Лещинский побежал за ним. Пособие по русскому языку для внеклассной работы в школе. Знаки препинания при прямой речи

17. Синтаксические «великаны» – это не только сложные, но и про- стые предложения. Не забывайте одно правило «хорошего пунктуационно- го поведения»: не разрезайте «великана» знаками. Расставьте нужные зна- ки. Обоснуйте их. Волк не воспользовался открывшейся перед ним возможностью вон- зить свои смертоносные клыки в беззащитное горло врага. Сабля в его широких блестящих ножнах лежала между его коленя- ми. Пистолет очень мирно торчал из-за шёлкового чёрного шарфа на его боку. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки. *18. Определите «границу» предложений: Я подошёл к калитке с радостным лаем: навстречу мне выбежал Бар- бос. «Что за чепуха!» – очевидно, подумали вы. Из-за чего получилась эта чепуха? Этот секрет пунктуации раскрыть нетрудно: из-за того, что слова одного простого предложения «заехали» на «территорию» другого просто- го предложения. А границы простых предложений отмечаются такими «пограничными столбами», как знаки препинания. В следующих примерах устраните нелепости, переставив «погранич- ные столбы» (знаки препинания) на место. Что это за предложения? Како- во их значение? *Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держал- ся на ногах. Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы. Распустились листья, на деревьях в траве застрекотали кузнечики. Заяц задрожал: от страха прямо на него шёл охотник. Мы замерли: с испуганным выражением лица соседкина сахарница упала на пол. 111 Сахарница разлетелась на куски, с жалобным звоном соседка не могла успокоиться целый вечер. На арену цирка вышел дрессировщик, высоко подняв хобот; за ним неторопливо шёл слон. 19. «Гуси» и «матрёшки». Прочитайте два предложения. Чем они отличаются друг от друга? Объясните эти различия. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке. Партия геологов когда садилось солнце, уже подходила к реке. *Расставьте знаки препинания. Объясните строение предложений и их значение. Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии ино- гда ходят в школу на ходулях. Соседний остров где находится школа от- деляется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользоваться лодками. И дети чтобы у них не пропали занятия переправляются через пролив на ходулях. Ребята которые передвигаются таким образом очень ловко по- лучают от этого занятия огромное удовольствие. (Из газет). *Расставьте правильно знаки препинания, расскажите о строении и значении предложений. С наступлением осенних холодов четыре гориллы Нью-Йоркского зоопарка перешли из просторной клетки где они резвились летом в тесное помещение. Теснота которая породила скуку привела к дракам между животными. Обслуживающий горилл служитель который без конца ути- хомиривал животных испробовал необычное средство. Он установил пе- ред клеткой где сидели обезьяны большой телевизор. Тогда ссоры между 112 гориллами прекратились потому что животные часами не отходили от экрана. (Из газет). *Найдите «гусей» и «матрёшек». Определите значение придаточных частей предложений. В кинотеатре куда пришёл Валька с Хоттабычем начинался вечер- ний сеанс. Дети которые не достигли шестнадцатилетнего возраста на этот сеанс не допускались. Тогда Хоттабыч что-то прошептал над во- лоском который он вырвал из своей бороды и веснушчатое лицо Вальки покрылось роскошной русой бородой. В фойе кинотеатра куда Хоттабыч провёл Вальку вокруг них столпился народ. Администратор крикнул что- бы все разошлись потому что бородатый ребёнок смущается. Тут все кто был в буфете тоже побежали смотреть бородатого ребёнка. Никто не знал чем бы всё это кончилось но в эту минуту прозвенел звонок. (По Л. Лагину). 20. Могут ли два знака препинания стоять в предложении рядом? Обоснуйте свой ответ. *Расставьте и объясните знаки препинания. Определите типы пред- ложений. Птичка колибри которая живёт в Южной Америке это самая ма- ленькая птичка на свете. Вес её несколько граммов. Одно из удивительных свойств этой крошечной пташки длина которой не превышает двадцати миллиметров отменный аппетит. Самец за которым наблюдали учёные за 16 часов пил воду 172 раза. Общее количество воды которую за это время выпила трёхграммовая птичка 25 граммов. 113 21. Нужна ли запятая в этих сложных предложениях? У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета (?) и рот несколько похож на букву ижицу. (Н. В. Гоголь). Если бы не вы- падали дожди, давно бы высохла зелень (?) и земля лежала бы вся в тре- щинах и морщинах. У причала суетятся матросы (?) и торжественно отплывают в море корабли. *Рано утром солнце ещё не палило так жарко (?) и с моря веяло све- жестью. Он пел (?) и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. Пугачёв дал знак (?) и меня тотчас же развязали и оставили. Вчера во время грозы дождь шумел и ветер бушевал. Хотя бричка неслась во весь дух (?) и деревня давно скрылась из вида, он всё ещё беспокойно оглядывал- ся. Ветер утих (?) и дождь перестал, когда мы были уже в пути. Пока со- бирались в обратный путь, резко похолодало (?) и подул ветер. Сквозь се- рый камень вода сочилась (?) и было душно в ущелье тёмном (?) и пахло гнилью. 22. Опасные союзы. Одинаковы ли знаки препинания в трёх предложениях: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Едет с грамотой гонец и приехал наконец. Вот об землю царь стукнул палкою и дубовый пол на полчетверти он железным пробил оконечником. *Расставьте и объясните запятые в предложениях: И сердце бьётся в упоенье И для него воскресли вновь И божество и вдохновенье И жизнь и слёзы и любовь. (А. Пушкин). 114 Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот. Молодёжь пела песни о Волге и Стеньке Разине о диком Иртыше и грозном Байкале. Лещинский побежал за ними и когда был уже близко от шоссе услышал другой выстрел. *23. Напишите сочинение-миниатюру «Похвальное слово знакам пре- пинания», пользуясь статьёй «Пунктуация» (с. 245–246) в «Энциклопеди- ческом словаре юного филолога» (М.: 1984), а также книгами «Секреты пунктуации» (Г. Г. Граник и С. М. Бондаренко) и «Это непростое про- стое предложение» (И. П. Постникова и др.). 24. Проследите и объясните, как от знаков препинания зависит со- держание и понимание текста: Надо учиться работать и отдыхать. – Надо учиться, работать и отды- хать. Это – общежитие для учащихся. – Это общежитие для учащихся. 25. Какие варианты порядка слов возможны в предложении Было одиннадцать часов и как в связи с этим изменится смысл предложения? 26. Как изменяет смысл предложения пауза после выделенного слова в следующей фразе: кое-как вырезанную из дерева фигурку он приладил к мельнице? Можно ли избежать двусмысленности, изменив порядок слов? 27. При каких подлежащих сказуемое обязательно должно иметь при себе отрицание? 115 28. В предложениях какого типа подлежащее без особого ущерба смыслу может стать сказуемым, а сказуемое – подлежащим? 29. Могут ли быть в предложении два сказуемых – глагола одного и того же лица и числа, стоящие рядом и не разделённые запятой? 30. Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение: Я стал на первую попавшуюся валежину и стал переобуваться? 31. Вспомните (и запишите) несколько пословиц русского языка со сказуемым, включающим сравнительную степень имени прилагательного. *32. Припомните по 5 названий художественных произведений с со- гласованными и несогласованными определениями. 33. Какими разными членами предложения может быть выделенное слово в зависимости от ударения в предложении: На сверкающем золотом шпиле развевалось знамя? 34. Каким членом предложения являются выделенные слова в сле- дующей фразе: Узкая полоска света падала из крошечного оконца под по- толком (А. Рыбаков)? Какое слово надо вставить, чтобы эти слова пре- вратились в обстоятельство места? 35. Сколько обстоятельств образа действия в предложении: Кто шёл не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав, как на пожар. (Е. Носов)? Чем выражены эти обстоятельства? 116 36. Какие известные стихотворения Н. А. Некрасова начинаются на- зывными предложениями? 37. Как вы думаете, можно ли, не меняя смысла назывного предло- жения (т. е. утверждения о наличии, существовании предмета или явле- ния), превратить предложения типа Ночь. Дождь и др. в обычные двусос- тавные? 38. Какие сочинительные союзы употребляются не в начале второй части сложного предложения, а в середине её? Приведите примеры таких предложений. 39. Определите тип сложного предложения: О вы, которых ожидает отечество от недр своих (М. Ломоносов). Чем оно интересно? Вдумайтесь ещё в один подобный пример: Прощай, лагерь, где мы провели незабывае- мые дни. 40. Объясните синтаксическое различие между следующими двумя предложениями: 1) Всё чаще в темноте неожиданно появлялись деревья, будто вы- растая из-под земли; 2) Всё чаще в темноте неожиданно появлялись деревья, будто они вырастали из-под земли. 41. Какова синтаксическая роль сравнительных оборотов в следую- щих предложениях: 1) Старый лось застыл в сосняке, как изваяние (Б. По- левой); 2) Под самолётом переливался зелёно-синими волнами необозри- мый, как море, лес (Б. Полевой); 3) Наш сад как проходной двор (А. Че- хов); 4) Служите мне, как вы ему служили (А. Пушкин)? 117 *42. Составьте предложения с фразеологическими единицами: как две капли воды, как ужаленный, как свои пять пальцев, как рукой сняло, как в воду опущенный, как на пожар – и объясните их синтаксическую роль, а также знаки препинания. 43. Попытайтесь доказать, что в предложении Плохо человеку, когда он один (В. Маяковский) – придаточная часть условия, а не времени. *44. Припомните несколько пословиц и строк из популярных совет- ских песен, представляющих собой сложноподчинённые предложения с придаточными условия. 45. Объясните синтаксическую роль выделенных слов в предложени- ях: 1) Ему нечего сказать в ответ; 2) Хорош спортсмен, нечего сказать! 46. Подумайте и ответьте, как изменится синтаксическая структура и смысл предложения Таким образом, неисправность в аппарате обнару- жить не удалось, если опустить запятую? 47. Перед вами предложение: Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кири- ловну (А. Пушкин). Какое значение имеет здесь точка с запятой в отноше- нии интонации? 48. Почему обособлено приложение в предложении Лучший друг Ни- колая, Виктор не мог остаться равнодушным к его судьбе? 118 49. Попытайтесь объяснить обособление приложения в следующем предложении: В избушке распевая, дева прядёт, и, зимних друг ночей, трещит луна перед ней (А. Пушкин). *50. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях: 1) Всё лето скот пасли на полонине, то есть высокогорное пастбище; 2) Все были возмущены поведением этих мальчиков, особенно вы- ходка Глеба. 51. Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях: 1) Затем странный человек не торопясь обошёл нижние палубы (В. Катаев); 2) Швейцар решил идти не спеша (К. Паустовский); 3) Они сели на скамью и долго сидели молча; 4) Повертелась лиса у курятни- ка и ушла несолоно хлебавши; 5) Мать встала и, не торопясь отойдя к ок- ну, повернулась ко всем спиною; 6) Позади их (солдат) стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию (Л. Толстой)? *52. Придумайте и запишите по одному предложению с фразеоло- гизмами: сломя голову, не сводя глаз с кого-либо, спустя рукава, не разги- бая спины, держа курс на что-либо, не покладая рук, недолго думая, скре- пя сердце, принимая во внимание что-либо, положа руку на сердце, не мудрствуя лукаво. Укажите, какие из них обособляются, а какие нет. 53. Как выразить короче следующие мысли: 1) Все обрадовались, когда он пришёл; 2) Когда закончились уроки, мы пошли в кино; 3) Когда эта повесть появилась в печати, она была с радостью встречена читателями? 119 54. Как сократить фразу На лугу росли жёлтые лютики, одновре- менно избавясь от определения (ведь лютики бывают только жёлтые)? 55. Какие союзы и союзные слова, свойственные книжной и офици- ально-деловой речи, вам известны? Назовите их. 56. Каково стилистическое различие союзов: когда и коли, если и ежели, если бы и кабы? 57. Как превратить сложносочинённое предложение Ему предложили сесть, но он отказался в простое, придав ему оттенок книжного стиля? Сделайте это. 58. Определите стиль следующего отрывка из статьи академика М. А. Лаврентьева: «Белых пятен на карте знаний ещё достаточно, нераз- гаданные законы ждут своих открывателей. Вам предстоит заглянуть в тайны микромира и тайны галактик, открывать новые космические трассы, услышать «сердце» Земли, задавать сложные задачи вычислительным ма- шинам…» *59. Перескажите своими словами содержание рассказа А. П. Чехова «Налим», употребляя меткие выражения, выразительные слова, обороты: барахтаться, пыхтеть, отдуваться, нащупывать, шарить, таращить глаза, фыркать, копошиться, лепетать, невтерпёж, медовая улыбка, растопыривать пальцы, поминай какзвали. *60. Как бы вы написали это объявление? 120

№65 Расставьте знаки препинания, разграничив простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения.

1. Солнце село и тусклые тучи висели над темной степью. 2. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. 3. Был морозный солнечный день и ему все нравилось: обилие лыжников и скрип свежего снега, который еще не успели убрать в Москве. 4. Разговор показался ему интересен и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли. 5. Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. 6. Какие же технологии и услуги влияют на цену жилья и определяют его элитность? 7. Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. 8. Ефимова села на краешек холодного кресла и посмотрела сквозь бронзовый забор чернильного прибора на Семена Еремеевича. 9. Это было неестественно и с лакейской точки зрения абсурдно. 10. Сейчас же мы набрали жизненный опыт и постараемся сделать так, чтобы при появлении коммерческих изделий никто не оказался в проигрыше. 11. Фитотерапию часто относят к народной медицине и на этом основании делают вывод, что это ненаучный метод лечения. 12. Подделанные бюллетени были изъяты и на ход голосования не повлияли. 13. Трещит мороз и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой. 14. Разработчики говорят о прорыве на рынке киноиндустрии и рассчитывают получать миллиардные прибыли от голливудских гигантов. 15. Тогда Михаил засел за компьютер и с помощью обычных программ вроде Adobe Photoshop стал искать числовой алгоритм. 16. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег и укладывались правильными рядами. 17. Темнеет и странная тишина царит в селе.

№66 Расставьте знаки препинания, укажите предложения, в которых запятая при сочинительном союзе не ставится.

1. Через десять лет эти показатели сравняются и справиться с этой ситуацией будет очень сложно. 2. В углу висел репродуктор и играло радио для развлечения ожидающих. 3. Когда она наконец пришла и он увидал близко ее лицо и фигуру, он просто сказал: «Ну-ну!» 4. Экономические реалии стали другими и идеология старой программы уже неадекватна. 5. В глубине стоял широкий письменный стол с бронзовыми чернильницами и перед ним два кожаных кресла. 6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика. 8. Ведь цена металла в виде изделия возрастает многократно и компания зарабатывает дополнительные деньги. 9. Когда из-за туч появилась луна, все вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка. 10. На углу недавно поставили новый киоск и теперь там продают газеты. 11. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и слабо зашумит прибрежный тростник. 12. Когда наступал ветерок и от нагретой земли исходило теплое парение, такая наступала кругом благодать, что ни во что не верилось. 13. Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой и когда невесть откуда нахлынут силы и ум заострится и вскипит воображение. 14. Полина окликнула меня и я вышел к ней на крыльцо. 15. Кто в детстве не искал запрятанные Стивенсоном на таинственном острове сокровища и кто не помогал Маугли в непролазных дебрях Индостана? 16. Полина доверчиво держала меня за руку и от этого она казалась мне маленькой девочкой. 17. Как только в начатой вещи появляются люди и как только эти люди по воле автора оживают, вещь начинает развиваться по своей внутренней логике. 18. В наших краях знают толк в пении и недаром село Сергиевское славится по всей России особенно приятным напевом. 19. Цветов с каштанов было так много, что во время дождей плотины из них задерживали сток дождевой воды и некоторые улицы превращались в мелкие озера.

№67 1. Минута – и стихи свободно потекут. 2. Вот крик – и снова все вокруг затихло. 3. Мгновение – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья. 4. Он знак подаст – и все хлопочут. 5. Сухой треск ракетницы – и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня. 6. Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.

№68 Расставьте знаки препинания, графически обозначая границы придаточных предложений.

I 1. Седой старик в годы войны которому было только девятнадцать лет рассказывал подробности этого сражения. 2. Все что нынче держим мы в руках мне с каждым днем становится дороже. 3. Тот домашний уют создавать который пришлось очень долго в один день был разрушен приездом Ивлевых. 4. У меня похолодало под сердцем при одной только мысли что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней и я не успею к открытию мемориала. 5. Каждый писатель является психологом в задачи которого входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души. 6. Он всюду видел поэзию какой бы скромной на вид она ни была и умел незаметно втягивать людей в круг поэтических ощущений и в мир богатого своего воображения которым он щедро делился. 7. В 80-е годы XIX века Шишкин создает много картин в сюжетах которых он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. 8. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру во времена княжения которого состоялось крещение Руси.

II 1.Ученик не мог вспомнить ни как называется произведение ни кто его автор. 2. Он обещал вернуться но не уточнил когда. 3. Важно теперь выяснить не что он уже сделал а что он собирается еще сделать.

№69 Расставьте знаки препинания, учитывая особенности пунктуации при стечении союзов.

1. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. 2. Глаза у нее были молодые блестящие и когда она во время работы надевала очки то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными как у подростка. 3. Весть о предстоящем повышении зарплаты принимают с радостью но когда узнают о разном проценте повышения для врачей и среднего медицинского персонала, начинают искать в чём тут подвох. 4. Подали что-то такое белое я принял это за манную кашу но когда попробовал то понял что я буду есть это всю свою жизнь по три раза каждый день. 5. Была она подтянута разумом богата стремительна характером резка и хотя с виду не красавица но мужчины задерживали на ней взоры. 6. Она появилась очень поздно и хотя я видел её издали и только со спины я именно по этой спине по опущенным плечам понял что случилось несчастье. 7. Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. 8. Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.


Похожая информация.


Основные правила оформления цитат – Цитата должна совпадать с текстом произведения. – Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. – Если цитируются не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты. – Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны: а) «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», – говорит князь Андрей Пьеру. б) Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни «только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь». В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы. – Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи. – После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например: Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: «…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» – Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье). – Стихотворный текст можно цитировать двумя способами: а) Соблюдая графический облик строфы, например: «Чудная картина…» А. Фета – зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна… В этом случае текст приводится без кавычек. б) Одну-две строки можно цитировать «в строчку», например: «Чудная картина» А. Фета – зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: «Чудная картина, // Как ты мне родна…» В этом случае необходимы кавычки. – Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например: А. Фет пишет: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна… – Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например: В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна… (А. Фет) Мчатся тучи, Вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна… (А. П.) Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… («Зимнее утро») Мчатся тучи, Вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна… («Бесы») Задания по теме Задание 1. Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор. 1. Ершов с прицепщиком заправил… баки, запустил… мотор.2. Большинство участников заседания уже высказал…сь. 3. Ряд столов находил…(ся/сь) посередине большой комнаты. 4. К началу экзамена явил…сь десять студентов. 5. Сто семьдесят студентов нашего института принял… участие в кроссе. 6. Пять студентов нашей группы принял… участие в кроссе. 7. В соревновании участвовал… всего десять команд. 8. На написание диссертации понадоб…тся три года. 9. Прошл… сто лет. 10. Пробил… двенадцать часов. 11. Пять дней вычеркнут… из моего отпуска. 12. Десять студентов окончил… институт с отличием. 13. А в лесу десять всадников нахлестывал… лошадей (Н.А. Островский). 14. Пять бойцов отправил…сь в разведку. 15. Прид…т врач или медсестра. 16. Приш…л… декан с заведующим кафедрой. 17. Все (эти) десять книг куплен… недавно. 18. полгорода участвовал… в демонстрации. 19. Остальные полдома уцелел… от пожара. 20. Все двадцать один студент участвовал… в состязании. 21. Три дома на вечер зов…т (А.С. Пушкин). 22. Заведующий кафедрой с деканом пришл…. 23. Человек пять стал… мыться в горном холодном ручье (М. Горький). 24. После окончания Международного геофизического года более 20 стран решил… организовать совместное изучение Индийского океана. 25. Большинство студентов, приехавших из зарубежных стран, успешно сдал… экзамены. 26. Еще до революции ряд ученых, например П.Н. Сакулин, Д.Н. Ушаков, выдвигал… идею упрощения русской орфографии. 27. В комнате был… два окна с широкими подоконниками. 28. Возвратил…сь только пять человек. 29. Большинство рабочих, техников и инженеров завода уже выполнил… предусмотренную планом норму. 30. Уж много карет проехал… по этой дороге. 31. Большинство электората проголосовал… за этого кандидата. 32. Большинство гостей стоял… группами, обсуждал… вчерашнее событие или просто болтал…. 33. Семь обысков был… ночью. 34. Остальная часть делегатов прибыл… позже. 35. На станции служил… одиннадцать человек. 36. Этот ряд заданий долж…н… быть выполнен… самостоятельно. 37. Ряд заказчиков, получивших новую продукцию, обратил…сь на завод с рекламациями. 38. Большинство явил…сь вовремя. 39. Часть расчетов еще не закончен….40. Ряд заданий не выполнен…. 41. До конца пути оставал…сь двадцать пять километров. 42. Вот два года моей жизни вычеркнут… (М. Горький). 43. Несколько пуль провизжал… над моей головой (М.Ю. Лермонтов). 44. Несколько человек был… наказан… плетьми и сослан… на поселение (А.И. Герцен). 45. Заговорил… сначала несколько человек туманно и нетвердо. (А. Фадеев). 46. Много глаз смотрел… в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством. (М. Горький). Задание 2.Прочитайте предложения. Нарисуйте схемы подчеркнутых словосочетаний; определите, по какому правилу должны согласовываться определяемое слово и определение. Вставьте пропущенные окончания. Образец рассуждения: Объект исследования – это порождающ… проблемную ситуацию явление или процесс. Составляем схему: «порождающее проблемную ситуацию» - определение, «явление или процесс» - однородные члены предложения. Схема – ~ Х или Х. Действуем по правилу «Определение + определяемые слова-однородные члены предложения». Однородные существительные соединены разделительным союзом, определение находится перед однородными членами, следовательно, определение должно стоять в ед.ч.: Объект исследования – это порождающее проблемную ситуацию явление или процесс.
Предложение Схема словосочетания
1. В начале эксперимента три освещен… мигающим светом растения находились в одном грунте.
2. Автором книги «Давайте говорить правильно» является известн… лингвист Л.А.Вербицкая.
3. Говоря об обусловленности всех изменений вещества движением корпускул, Ломоносов подчеркивал, что химические превращения должны изучаться химическим, физическим и математическим метод ….
4. Последние 30 лет характеризуются ростом убытков от аварий в нефтяной и химической промышленности. При этом в первое десятилетие было 22 болш… аварии , во второе – 29, а за последние десять лет – 58.
5. И в том, и в другом метод… борьбы с монотонией есть серьезные недостатки, к тому же оба эти метода мало эффективны.
6. В 1910 году доктор физических наук Мария Кюри-Складовская, продолжавш… изучение радиоактивных элементов после смерти мужа, впервые получила металлический радий.
7. В веществах, имеющих ионную или атомную стрктур… , носителем химических свойств являются не молекулы, а те комбинации ионов или атомов, которые образуют данное вещество.
8. Перв… четыре параграфа посвящены проблемам так называемых «озоновых дыр».
9. Александр Евгеньевич Ферсман, академик, лауреат Ленинской и Государственной премии…, родился в 1883 году.
10. Единогласие требуется при определении основных направлений деятельности общества с ограниченной ответственностью, утверждении текущ… плана и отчета.
11. Тропическое растение терминалия Фердинанда, растущ… в Австралии , является мировым рекордсменом по содержанию витамина С.
12. Второй и третий эксперимент… только подтвердил… результаты первого.
13. По закону Авогадро, равные объемы газов, взятых при одинаков… температуре и давлении, содержат равное число молекул.
14. Товариществ… простое и полное являются формами коллективных предприятий с неограниченной ответственностью.
15. Кампанелла пишет, что Метафизик и три его главн… помощника должны быть отделены от прочей управляющей иерархии Города Солнца.
16. Созданный швейцарскими биохимиками штамм почвенных бактерий способен уничтожить токсичное вещество 4-этилбензоат, котор… не могла уничтожить прежде никакия бактерия .


Задание 3. Перепишите, ставя глаголы в прошедшем времени.

1) Кофе уже (остыть). 2) Перила неожиданно (сломаться). 3) Наступили сильные холода, и прорубь на реке (замерзнуть). 4) Рельс (погнуться). 5) РТС (закончить) приготовления к весеннему севу.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

1. «Война и мир» написан… Л.Н.Толстым . 2. Занимает две больш… комнаты . 3. Последн… два месяца. 4. Перв… две недели.5. Верхн… два окна. 6. Цел… два стакана. 7. Цел… две тарелки. 8. Цел… два ведра. 9. Полн… три месяца. 10. Добр… трое суток. 11. Направо от двери были два окна, завешенн… платками (Л. Т.). 12. Последние два письма, написанн… карандашом, меня испугали (А. Ч.).

13. Он владеет немецким и французским язык… 14. Я давно не видел мо… брата и сестру.

Задание 5. Расставьте знаки препинания, объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым.

1. Властвовать значит доверять. 2. Гласность есть меч который сам исцеляет нанесенные им раны. 3. Гнев этострасть а страсть исключает рассудок и логику. 4. Теоретическая физикадетские игрушки по сравнению с детской игрой. 5. Интеллигентность это способность понимать. 6. Красота есть обещание счастья. 7. Не говорить всей правды значитлечить больного. 8. Любовь источникдобра и ненависти. 9. Молодостьединственный недостаток который проходит с годами. 10. Познание и жизнь неотделимы. 11. Вечная бдительность вот цена свободы. 12. Я не француз Дефорж. Я Дубровсикй. 13. Он порча он чума он язва здешних мест.14. Утро тихорадостно и молодо. 15. Пятью пять двадцать пять. 16. Эта вещь не новинка. 17. Его тактика разделяй и властвуй. 18. Жизнь без свободы ничто (Ромен Роллан). 19. Это начало всех начал. 20. Большая Медведица семь ярких звезд. 21. Я председатель (Ш.). 22. Читйте завидуйте я гражданин Советского Союза! (Маяк.). 23. Ваше сердце как камень. 24. О решенном говорить только путать. 25. Обь кажется крупнейшая река Сибири. 26. Токио уже давно столица Японии. 27. Ртуть тоже металл. 28. Аналогия не доказательство. 29. Какой умница наш Петя!

Задание 6. Поставьте знаки препинания и обоснуйте их выбор.

Сестра входившая в палату сделала вид что ничего не заметила.

Образец пунктуационного разбора: Сестра, (1) входившая в палату, (1) сделала вид, (2) что ничего не заметила. (3).

а) Предложение повествовательное, поэтому на конце его поставлена точка (3). Это одиночный, разделительный знак.

б) По структуре это сложноподчиненное предложение: состоит из главного (Сестра, входившая в палату, сделала вид ) и придаточного (ничего не заметила ); между ними стоит запятая (2). Это одиночный, разделительный знак. Правило : Придаточное предложение отделяется от главного запятой, если находится перед главным или после него.

в) Главное предложение осложнено причастным оборотом, который с обеих сторон выделяется запятыми (1), (1). Это парный, выделительный знак. Правило : Распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого существительного, всегда обособляется.

1. Его [Вернера] маленькие чёрные глаза всегда беспокойные старались проникнуть в ваши мысли. 2. Вышел Алеша из дома отца в состоянии духа очень разбитом и подавленном. 3. Бледный он лежал на полу. 4. Около дороги нежно прислонились друг к другу две ивы старая и молодая и о чем-то шептались. 5. Лимонница желтая бабочка сидит на бруснике. 6. Пораженный он широко открыл карие глаза. 7. Отец Вани Александр Федорович Земнухов работал сторожем в тресте. 8. С ним был лохматый сильный пес по кличке Верный. 9. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде как бы недоумевая. 10. Нас было трое Савелий старый охотник толстый и круглый как улей Пыж длинноухий его пес понимающий по части охоты не хуже своего хозяина и я в то время еще подросток. 11. Он шел не торопясь. 12. Сад все больше редея переходя в настоящий луг спускался к реке поросшей зеленым камышом и ивняком около плотины был плес глубокий и рыбный. 13. В темной дали ничего не было кроме сверкающих огней. 14. Почва Сучанской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородна. 15. Сверх всяких ожиданий весь октябрь стояла сухая и теплая погода. 16. Весь материал включая дневники путешественников тщательно изучается.

Задание 7. Спишите, расставляя пропущенные знаки. Объясните их постановку.

1. Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы и у края земли лежали новые огромные груды облаков. 2. Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. 3. Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. 4. Прошло еще несколько дней и каждая встреча каждая беседа вносили все большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения. 5. Сестра и Анюта хотели спросить как мне тут живется но обе молчали и только смотрели на меня. 6. Весьпростор будто затянут паутиной и не разберешь где кончается море и начинается небо. 7. Иона смотрит какой эффект произвели его слова но ничего не видит. 8. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. 9. Солнце взошло и хотя на небе не было ни единого облачка но цвет его был странный белесоватый в зените и серый ближе к горизонту. 10. Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. 11. Хотя день был очень хорош но земля до такой степени загрязнилась что колеса брички захватывая её сделались скоро покрытыми ею как войлоком что значительно отяжелило экипаж к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. 12. Погода испортилась падал снег и дула заметая следы позёмка. 13. Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего дороже моря и неба. 14. Ковшов не замечал того что ясно видел коренной житель Адуна весеннее обновление природы уже началось. 15. Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. 16. Ещё мгновение и вот засияют её глаза расцветёт её улыбка.

Задание 8. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

1. Николай Николаевич Вавилов покорял собеседника с первого слова с первого рукопожатия. 2. Необыкновенное обаяние излучал весь его облик и глаза и голос и манера общения. 3. Его обаяние не было мимолетным временным связанным с творческим подъемом или удачным решением той или иной задачи. 4. Внешний облик удивительно адекватно отражал внутреннюю душевную красоту и мощь этого человека. 5. Были в нем не только изумительная мягкость и доброта поразительная теплота и внимательное отношение к людям но и твердость воля и настойчивость в достижении поставленной цели словом все то что свойственно истинному ученому и необыкновенному человеку.

Задание 9. Выделите причастные обороты, объясните постановку знаков препинания. Трансформируйте предложения, изменив постановку знаков препинания при причастных оборотах.

1. Актуальность решения вопросов связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа» возрастает с каждым годом.

2. Глобальный кризис вызванный истощением сырьевых ресурсов наука может предотвратить путем перевода промышленного производства на так называемые «замкнутые процессы».

3. Научно поставленная задача должна иметь одно решение, так же как может существовать только одна таблица умножения.

4. Фантазия в разумных пределах, если она не превращается в совершенно оторванные от действительности грезы, является предпосылкой всякого творчества.

5. Ваш проверенный на практике метод заслуживает внимания.

Задание 10. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила обособления деепричастных оборотов.

1. Годовая потребность рассчитывается исходя из потребностей на квартал. 2. К работе можно приступить начиная с будущей недели. 3. Опубликованы данные социологических исследований изучив которые можно сделать интересные прогнозы. 3. Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина. 4. Дедушка собирался было пройти мимо но заглянув в ворота остановился в недоумении. 5. Раз идя по шумному веселому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным он испытывал счастливое удовольствие. 6. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя). 7. Она (Аксинья) вошла в зал не постучавшись. 8. Участвуя в каком-либо житейском конфликте философ может искренне забыть о его причинах увлекшись анализом человеческих нравов. 9. Опубликованы данные социологических исследований изучив которые можно сделать интересные прогнозы.

Задание 11. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила обособления сравнительных оборотов.

1. Современный рынок в России как и всякое явление развивается через противоречия. 2. Хотя проблема загрязнения окружающей среды не столь серьезна как истощение сырьевых ресурсов она более остро и наглядно ощущается людьми и поэтому находится сейчас в центре внимания. 3. Важно оценить поставщиков по таким показателям как качество обслуживания цены. 4. Вывоз капитала может осуществляться как в предпринимательской форме так и в виде ссудного капитала. 5. Судьба России как крупнейшей державы не может не волновать политиков разных стран.

Задание 12. Объясните постановку знаков препинания в сложном предложении.

Существует мнение что чем известнее и крупнее предприятие тем выше дивиденды по его акциям и следовательно тем выше будут дивиденды по акциям инвестиционного фонда. Однако эти ожидания могут не оправдаться так как проблема заключается в том что для модернизации крупных предприятий потребуются естественно значительные по своему объему инвестиции. Значит вся прибыль если она конечно будет получена по итогам года пойдет на развитие производства а отнюдь не на выплату дивидендов акционерам.

Вероятно далеко не всем акционерам этот отчетный период принесет позитивные результаты. Что ж в этом логика рыночной экономики кто-то выигрывает а кто-то проигрывает.

Задание 13. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила обособления сравнительных обротов.

1. Туман как опрокинутое море висит над рожью. 2. По мере того как туман редел его лицо становилось все более озабоченным. 3. Оказывается это был не кто иной как медвежонок заснувший в теплом темном углу. 4. В письме этом как в зеркале видна ваша нежность. 5. В этой комнате как и во всем доме было очень уютно.6. Поэт показал его героизм как норму поведения человека. 7. Ваш сад как парк.

Задание 14. Перепишите, расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания в сложном предложении.

1. Я убежден лишь в одном вдохновение приходит во время труда. 2. Если будут билеты мы поедем на экскурсию по маршруту о котором слышали много интересного. 3. Месяца не было но звезды ярко светили в черном небе. 4. В комнату где царствовал сон и покой Тарантьев приносил жизнь и движение. 5. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. 6. Странный старичок заговорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня. 7. Иван Иванович подошел к воротам загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай. 8. Осень и зиму Павел не любил они приносили ему много физических мучений. 9. Всякому человеку для того чтобы действовать необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. 10. Я спешу туда ж а там уже весь город.

Задание 15. Расставьте знаки препинания, объясните пунктограммы.

1. Понять что народ глуп этим гордиться не стоит. Но понять что мы сами и есть народ вот этим стоит гордиться. 2. Жизнь подобна коробку спичек. Обращаться с ней серьезно глупее глупого. Обращаться несерьезно опасно. 3. Мораль другое название удобства. Благодеяние даруемое моралью экономия времени и труда. Вред причиняемый моралью полный паралич совести. 4. Опасные мысли это мысли заставляющие шевелить мозгами.

Вариант 1.

а) запятую; г) тире;

в) двоеточие;

1. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись (?) на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею.

2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце (?) капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

3. Могучее дерево даже в бурю стоит и только ветвями поводит (?) высокое тонкое, качается все.

4. Он ждал расспросов (?) она молчала и смотрела за окно, где все так же однотонно шумел дождь.

5. Тут открылась картина довольно значительная (?) широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народу.

6. Край неба алеет (?) в березах просыпаются, неловко перелетывают галки, воробьи чирикают около темных скирд.

7. Выбрав в лесу хорошую ореховую палку, мы иногда обделывали ее на свой манер, а именно (?) очищали от кожуры и обжигали на пламени костра.

8. Матушка сидела в гостиной и разливала чай, одной рукой она придерживала чайник, другой (?) кран самовара.

9. Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть (?) и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове ее мужа, о чем бы ей нельзя было знать.

10. Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим (?) высоким и худым человеком со сладким чахоточным голосом и плутовскими глазами.

1) сложноподчинённое 2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое 4) простое, осложнённое

Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла.

1) сложноподчинённое 2) простое, осложнённое

Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов.

1) сложноподчинённое 2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

3) сложносочинённое 4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

Однако в паводок, когда бурные потоки талых вод смывают большие количества грязи, дозу хлора приходится увеличивать, а полностью улетучиться он не успевает.

5. Укажите верную характеристику предложения.

1) сложное с сочинительной и бессоюзной связью 2) простое с однородными членами

3) сложносочинённое 4) сложное бессоюзное

К 1941 году здание было закончено, и во время войны в нём хранились коллекции эвакуированных из Москвы и Ленинграда музеев: Третьяковской галереи, Павловского дворца и других.

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1,4 4) 1, 2, 3, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1) 1,2,3,4 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4

8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) серьге тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

1)1,2,4 2)2,3 3)1,3,4 4)2,3,4

9. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Лещинский побежал за ними (1) и (2) когда был уже близко (3) услышал другой выстрел (4) раздавшийся справа.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4

3)2,4 4) 1, 3, 4

Тест 10. Сложное предложение с разными видами связи.

Вариант 2.

1. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?):

а) запятую; г) тире;

б) точку с запятой; д) не нужно никакого знака.

в) двоеточие;

1. А рядом с этим чувством было и другое (?) чувство отдыха и безумного счастья.

2. Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи (?) о жизни тленной и прекрасной.

3. Два качества Чернышевский считал обязательными для человека и как бы завещал их потомкам (?) жажду труда и чистую совесть.

4. Звонили ко всенощной, и протяжный, дрожащий вой колокола раздавался в окрестности (?) солнце было низко, и одна половина стены озарялась розовым светом заката.

5. Сверху проникает неутомимый гул надземной жизни (?) смягченный отзвук великого труда все побеждающих людей.

6. Солнце пряталось за облаками (?) деревья и воздух хмурились, как перед дождем, но, несмотря на это, было жарко и душно.

7. Опасения Ивана полностью оправдались (?) прохожие обращали на него внимание и оборачивались.

8. Как хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали на воде (?) и под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли!

9. Это были великолепные золотые рыбки (?) таких в аквариуме не было.

10. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул (?) мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов...

2. Укажите верную характеристику предложения.

1) сложное бессоюзное 2) сложносочинённое

3) простое, осложнённое 4) сложноподчинённое

Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э.

3. Укажите верную характеристику предложения.

1) бессоюзное сложное 2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями 4) сложноподчинённое

Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день.

4. Укажите верную характеристику предложения.

1) сложное с подчинительной и бессоюзной связью 2) сложное с сочинительной и подчинительной связью

3) сложное бессоюзное 4) сложноподчинённое

Я не выбирал его - он сам меня выбрал, когда мне было шестнадцать.

5. Укажите верную характеристику предложения текста.

1) сложносочинённое 2) сложноподчинённое

3) сложное с сочинительной и подчинительной связью 4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью

Русские художники ознакомились с этой книгой в изложении Н.И. Кульбина на своём съезде в 1911 году, и этот доклад позже был опубликован в нашей печати, однако сама книга была издана на русском языке только в 1967 году в Нью-Йорке Международным литературным содружеством.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1)1,3 3)3,4

2)2,3 4)1,2,3,4

7 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

1) 1,4 2) 1, 2, 3, 4

3) 3 4) 2, 3, 4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он устал и почувствовал (1) что никакая сила не сдвинет его с места (2) и что (3) если теперь он сядет (4) ему уже больше не подняться.

1)1,3,4 2)2,3,4 3)1,2,3 4)1,2,4

9.На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?

С весел капали голубые капли (1) и (2) когда они падали в море (3) то на месте их падения ненадолго вспыхивало голубое пятнышко.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3

Просмотров