Заповедники и национальные парки россии и мира. учитель мкоу «сош2» г.нефтекумска ставропольского края маркина ирина ивановна

1. Отметь в квадратиках знаком «-» отрицательное воздействие человека на природу, а знаком «+» положительное воздействие.

Расскажи, используя схему, о воздействии человека на природу.

2. Узнай исчезнувших животных по рисункам в Приложении. Вырежи рисунки и наклей их на эту страницу. Подпиши.


Можешь ли ты от имени людей попросить прощения у этих животных? Напиши.

Прошу прощения за всех людей, истребивших виды этих чудесных животных.

3. Сравни два описания. О каких особо охраняемых территориях идёт речь? Укажи стрелками.


4. Из дополнительной литературы, Интернета узнай, какие заповедники и национальные парки есть в нашей стране. Напиши 2-3 названия в каждом пункте.

а) Заповедники: Шайтан-Тау, Баргузинский заповедник, Приокско-Террасный.
б) Национальные парки: Сочинский, Лосиный Остров, Земля леопарда


5. Мама Серёжи и Нади побывала в научной экспедиции в одном из заповедников. Вот какое задание она приготовила для вас.

Недалеко от Москвы есть замечательное место - Приокско-Террасный заповедник. Разгадав кроссворд, вы узнаете, какие растения и животные там встречаются.


6. Прочитай обращение Серёжи и Нади ко всем мальчикам и девочкам.

Дорогие друзья!

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

Можешь ли ты присоединиться к этому обращению? Если да, попробуй те же мысли выразить в рисунке.


Посмотри, что нарисовали твои одноклассники. Вместе обсудите, как вы можете помочь природе.

7. Узнай у взрослых и запиши, какие заповедники, национальные парки есть в вашем крае.

Национальный парк "Тогул" и Алтайский заповедник.
(Алтайский край)

Страница 2 из 26

КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, стр. 6-11

1. Какие способы изучения окружающего мира используют эти ученики?

Определение природных объектов, наблюдение, опыт, моделирование, измерение.

2. Практическая работа "Наблюдение"

Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

1. Цель наблюдения: узнать, какой корм рыбы любят больше: сухой или живой.

2. План проведения наблюдения: бросить в аквариум одновременно сухой и живой корм, понаблюдать за рыбками, какой корм они съедят первым.

3. Результаты наблюдения: Мы увидели, что рыбы сначала съели живой корм. Они проявили к нему большой интерес.

4 Выводы: Рыбы любят живой корм больше, чем сухой.

3. Практическая работа "Опыт"

Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

1. Цель опыта: узнать, какие предметы на кухне сделаны из железа.

2. План проведения опыта: приложить магнит к предметам, пронаблюдать, прилипнет ли он к ним.

3. Результаты опыта: магнит прилип к нескольким предметам.

4 Выводы: при помощи магнита мы узнали, что на кухне есть железные предметы: холодильник, батарея ложки, ножи, вилки, раковина.

С. 28 Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее С какими памятниками истории и культуры вы знакомы.

Ответ. «Дерево сильно корнями», - утверждает пословица. Наши корни - это наше прошлое, история и национальная культура. Без них дерево не может жить, они держат его в почве и питают.

Настоящее это то, в чем мы живем сегодня. Или – это ствол, ветви, листья, цветы. Будущее – это те плоды, которые мы получим через какое-то время.

Один из главных памятников нашей страны - Моско́вский Кремль - крепость в центре Москвы и древнейшая её часть.

Расположен на высоком левом берегу Москвы-реки - Боровицком холме, при впадении в неё реки Неглинной. В плане Кремль - неправильный треугольник площадью 27,5 гектара (га). Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная - к Александровскому саду, восточная - к Красной площади.

С.30 Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка, используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиотека, былина. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Ответ. Мир – это постоянное развитие человеческого общества. В нем сплелись прошлое, настоящее и будущее. История – это то, что было в прошлом. Не зная прошлого нельзя жить в настоящем и строить планы на будущее. История - это наука, которая изучает прошлое.

В далеком прошлом наши предки научились разным ремеслам, строительству, искусствам и созданию книг, благодаря чему мы можем изучать историю. Самой крупной библиотекой считалась Александрийская, там хранились былины и множество других исторических сведений, а так же сведения различных наук. В настоящие время в нашем мире очень много памятников культуры и музеев. Скульпторы памятников, создатели музеев являются патриотами своей Родины.

С. 34. Обсудим!

1. Что вы хотели бы узнать, изучая историю.

Ответ. Я хотел бы узнать историю происхождения человека, основные достижения науки, культуры, взаимоотношений людей разных национальностей. Я хотел бы познакомиться с памятниками старины, биографиями великих людей. И еще я хотел бы знать историю нашего государства - от ее зарождения до сегодняшнего дня.

2. Какие исторические источники расскажут о нашем времени?

Ответ. Исторические источники: документы, фотографии, фильмы, карты памяти, одежда, произведения искусства. К историческим источникам относятся воспоминания людей, мемуары, рассказы. Также историю можно изучать при помощи старинных газет, журналов и пр.

3. Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?

Ответ. Авиаразведка поможет археологам находить старинные объекты, так как поверхность земли часто повторяет контуры того, что находится под землей.

4. Какие науки помогают археологам в их работе?

Ответ. Главные науки помощницы – география и история. Кроме того, возраст находок помогают установить физика и химия. Биология помогает установить возраст ископаемых останков растений и животных, живших в то время.

5. Сохранились ли в твоем доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы.

Ответ. Дома у нас сохранились старинные лапти, которые сплел наш прапрадед. Они, по мнению бабушки и дедушки, помогут лучше узнать о культуре наших предков. Они очень красивые и очень аккуратно сделаны.

С. 35. Проверь себя

1.Что изучает история?

Ответ. История - наука, которая изучает прошлое, это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс и сделать выводы о причинах событий.

2. Что такое исторический источник?

Ответ. Исторический источник - это всё, что может рассказать нам о прошлом.

3. Приведи примеры исторических источников.

Ответ. Книги, одежда, предметы быта, деньги.

4. Что такое археология?

Ответ. Археология - наука, которая изучает прошлое по наёденным древним предметам и сооружениям.

5. Почему археологию называют помощницей истории?

Ответ. Археология помогает воссоздавать предметы быта, украшения, здания даже тех времён, о которых не сохранились письменные свидетельства.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.

Ответ. История - это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс и сделать выводы о причинах событий.

Историк – человек, изучающий историю.

Исторический источник - любой материал прошлого, из которого историки могут получить фактический материал для изучения.

Архив – хранилище исторических документов.

Летопись – записи о событиях своего времени.

Археология – наука, изучающая древние предметы, сооружения.

Археолог – ученый, занимающийся археологией.

2. Вспомни или узнай у взрослых, какие исторические музеи есть в твоем городе. Побывай на одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего.

Ответ. Челябинский краеведческий музей – самый интересный и современный на Южном Урале (а может быть и на всем Урале). Эта самая настоящая историко-культурная сокровищница, которая мало кого оставляет равнодушным.

Обычно музеи располагаются в старинных, исторически значимых, но, как правило, небольших зданиях. В Челябинске же музей находится в современном, красивом и просторном здании. По нему можно ходить часами, рассматривая огромное количество интереснейших, зачастую уникальных экспонатов. Всего в фондах музея более 250 тысяч экспонатов.

Датой создания Челябинского областного краеведческого музея считается 1 июля 1923 года. В этот день он впервые открыл свои двери для посетителей. При этом формирование коллекции началось еще в 1918 году. Созданию музея мы обязаны краеведу И.Г. Горохову. Он же стал первым директором краеведческого музея, отдав ему более 40 лет жизни.

Первое время музей размещался в бывшем купеческом особняке, затем переехал в здание бывшей Свято-Троицкой церкви.

В новое, специально выстроенное для него здание, музей переехал в апреле 2006 года. Это здание считается одним из самых красивых в Челябинске, стало одной из его визитных карточек. Гордиться действительно есть чем. Огромные площади, современное оборудование, соответствие требованиям всех ведущих музеев России. Не говоря уже о самих экспонатах.

Здание музея стоит на набережной реки Миасс. Как считается, именно с этого места началась вся история Челябинска. Именно здесь была построена крепость, с которой начался город. Случилось это в 1736 году. Так что не случайно здание музея напоминает по форме крепость.

Вспомни какие исторические события ты знаешь. Когда и где они происходили.

Ответ. 1812 г. – начало первой Отечественной войны; 1917 г. - Великая Октябрьская социалистическая революция, 1941 г. – начало Великой отечественной войны, 1945 г. – победа в Великой Отечественной войне, 1961 г. – полет первого человека в космос.

Зачем нужны заповедники и национальные парки? 1. Заповедники и национальные парки сохраняют живую природу, спасают от вымирания разнообразие видов, сохраняют природное наследие страны и всего мира. 2. В заповедниках и национальных парках охраняются участки, имеющие большого значение для сохранения культурного наследия. 3. Охранный режим заповедников и национальных парков обеспечивает чистоту воды, свежий воздух и сберегают иные жизненно необходимые ресурсы. 4. Природа заповедников и национальных парков является хранилищем естественного генетического материала (видовое биологическое разнообразие). 5. Сохранение здоровой среды для жизни людей. 6. Заповедники и национальные парки вносят существенный вклад в развитие науки, экологическое просвещение населения, в развитие гражданского общества. 7. Биосферные модели, создаваемые на базе заповедников и национальных парков, демонстрируют возможность развития человечества в гармонии с природой. 8. Привлечение средств для экономики районов, прилегающих к заповедникам и национальным паркам, в первую очередь, развитие экологического туризма, экологических троп и маршрутов, а также инициация программ, сочетающих интересы общества и природы. 9. Территория заповедников и национальных парков - места, где люди могут приобщиться к ценностям первозданной природы, духовным ценностям своей нации и всего человечества. 10. Сети заповедников и национальных парков и система образования – эффективное партнерство для формирования экологической культуры общества.


Сколько существует национальных парков и заповедников? В настоящее время в мире существует более тысячи национальных парков и десятки тысяч охраняемых территорий. По приблизительным оценкам их около 70000, и занимают они примерно 10% всей суши. В России существуют 101 заповедник и 43 национальных парка, которые вместе занимают площадь кв.км(около 2% площади Российской Федерации).




Первые национальные парки Первые государственные заповедники, охранявшие природные общества, появились еще в XVI веке. Однако первый национальный парк был открыт только в конце 19-го века, в США. Этой действительно высокой чести удостоилось уникальное Йеллоустонское плато, богатое гейзерами и горячими минеральными источниками, где в 1872 году был открыт Йеллоустонский национальный парк.В переводе с английского языка означает жёлтый камень. В начале национальные парки были созданы как место для наслаждения. В них человек мог укреплять своё тело, освежать свой ум и лечить душу. В 1916 году в США была создана Служба национальных парков. Такие национальные парки США как Гранд-Каньон, Джаспер, Олимпик и другие в настоящее время хорошо известны за пределами Северной Америки.


Первый национальный парк в СССР Лахемаа был основан в 1971 году в Эстонской ССР. В дальнейшем список охраняемых территорий расширился. В следующие годы статус национальных парков получили: Сочинский национальный парк, Лосиный Остров (1983); «Самарская Лука» (1984); «Марий Чодра» (1985); Прибайкальский национальный парк, Забайкальский национальный парк, «Приэльбрусье», «Башкирия» (1986). Последними были внесены в список: в январе 2008 года «Бузулукский бор», в июне 2009 года «Русская Арктика», в январе 2013 «Берингия», в марте 2013 года «Онежское Поморье». Согласно законам РФ национальные парки являются одним из типов особо охраняемых природных территорий (ООПТ).


Первый заповедник на территории России Баргузинский заповедник был основан 11 января 1917 года на территории Бурятии. В дальнейшем список охраняемых территорий расширился. Старейшими заповедниками, помимо Баргузинского, являются Астраханский (1919), Ильменский (1920) и Кавказский (1924). Последними были внесены в список заповедники «Эрзи» (2000), «Кологривский лес» (2006) и Утриш (2010). В соответствии с планом мероприятий по реализации «Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» в годах планируется создать 11 новых заповедников, из них 2 (Ингерманландский иШайтан-Тау) в 2012 году. Суммарная площадь территории заповедников в России составляет более 340 тыс. км², что сопоставимо с территорией Финляндии. Крупнейшими из российских заповедников являются Большой Арктический (более 41 тыс. км²),Командорский (более 36 тыс. км²) и Остров Врангеля (более 22 тыс. км²). Самыми небольшими заповедниками в России являются Белогорье (более 21 км²) и Приокско-Террасный и Галичья Гора (оба менее 50 км²). Больше всего заповедников находится на территории Красноярского (7), Приморского (6) и Хабаровского (6) краёв.


Сочинский национальный парк был создан в 1983 году и стал одним из первых национальных парков России. На огромной территории в горах, размеры которой достигают 190 тысяч гектаров, была прекращена любая производственная деятельность. Эта земля была передана гражданам России для оздоровительных и туристских целей. Сочинский национальный парк расположен на юге Краснодарского края, к северу от Сочи, в предгорьях Большого Кавказа. Большую часть территории парка занимают горы, расчлененные речными долинами. Предгорная зона занимает узкую полоску вдоль Черного моря.


По территории Сочинского национального парка протекают около 40 рек и ручьев Черноморского бассейна. Длина их невелика, лишь такие реки, как Мзымта, Псоу и Шахе имеют в длину более 50 километров. На реках и ручьях имеется большое количество водопадов и каньонов. Водопады в основном размещены в верховьях рек, 103 водопада с высотой порога от 2 до 73 метров доступны для посещения.


Сама территория парка уникальна, поскольку нигде в России так близко не соседствуют субтропики и высокогорье. Именно поэтому горному Черноморью свойственен самый сложный на территории нашей страны спектр высотных зон – от горных широколиственных лесов подножий через горные буковые и хвойные леса к субальпийским ландшафтам и высокогорьям с обнаженными скалами и снегами. Территория Сочинского национального парка отнесена к Колхидской лесорастительной провинции с очень богатым и разнообразным растительным миром.


В Сочинском национальном парке встречается около 1500 видов аборигенных высших растений, из которых 164 вида отнесены к деревьям, кустарникам, полукустарникам и лианам, а все остальные – к травянистым растениям. Велико количество реликтовых пород и эндемиков. В Красную книгу Международного союза охраны природы внесен тис ягодный, который часто встречается в Сочинском национальном парке. А в Красную книгу России занесен 51 вид растений, в том числе тис ягодный, сосна пицундская, 2 вида подснежников, 3 вида пальцеголовиков, 3 вида офрисов, 9 видов трышников, самшит колхидский, лилия кавказская, лион кавказский и другие.


Животный мир Сочинского национального парка насчитывает около 80 видов млекопитающих, около 120 видов птиц, 17 видов пресмыкающихся, 9 видов земноводных, 21 вид рыб. В Красную книгу Международного союза охраны природы внесены 15 видов животных, в том числе леопард, коростель, перепел, гадюка кавказская, колхидский уж, колхидская жаба и другие. Из числа тех видов животных, которые занесены в Красную книгу России, на территории парка встречаются 10 видов млекопитающих, 9 видов птиц, 4 вида рептилий, 5 видов амфибий, 3 вида кольчатых червей, из рыб – кумжа и украинская минога.


На территории Сочинского национального парка находится 114 памятников истории и культуры – это стоянки древних людей, поселения, дольменные сооружения, колодцеобразные гробницы, остатки крепостей, храмов, курганные могильники, жертвенный камень, обелиски и военные памятники.


Идея создания национального парка появилась еще в 1909 году. В 1934 году Лосиный Остров включён в 50-километровый «зеленый пояс» вокруг Москвы. Больша́я часть лесного массива была срублена во время Великой Отечественной войны. В 1979 году объединённым решением Московского городского и областного Советов народных депутатов Лосиный Остров был преобразован в природный парк, а 24 августа 1983 года решением Совета Министров РСФСР был образован национальный парк.


Приэльбрусье сегодня - один из самых значительных горных памятников природы Кавказа. Это район уникального ландшафта, где горы стали колыбелью и пристанищем многих видов растений и животных, и сохранить его - неотъемлемая задача государства. С этой целью 22 сентября 1986 года здесь был создан Национальный парк «Приэльбрусье».


Парк расположен в среднегорной и высокогорной зонах Бокового и Главного хребтов Центрального Кавказа, на территориях двух административных районов КБР - Эльбрусского и Зольского. Его общая площадь - более ста тысяч гектаров. 62 процента ее приходится на труднодоступный рельеф: скалы, ледники, снежные поля.


Что же касается растительного и животного мира, то он тоже имеет свои особенности. Гора Эльбрус, вершины которой покрыты сплошной фирновой (плотный зернистый снег) и ледяной шапками, служит могучим холодильником, иссушающим окрестности. Поэтому в Приэльбрусье не растут ель и пихта, любящие влагу, а преобладают сосна, береза, осина и некоторые другие лиственные виды растений. Основной тип растительного покрова - луга. А склоны гор покрыты темно-зеленым ковром рододендронов, розовые и белые цветы которых распускаются каждое лето.


Баргузи́нский запове́дник заповедник в Бурятии, расположенный на западных склонах Баргузинского хребта на высотах до 2840 м над у. м., включает северо-восточное побережье озера Байкал и часть акватории самого озера. Заповедник и хребет названы по реке Баргузин.


Заповедник создан в 1916 году для сохранения и увеличения численности баргузинского соболя (Martes zibellina). На момент основания на всей территории нынешнего заповедника насчитывалось всего около особей соболя, в настоящее время 1-2 особи на 1 км²кедровника. Исторический центр посёлок Давша, с 1999 управление находится в посёлке Нижнеангарск.


В заповеднике сохраняются все природные комплексы. В Баргузинском заповеднике обитают лось, кабарга, заяц-беляк, бурый медведь, бурозубка, чёрношапочный сурок, всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок и другие виды рыб. C 1986-го года входит в число биосферных резерватов ЮНЕСКО.


Астраханский биосферный заповедник состоит из трех участков - Дамчикского, Трехизбинского и Обжоровского. Их территория расположена в границах Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области. Общая площадь заповедника га. Морская акватория га. Охранная зона – га.


Заповедник основан в 1919 году. В 1975 году вошел в состав объектов водно- болотного угодья «Дельта реки Волги», имеющих международное значение как местообитания водоплавающих птиц по Рамсарской Конвенции 1971 года. В 1984 году включен во всемирную сеть биосферных резерватов Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».


Кавказский государственный природный биосферный заповедник расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа в координатах ° северной широты и ° восточной долготы. Собственно заповедником эта территория объявлена 12 мая 1924 года, но история сохранения уникального природного комплекса началась значительно раньше, с момента организации в 1888 году Великокняжеской "Кубанской охоты".


Являясь крупнейшей охраняемой территорией Кавказского перешейка и вторым по величине в Европе, заповедник занимает земли Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики РФ, вплотную примыкает к государственной границе с Абхазией. В отрыве от основной территории, в Хостинском районе Сочи, расположен субтропический Хостинский отдел заповедника - всемирно известная тисо-самшитовая роща, площадью 302 га. Общая площадь заповедника га. Он окружен охранной зоной, многочисленными заказниками и памятниками природы, а к его южной границе примыкает Сочинский национальный парк.


Кавказский заповедник - богатейшая сокровищница биоразнообразия, не имеющая аналогов в России. Он имеет международное эталонное значение, как участок нетронутой природы, сохранивший первозданные ландшафты с уникальными флорой и фауной. Не случайно в 1979 году заповеднику вручён Сертификат о внесении в список Всемирного Природного наследия. Заповедник получил статус биосферного и вошел в Международную сеть биосферных резерватов, а в декабре 1999 года был включен в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.


Заповедник СИХОТЭ - АЛИНСКИЙ (Россия) Первоначальная цель создания заповедника - сохранение и восстановление почти истребленного в то время соболя. У истоков создания стоял известный исследователь края В. К. Арсеньев. Сейчас на территории заповедника произрастают более 1100 видов растений, в том числе 38 редких и исчезающих видов (тис остроконечный, заманиха высокая, рододендрон Фори, башмачок настоящий). Здесь обитает 63 вида наземных млекопитающих, среди них краснокнижные виды: амурский тигр (21-29 особей), горал (около 150 особей), пятнистый олень (особей), гималайский медведь. Зарегистрированы 342 вида птиц, 8 видов рептилий, 5 видов амфибий, 32 вида пресноводных рыб. Огромное значение имеет сохранение фауны и флоры на двух участках морской акватории.


СИХОТЭ-АЛИНСКИЙ государственный природный биосферный заповедник (площадь территории га, площадь морской акватории 2.9 тыс. га) расположен в северной части Приморского края (Тернейский и Красноармейский районы) и включает восточный склон хребта Сихотэ-Алинь от его водораздела (наибольшая высота в пределах заповедника 1598 м над уровнем моря) до побережья (включая прибрежную полосу моря шириной 1км), а также часть западного склона хребта. Заповедник включает части трех ландшафтных округов: Тернейского(кедрово-широколиственные леса), Самаргино-Дальнегорского (в подзоне широколиственно-хвойных лесов) и Средне-Сихотэ-Алинского (пихтово-елочные леса) в таежной подзоне.

1. Отметь в квадратиках знаком «-» отрицательное воздействие человека на природу, а знаком «+» положительное воздействие.

Расскажи, используя схему, о воздействии человека на природу.

2. Узнай исчезнувших животных по рисункам в Приложении. Вырежи рисунки и наклей их на эту страницу. Подпиши.


Можешь ли ты от имени людей попросить прощения у этих животных? Напиши.

Прошу прощения за всех людей, истребивших виды этих чудесных животных.

3. Сравни два описания. О каких особо охраняемых территориях идёт речь? Укажи стрелками.


4. Из дополнительной литературы, Интернета узнай, какие заповедники и национальные парки есть в нашей стране. Напиши 2-3 названия в каждом пункте.

а) Заповедники: Шайтан-Тау, Баргузинский заповедник, Приокско-Террасный.
б) Национальные парки: Сочинский, Лосиный Остров, Земля леопарда


5. Мама Серёжи и Нади побывала в научной экспедиции в одном из заповедников. Вот какое задание она приготовила для вас.

Недалеко от Москвы есть замечательное место - Приокско-Террасный заповедник. Разгадав кроссворд, вы узнаете, какие растения и животные там встречаются.


6. Прочитай обращение Серёжи и Нади ко всем мальчикам и девочкам.

Дорогие друзья!

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

Можешь ли ты присоединиться к этому обращению? Если да, попробуй те же мысли выразить в рисунке.


Посмотри, что нарисовали твои одноклассники. Вместе обсудите, как вы можете помочь природе.

7. Узнай у взрослых и запиши, какие заповедники, национальные парки есть в вашем крае.

Национальный парк "Тогул" и Алтайский заповедник.
(Алтайский край)

Просмотров