Ректор рудн владимир филиппов: мы должны создать условия для повышения квалификации. Владимир филиппов, ректор рудн, министр образования рф: биография, профессиональная деятельность Награды, почётные звания и должности

Сегодня мы поговорим об известной личности в России - Владимире Михайловиче Филиппове. Этот человек занимает важный государственный пост и при этом руководит университетом. Какова его жизнь, принципы, семья? Как мужчина добился такого успеха и что он прошел на своем карьерном пути? Обо всём этом читайте в статье ниже.

Детство и молодость

Владимир Филиппов появился на свет в 1951 году, 15 апреля. Родился мальчик в скромной семье в Урюпинске (Волгоградская область). В школе учился хорошо, получил серебряную медаль после окончания. В 1968 году молодой человек поступает в Университет дружбы народов им. В 1973 году парень оканчивает факультет естественных и физико-математических наук по специальности «Математика». Однако на этом университетская жизнь не заканчивается, поскольку Владимир продолжает учебу в аспирантуре. В 1975 году поступает на службу в Вооруженные силы СССР. После нее парень возвращается в УДН.

После службы

К этому времени он уже был не простым ассистентом. Еще до службы в армии Владимир Филиппов занимал разные должности - от ассистента до заведующего кафедрой математического анализа. Свою жизнь мужчина решил полностью связать с родным университетом, к которому он привык за столько лет. Преподаватели кафедры и те, кто знал парня лично, были рады, что их коллектив пополнится молодым и талантливым человеком, который живет своей профессией. Занимательно, что мужчина никогда не прыгал через голову и не желал получить то, чего он не заслуживает. Немного тавтологии, но В. Филиппов всегда получал то, чего добивался исключительно своими силами. Он не гнушался работать ассистентом, ведь понимал, что это необходимое звено цепи, которое принесет свои плоды.

Карьерный рост не закончился на уровне заведующего кафедрой. Уже через несколько лет мужчина стал начальником научного управления, а по совместительству - деканом факультета естественных и физико-математических наук. Одновременно с этим Владимир Филиппов работал секретарем в партийной организации.

Вверх по карьерной лестнице

В 1980 году Филиппов Владимир Михайлович успешно защищает кандидатскую диссертацию. Спустя 3 года он едет в Бельгию, где год тратит на получение научной квалификации. В итоге в 1984 году В. Филиппов получает её в Свободном университете Брюсселя. Уже через 2 года мужчина защищает докторскую диссертацию по специальности «Математический анализ» в Математическом институте им. В. А. Стеклова. Такой быстрый подъем по карьерной лестнице не мог оставить кого-то равнодушным. В этот период мужчина обзавелся верными друзьями и приобрел завистливых врагов. Спустя год после защиты диссертации Владимир получил звание профессора.

Новый карьерный виток

В 1993 году происходит одно из самых значимых событий в жизни Владимира. Он становится ректором РУДН - Российского университета Вот так, спустя много лет, молодой и талантливый студент, поступивший в вуз, стал его ректором. На этом посту мужчина находился 5 лет. Затем Президент РФ Борис Ельцин снял Филиппова с должности, так как приготовил ему новую - В. Филиппов стал министром образования РФ.

В 2000 году мужчина становится заведующим одной из кафедр в РУДН (кафедра сравнительной образовательной политики). Именно она получила статус Международной кафедры в ЮНЕСКО. Спустя год ректора РУДН выбирают членом-корреспондентом, в 2003 году он становится действительным членом Российской академии образования. В 2004 и 2008 годах Владимир становится членом Президиума РАО. Отдельно хочется заметить, что бывший отлично владеет английским и французским языками.

На высоком государственном посту

Филиппов Владимир Михайлович, биографию которого мы рассматриваем, на пост министра пришел осенью 1998 года. Он обзавелся поддержкой вице-премьера В. Матвиенко. В этом году мужчина и начал налаживать ситуацию в российском образовании. Спустя год он продвигает в Правительстве Федеральную программу по развитию образования в период 2000-2004 годов. Программа была принята Правительством, а заключалась она в том, что, помимо основного финансирования, должны были выделяться дополнительные средства для развитие образования.

Организация съезда

По личной инициативе В. Филиппова была начата глубокая модернизация образовательного процесса. Владимир Филиппов в Москве в 2000 году провел Всероссийский съезд работников образования. Занимательно, что на то время последний раз он проводился 12 лет назад. Съезд был проведен при личном содействии В. Путина. На встречу приехали около 5000 делегатов из разных уголков страны.

Главная задача съезда заключалась в том, чтобы решить существующие проблемы. И это удалось. На встрече были определены основные проблемные моменты, а также возможные пути их решения. Отдельно обсуждалась тема обновления системы образования. Также участники съезда одобрили Национальную доктрину образования, которую позже утвердило Правительство. Стоит отметить, что доктрина расписана на период до 2025 года.

Нововведения

Наибольшее количество нововведений в российское образование было введено посредством реформы 2010 года. Она разрабатывалась В. Филипповым еще с 2001 года, и в итоге В. Путин утвердил ее. Она включала в себя ряд изменений:

  • активная информатизация учебного процесса;
  • разработка совершенно новых стандартов качества среднего школьного образования;
  • внедрение иностранного языка как обязательного предмета со 2 класса;
  • необходимость владеть 2 иностранными языками по окончании средней школы;
  • обучение профильным предметам в старших классах;
  • внедрение программы «Школьный автобус»;
  • налаживание работы сельских школ, их оптимизация;
  • оптимизация школьных изданий, повышение их качества;
  • введение многобалльной системы оценивания;
  • нормативно-подушевое финансирование средних учебных заведений;
  • полное оснащение всех школ РФ художественной литературой и спортивным инвентарём;
  • изменение статуса средней школы - переход к форме юридического лица;
  • получение новых статусов для всех средних учебных заведений;
  • активное создание попечительских советов в школах и высших учебных заведениях;
  • отдельное внимание школьному питанию - улучшение организационных и качественных моментов;
  • в вузы после школьного образования;
  • активная разработка новых стандартов для начального, среднего и высшего образования.

Однако стоит добавить один пункт модернизации, который оказал существенное влияние на систему образования. Речь идет о внедрении ЕГЭ - Единого государственного экзамена, по результатам которого принимают в высшее учебное заведение. Также было введено новое правило, согласно которому прием в вуз осуществлялся с учетом участия в региональных и всероссийских Олимпиадах.

Семейная жизнь

Филиппов Владимир Михайлович в РУДН не встретил своей судьбы. Женщина его жизни училась в Известно, что она работает учителем в школе. Вот так вся семья поддерживает сферу образования. У пары родилось двое детей - девочка и мальчик. Оба они обучались в РУДН на экономическом факультете и благополучно его окончили. Однако дочь решила связать свою жизнь с телевидением и взяла творческий псевдоним Ирена Понарошку. Работает виджеем и ведущей на российских телеканалах.

Научные труды

Стоит отметить, что мужчина, помимо политики, всегда оставался верен своему научному началу. Он написал более 200 научных работ, среди которых 30 - монографии. Его вклад настолько велик, что две монографии были даже переведены на английский язык и изданы Американским математическим обществом в США.

Подводя итоги статьи, хочется добавить новые достижения Владимира Филиппова. Так, в 2012 году он стал президентом управляющего комитета ЮНЕСКО касательно программы «Образование для всех». В том же году мужчина стал председателем Экспертного совета по международной деятельности в сфере образования. В 2013 году герой нашей статьи по распоряжению Дмитрия Медведева - Председателя Правительства РФ, был назначен председателем Высшей аттестационной комиссии.

Кроме того, В. Филиппов имеет множество наград и званий, перечисление которых заняло бы ещё пару страниц.

Для иностранных студентов в этом году выделено 15 тысяч бюджетных мест. Плюс платные места, в которых очень заинтересованы все вузы. Сколько иностранцев приедет к нам учиться? Какие специальности они выбирают? Как вузы будут отсекать абитуриентов-троечников? Об этом "РГ" рассказывает ректор РУДН Владимир Филиппов.

Владимир Михайлович, все ректоры говорят, что наше образование из-за курса валюты стало привлекательнее для иностранцев. Сколько студентов приедут учиться в российские вузы?

Владимир Филиппов: Государство выделило 15 тысяч бесплатных мест в 106 вузах. Думаю, добавится еще примерно 30 тысяч студентов на платной основе. В итоге на разные уровни образования смогут приехать более 45 тысяч человек. Растет спрос на магистратуру и аспирантуру. Во многих странах мира - в Африке, Латинской Америке, Индии уже созданы свои системы высшего образования, там неплохо готовят бакалавров, но есть пока сложности с подготовкой на уровне магистратуры и PhD. РУДН примет около 2,5 тысяч иностранных студентов. По бюджету - менее 30 процентов, остальные - на контрактной основе.

Инфографика "РГ" / Мария Савельева / Ирина Ивойлова

Российские абитуриенты могут поступить только по конкурсу. Среди иностранцев отбор есть?

Владимир Филиппов: Раньше мы принимали студентов по идеологическим принципам. Бывало, что люди сразу после революций поступали к нам учиться. Вузам даже разрешалось обучать их на подготовительных факультетах не один год, а три. И это были очень мотивированные студенты. Время изменилось, но, в вузах укрепилась традиция принимать, а не отбирать студентов. В то время как американские, французские, английские университеты проводят очень сильный отбор иностранных студентов. РУДН будет набирать тех иностранцев, которые получили не менее 70 процентов от максимальных оценок в своих странах, и тех, кто показал хорошие результаты в олимпиадах, которые проводит Россотрудничество. Мы участвовали в организации олимпиады в Африке и заключили соглашение о проведении олимпиад в четырех странах Латинской Америки. С 2017 года планируем провести десять региональных олимпиад.

Эксперты говорят и о других проблемах. Иностранные студенты у нас находятся на таких же правах, как и обычные мигранты. Уехал на каникулы - получай снова визу. Не успел вовремя - штраф, полиция… Эти правила будут меняться?

Владимир Филиппов: Обо всем этом президенты землячеств разных стран РУДН рассказали председателю наблюдательного совета университета Валентине Ивановне Матвиенко. Она дала целый ряд поручений, в том числе Федеральной миграционной службе (на тот момент). Необходимые документы, которые выделяют образовательных мигрантов из всех остальных, подготовлены. Надеюсь, Федеральное Собрание их примет и студентам, которые поступят в наши вузы в 2017 году, будет гораздо комфортнее учиться в России. Что еще можно сделать для привлечения иностранных студентов в наши вузы? Система зачисления должна быть более гибкой. Во многих странах выдача аттестата затягивается почти на полгода, и мы должны это учитывать. Надо разрешить студентам учиться на подготовительном отделении без оригинала аттестата и предоставлять его перед зачислением на 1-й курс. Время для выбора специальности и вуза надо увеличить. Сейчас многим из тех, кто поступает в наши вузы, остается 2-3 недели на то, чтобы определиться и подать дакументы. Этого времени мало. Во Франции, Германии государство не вмешивается в прием иностранных студентов, хотя обучение для них бесплатно. У нас все расписано "сверху" до мелочей. В итоге человек получает бумагу: такого-то числа тебе надо явиться в такой-то университет. А ему, может, в другой вуз хочется…

В этом году почти 500 тысяч выпускников сдают обществознание - экономика по-прежнему в числе самых популярных у наших абитуриентов. Какие специальности больше всего востребованы у иностранцев?

Владимир Филиппов: Все медицинские профессии. На втором месте - группа инженерных специальностей, на третьем - гуманитарные. Иностранцы в отличие от россиян с удовольствием идут в аграрно-технологический институт. К сожалению, упускается очень важная для их стран и России группа, связанная с физикой, математикой, естественными науками. Во всем мире выпускники с такими российскими дипломами имеют преимущество, но во многих странах слабая школьная подготовка по этим предметам, а учиться в наших вузах на математических, физических факультетах сложно. Всегда большой конкурс на творческие специальности, но тут дело в том, что и мест на них выделяется очень мало.

Какие специальности приносят вузам от иностранных студентов самый высокий доход?

Владимир Филиппов: Медицина. Эта специальность стоит 7800 долларов (на русском языке - 7000 долларов) в год для иностранцев и 300 000 рублей для россиянВ. Заработать вуз может не только на платных студентах, но и на продвижении программ повышения квалификации.

Еще одна серьезная задача: продумать, как оставлять лучших выпускников-иностранцев в России. Пока что ситуация такая: мы готовим кадры в России, а самые талантливые африканцы, индусы нередко уезжают потом в США и Западную Европу.

Что для этого надо сделать? Давать выпускнику вид на жительство, квартиру, место в университете? Не будет ли это в ущерб российским выпускникам?

Владимир Филиппов: Речь идет о том, чтобы оставлять максимум 3-4 процента иностранных выпускников в год. Чтобы заинтересовать их, надо дать то же самое, что предлагают им западные вузы, - примерно такую же среднюю зарплату, возможность снять жилье или жить в служебной квартире, полис обязательного медицинского страхования, уменьшить размер налогов. Должна быть разработана система льгот для вузов, которые оставляют таких выпускников. Уже есть понимание, что для иностранцев, которые окончили российские вузы, нужно создать систему повышения квалификации. Иначе получается, что человек, который проучился у нас 7 лет, через какое-то время уезжает на повышение квалификации в западные страны и переучивается на других технологиях. А это уже вопрос геоэкономический. Там фирмы и компании могут себе позволить оплачивать повышение квалификации сотрудника, у нас - пока нет. Значит, государство должно подключиться к решению этого вопроса.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова

Самая дорогая специальность для иностранцев - медицина: 7800 долларов в год

То есть предложить повышать квалификацию за счет бюджета?

Владимир Филиппов: На этом этапе - да. В первую очередь - по приоритетным для России технологиям.Либо на паритетных основах с фирмами и предприятиями.

Если мы так заинтересованы в талантливых иностранных выпускниках, почему нельзя разрешить им защищать диссертации на английском, что для многих проще, чем на русском?

Владимир Филиппов: Диссертацию на английском языке человек представить может, но мы должны обеспечить ее письменный перевод и синхронный перевод защиты, потому что не все члены совета знают английский язык. Более того, законодательство разрешает защищать диссертацию на любом иностранном языке, но одновременно ее надо представить и на русском. Так что защита на родном или английском языке - всегда дополнительные расходы. Более 95 процентов аспирантов пишут диссертации на русском.

В этом году в РУДН придут более 2 тысяч российских студентов. Меняется ли что-то в предпочтениях выпускников школ? У вас, к примеру, есть аграрный факультет. Ожидается ли туда высокий конкурс?

Владимир Филиппов: Иностранные абитуриенты охотно идут на аграрный факультет, а российские - нет. Поэтому мы на этом факультете, где есть классические специальности - агрономия, ветеринария, были вынуждены открыть ландшафтную архитектуру, санитарно-ветеринарную экспертизу, кадастровый учет. Вот туда наши выпускники поступают охотно. Мы вынуждены были закрыть программу "Зоотехния" в пользу программы "Ветеринария". В этом году в несколько раз уменьшен план бюджетного приема на экономические специальности. А вот на инженерных специальностях, на физмате и в бакалавриате, и в магистратуре прием уменьшаться не будет.

Какие специальности выбрать, чтобы через 10 лет иметь хорошую работу?

Владимир Филиппов: Для начала надо выбрать хороший сильный вуз, а в нем - сильную специальность. Думаю, в ближайшие годы будут востребованы информационные технологии и все, что с этим связано. Всегда нужны будут те, кто умеет лечить и учить. Преимущество на рынке труда будет у выпускников, которые кроме диплома могут предъявить документы о дополнительных квалификациях и умениях. Например, диплом переводчика, сертификат о владении IT-технологиями, удостоверение о том, что вы прослушали курс компьютерной графики в среде AutoCAD или контрактной системы и управления закупками. В РУДН около 1500 программ дополнительного образования.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова

Сейчас идет объединение вузов. С кем мог бы объединиться РУДН?

Владимир Филиппов: Мы открыты, готовы к объединению и только что приняли к себе на учебу несколько сотен медиков из Академии Маймонида, в которой эта специальность сейчас закрыта. РУДН - многопрофильный вуз. По этому образцу и надо объединять ученые заведения. Но мало соединить вместе 5-6 разных вузов, нужен общий кампус. Как будет жить вуз, который разбросан по 30 адресам в Москве? Это тяжело и студентам, и преподавателям. Есть еще одна важная вещь: элитная подготовка не может быть массовой, и гнаться только за количеством при объединении нет смысла.

Есть вопрос

Владимир Филиппов: Система зачисления в вуз должна быть более гибкой. Фото: РИА Новости

О чем просят ректора иностранные студенты

Одна из особенностей РУДН - возможность получения второго диплома. Как правило - переводчика или преподавателя русского языка. Может ли этот диплом быть бесплатным?

Многие выпускники хотели бы пригласить родителей на вручение диплома. Однако визу родителям оформляют только на 7 дней. Нельзя ли увеличить срок хотя бы до 15?

Можно ли перевести учебные планы на медицинском факультете на иностранные языки?

Почему иностранные студенты не могут записаться на прием к врачу через терминал, как российские, а стоят в "живой очереди"?

Почему перевод тем курсовых и выпускных работ на английский язык в дипломе возлагается на студента? Ведь при переводе самим студентом могут допускаться ошибки?

Чтобы объективно оценить качество высшего образования в стране, а также повысить его престиж, Россия подключилась к международному рейтингу. В 2013 году был запущен масштабный проект по повышению конкурентоспособности наших вузов в мире, который предполагал разработку дорожной карты и дополнительное финансирование. Почему российские вузы до сих пор относительно скромно представлены в мировых рейтингах, какие задачи должны решать два новых министерства научно-образовательного блока и отразились ли санкции на желании иностранцев учиться в России, в интервью ТАСС в преддверии Глобального форума ведущих университетов британской компании Quacquarelli Symonds рассказал ректор Российского университета дружбы народов, министр образования в 1998–2004 годах Владимир Филиппов.

- Завтра в РУДН стартует Г лобальный форум ведущих университетов QS WorldWide . Какие цели ставятся на этом событии?

QS WorldWide проводится второй раз в России и первый - в Москве. Его цель - собрать университеты мира, которые реализуют стратегию продвижения в мировых рейтингах. Это эффективный формат встреч для обмена опытом и лучшими практиками. Особенно важно, что на форуме встречаются лидеры в области высшего образования различных регионов мира.

- Как вы оцениваете успехи РУДН в международных рейтингах?

Как ректор я оцениваю их скромно. Каждый руководитель университета считает, что его вуз должен быть на более высоком месте. Однако объективно мы понимаем, что РУДН участвует в проекте 5-100 только третий год, а не пять, как вузы "первой волны". Это очень короткий период. Потому что, например, цитируемость публикаций учитывается как раз за последние пять лет. При этом нами уже многое сделано, и РУДН в прошлом году сделал резкий рывок в мировом рейтинге QS - мы поднялись сразу на 100 позиций. Перед нами стоят серьезные задачи и по продвижению в международных предметных списках - мы рассчитываем на успехи в математике, химии и лингвистике. В борьбе за позиции в общих рейтингах университетов мы развиваем несколько научных направлений. Их отбирали, исходя из потенциала. Мы оценили существующий массив публикаций, индекс цитируемости, количество докторов наук, треки развития в ближайшие пять лет. Выделили математику, химию, физику, медицину и современные языки.

По интернационализации РУДН традиционно лидирует в международных рейтингах среди российских вузов, занимает 78-е место в QS: BRICS и 44-е место в мире в рейтинге GreenMetric.

- Почему российским вузам тяжело занимать лидирующие места, входить в первую десятку, даже сотню?

Для профессионалов причины очевидны. И я уверен, что последние решения по новой структуре правительства помогут решить многие проблемы. Даже старейшие российские вузы - МГУ и СПбГУ - не входят в первые десятки. В основе рейтингов - показатели по науке, а у нас наука была долгое время отделена от высшей школы и сконцентрирована в основном в Академии наук и в отраслевых институтах. Лишь небольшая часть исследований была связана с институтами. А в США, Канаде и Европе вся наука исторически развивалась на базе университетов. Даже самые знаменитые лаборатории и центры по изучению закрытых тематик хотя бы формально закреплены за высшими учебными заведениями. Естественно, что все публикации ученых идут в плюс университету. Сейчас, когда у нас будет Министерство науки и высшего образования, дело существенно сдвинется. Этот процесс начался еще при Андрее Александровиче Фурсенко, когда он был министром - именно при нем появилось Министерство науки и образования. Уже тогда было сделано многое для привлечения средств в вузовскую науку.

Сейчас активна тенденция ранжирования университетов по многим характеристикам. Измерять можно по разным показателям: академическое признание, публикации, работодатели, интернационализация, социализация. Я считаю, что параметров и рейтингов должно быть много. У кого-то - лучшая столовая, у кого-то - лучшая студенческая жизнь, а у кого-то - качество учебного процесса. Надо сравнивать и кампусы, потому что для абитуриентов и их родителей это важнее, чем, например, сколько нобелевских лауреатов работает в вузе. Университет может занимать разные места в разных системах ранжирования, по разным показателям. Тогда каждый университет сможет найти свое место и занять лидерские позиции по своему главному направлению. РУДН, например, - среди лидеров по интернационализации.

Как вы отнеслись к появлению национального рейтинга "Три миссии университетов", была ли в нем необходимость?

Я принимал участие в обсуждениях с Виктором Антоновичем Садовничим вместе с Яном Садлаком - членом международного экспертного совета программы 5-100. Идею этого рейтинга активно поддержали, потому что в условиях массового высшего образования важна не только наука внутри университетов, но и социальная роль самого университета. Высшие учебные заведения готовят выпускников не к поголовной работе в лабораториях, а к социальной жизни. Только для 10% студентов важна научная составляющая alma mater - для тех, кто пойдет в науку. Для остальных гораздо важнее получить профессиональные компетенции. При этом в рейтинге "Три миссии университетов" учитывается и специфика нашей системы образования. Особое внимание в нем уделяется качеству образования.

У этого рейтинга есть перспективы выйти на международный рынок. Многим национальным системам образования близка идея оценки социального вклада университета. Многие вузы не очень сильны в науке. Например, у педагогических вузов другая задача - готовить хороших учителей. Рейтинг "Три миссии университета" может хорошо отразить конкуренцию подобных вузов в разных странах. Подобное ранжирование открывает новые возможности для огромного кластера высших учебных заведений, которые сейчас и не думают об участии в нынешних мировых рейтингах.

Как вы оцениваете назначение Татьяны Голиковой на пост вице-премьера по социальным вопросам, включая образование?

По сути, должность вице-премьера по социальным вопросам делится на две части. Ольга Голодец будет курировать вопросы культуры и спорта, а Татьяна Голикова - вопросы образования и науки. Это говорит о том, что правительство и президент понимают, насколько важно уделить целевое внимание решению социальных вопросов.

Высшие учебные заведения готовят выпускников не к поголовной работе в лабораториях, а к социальной жизни. Только для 10% студентов важна научная составляющая alma mater - для тех, кто пойдет в науку

Татьяну Голикову я хорошо знаю по совместной работе в правительстве РФ. В то время она была первым заместителем министра финансов. Я тогда еще поражался тому знанию, тому объему цифр по социальной сфере, которые она держала голове. Она оперировала объективными данными по отрасли социальной сферы, а годы, проведенные в Счетной палате, только укрепили ее позиции. Этот опыт бесценен для поста вице-премьера по социальным вопросам.

- Должен ли человек, который курирует сферу образования, быть экспертом в этой области?

Думаю, для вице-премьера это не нужно. Татьяна Алексеевна - доктор экономических наук, защищала диссертацию по экономике социальной сферы. На уровне вице-премьеров решаются другие вопросы - стратегические. Среди задач - вместе с руководством страны правильно расставить приоритеты, грамотно выстроить их реализацию и добиться необходимых ресурсов. Одному министру это сделать трудно. У вице-премьера широкие полномочия и колоссальная ответственность. Сложно представить необходимость того, чтобы один человек, который курирует Минтруд, Минздрав и Минобрнауки, был бы экспертом во всех областях.

- Какие задачи в области образования предстоит решить правительству?

В этой сфере стоят сложные задачи, начиная с дошкольного образования. Необходимо обеспечить каждому ребенку хотя бы один год дошкольного образования до прихода в первый класс, чтобы у детей был одинаковый уровень подготовки. Сейчас проблема в том, что дети в одном классе очень разные: одни уже умеют читать, писать и считать, а другие ничего не умеют. Как организовать это обучение в тысячах малочисленных деревень? Возникают соответствующие задачи по развитию технологий: домашним образом, с помощью интернета. Это серьезный вызов.

Сам факт выделения Министерства просвещения говорит о том, что у нас целый пласт проблем в школьном образовании. Необходимо укреплять материально-техническую базу. Стыдно, что у нас до сих пор есть три смены. Более того, не решая проблемы в школьном образовании, мы губим карьеру детей, которые учатся в плохих школах и не могут хорошо сдать ЕГЭ. Нужны равные условия для всех детей. Без решения этой проблемы получается своеобразная сегрегация между детьми и семьями.

Говоря о задачах нового Министерства науки и высшего образования, ключевая задача - в самом названии. Необходимо соединение этих двух понятий. Без этого мы не только не продвинемся в мировых рейтингах, но и не обеспечим высокое качество обучения, которое базируется на научных достижениях.

Не решая проблемы в школьном образовании, мы губим карьеру детей, которые учатся в плохих школах и не могут хорошо сдать ЕГЭ

Конечно, не все университеты могут быть исследовательскими. Есть и прикладная наука. Даже в области вентиляции или канализации можно разработать предложения для повышения эффективности их работы. Не случайно в высшем образовании работает много кандидатов и докторов наук. Но, конечно, нужно привлекать и практиков. Университеты должны не использовать уже имеющиеся знания, они должны порождать новые знания.
Хороший профессор не может быть просто транслятором информации.

- Какие задачи по развитию РУДН вы ставите на ближайшее время?

Для всех университетов сложна задача по развитию материально-технический базы. Наблюдательный совет РУДН во главе с Валентиной Ивановной Матвиенко уже утвердил принципиальный проект по развитию нашей инфраструктуры. В ближайшие пять-семь лет мы планируем построить новые учебные корпуса и общежития, открыть новые лаборатории. Мы надеемся привлечь в этот проект частные инвестиции и передать инвесторам два наших здания на улицах Орджоникидзе и Павловской взамен строительства зданий на основной территории.

Если говорить об учебном процессе - здесь необходима концентрация усилий на магистратуре. Нам надо выбрать особенно сильные направления, сделать их приоритетными. И нам предстоит оптимизация самой структуры учебного процесса. Это не говоря о внедрении информационных технологий, переходе к системе From Teaching to Learning - от университета, где учат, к университету, где учатся.

Конечно, ключевой вопрос - наука. Если мы хотим быть университетом мирового уровня, то в наших стенах должны быть глобальные значимые исследования. Надо продвигать науку и ее достижения, надо привлекать цитируемых ученых со всего мира, развивать инфраструктуру кампуса, привлекать постдоков и создавать условия, чтобы в университете работали лучшие кадры. Мы в РУДН уже начали развивать новые направления. Решения для Smart City заинтересовали нобелевского лауреата Риккардо Валентини, который теперь курирует у нас разработки по развитию экологии городской инфраструктуры. Мы открыли лабораторию передовых технологий и интернета 5G. А новый Институт инженерных и информационных технологий, в частности, будет заниматься разработками по снижению стоимости дорогостоящих лекарственных препаратов для лечения СПИДа и онкологических заболеваний за счет разработки новых способов точечной доставки лекарств, созданию биосовместимых материалов.

Многие студенты РУДН - иностранцы, есть ли какие-то тенденции в международном образовании и в обучении по обмену?

Если мы хотим быть университетом мирового уровня, то в наших стенах должны быть глобальные значимые исследования. Надо продвигать науку и ее достижения

Тенденция в том, что рыба всегда ищет, где глубже. А студенты - где лучше. В университетах идет конкуренция за хороших абитуриентов. При этом Россия обозначила очень амбициозную задачу - за 10 лет увеличить количество иностранных студентов в три раза - с 250 тысяч до 750 тысяч. Это то, что не удалось сделать за последние 20 лет. Однако для РУДН уже не важно количество иностранцев. Наша задача - отобрать лучших студентов. А это серьезный комплекс мер. Мы приступили к реализации кластерного подхода в международной деятельности - начало положено в Африке, Латинской Америке, Азии. Мы открываем профильные классы и проводим олимпиады в десятках стран. Эти инструменты помогают нам найти таланты. И конечно, это возлагает на нас ответственность за постоянное повышение качества образования, за создание актуального нового знания.

- Санкции и различные политические события не влияют на количество иностранных студентов?

Если государство в условиях санкций в прошлом году приняло программу по увеличению иностранных студентов в три раза - значит, государство уверено, что будет рост. Хотя на академическую мобильность это может повлиять. Например, в Англии на 30–40% российских студентов стало меньше. География и маршруты изменились - по разным причинам многие предпочитают другие страны. При этом санкции бьют и против стран, которые вводят санкции. Например, иранские студенты думают, стоит ли им учиться в США, могут ли к ним применить непредсказуемые миграционные меры. В целом число студентов не только из арабских стран, но и из Китая резко уменьшилось в США и странах Европы. Они куда поехали? Они поехали учиться в Россию.

Беседовала Кристина Сулима

Примите мои поздравления с 65-летием и самые добрые пожелания!

Блестящая эрудиция, редкая работоспособность и глубокие знания позволили Вам добиться больших успехов в науке.
Состояться как авторитетному учёному, автору целого ряда фундаментальных трудов по математическому анализу. В профессиональном сообществе Вас уважают и как компетентного руководителя, который на посту министра немало сделал для модернизации российского образования, его интеграции с европейской системой, внедрения новейших методик преподавания и повышения квалификации педагогов.

Сегодня, обладая незаурядными организаторскими способностями, Вы успешно совмещаете исследовательскую, общественную и экспертную деятельность. И как ректор знаменитого РУДН — вносите весомый вклад не только в подготовку квалифицированных специалистов, но и в углубление взаимопонимания и сотрудничества между Россией и зарубежными странами.

Крепкого Вам здоровья, удачи и всего наилучшего!

Председатель Правительства Российской Федерации

Д.А.Медведев

Примите мои искренние поздравления с 65-летием!

Крупный ученый, государственный и общественный деятель, более 20 лет Вы возглавляете Российский университет дружбы народов, который благодаря Вашим усилиям, инициативе и творческой энергии сохранил и упрочил свои позиции одного из ведущих учебных заведений нашей страны.

Плодотворную научно-педагогическую деятельность Вы эффективно сочетаете с большой научно-организаторской и общественной работой.
Хотел бы особо отметить Ваше активное участие в разработке программы модернизации российского образования.

Желаю Вам здоровья, благополучия и успехов в реализации намеченных планов!

Председатель Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации

С.Е.Нарышкин

Примите самые искренние поздравления с 65-летием!

Талантливый российский ученый, известный государственный деятель, академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор, вы пользуетесь высоким авторитетом среди коллег и общественности.

Ваша плодотворная деятельность на посту министра образования РФ обозначена инициативой по модернизации системы отечественного образования — под Вашим руководством намечены основные пути его дальнейшего развития.

Сегодня вы успешно возглавляете Российский университет дружбы народов, в котором когда-то учились. Вы стали автором более 200 научных работ, ведёте широкую общественную деятельность.
Ваш вклад в укрепление России отмечен высокими государственными наградами. Уверен, Вам еще многое предстоит сделать на благо укрепления отечественной науки и образования.

Желаю вам доброго здоровья, благополучия и новых успехов!

Генеральный директор госкорпорации «Ростех»

Просмотров