемый к меняющимся условиям жизни, успешно сопротивляется трудностям жизни.

2. Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик) - реагирует на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонен к изменению своего окружения, хорошо справляется с сильными и длительными раздражителями.

3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения (холерик) - обладает большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания, вспыльчив и несдержан.

4. Слабый тип (меланхолик) - малоподвижен, часто пассивен и заторможен, сильные раздражители могут вызвать различные нарушения поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности.

Б.М. Теплов, проанализировав развитие павловских идей, пришел к выводу, что для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изучение позволит установить, сколько в действительности имеется основных свойств, нервной системы (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются.

В дальнейшем по мере развития исследований СНС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность). Опишем подробнее.

3. Основные свойства нервной системы

Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нервной системы) - свойство нервной системы, выражающееся в степени выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к различного рода помехам.

Подвижность нервной системы (противоположный полюс - инертность) - свойство нервной системы, характеризующееся скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения.

Лабильность нервной системы (противоположное - инертность) - скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Динамичность - скорость образования временных нервных связей (положительных и тормозных условных рефлексов), т.е. скорость научения.

Активированность - уравновешенность процессов возбуждения и торможения; говорит об общем тонусе нервной системы (высокая активированность, преобладание возбуждения, низкая преобладание торможения).

В последнее время ставится под сомнение сама идея выделения типов нервной системы и типов темперамента, так как сколько-нибудь чистых типов вообще не существует.

Другой важный вопрос, связанный с психодиагностикой темперамента - вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим «наполнением» темперамента. В соответствии с концепцией двухаспектности психики (Б.М. Теплое, В.Д. Небылицын, B.C. Мерлин) в последней выделяются предметно-содержательный и формально-динамический аспекты.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (И.П. Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

В работах отечественных психофизиологов были выделены две наиболее фундаментальные формально-динамические характеристики темперамента - общая психическая активность и эмоциональность.

Общая активность - формально-динамическая характеристика темперамента, динамико-энергическая напряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаимодействии с природным и социальным миром. Как общеличностная характеристика активность выражает природное стремление индивида к повышенной и разнообразной нагрузке в умственной и психомоторной сфере и обслуживающая стремление индивида к эффективному освоению окружающего мира.

Основными показателями общей активности поведения человека являются свойства, отражающие характер протекания психической деятельности во времени (темп, ритм, скорость), интенсивность психического процесса (активность, энергичность, сила эмоций и пр.), его пластичность (повышенная способность человека к психической адаптации к среде в процессе коммуникации и профессиональной деятельности), а также направленность психики (экстра-интроверсия).

Эмоциональность - это формально-динамическая составляющая темперамента, выражающая знак или характер отношения человека к окружающему миру, обществу и к себе. Эмоциональность человека включает в себя все богатство и разнообразие аффектов и настроений человека: впечатлительность, чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, лабильность, а также доминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха и печали).

Согласно взглядам В.М. Русалова темперамент рассматривается как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов; включенных в функциональные системы поведения. Такое включение ведет к постепенной трансформации их в индивидуально-устойчивую (независимую уже от содержания самой деятельности) систему психобиологических свойств, которые сопряжены с основными блоками функциональной системы (афферентный синтез, программирование, исполнение и обратная связь).

Данными свойствами являются: эргичность (степень напряженности взаимодействия организма со средой); пластичность (степень легкости переключения с одних программ поведения на другие); темп (степень быстроты исполнения той или иной программы поведения); эмоциональная чувствительность (порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с акцептором результата действия).

Каждое из выделенных свойств темперамента в соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - должно, по мнению В.М. Русалова, рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Таким образом, темперамент - это:

Проявление в подведении нервно-психической конституции, заложенной в человеке от рождения (генетически унаследованной);

Совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействия человека с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака - положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций).

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Рассматриваемое психологическое свойство считается темпераментальным, если оно:

1. не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсально и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4. рано проявляется в детстве;

5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;

6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. является наследуемым.

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического свойства следует неправомерность аксиологического («оценочного») подхода к нему. Не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки.

темперамент нервный природный особенность

Заключение

В дифференциальной психологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Содержательную сторону составляет все то, что человек приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Кроме различий, относящихся к содержательной стороне все люди отличаются друг от друга по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения. Индивидуальность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь свойствами нервной системы, имеющими врожденное происхождение и мало изменяющимися в процессе жизни.

Список литературы

1. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989.

3. Общая психодиагностика (учебное пособие) / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.

4. Основы психодиагностики (учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Введение в психодиагностику (учебное пособие для педучилищ / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Academia, 1997.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История изучения темперамента. Основные типы нервной системы по И.П. Павлову. Понятие о темпераменте и особенности его проявления у человека. Индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Биологические основы темперамента. Роль темперамента в психическом развитии человека. Современные характеристики типов темперамента. Классификация свойств нервной системы человека. Строение тела и характер. Зависимость нервной системы от фактора времени.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2012

    Темперамент и его основные типы. Типы нервной системы по Павлову. Преобладание возбуждения над торможением. Основные стремления холерика. Динамика функционирования психических процессов и поведения человека. Формирование характера и поведения человека.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Понятие о темпераменте, концепции. Темперамент и факторы его формирования, основные типы. Относительная устойчивость как характерная особенность свойств темперамента. Типы нервной системы по Павлову. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Физиологическая и психологическая основа типов темперамента и их краткая характеристика. Классификация типов высшей нервной деятельности. Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства эмоциональности личности.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Определение понятия "темперамент". Описание основных типов нервной деятельности человека. Рассмотрение свойств процессов возбуждения и торможения. История учения темперамента. Исследование зависимости строения тела человека от типа темперамента.

    презентация , добавлен 02.11.2015

    Электроэнцефалографическая методика диагностики лабильности нервной системы. Характер в структуре личности. Связь основных свойств нервной системы с темпераментом, характером. Типы высшей нервной деятельности по Павлову. Анализ графиков работоспособности.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Понятие о темпераменте, его физиологические основы, типы и их психологическая характеристика. Роль темперамента как свойства личности в деятельности человека, его взаимосвязь с экстраверсией – интроверсией. Особенности питания человека и его темперамент.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Предмет психодиагностика. Методы психодиагностики и их классификация. Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента. Роль темперамента в деятельности человека. Темперамент как фактор деятельности. Мышление.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2005

    Понятие, теории и типологии темперамента, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Фрагменты истории характерологии. Понятие характера, факторы его формирования и способы определения. Виды и структура способностей.


Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.


Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.


Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности человека становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.


Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.


Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.


Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.


Были названы факторы и условия психического развития личности.



  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека влияние на личность.


  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека . Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность. Условия психического развития личности.


  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека . Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное


  • Среда является вторым фактором развития человека . Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через существующие в данной ереде виды трудовой деятельности и культуру.


  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека .
    Первичным в развитии человека человечества ) является не сознание людей , а их бытие.


  • Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем жмзым миром, с высшими животными в особенности .
    Вне человече- ского общества духовное, социальное, психическое развитие про- исходить не может.


  • ...революционной теорией развития - у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые
    Это, пожалуй, самое убедительное доказательство существенного влияния среды на психическое развитие .


  • Психика - совокупность психических явлений, составляющих внутренний мир человека (желания, познание, переживания, самосознание).
    И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека ...


  • Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития . Однако характер и сод.
    Элементарные, природные свойства , называемые обычно задатками, входят в состав более сложных, формирующихся под влиянием внешних условий психических функций...


  • Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития ...

Найдено похожих страниц:10


Страница 3

Психофизиологические особенности человека - это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. В связи с этим встаёт вопрос: какие характерные особенности личности необходимо изучить? Как правильно определить особенности и свойства личности?

Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:

Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде - быть полезным обществу;

Признание родных, знакомых, друзей;

Самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;

Применение свои знаний, умений, способностей;

Творческий характер труда;

Стать мастером своего дела;

Романтика трудовой деятельности;

Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

Должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

Общая мотивировка;

Романтика профессий;

Мотивы познавательного характера;

Мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;

Немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

Мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

Мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;

Мотивация неуверенная, неаргументированная;

Никак не аргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.

1. Интерес - это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое – заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Контрольная работа

по предмету:

« Психодиагностика »

на тему:

« Диагностика природных психофизиологических особенностей человека »

Введение

Диагностика природных психофизиологических особенностей

Заключение

Литература

Введение

К природным психофизиологическим особенностям человека относятся физиологические свойства нервной системы, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. В качестве основных свойств нервной системы В.Д. Небылициным выделены: сила, динамичность, лабильность и подвижность нервных процессов.

Под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления или охранительного торможения.

Динамичность нервной системы - это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов.

Лабильность - свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса.

Подвижность нервной системы - скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, которые и предлагаются в нашей работе.

Диагностика природных психофизиологических особенностей

Испытуемый - мужчина, 22 года, образование среднее техническое, работающий.

Исследовались следующие психофизиологические характеристики : сила нервной системы, уравновешенность нервной системы, подвижность нервной системы и работоспособность.

Методики 1.1, 1.2 и 1.3 позволяют путем анализа ответов на вопросы анкеты определить выраженность свойств нервной системы (подвижность, уравновешенность, сила).

Оборудование к методикам 1.1, 1.2 и 1.3 : Для проведения обследования необходимо иметь анкеты (по количеству обследуемых), карандаши, листы для регистрации ответов.

Инструкция к методикам 1.1, 1.2 и 1.3 : «Вам будет предложено ответить на вопросы анкеты. На каждый вопрос вы должны дать ответ, выбрав один из четырех предложенных. На розданных листах поставьте вертикальную колонку номеров вопросов (от 1 до 10), напротив номеров регистрируйте ответы, проставляя букву, соответствующую выбранному вами варианту».

Обработка результатов во всех трех методиках проводится одинаково. Подсчитывается общее количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качества.

1.1 Методика «Сила нервной системы»

5 баллов - преобладает сила нервной системы,

4 балла - имеет место сила нервной системы,

2 балла - имеет место слабость.

1 балл - преобладает слабость.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 3, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 2 баллам.

Вывод : У испытуемого имеет место слабость нервной системы.

1.2 Методика «Уравновешенность нервной системы» .

Шкала бальной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:

5 баллов - преобладает уравновешенность,

4 балла - имеет место уравновешенность,

3 балла - свойство неопределенно,

2 балла - имеет место неуравновешенность.

1 балл - преобладает неуравновешенность.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 4, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 3 баллам.

Вывод : Нельзя определенно говорить о степени уравновешенности нервной системы у испытуемого.

1.3 Методика «Подвижность нервной системы»

Шкала бальной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:

5 баллов - преобладает подвижность,

4 балла - имеет место подвижность,

3 балла - свойство неопределенно,

2 балла - имеет место инертность.

1 балл - преобладает инертность.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 7, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 4 баллам.

Вывод : У испытуемого имеет место подвижность нервной системы.

1.4 Методика «Определение свойств нервной системы по психомотор ным показателям (Теппинг-тест)»

Оборудование : Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203*283), разделенные на шесть (расположенных по три в ряд) равных прямоугольников, секундомер, карандаш.

Экспериментатор подает сигнал «Начали», а затем через каждые 5с дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5с работы в шестом квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Инструкция: «По сигналу экспериментатора вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5с необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов . Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

- Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- Нисходящий тип : максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- Промежуточный тип : темп работы снижается после первых 10-15с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая;

- Вогнутый тип : первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным нарастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2 минут.

Результаты обследования : на основании полученных при обследовании испытуемого результатов, построим график. По оси абсцисс откладываем пятисекундные промежутки времени, а по оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Вывод : У испытуемого график динамики максимального темпа движения рук нисходящего типа, что свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и, как следствие, низкой работоспособности.

Заключение

Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования природных психофизиологических особенностей испытуемого, можно сделать следующие выводы:

1. У испытуемого ни одно из основных свойств нервной системы не выражено максимально сильно, все в пределах средних показателей.

2. У испытуемого имеет место слабость нервной системы.

3. Нельзя определенно говорить о степени уравновешенности нервной системы у испытуемого.

4. У испытуемого имеет место подвижность нервной системы.

5. У испытуемого график динамики максимального темпа движения рук нисходящего типа, что свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и, как следствие, низкой работоспособности.

Испытуемому можно рекомендовать в силу относительной слабости нервной системы наиболее сложные и значимые задачи решать в начале работы, обязательно чередовать периоды работы с отдыхом для восстановления работоспособности. По возможности во время работы уменьшить влияние любых внешних отвлекающих раздражителей. Возможно во время работы переключение с одного вида деятельности на другой без потери качества.

нервная система психофизиологический уравновешенность

Список л итератур ы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наук,думка, 1989

2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб., 2007

3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ,1990

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995 г.

5. Шапарь, В.Б. Рабочая книга практического психолога. - М.: АСТ, 2007

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Порядок возникновения, динамики ощущений, закономерности их развития. Важнейшие показатели функционального состояния центральной нервной системы. Изменения психофизиологических характеристик при невротических расстройствах. Оценка силы нервных процессов.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Теоретические подходы к изучению структуры индивидуальности, сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности, мотивация и темперамент. Экспериментальное исследование взаимосвязи силы нервной системы и особенностей мотивационной сферы.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2010

    Изучение влияния типа нервной системы на развитую степень проявления внимания. Психодиагностическое исследование типов нервной системы и свойств внимания. Свойства темперамента. Характеристика подросткового возраста. Формирование усидчивости и поведения.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Причины утомления, способы повышения и экспериментальное изучение умственной работоспособности учащихся. Работоспособность человека и причины возникновения утомления. Индивидуальные особенности нервной системы человека и результаты её исследований.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на поведение и поступки. Зависимость темперамента и характера от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности; формирование характера.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Основные свойства нервной системы, их влияние на успешность младших школьников. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина. Эмпирическое исследование взаимосвязи типов нервной системы и успешности.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Теоретический анализ связи уровня стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа людей, работающих на вредном производстве. Исследование зависимости стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей мужчин.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2003

    Электроэнцефалографическая методика диагностики лабильности нервной системы. Характер в структуре личности. Связь основных свойств нервной системы с темпераментом, характером. Типы высшей нервной деятельности по Павлову. Анализ графиков работоспособности.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Этапы становления личности. Эволюция взглядов на понятие "темперамент". Характер человека, его черты. Волевые качества личности. Типологические различия высшей нервной деятельности. Основные типы нервной системы: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

    презентация , добавлен 23.04.2014

    Современные классификации соматотипов, их взаимосвязь с психическим статусом. Нейродинамические свойства человека с позиций психофизиологии. Определение особенностей процессов нейродинамики у молодых женщин с астеническим и гиперстеническим телосложением.

Просмотров