Основы исследования. Внедрение результатов нир Заключительный этап научно исследовательских разработок нир

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

<<Российская Академия Правосудия >>

Крымский филиал

По дисциплине: Основы исследовательской деятельности

На тему: Этапы научно-исследовательской деятельности

Выполнила:

Студентка 3 курса 302

группы Прокопченко О.А

Проверил:

Преподаватель Гулевич И.В.

Симферополь - 2014

План

Введение

1. Научное исследование. Определение, виды

2. Особенности процесса научного исследования

3. Этапы научного исследования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда - осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению.Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науки известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно, позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе.Отличительные признаки научного исследования:

Целенаправленность процесса исследования, достижение поставленной цели и четко сформулированной задачи;

Творческий процесс, направленный на выявление оригинальных идей и новое освещение рассматриваемых вопросов

Строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Цель научного исследования состоит в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений - открыть законы, по которым возникают, функционируют и развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность.Выявив и обосновав с необходимой полнотой имеющиеся практические проблемы, исследователь должен позаботиться о формулировании собственно научных проблем, делающих актуальным исследование по интересующей его теме.Исследователь обязательно должен показать, как и в какой мере в данном конкретном случае неразрешенность научных проблем обусловливает остроту проблем практики, и соответственно, какой вклад в их решение может и должна внести данная работа.Образ желаемого результата только тогда может называться целью, когда фиксирован момент ее достижения и определен способ соотнесения полученного результата с желаемым.

Всякая цель исследования должна обладать 5 основными свойствами:

1. Полнота содержания, т.е. определенность всех характеристик результата.

2. Операциональноcть определения ожидаемого результата (контролируемость).

3. Временная определенность.

4. Реальность (соответствие возможностям).

5. Побудительность (соответствие мотивам объекта деятельности). Определить цель операционально - значит так задать характеристики, которыми должен обладать ожидаемый результат, чтобы можно было проверить, достигнуты ли они (эти характеристики) или нет.Таким образом, одним из важнейших показателей профессионализма и компетентности современного педагога-музыканта, развитости его мышления является умение операционально формулировать цели.

Основными средствами научного исследования являются:

Совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

Совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки в области музыкальной педагогики и психологии.

1. Научное исследование. Определение, виды

Научное исследование -- процесс изучения, эксперимента, концептуализациии проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

· Фундаментальное исследование , предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

· Прикладное исследование , направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

· Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.

· Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

· Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

· Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

· Поисковое исследование , направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

· Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

· Уточняющее исследование . Это самый распространённый вид исследований. Их цель -- установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

· Воспроизводящее исследование . Его цель -- точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование -- основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

· Разработка -- научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

2. Особенности процесса научного исследования

Процесс научного исследования в норме должен подчиняться определённому порядку:

1. Выявление противоречия в научном знании и постановка проблемы.

2. Определение объекта, предмета, цели и задач исследования

3. Выдвижение рабочей гипотезы и эмпирических гипотез.

4. Теоретическое обоснование и описание.

5. Планирование исследования.

6. Проведение исследования.

7. Проверка гипотез на основе полученных данных

8. В случае опровержения старой - формулирование новой гипотезы.

Ошибкой является такое изменение этого порядка, когда сначала проводится исследование, а потом формируется гипотеза, цель и задачи. Эта ошибка приводит к обесцениванию результатов исследования. Во-первых, боязнь неподтверждения гипотезы является необоснованной, т.к. опровержение гипотезы порождает такое же научное знание, как и её подтверждение. Во-вторых, творчество исследователя как раз и заключается в построении теоретической модели, которую потом подвергают проверке. Формулируя гипотезу на основе уже проведённого исследования, автор лишает свою работу творческого начала. В-третьих- уверенность исследователя в том, что гипотеза в любом случае будет подтверждена лишает его критической мысли, заставляя использовать «правильные» научные источники. И, наконец, в-четвёртых, пропуск этапа планирования приводит к тому, что при интерпретации данных вскрывается недостаток необходимых данных.

3 . Этапы научного исследования

Научно-исследовательскую работу по профессиональной педагогике можно ориентировочно подразделить на несколько этапов, на которых выполняются различные исследовательские действия и составляются различные материалы.

Первый - наиболее трудный и ответственный этап - выбор темы исследования. Принято считать. что правильно выбрать тему - это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область животрепещущих, еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки. Но прежде необходимо определиться к какому типу исследования она будет относиться. В настоящее время общепринятой является следующая классификация типов исследований по их направленности в цепи "теория-практика”: фундаментальные исследования, направленные на разработку и развитие теоретических концепций педагогики как науки, ее методологии, научного статуса, ее истории; фундаментальные исследования также в границах отдельных педагогических дисциплин: теории воспитания, дидактики, предметных методик, специальной педагогики и т.д.

Результаты фундаментальных исследований не всегда находят прямой выход в практику образования; прикладные исследования решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практического направления. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных, по отношению к которым они носят вспомогательный характер;

разработки. Их задача - непосредственное обслуживание практики образования. Результатами разработок являются учебные программы, методические пособия и рекомендации, инструкции и т.д.

При выборе темы исследования предпочтительно брать задачу сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне, при этом необходимо иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики. Искусственные, оторванные от жизни темы исследовательской работы не оправдывают себя с точки зрения профессиональной педагогики как науки и вызывают лишь ироническое отношение к ним со стороны учителей-практиков и других работников просвещения. научный исследование профессиональный педагогика

Важным критерием при выборе темы является наличие у самого исследователя достаточно положительного опыта работы и способностей. И совершенно логично, что тему исследования исследователь выбирает именно из той области, в которой у него уже разработаны полезные работы и собран ценный материал наблюдений.

Общественное развитие естественным образом создает сферу своих интересов, которым подчиняется тематика педагогических исследований. Назовем два составляющих элемента: объективно существующая потребность в процессе непрерывного углубления, расширения и обновления системы знаний, включаемых в содержание образования. Эта потребность определяется достижениями науки и научно-технического прогресса в общественном производстве и вытекающими из этого требованиями к подготовке подрастающего поколения; необходимость адекватной реакции педагогики и частных методик в содержании, организационных формах и методах обучения и воспитания, реализуемой в педагогической практике. При этом должны использоваться достижения наук, связанных с развитием человека, таких, как психология, физиология, социология и пр.

При выборе темы надо обязательно учитывать и возможности материальной базы, специальной техники и наличие методики исследования. Также следует учитывать и то, как соответствующая проблема была освещена в научных работах до настоящего времени и отдавать предпочтение менее изученным и слабо освещенным.

Вторым этапом исследовательской работы является ознакомление с проблемой посредством литературных источников.

После предварительного выбора темы исследователю необходимо провести библиографический поиск по данной отрасли, чтобы получить точное представление о сделанном до него по изучаемому вопросу.

При выборе литературы рекомендуется в первую очередь остановиться на каком-либо более обширном источнике, в котором рассматривается выбранная проблема исследования. В ходе тщательной проработки такого произведения можно обнаружить, что в тексте, подстрочных ссылках и перечне использованной литературы назван целый ряд трудов, в которых рассматривается избранная для исследования проблема.

Изучение научных публикаций необходимо проводить по этапам:

общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

беглый просмотр содержания;

чтение в порядке последовательности расположения материала;

выборочное чтение какой-либо части произведения;

выписка представляющих интерес материалов;

критическая оценка записанного, его редактирование для возможного использования в своей работе.

Такую работу желательно проводить параллельно с составлением картотеки литературных источников.

Следующий логический шаг - формулирование проблемы. В научном смысле, проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов педагогической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям.

Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет. Объект в гносеологии - это то, что противостоит познающему субъекту, т.е. автору исследования. Адекватное воспроизведение объекта в мышлении предполагает преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание объекта выступает как результат применения субъектом определенных способов познавательной деятельности, логических операций.

Вырабатываемое субъектом знание постоянно соотносится с объектом, проверяется через материальную практическую деятельность.

Объект педагогического исследования очевидно всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса; его теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов и приемов деятельности обучаемых и обучающихся.

Предмет исследования - это тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные, с точки зрения исследователя, признаки объекта. Он уточняет, приближает к абсолютной истине объект исследования. Эта категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Между объектом и предметом исследования существует неразрывная связь. Затем определяется цель исследования, т.е. то чего собирается добиться в своей работе исследователь, какой результат он намерен получить.

Следующий важный момент - построение гипотезы . Гипотеза - это научное предположение, истинное значение которого неопределенно. Она представляет собой возможный (предполагаемый) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми объектами.

Научная гипотеза представляет собой научно обоснованное предсказание о ходе и результатах исследования, которое может превратиться в научную теорию. Построение гипотезы является одним из наиболее трудных этапов исследования.

Гипотеза в исследованиях по профессиональной педагогике успешно выполняет свою функцию лишь в том случае, если она опирается на многосторонний и основательный анализ соответствующих педагогических явлений. Гипотеза построенная на внешней аналогии, без учета специфики явлений, может даже препятствовать нормальному ходу исследования.

Итак, гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной, а подчас и теоретической поверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д.

Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать понимание того, что нужно сделать для достижения цели.

Задачи исследования вытекают из гипотезы и предмета. Содержание и число задач должно быть достаточным, чтобы полностью охватить предмет исследования и, в результате предстоящего исследования, в том числе и будущего эксперимента, получить научно обоснованный ответ на высказанную гипотезу.

Задачи исследования характеризуют работу со стороны планируемых результатов, целей, которые ставит перед собой исследователь. Задачами исследования могут быть: описание, выявление, разработка, обоснование, уточнение, дополнение, систематизация, совершенствование, развитие, конкретизация, анализ (концепции, подхода, метода, содержания образования и т.д.).

Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

В первоначальном плане исследовательской работы должны быть указаны отдельные исследуемые вопросы, перечислены используемые в работе методы исследования и обработки их результатов, а также каким путем результаты исследования будут внедряться в практику.

Важнейшей характеристикой педагогического исследования является его результат - совокупность идей, теоретических и практических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы. Результат исследований отражает достигнутый уровень знаний, фиксирует элементы его приращения. Он должен быть обоснованным и доказанным, иметь значение для науки и практики, нести общественно новые знания.

К первоначальному плану должен быть предложен и календарный план исследовательской работы. Успех любого научного труда во многом зависит от того, насколько правильно исследователь сумеет спланировать выполнение каждого этапа своего исследования в определенные сроки и насколько строго он будет их придерживаться.

Четвертым, главным этапом исследования является накопление материала для проверки обоснованности выдвинутой гипотезы. Для собирания нужных материалов используются весьма разнообразные методы.

На пятом этапе собранные материалы обрабатывают статистически: на основе сведений, полученных об отдельных изучаемых явлениях, определяют данные, характеризующие исследуемый комплекс в целом.

После сведения результатов исследования может быть выяснено, что полученные данные недостаточно достоверны и возникает необходимость в дополнительном сборе материалов. Проводится дополнительная серия наблюдений или экспериментов. При этом необходимо иметь в виду, что дополнительные наблюдения или эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные.

Далее следует шестой этап - анализ результатов исследования. Одно лишь правильное, логичное построение хода научной работы не гарантирует правильной логики исследования. Логика исследования - это прежде всего логика отбора и анализа фактов действительности. Самым крупным недостатком научной работы является то, что чаще всего в них ограничиваются лишь описанием педагогических явлений, без осмысления их сущности, причин и связей с другими процессами и явлениями. Если и делаются попытки анализировать педагогические явления, то в большинстве случаев это сводится к анализу обычных и только видимых сторон.Таким образом, логика исследовательской работы связана не только с методами сбора материалов, но и с проблемами обработки анализа и интерпретации собранных материалов.

Результаты любого завершенного исследования можно раскрыть с точки зрения его содержания, значения для науки и практики, способа получения, обоснованности и доказательности. Для оценки качества научно-педагогических исследований они должны быть представлены в таком виде, чтобы их можно было ввести в арсенал педагогической науки, внедрить в практику. Результаты исследований должны быть соответствующим образом описаны.

Результатом завершенных педагогических исследований может быть разработка новых концепций обучения, воспитания, профессионально-трудовой подготовки, методов, форм и средств обучения; выявление закономерностей учебного процесса; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий и т.д.); анализ практики обучения, воспитания и т.д.

Седьмым этапом исследования является оформление научно-исследовательской работы. Письменное изложение работы происходит на основе расширенного плана, который по мере надобности, дополняется и исправляется.

Объем диссертации определяет умение соискателя коротко и исчерпывающе, точно и всесторонне изложить содержание исследуемой темы, своих новых научных результатов и необходимых аргументов в их защиту. Поэтому чем меньше объем диссертации, тем выше ее ценность в научно-методическом отношении.

Немаловажное значение имеет и язык изложения научной работы, так называемый научный стиль. Языку научных сочинений всегда приписывались такие свойства, как точность словоупотребления, деловитость и строгость описаний и определений. Необходимо излагать мысли, факты, доказательства так, чтобы они были ясны для специалистов. вместе с тем научные работы должны быть понятны в своей основе и широкому кругу образованных читателей. В процессе написания работы четко должна просматриваться последовательность проведения принятой теоретической позиции, логичность изложения. Не менее важной чертой подлинно научного изложения является также глубокая взаимосвязь теоретических положений.

Изяществу научной речи способствует тщательный выбор слов. Это позволяет употреблять их с различными значениями и оттенками мысли. Разумеется, речь не идет об установившейся научной терминологии и стандартных обозначениях. Если одном случае пишут "истинный”, то в другом лучше сказать: настоящий, подлинный, действительный и т.п.

Последним восьмым этапом исследования является оценка эффективности исследования. Хотя она определяется вышестоящими органами, исследователь должен и сам знать и оценить результаты своей работы.

Если основной характеристикой фундаментальных исследований является их теоретическая актуальность, новизна, концептуальность и доказательность, перспективность и возможность внедрения в практику, то при рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую необходимость и значимость, возможность внедрения в практику.

Теоретическая значимость исследования - это вклад в научное познание, в науку.

Заключение

При ведении научно-исследовательской деятельности возникает ряд проблем по оформлению, структуризации, планированию научной работы. Важно помнить особенности и специфику конкретной дисциплины, по которой ведется научно-исследовательская разработка. Это необходимо для того, чтобы работа выглядела цельной, профессионально сформированной и вносила свой вклад в науку.

Придерживаясь рекомендаций, научный работник получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации исследовательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из предшествующих логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный результат, который в этом случае будет иметь больше шансов, отличаться полнотой, доказательностью и прикладными качествами.

Важно читывать особенности исследовательской работы при выполнении научной работы. Каждая в отдельности исследовательская деятельность имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при проектировании и создании работы.

Список использованной литературы

1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Теория познания и диалектика. Москва, Высшая школа. 1991г.

2. Р.Г Сабитова. Основы научных исследований: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005

3. Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Концепция академических научно-исследовательской деятельности. Формирование научно-исследовательской деятельности студентов средствами информационных и коммуникационных технологий. Научно-исследовательская деятельность в контексте методов обучения.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2015

    Основные задачи научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Меры, принимаемые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Характеристика исследовательской деятельности в современных условиях. Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов как средство повышения качества подготовки специалистов, способных творчески решать научные задачи.

    реферат , добавлен 24.03.2014

    Принципы и направления планирования научно-исследовательской деятельности. Порядок выбора и закрепления темы научного исследования, определение его основных целей и решаемых задач. Информационное обеспечение научной работы студента современного вуза.

    презентация , добавлен 19.03.2013

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) как одна из важнейших форм учебного процесса. Значимость научного исследования в становлении профессиональной компетентности будущего специалиста. Методика и тематика НИРС с новыми видами удобрений.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2012

    Сущность, виды учебно-исследовательской деятельности старшеклассников. Форма организации их научной работы, разновидности и задачи исследовательских работ. Опыт использования научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2009

    Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема. Вопрос развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности. Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2008

    Особенности организации исследовательской работы учащихся при обучении биологии и экологии, деятельность педагога по развитию их интеллектуально-творческих способностей. Правила организации и снаряжения туристическо-краеведческих походов и экскурсий.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Определение понятий "наблюдение", "эксперимент", "гипотеза". Правила подготовки научно-педагогических работников в аспирантуре, магистратуре и докторантуре вузов. Выявление основных задач научно-исследовательской работы студента; этапы ее написания.

    презентация , добавлен 22.08.2015

    Значимость научно-исследовательской работы обучающихся в системе высшего военно-профессионального образования. Развитие у курсантов общекультурных и профессиональных компетенций средствами военно-научной работы. Анализ форм военно-научной работы.

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • понятие фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ (ПИР);
  • порядок выполнения НИР;
  • основные этапы и стадии выполнения НИР;

уметь

  • осуществлять информационное обеспечение проведения НИР;
  • проводить научно-исследовательские работы;
  • определять коммерческую ценность результатов НИР;

владеть

  • методологией разработки проектной документации;
  • навыками работы с информацией;
  • техникой оформления результатов НИР.

Основные этапы и стадии выполнения научно- исследовательской работы

К НИР относятся теоретические, поисковые и прикладные исследования, направленные на решение крупных задач, имеющих важное народно-хозяйственное, научное или военное значение, а также проводимых с целью создания научного задела по определенным актуальным проблемам.

Взаимосвязь этапов и содержания фундаментальных, поисковых и прикладных НИР может быть условно представлено в виде схемы (рис. 7.1).

Большую часть НИР, результаты которых находят непосредственное применение в хозяйственной деятельности, составляют прикладные работы, проводимые с целью получения обоснованных исходных данных, необходимых для разработки технического задания на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) или опытно-технологических работ (ОТР).

Рис. 7. 1.

Результатами НИР являются творческие научно-технические решения в форме: произведений науки как определенной системы новых знаний, понятий, категорий, концепций и т.п.; конструктивного выполнения новых средств производства и предметов потребления и их составных частей; технологических процессов, устройств, веществ и способов их применения; художественноконструкторских решений изделий, определяющих их внешний вид; нанотехнической техники и технологий; научных теорий

и математических методов, правил; алгоритмов и программ для вычислительных машин; проектов и схем планировки сооружений, зданий, территорий; топологии интегральных микросхем и др.

Результаты НИР оформляются в виде научно-технических отчетов с различными приложениями, моделями, экспериментальными образцами продукции (изделий, материалов, веществ), являющимися в совокупности объектами правовой защиты.

Примерное описание модели, макета и экспериментального образца представлено на рис. 7.2.

Рис. 7.2.

Окончательная доводка НИР до практического воплощения в производство осуществляется в процессе проведения опытноконструкторских работ (ОКР) и опытно-технологических работ (ОТР).

Результатами ОКР является совокупность отчетной конструкторской и технологической документации, содержащей данные, необходимые для разработки, изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта изделий (продукции).

Результатами ОТР является совокупность отчетной и технологической документации, содержащей данные, необходимые для разработки и описания технологического процесса производства вещества или материала.

Документация, в зависимости от ее предназначения, делится на проектную (табл. 7.1), рабочую и информационную. При этом каждая из стадий проектной документации может содержать ноу- хау.

Рабочая конструкторская документация (или рабочая техническая документация) в зависимости от сферы использования подразделяется на производственную, эксплуатационную и ремонтную (табл. 7.2).

В состав информационной документации входят карта технического уровня и качества продукции, патентный формуляр и отчет о патентных исследованиях, информационная карта расчета экономической эффективности и цен повой (модернизированной) продукции, каталоги, экспертное заключение, акты и протоколы испытаний, решение о снятии продукции с производства и др.

Таблица 7.1

Стадии проектной документации

Наименование документа

Техническое предложение

Вид проектной конструкторской документации, содержащей технико-экономическое обоснование целесообразности разработки изделия (продукта) и уточняющего требования к его изготовлению, полученные на основании анализа технического задания и проработки вариантов возможных технических решений изделия

Эскизный проект

Вид проектной конструкторской документации на изделие (продукт), содержащей принципиальные конструкторские решения, дающей общее представление о конструкции и принципе работы изделия, определяющие его соответствие назначению и маркетинговые характеристики

Технический проект

Вид проектной конструкторской документации на изделие, содержащей окончательные технические решения, дающей полное представление о конструкции разрабатываемого изделия и включающей данные, необходимые и достаточные для разработки рабочей конструкторской документации

Предварительный проект

Технологическая документация, предназначенная для изготовления и испытаний макета изделия и (или) его составных частей на основании конструкторской документации, выполненной на стадиях эскизного и технического проектирования

В результате проведения НИОКР определяются характеристики и научно-технический облик объекта, разрабатываются технические требования к нему, техническая документация, макеты, экспериментальные и опытные образцы. Эти результаты являются объектами гражданских прав, о чем свидетельствует выделение правовых норм ГК РФ, относящихся к выполнению рассматриваемых работ, в отдельную часть (IV часть ГК РФ).

Таблица 7.2

Состав рабочей технической документации

Результаты НИОКР могут быть зафиксированы на магнитных или бумажных носителях информации (в виде словесного описания, схем, чертежей и т.п.) или воплощены в моделях, макетах, экспериментальных и опытных образцах и др. Для того чтобы результаты НИОКР, содержащиеся, в частности, в отчетной научно-технической документации, подпадали под правовую охрану, необходимо оформление соответствующих охранных документов – патентов, свидетельств и т.п.

Результаты НИОКР практически всегда обладают уникальностью и новизной, условия использования которых требует специального соглашения сторон. Эти условия предусматриваются в договоре на выполнение НИОКР и регулируются гл. 38 ГК РФ. Согласно ст. 769 ГК РФ, условия договора на выполнение НИОКР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).

Если иное не предусмотрено договором на выполнение НИОКР, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны (ст. 771 ГК РФ).

В договоре должны быть согласованы условия правообладания в отношении результатов интеллектуальной деятельности и передачи исключительных и неисключительных прав. Например, предусматривается, что заявки на получение патентов подаются заказчиком или исполнителем совместно с заказчиком либо исполнителем но согласованию с заказчиком, но исполнитель обязан предоставить заказчику исключительную лицензию на запатентованное решение. Возможны и другие варианты, однако при любом из них права на охраняемые элементы, содержащиеся в полученных по договору результатах, должны корреспондироваться с правами на использование результатов в целом, в ином случае эти права не могут быть реализованы стороной-правообладателем.

Исполнитель обязан обеспечить патентную чистоту как юридическое свойство передаваемых заказчику результатов договорных работ.

Если исключительные права на запатентованный объект принадлежат третьему лицу, то его применение в НИОКР допускается только с оформлением лицензионного либо иного договора, разрешающего применение охраняемого объекта, либо договора об уступке исключительных нрав.

Упомянутое выше исключительное право на результат деятельности дает возможность правообладателю: разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; распоряжаться своим правом. Следует иметь в виду, что переход права собственности на вещь (материальный носитель), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности, не влечет перехода интеллектуальных прав.

Субъектом исключительного права является автор – гражданин, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности РИД. При создании РИД совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство) исключительное право принадлежит соавторам совместно.

При заключении договора о выполнении НИОКР необходимо определять вид обязательств договаривающихся лиц о распределении между ними создаваемой интеллектуальной собственности и способах ее реализации. При этом интеллектуальную собственность необходимо разграничить на предшествующую (принадлежащую участникам договорных отношений, использование которой необходимо для выполнения работ) и создаваемую (исключительные права на полученные результаты интеллектуальной деятельности). В контрактах и соглашениях предусматривается также право договаривающихся сторон на использование создаваемой интеллектуальной собственности, в том числе, когда это возможно, совместное коммерческое использование.

Основой предполагаемого коммерческого использования создаваемой интеллектуальной собственности должны являться лицензионные и иные договоры, которые в дальнейшем могут быть заключены на любые объекты интеллектуальной собственности. Необходимо учитывать, что коммерческое использование интеллектуальной собственности часто включает в себя изготовление, применение, продажу, иное введение в экономический оборот продуктов (изделий), содержащих объект интеллектуальной собственности. В связи с этим именно в лицензионных и иных договорах требуется достаточно корректно определять субъекты, получающие права на использование собственности, характер и объем этих прав, условия и порядок их реализации, в том числе с учетом территориальных и других аспектов.

Таким образом, распоряжение исключительным правом РИД возможно двумя способами:

  • 1) путем заключения договора об отчуждении исключительного права;
  • 2) путем предоставления права использования объекта интеллектуальной собственности в пределах, установленных лицензионным договором.

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на РИД или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Согласно п. 3 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права так же, как и в лицензионном договоре, условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование РИД или средства индивидуализации. Если территория в договоре не указана, то лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории Российской Федерации.

Для использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта (кинофильма, мультимедийного продукта, единой технологии и т.п.) лицо, организовавшее создание такого объекта, включающего несколько охраняемых РИД, приобретает право использования договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие РИД.

При использовании РИД в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняется право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, вправе указывать свое имя или наименование, если речь идет об организации.

Споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных прав, рассматриваются или разрешаются судом (ст. 1248 ГК РФ). Защита интеллектуальных прав может применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом (ст. 125 ГК РФ). Гражданско-правовые способы защиты исключительных прав на РИД и на средства индивидуализации осуществляются, в частности, путем предъявления требования (ст. 1251 ГК РФ):

  • 1) о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
  • 2) о пересечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • 3) о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности;
  • 4) об изъятии контрафактного материального носителя;
  • 5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков, выплаты компенсации, компенсации морального вреда за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

За нарушение интеллектуальных прав законом предусматривается уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Законодатель идет по пути усиления ответственности за нарушение прав на интеллектуальную собственность. Введено правовое регулирование новых объектов правовой охраны: ноу-хау (секретов производства), коммерческих обозначений, РИД в составе единой технологии, сложного объекта, смежных прав изготовителя базы данных и публикатора произведений науки, литературы и искусства и др.

Современное производство не может успешно развиваться без соответствующих научных исследований. Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные (табл. 3.2).

Таблица 3.2 Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований Характеристика Результаты исследований
Фундаментальные Расширение теоретических знаний. Открывают принципиально новые пути преобразования природы, общества, производительных сил, создания техники и использования новых источников энергии. Проводятся в академических институтах, вузах Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; формирование комплекса научно-технических проблем прикладного характера применительно к конкретным областям науки, техники и производства
Поисковые Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Предназначены для изучения возможности создания новой техники, форм и методов организации производства. Проводятся в отраслевых НИИ, редко в вузах Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей
Прикладные Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Проводятся крупными предприятиями, отраслевыми НИИ и вузами Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР по тематике НИР

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. Их задача - дать ответ на вопрос: Возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками? Порядок проведения НИР регламентируется стандартом. Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР;

2) выбор направлений исследования;

3) теоретические и экспериментальные исследования;

4) обобщение и оценка результатов исследований;

5) приемка НИР.

При выполнении прикладных НИР часто включают также этап разработки, изготовления испытания макета или модели оборудования.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3 -- Этапы НИР и состав работ на них

Этапы НИР Состав работ
Разработка ТЗ на НИР Научное прогнозирование. Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований. Изучение патентной документации. Учет требований заказчиков.
Выбор направления исследования Сбор и изучение научно-технической информации. Составление аналитического обзора. Проведение патентных исследований. Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка. Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач. Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов. Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции. Разработка общей методики проведения исследований. Составление промежуточного отчета.
Теоретические и экспериментальные исследования Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений. Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов. Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования. Проведение экспериментов, обработка полученных данных. Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями. Корректировка теоретических моделей объекта. Проведение при необходимости дополнительных экспериментов. Проведение технико-экономических исследований. Составление промежуточного отчета.

Окончание табл. 3.3

Техническое задание (ТЗ) – это исходный документ, в котором указываются цель, содержание и порядок работы, намечается способ реализации результатов исследования. В нем содержится технико-экономическое обоснование работы, приводятся ожидаемые результаты, отмечаются преимущества перед существующими аналогами, рассчитывается ориентировочная экономическая эффективность работы. ТЗ разрабатывает исполнитель НИР и согласовывает с заказчиком.

На стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации:

Объект исследования;

Описание требований к объекту исследования;

Перечень функций объекта исследования общетехнического характера;

Перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия;

Технические решения (в прогнозных исследованиях);

Сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;

Сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований);

Сведения о материальных ресурсах;

Маркетинговые сведения;

Данные об ожидаемом экономическом эффекте.

Дополнительно используется следующая информация:

Методы решения отдельных задач и обработки информации;

Общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);

Проектируемые сроки обновления продукции;

Предложения лицензий и "ноу-хау" по объекту исследований.

На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация.

Дополнительно используются:

Сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР;

Данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений;

Требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.

Результатом НИР является достижениенаучного, научно-технического, экономического и социального эффектов.

Научный эффект характеризуется получением новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для "внутринаучного" потребления.

Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов выполняемых исследований в других НИР и ОКР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой продукции.

Экономический эффект характеризует коммерческий эффект, полученный при использовании результатов прикладных НИР.

Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии культуры, здравоохранения, науки, образования.

Оценка научной и научно-технической результативности НИР производится с помощьюсистемы взвешенных балльных оценок.

Для фундаментальных НИР рассчитывается толькокоэффициент научной результативности (табл. 3.4), а для поисковых работ икоэффициент научно-технической результативности (табл. 3.5). Оценки коэффициентов могут быть установлены только экспертным путем.

Таблица 3.4 - Характеристики факторов и признаков научной результативности

Научные работы в высшем учебном заведении выполняются:

–профессорско-преподавательским составом ВУЗа в соответствии с индивидуальными планами в основное рабочее время;

–научными, инженерно-техническими работниками, специалистами и рабочими научных и конструкторских организаций ВУЗа в основное рабочее время;

– студентами в ходе выполнения курсовых, дипломных проектов, других исследовательских работ, предусмотренных учебными планами, в студенческих научных кружках, студенческих бюро, научно-производственных отрядах, центрах научного и технического творчества молодежи учебных заведений и других организациях студенческого научного творчества, а также на кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских и технологических организациях ВУЗа в свободное от учебы время за плату;

– докторантами, аспирантами, стажерами-исследователями и преподавателями-стажерами высшего учебного заведения в соответствии с индивидуальными планами их подготовки, а также в свободное от учебы (работы) время на кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских и технологических организациях за дополнительную плату.

К выполнению научных работ, финансируемых из средств республиканского бюджета Российской Федерации и по хозяйственным договорам, в том числе на условиях совместительства, привлекаются профессорскопреподавательский состав, научные сотрудники, руководящие и другие работники ВУЗа, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в свободное от основной работы время.

Требования к научной и (или) научно-технической деятельности высшего учебного заведения и порядок ее оценки устанавливаются федеральным органом управления образованием по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и реализацию государственной научно-технической политики.

Оценка научной и (или) научно-технической деятельности высшего учебного заведения и её взаимосвязи с образовательным процессом осуществляется органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

Результаты оценки научной и (или) научно-технической деятельности в высшем учебном заведении составляют часть общей оценки деятельности высшего учебного заведения при его государственной аккредитации и являются для федерального органа управления образованием одним из оснований для установления (под- тверждения) вида высшего учебного заведения.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице.


Этапы НИР и состав работ на них


Этапы НИР

Состав работ

Разработка ТЗ на НИР

Н аучное прогнозирование.
Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований.
Изучение патентной документации.
Учет требований заказчиков.

Выбор направления исследования

С бор и изучение научно-технической информации.
Составление аналитического обзора.
Проведение патентных исследований.
Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка.
Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач.
Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов.
Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции.
Разработка общей методики проведения исследований.
Составление промежуточного отчета.

Теоретические и экспериментальные исследования

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений.
Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов.
Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования.
Проведение экспериментов, обработка полученных данных.
Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями.
Корректировка теоретических моделей объекта.
Проведение при необходимости дополнительных экспериментов.
Проведение технико-экономических исследований.
Составление промежуточного отчета.

Обобщение и оценка результатов исследований

Обобщение результатов предыдущих этапов работ.
Оценка полноты решения задач.
Разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР.
Разработка проекта ТЗ на ОКР.
С оставление итогового отчета.
Приемка НИР комиссией

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рацпредложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат.

Инновация (нововведение) - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта.

Основными задачами НИОКР являются:

Получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения;

Теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации;

Практическая реализация портфеля новшеств и инноваций.

Основные принципы НИОКР:

1. Выполнение ранее рассмотренных научных подходов, принципов, функций, методов менеджмента при решении любых проблем, разработке рациональных управленческих решений. Количество применяемых компонентов научного менеджмента определяется сложностью, стоимостью объекта управления и другими факторами.

2. Ориентация инновационной деятельности на развитие человеческого капитала.

Проведение НИР можно рассматривать как научную подготовку производства (НПП), ОКР - как основную часть конструкторской подготовки производства (КПП) и частично технологической (ТПП), а собственно подготовку производства на серийном заводе как окончание КПП, проведение в основном ТПП, а также организационной подготовки производства (ОПП).

1. Виды НИР и их основные этапы

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные (табл. 1)

Таблица 1 - Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований

Результаты исследований

Фундаментальные

Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований

Поисковые

Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей

Прикладные

Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР по тематике НИР

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. научная исследовательская опытная конструкторская

Их задача - дать ответ на вопрос: "Возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками?"

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-80. Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР;

2) выбор направлений исследования;

3) теоретические и экспериментальные исследования;

4) обобщение и оценка результатов исследований.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Этапы НИР и состав работ на них

Этапы НИР

Состав работ

Разработка ТЗ на НИР

научное прогнозирование

Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований

Изучение патентной документации

Учет требований заказчиков

Выбор направления исследования

Сбор и изучение научно-технической информации

Составление аналитического обзора

Проведение патентных исследований

Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка

Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач

Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов

Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции

Разработка общей методики проведения исследований

Теоретические и экспериментальные исследования

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений

Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов

Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования

Проведение экспериментов, обработка полученных данных

Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями

Корректировка теоретических моделей объекта

Проведение при необходимости дополнительных экспериментов

Проведение технико-экономических исследований

Составление промежуточного отчета

Обобщение и оценка результатов исследований

Обобщение результатов предыдущих этапов работ

Оценка полноты решения задач

Разработка проекта ТЗ на ОКР

Составление итогового отчета приемка НИР комиссией

2. Информационное обеспечение прикладной НИР

На стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации:

Объект исследования;

Описание требований к объекту исследования;

Перечень функций объекта исследования общетехнического характера;

Перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия;

Технические решения (в прогнозных исследованиях);

Сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;

Сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований);

Сведения о материальных ресурсах;

Маркетинговые сведения;

Данные об ожидаемом экономическом эффекте.

Дополнительно используется следующая информация:

Методы решения отдельных задач и обработки информации;

Общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);

Проектируемые сроки обновления продукции;

Предложения лицензий и "НОУ-ХАУ" по объекту исследований.

На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация.

Дополнительно используются:

Сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР;

Данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений;

Требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.

3. Методы оценки научно-технической результативности НИР

Результатом НИР является достижение научного, научно-технического, экономического и социального эффектов. Научный эффект характеризуется получением новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для "внутринаучного" потребления.

Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов выполняемых исследований в других НИР и ОКР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой продукции.

Экономический эффект характеризует коммерческий эффект, полученный при использовании результатов прикладных НИР.

Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии культуры, здравоохранения, науки, образования.

Научная деятельность носит многоаспектный характер, ее результаты, как правило, могут использоваться во многих сферах экономики в течение длительного времени.

4 . Основные задачи и этапы ОКР

После завершения прикладных НИР при условии положительных результатов экономического анализа, удовлетворяющего фирму с точки зрения ее целей, ресурсов и рыночных условий, приступают к выполнению опытно-конструкторских работ (ОКР).

ОКР - важнейшее звено материализации результатов предыдущих НИР.

Ее основная задача - создание комплекта конструкторской документации для серийного производства.

Основные этапы ОКР (ГОСТ 15.001-73):

1) разработка ТЗ на ОКР;

2) техническое предложение;

3) эскизное проектирование;

4) техническое проектирование;

5) разработка рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца;

6) предварительные испытания опытного образца;

7) государственные (ведомственные) испытания опытного образца;

8) отработка документации по результатам испытаний.

Примерный перечень работ на этапах ОКР отражен в табл.8.1.

Таблица 3 - Примерный перечень работ на этапах ОКР

Этапы ОКР

Основные задачи и состав работ

Разработка ТЗ на ОКР

Составление проекта ТЗ заказчиком

Проработка проекта ТЗ исполнителем

Установление перечня контрагентов и согласование с ними частных ТЗ

Согласование и утверждение ТЗ

Техническое предложение (является основанием для корректировки ТЗ и выполнения эскизного проекта)

Выявление дополнительных или уточненных требований к изделию, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в ТЗ:

проработка результатов НИР;

проработка результатов прогнозирования;

изучение научно-технической информации;

предварительные расчеты и уточнение требований ТЗ

Эскизное проектирование (служит основанием для технического проектирования)

Разработка принципиальных технических решений:

выполнение работ по этапу технического предложения, если этот этап не проводится;

выбор элементной базы разработки;

выбор основных технических решений;

разработка структурных и функциональных схем изделия;

выбор основных конструктивных элементов;

метрологическая экспертиза проекта;

разработка и испытание макетов.

Техническое проектирование

Окончательный выбор технических решений по изделию в целом и его составным частям:

разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем;

уточнение основных параметров изделия;

проведение конструктивной компоновки изделия и выдача данных для его размещения на объекте;

разработка проектов ТУ на поставку и изготовление изделия;

испытание макетов основных приборов изделия в натурных условиях.

Разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца

Формирование комплекта конструкторских документов:

разработка полного комплекта рабочей документации;

согласование ее с заказчиком и заводом-изготовителем серийной продукции;

проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию;

изготовление в опытном производстве опытного образца;

настройка и комплексная регулировка опытного образца.

Предварительные испытания

Проверка соответствия опытного образца требованиям ТЗ и определение возможности его предъявления на государственные (ведомственные) испытания:

стендовые испытания;

предварительные испытания на объекте;

испытания на надежность.

Государственные (ведомственные) испытания

Оценка соответствия требованиям ТЗ и возможности организации серийного производства

Отработка документации по результатам испытаний

Внесение необходимых уточнений и изменений в документацию.

Присвоение документации литеры "О 1".

Передача документации заводу-изготовителю.

ОКР - ключевой этап в инновационном процессе.

Здесь происходит материализация результатов предыдущих этапов в новый продукт.

Основная задача ОКР - создание комплекта конструкторской документации, годной для серийного производства продукта.

С целью отработки документации и проверки соответствия результатов ОКР требованиям технического задания в опытном производстве изготавливается и испытывается в заводских и натурных условиях опытный образец.

ОКР представляет в информационном смысле поле сложных взаимодействий различных областей знания: естественных наук, математики, экономики, организации производства, управления коллективом разработчиков и т.д.

Ключевой задачей технико-экономического проектирования в составе ОКР является обеспечение эффективности нового изделия и, следовательно, его конкурентоспособности на рынке. В этой связи особое значение приобретает конструирование интегрального показателя качества и интегрального экономического показателя изделия.

В управлении эффективностью разработки, кроме обеспечения ее собственно технико-экономических показателей, решающее значение имеет сокращение времени на НИОКР и выбор момента вывода нового товара на рынок.

Инновационный процесс - сложное комплексное организационное мероприятие с информационно насыщенными этапами принятия самых разнородных решений. Концептуальная организация такого процесса, изложенная выше, позволяет снизить риск ошибочных решений и издержки в процессе выполнения НИОКР и организации серийного производства нового товара.

5 . Структура жизненного цикла изделия

Основные составляющие жизненного цикла любого изделия следующие:

1) маркетинговые исследования потребностей рынка;

2) генерация идей и их фильтрация;

3) техническая и экономическая экспертиза проекта;

4) научно-исследовательские работы по тематике изделия;

5) опытно-конструкторская работа;

6) пробный маркетинг;

7) подготовка производства изделия на заводе-изготовителе серийной продукции);

8) собственно производство и сбыт;

9) эксплуатация изделий;

10) утилизация изделий.

Стадии 4-7 - предпроизводственные, и их можно рассматривать как комплекс научно-технической подготовки производства.

Целесообразно в ходе управления жизненным циклом изделия опираться на систему контрольных точек цикла. На всех контрольных точках анализируют отклонения качественных и количественных параметров изделия от проектных значений по техническим и экономическим критериям и вырабатывают соответствующие решения по критерию "эффект-затраты".

Количество контрольных точек (КТ) зависит от характера изделия.

КТ-1 - решение о начале проекта;

КТ-2 - окончание технического проекта (решение о разработке рабочей документации и изготовлении опытного образца);

КТ-3 - окончание ОКР (решение об изготовлении опытного образца);

КТ-4 - окончание пробного маркетинга (принятие решения о начале серийного производства и коммерческой реализации изделия);

КТ-5 - оценка качества серийно выпускаемой продукции (решение о повышении качества и надежности);

КТ-6 - оценка необходимости обновления или модернизации продукции;

КТ-7 - оценка оптимальности методов сбыта продукции;

КТ-8 - оценка целесообразности и методов капитального ремонта изделий в процессе эксплуатации;

КТ-9 - оценка целесообразности снятия изделия с производства;

КТ-10 - снятие изделия с эксплуатации и передача его на утилизацию.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Организация работ по изобретательству и рационализации, научно-исследовательских работ. Планирование геологоразведочного процесса, строительства нефтяных и газовых скважин. Процесс транспортирования, хранения, сбыта нефтепродуктов. Ремонт оборудования.

    учебное пособие , добавлен 20.09.2011

    Понятие и классификация научно-технической продукции, ее разновидности. Особенности ее документального оформления, законодательное регулирование этой сферы. Методы передачи научно-технической продукции потребителям в отечественной и мировой практике.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2015

    Определение трудоёмкости этапов научно-исследовательской опытно-конструкторской разработки (НИОКР). Выбор числа исполнителей и проектирование технологической оснастки, планирование и расчет графика. Расчет сметной стоимости и цены на научную продукцию.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Экономическая эффективность инновационной деятельности предприятия. Повышение технико-организационного уровня производства. Состояние техники, организации управления и научно-исследовательских работ. Внедрение изобретения рационализаторского предложения.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2016

    Организация научно-технической подготовки производства к выпуску новой продукции. Описание научно-технических исследований и конструкторской подготовки на предприятии. Оранизационно-технологическая и проектно-конструкторская подготовка.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2009

    Разработка технологии производства трудногорючего полиэтилентерефталатного волокна, обладающего дополнительно антибактериальными и антигрибковыми свойствами под воздействием лазерного СО2 излучения. Основные проблемы данной инновации, способы их решения.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Основные задачи отдела главного конструктора. Непрерывность и корректность работы информационных систем для освоения в производстве перспективных конструкторских разработок и внедрения научно-технических достижений. Методы информационной безопасности.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Сущность и значение научно-технической революции (НТР), основные направления реализации научно-технической деятельности на современном этапе. Область применения био- и нанотехнологий, анализ положительных и отрицательных моментов новых направлений НТР.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Особенности производственного процесса в бурении. Производственный цикл в строительстве скважин, его состав и структура. Проектирование работ по строительству скважин. Организация вышкомонтажных работ. Этапы процесса бурения скважин и их испытание.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Принципы и основные этапы оштукатуривания внутренних и внешних поверхностей, используемые методы и приемы, инструменты, приспособления и инвентарь. Технология выполнения работ. Порядок покраски валиком и кистями. Исправление трещин на потолке и стенах.

Просмотров