Урок литературы по поэме мцыри. Конспект урока на тему "Мцыри как романтический герой" (8 класс). Опрос домашнего задания
Цель урока:
Образовательная – обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, развить навыки целостного анализа художественного произведения.
Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.
Воспитательная - развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.
Задачи урока:
- Вспомнить основные черты романтизма как художественного метода.
- Определить роль изобразительно-выразительных средств в поэме.
- Проанализировать поэму с точки зрения романтизма.
- Сделать вывод о том, что поэма Лермонтова – романтическая поэма.
Метод: эвристический.
Приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение наизусть, прослушивание аудиозаписей.
Оборудование: проектор, презентация, аудиозаписи.
Ход урока
(Слайд 1)
Вступительная часть.
Звучит отрывок из симфонической поэмы венгерского композитора-романтика Ференца Листа и отрывок из романтической поэмы М.Ю. Лермонтова:
Глава 3
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
- Мы услышали отрывок из симфонической поэмы Ференца Листа «Прометей» и страстный, взволнованный отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри». Что, по-вашему, их объединяет?
(построение, ритм, пафос)
Почему возможно сопоставить музыкальный и литературный фрагменты?
(оба эти произведения романтические)
Учитель: Наша сегодняшняя задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму.
Итак, тема нашего урока : «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.
Эпиграфом к уроку я взяла строчки из замечательного стихотворения М.Ю. Лермонтова « Парус»:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Говоря о лирике Лермонтова мы уж немного познакомились с понятием романтизма. Какие виды искусства, с вашей точки зрения, воплощают идеи романтизма в высшей степени?
(музыка и живопись)
(Слайд 3)
Прослушайте «гимн» романтизма – «Революционный этюд» Фредерика Шопена. И, проникаясь романтическими звуками, подумайте, какая из трех предложенных картин могла бы стать гимном романтизма в живописи?
(Слайд 4)
Ответы учащихся
(Слайд 5)
Учитель: Конечно, поскольку главной предпосылкой развития романтизма на рубеже 18-19 вв. стали события Великой Французской революции, знаменем романтизма в живописи стала картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Вот она перед вами.
Какие идеалы романтизма она воплощает? Каковы вообще идеалы романтизма?
(безграничная свобода, желание ощутить себя личностью – исключительным человеком сильных страстей и высоких устремлений) (Слайд 6)
Основная часть.
Учитель: Прославление такого исключительного человека, его сильной бунтарской личности, культ человеческих чувств, культ свободы – удел искусства слова, т.е. литературы.
«Мцыри» - последняя романтическая поэма М.Ю. Лермонтова, а значит её композиция, стилистика, язык, идея, связанная с образом главного героя, должны помочь нам раскрыть понятие романтизма как ведущего художественного метода.
Что вы можете сказать о названии?
(Мцыри – на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника»)
Слайд 7
Каково было первоначальное название?
(«Бэри». Бэри – по-грузински монах)
Почему Лермонтов отказался от первоначального названия?
(«Мцыри» - в переводе с грузинского ещё и пришелец, чужеземец, одинокий человек – в самом названии слышится одиночество героя, его отверженность, а значит и конфликт героя с миром.)
Вывод 1: Название можно отнести к чертам романтизма. (запишите в тетрадь)
Когда разворачивается действие поэмы?
(неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)
1 глава
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой - и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
А где разворачивается действие?
(на Кавказе, среди вольной, мощной природы)
Просмотр видеофильма о Кавказе и чтение:
Вспомним что означает слово «романтизм» в переводе с французского? Почему же местом действия стал именно Кавказ?
(с фр. Романтизм – странное, живописное, фантастическое.)
Кавказ - это экзотика для русского человека, для русского глаза, для русского сознания: горы, море, небо, необычные цвета, диковинные растения.
6 глава
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ…
Слайд 8
Вывод 2: Время и место действия (позже, в старшей школе, вы узнаете, что в литературоведении, благодаря Бахтину, время и пространство литературного произведения называются таким литературоведческим термином, как хронотоп), приобретая сказочную, фантастическую форму воплощают черты романтизма. (пометили)
(Слайд 9)
Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажным зарисовкам?
(- природа не просто фон: личность Мцыри, его характер отображаются в том, какие картины его поражают;
Мощная природа Кавказа родственна душе героя; сродни стихийным силам природы и душа героя)
Выразительное чтение поэмы:
6 глава
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
………………………………………
10 глава
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Подобился. Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою...
………………………………………….
11 глава
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Вывод 3: Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный. Как сказал Белинский, «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта». (пометили)
(Слайд 10)
А какими средствами выразительности достигается такая сказочная, экзотичная, романтическая картина?
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения – примеры художественных средств из текста поэмы)
Вывод 4 : Речь героя поэтична, возвышенна, насыщенна многочисленными изобразительно-выразительными средствами. Т.е. поэтический язык Лермонтова тоже романтизирован – он выражает пылкую, вольнолюбивую, одухотворенную натуру героя. (пометили)
Но природа же, несмотря на пылкое желание Мцыри слиться с родным его душе миром, остаётся также чужда герою: по словам Юрия Манна, незаметно меняя свой облик, природа превращается из друга во врага. Когда? Докажите. О чём это свидетельствует?
(об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой)
14 – 15 главы
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.
Моя кружилась голова;
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой...
В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой?
(со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)
(Слайд 11)
Вывод 5: Противостояние героя со всем миром, враждебным ему, выражает романтический конфликт в поэме. (пометили)
Какой приём использует Лермонтов, изображая конфликт в поэме?
(антитеза, противопоставление)
Слайд 12
Что чему противопоставляется?
(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)
Вывод 6 : Не можем не отметить романтическое «двоемирие», символически воплощающее классическое для романтизма противопоставление «тюрьмы» и «свободы». (пометили)
(Слайд 13)
Ну и наконец самое главное – герой поэмы безымянный послушник Мцыри. Не желая мириться с навязанными порядками, с несвободой, герой решается на…?
(побег; побег – это протест)
Когда убегает Мцыри? Какие качества личности воплощает сцена побега?
(в грозу, гроза помогает раскрыть бунтарскую сущность героя; сцена побега построена на преувеличении – гиперболе, потому что здесь воплощена немыслимая сила исключительной личности)
8 глава
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
Можно ли говорить, что перед нами герой особенный, исключительный? Перечислите черты исключительности героя.
(герой - беглый монах, он мятежная душа, он бунтарь, не желающий мириться с обстоятельствами, он ценит свободу превыше всего)
Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод 7: Мцыри – романтический герой – исключительная личность в исключительных обстоятельствах. (пометили)
Учитель: Исключительные обстоятельства жизни героя, т.е. романтический сюжет, – это предмет уже нашего дальнейшего разговора. А пока давайте ещё раз обратимся к тем чертам романтизма, которые мы отметили в поэме:
Романтическое название
Романтическое время и место
Романтический пейзаж
Романтический язык
Романтический конфликт
Романтическое «двоемирие»
Романтический герой
Вывод.
Можно ли уже сделать вывод, что Мцыри Лермонтова – это романтическая поэма?
А если да, то в чём заключается романтический пафос поэмы?
Какое отношение к жизни утверждает М.Ю Лермонтов?
(Слайд 14)
Попробуйте выполнить небольшую лексическую работу и сделать вывод о том, что же такое лермонтовский романтизм:
Поэт утверждает ……………., …………………. отношение к жизни. Постоянный поиск, …………….., …………… (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной ………………….. , умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.
А вот точка зрения исследователей творчества Лермонтова:
Слайд 15
Поэт утверждает активное, деятельное отношение к жизни. Постоянный поиск, тревоги, борьба (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной свободы, умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.
Почти всё сошлось? Молодцы!
Домашнее задание.
Подумать над двумя вопросами, ответы на которые – материал наших следующих уроков:
- Почему в поэме рассказывается только о трёх днях из жизни героя?
- Где кульминация поэмы и как она помогает раскрыть идеи романтизма?
«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Урок литературы в 8 классе .
Цель
:
Ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.
Метапредметные ценности
: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).
Планируемые результаты
Ученики научатся:
Характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;
Комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;
Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.
Тип урока
:
урок формирования знаний.
Вид урока:
урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности
: фронтальная, групповая.
Оборудование:
текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).
Ход урока
1.Организационный момент
Создание групп, выявление спикеров.
2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).
Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.
3.Операционно- деятельностный этап.
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»
А)
Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун»
придумана профессором Кауро Ишикава.
Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.
Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).
После окончания работы и обсуждения делаем вывод.
-
Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.
Б) Работа с иллюстрациями.
Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?
Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это
кульминация трех «вольных» дней героя.
Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?
Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.
Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими? (См. приложение 3)
Слово учителя:
М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях.
Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?
44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.
Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом, художник показал «мир различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического метода». Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов. И. С. Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным.
В чем причина появления совершенно разных образов героя?
Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.
Мцыри, как отмечали разные исследователи, - это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами;
Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд» - говорится о нем в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: « Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, - два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя».
Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:
- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;
- многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;
-в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
.
Какими романтическими чертами обладает Мцыри?
Предполагаемые ответы.
1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.
Составление синквейна по теме «Мцыри»
Пример.
Мцыри
Свободолюбивый, страстный,
Страдает, мечтает, борется,
Стремится увидеть родину, слиться с природой-
Романтический герой.
5. Домашнее задание : 1. Изучить соответствующий раздел учебника.
2. Письменно ответить на вопрос: «Что
привлекает меня в характере Мцыри?»
3. Перспективное задание – выучить наизусть
Отрывок из поэмы.
Цели:
Образовательные : учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.
Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения
Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.
Воспитывающие : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.
Тип урока : формирование знаний и умений.
Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Тема урока «В чём смысл жизни для Мцыри?»
Тема и идея художественного произведения
Цели:
Образовательные : учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.
Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения
Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.
Воспитывающие : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.
Тип урока : формирование знаний и умений.
Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Слово учителя.
- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.
Слайд 2
Рассказ ученика:
Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.
В чем разница между героем поэмы и героем легенды?(5м)
3. Сообщение темы урока
Слово учителя.
В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».
Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?
В чем смысл жизни для Мцыри?
(Этот проблемный вопрос записан на доске).
И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.
4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.
1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?
Подписи к слайдам:
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» «В чем смысл жизни Мцыри?» Тема и идея художественного произведения
Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вёз. Тот занемог, не перенёс Трудов далёкого пути…
МЦЫРИ, - [груз. mciri - отшельник, аскет]. - послушник монастыря
Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. … Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть не знакомой, но родной. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…
… и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней… Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы…
Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу …
Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы … Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье …
Прощай, отец … дай руку мне … Тут я забылся. Божий свет В глазах угас. Безумный бред Бессилью тела уступил… Так я найден и поднят был …
Тема художественного произведения -то, что кладется в основу, основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Идея художественного произведения – это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой»
Тип урока: Урок анализа
Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.
Образовательные:
Продолжить изучение поэмы « Мцыри»;
дать характеристику Мцыри как романтическому герою;
определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»;
продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.
Развивающие:
развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);
развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.
Воспитательные
Воспитывать интерес к творчеству поэта;
активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.
Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.
Ход урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
|
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
|
Опрос домашнего задания. | 1. Разговор к уроку. -Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке. -Какого писателя мы изучаем? -Кто такой М.Ю.Лермонтов? Что было задано на дом? Учитель: На дом вам было дано задание: найти в тексте поэмы лирические отступления. Кто справился с заданием? Для чего же они нужны? - Дайте определение поэмы . Какова тема произведения? Какова идея произведения? Какова композиция произведения? - Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся) | 1).Найти в тексте поэмы лирические отступления. Для чего же они нужны? ( Лирические отступления, описывающие природу, пейзаж - неотъемлемая часть романтического произведения. 2).Повторить литературоведческие определения. (Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя) Тема
– изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней. Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. |
Конспект урока на тему: «Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)»
31.01.2016 2283 383 Рау Наталья ВасильевнаКласс: 8 «Б»
Предмет: русская литература
Тема: Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Учебно - воспитательные цели:
Образовательная: содействовать формированию умений и навыков анализа поэмы «Мцыри», определения темы, идеи произведения;
Развивающая : способствовать развитию памяти, логического мышленияучащихся.
Воспитательная : продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: нетрадиционный (урок-путешествие)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый, словесный
Оборудование, наглядные пособия: доска, учебник, ИД, карточки, тесты
Форма организации учебных занятий , применяемые на уроке:
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию. Притча.
Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.
Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?
Король рассмеялся:
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор,
и все выбирают виселицу.
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу,
- добавил он, указывая на петлю.
Помолчав, король ответил:
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.
3. Запись темы. Цели урока-путешествия.
Знание понятий «поэма», «романтизм», биографических сведений о М.Ю. Лермонтове, развитие умений анализировать стихотворные произведения.
Ребята! Работать вы будете в группах (2).
4. Путь на Кавказ. Знакомство с М.Ю. Лермонтовым. ( Просмотр видео).
5. «Горное препятствие».
1.Что такое поэма?
Поэма- крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом.
2.Что такое романтизм?
Романтизм - литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века.Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием.
3.Мцыри – это?
Мцыри – это отшельник, монах.
6. «Литературная тропинка».
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага ____________он, и вой (почуял)
Протяжный,_________ как стон (жалобный)
Раздался вдруг... и начал он
Лапой рыть песок, (сердито)
Встал на ______, потом прилег, (дыбы)
И первый _______скачок (бешеный)
Мне страшной смертью _______... (грозил)
7. «Литературный поединок».
Дискуссия: Свобода Мцыри. Свобода монахов.
8. Физминутка.
9. Синквейн «Мцыри».
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
10. «Тестовый спуск ».
1. Определите жанр произведения.
А) баллада В) поэма-исповедь С) элегия Д) притча
2. Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь В) барса С) Кавказ Д) девушку-грузинку
3. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
В) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
С) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
Д) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
4. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.
А) анапест В) амфибрахий С) дактиль Д) ямб
5. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
А) побег из монастыря В) бой с барсом С) встреча с грузинкой Д) гибель Мцыри
1.В. 2. С. 3.Д. 4. Д. 5.В.
11.Итоги.
Тема и идея поэмы. Почему гибнет Мцыри?
12.Домашнее задание – выучить отрывок из поэмы, написать эссе «Свобода – это…».
12.Подведение итогов. Выставление оценок. Комментирование. Рефлексия.
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.