Почему возникают конфликты. В чем проявляется конфликт человека и общества? Конфликт человека с обществом произведения

6. Конфликт между личностью и обществом.

В настоящее время все большую поддержку находит мнение о том, что по большому счету человек одинок в этом мире, а все, что его окружает, общество, в котором он живет, суть нечто внешнее, противостоящее отдельному человеку и навязывающее ему свои законы. По мнению Франка, эта проблема состоит в духовном кризисе, охватившем людей в 20 веке. В конце 18 века умами людей завладела идея исторического оптимизма, вера в прогресс и неминуемость скорого наступления эры абсолютного добра на земле. Самые просвещенные и благородные люди того времени верили в силу науки и, следовательно, человека. Этот оптимизм был основой мировоззрения людей на протяжении всего 19 века. Но исторический опыт 20 века обнажил утопичность этих идей. «Крушение веры - имевшей еще недавно значение аксиоматической достоверности - в прогресс, в безостановочное совершенствование человека, в непрерывную, самим устройством мира и человека предопределенную победу света над тьмой» приводит людей к убеждению существования власти темных сил над миром и человеком. Естественно, уже не приходится говорить о вере в самого человека, в его силу изменить мир. Потеряна духовная основа, без которой не может быть и речи не только о развитии общества, но вообще о его гармоничной жизни.

Элиас видит причину внутреннего конфликта человека в другом, а именно по его мнению причиной здесь является сама структура общества и его законы. С самого рождения ребенку начинают объяснять, что можно делать, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Так, взрослея, человек постигает правила жизни среди других людей, специфические нормы поведения, сложившиеся в данный момент в обществе. И чем сложнее эти общественные взаимодействия, тем больше ограничений они накладывают на отдельного человека. В результате, возникает ощущение, что общество препятствует отдельному человеку вести «естественную» и «свою собственную» жизнь. Следовательно, «то, что человек считал своим «внутренним миром», существующим самостоятельно и независимо от других людей, тесно связывается с комплексом ощущений, которые вызывает слово «природа»: «внутренний мир» ощущается как нечто, чем человек является «по природе». Контакты же человека с другими людьми, его поступки выглядят чем-то наложенным «извне», подобно маске или оболочке».

Здесь еще важную роль, по мнению Элиаса, играет тип и уровень развития общества. В первобытных обществах самосознание менее развито, чем в современных, человек живет там сегодняшним днем, а дальновидное поведение развито сравнительно слабо. Более того, ребенку, рожденному в племени, уже заранее заготовлена более или менее определенная роль, которую он будет в дальнейшем играть в обществе: мальчик должен стать хорошим охотником, воином, а девочка - хорошей хозяйкой. Тогда как в урбанизированных обществах на человека накладывается ответственность за выбор этой роли. При наличии разделения труда, узкой специализации каждого работника, человек просто не в состоянии овладеть многими профессиями. В результате, продвигаясь в своем обучении, повышая квалификацию, человек каждый раз делает выбор, предпочитая одно направление деятельности другому и, тем самым, сужая свою будущую сферу занятий. Не говоря о том, что сам выбор часто дается человеку нелегко, но и ситуация, в которой он в итоге оказывается, может привести его к внутреннему конфликту. В урбанизированном обществе человек не может кардинально изменить поле своей деятельности, сменив, например, работу дизайнера на исследовательскую работу ученого-биолога. Но однажды выбрав свой путь, человек часто жалеет о неиспользованных возможностях. «В более простых обществах существует меньше альтернатив, меньше возможностей выбора, меньше знаний о связи событий, а следовательно, и меньше шансов, которые задним числом могли бы казаться «упущенными».

Даже если человек доволен своим выбором, не всегда это приносит ему счастье и удовлетворение. «Возможность, опираясь исключительно или по преимуществу на собственные усилия и решения, стремиться к реализации своих личных потребностей таит в себе риск особого рода. Она требует от отдельного человека не только упорства и прозорливости, но и постоянно побуждает его к тому, чтобы отклонять краткосрочные импульсы и отказываться от шансов на сиюминутное счастье, которое препятствует реализации долгосрочных целей, обещающих стабильное удовлетворение». Да и это удовлетворение не всегда достигается, ведь из группы людей, стремящихся стать лучшими в конкретном деле, только единицы действительно этого достигают, а остальных ждет разочарование.

А почему вообще человек должен заниматься чем-то одним, иметь одну профессию? Так требует урбанизированное общество, нуждающееся только в высококлассных специалистах по узким специальностям, но настоящих высот человек может достигнуть только отдавая все свои силы и стремления одному делу, самой главной цели.

По мере все большего разделения труда умножается число промежуточных ступеней между первым и последним шагом последовательности действий, приводящих к получению желаемого результата. «Чем длиннее цепочки действий, тем необозримее представляются они отдельному человеку, который со своими навыками и потребностями вплетается в ткань общественных взаимодействий, и тем труднее решить, что является средством, а что конечной целью». Таким образом, в ходе этого процесса все большее количество людей, связанных невидимыми цепями, попадают в растущую зависимость друг от друга.

Но с другой стороны, человек в таком обществе должен быть не просто звеном в цепи, но быть еще яркой личностью, достойной занять единственное место лучшего специалиста в данной области. С раннего детства в ребенке воспитывают сознание его неповторимости, отличия от других, поощряется стремление выделиться на их фоне, используя свои способности и таланты. «Но вместе с тем во всех подобных обществах строго ограничены те способы, посредством которых человек отличает себя, и те сферы, в которых он может и имеет право выделяться. Вне этих сфер его ожидает прямо противоположное. Там требуется, чтобы ни один человек не отличался от других. Если же он это делает, то вызывает неодобрение и неуважение, а выделяя себя здесь на фоне других, он зачастую встречает и гораздо более негативные реакции». Таким образом, для успешной жизни в обществе человек должен найти золотую середину, обрести равновесие среди этих противоречивых требований, что также приводит к характерным внутренним конфликтам. Одним словом, согласно Элиасу, «все то, что находит свое выражение в представлении о вечном конфликте и пропасти между «внутренним миром» индивида и «внешним миром» общества, в действительности является внутриобщественными несогласованностями».


Жизненный путь своих родителей". Приведенные данные наглядно подтверждают основные положения концепции социализации молодежи А.И. Ковалевой, приведенных в предыдущих разделах. Глава II Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования) 2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования Цель нашего исследования состоит в том, чтобы установить причины...




Влияют разные факторы, среди которых межличностные отношения являются наиболее важными, что и обусловило цель нашего исследования. Объект исследования: межличностные отношения Предмет исследования: Взаимосвязь межличностных отношений и удовлетворенности работой в коллективе Нами выдвинуто предположение о том, что на удовлетворенность работой оказывают влияние разные факторы, среди которых...

Человек – это часть общества. Он существует среди себе подобных, связан с ними тысячами незримых нитей: личных и социальных. Поэтому нельзя жить и не зависеть от тех, кто живёт с тобою рядом. С самого рождения мы становимся частью окружающего нас мира. Подрастая, задумываемся о своём месте в нём. В разных отношениях может быть человек с обществом: гармонично сочетаться с ним, противостоять ему или быть такой личностью, которая влияет на ход общественного развития. Вопросы взаимоотношений личности и общества всегда интересовали писателей и поэтов, поэтому нашли отражение в художественной литературе.

Обратимся к примерам.

Вспомним комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу, в которое попадает после трёхлетнего путешествия. У них разные жизненные принципы и идеалы. Чацкий готов служить на благо Родины, но не желает прислуживаться («Служить бы рад, прислуживаться тошно.»), искать тёплого местечка, заботиться только о карьере и доходах. А для таких, как Фамусов, Скалозуб и им подобных, служба – это возможность карьеры, повышения доходов, тесных связей с нужными людьми. В своём монологе «А судьи кто?» Чацкий резко отзывается о крепостничестве и крепостниках, которые не считают простой народ людьми, продают, покупают и обменивают своих рабов. Именно такими крепостниками являются члены фамусовского общества. Также герой пьесы непримиримо относится к поклонению всему иностранному, которое так распространено было в то время в России, к «французикам из Бордо», к увлечению французским языком в ущерб русскому. Чацкий – защитник просвещения, потому что он считает, что книги, учение приносят только пользу. А люди из общества Фамусова готовы «собрать все книги бы да сжечь». Герой Грибоедова покидает Москву, здесь он получил только «горе от ума». Чацкий одинок и пока не в силах противостоять миру Фамусовых и Скалозубов.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тоже говорится о личности и обществе. В повести «Княжна Мери» автор рассказывает о Печорине и «водяном обществе». За что же так не любят Печорина окружающие? Он умён, образован, очень хорошо разбирается в людях, видит их достоинства и недостатки и умеет играть на этом. Печорин – «белая ворона» среди других. Люди не любят тех, кто во многом лучше их, сложнее, непонятнее. Конфликт Печорина с «водяным обществом» заканчивается дуэлью нашего героя с Грушницким и смертью последнего. Чем же виноват бедный Грушницкий? Только тем, что он пошёл на поводу у своих приятелей, согласился на подлость. А что же Печорин? Ни любовь княжны, ни победа над членами «водяного общества» не сделали его счастливее. Он не может найти своего места в жизни, у него нет цели, ради которой стоит жить, поэтому он всегда будет чужим в окружающем его мире.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» также говорится о взаимоотношениях человека и того общества, в котором он находится. Главная героиня произведения Катерина попадает после замужества в «тёмное царство», где властвуют такие, как Кабаниха и Дикой. Именно они устанавливают здесь свои законы. Ханжество, лицемерие, власть силы и денег – вот чему они поклоняются. Ничего живого нет в их мире. И Катерине, которую Добролюбов называет «лучом света в тёмном царстве», тесно и тяжело здесь. Она как птица в клетке. Её свободная и чистая душа рвётся на волю. Героиня пытается бороться с тёмным миром: ищет поддержки у мужа, пытается найти спасение в любви к Борису, но всё напрасно. Рассказывая о гибели Катерины, писатель подчёркивает, что она не смогла противостоять окружающему обществу, но, как писал Добролюбов, на миг осветила мир «тёмного царства», пробудила протест против него даже в таких людях, как Тихон, расшатала его устои. И в этом заслуга такой личности, как Катерина.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Ларре. Ларра – это сын женщины и орла. Гордый, сильный и смелый. Когда он пришёл в «могучее племя людей», откуда была родом его мать, то вёл себя как равный даже среди старейшин племени, сказал, что будет поступать так, как хочет. И люди увидели, что он считает себя первым на земле и придумали для него самую страшную казнь. «Наказание ему – в нём самом», — сказали они, дали ему свободу, то есть освободили (отгородили) от всех. Оказалось, что это самое страшное для человека – быть вне людей. «Вот так был поражён человек за гордость», — говорит старуха Изергиль. Автор хочет сказать, что нужно считаться с тем обществом, в котором живёшь, и уважать его законы.

В заключение хотелось бы отметить, что данная тема заставила меня задуматься о своём месте в нашем обществе, о людях, рядом с которыми я живу.

admin

Тотальная подавленность и регулярные , нескончаемая депрессия и отсутствие желания к саморазвитию – симптоматика, характерная неуверенным в собственных силах людям с . Обратившись с подобными проблемами к психологу, профессионал не удивится и предложит различные варианты выходов из ситуации. Реже на кушетке специалиста оказываются пациенты, которые не могут понять собственные мысли. Люди, не осознающие масштабы появившихся разногласий, рискуют стать завсегдатаями психиатрических больниц.

Внутренний конфликт личности – это комплекс противоречий, возникающих у человека на подсознательном уровне. Воспринимается подобное состояние, как неразрешимая эмоциональная проблема. Некоторые люди не могут самостоятельно справиться с гнетущими обстоятельствами, поддаваясь депрессии. и отсутствие рационального мышления – еще одни симптомы наличия у человека внутриличностного конфликта, тяжелая форма которого приводит к невротическим заболеваниям. Если вовремя не обнаружить разногласие, то можно навсегда распрощаться с . Как поступить в сложившейся ситуации? Какие методики помогут? Как понять собственные мысли?

Классификация и масштабы внутриличностных конфликтов

Оказавшись в подобной ситуации, важно первоначально ознакомиться с терминологией, ведь классический сеанс у психотерапевта может помочь только на ранних стадиях. Обращаются люди за помощью, как правило, уже с полноценной проблемой, основательно «засевшей» в подсознании пациента. В XXI веке выявлено две группы внутриличностных конфликтов, которые отличаются предпосылками к появлению душевных разногласий:

Несоответствие внутренних ощущений человека с устоями и правилами окружающего мира.
Разногласия с обществом или наличие раздражающих факторов, негативно воздействующих на «ранимую» личность.

Наравне с вариантами возникновения внутриличностных недопониманий различают масштабы разногласий, появившихся в подсознании человека:

Начальная стадия невротического заболевания, в процессе которой человек сталкивается с 1–2 разногласиями внутри собственного сознания. Если вовремя не найти ответов на появившиеся вопросы, то можно существенно усугубить сложившуюся ситуацию. Недопонимания перерастают в депрессию и стрессовое состояние, которое постепенно «поглощает» самодостаточную личность.

Апатия к жизни; долгосрочный кризис.

Постоянные неудачи в профессиональной деятельности и отсутствие карьерного роста, неурядицы в общении с друзьями и раздор в семье – причин для возникновения подобной стадии внутриличностного конфликта множество. У человека, подверженного такому заболеванию, наблюдаются поражения на всех «фронтах». Из-за регулярных проигрышей постепенно снижается самооценка личности, уменьшается вера в собственные силы. С течением времени пациент перестает задумываться о позитивных «вещах», сетуя на несправедливость жизни.

Наличие у пациента диагноза «Множественные личности».

Ярким примером подобного явления становится история Билли Миллигана – осужденного из Соединенных Штатов Америки. Молодой человек, попавший в зал суда, не осознавал происходящего. С присяжными в лице юноши поочередно разговаривали разные люди, отличающиеся голосами, повадками и диалектами. Обвиняемый мог изящно выражать собственные мысли, заигрывая с представителями власти. Через секунду его тембр становился грубым, он закуривал сигарету и переходил на тюремный лексикон.

Многочисленные исследования, которые проводились в инновационных лабораториях XX века, подтвердили наличие у юноши диагноза – «Множественные личности». В сознании парня одновременно сосуществовали двадцать четыре полноценных человека – юные дети и взрослые женщины, атеисты и верующие, бывшие заключенные и политические деятели. Подобное явление считается крайней стадией внутриличностных разногласий и недопониманий.

Причины возникновения внутриличностного недопонимания

Ознакомившись с возможными вариантами развития психического заболевания, важно правильно диагностировать проблему, определив причину возникновения душевных разногласий. В современном обществе к профессионалам за помощью зачастую обращаются люди со следующими причинами:

Применение излюбленных стратегий поведения в незнакомой ситуации. Использованная методика не срабатывает, а в сознании человека поселяется неуверенность. С одной стороны подобный способ уже помогал ему, а с другого ракурса он оказался недействительным.
Неумение вовремя принимать основополагающие и ответственные решения, которые повлияют на исход событий.
Отсутствие должного количества информации, помогающей «трезво» оценить сложившуюся ситуацию. В такой момент на подсознании личности появляется миллион вариантов, которые человек начинает разбирать.
Систематические «поражения» или недовольство собственным образом жизни. Пациент не понимает, почему его преследуют неудачи, ведь он талантливая, образованная и интересная персона.
Замкнутость и отсутствие общения с реальными людьми – наиболее распространенные причины возникновения на подсознании вымышленных друзей, с которыми можно спорить и разговаривать.
Детские обиды или проблемы с самооценкой, возникающие у неуверенных в собственных силах людей.
Неподъемные обязательства, появившиеся на «плечах» человека. В попытках решить проблему, которая личности неподвластна, неизменно наступает момент разочарования.
Безысходность – главный повод для личности завести «друзей» на подсознательном уровне. Если пациент не может повлиять на результат, то он старается спроецировать его в собственной голове, заручившись поддержкой новоиспеченных «товарищей».

Если из приведенных выше причин вы не нашли похожего варианта, то помочь в сложившейся ситуации способен только практикующий психолог. Диагностировать предпосылки сможет лишь профессионал, уже имевший опыт работы с людьми, страдающими внутриличностными разногласиями. Не думайте, что отсутствие среди перечисленных причин вашей дилеммы – повод успокоиться. Из праздного интереса эту статью люди читать не будут.

Положительное влияние внутриличностного конфликта на будущее человека

Несмотря на опасность развития у человека тяжелой формы невротического заболевания, внутриличностный конфликт – это прекрасная возможность переосмыслить ценности, скорректировав собственное мировоззрение. Практикующие специалисты, работающие с такими пациентами, выделяют следующие положительные изменения в психике людей, справившихся с разногласиями:

Вынужденная мобилизация скрытых ресурсов личности, с помощью которых удается решить появившуюся проблему.
«Трезвый» взгляд со стороны на желаемое и действительное, не дающих покоя внутреннему миру пациента.
, ведь человек справляется с серьезным психическим расстройством, поборов ряд страхов.
Появление у пациента рационального мышления, помогающего ему принимать решения в спорных и особенно трудных ситуациях.
Познание собственного «Я», улучшающее отношение человека к социуму.
В процессе поиска решения проблемы появляются гениальные мысли и находятся действенные способы реализации скрытого потенциала.

Главное, вовремя обратиться к психологу, который сможет корректно диагностировать причину возникновения внутренних разногласий. Самостоятельно у людей, подверженных невротическому заболеванию, решить подобную проблему получается крайне редко. Слишком много подсознательных «собеседников» присутствует в голове пациента, направляющих подлинную личность по ложному пути.

Действенные способы разрешения внутриличностного конфликта

Если человек, у которого наблюдаются психические нарушения, отказывается посещать кабинет специалиста, то можно попробовать изменить ход событий собственными силами. Однако без помощи близких родственников, супруги или друзей обойтись не получится. Разрешить появившийся спор становится возможным, если вовремя воспользоваться полезными рекомендациями психологов:

Выбор компромиссного решения, предполагающего устранение внутреннего разногласия. Куда пойти: на футбол или баскетбол? Смело выбирайте волейбол, не порождая зерно сомнения в сознании.
Измените собственное отношение к объекту споров. Что купить на ужин: колбасу или сыр? Предпочтите в сложившейся ситуации бутерброды с колбасой и сыром, взяв на прилавке небольшое количество обоих продуктов.
Осознанно откажитесь от решения появившейся проблемы, закрыв «глаза» на внутренние противоречия. Предоставьте сделать выбор судьбе, которой не свойственны длительные замешательства.
Вытесните из сознания неприемлемые мысли, отказавшись от их реализации (таким способом вылечился Ульям Стэнли Миллиган).
Скорректируйте собственное мировоззрение, чтобы добиться желаемого результата. Подстройтесь под обстоятельства, но не возьмите такую стратегию за правило.

Некоторые психологи предлагают пациентам идеализировать проблему, поддаться фантазиям и отказаться от реальности. Иллюзорный мир прекрасен, а значит, вы обретете . Однако большинство профессионалов ставят эффективность подобной методики под сомнение.
Возьмите за правило повторять на подсознательном уровне в трудные периоды жизни следующую фразу – «Не бывает безысходных ситуаций».

Научитесь самостоятельно осуществлять выбор, не рассуждая в течение длительного времени о возможных исходах в сложившейся ситуации. Руководствуясь приведенными выше советами и заручившись поддержкой близких людей, изменить привычный ход событий можно. Главное, действительно захотеть избавиться от внутренних разногласий, проявив силу воли и стойкость духа.

Осознание масштабов конфликта – это первый шаг на пути к восстановлению, которым стоит гордиться. Выявление истинной причины – второй этап, помогающий определить очаг «возгорания. Поиск решения и избавление от внутренних разногласий – третья ступень, взобраться на которую особенно трудно. Однако в конце энергозатратного пути вас ждет приятная награда – душевное равновесие.

3 февраля 2014, 12:36

Конфликт личности и общества актуален во все времена, потому что он заложен даже на уровне понятий, они противопоставлены: один – несколько, человек – толпа и т.д. Значит, изначально так повелось, что коллектив выталкивает из себя тех, кто не похож на него, а затем обрушивает на них травлю. Может быть и так, что один сам захотел отделить от других, высокомерно выделяя себя на их фоне. Как бы там ни было, им незачем было бы отделяться, если бы их взаимоотношения не превратились в противостояние. Чем бы оно ни было вызвано изначально, сейчас этот конфликт все также злободневен. Рассмотрим характерные примеры из литературы.

В произведении А. Куприна «Олеся» обитатели деревни враждебно относились к знахарке и ее внучке, которые жили вдали от поселения. Невежественные крестьяне думали, что женщины колдуют и управляют силами природы. Однако это, конечно же, не соответствовало действительности. На самом деле они лишь приготовляли отвары и снадобья, изучая силы трав. Рассказчик лично убедился, что героини были добрыми и хорошими людьми, которых в селе не принимали потому, что они отличаются ото всех остальных своим независимым поведением и стилем жизни. Кульминацией этого неприятия стала сцена в церкви, где Олесю избили прихожане, чтобы не допустить ее на порог священного места. В порыве гнева «ведьма» пообещала наслать непогоду и погубить урожай. Так и вышло. Несчастные женщины спешно покинули Полесье, дабы избежать расправы. Этот конфликт описал А. Куприн больше 100 лет назад, а что же сегодня? Может, мы уже решили эту проблему?

В 1987 году, почти спустя сто лет, В. Астафьев пишет рассказ «Людочка», в котором противопоставляет равнодушие города горю маленького человека – деревенской девушки, приехавшей на заработки. Люда устроилась в парикмахерскую мыть полы, устроилась в квартире Гавриловны, вместе с которой работала. Однако возвращаясь вечером с работы, она была избита и изнасилована бывшим уголовником и его бандитской шайкой. Несчастной героине никто не посочувствовал, даже родная мать не нашла в сердце чуткости, чтобы поинтересоваться жизнью дочери. Гавриловна и вовсе сказала: «Ну сорвали пломбу, экая беда». Встретившись с безразличием самых близких людей, девушка не выдержала и повесилась. А ее смерть даже не включили в отчет по происшествиям, чтобы статистику не портить. Даже тут, в таком современном произведении, тема конфликта личности и общества не изжила себя.

Таким образом, противостояние одного и нескольких – это вечный конфликт, который не решается со временем. Он лишь приобретает новые грани, которые обновляет сама жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чем вызван конфликт человека и общества? – вопрос, отнюдь не праздный. Сегодня, когда такие конфликты – явление достаточно частое, возможно, следует задуматься над их причинами. Основная из них заключается в том, что личность занимает позицию, отличающуюся от той, которой придерживаются другие члены общества. Желание жить по-другому, иное отношение к жизненным ценностям – все это вызывает в сильных личностях протест, который и выливается в конфликт. Русские писатели неоднократно анализировали причины таких конфликтов в своих произведениях.

Так, А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума» показал конфликт передового человека и общества крепостников. Такие конфликты возникали после Отечественной войны 1812 года, когда лучшие дворяне поняли несправедливость общества, основанного на крепостном праве.

Чацкий – человек просвещенный. Он выступает за развитие наук, образования. Но столичных дворян его образ мыслей пугает. Они привыкли к определенному распорядку, который состоит из «обедов, ужинов и танцев». Когда Фамусов листает свой календарь, мы видим, что вся неделя его заполнена визитами, на службу времени не остается. Поэтому продвижение по карьерной лестнице зависит от знакомств, родственных связей, умения прислужить. Все это возмущает Чацкого. В своих гневных монологах он разоблачает лицемерие и угодничество крепостников, их отношение к людям как к товару, который можно купить и продать. Не случайно в таком обществе Чацкий был объявлен сумасшедшим, и причина нашлась: «ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Именно такие люди вышли в 1825 году на Сенатскую площадь и отказались присягать на верность новому императору. Это был настоящий бунт против несправедливого устройства общества, и образ Чацкого – прообраз одного из таких людей.

Другая причина конфликта показана в произведении А.Н.Островского «Гроза». Катерина Кабанова отличается своими взглядами от других героев. Например, ее муж Тихон во всем слушает свою мать, даже если она не права. Его сестра Варвара тоже заняла позиция молчания: внутренне она не согласна с тем, что говорит Кабанова, но привыкла к такой жизни, даже приспособилась к ней, обманывая мать, гуляя по ночам с Кудряшом. Катерина не хочет так жить. У нее есть чувство собственного достоинства, поэтому на нападки Кабановой она отвечает с достоинством: «Напраслину терпеть кому ж приятно?» Катерина не хочет жить во лжи, поэтому, когда, полюбив Бориса, она изменяет мужу, то рассказывает о своем грехе. Честность, желание жить искренними чувствами, стремление к свободе возвышает ее над другими героями. Ее конфликт с «темным царством» русского купечества закончился трагически: она покончила жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в реку. Однако пример Катерины имел большое значение для последующих поколений. Спустя годы женщины стали заявлять о своем праве любить и быть любимыми.

Таким образом, в рассмотренных нами произведениях, конфликт личности и общества имел разные причины. У Грибоедова этот конфликт носит социальный характер, у Островского – семейный, но есть и сходство. Выступить против устоявшихся порядков может только сильная личность.

Просмотров