Вечные изобретения древних римлян: фонтаны, дороги, право, праздники. Военные технологии древних римлян: Лимес С точки зрения науки технологии древнего рима

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata ) формировалась из нескольких слоев (итал. strato ) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры


Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов
  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano ), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр ).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura ). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte ), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera ). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.
Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo) .

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium .

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco . Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.


Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum) ; если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis) .

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.


Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.


Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной , основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum .


Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.


Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Конечно, древние римляне не были «отцами-основателями» военного дела своего времени. Зато они отлично умели учиться на чужом опыте. Сегодня ты узнаешь о пяти новшествах, которые делали армию Рима непобедимой силой во всем древнем мире.

Сегодня точно сказать, как именно проходил морской бой в Античности практически невозможно. Считается, что основной тактикой был надежный как железная дверь таран . Вторым вариантом был связан с выходом двух кораблей на один курс, после чего команда одного, благодаря слаженным действиям ломала весла второго . В общем, древние римляне, которые влезли по уши в легендарные Пунические войны с Карфагеном (бывшими финикийцами, прославленными мореходами), ни с первым вариантом морской войны, ни со вторым преуспеть не сумели. Зато они были идеальными бойцами на суше, а значит все, что им требовалось – превратить морской бой в сухопутный.

Так и появился «ворон» — корабельный крюк, цеплявшийся за борт вражеского судна и становился своеобразным мостиком , по которому римские воины могли перебраться на чужой корабль. Ширина такого мостика была не более метра, а длина до одиннадцати метров. Древние римляне первыми стали использовать абордажные мостики во время морских сражений, что позволило им сразить огромный флот карфагенян, считавшихся непобедимыми на море.

В эпоху Античности использовались самые разнообразные виды оружия. Так, этруски и галлы часто использовали в боях уникальное метательное копью – пилум . Правда, учитывая структуру войска и первых, и вторых, как-то пилум у них не прижился. Зато римляне быстро смекнули, насколько большое преимущество дает пехоте такое копье для метания. После некоторых усовершенствований, на свет появился римский пилум, приносящий одну победу за другой легионам Рима и способный пробить даже самые прочные и тяжелые доспехи.

В эпоху конца Республики на вооружении у римского легионера было два пилума. Первый, легкий, метали во вражеское войско с расстояния до тридцати метров. Легкий вариант был больше похож на дротик и, застревая в щите воина, был призван мешать ему во время битвы. Второй, тяжелый пилум, легионеры метали когда до противника было не более десяти метров – это копье пробивало доспехи и считалось одним из самых смертоносных метательных орудий своего времени.

Римские армии прошагали по всему известному миру, покоряя варваров и расширяя границы империи. Ночевать и останавливаться на привал приходилось многотысячным легионам довольно часто. Чтобы защитить себя, римляне придумали отличный способ – строить типовые укрепленные лагеря при любой остановке войска, даже на одну ночь.

Выглядел такой лагерь довольно просто. Прямоугольник с соотношением сторон три к двум. Если было много времени, то лагерь окружали рвом и вбитыми в землю деревянными кольями. Известны случаи постройки каменных стен для временного укрепления. По центру римского военного лагеря проходила широкая «преторская» улица , о которой под прямыми углами шли жилые и административные улицы. В центре, самом укрепленном месте лагеря, находились собственно римские войска, обозы и командование . Ближе к стенам располагались палатки союзных войск и наемников.

Беда всех армий Античности – отсутствие мобильности . Древние римляне быстро смекнули, что если они будут использовать столь популярную в то время (и довольно эффективную, вспомни хотя бы поход Александра ) греческую фалангу, превзойти своих врагов им не удастся. Нужно было придумать такой военный строй, который имел бы неоспоримое преимущество перед другими армиями.

Так появились римские манипулы . В дословном переводе с латинского языка манипула – горсть . Принято считать, что манипула была наименьшей единицей деления войска древних римлян. Строй обычно был в три линии и состоял из десяти манипул. Некоторые ученые оспаривают это, но документы того времени свидетельствуют, что весь отряд строился в шахматном порядке. Когда первая линия не справлялась с врагом, в бой шла вторая линия. В третьей линии находились манипулы самых опытных и тяжеловооруженных воинов – триариев. В итоге, система манипул позволила быть войску римлян практически непобедимым в поле с восточными конными армиями и греческими фалангами, так как обладала невероятной мобильностью для своей эпохи . Благодаря такому военному строю римляне сумели построить одну из самых больших и великих империй в истории человечества.

Методы римского строительства: Стены. Способ постройки капитальных стен римских зданий. Состав кладочного раствора. Своды на растворе: Массивы и крепления. Ахурный кирпичный остов. Схема кладки сводов. Главные типы свода на растворе. Опоры сводов. Деревянные части и мелкие детали конструкции. Деревянная конструкция: Римские стропила. Фермы с затяжкой. Деревянные перекрытия Древнего Рима. Стропила Пантеона. Мостовые фермы. Пользование металлом для ферм. Кровля. Лёгкие строительные конструкции. Разделение труда на римской стройке. Наружное убранство зданий и сооружений Древнего Рима.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Свод Пантеона. Термы Агриппы. Залы терм Диоклетиана и Каракаллы. Амфитеатр в Капуе. Акведук в Фрежю. Амфитеатр в Сенте. Акведук в Элевсине. Пропилеи Аппия. Базилика Максенция. Храм св. Петра. Базилика Траяна. Базилика Фано. Мост Цезаря на Рейне. Мост Траяна на Дунае. Гробница Юлиев в Сен-Реми.

От греческой архитектуры, являющейся как бы чистым культом идеи гармонии и красоты, мы переходим к архитектуре, носящей, по существу, утилитарный характер. Зодчество превращается у римлян в функцию всемогущей власти, для которой возведение общественных зданий является средством упрочить эту власть. Римляне строят для того, чтобы ассимилировать покоренные нации, превращая их в рабов. Греческая архитектура выявляется в храмах, римская - в термах и амфитеатрах.

Методы постройки свидетельствуют об организационном гении, располагающем безграничными ресурсами и умеющем ими пользоваться. Зодчество римлян - это умение организовать неограниченную рабочую силу, предоставленную в их распоряжение завоеваниями. Сущность их методов можно выразить в двух словах: это - приемы, не требующие ничего, кроме физической силы. Корпус зданий обращается в массив из щебня и раствора, т. е. в возведенный монолит, или род искусственной скалы.

Таковы памятники империи; но прежде чем достичь такой нарочитой простоты, римская архитектура переживает ряд изменений, соответствующих влияниям, действующим на общество в целом: она этрусская в период этрусской цивилизации, связанной с именами древних царей; сношения с греческими колониями в Лукании накладывают на нее потом навсегда неизгладимый греческий отпечаток. Но окончательно она овладевает своими техническими приемами только с приближением эпохи императоров и при первом непосредственном соприкосновении с Азией. Однако Рим остерегается даже и в то время придавать своим методам официальный характер и распространять их в полном объеме во всех странах, поглощенных империей; правительство, предоставляющее провинциям право свободного самоуправления и городам муниципальную автономию, не стало бы навязывать свою архитектуру там, где оно не навязывало даже и своих гражданских законов.

Рим широко учитывал местные традиции; мы различаем, таким образом, в единообразии принципов, являющихся как бы печатью центральной власти, ряд школ с определенно выраженным характером, т. е. искусство, движимое повсюду одним и тем же духом, но методы приложения которого сохраняют в каждой стране отпечаток местной самобытности.

При изучении римского искусства следует поэтому прежде всего различать следующее эпохи: этрусскую и греко-этрусскую; дойдя до эпохи, когда в архитектуру вводится система искусственно-монолитных сооружений, являющаяся характерной для империи, мы должны будем считаться с общими элементами, принадлежащими римскому искусству в его целом, и далее - с местными отклонениями, подразделяющими его на школы.

МЕТОДЫ РИМСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СТЕНЫ

На рисунке 306 изображен способ постройки капитальных стен римских зданий . Каменщики укладывают между двумя облицовками из кирпича или мелкого материала А переменные слои щебня и раствора, пользуясь в качестве лесов передвижными помостами, положенными на поперечины из неотесанных бревен.

Для связи этого щебня служат кирпичные выравнивающие массивы размером до 0,6 м в стороне, а также поперечины бревен, срезанные вровень со стеной и остающиеся в кладке в виде проемных камней.

Во избежание неравномерных осадок, могущих вызвать отрыв облицовки от массива стены, римляне стремились к тому, чтобы добиться пропорции раствора в облицовке, эквивалентной его пропорции в забутовке. Они то пользовались для облицовки треугольным кирпичом, который был дешевле четырехугольного и давал лучшую связь, то довольствовались плитами из строительного камня, который они клали горизонтальными рядами или наклонно под углом в 45°, что очень осуждает Витрувий.

Щебень, закладывавшийся в толщу стены, никогда не смешивался предварительно с раствором. Другими словами, римская кладка не представляет собой бетона; она аналогична последнему по составу и обладает почти такой же твердостью, но совершенно отлична от него способом приготовления.

Рис. 306 - 307

Для нее никогда не пользуются временными опалубками, и агломерация с помощью сжатия производилась только постольку, поскольку сама облицовка представляла достаточно устойчивости, чтобы противостоять усилиям разрыва, возникающим вследствие утрамбовывания, т. е. главным образом в двух случаях, указанных на рисунке 307 : при облицовке камнем В и если облицовка (деталь С) выложена в виде уступчатых стенок.

Заполнение производится в обоих случаях в виде настоящей забутовки из чередующихся толстых слоев раствора и щебня; последний пропитывается раствором вследствие усиленного утрамбовывания. Мы видим в обоих случаях принцип, уже указанный в отношении кладки сводов с кружалами, а именно - стремление к максимальным расходам на временные подсобные устройства. Эта разумная расчетливость проявляется вновь в сводах на растворе и руководит всеми конструктивными приемами римлян.


СВОДЫ НА РАСТВОРЕ

Массивы и крепления. - Как уже было сказано выше, свод является не чем иным, как нависающим продолжением несущей его прямой стены. Ряды щебня и раствора как в самом своде, так и в прямых опорах неизменно укладываются горизонтально. Мы никогда не встречаем здесь слоев в радиальном направлении, как при каменной кладке. Свод представляет собой массив наподобие глыбы с естественными пластами, в которой была высечена огромная выемка. Кладка концентрическими слоями чрезмерно усложнила бы работу, производившуюся зачастую подневольным трудом, и римляне решительно отказываются от такой системы.

Укладка подобного массива могла производиться только на жесткой опоре, неспособной к деформации и требовавшей, по-видимому, больших расходов. Жесткость самой формы была тем более необходима, что малейший прогиб кружала мог вызвать разрыв, а, следовательно, и гибель всей конструкции, так как прочность массива обусловливалась его монолитным строением. Необходимым условием для возведения этих сводов является совершенная неповреждаемость их дуги.

Заслуга римлян заключалась в умении согласовать требования жесткой формы с минимальным расходом на леса. Они достигали этого следующими приемами. Вместо того, чтобы возводить кружала, способные выдерживать всю тяжесть огромного массива, образующего свод, последний расчленяют на прочный остов и наполняющую массу. Материалом для остова служит обожженный кирпич, обладающий малым весом и дающий необычайную сопротивляемость. Остов превращается, таким образом, в простой скелет из кирпичей или род ажурного свода. Он почти не оказывает давления на кружала, которые он заменяет после своего завершения, чтобы принять на себя нагрузку заполняющих массивов, с которыми он сливается по мере возведения постройки.

Ажурный кирпичный остов образует иногда непрерывную сеть на внутренней стороне облицовки. Обычно он сводится, на основании экономических соображений и стремления к большей легкости, к ряду ажурных, не связанных друг с другом арочек (рисунок 308, А ). Отдельные арочки заменяются часто (рисунок 308, В ) сплошным креплением из плоско положенных кирпичей, охватывающих кружала наподобие сводчатого настила. Для этой оболочки берутся очень крупные образцы кирпича (0,45 м и даже 0,6 м в стороне), которые связываются гипсом, причем швы оболочки усиливаются вторым слоем кирпичных плит.

При очень больших пролетах делают двойные кирпичные настилы. Такого рода настилы по кривой образуют свод и отличаются необычайной прочностью. В Италии, особенно в Риме, возводят и до сих пор сводчатые потолки при помощи таких плоско положенных кирпичей. Однако эта легкая конструкция показалась бы древним римлянам слишком хрупкой, и они пользовались ею только в качестве опоры для литого массива во время его постройки.

Если судить по приемам современных римских каменщиков, то можно предположить, что римляне возводили их непосредственно без кружал, согласно схеме на рисунке 309 . Кладку начинают одновременно со всех четырех углов и продвигают постепенно в шахматном порядке. Каждый кирпич поддерживается с двух сторон силой раствора; постепенная штриховка и порядковая нумерация позволяют проследить по схеме эти стадии кладки.

Несомненно, что римляне пользовались именно таким способом для сводов обычных размеров. Для очень больших пролетов, как например в термах Каракаллы, опорой для креплений настила служили, по всей вероятности, очень легкие кружала.

Над пролетами оконных отверстий делались в толще стены легкие разгрузочные арки, которые, на первый взгляд, можно было бы возводить и без кружал, но римляне никогда не допустили бы этой ошибки, которая лишает разгрузочную систему ее значения. Все разгрузочные арки возводились по кружалам и заполнялись кладкой впоследствии. В Пантеоне до сих пор сохранился еще сводчатый настил, по которому были сложены арки.

Главные типы свода на растворе. - На рисунке 310 указаны два типа креплений в применении к сферическому и крестовому сводам. Они очень сложны при каменной кладке, но возводятся при пользовании забутовкой почти так же просто, как и коробовый свод; недаром они становятся все многочисленнее по мере распространения системы монолитных построек.

Величайший свод, оставленный нам римлянами, свод Пантеона , представляет собой купол; в так называемых термах Агриппы имеется сферическая ниша на креплениях из мередианных арочек (В); огромные залы терм Диоклетиана и Каракаллы перекрыты крестовыми сводами, причем одни из них имеют крепления по диагонали (А), а другие - крепления из кирпича, положенного плашмя (С).

Употребление креплений являлось наиболее действительным средством для упрощения конструкции; однако не следует думать, что оно пользовалось широким распространением.

Данное разрешение проблемы безусловно преобладает только в римской Кампании. Оно систематически применяется в Риме и господствует только в самом городе и его окрестностях. Эта система уже исчезает по мере удаления к северу за Верону и останавливается к югу от Неаполя. Амфитеатр в Капуе является, по-видимому, южным пределом его распространения.

Мы напрасно стали бы искать данную систему в Галлии; галло-римские своды парижских терм возведены, как римские своды, правильными рядами, но между массивом и кружалами не проходит никакого крепления. Единственным эквивалентом креплений, признаваемых в Галлии, является тонкая каменная оболочка, покрывающая кружала и исполняющая роль сводчатого настила терм Каракаллы (акведук в Фрежю , амфитеатр в Сенте и др.).

В Африке часто своды возводились из полых гончарных трубок; последние можно укладывать вследствие их необычайной легкости без вспомогательных опор. Этими приемами воспользуется впоследствии византийская архитектура. В восточных областях империи мы встречаем, наконец, персидскую систему конструкции вертикальными отрезками, получающую преобладание в византийскую эпоху.

Акведук в Элевсине, пересекающий под землей часть пропилеи Аппия , напоминает во всех своих деталях азиатские своды; под римскими стенами, ограждающими храм в Магнезии, имеется свод, возведенный вертикальными отрезками без кружал. Эта система господствует в Константинополе со времен Константина.

Парусный свод Риму почти не известен. Как на единственную робкую попытку такого свода, можно указать на свод в термах Каракаллы . Его расположение, показанное на рисунке 311, свидетельствует о необычайной неопытности строителей.

Он не имеет геометрической формы сферического треугольника, а представляет собой подобие монастырской арки свода, расплывающегося по сплошной вогнутой плоскости с вертикальным швом, соответствующим ребру входящего угла. Это только единичный и весьма несовершенный случай применения парусов и, по всей вероятности, не что иное, как неумелое подражание какому-нибудь восточному образцу.

Для того, чтобы увидеть ярко выраженный свод на парусах, необходимо перенестись на римский Восток, где он появляется уже с IV в. и встречается как в самых древних цистернах Константинополя, так и в базилике в Филадельфии. Свод на парусах становится там преобладающим элементом зодчества в эпоху Византийской империи.

ОПОРЫ СВОДОВ

Литой свод представляет собой, каковы бы ни были приемы его конструкции, искусственный монолит, и, как таковой, он не может, не разорвавшись, опрокинуть свои опоры. Теоретически можно предположить наличие свода, не развивающего бокового распора и удерживающегося, наподобие металлической арки, единственно действием сил упругости, развивающихся в его массе. Но фактически одновременно со сжатием, которому сопротивляется каменная кладка, неизбежно возникает и боковой распор, которому она плохо противодействует.

Растягивающие усилия предупреждаются (рисунок 312 ) тем, что свод вдвигается между сжимающими элеронами, которые имеют вид современных контрфорсов, но никогда не выступают из внутренней поверхности стены. Они являются своего рода внутренними опорными органами. Пример на рисунке 312 заимствован из системы конструкции большого сводчатого нефа базилики Максенция , законченной при Константине. Его центральный неф перекрыт крестовым сводом на опорах, представляющих собой эпероны Е, попарно соединенные коробовыми сводами V. Стена, замыкающая неф, изображена под буквой Р. Она заключает в себе контрфорсы и позволяет пользоваться всем промежуточным пространством S.

Для уничтожения распора гигантского полусферического купола Пантеона служит несущий его барабан (рисунок 313 ). Этот барабан облегчен, независимо от пустот в самой массе, глубокими нишами, сообщающимися, как в пространстве S на рисунке 312, с внутренностью центрального помещения, придатком которого они как бы являются. Отдельные части зданий с более сложными планами группируются римлянами с особой тщательностью, так чтобы стены одной части служили опорами для прилегающих сводов. Они неукоснительно стремятся удовлетворить всем требованиям равновесия, не прибегая к возведению инертных масс, которые играли бы только роль контрфорсов. План терм Каракаллы, который будет приведен дальше, служит ярким примером подобного уравновешенного расположения массивов сводчатых помещений. Идея повсюду одна и та же: спокойно браться за исполнение грандиозных замыслов за счет максимальной экономии как на элементах опор, так и на подсобных сооружениях.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЧАСТИ И МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИИ

Римские своды никогда не защищались кровлями; они непосредственно покрывались черепицей, которой придавали уклон, обеспечивающий сток дождевой воды. Римляне не видели смысла в помещении под крышу свода, который уже сам по себе является перекрытием; таким образом, римские здания перекрыты или сводами или стропилами.

Деревянная конструкция

Стропила. - Римские стропила представляют собой существенный прогресс по сравнению с предыдущими системами конструкций. Грекам были известны только стропила с передачей нагрузки на прогоны, причем мы уже упоминали выше, какой тщательной плотничной отделки требовала эта система и насколько она затрудняла перекрытие значительных пролетов.

Римляне вводят фермы с затяжкой, в которых вес кровли преобразуется стропильными ногами в растягивающие усилия; затяжки сводят последние к нулю. Французское слово «arbaletrier» (натянутый лук), употребляемое для обозначения стропильной ноги, прекрасно выражает характер новой системы конструкции; в греческих стропилах действовали только вертикальные силы, тогда как новая система работает благодаря прогону, который становится затяжкой наподобие натянутого лука.

Деревянные перекрытия Древнего Рима окончательно исчезли, но мы имеем возможность восстановить их по традиции Рима христианского. Сохранились обмеры древнего храма св. Петра , основанного Константином, и «св. Павла за стенами», построенного Гонорием. Эти перекрытия, возобновлявшиеся ферма за фермой по мере их обветшания, переносят нас, как звенья непрерывной цепи, во времена Римской империи.

Все фермы соответствуют одной общей и единообразной системе (рисунок 314, В ); кровля покоится на двух стропильных ногах, заделанных в затяжку, причем последняя облегчена, в свою очередь, посередине бабкой, являющейся не стойкой, как в греческой архитектуре, а настоящей висячей бабкой, как в современных стропилах. Фермы обычно соединены попарно, так что кровля опирается не на ряд равномерно распределенных отдельных ферм, а на ряд ферм парных. Каждая такая пара стропил имеет одну общую бабку. Древность этой системы конструкции подтверждается дошедшими до нас бронзовыми стропилами в портике Пантеона, относящегося к лучшим временам Римской империи. Общие черты их сохранились в набросках Серлио.

Стропила Пантеона имели изогнутый прогон, служивший затяжкой (А). Кроме того, единственный способ толкования указаний Витрувия относительно ферм большого пролета состоит в том, чтобы рассматривать эти фермы, как состоящие из двух стропильных ног (capreoli ), которые заделаны в затяжку (transtrum ).

Только комбинации, основанные на употреблении затяжки, и давали возможность перекрывать огромные пролеты римских зданий, достигавшие, например, в базилике Траяна 75 футов, а в базилике Фано - 60 футов.

Следует отметить крайне редкое пользование наклонными связями. Стропила Пантеона едва разбиты на треугольники, в храмах св. Петра и «св. Павла за стенами» не имеется ни перевязей, ни ферм под коньком. Чувствуется, что римляне не освободились еще от влияния греков, для которых деревянные перекрытия являлись не чем иным, как переложением на дерево системы каменной кладки.

Римские строители проявляли самую тщательную заботливость в отношении предупреждения пожаров. Промежутки между стропилами церкви «св. Павла за стенами» (рисунок 314, С ) заполнены не легко воспламеняющимися обрешетинами, а настилом из крупных кирпичей, на которые уложена черепица. Для того, чтобы огонь не мог перекинуться с одного ската на другой, вдоль конька возводилась каменная стенка С, служившая диафрагмой.

Аналогичные меры предосторожности были приняты также и в театре в Оранже: стены возвышаются там над крышей и могут, в случае надобности, остановить распространение огня (рисунок 292).

Наконец, мы встречаем в Сирии примеры перекрытий по стропилам, где крыша прервана на известных промежутках тимпанами на арках, заменяющими стропила и служащими препятствием для распространения огня (рисунок 315 ).

Мостовые фермы. - Мы должны упомянуть среди деревянных сооружений римлян два моста: мост Цезаря на Рейне и мост Траяна на Дунае . Рейнский мост был построен из балок на рядах наклонных свай. Преимущество этой системы состояло в том, что балки «тем крепче прижимались к сваям, чем сильнее было течение». Система сборки сильно интересовала исследователей.

Фермы моста Траяна известны нам по моделям и барельефам Траяновой колонны. Это был арочный мост; три концентрические арки стягивались подвесными схватками. На рисунке 316 показаны пунктиром части, которые, по-видимому, необходимо добавить к схематическому изображению на колонне Траяна .

Восстановленный таким образом Дунайский мост напоминает во всех отношениях фермы из тройных арок, сохранившиеся в памятниках Индии. Апполодор, строитель этого моста, был родом из Дамаска, лежащего на пути в Индию. Не имел ли он каких-нибудь сведений относительно подобного типа азиатской конструкции?

Пользование металлом для ферм. - Мы уже указывали на употребление стенок и пользование кирпичом в качестве обрешетины как на способ борьбы с пожарами. Дорогостоящим средством для полного устранения опасности от огня, перед которым, однако, не остановились римляне, являлась замена дерева металлом. Стропила важнейших зданий, например базилики Ульпия или портика Пантеона, возведены из бронзы. Фермы Пантеона не отклоняются в смысле чертежа от деревянной конструкции, но поперечное сечение частей вполне соответствует употреблению металла; они имеют коробчатую форму (см. разрез S на рисунке 314 ) и сделаны из трех бронзовых листов, связанных болтами.

Можно, по-видимому, считать установленным, что большой зал холодных бань в термах Каракаллы также имел перекрытием террасу, лежавшую на тавровых железных балках. Таким образом, римляне опередили нас в отношении рационального профилирования металлических частей.

Кровля. - Кровля обычно делалась из черепицы или мрамора по греческим образцам. Кроме того, римляне пользовались иногда пластинчатой медью (Пантеон ) или свинцом (храм в Пюи-де-Дом), и, наконец, мы встречаем на различных скульптурных памятниках, как например на гробнице Юлиев в Сен-Реми , изображения черепицы в виде рыбьей чешуи, наподобие той, которой греки перекрывали свои круглые здания и которая, несомненно, имела на внутренней стороне тип, как и современная плоская черепица.


ЛЕГКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Римская архитектура не исчерпывается великими произведениями официального зодчества. Мы слишком охотно обращаем внимание только на последнее, а между тем, наряду с поражающей нас величественной официальной архитектурой, существовала еще в полном объеме и частная архитектура, которая заслуживает, по меньшей мере, хоть краткого упоминания.

Стены римских домов складывались до эпохи Витрувия исключительно из сырого кирпича, битой глины или дерева. В то время как для общественных зданий употреблялась монолитная кладка, для частных построек еще довольствовались традиционными стенами из сушеной глины или же довольно грубой кладкой из плохо обтесанного камня, промазанного известковым раствором. Кладка из строительного камня на известковом растворе, получившая всеобщее распространение в средние века, исходит, таким образом, от частной архитектуры римлян.

Мы находим в помпейских домах не бетонные своды, обычные для крупных зданий, а потолки, выложенные по дуге окружности, что повышает их устойчивость. Мы видим из изображения на рисунке 317 , что остов здания сделан из камыша, промежутки между которым заполнены плетением из тростника, заштукатуренным с внутренней стороны.

Римлянам были известны также и двойные стены, представляющие прекрасную защиту от сырости и чрезмерных колебаний температуры; примером их является вилла Адриана и различные постройки, примыкающие к земляным насыпям.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА НА РИМСКОЙ СТРОЙКЕ

Подведем итоги монументальному зодчеству римлян. Если в деталях конструктивных приемов проявляется свойственный им дух экономии, то в общем распределении труда сквозит их организаторский гений: методическое распределение обязанностей нигде не достигало еще такого уровня.

Для каждого рода работ имелся специальный цех рабочих с определенной квалификацией и традициями, и внимательное изучение крупных архитектурных памятников убеждает нас в систематическом разделении труда между этими рабочими сменами, имевшими разграниченное специальное назначение. Так, например, мы видим в головной части стен Колоссея (Колизея) , что ряды тесаного камня не связаны с заполняющей их каменной кладкой. Связь между этими двумя видами конструкций, хотя и желательная с точки зрения устойчивости, поставила бы работу каменщиков в зависимость от каменотесов; поэтому связь приносится в жертву очевидному преимуществу точного разделения труда.

Эта система получает особенно яркое выражение при декорировании корпуса зданий: Существует крайне незначительное количество сооружений, как например Пантеон, в которых колонны устанавливались одновременно с возведением стен; обычно же декоративные части подготовлялись во время кладки стен и устанавливались позднее, что давало большое преимущество в отношении быстроты постройки.

Греки отделывают здания путем обработки самих архитектурных частей; у римлян же это только поверхностная облицовка. Римляне прежде возводят здание, потом при помощи скоб на стены навешивается мрамор или же они покрываются слоем штукатурки. Такой метод неизбежен в архитектуре, где строение массива не поддается художественной обработке, но он имел самые печальные последствия с чисто художественной точки зрения.

Привычка римлян рассматривать отдельно отделку и постройку зданий неизбежно привела к тому, что они стали считать эти факторы совершенно независимыми друг от друга. Отделка превратилась мало-помалу в произвольное убранство, и разделение труда, оказавшее столь ценные услуги в отношении регулярного хода работ, по-видимому, ускорило, как никакая другая причина, падение римского искусства, извратив его формы.

НАРУЖНОЕ УБРАНСТВО

В своем презрительном равнодушии ко всему, что не имело отношения к мировому владычеству, римляне как будто намеренно стремились отречься от своих прав на самобытность в архитектуре; они сами представляют нам свое зодчество как простое заимствование у Греции или как предмет роскоши, причем к произведениям этого искусства они относились, как к модным безделушкам.

На самом же деле римляне имели, особенно во времена республики, вполне самобытную и великую архитектуру. Она отличалась присущим ей одной отпечатком величия или, по выражению Витрувия, «значительностью», влияние которой испытали на себе даже афиняне, когда они вызвали из Рима архитектора для постройки храма в честь Зевса Олимпийского.

Элементы римского декоративного искусства, как и вся цивилизация римлян, двоякого происхождения: они связаны как с Этрурией, так и с Грецией. Римская архитектура в ее целом представляет собой смешанное искусство; в нем соединяются формы, производные от этрусского купола, с орнаментальными деталями греческого архитрава; Этрурия дала римлянам арку, Греция - ордера.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Глава «Строительные материалы, строительная техника, конструкции» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобными для обработки были разновидности мягкого туфа - серого, желтоватого или коричневатого цвета. Очень ценился твердый известняк - травертин, применявшийся крайне экономно в течение почти всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. Из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались стволы колонн (рис. 1). К концу I в. до н.э. в стенах терм применялись пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух (рис. 2).

В конце периода республики для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилищ стал употребляться белый мрамор, как местный, так и привозимый из Греции.

В строительном искусстве и приемах обработки камня известное влияние на римлян оказали этруски. Остатки древнейших римских построек выполнены из больших камней неправильной формы. Кроме полигональной рано была освоена и квадровая кладка. За период V-III вв. до н. э. римляне усовершенствовали строительную технику, разработав так называемую «нормальную» кладку из блоков в форме параллелепипеда разных размеров (в среднем 60X60X120 см). Применялось несколько способов этой кладки: из одних ложковых рядов блоков; из ложков с редкими тычками; из чередующихся рядов ложков и тычков, а также с соблюдением ритмического чередования в каждом ряду тьчков и ложков (рис. 3).

К III в. до н.э. под влиянием греков улучшилась обработка внешней стороны блоков и были разработаны различные способы рустовки. Для подъема и перемещения тяжелых каменных блоков на стройках применялись простейшие подъемные краны (рис. 4).

Помимо стоечно-балочной системы в конструкциях употреблялись ложная арка и ложный свод. К концу III в. до н.э. относится появление римского бетона, открывшего огромные возможности в строительстве.

Развитие римского бетона началось с применения известкового раствора в бутовой кладке. Подобный строительный прием в эллинистическое время был широко распространен. Отличие римского бетона от обычных известковых растворов заключается в том, что вместо песка в нем использовались пуццоланы - вулканические пески, названные по месту добычи (городу Поццуоли - древние Путеолы). Применение пуццолан вместо песка в строительном растворе было вызвано отсутствием хороших сортов песка в этой части Италии. Пуццоланы оказались лучшим вяжущим средством в растворе, так как придавали ему водонепроницаемость, прочность и способствовали его быстрому схватыванию. Первоначально бетон использовался только для заполнения пространства между стенами из тесаного камня. Размеры камней, закладываемых в бетон, постепенно уменьшались, смесь становилась все более однородной и бетон превращался таким образом в самостоятельный строительный материал, хотя облицовка наружных поверхностей камнем сохранялась. Первоначально поверхность стены состояла из небольших камней неправильной формы, связанных с ядром стены и друг с другом бетонным раствором. Это так называемая неправильная облицовка- инцерт (opus incertum). Постепенно появляется (с 90-х годов I в. до н.э.) тенденция придавать камням все более правильную форму и, наконец, с середины I в. до н.э. входит в употребление ретикулат - сетчатая кладка (opus reticulatum), при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывается небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания их выходят наружу и образуют сетчатый узор, а остроконечные концы погружены в бетонное ядро стены (рис. 5). Углы стен и притолоки проемов образовывались кладкой из крупных блоков. Образцы ранней бетонной техники дошли до нас в небольшом числе. Это объясняется тем, что первоначально бетон использовался главным образом не в монументальных постройках, а в жилищах и мелких сооружениях, для которых был нужен быстро получаемый и недорогой стеновой материал. Техника бетона имела еще и то преимущество, что она требовала гораздо меньшего числа квалифицированных строительных рабочих и позволяла широко применять труд рабов.

Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций, которые применялись еще в архитектуре древнего Востока, иногда встречались и в Греции (Приена, Пергам и др.). Вопрос о том, привнесены ли арочно-сводчатые конструкции в архитектуру Рима извне или самостоятельно изобретены римскими архитекторами, нельзя в настоящее время считать окончательно решенным.

Первое появление клинчатой арки в Риме относится к IV в. до н.э. В III-II вв. до н.э. число арочно-сводчатых конструкций возрастает, особенно увеличивается оно с конца II в. до н.э.

Соединение бетонной техники и арочносводчатых конструкций, давшее невиданные ранее возможности, оказало огромное влияние на развитие римского зодчества. Только с помощью подобной строительной техники можно было создать такие выдающиеся архитектурные сооружения, как римские акведуки, Колизей и Пантеон.

Первым из дошедших до нас монументальных сооружений в этом новом виде техники является портик Эмилиев, бывший огромным складом зерна в Эмпории (порт Рима вниз по течению Тибра). Здесь производились крупные торговые операции. Первоначально Эмпорий был простой разгрузочной площадью, а портик Эмилиев - временным сооружением. В 174 г. до н.э. было построено здание портика (рис. 6). Он представлял собой большое прямоугольное в плане, вытянутое вдоль набережной здание (487X60 м), разбитое внутри на 50 коротких поперечных нефов 49 рядами столбов. Здание ступенями поднималось от берегов Тибра, и каждый неф был перекрыт ступенчатым цилиндрическим сводом пролетом 8,3 м. На фасаде из тесаного туфа каждому нефу соответствовала секция, отделенная от соседних пилястрами. Каждый неф выражен на фасаде: внизу большим арочным пролетом, наверху двумя окнами меньшего размера также с полуциркульным завершением. Стены здания выполнены из серого бетона очень хорошего качества, поверхность их облицована инцертом; из прямоугольных блоков того же материала выполнены углы здания и клинчатые арки над дверными и оконными проемами. Портик Эмилиев был выдающимся памятником раннеримского строительного искусства.

Здесь впервые в здании столь грандиозного масштаба достигнуто слияние сводчато-арочного принципа конструкций с бетонной техникой. Столь развитая конструкдия указывает, вероятно, на долгую предшествующую эволюцию.

Назначению здания отвечала простота его форм. Повторение на фасаде одного стандартного элемента 50 раз придавало зданию- масштабность и подчеркивало утилитарность его назначения.

Подобные огромные по размерам сооружения осуществлялись в исключительно короткие сроки. Грандиозный Колизей был построен за пять лет, а акведуки длиной в 100 и более километров вместе с субструкциями и мостами «в местах пересечения ими речных долин римляне успевали возвести за два-три года (срок действия полномочии эдила - руководителя строительства, избиравшегося сенатом). Строительство обычно сдавалось с торгов и осуществлялось подрядчиками, которые были заинтересованы в наилучшей организации цела, умело сочетая труд огромной массы неквалифицированных рабов и небольшого числа опытных архитекторов-строителей. Поэтому при проектировании широко использовали типизацию основных элементов конструкций, кратность их размеров футу и модульность, что позволяло расчленить работу на одинаковые несложные операции. Организация труда на римских стройках была очень высока.


Римская цивилизация оставила за собой огромный вклад в историю, несмотря на то, что в большинстве случаев была в тени соседей из Греции. Римляне заимствовали многие науки, а счет с использованием римских цифр и вовсе был малоприятен. Тем не менее, существует как минимум 10 технологий созданных в Риме, но используемых поныне.

В древности считалось, что для того, чтобы познать азы геометрии или философии, предпочтительно обращаться к греку. Если же необходимо построить мост, канализацию или мощное оружие, то лучше обратиться к римлянину. Действительно, непревзойденные технологические достижения выделяют эту цивилизацию среди прочих представителей своего времени. Результатом римских изобретений стал тот факт, что многие технологии используются и по сей день по всей планете. Мы расскажем о десяти наиболее известных.


10. Купол
То, что сейчас воспринимается, как должное: арки, атриумы, стеклянные стены и потолки, было немыслимо в древнем мире: прежде, чем римлянам удалось создать технологию усовершенствования зданий, самые лучшие архитекторы того времени подолгу мучались с каменными крышами. Все архитектурные произведения, созданные до расцвета римской цивилизации, такие, как пирамиды, выгляди снаружи намного более впечатляющими, чем были внутри-они представляли собой темные помещения с ограниченным пространством. Первыми в итории именно римляне сумели создать огромные открытые внутренние пространства благодаря осознанию того факта, что арку можно было вращать в трех измерениях. А для создания мощной надежной силы, позволяющей удерживать такие сооружения, было необходимо особое вещество, которым стал бетон - достижение римлян. В данном рейтинге мы еще вернемся к этому достижению цивилизации


9.Вооружение
Как и большинство технологий того времени, осадное оружие первыми создали греки, но было усовершенствовано римлянами. Благодаря захваченным образцам греческого оружия, мир увидел баллисты - арбалеты гигантского размера, легкие и точные. Использование баллист было широко направлено как против пехоты, в то время, как на их основе были созданы «двигатели осады» - мощные и маневренные мини-катапульты, которые хоть и были не такими прицельными, как баллисты, но наносили огромный урон, что позволяло успешно использовать их для осады


8. Бетон
Жидкий камень, он же бетон - одно из величайших достижений римлян. В наше время бетон является повсеместно используемым при строительстве самого разного масштаба. Античный бетон состоял из смеси вулканического пепла, пуццолана, щебня, извести и песка. Бетон позволял производить заливку любой формы, и был необычайно прочным. Изначально, римские архитекторы использовали его для отливки оснований алтарей, однако в более поздние времена проводились самые различные эксперименты с этим материалом, результатом которых стало появление таких чудес, как Пантеон - крупнейшее в мире неармированное сооружение из бетона и поныне возрастом в 2000 лет


7. Дороги
Повествуя о достижениях римской цивилизации нельзя умолчать о таком изобретении, как дороги, которые создавались настолько хорошо, что многие из них до сих пор годятся для использования. Конечно, было бы некорректно сравнивать римские дороги с современными асфальтовыми шоссе, но они действительно были прочными, и создавались на века в несколько этапов. В начале рыли огромный котлован глубиной около метра, затем на дно траншеи устанавливали широкие каменные блоки, после чего оставшееся место заполняли толстым слоем гравия. Самый верхний слой укладывали специальными плитами с выпуклостями, по которым могла стекать вода. Как известно, инженеры империи настаивали на создании исключительно прямых дорог, требовавших огромных ресурсов для очистки местности, через которую эти дороги проходили. Однако, к 200 году до нашей эры, империя римлян имела в своем активе 85000 километров дорог


6. Канализация
Монументальные коллекторы римлян стали одним из самых знаковых творений при том, что изначально строились совсем для другой цели. Первоначально «Клоака Максима» («Крупнейшая канализация» при дословном переводе), создавалась для слива части воды из местных болот. Начиная с 600 года до нашей эры и в последующие сотни лет было добавлено множество водных путей. На данный момент сложно точно определить, в какой момент клоака стала полноценной канализацией, однако по мере роста городов канализация стала проникать в них глубже и глубже, со временем полностью охватив их. Основным достижением канализации был факт неприметности и избавления общества от большинства инфекционных болезней, а Плиний старший заявил, что римская канализация является намного более сложным архитектурным сооружением, нежели египетские пирамиды


5.Пол с подогревом
Создание оптимальной температуры - сложнейшая инженерная задача, которая требует мощного научного потенциала даже в наше время, что говорить про древние времена. Однако, римляне справились с этой задачей. Они впервые применили идею, которая до сих пор используется при строительстве теплых полов - он представлял собой сооружение из глиняных полых колонн, которые встраивались под основание пола, и решал сразу несколько проблем: проблему огня и проблему дыма. Огонь в то время был основным источником тепла, однако здания имели свойства гореть, а выделяющийся при этом дым нес собой огромную опасность удушения. В римской системе подогрева пол был приподнят, что позволяло горячему воздуху из печи никогда не вступать в контакт с комнатой: он проходил через полые плитки, а на выходе из здания поглощался глиняными черепицами, что позволяло достичь необходимого эффекта


4. Акведук
Как и дороги, акведуки феноменальной длины стали визитной карточкой и настоящим инженерным чудом в жизни римлян. Одним из ограничений роста древних городов была невозможность добраться из любой его точки до питьевой воды, и эта проблема была решена. Ведь, хоть Рим и располагался на реке Тибр, она была чрезмерно загрязнена другим изобретением зодчества: канализацией. Римские акведуки представляли собой сложную систему, имеющую протяженность в более чем 400 километров, и поставляющую в город чистую питьевую воду


3. Гидроэнергия
Римляне сумели объединить воедино греческие технологии и собственное инженерное мастерство, которое позволило создать первые в мире мельницы, турбины и лесопилки на энергии воды. Также, римляне создали первое в мире колесо-перевертыш, впоследствии получившее широкое распространение во всем мире. Примечателен тот факт, что несмотря на обилие инженерных идей, в большей части империи продолжал использоваться доступный и дешевый ручной труд


2.Арка из сегментов
Хотя такое изобретение, как арка не принадлежит рукам римлян, они нашли возможность его усовершенствования. Инженерам римлян удалось постичь, что для придания конструкции прочности, арка не должна состоять из одного сегмента, когда ее можно разбить на множество мелких деталей. Это позволило создавать намного более мощные и надежные мосты


1. Понтонные мосты
Огромное количество римских дорог подразумевало под собой возможность быстрого перемещения армий, а созданный в 55 году до нашей эры Юлием Цезарем понтонный мост длиной более 400 метров позволил римлянам молниеносно пересечь Рейн, в котором древние племена немцев видели надежную защиту от вторжения. Мост через Рейн оказался чрезвычайно умным творением, ведь соорудить мост через реку, не нарушая течения - очень непростая задача, тем более в условиях военной обстановки. Инженеры работали быстро и качественно: сваи были собраны вместе в течение десяти дней, после чего был собран мост

Просмотров