Черный принц балаклава. Мифическое золото затонувшего в Крыму "Черного принца": почему так и не удалось найти несметные богатства. Лев скрягин, действительный член географического общества ссср


Золото "Черного принца"

Из книги "Тайны веков"

ЛЕВ СКРЯГИН,

Действительный член Географического общества СССР

ГДЕ ЗОЛОТО «ЧЕРНОГО ПРИНЦА»?

Изобретатель рассказал, что у него имеется цель попытаться сделать что-нибудь с тем утонувшим под Балаклавой английским кораблем, который вез, как известно, 200 000 фунтов стерлингов.

«Русское судоходство», 1896 г.

«Принц-регент», громадный корабль английского флота, вез из Англии значительное количество серебряной монеты и 200 000 фунтов стерлингов золотом для уплаты жалованья английским войскам в Крыму... Деньги, отправленные на этом корабле, были упакованы в бочки, почему и должны сохраниться в неприкосновенности...

«Наше судоходство», 1897 г.

Среди грузов, принятых «Принцем», находились вещи: 36700 пар шерстяных носков, 53000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 16 000 простынь, 3750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков - 150000 штук, нательных шерстяных рубашек - 100000, фланелевых кальсон - 90 000 пар, около 40 000 одеял и 40 000 непромокаемых шапок, 49 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог.


Тень легендарного «Черного принца» уже не раз вставала со страниц отечественной литературы. О «Черном принце» писали А. И. Куприн, С. Н. Сергеев-Ценский, М. Зощенко, Е. В. Тарле, Т. Бобрицкий и многие другие писатели. До сих пор в зарубежной приключенческой литературе нет-нет да и мелькнет статья либо заметка о «загадочном исчезновении» бочонков с золотыми монетами.

К началу Крымской войны английское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым свыше 200 торговых судов, принадлежащих частным компаниям. Среди них был парусно-винтовой фегат «Принц» . 8 ноября 1854 года вместе с другими английскими кораблями он прибыл на внешний балаклавский рейд. Через пять дней над Крымским полуостровом пронесся юго-восточный ураган невиданной силы. На прибрежных скалах Балаклавской бухты погибло 34 корабля. Эта участь постигла и «Принца».

Еще не закончилась война, а по всему миру уже расползлись слухи, будто у берегов Крыма погиб английский паровой фрегат «Черный принц» с грузом золота, предназначавшегося для выплаты жалованья войскам. Корабль, о котором идет речь, никогда не назывался «Черным принцем». Название этого судна с момента, когда его спустили на воду на реке Темзе в Блэкуолле в 1853 году, было «Принц». Почему корабль стали называть «Черным принцем», сказать трудно. Может быть, в романтическом эпитете «черный» повинны неутомимые охотники за его золотом или английские солдаты, не получившие очередного денежного довольствия?
Почти сразу же после заключения мира начались поиски останков «Черного принца». Корабль искали одинаково безуспешно итальянцы, американцы, норвежцы, немцы. Но примитивная водолазная техника тех времен не позволяла опуститься достаточно глубоко.

В 1875 году, когда уже был создан водолазный скафандр, во Франции учредили крупное акционерное общество с большим капиталом. Французские водолазы обшарили дно Балаклавской бухты и все подходы к ней. Нашли более десяти затонувших кораблей, но «Черного принца» среди них не оказалось. Работы велись на огромной для конца прошлого века глубине - почти 40 саженей. Но даже самые сильные и выносливые водолазы могли находиться под водой лишь несколько минут...

Постепенно вокруг «Черного принца» начали распространяться легенды. Стоимость затонувшего с кораблем золота возросла до 60 миллионов франков. В 1896 году поисками занялся русский изобретатель Пластунов. Но и ему не повезло.
Самыми терпеливыми оказались итальянцы. Изобретатель глубоководного скафандра Джузеппе Рестуччя возглавлял экспедицию в 1901 году. Через несколько недель после начала работ ему удалось найти железный корпус большого корабля. Итальянские водолазы подняли со дна металлический ящик со свинцовыми пулями, подзорную трубу, винтовку, якорь, куски железа и дерева. Но... никаких следов золота. Весной 1903 года итальянцы покинули Балаклаву, с тем чтобы через два года снова прибыть на место поисков. На этот раз, уже совсем в другом месте, они обнаружили еще один железный корабль. Никто до сих пор не знает, был ли это «Черный принц» или какой-либо другой корабль. Золота опять не нашли.

Однако мысль о сказочном кладе не давала покоя многим изобретателям, водолазам, инженерам. Министра торговли и промышленности России завалили письмами с предложениями поднять золото «Черного принца». И снова ныряли итальянские водолазы на балаклавском рейде, и снова безрезультатно. В конце концов правительство царской России стало отказывать и своим и иностранным золотодобытчикам, формально ссылаясь на то, что работы близ бухты стесняют деятельность Черноморской эскадры в районе Севастополя. Вскоре первая мировая война прекратила ажиотаж вокруг «Черного принца».

В 1922 году один ныряльщик-любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Так мир снова заинтересовался «Черным принцем». Посыпались предложения одно другого фантастичнее. Один изобретатель из Феодосии утверждал, что «Черный принц» наверняка лежит на дне в самой бухте. А раз так, надо вход в бухту немедля перекрыть плотиной, воду откачать, после чего золото на корабле хоть лопатой греби.

В 1923 году флотский инженер В. С. Языков пришел в ОГПУ и сообщил, что с 1908 года он самым подробным образом изучал обстоятельства гибели английской эскадры в шторм 14 ноября 1854 года и что он готов тотчас же начать работы по поднятию драгоценностей. Свой энтузиазм он подкреплял толстой папкой документов по «Черному принцу». В марте того же года было решено организовать экспедицию. Она получила название ЭПРОН - Экспедиция подводных работ особого назначения . Через несколько недель ЭПРОН приступил к подготовительным работам. Советский инженер Е. Г. Даниленко создал глубоководный аппарат, который позволял осматривать морское дно на глубине 80 саженей. Аппарат имел «механическую руку» и был оборудован прожектором, телефоном и системой аварийного подъема в случае обрыва троса. Экипаж аппарата состоял из трех человек, воздух подавался по резиновому гибкому шлангу.
Пока строился глубоководный аппарат Е. Г. Даниленко, специалисты ЭПРОНа разыскали и тщательно опросили старожилов Балаклавы - очевидцев шторма 14 ноября 1854 года. Но никто из них не мог указать точного места гибели «Принца». Как обычно, их показания оказались крайне противоречивыми.

Наконец тральщики произвели промеры глубин, и весь предполагаемый район гибели «Принца» был разбит вехами на квадраты. В первых числах сентября 1923 года начали осмотр западных от входа в бухту подводных скал. Каждый день небольшой катерок типа «болиндер» спускал аппарат Даниленко для обследования очередного квадрата. Было обнаружено множество обломков деревянных кораблей: мачты, реи, куски шпангоутов, бимсов и бортов, сильно источенные морским червем, обросшие ракушками. Думали, что разыскать «Принца» среди этих обломков не особенно трудно: в исследовании инженера Языкова значилось, что «Принц» - единственный железный корабль из числа погибших.

Прошли весна, лето и осень 1924 года. Но «Принц» так и не был найден.

В октябре 1924 года врач ЭПРОНа К. А. Павловский проводил с молодыми водолазами учебные спуски близ старых Генуэзских башен к востоку от входа в бухту. Молодые эпроновцы, тренируясь, поднимали с восьмисаженной глубины камни, раковины, обломки дерева.
Утром 17 октября один из учеников Павловского обнаружил на морском дне недалеко от берега торчавший из грунта железный ящик странной формы. Он попробовал подвести под него строп, но безуспешно. Заинтересовавшись находкой, Павловский пригласил опытных водолазов. Вскоре подняли ящик на поверхность: это был весь изъеденный ржавчиной допотопный паровой котел кубической формы с чугунными дверцами и горловинами. Необычная находка заставила эпроновцев тщательно обследовать этот район. Под обломками скал, обрушившихся с береговых утесов, водолазы нашли разбросанные по всему дну останки большого железного корабля, наполовину замытые песком.
За два месяца работ водолазы подняли со дна десятки кусков железа различной формы и величины, часть обшивки борта с тремя иллюминаторами, ручную гранату, медицинскую ступку из белого фарфора, несколько неразорвавшихся бомб, медные обручи от бочек, железный рукомойник, части паровой машины, почти сгнившую пачку госпитальных туфель, свинцовые пули. И опять - ни намека на золото...

Перед Новым годом в районе Балаклавы начались жестокие штормы, работы пришлось прекратить.
К этому времени поиски «неуловимого корабля» обошлись ЭПРОНу почти в 100 тысяч рублей. Как быть дальше: стоит ли продолжать работы? Мнения специалистов распалились. ЭПРОН не мог найти достоверных документов, подтверждавших наличие золота на «Принце». Запросили советское полпредство в Лондоне. Однако британское адмиралтейство, ссылаясь на давность события, а также на законы, ограничивающие допуск иностранцев к архивам, ничего конкретного сообщить не смогло. ЭПРОН признал проведение дальнейших работ нецелесообразным,

Именно в это время Советское правительство получило предложение японской водолазной фирмы «Синкай Когиоссио лимитед» поднять золото с «Принца».
В те годы эта фирма считалась одной из самых известных и удачливых. Последним в ее «послужном списке» значился один английский корабль, затонувший в Средиземном море. Тогда японским водолазам удалось с сорокаметровой глубины достать сокровища на два миллиона рублей»
«Синкай Когиоссио лимитед» предлагала ЭПРОНу 110 000 рублей за предварительные работы по розыску и обследованию «Принца», а также принимала на себя все дальнейшие расходы. Заключили договор. Поднятое золото должно было делиться между ЭПРОНом и фирмой в соотношении 60 и 40 процентов. Кроме того, японцы должны были ознакомить советских водолазов со своей глубоководной техникой и после окончания работ передать ЭПРОНу по одному экземпляру предметов технического оборудования.

Летом 1927 года японцы (они рассчитывали без особого труда получить 800 000 рублей золотом!) приступили к работе. Каждые сутки японские водолазы поднимали не менее двадцати каменных глыб весом по 500 пудов. Тысячепудовые куски скал оттаскивались в сторону с помощью паровых лебедок, установленных на баржах. Каждый день, сменяясь, работали 7 водолазов и 5 ныряльщиков.
5 сентября водолаз Ямомато нашел прилипшую к камню золотую монету - английский соверен чеканки 1821 года. После этого за два месяца ежедневного изнурительного труда водолазы обнаружили всего лишь четыре золотые монеты: английскую, французскую и две турецкие.

Поскольку к середине ноября 1927 года разбитый корабль был полностью «перемыт» и обследован, фирма прекратила работы в Балаклаве. Вот небезынтересные результаты ее подводных работ на «Принце»:
две вилки и ложка белого металла, кусок саперной лопаты, втулка от колеса, подковы, лошадиные кости, офицерская сабля, лопаточка для пирожных, замок, галоша с датой 1848 года, несколько кожаных подметок, огромное количество свинцовых пуль и т. д.

Перед отъездом из Балаклавы представители заявили, что корабль, на котором они проводили работы, по их мнению, был «Принцем». Однако, несмотря на самые тщательные поиски, им не удалось найти среднюю часть корабля. Оставшиеся части корпуса были сильно разрушены, причем разрушения носили явно искусственный характер. Это обстоятельство привело их к мнению, что англичане, которые оставались в Балаклаве в течение восьми месяцев после кораблекрушения, подняли бочонки с золотом еще до окончания Крымской войны.
В заключение потерпевшие фиаско кладоискатели повторяли версию В. С. Языкова, согласно которой «Принц» - единственное железное судно из всех кораблей, ставших жертвой урагана 1854 года.

Но так ли это? Обратимся к первоисточникам.

Вот что сообщает английский историк Вудз в своей книге «Последняя кампания» (Лондон, 1860).

«Принц», паровой корабль, прибыл в Балаклаву утром 8 ноября. Он отдал один якорь, который вместе с канатом весь ушел в воду. Когда отдали другой якорь, то этот также ушел: оба якоря с канатами были потеряны на глубине 35 саженей в воде, очевидно, что ни один из канатов не был соответственно закреплен... После этого «Принц» стал в море на значительной дистанции и, возвратившись, удерживался за кормой корабля «Язон» на швартове, пока другой якорь с канатом не были приготовлены».

Что это за корабль «Язон»? В английском журнале «Прэктикл мэкеникс джорнэл» за 1854 год находим то, что не было известно ни Языкову, ни эпроновцам, ни японцам:

«...в Блэкуолле... были выстроены три однотипных корабля, соответственно названные «Голден Флис»» «Язон» и «Принц». Дальше приведены самые подробные размеры и характеристики каждого корабля.

Отсюда можно сделать следующие выводы. Во-первых, перед штормом на балаклавском рейде стояло два однотипных парохода - «Принц» и «Язон». Во-вторых: если бы «Прэктикл мэкеникс джорнэл» попался бы на глаза эпроновцам или японцам в момент подъема частей корпуса, то по точной спецификации, приводимой журналом, без особого труда можно было бы установить, является ли обследуемое судно «Принцем» или нет. К сожалению, никто этого не сделал.
Кстати, «Принц» и «Язон» вовсе не были единственными паровыми судами, погибшими на балаклавском рейде. Доказательства? Приведу несколько цитат.

«В Балаклаве англичане имели чувствительные потери, и они очень злополучны для их армии: девять великолепных транспортов, из которых несколько паровых, и между ними «Принц» - один из лучших пароходов английского флота».

«Первым разбился о скалы «Прогресс» - американский транспорт, вторым «Резолют»-английский транспорт, третьим «Вандерер» - американский (разбился в куски), четвертым - «Кенильворт», пятым - «Принц», шестым - «Рип-Ван-Винкль», седьмым - «Панола».

(Газета «Курьер де Лион», декабрь 1854 года.)

«После двух ударов «Резолют» разбит в куски, после чего американское судно «Вандерер» тоже разбито в куски. Судно «Кенильворт» разбито на одном месте с «Резолют» и «Вандерер».

(В. М. Аничков, Военно-исторические очерки.)

Вряд ли японцы с такой уверенностью стали бы утверждать, что они вели работы именно на «Принце», если бы им было известно письмо командира одного из английских кораблей, застигнутых бурей у Балаклавы. Вот выдержки из него:

«Агамемнон» с адмиралом Лайонсом, предвидевшим ураган, ушел в морэ 13-го вечером; остались на якоре пароходы «Мельбурн», «Язон», «Сити оф Лондон», «Принц», «Хоуп» и транспорты «Уайлд Уэйв», «Мерция», «Рип-Ван-Винкль» и др.».

Как видим, вовсе не исключено, что найденный эпроновцами и обследованный японцами корабль мог быть и «Приыцем», и однотипным с ним «Язоном», и «Хоупом», и «Сити оф Лондон», и «Резолютом». Судя по описаниям современников, пароход «Мельбурн» сумел перед ураганом выйти в открытое море. Место гибели парохода «Язон» осталось неизвестным. Может быть, он тоже затонул у восточного мыса при входе в Балаклавскую бухту? Оветить на все вопросы, связанные с «Черным принцем», не так-то просто. Не зря по поводу этой проблемы высказывалось столько противоречивых мнений. Но, как ни странно, мало кто из исследователей задумался: а было ли вообще золото на «Принце»?

И. С. ИСАКОВ, адмирал флота Советского Союза, член-корреспондент Академии наук СССР

ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ МИЛЛИОНЕ

«Принц»», «Принц-регент», «Черный принц». 200 тысяч... 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом,.. В исторических источниках приведены разные названия корабля, разные суммы, разные места его гибели.

Да, действительно, найденный эпроновцами затонувший корабль мог быть и «Принцем», и «Язоном», и «Хоупом», и «Резолютом». До сих пор нет достоверных сведений, что пять золотых монет, поднятых японцами, были из тех бочонков, которые вез «Принц» для выплаты жалованья солдатам.
Историки, пытавшиеся восстановить подлинную картину катастрофы «Принца»» забыли или не сочли достойным внимания один примечательный факт.

Ни одна шинель, телогрейка, пара сапог, ни один соверен не могли попасть в Балаклаву без санкции суперинтенданта британских экспедиционных сил, действовавших в Крыму. Суперинтендант был подчинен непосредственно финансовым органам Уайтхолла в Лондоне, а его контора во время Крымской войны находилась в Константинополе.

Доставленные «Принцем» в Истамбульский порт обмундирование, амуниция, продовольственные запасы и золото должны были быть направлены в Балаклаву по списку, представлявшемуся из Крыма главнокомандующим. Списки людей, погибших в боях, от болезней и эпидемий, с дьявольской последовательностью каждый день расходились с фактическими потерями, а «разница» оставалась в руках разбитных клерков (конечно, не без ведома их начальника - суперинтенданта).
Прибыльность таких манипуляций с золотом и снаряжением очевидна. Вот почему наиболее достоверной версией надо считать ту, которая утверждает, что бочонки с золотом были перегружены в Истамбульском порту на какой-то другой корабль и после этого «Принц» ушел в Балаклаву.

А вот другое веское свидетельство того, что на «Принце» не было золота. В эпопее «Принца» жестоко пострадали многие страны, кроме Англии. Так, Франция на поиски клада истратила полмиллиона. Италия - 200 тысяч, Япония - почти четверть миллиона рублей золотом, в то время как Англия даже ни разу не предпринимала попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота его величества. Бросается в глаза еще один факт. Почти все исторические материалы, относящиеся к периоду Крымской войны, не упоминают, что на борту «Принца» к тому времени, когда он прибыл на балаклавский рейд, было золото.
О бочонках с золотом говорят источники более позднего времени, когда широкая молва сделала «Принца» «Черным».

Работа ЭПРОНа по поискам «Принца» не пропала даром. Она обогатила наших водолазов, имевших свой традиционный опыт и замечательную репутацию, новым, дополнительным опытом, пользуясь которым ЭПРОН в трудные годы разрухи молодой Советской Республики приступил к подъему судов и грузов, потопленных во время гражданской войны белогвардейцами и интервентами. За первые десять лет своего существования ЭПРОН поднял 110 судов, из которых 76 были восстановлены. Стоимость этих кораблей превышала 50 миллионов рублей. Более того, водолазы ЭПРОНа подняли с морского дна более 13 тысяч тонн черного металла, 4700 тонн брони, 1200 тонн цветного металла, 2500 тонн механизмов, которые были реализованы. «Черный принц» - легендарный клад на дне Черного моря - явился школой ЭПРОНа, которая себя оправдала не меньше, чем британские законы, препятствующие допуску иностранцев к архивам, относящимся к некоторым оказиям Крымской войны».

Как видим, мнение И. С. Исакова, одного из заслуженных ветеранов советского флота, вполне обоснованно и категорично. И все же хочется верить, что в истории «Черного принца» поставлены не все точки над «I». Кто знает, не откроет ли со временем Балаклавская бухта одну из своих самых романтических тайн...

13 ноября (27-по старому стилю) 1854 года британский парусно-винтовой фрегат "Принц", который вошел в историю как "Черный принц", и десять других кораблей англо-французской эскадры погибли во время шторма у Балаклавы в Крыму. Число жертв превысило 500 человек.

Это была самая ужасная морская катастрофа XIX века на Черном море. Шторм начался неожиданно и застал врасплох экипажи сотен торговых и военных судов. До наших дней об этом шторме сохранились легенды и предания, которые моряки передают из поколения в поколение. Самым удивительным из них стала история о сокровищах "Черного принца", которая до сих пор волнует воображение людей и не дает покоя многим.

Эта история началась в самый разгар войны Российской империи против Турции на защиту, которой, а также своих торговых интересов стали Англия и Франция. Английским и французским кораблям приходилось вести военные действия далеко от своих баз. Для дополнительной мотивации матросам и офицерам выплачивали жалованье на порядок выше, чем в мирное время, а в английской армии при этом платили золотом.

Того далекого ноября британское адмиралтейство отправляет в Крым конвой судов с боеприпасами, амуницией и продуктами. Корабли пришвартовались у берегов Балаклавы. В конвое был и фрегат "Принц" - именно таким было название этого судна с момента, когда его спустили на воду на реке Темзе в Блекуолле в 1853 году. Название "Черный принц" появилась уже после катастрофы благодаря журналистам.

До середины XIX века это был новейший тип английского парусно-винтового фрегата. Он мог идти как под парусами, так и на паровом двигателе. Основным его назначением было транспортировки грузов, медикаментов, зимней одежды, инженерного оборудования. Но в этот раз кроме обычного груза на его борту находилась еще и жалованье всей английской армии, воевавшей тогда против России в Крыму.

27 ноября (13 ноября по новому стилю) 1854 года над Крымом разразилась сильная буря. Скорость ветра достигала 37 метров в секунду. Командующий союзным флотом приказал всем кораблям сняться с якорей и выйти в море.

Однако это не помогло. Судна, потеряли якорь, начало сносить на скалы. Подброшенные волнами на десятиметровую высоту корабли разбивались о каменные выступы.



Меньше чем за один час на рейде Балаклавской бухты англичане, турки и французы потеряли одиннадцать кораблей. Это была самая ужасная катастрофа союзнических войск за всю Крымскую кампанию.


"Черный Принц" после столкновения со скалами раскололся и затонул в течение 10 минут.

Мичман и семеро матросов бросились в бушующее море и чудом остаются живыми. Только им с 150 человек, что были на "Принце" удалось спастись.


После гибели "Принца" молниеносно распространяются слухи, что на его борту находилось золото.

По некоторым подсчетам его стоимость равнялась сумме около 500 тысяч фунтов стерлингов. Кроме того это судно по одним данным привезло несколько миллионов фунтов стерлингов, по другим несколько десятков миллионов. Предполагалось, что огромное количество слитков и монет в бочках находилось в отдельных помещениях фрегата.

Народ бросился на поиски. В мире известно о 15 крупных иностранных экспедиций, но они были безрезультатными. Поисками сокровищ "Черного принца" занимались искатели США, Норвегии, Франции, Германии и Испании. Все кроме англичан. Это и удивляет, ведь это британский корабль. И англичане могут хранить секреты.

Мало помалу все затихло. Понемногу правительство царской России стало отказывать и своим и иностранным золотодобытчикам, формально ссылаясь на то, что работы близ бухты ограничивают деятельность Черноморской эскадры в районе Севастополя. Вскоре Первая мировая война прекратила ажиотаж вокруг "Черного принца". Однако, не надолго.

1922 год. В начале июня ныряльщик из Балаклавы находит на дне у входа в бухту несколько золотых монет. О эту новость из крымских газет узнает Владимир Языков (инженер, искатель сокровищ), который на то время уже исследовал большое количество материалов по истории кораблекрушений. Один из таких об’объектов, который заинтересовал его, был как раз "Черный принц". Многим ведомствам Языков предлагал поднять это судно, но Российская империя тогда была ослаблена русско-турецкой войной, и Столыпин запретил работы в этой области.

В январе 1923 Языков записывается на прием к заместителю председателя Реввоенсовета СССР Склянського и до военно-морского комиссара В’вячеслава Зофа. Инженер рассказывает им о гибели корабля под Балаклавой с названием "Принц", трюмы которого набиты золотом. По данным Языкова корабль должен лежать на дне перед самым входом в бухту. Чиновники считают рассказ инженера буйной фантазией.

Тогда Языков отправляется на прием к Дзержинскому, который в то время возглавлял не только Чрезвычайную комиссию, но и ряд ведомств, зв’связанных с народным хозяйством.

Дзержинский немедленно принял решение и отдал распоряжение создать специальную экспедицию подводных работ особого назначения, которая в дальнейшем получила название ЭПРОН. Группа была отправлена в Крым.

Что же было необычного в папке Языкова, что заставило Дзержинского отнестись к ее содержимого более чем серьезно? Возможно это какие-то оригинальные документы и хронология событий, с учетом которых и была построена аргументация Языкова. Как не странно, и идея инженера Языкова найти затонувший английский фрегат и поднять золото показалась чекистам очень интересной.

Поиски "Черного принца" начались 9 сентября 1923 года. На рейде Балаклавы работали военные тральщики, также были привлечены баржа "Біліндер" с лебедкой и буксирный катер. Дно было обследовано металлоискателями. С помощью гидроплана и аэростата проводилась детальная фотосъемка грунта.

Товарищ Языкова - инженер Даниленко, создал уникальный глубоководный аппарат. Он был обеспечен манипуляторного прожектором, телефоном и аварийной системой подъема. Подводный аппарат позволял прощупать весь внешний рейд Балаклавский бухты. В те годы все технологические возможности подводных поисков были у японцев, но те погружались на глубину только до 80 метров. Устройство Даниленко сильно увеличивал шансы советских водолазов. При первом же погружении они достигли глубины 95 м, а затем и 123 метра. Сами не зная, советские подводники установили тогда мировой рекорд погружения.



Участникам исследования казалось, что найти "Черный принц" будет не трудно, ведь он был единственным железным судном погибшим в том урагане. Однако поиски продолжались больше года. После смерти Дзержинского исследования продолжались полтора года.

Известно, что только в 1926 году удалось достать из глубин часть обшивки корабля, на котором была надпись «... ck Prince».

Но ЭПРОН, все же "не зря ел свой хлеб" - со дна бухты были подняты сокровища, которые находились на других затонувших британских кораблях, но золота с "Черного принца" не нашли.

Над сотрудниками ЭПРОН нависла реальная угроза уничтожения, поскольку ОГПУ считало, что за пять лет поиска были безвозвратно потрачены народные деньги.

Но помощь пришла неожиданно. В 1928 году японская фирма «Shinkai Kogioesio Limited» изъявила желание искать "Черный принц". За огромные деньги (70000 руб.) Японская фирма купила лицензию на поиски британского судна. Эта оплата с лихвой покрыла пятилетние расходы ЭПРОН.

Японские кладоискатели владели лучшим в те времена оборудованием и технологиями суднопидйому. Советским специалистам было очень интересно наблюдать за работой судоподъемного и водолазной техники.

Через несколько месяцев после начала работ, японская компания находит металлический корабль, а рядом с ним английский золотой соверен чеканки 1821 года. Считалось, что именно такие деньги были на борту "Черного принца". Вдохновленные успехом, японские специалисты удвоили свои усилия, но удалось найти только еще семь монет. Так что, японский подводный экспедицию по поиску легендарного британского корабля можно считать неудачной.



В то же время, вполне вероятно, что до 1927 года ЭПРОН и ОГПУ уже имели настоящее местонахождение "Принца" и, скорее всего, подводная разведка подтвердила наличие там золота. Но поднять его по техническим причинам не могли, не было необходимого оборудования. Возможно, что японцам чекисты подсунули обломки другого парохода, а когда уникальная техника для водолазных работ осталась в Балаклаве, ЭПРОН воспользовался ею по прямому назначению и в обстановке строжайшей секретности подняли золото.

Что же стало с людьми, искали золото для диктатуры пролетариата?
Владимир Языков, Лев Захаров-Мейер, Евгений Даниленко были сначала награждены, а затем устранены как ненужные и опасные свидетели. В октябре 41-года из московской квартиры Льва Мейера таинственным образом исчез последний довод - рукопись книги "Темно-голубая бездна", в которой, если верить очевидцам, автор подробно описал всю историю епропивських будней.

Также интересно, что Англия чем-то даже не делала попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота его величества. Есть предположение, что бочки с золотом были перегружены в Истамбульскому порта на какой-то другой корабль, и после этого "Принц" ушел в Балаклаву.

Какие же выводы этой истории: рукописи нет, живых свидетелей нет, архивных документов нету. Тайну "Принца" и его несметных сокровищ, скрытых в трюмах, можно считать неразгаданной.

Видимо, поэтому в любой сезон в прибрежных водах, если смотреть на море с горы Кастрон, можно насчитать с десяток лодок и катеров, из которых ныряют водолазы и погружаются в темно-синюю глубину.


«Черный принц» – это корабль Британских морских сил. Он был направлен к берегам Черного моря во время Крымской войны. По словам историков, на его борту перевозилось большое количество золота, предназначавшегося для выплаты жалованья английским солдатам и на прочие нужды. В 1854 году после шторма, обрушившегося на Балаклавскую бухту (туда, где пришвартовалось и упомянутое судно), на ушло ушло с десяток кораблей, в том числе и «Черный принц».

Кстати говоря, название судна было просто «Принц». Прилагательное «черный» к нему добавили потом. Причин тому было несколько, каждая версия будет правильной. Это могли быть моряки Британии, которые так и не получили своих денег, могли быть и аквалангисты, ряды которых поредели из-за гибели части из них в ходе поисков богатств на дне Черного моря.

Желающих отыскать корабль-призрак было много. Организовывались целые экспедиции, спонсируемые разными странами, в том числе и Советским Союзом. С течением времени все отличительные знаки суден теряются под водой, поэтому точно ответить на вопрос, что за корабль был найден, ответить сложно. После длительныхисследовательских работ сведения об их результатах были засекречены службами КГБ. Поговаривают, всех участников экспедиции разослали по разным уголкам страны. Почему, никому не известно.

Окутанный тайнами пропавший более полутора веков назад корабль «Черный принц» манит к себе до сих пор как любителей, так и профессионалов. Возможно, Черное море не спешит расставаться со своими секретами?!

В ноябре 1854 года корабли союзников под командованием адмирала Лайонса стояли у входа в Балаклавскую бухту . Среди них был и винтовой пароход «Принц».На нем из Англии привезли более сорока тысяч комплектов теплой одежды, медикаменты, продукты, боеприпасы и оборудование для подрыва затопленных кораблей на севастопольском рейде. Места в гавани не нашлось, и его оставили стоять на якоре на внешнем рейде- крайне опасном, когда ветер дует с моря.

К тому времени под Балаклавой стояло пять боевых кораблей, четыре военных парохода и множество транспортных судов. Около 30 кораблей находились в гавани.

14 ноября 1854 года началась сильнейшая буря. Скорость ветра достигала 37 метров в секунду. Лагерь англичан буквально сдувало ветром. В воздухе кружились одеяла, фуражки, шинели, сюртуки и даже столы и стулья. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина летели по долине по направлению к Севастополю.

Бочки с ромом неслись по лагерю, подпрыгивая на камнях. Люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле. Крыша с дома английского главнокомандующего Реглана была сорвана и распластана на земле...

Командующий союзным флотом приказал всем линейным кораблям выйти в море.

Капитан «Принца» Гудель напрасно понадеялся на мощность паровой машины. Если бы пароход ушел в открытое море, то у него был бы шанс спастись, а у самого берега он был обречен. Судно сорвало с якоря и понесло на скалы. Капитан приказал рубить мачты. Срубленная бизань-мачта упала за борт, такелаж намотало на винты. Мичман и шестеро матросов бросились в бушующее море, и им чудом удалось спастись. «Принц» кормой врезался в прибрежные скалы и начал тонуть.

Всего в этот день союзники потеряли 60 кораблей, 11 из них в районе Балаклавы.

Стоимость «Принца» оценивали не менее чем в 600-700 тысяч фунтов стерлингов, или около 13 милионов рублей серебром. Людская молва переименовала пароход и дала ему название «Черный принц».

После его гибели появились слухи, что на его борту находилось золото- жалование английских военных. Называли и «точные данные» - тридцать бочонков золота в английской и турецкой валюте на сумму в два миллиона рублей, затем в пять миллионов и даже в десять. А.И.Куприн в «Листригонах» утверждал, что старикам в Балаклаве цифра известна абсолютно точно: «Шестьдесят миллионов рублей звонким английским золотом!»

Блеск золота не давал покоя. Старожилы Балаклавы предполагали, что он затонул слева от входа в бухту, метрах в 50-ти от белых скал, на глубине около 100 метров.

Первыми в 1905 году на поиски золота взялась итальянская компания «Рестуччи». Но они не нашли не только золота, но даже корабля.

Осенью 1923 года энтузиаст подводного дела В.С.Языков, с 1908г. занимавшийся поисками золота явился к Ф.Э.Дзержинскому с предложением, от которого трудно было отказаться. 17 декабря 1923 года приказом по ОГПУ № 528 была сформирована Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Летом 1925 года удалось обнаружить ряд предметов с легендарного парохода. Стало очевидно, что пароход раздавлен глыбами скал, обрушенных морем. Добраться до него было крайне сложно. К этому времени дополнительное изучение документов не подтвердило наличие на нем золота.

Последней, кто сделал попытку поднять пароход, оказалась японская фирма «Синкай Когисеио Лтд». Японцы обязались возместить государству средства, потраченные ранее на поиски «Принца» (около 70 000 рублей золотом), поделить пополам добытое золото, оставить ЭПРОНу оборудование, используемое при работах, и глубоководную водолазную маску, самую совершенную в то время. Однако их работы не увенчались успехом. Потратив 300 000 рублей, фирма прекратила работу. Всего было найдено «…семь золотых монет».

На этом поиск сокровищ «Черного принца» прекратился. Но осталась созданная Дзержинским организация – ЭПРОН – на тот момент крупнейший в стране центр морской поисково-спасательной службы. В 1931 году ЭПРОН был переименован в Аварийно-спасательную службу. Главной работой водолазов был подъем судов.

На Черном море эпроновцы подняли девять подводных лодок, затопленных в 1919году во время интервенции. С 1925 по1940 годы были подняты эсминцы «Калиакрия», »Сметливый», «Стремительный», «Лейтенант Шестаков», «Гаджибей», а также четыре башни линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 году в Севастопольской бухте (вес каждой из них 850 тонн). Во время войны водолазы доставали со дна новейшие немецкие морские мины с несколькими степенями защиты. В послевоенные годы сотрудники занимаются спасательными операциями: в 1955 они спасали моряков флагмана Черноморского флота-линкора «Новороссийск», подорванного на том же месте,где в 1916 затонул линкор «Императрица Мария; в августе 1957 года водолазы трое суток боролись за жизнь экипажа подводной лодки м-351, затонувшей на рейде Балаклавы и вышли победителями.

31 августа1986года вблизи Новороссийска столкнулся и затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Специалисты аварийно-спасательной службы несколько дней спасали жизни его пассажиров…

Таким образом, можно смело утверждать, что Балаклава является «колыбелью» водолазного дела страны Советов.

Что такое ЭПРОН? Задайте сейчас кому-нибудь такой вопрос — и вряд ли получите вразумительный ответ. А в 1930-х эта звучная аббревиатура была у всех на слуху: об ЭПРОН — Экспедиции подводных работ особого назначения — писали статьи и книги, снимали фильмы. Появление этой романтической организации (окончательно официальный статус она получила в декабре 1923-го) было связано с Черным морем и кораблями, затонувшими у крымских берегов.


Если быть точными, то поначалу речь шла не обо всех кораблях, а об одном-единственном легендарном судне — британском фрегате «Черный принц». Во время он затонул под Балаклавой вместе с другими кораблями соединенной эскадры, разбитыми о прибрежные скалы во время небывалого по силе урагана. С тех пор «Черный принц» не давал покоя искателям морских кладов: считалось, что, помимо продовольствия и обмундирования, он вез не то 200, а не то и вовсе 500 тысяч фунтов стерлингов золотом. И ушел на дно вместе с этим драгоценным грузом. Золотые монеты якобы были насыпаны в бочки, почему и должны были бы в целости и сохранности покоиться где-то на дне Балаклавской бухты, дожидаясь того счастливчика, который их найдет. А искали многие, не только российские подданные, но и французы, норвежцы, американцы. Больше всех повезло итальянским водолазам, исследовавшим дно бухты в начале XX века. Инженер Джузеппе Рестуччи привез с собой специальный глубоководный скафандр собственной конструкции — толстостенный медный ящик с тремя иллюминаторами и отверстиями для рук, опускавшийся вниз на прочном стальном тросе. С его помощью итальянцы обнаружили разбитый корпус корабля. Затонувшее судно было тщательно исследовано. Среди трофеев оказались подзорная труба, винтовка, ящик с пулями. А вот золота найти не удалось. Итальянцы еще несколько раз приезжали в Балаклаву, но успеха так и не добились. Первая мировая война и революция надолго приостановили охоту за сокровищами «Черного принца». Но в начале 20-х об этом заговорили вновь.

В 1923-м году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Языков, одержимый энтузиаст-кладоискатель, еще с 1908 года безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъему «Черного принца». В Москве со своей идеей он сначала обратился в Реввоенсовет и к командующему Военно-морскими силами. Но ни там, ни там предложением севастопольского инженера не заинтересовались. И тогда он отправился в ОГПУ, к начальнику особого отдела Генриху Ягоде. Рассказ Языкова о золотых монетах на дне Балаклавской бухты показался Ягоде убедительным — и работа закипела.

Был отдан приказ о создании ЭПРОН и утверждении ее первого штата: на должность начальника ЭПРОН назначили Языкова, комиссаром (руководителем от ОГПУ) стал Лев Захаров-Мейер. Также в первоначальный состав ЭПРОН вошли несколько инженеров, водолазный специалист, врач, командир катера и бухгалтер. Главной задачей этой немногочисленной команды была организация «наилучших условий работы для экспедиции за золотом».

Прежде всего необходимо было построить аппарат (или, как его тогда называли, снаряд) для спуска на большую глубину. Проект снаряда разработал вошедший в состав ЭПРОН инженер Даниленко. Придуманное им устройство могло погружаться довольно глубоко, было рассчитано на трех человек, снабжено телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. Корпус снаряда был сделан из стали и весил более 10 тонн.

К началу лета 1923-го снаряд был готов, до конца лета команда ЭПРОН занималась поисками точного местонахождения «Черного принца» в Балаклавской бухте: работали военные тральщики, дно обследовалось металлоискателями, гидроплан и аэростат проводили фотосъемку грунта.


Перед спуском на снаряде Даниленко. 1923 г.
В сентябре снаряд Даниленко, в котором находились сам конструктор и инженер, впервые опустился на дно. Затем состоялось еще два спуска — на 95 и 123 м. На тот момент это были мировые рекорды погружения! Начались регулярные морские работы — метр за метром, день за днем, месяц за месяцем эпроновцы обследовали дно Балаклавской бухты. Поиски продолжались более года, удалось обнаружить части корабля, разбросанные на морском дне, их очистили от грунта и ила, осмотрели буквально по сантиметру — но ни одной золотой монеты так и не было найдено. Руководство ОГПУ поняло, что дальнейшие поиски золота бесполезны, и в декабре 1924 года всякие работы в этом направлении было решено прекратить. За это время члены ЭПРОН обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков, якорей и в дальнейшем продолжили заниматься поиском и подъемом затонувших судов.


Что же касается золота «Черного принца», то эта загадка до сих пор не разрешена. По одной из существующих версий, его не смогли найти по очень простой причине: в далеком 1854-м «Черный принц» вез в Балаклаву все что угодно, но только не золото, и все рассказы о его драгоценном грузе — не более чем вымысел...

Между прочим

Знаменитый корабль на самом деле назывался просто Prince («Принц»). «Черным принцем» его окрестили журналисты — видимо за то, что многие разорились на поисках его мифического золота, не один человек погиб. Под именем «Черный принц» фрегат и вошел в историю.

Татьяна Шевченко, «

Просмотров