Политика первых киевских князей. Правление первых киевских князей: внутренняя и внешняя политика. Массовый приток скандинавов на Русь

Дань, шедшая князю, питала внешнюю торговлю Руси. Основной общественный интерес - торговый - направлял и внешнюю политику первых русских князей. Политика эта была направлена к двум целям: 1) к приобретению и удержанию заморских рынков, 2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.

Самым видным явлением во внешней политике Руси до половины XI в. были военные походы киевских князей на Царьград; до смерти Ярослава их можно насчитать шесть, если не считать похода Владимира на византийскую колонию Херсонес Таврический . Достаточно видеть причину первого и последнего из этих походов, чтобы заметить главное побуждение, которым они вызывались. В 860 г. Аскольд и Дир напали на Царьград, раздраженные, по словам патриарха Фотия, умерщвлением своих соплеменников, очевидно, русских купцов, после того как византийское правительство отказало Руси в удовлетворении за эту обиду. В 1043 г. великий князь киевский Ярослав послал на греков своего сына Владимира с флотом, потому что в Константинополе избили русских купцов и одного из них убили. Итак, византийские походы вызывались стремлением Руси поддержать и восстановить свои прерывавшиеся торговые сношения с Византией. Вот почему эти походы обыкновенно оканчивались торговыми трактатами.

Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками X в. Из них дошли до нас два договора Олега , один Игорев и один краткий договор или только отрывок договора Святославова. Читая эти внешнеполитические трактаты, легко заметить, какой интерес связывал Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией; с этой стороны они отличаются замечательной юридической выработкой. Ежегодно летом русские торговцы являлись в Константинополь на торговый сезон, продолжавшийся шесть месяцев; никто из русских не имел права оставаться в Константинополе на зиму. Русские купцы останавливались в предместье Константинополя у святого Мамы (давно исчезнувший монастырь св. Маманта). Императорские чиновники отбирали у прибывших купцов княжескую грамоту с обозначением числа посланных из Киева кораблей, переписывали имена прибывших княжеских послов и гостей. Эти послы и гости во время своего пребывания в Константинополе пользовались от местного правительства даровой баней и даровым кормом – знак, что на эти торговые поездки в Константинополе смотрели не как на частные промышленные предприятия, а как на торговые посольства союзного киевского правительства. Послы получали свои посольские оклады, а простые купцы – месячину, месячный корм, который им раздавался в известном порядке по старшинству городов, сначала киевским, потом черниговским, переяславским и из прочих городов. Такой порядок торговых сношений с Византией установлен был договорами князей Олега и Игоря. Русь продавала грекам меха, кожи, мед, воск и челядь в обмен на золото, шелковые материи, вина, овощи и оружие.

Князь Олег прибивает свой щит ко вратам Царьграда. Гравюра Ф. Бруни, 1839

Другой заботой внешней политики первых русских князей была поддержка и охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. Византийский император Константин Багрянородный ярко рисует опасности, которые должен был одолевать русский торговый флот на своем пути в Византию. Собранные на Днепре под Киевом караваны княжеских, боярских и купеческих лодок двигались вместе к порогам, загораживающим реку на протяжении 70 верст между Екатеринославом (Днепропетровском) и Александровском. Через одни из этих порогов русь проходила вблизи берега, выбирая путь между камнями, другие, более опасные, обходила, вытаскивая лодки на берег, по которому тащила их волоком или несла на плечах, наперед выдвинув в степь вооруженный отряд для защиты каравана от печенегов . Выбравшись благополучно из порогов и принесши благодарственные жертвы своим богам, русь спускалась в устье Днепра, отдыхала здесь на одном острове два-три дня, исправляла судовые снасти и, держась берега, двигалась морем. Приближаясь к устьям Дуная, караван опять высылал на берег сторожевой отряд, чтобы отбить поджидавших тут печенегов. От устьев Дуная караван вдоль берегов уже безопасно двигался к Константинополю. Читая подробное описание этих путешествий у императора, живо чувствуешь, для чего нужна была русской торговле вооруженная охрана при движении русских купцов к Константинополю.

Но, преграждая степные пути русской торговли, кочевники беспокоили и самые границы Русской земли. Отсюда третья забота внешней политики первых русских князей – ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров. Олег, по рассказу Повести о начале Русской земли, как только утвердился в Киеве, начал города ставить вокруг него. Владимир , став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», – и начал строить города по рекам Стугне, Десне, Трубежу, Суле и др. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, которые вербовались из разных племен славянских и финских, населявших русскую равнину. С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою валами и засеками. Так по южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были в X и XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых застав, городков, чтобы сдерживать нападения кочевников. Все княжение Владимира прошло в упорной борьбе с печенегами, которые раскинулись по обеим сторонам Нижнего Днепра восемью ордами, делившимися каждая на пять колен. При Владимире Святом укрепленная степная граница Киевской земли шла по р. Стугне (правый приток Днепра), на расстоянии не более одного дня пути от Киева. В продолжение полувековой упорной борьбы благодаря успешной внешней политике князей Святослава и Владимира Русь успела пробиться в степь до линии реки Роси, где преемник Владимира Ярослав «поча ставити городы», населяя их пленными ляхами.

Первые русские князья очертили своим мечом довольно широкий круг земель, политическим центром которого был Киев. Население этой территории было довольно пестрое; в состав его постепенно вошли не только все восточные славянские племена , но и некоторые из финских : чудь прибалтийская, весь белозерская, меря ростовская и мурома по Нижней Оке. Среди этих инородческих племен рано появились русские города. Так, среди прибалтийской чуди при Ярославе возник Юрьев (Дерпт); еще раньше являются правительственные русские средоточия среди финских племен на востоке, среди муромы, мери и веси, – Муром, Ростов и Белозерск. Ярослав построил еще на берегу Волги город, названный по его княжескому имени Ярославлем. Русская территория, таким образом, простиралась с севера на юг от Ладожского озера до устьев реки Роси, правого притока Днепра, а с востока на запад – от впадения Клязьмы в Оку до верхнего течения Западного Буга, где при князе Владимире возник город Владимир. Страна древних хорватов Галиция была в X и XI вв. спорным краем, переходившим между Польшею и Русью из рук в руки. Нижнее течение р. Оки, которая была восточной границей Руси, находилось, по-видимому, вне власти киевского князя, как и низовья южных рек – Днепра, Южного Буга и Днестра.

Таковы были задачи и итоги внешней политики первых русских князей.

По материалам произведений В. О. Ключевского

Внутренняя политика первых киевских князей - Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972) - имела две составляющие: 1) расширение территории за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, кривичей), отторжение от Хазарского каганата земли вятичей; 2) сбор дани с этих территорий.

Правители Древнерусского государства добывали средства к существованию военными походами, торговлей и собиранием дани, и все это затем сбывалось, главным образом, в Византию. Княжение Олега, прозванного «Вещим», продолжалось 33 года. После присоединения Киева Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. В 907 г. князь Олег совершил удачный поход на Византию. в честь своей победы он приказал прибить щит на вратах Царьграда. Получили огромную дань, но и заключили международный договор. В 911 г. был подписан новый договор с Византией, уточняющий ряд положений прежнего. Наследник Олега Игорь продолжил его политику. Князь Игорь в 941 и 945 г. предпринимает новые походы на Константинополь. Поводом для них послужил отказ греков платить дань Руси. В результате был подписан договор 944 г. Ему снова пришлось воевать с древлянами. В борьбе с древлянами он и погиб. В 945 г., взяв с древлян дань, он с небольшой дружиной вернулся за дополнительной данью. Игорь был убит. Ольга пошла войной на Древлянскую землю. Ей удалось победить древлян, столица их была сожжена, часть древлян обращена в рабство, на остальных наложена дань. . В 955 г. (по другим источникам - в 957 г.) Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство. Возможно, что крещение состоялось и накануне поездки Ольга стремилась укрепить союзнические отношения с Византией. Русь оказала военную помощь империи в борьбе с арабами. Сын Игоря и Ольги Святослав больше внимания уделял не внутренним, а внешним делам. Однако и ему удалось подчинить своей власти -вятичей. Внешняя политика первых киевских князей была тесно увязана с торговлей. Это определяло и основные направления внешнеполитической деятельности Руси: взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом; защита границ и торговых путей от кочевников. Договоры Руси с Византией устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялся порядок выкупа пленных, правила ведения судебного процесса, оговаривались условия поступления русских дружинников на византийскую службу. Кроме того, по договору 944 г. всем, посещавшим Константинополь, выдавались особые грамоты от Великого князя киевского. Договоры создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли. В начале своего правления Святослав освободил вятичей от хазарской дани и включил их в состав своей державы (964-966). Затем, в конце 60-х гг. IX в., разгромил Хазарию и, тем самым, установил контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в арабы». Важнейшим направлением в деятельности правителей Древней Руси являлась охрана торговых путей и оборона южных рубежей от кочевников. Особую остроту эта проблема приобрела с появлением в южно-русских степях печенегов.Олег с первых лет своего правления в Киеве приступает к сооружению своеобразного защитного пояса.Именно от их рук погиб в 972 г. князь Святослав, возвращавшийся из Византии.

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега,Игоря, Ольги, Святослава)

славянин норманнский древняя русь князь

Вещий Олег (т.е. знающий будущее) - великий древнерусский князь, что пришёл к власти после легендарного Рюрика - первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства - Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега - «вещий» - относилось исключительно к его склонности к волхованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял ещё и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лёг в основу ряда песен, легенд и преданий.

В древнерусских летописях говорится, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу (879-912 г.г.), так как сын Рюрика, Игорь, был мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племён, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые переговоры.

Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. Он совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства - Киевской Руси, с центром в Киеве.

В 907 году киевский князь Олег привёл (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 году заключён выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключённым после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945 гг.) - номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий - первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил её пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанёс первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата.

До появления на берегах Днепра Вещего Олега и его военной дружины «неразумные хазары» абсолютно безнаказанно собирали дань со всех соседних славянских племён. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже насильно навязать совершенно чуждую русскому народу идеологию, религию, исповедуемую хазарами - иудаизм.

Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило да ещё как! Только вот Олеговым престолонаследником что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чём первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.

Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая - прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая - знакомство Игоря со своей будущей женой - Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в 903 году. Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев - Кирилла и Мефодия, создатели славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом. Князю Олегу мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние - утверждение грамотности на Руси, реформы письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся по сей день.

После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской - Вещим Олегом: князь- язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ - славянской письменности и русской азбуки.

Игорь (912-945) продолжил деятельность своего предшественника-опекуна (дяди или племянника) Олега. Став после смерти Олега (912 г.) великим князем, он подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем, подавил антикиевское восстание древлян. В 915 году на Русь впервые напали печенеги - объединённые племена заволжских кочевников - упорная борьба между Русью и Великой Степью продолжалась.

Неспокойная обстановка на южных рубежах Киевской Руси не помешала Игорю предпринять поход на Константинополь (941 г). Этот поход не имел успеха: ладьи Игоря на подходе к Константинополю были сожжены так называемым «греческим огнём». В 943 году Игорь вновь пошёл войной на Византию, желая отомстить за первую неудачу. Византийский император Роман Лакапин предпочёл уклониться от новой войны, откупившись богатыми дарами. Игорь принял предложение императора, так как древляне во главе с князем Малом вновь восстали против гегемонии Киева.

Вернувшись на Русь, Игорь с небольшим войском поспешил к городу Искоростень - главному городу древлянской земли. Осада Искоростеня длилась почти год. Однажды ночью (945 г.) древляне напали на лагерь Игоря. Нападение это было настолько стремительным и ожесточённым, что Игорь с небольшой свитой обратился в бегство. Древляне догнали беглецов и взяли их в плен. Великий князь Игорь был предан позорной смерти: его привязали к вершинам двух наклонённых берёз и разорвали пополам. По другой версии, жадный до богатства Игорь, собрав с древлян положенную дань (полюдье), вернулся и потребовал выплатить новую полную дань. Тогда древлянский князь Мал произнёс: «…повадится волк в стадо, всё стадо перетаскает». Ополчение древлян, предводительствуемое князем Малом, окружило лагерь Игоря и предало его смерти вместе «со всею дружиною».

Сведения о семье Игоря противоречивы. Вероятнее всего у него было несколько жён, в их числе и Ольга, мать будущего великого князя киевского Святослава.

Княгиня Ольга (890-969 гг.) - Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связанно с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. После смерти простой народ назвал её хитрой, церковь - святой, история - мудрой.

В чём же заключается историческое значение Ольги? Она праматерь нашего православия. Именно на её мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. До Ольги (945-957 гг.) было три более или менее смутного варяжского царствования; все три образуют эпоху не столько мирного управления, сколько постепенного завоевания огромной страны от Балтийского до Чёрного моря. В сущности, весь этот почти 100-й период правления варягов до Игоря был не столько русской историей, сколько варяжской - это была история их походов на Византию. Завоевание Руси было попутным. Оно было не целью, а лишь средством другого великого завоевания, захвата второго Рима.

Огромный напор с севера в центр тогдашней цивилизации прекратился лишь в веке Ольги. Она первая остановила варягов и внесла в варяжскую стихию, как славянка, начало более мирной и мягкой культуры. В лице Ольги варяжская национальность ломается и становится народно-русской.

После смерти князя Игоря Ольга унаследовала крайне трудное государственное положение дел: первый серьёзный бунт, мог грозить полным развалом ещё не до конца сросшемуся из отдельных племён государства. Осложнялся бунт тем, что он вспыхнул среди недавно покорённого литовского населения. Успех мятежа мог явиться роковым соблазном и для других недавно покорённых племён. Поэтому Ольга действовала хладнокровно и особо жестоко. Послы древлян были убиты, уничтожена столица древлян Искоростень, большая часть древлян обращена в рабство. Подавив древлянский мятеж, Ольга восстановила единодержавие, усмирила страсти и спасла от смерти поставленное под удар молодое государство.

Для древних славян месть считалась благородной, так как защищая нарушенные права убитого, мститель подвергает смертельной опасности собственную жизнь. Месть Княгини Ольги не в коем случае нельзя рассматривать как личную месть - её месть, прежде всего, - укрощение государственного мятежа. Погасив мятеж, Ольга начала борьбу с причиной вызвавшей мятеж, в вопиющими недостатками тогдашней государственности.

Чего не было до Ольги - это культурного устроения земли, бросив военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные походы. Летопись отмечает, что в укрощении древлянской земли Ольга ходила не как грабитель, а как управитель «и идёт Вольга по Дерьвостей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки, суть становища её и ловища». Отдохнув после тяжёлой войны всего лишь «единое лето» в следующем году идёт Вольга Новгороду и устави по Месте посты и дани, и по Лузе оброки и дани».

Ольга ездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурную организацию. Её предшественники - варяги, как и все германцы, строили только замки: рубили города, как опорные пункты своей власти. До народного быта им, кроме взятия дани, не было дела. Ольга повела себя как первый государь Руси, она вспомнила о мирных - обязанностях власти. Она, говорит Карамзин: «Разделила Землю на погосты или волости».

Власть государственная в то время была путешествующего, так сказать амбулаторного типа. От ноября до апреля ежегодно князья отправлялись в «полюдье» - не только для сбора дани, но и для суда и расправы. Ольга учредила погосты, т. е. станции для угощения. Она же установила оброки, т. е. определила содержание дани.

Великая женщина сама училась, путешествуя, и во всю заставляла учиться других. Может быть этой наукой следует объяснить тот удивительный авторитет, который она приобрела у Игоревой дружины и мирного населения. При княгине Ольге не записано летописцем ни ропота войск, ни мятежей народных.

Укрепив единодержавие и придав стране, вид государственно-культурный, Ольга приступила к своему третьему подвигу - к введению христианства. Понимая, что религиозная совесть свободна, Ольга крестилась только сама, не насилуя ни своей семьи, ни подданных. Она верила в могущество своего примера и знала, что добровольно принятая религия истинная.

Главная заслуга Ольги в том, что после смерти Князя Игоря, она не дала распасться ещё слабой русской государственности. Подавив восстания древлян, Ольга разделила Русь на волости, что явилось весьма дальновидным политическим решением. Она отменила опасное «полюдье», установив твёрдый размер дани «уроки», сроки её сдачи и место сбора «погосты». Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

Не следует забывать, что именно Ольга явилась праматерью христианства на Руси. Дальнейший процесс Крещения Руси продолжил её внук - Князь Владимир. Без сомнения Ольга сделала всё для блага и рассветы государства.

После княжения Ольги на престол взошёл Святослав (957-972 гг.). Святослав Игоревич - великий князь Киевский, сын князя Игоря и княгини Ольги, вошёл в историю как великий полководец и завоеватель. С юных лет Святослав воспитывал в себе привычку к лишениям. Был суровый и сильный воин. При князе Святославе границы Киевской Руси были значительно расширенны как на Восток, так и на Запад. По числу одержанных военных побед, князя Святослава по праву можно назвать АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель витячей, нанёс поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повёл упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут сходиться «блага из разных стран»: шёлк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружён стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключён договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 году попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из неё на пирах, считая, что к нему перейдёт слава убитого.

  • 862 г. - призвание Рюрика на княжение
  • 879 г. - смерть Рюрика
  • 882 г. - родственник Рюрика, князь Олег, захватил Киев, убив Аскольда и Дира.

Северная и южная Русь были объединены. Столицей единого государства стал Киев - Мать городов русских. Правление Олега продолжалось до 912 г. Ему наследовал Игорь Старый (912-945).

Внутренняя политика первых Киевских князей сводилась к объезду подвластных земель с целью сбора натуральной дани - Полюдья, во время которого, князь разбирал жалобы и вершил суд. При полюдье встречалось злоупотребление, приводившее к столкновению князя с местным населением. Самым крупным конфликтом стало Древлянское восстание 945года, во время которого погиб князь Игорь. Княгиня Ольга, хотя и отомстила за смерть мужа, но была вынуждена установить твёрдые размеры и места сбора дани - уроки и погосты.

Внешняя политика первых князей выражалась в организации дальних походов, с целью обогащения князя и дружины.

  • 860 г. - поход Аскольда и Дира на Константинополь.
  • 911 г. Новый договор с Византией. В нём свод правил поведения и наказаний в случае преступлений. Было предусмотрено, что русские и греки могут выкупать своих пленных и рабов за 20 золотых. Русских послов, а было их двенадцать, проводили с честью и подарками.
  • 932 г. - неудачный поход на Каспийское море.

Годы правления - 882-912гг.

Внутренняя политика: 882г - завоевание Киева и провозглашение Киева столицей Киевской Руси.

Внешняя политика: 907г. - поход Олега на Константинополь. Он хотел покорить великую Византию, получить признание Киевской Руси и обрести богатства. Без боя Олег победил. Испугавшись сильного войска, греки предложили мир и дань. Русский народ прозвал князя Олега "Вещим" за славу и богатства, привезённые им.

Игорь Рюрикович

Годы правления - 912-945гг.

Внутренняя политика: -

Внешняя политика:943г - второй поход Игоря на Константинополь

  • 944г - заключение мирного договора между Византией и Русью.
  • 941г. - неудачный поход Игоря на Константинополь. Царьград не соблюдал соглашения с Русью. Князь Игорь с 10ю тысячью кораблями вынужден был отступить. Византийцы использовали "греческий огонь" - зажигательная смесь в бочках и горшках. На дружинников - руссов он произвёл неизгладимое впечатление. "Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская её, пожгли нас. Оттого и не одолели их" - рассказывали они.
  • 944г. - новый поход на Константинополь. Греческие послы встретили русских в устье Дуная, испугавшись огромного войска: "Идут руссы - не счесть…их, покрыли всё море корабли". Итог: договор и выплата дани.

Княгиня Ольга

Годы правления - 945-961гг.

Внутренняя политика: 945г - введение оброков - фиксированные размеры дани или каких-либо работ, которые должны быть выполнены к определённому сроку.

947г - разделение новгородских земель на погосты - отдельные административно-территор. единицы

Святослав Игоревич

Годы правления - 961-972гг.

Внутренняя политика: 969г - введение системы намесничества.

Внешняя политика: 963г - взятие г.Сакел, подчинение Тмутаракансого княжества.

967г - поход на Хазар, завоевание крепости Переяславец на р. Дунай

Владимир I Святославович

Годы правления: 980 - 1015гг.

Внутренняя политика: 988г - Крещение Руси (принятие Русью христианства)

Внешняя политика: 981г - завоевание Владимиром Червенской Руси и Перемышля.

Ярослав Мудрый

Годы правления: 1019-1054гг.

Внутренняя политика: 1025г - к Ярославу отходит правобережье от Днепра с Киевом, Мстиславу - левобережье с Черниговым.

1054г - разделение христианской церкви на католическую и православную.

Внешняя политика: 1037г - Русь освобождается от набегов почти на 25 лет (до нашествия половцев)

1043-1046гг - последняя война с Византией заканчивается заключением мирного договора.Русь стала европейской державой, возрос её международный престиж.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей

Введение

Политический строй древнерусского государства IX-X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Некоторые князья, временно правившие на Руси, например новгородский князь Рюрик (вторая половина IX в.) или Олег (конец IX - начало X в.), были варягами по происхождению, захватившими власть в русских землях.

Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, земцами и пр.

С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших «в состав древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян.

Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению).

В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско.

В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море.

1. Князья Олег и Игорь. Русь и Византия

Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении.

Географическое положение Киевской Руси на великих водных торговых путях обусловило ее отношения со своими соседями: Скандинавией, Византией и Хазарией. Византия проводила двойственную политику по отношению к восточнославянскому государству. Византия пыталась втянуть могущественную Русь в свою политическую систему, стремясь при этом, во-первых, ослабить опасность, грозившую империи со стороны воинственных восточных славян, а во-вторых, использовать «великий народ русов» для защиты собственных интересов. В силу этого обстоятельства отношения Киева и Царьграда (Константинополя) носили характер, как мирного сотрудничества, так и военных столкновений.

Ведущими отраслями производства в период Киевской Руси было сельское хозяйство и ремесло. Основу сельского хозяйства составляло пашенное земледелие. В то время землю обрабатывали уже более совершенными орудиями - ралом или плугом с двойной упряжкой волов либо сохой с железным лемехом, в которую запрягалась лошадь. Сеяли разнообразные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеницу, полбу, овес, ячмень, просо, горох, чечевицу. Сравнительно широко разводили технические культуры - лен и коноплю. В огородах сажали репу. Были уже известны двух- и трехпольные системы земледелия с яровыми и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие. В крестьянских хозяйствах содержались лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Заметным подспорьем были рыболовство, бортничество и охота. Хотя используемые для обработки земли орудия труда по сравнению с периодом родовой общины были более совершенными, в целом сельскохозяйственное производство находилось на низком уровне. Частые неурожаи и различные стихийные бедствия угрожали многим земледельцам голодом.

Промыслы и ремесло продолжали развиваться и все более отдаляться от сельского хозяйства. Натуральный способ ведения хозяйства требовал совершенствования обработки льна, конопли, кожи, дерева и железа. Ремесленное производство насчитывало не один десяток видов ремесла, в том числе оружейное, ювелирное, кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ткацкое дело. Русские ремесленные изделия славились и за рубежом. В этот период продолжался рост числа русских городов. В летописи до начала XIII века упоминается 224 города. Город в эпоху Киевской Руси являлся и административным центром и центром ремесла и торговли. Внутренняя торговля была развита из-за натурального характера хозяйства. Внешняя торговля Киевской Руси развивалась быстрее. Торговали с Византией, Западной Европой, Средней Азией, Хазарией.

В 860 году столица Византии подверглась внезапному нападению языческого народа, пришедшего из Скифии, то есть от северных берегов Черного моря. Этот скифский народ назывался русь, или рось. Но 200 ладьях русы, проникли в залив, осадили Константинополь и начали разорять окрестности. В X веке русские князья, сделавшие своей столицей Киев, продолжали периодически совершать грабительские набеги на богатую Византийскую империю и ее столицу Царьград (Константинополь). Целью этих походов был богатый откуп империи, платившийся язычникам, чтобы избежать разорения.

Однако отношения с Византией не ограничивались только грабежом. Русские князья и купцы охотно торговали с Византией. С наступлением весны туда вывозилась собранная зимой дань, в основном меха, а также мед, воск и рабы.

Известны два договора русских с греками - договор Олега (911) и договор Игоря (944). В них регулировались условия пребывания и торговли русских купцов в Царьграде. Купцы должны были находиться в городе не больше 6 месяцев. По договору Игоря никто из них не имел права остаться в Константинополе на зиму. Отправлявшиеся в Царьград русские купцы снабжались княжеской грамотой с указанием количества кораблей, имен торговых послов и простых купцов. В Константинополе сильно опасались, что под видом русских купцов в город могут приникнуть русские же пираты и без оружия. Оружие у всех прибывших изымалось. Попадать в город они могли только оговоренным путем: через одни ворота, партиями не более 50 человек в сопровождении императорского чиновника. Условия пребывания купцов были льготными: они пользовались правом беспошлинной торговли, получали от императора посольские оклады и пропитание, им бесплатно предоставлялась баня.

Согласно ПВЛ, в 879 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, вместо которого, стал управлять родственник князя Олег (879 - 912). Дата эта, как и другие в ПВЛ, разумеется, условная. Но, в отличие от Рюрика, историчность Олега и Игоря не подвергается никакому сомнению. Вряд ли приходится сомневаться и в общей канве дальнейших событий, описанных в ПВЛ, прежде всего походе Олега на юг. По сути северный правитель закрепился в земле кривичей (Смоленске) и других пунктах вдоль «пути из варяг в греки». Уже это ясно показывает направленность действий Олега. По словам ПВЛ, Олег, достигнув Киева, обманом умертвил Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе, объявив его «матерью городов русских». Несомненно, этот термин более позднего происхождения (он - калька с греческого), но сам факт захвата Олегом Киева сомнений не вызывает.

Столь же закономерны и дальнейшие действия Олега: он победил ближайших соседей полян - древлян и северян, из которых последние до этого платили дань хазарам. Затем князь освободил от хазарской зависимости радимичей.

По сути дела, есть основания говорить о русско-хазарской войне при Олеге, причем союзниками его выступали, согласно восточным известиям, печенеги. Союзниками хазар были мадьяры (венгры, угры). Еще в 30-х годах мадьяры обосновались в области между Днепром и Днестром и как союзники хазар неоднократно тревожили Киев и другие славянские земли. Война закончилась победой нового киевского князя. Мадьяры же под ударами печенегов вскоре ушли через Карпаты в Паннонию. Это случилось в 889 году.

Время княжения Олега примечательно его военным походом к Царьграду в 907 - 911 гг. Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса, подступить к городу. Изумленные греки признали себя побежденными, заплатили Олегу дань и подписали с ним выгодный для Руси договор в 911 году.

После смерти Олега княжить начал Игорь (912-945). Его княжение было долгим и деятельным. Игорь принял власть уже в зрелом возрасте, приблизительно в 35 лет. «Повесть временных лет» мало упоминает об Игоре до начала его княжения: в 903 году Игорь женился на псковитянке Ольге, в 907 году во время похода Олега на Царьград Игорь оставался в Киеве.

В самом начале княжения Игорю пришлось вновь подчинять власти Киева древлян. Недовольные данью Олега, древляне отказались платить дань новому князю. Игорь не только нанес поражение древлянам, но и обложил их большей данью, чем Олег. Однако второе столкновение с древлянами закончилось гибелью князя. После сбора дани в 945 году Игорь с малой дружиной решил собрать ее повторно. Древляне во главе со своим князем Малом перебили малочисленную дружину Игоря и самого князя.

Игорь совершил два военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены «греческим огнем». Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 году договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором 911 году.

Надо иметь в виду, что договоры Киевской Руси с Византией отражали самую раннюю стадию международных отношений. Тогда подданные различных государств смотрели друг на друга как на скрытых врагов и каждый, кто попадал в чужую страну, чувствовал себя в ней, как во вражеском стане.

По договору 944 года русский князь должен был всех посланных от себя в Царьград снабжать специальными грамотами, в которых указывать, сколько послал кораблей, чтобы греки знали, что русские прибыли к ним с миром. Прибывших без грамот византийское правительство задерживало и сообщало о них киевскому князю. В случае если задерживаемые пытались оказать сопротивление властям, те снимали с себя ответственность за жизнь прибывших. Русским послам и купцам запрещалось творить какие-либо бесчинства по пути в столицу Византии. По прибытии в Царьград они обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы, в предместье города.

В город русских людей пропускали с предосторожностями: они входили в одни воротами группами по 50 человек, без оружия, в сопровождении императорского чиновника, который являлся посредником между русскими и подданными византийского императора и следил за торговыми сделками.

Покупками приезжих подвергались контролю: каждый из них мог приобрести и вывезти за пределы страны ценных парчовых материй не более чем на 50 золотых. Прибывшим из Руси запрещалось задерживаться в столице Византии на зиму, то есть и переговоры, и торговые сделки они должны были завершать в течение одной навигации.

Процедуре разрешения взаимных обид и исков между русскими и греками посвящалась большая часть статей в договорах 911 и 944 гг. Приезжие в Царьград судились не по греческому, а по русскому закону, то есть по тем правовым нормам, которые были приняты в Киевской Руси.

Русские послы и приравниваемые к ним гости (купцы) во время своего пребывания в Царьграде (но не более шести месяцев) имели право на содержание за счет византийского правительства и на бесплатное пользование правительственными банями. Послы получали «слебное», а гости - «месячину» (хлеб, вино, мясо, рыбу, фрукты). На обратный путь их должны были обеспечить продовольствием и судовой снастью (якори, канаты, паруса). Поскольку в Византию приходили послы и купцы не только от великого князя, но и от его вассальных (подручных) князей, между ними была установлена определенная иерархия: первое место предоставлялось Киеву, за ним - Чернигову, Переяславлю и т.д.

Договор 944 года ограждал от нападения и притеснения со стороны Руси крымские владения империи. Кроме того, оба договора обязывали Русь помогать греческим послам и купцам в случае кораблекрушения. В договорах очень важными были статьи об условиях обмена и выкупа пленных.

Договоры киевских князей с Византией показывают, что Киевская Русь не была еще прочно спаянным единым государством. Договоры заключались от имени не только «князя великого русского», но и «всех светлых и великих князей», которые были «под рукой его», т.е. «сидели» в отдельных городах, подвластных киевскому князю. В договоре 944 года рядом с послами князя Игоря перечисляются «общие послы» от его жены Ольги, сына Святослава, двух племянников и «ото всего княжья», т.е. от 20 подручных князей.

Держава, созданная Олегом, была весьма своеобразным политическим объединением. Олег и его ближайшее окружение были варягами, но на юге эти пришельцы быстро ославянились, очевидно, вступая в брачные связи с местным населением и сливались с ним уже в следующем поколении. Однако термин «русы» еще в первой половине века имел, скорее, социальное значение, охватывая княжескую дружину и его ближайшее окружение. Вместе с тем в это же время с утверждением постоянной столицы в Киеве складывается понятие «Русская земля, Русь». К середине X в. это понятие уже обнимало Киевскую землю, корме нее термин применялся и к Новгородской земле, именуемой Внешней Русью. Не случайно в договорах с греками русскими городами названы в первую очередь Киев, Чернигов и Переяславль, но возможно, к ним причислялись и другие города, находившиеся под непосредственным княжеским управлением.

Здесь подходим к важнейшей черте раннего Древнерусского или Киевского государства, которое по всем признакам представляло из себя своеобразную федерацию полунезависимых княжеств, подчинявшихся великому князю киевскому или русскому хакану. Последний титул имел значение в X в. до падения Хазарского каганата, хотя хаканом называли еще Владимира и некоторых его приемников. Позже этот титул использовался только для князей Тмутаракани, в числе подданных которых были хазары.

Киевскому же князю подчинялись местные князья. Но под его рукою находились и бояре, т.е. высшая знать государства, и они также фиксируются в договорах. Сколько было таких местных князей, пока неизвестно. Но известно, что великий князь должен был действовать от их имени во внешнеполитических актах, а в посольство Ольги в Константинополь были включены их представители. Можно предположить, что Олег первоначально непосредственно подчинил себе большую часть земель вдоль «пути из варяг в греки», а также отнятую у хазар землю северян с центром в Чернигове. В остальных славянских землях (и, возможно, в части финских) сохранялись местные князья, с которыми заключался своеобразный договор (ряд, пакт) об условиях такого союза. Условия эти, очевидно, сводились, во-первых, к праву великого князя на полюдье в землях союзных князей; во-вторых, последние были обязаны поставлять военные ополчения в случае больших внешнеполитических акций, типа походов на греков или на восток. В остальном местные князья, по-видимому, еще долго сохраняли независимость.

Киевские правители стремились укрепить свою власть и при возможности ликвидировать такие местные княжения, но борьба за это была долгой и, видимо, растянулась почти на весь X век. Например, местное княжение у древлян было ликвидировано только Ольгой, в Полоцке - Владимиром и т.д.

Славяне в ту пору жили не родовым строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город.

Даже Киев вплоть до Ярослава Мудрого был относительно небольшим городком, куда не включался даже район расположения Св. Софии. Расцвет древнерусских городов падает уже на XI - начало XIII в. Более же ранние города представляли из себя либо центры местных князей (типа древлянской столицы Искоростеня), либо торговые фактории, ставшие центрами так называемого полюдья.

Институт полюдья характерен не только для Древней Руси, но известен во многих раннеклассовых обществах разных эпох. Для ранней Руси он имел исключительно важное значение, по сути дела определяя социальное лицо этого государства.

Но русы отправляясь для торговли и по Волге в Булгар и хазарскую столицу Атиль, где существовала большая русско-славянская колония. Функционировал и путь на запад через Чехию в германские земли, о чем говорят сохранившийся торговый так называемый Рафельштедский устав 907 года, а также хазарские источники.

Таким образом, едва ли не главной задачей русских князей первой половины X века была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. Эти экспедиции носили регулярный характер (по Константину - ежегодный), и их не следует путать с большими военными мероприятиями Олега и Игоря, результатом которых были заключения договоров, обусловливавших регулярную торговлю.

Вместе с тем, утвердившись в Киеве, русские князья должны были постоянно бороться с местным сепаратизмом, поскольку, местные князья стремились вернуть независимость. По летописи, уже после смерти Олега его преемнику пришлось подчинять отложившихся было древлян, уличей и других славян. С такого рода фактами сталкиваемся и позже на протяжении всего X века. Уже Олег пытался в ряде подчиненных городов поставить своих наместников («мужей»). Такую же политику проводили и его преемники.

Сам великий князь опирался, прежде всего, на дружину, которая при преемниках Олега была значительно расширена за счет местной коренной знати. В договоре Игоря с греками есть имена скандинавские, славянские, болгарские, иранские, финские и даже тюркские. Наконец, великий князь все больше обязан считаться со знатью Киева и его земли. На местах же тамошние князья опирались на местную знать и местные собрания общинников (вече). Местная знать была также заинтересована в военно-торговых мероприятиях Киева, но одновременно не упускала случая попытаться вернуть самостоятельность.

Внешнеполитические мероприятия первых киевских князей выглядят двояко. С одной стороны, это обеспечение сбыта товаров, собранных во время полюдья, с другой - это уже чисто государственные акты, имеющие и политическую подоплеку. Именно такой характер носили походы Олега и Игоря.

2 . Княгиня Ольга

Жена Игоря Ольга (945-957) сурово отомстила за мужа: собрав большое войско вместе с малолетним сыном Святославом, она начала войну против древлян.

По одним источникам, Ольга родом из Пскова, по другим, более поздним, она была простой поселянкой из местечка Выбуты, близ Пскова (которого в то время как будто еще и не было). Князь встретил Ольгу на охоте на берегу реки Великой, около Выбутской веси (Псковская земля). Через несколько лет он забрал ее в Киев и сделал княгиней.

Согласно «Повести временных лет» древляне предложили Ольге взять вместо убитого мужа себе в мужья древлянского князя Мала. Ольга согласилась, но хитростью заманила к себе послов древлян и приказала убить. Разорению подвергся и город древлян Искоростень. Обложив город данью, Ольга потребовала, чтобы дань от каждого дома состояла из голубей и воробьев. К хвостам птиц привязали горящую паклю, птицы полетели в свои дома и весь город сгорел.

Едва ли княгиня, взявшая в свои руки верховную княжескую власть в Киеве, руководствовалась только чувством мести за любимого мужа. Ненаказанность древлян за убийство князя пошатнула бы саму княжескую власть. Победив, Ольга вновь обложила данью древлян, но вынуждена была установить ее фиксированный размер. С деятельностью княгини связано становление Древнерусского государства, - введена была система сбора податей, зафиксирован размер «уроков» (дани), построена сеть становищ и «погостов» (опорных пунктов для сборщиков дани), которые стали в дальнейшем основой для развития городов и крепостей. Рассказывая о внутренней политике княгини, летописец поставил Ольге в особую заслугу установление «уроков и погостов».

При княгине Ольге существенно изменились отношения русских князей с Византийской империей. Посетив с официальным посольством константинопольского императора, Ольга приняла христианство, став первой христианской правительницей на Руси. Уровень оказанного княгине Ольге приема (она была принята лично императором Константином Багрянородным, причем принята как равная) ставил Киевскую Русь в один ряд с крупнейшими державами Европы.

древнерусский князь политика монархия

3 . Князь Святослав. Походы

Сын Ольги и Игоря Святослав (945-972) - самый легендарный из всех киевских князей, вновь вернулся к войнам. Традиционно войны Святослава оценивались как захватнические. Многочисленные походы Святослава в разных направлениях дали повод некоторым историкам считать его военным предводителем бродячей дружины, далеким от насущных интересов Киевской державы.

Воинственный князь большинство своей жизни провел в походах за пределами русской земли. Он нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье. Вел войну с константинопольским императором за Балканский полуостров и подумывал о перенесении своей столицы в Переяславец на Дунае, считая его центром своей земли. Однако в результате поражения от Византии с империей был заключен мирный договор и, дунайские земли пришлось вернуть.

В княжение Святослава Русь впервые столкнулась с новыми выходцами из южных степей - печенегами. В отсутствие князя в Киеве печенеги осадили город, и только призыв осажденных киевлян, и быстрое возвращение князя спасли город от разорения. Однако опасность набегов с юга не исчезла. По дороге в Киев в 972 году Святослав был окружен печенегами и убит.

Традиционно выделяют три этапа во внешнеполитической деятельности Святослава:

1. Походы против своих ближайших соседей;

2. Дальние походы на восток - река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) море, река Дон;

3. Походы на юг - Русское море, Болгария, Византия.

В X веке на степных просторах южнее Киева кочевало воинственное племя печенегов. Они часто, преимущественно весной, когда степь оживала, нападали на русские города и постоянно держали Киевскую Русь в состояние напряженности. Поэтому Святослав, прежде всего, выступил против печенегов. В один из своих степных набегов он наголову разгромил их и таким образом надолго лишил охоты и намерения вторгаться в земли киевского князя. На реке Оке издавна жили вятичи. Это сравнительно многочисленное славянское племя до Святослава не признавало власти киевского князя и не платило ему дани. Святослав пошел на Оку, «смирил» вятичей и заставил их платить дань Киеву.

Эти два выступления были для дружины Святослава подготовкой к более трудному походу на восток с целью разгрома Хазарского каганата. Даже при Святославе Киевская Русь продолжала платить дань хазарам. Кроме того, торговый путь из Киева в Азию, через реку Итиль и Хазарское море, был для русских купцов не только трудным, но и весьма опасным. Очень часто хазары грабили их и убивали. Поэтому победа над хазарами была Киеву просто необходима. Святослав со своей дружиной прибыл на реку Итиль, прошел через поселения камских болгар, спустился вниз по реке к столице хазар - городу Итилю, взял его с боем и полностью разрушил. После этого по Хазарскому морю, он перешел на западный берег, бросил свои ладьи и, покорив на Кавказе ясов и касогов, через Кубань вышел на берег Сурожского моря к городу Тмутаракани, где жили русские люди. Таким образом, Святослав не только освободил Киев от дани хазарскому кагану, не только очистил русским купцам торговый путь на Восток, но и воссоединил Тмутаракань с Русской землей.

Этим, однако, восточный поход Святослава не закончился. На берегу Сурожского моря дружина его построила ладьи и поднялась вверх по Дону. Здесь, на берегу Дона, выше Северского Донца, была вторая столица хазар - крепость Саркел (Белая Вежа), специально построенная греками для устрашения и сдерживания русских. Святослав разрушил крепость и вернулся в Киев. После этих ударов Хазарский каганат прекратил свое существование. Но главный и наиболее опасный противник Киевской Руси был на юге, в лице пока еще могущественной Византийской империи. Византия в то время владела южным берегом Крыма (область Климаты, город Херсонес), вела затяжную войну с болгарами и с помощью богатых подачек направляла воинственных печенегов на Киев. После дошедших до Константинополя сведений о восточном походе Святослава у Византии возникло естественное желание столкнуть Русь с Болгарией, а потом, когда они обескровят друг друга, уже по одиночке подчинить их своему диктату. Именно с этой целью византийский император Никифор II Фока (963 - 969) прислал к Святославу в Киев своего посла Калокира, который посоветовал киевскому князю выступить против Болгарии и присоединил к своему совету солидный куш золота греческой чеканки. Святослав решил идти в Болгарию, но только совсем с другим намерением.

В 968 году русская дружина в составе примерно 20 000 воинов со Святославом во главе на 500 ладьях спустились вниз по Днепру к «Русскому» морю. Вторая рать численностью около 30 000 человек во главе с воеводой Свенельдом и братом Святослава Улебом на конях и повозках отправилась на юго-запад через земли тиверцев и уличей. Затем оба войска соединились в устье Дуная на земле болгар. В Болгарии Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу, но не в интересах Византии, а на стороне болгар-патриотов. Святослав быстро занял ряд городов по Дунаю, в том числе Переяславец.

Греки скоро почувствовали угрозу со стороны русских не только своему влиянию в Болгарии, но и безопасности самой империи. Поэтому, чтобы отвлечь Святослава от Переяславца, они спровоцировали нападение печенегов на ослабленный в военном отношении Киев.

Летом 969 года печенеги во главе со своим каганом Курей обложили Киев. Положение киевлян было очень тяжелым: не хватало бойцов для обороны, в осажденном городе начались пожары, голод, не было воды. Ольге все же удалось послать своих гонцов к Святославу и черниговскому князю. Помощь пришла вовремя. Вернувшись с частью своих войск, Святослав наголову разбил печенегов южнее Киева, у города Родня, и даже взял в плен самого Курю. Святослав не был жестоким человеком и даровал куре жизнь, взяв с него слово больше не нападать на русские города.

Вскоре после освобождения Киева от печенегов скончалась Ольга. Похоронив мать, Святослав решил вернуться к своей дружине в Переяславец. Но до отъезда ему надо было решить вопрос, кого из сыновей сделать своим наместником в Киеве. У Святослава было три сына: Ярополк и Олег от законной жены Предславы и Владимир от рабыни Малуши. По желанию бояр Святослав на время своего отсутствия посадил Ярополка князем в Киеве. Скоро в Киев прибыли из Искоростеня представители древлян. Они попросили себе в князя Олега, и Святослав согласился. Но особенно его порадовали его гости из Новгорода, когда тысяцкий Михало, ходивший в свое время с Игорем на греков и хорошо знавший Ольгу, от имени новгородцев пригласил Владимира княжить в Новгороде. Святослав поинтересовался, желает ли сам Владимир ехать в далекую северную землю, и остался доволен твердым и положительным ответом своего любимого сына. А чтобы быть спокойным за него, он в качестве воеводы послал с ним в Новгород не раз уже проверенного на деле дружинника Добрыню, родного брата Малуши.

К моменту возвращения Святослава в Переяславец византийский трон захватил новый император - Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. Воинственный и решительный, Цимисхий не мог смириться с присутствием русских дружин в Болгарии и немедленно выступил против Святослава, надеясь на быструю и легкую победу. Однако в первой же битве Святослав (правда, не без помощи болгар и угров) разгромил Цимисхия и обратил его в бегство. Преследуя греков, Святослав занял Доростол, Филипполь, Аркадиополь и дошел со своими воинами до Адрианополя. Испытывая страх за судьбу империи, Цимисхий обратился к Святославу с предложением о мире. Киевский князь охотно согласился на мир и с основной частью своих дружин снова вернулся в устье Дуная, в город Переяславец. Часть воинов с воеводой Свенельдом он оставил в Преславе. Мир под Адрианополем был заключен осенью, а весной, перед днем Христова воскресения, после лихорадочной подготовки к новой схватке с русскими Цимисхий нарушил его. Он послал 300 кораблей с «греческим огнем» в устье Дуная, а сам с огромным войском пошел на Преславу. Осадив город, Цимисхий воспользовался изменой болгарского царя Бориса и местной феодальной знати и через несколько дней занял его.

Узнав о падении Преславы, Святослав с войском пришел в крепость Доростол и закрылся там вместе со многими болгарами - патриотами.

Спустя шесть дней греки подошли к Доростолу. Несмотря на двухмесячную осаду крепости и неоднократные жестокие сечи у стен, Цимисхий не смог одолеть русско-болгарское войско.

Он снова был вынужден предложить Святославу мир. Силы Святослава тоже были на исходе, поэтому почетный мир вполне его устраивал. И вот, чтобы договориться об условиях мира, на берегу Дуная встретились двое: византийский император и русский князь. Было решено, что русские уйдут из Болгарии и будут друзьями греков; греки не станут воевать с болгарами, и не будут подстрекать печенегов на походы против Руси. Цимисхий согласился беспрепятственно выпустить корабли Святослава из устья Дуная. Кроме того, греки обещали дать на обратный путь каждому русскому воину по две греческие меры (т.е. по два четверика) хлеба и разрешить русским купцам торговлю с Царьградом. При возвращении князь не внял совету опытного воеводы Свенельда и с частью дружины решал пробираться на Русь по Днепру (Свенельд конным строем шел более западным путем).

Поздней осенью русская дружина морским путем благополучно достигла устья родного Днепра. Сначала она предприняла попытку подняться вверх по реке. Однако, узнав о засаде печенегов на порогах и, главное, убедившись, что зима не позволит добраться до Киева, Святослав и его воеводы решили вернуться обратно и перезимовать на берегах Русского моря. Это решение, как потом, оказалось, обрекло закаленное в боях войско на новое тяжелейшее испытание. Зима тогда выдалась лютая, холодная и голодная.

Только ранней весной 972 года корабли князя Святослава отчалили от морских берегов и по ожившему Днепру поплыли к Киеву. У днепровских порогов Святослава подстерегли печенеги, убили князя и перебили его дружину, а из черепа Святослава печенежский предводитель Куря сделал себе, по обычаю кочевников, чашу и пил из нее на пирах.

Новые внешнеполитические задачи древнерусского государства, осуществление которых выпало на долю энергичного, предприимчивого Святослава, требовали и нового уровня дипломатии. Многообразные приемы и методы древнерусской дипломатии при Святославе Игоревиче основывались на дипломатическом опыте прошлого, способствовали его дальнейшему обогащению в соответствии с развитием древнерусской государственности, расширяющимися политическими связями Руси с другими странами».

Оценить деятельность князя Святослава весьма сложно: князь-воин заслоняет князя-дипломата. «Повесть временных лет», описывая ратные подвиги князя, совсем не уделяет внимания причинам, по которым князь проводил столь активную внешнюю политику.

Но посмотрим иначе: завоеваниями Святослава для Руси был обеспечен выход к Каспию, к восточным торговым путям, к Черному морю и главному торговому пути Восточной Европы - Дунаю, оказавшемуся под контролем русских князей.

Киевская Русь за несколько лет укрепила свои позиции в Северном Причерноморье, на торговых путях на Балканах, стала крупной торговой державой, соперничавшей с самой Византией.

4 . Князь Владимир I

Владимир Святославич стал князем киевским после продолжительной усобицы сыновей Святослава (братьев Владимира) - Ярополка (князя киевского в период с 972 по 980 год) и Олега (князя в древлянской земле). После смерти отца Владимир находился в далеком Новгороде, куда никто из старших его братьев идти на княжение не захотел. Узнав об убийстве Ярополком Олега, Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал за море к варягам и вернулся с войском. Посватав за себя Дочь полоцкого князя Рогнеду, и получив отказ, он взял Полоцк и женился на Рогнеде. Вместе с варягами он вошел в Киев, брат его Ярополк был убит, и Владимир сел на киевский стол. Однако его княжение не долго держалось на варяжской силе, - требования варягов дать им дань с Киева. Владимир отклонил и разрешил им лишь уйти в Византию, оставив при себе наиболее надежных из них.

При Владимире Киевская Русь достигла немалого. Владимир расширил пределы государства, значительно укрепил связь между его отдельными частями. Многолетние отношения Киева с Византией - страной высокой культуры завершилась принятием Русью христианства - единой государственной религии. Это не только не помешало развитию самобытной культуры молодого Древнерусского государства, но и послужило новым мощным толчком для расцвета в XI-XII вв. всех форм русского искусства.

Владимир был хорошим полководцем и умным государственным деятелем-реформатором. В 981 году, вскоре после победы над Ярополком, в ходе короткой войны с польским князем Мешком I он освободил русские Червеньские земли (города Перемышль, Червень и др.) и победил ятвягов, занимавших земли северо-западнее дреговичей. Потом он с успехом ходил на север, в землю вятичей (бассейн рек Оки и Угры). Но более трудным и важным для Киева был поход Владимира на восток, когда он по сути дела повторил военный маршрут своего отца: река Итиль, город Болгар, Саркел на Дону, Джурджанское (Каспийское) море, Абхазия, Тмутаракань, Сурожское море, Дикое поле. У Сухого брода Владимир разбил печенегов. Здесь был убит каган Куря, а сам киевский князь ранен.

И все же многочисленные печенежские орды, занимавшие обширные степи, продолжали оставаться опасными врагами Руси. Поэтому Владимиром Святославичем была решена насущная проблема защиты окраин государства от степных кочевников. Для этой цели по рекам Десне, Суде, Стугне, Осетру были построены крепости и создана система раннего предупреждения (сигнальные вышки, на которых разжигали костры). Чтобы привлечь к обороне Руси новые силы, гарнизоны пограничных крепостей были укомплектованы дружинниками из северных земель (кривичей, вятичей, словен). Народ в своих былинах назвал созданные Владимиром крепости заставами богатырскими, а самого князя Владимира величал Красным Солнышком.

При Владимире отношения Киевской Руси с Византией отличались непостоянством. Сначала киевский князь был союзником византийского императора Василия II. Когда претендующий на императорский трон полководец Варда Фока возглавил восстание малоазийской знати против Византии, Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Владимир снарядил и послал через Болгарию к берегам Босфора 6 000 воинов. В битве под Абидосом русская дружина сражалась отчаянно и сыграла решающую роль в разгроме Варды Фоки. Достаточно сказать, что тогда погибло около 2 000 русских воинов. Однако Василий II не только не отблагодарил должным образом русских, но и приказал не пускать их в Константинополь и сразу, же переправить в Болгарию.

Узнав от вернувшихся в Киев дружинников о таком неблаговидном поступке императора, Владимир решил проучить греков. Он пошел в поход на город Херсонес (Корсунь) и после длительной осады взял его. Отсюда он потребовал от Византии:

1. Выполнять все ранее заключенные с Русью договоры;

2. Вывести свои войска из устья Дуная;

3. Заплатить дань воинам (живым и мертвым), которые помогли Василию II разгромить Варду Фоку;

4. Скрепить мирный союз между Русью и Византией брачным союзом Владимира и принцессы Анны, сестры Василия II и внучки Константина VII Багрянородного.

Владимир предупредил греков, что в случае их отказа выполнить все его требования он пойдет войной на Константинополь. Требования Владимира были удовлетворены с одной поправкой: чтобы стать мужем Анны, он должен принять христианство. Владимир ответил, что готов креститься. С трудом уговорили Анну ехать на Русь. Наконец она согласилась и приехала в Корсунь.

Владимир первым из киевских князей посмотрел на религию глазами государственного деятеля. Еще в 980 году, только что, заняв киевский престол, он произвел первую языческую реформу, своего рода классификацию языческих культов. Рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждь-бога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. С его стороны это была попытка превратить язычество в государственную религию с культом Перуна во главе. Реформа преследовала две цели: во-первых, вместо множества местных богов ввести единый официальный языческий пантеон; во-вторых, установить в этом пантеоне строгую иерархию с верховным божеством в лице Перуна. Иными словами, на небе мог быть только один главный бог, как и на земле должен быть только один великий князь.

Однако эта первая религиозная реформа не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали даже крайние проявления культа воинственного Перуна с его кровавыми жертвоприношениями. И не удовлетворяла она князя главным образом потому, что по-прежнему оставляла его Русь в ряду варварских государств. И вот спустя восемь лет Владимир понял, что христианство лучше язычества приспособлено к усилению княжеской власти и что страна его созрела для принятия новой религии.

Притягательная сила христианства заключалась в том, что оно очень удачно использовало древнее языческое представление о загробном мире, о «второй, новой жизни», о существовании на небесах «рая» для добрых и верующих и «ада» для злых и неверующих. Христианское вероучение отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а лишь той классовой идеологией, которая была присуща новому общественному строю - раннефеодальному государству с великим князем во главе. Вместе с тем принятие христианства исторически имело положительное значение, поскольку оно уравняло в глазах современников Русь с другими государствами и способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства на русскую почву.

В Киеве задолго до Владимира было известно христианство с его догмами, так хорошо приспособленными для оправдания и защиты феодального государства. Новую религию приняли княгиня Ольга и великий князь Ярополк. В городе давно стояла церковь Святого Илии. При Святославе в соседней Болгарии уже существовала христианская литература на старославянском языке, понятном для русских. Киевские князья до Владимира не спешили стать христианами, прежде всего потому, что принятие крещения из рук византийцев в то время практически означало для русского народа переход в вассальную зависимость от Византии.

Теперь Владимир сам предъявлял свои требования к Византии, и ни о каком вассалитете в тех новых условиях не могло быть и речи. Поэтому истина состоит не в том, что Владимир согласился креститься, чтобы взять в себе в жены «порфирородную принцессу» Анну, а в том, что он хотел, чтобы Русь, приняв христианство, стала равноправным членом тогдашнего цивилизованного мира, наиболее близким представителем, которого была Византийская империя. Тот факт, что вопрос о принятии христианства Владимир решал вполне самостоятельно, подтверждает его выбор киевского епископа. Греки предлагали ему взять в Киев византийского епископа, а он назначил своим епископом священника из Корсуни Анастаса, несмотря на то, что в свое время патриарх Византии Николай предал его анафеме.

Из Херсонеса Владимир с пешим войском вернулся в Киев, а его новая жена Анна со своей свитой в сопровождении многих слуг с должным ритуалом приплыла к нему по Днепру позже. До ее прибытия Владимиру надо было решить вопрос со своей первой женой - Рогнедой.

В 988 году христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра, недалеко от впадения в него небольшого ручья.

Для крещения новгородцев в 991 году в Новгород Великий был послан епископ Иоаким Корсунянин в сопровождении новгородского воеводы Добрыни (дяди Владимира по матери). В помощь им была придана киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира Путятой. Узнав об этом, жители Новгорода разрушили мост через Волхов и взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторона. Однако Путята с частью дружинников хитростью проник на Софийскую сторону и захватил предводителей восстания - новгородского тысяцкого. Угоняя и языческого жреца Богомила Соловья. Но восставшие продолжали сопротивление. Только после того, как тайком переправившийся через реку Добрыня с дружиной поджег дома противников крещения, жители Новгорода покорились и, приняли христианство. Новгородцы с полным основанием говорили, что «Путята крестил их мечом, а Добрыня - огнем».

В связи с насильственным насаждением христианства в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.

Чтоб поднять свой престиж или, точнее, дать почувствовать людям на местах свою реальную власть, Владимир решил послать наместниками в разные города и земли своих сыновей. От Рогнеды кроме дочери у него было семь сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святослав, Всеволод, Станислав и Мстислав; от Анны - двое: Борис и Глеб. Кроме того, Владимир усыновил Святополка, которого в 980 году родила жена Ярополка, будучи уже вдовой. Сама она, оставив сына-младенца, сбежала из Киева в Херсонес. Вышеслава Владимир послал в Новгород, Изяслава - в Полоцк, Ярослава - в Ростов, Святослава - в Древлянскую землю, Всеволода - на Волынь, Станислава - в Смоленск и Святополка - в Туров. Мстислав еще раньше начал княжить в Тмутаракани и до конца своих дней оставался там. Вышеслав и Изяслав умерли еще при жизни отца, поэтому в Новгород был послан Ярослав, его место в Ростове занял Борис, а Глеб получил Муром.

Таким образом, именно при Владимире окончательно оформилась система наместничества: княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры Руси.

В 1011 году умерла жена Владимира Анна, а спустя четыре года (1015 год) скончался сам Владимир.

5 . Князь Ярослав Мудрый (1019 -1054 )

Ярослав Мудрый (1019-1054) был тоже одним из наиболее знаменитых древнерусских князей. Родился он в 978 году. Еще при жизни отец перевел его из Ростова на княжение в Новгород, чем вызвал недовольство Святополка. В 1014 году Ярослав отказался платить отцу ежегодную дань - 2 000 гривен, как делали до этого все новгородские посадники.

После смерти Владимира Святополк начал междоусобицу со своими братьями, длившуюся целых четыре года. Женившись на дочери польского короля Болеслава Храброго и надеясь на его поддержку, он объявил себя киевским великим князем. Желая удержать за собой единодержавие и, больше всего опасаясь Бориса (его особенно любили киевляне), Святополк умертвил трех своих братьев - Бориса Ростовского, Глеба Муромского и Святослава Древлянского. Братьям Борису и Глебу народная молва создала культ невинных мучеников, ставших жертвами междоусобной борьбы честолюбивых князей власть.

Православная церковь первыми причислила к лику святых Бориса и Глеба, отдавших свои молодые жизни за единение и консолидацию Древнерусского государства. В образе этих мучеников выражены представления о духовном совершенстве народа и его извечной нравственной стойкости, много раз проявлявшейся в грядущих суровых испытаниях.

Ярослав, конечно, понимал, что властолюбивый Святополк сделает все, чтобы отправить его вслед за братьями. Положение Ярослава осложнялось еще и тем, что он находился в ссоре с новгородцами.

Они были недовольны тем, как вызывающе нагло вела себя в городе нанятая князем варяжская дружина. Стычки между горожанами и варягами часто доходили до кровопролития. А Ярослав и его жена - норвежская принцесса Ингигерда (в крещении - Ирина), дочь норвежского короля Олафа I Тюргвасона, - больше поддерживали не своих подданных, а пришельцев-варягов.

Скоро, однако, Ярослав изменил тактику. Считая войну со Святополком неизбежной, он начал искать примирения с новгородцами. Последние охотно пошли Ярославу навстречу - они готовы были выступить с ним против Святополка, потому, что больше всего боялись попасть в полную зависимость от Киева. Собрав 40 000 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, Ярослав выступил против Святополка, успевшего призвать себе на помощь печенегов. Жестокая сеча состоялась под городом Любечем. Святополк был разбит и бежал в Польшу к своему тестю. А Ярослав, щедро отблагодарив новгородцев, в 1016 году вступил в Киев и занял великокняжеский стол.

Но борьба на этом не закончилась. Святополк вернулся на Русь с польскими полками, которые вел сам король Болеслав Храбрый. Среди интервентов были также дружины немцев, венгров и печенегов. Вторую битву на берегах Буга Ярослав проиграл. Он вернулся в Новгород и оттуда попытался бежать в Норвегию. Святополк снова занял Киев, а новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем опять восстали. Они уничтожили корабли, приготовленные для бегства Ярослава, и собрали деньги для найма нового варяжского отряда, обложив свободное население податью - 4 куна с мужа, по 10 гривен со старост и по 18 гривен с бояр. Святополк между тем выгнал из Киева Болеслава Храброго, что сразу же лишило его реальной силы - без польской поддержки он уже не мог удержать в своих руках Киев, и поэтому вынужден был искать помощи у печенегов.

Поддержанный новгородцами, Ярослав в третий раз выступил против Святополка и в 1019 году разбил его и его союзников - печенегов на реке Альте. Святополк бежал снова в Польшу, но по дороге умер. Только после этого Ярослав прочно утвердился в Киеве.

Святополк был братоубийцей. Если Ярослава назвали Мудрым, его брата Мстислава Красным, то Святополка они заклеймили Окаянным. Вот как описывали его кончину: «И во время бегства напал на него бес, и расслабли суставы его, он не мог сидеть на коне, и несли его на носилках… и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там кончил бесчестно жизнь свою. Праведный суд постиг его, неправедного, и после смерти принял он муки окаянные… Стоит могила его на этом пустынном месте и до сего дня, и исходит от нее смрад жестокий…».

Через несколько лет после усобицы со Святополком Ярослав вынужден был вести более трудную войну с младшим братом, Мстиславом Тмутараканским. Мстислав показал воинственным князем и особенно прославился неоднократными победами над касогами. В 1024 году он подошел со своим войском к Киеву и потребовал от брата раздела всех русских земель поровну на двоих. Ярослав в то время находился в Новгороде. Ему пришлось быстро собрать большие силы из новгородцев, призвать на помощь варягов и выступить навстречу Мстиславу. Сражение между ними произошло у местечка Литвена, близ Чернигова. Войско Ярослава потерпело поражение, и его предводителю ничего не оставалось, как опять бежать в свой верный Новгород.

Однако Мстислав не был таким кровожадным, как Святополк. Он добровольно признал старшинство Ярослава и заключил с ним мир. По мирному договору Русь делилась на две части: область по восточную сторону Днепра переходила к Мстиславу, а вся территория западнее Днепра оставалась за Ярославом. В 1035 году Мстислав умер, и снова Ярослав стал великим единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава - это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы, быстро догонявшим передовые страны в социально-политическом и культурном отношении. Самые могущественные государственные деятели Европы стремились в первой половине XI века к союзу с Русью. Ярослав Мудрый, его сыновья и дочери породнились с королями Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, с императорами Рима и Византии. Дочь Ярослава Анна была королевой Франции и собственноручно подписывала государственные документы, тогда как ее супруг был неграмотным.

Видное место Ярослава Мудрого в истории Руси связывают обычно не столько с его удачными военными походами и династическими связями с Западом, сколько с разносторонней деятельностью по внутреннему устройству государства. Он много сделал для распространения христианства, - строил новые города (Юрьев, Ярославль) и новые церкви (в том числе выдающиеся соборы Софии в Киеве и Новгороде), поставил дело подготовки священнослужителей из русских, перевода церковных книг с греческого языка на славянский. При нем Антоний Любечанин основал знаменитый впоследствии Киево-Печерский монастырь. Во время его княжения город Киев был обнесен каменной стеной с Золотыми воротами и украшен многими новыми постройками. Ему приписывают бесценный для историков русский юридический памятник начала XI века, получивший название «Правда Ярослава» или «Древнейшая Правда». Некоторые историки (К.Н. Бестужев-Рюмин, В.О. Ключевский) рассматривали «Правду Ярослава» как сборник действовавших в то время законов и норм, составленный частными лицами. Но есть и другой взгляд. По мнению Б.А. Рыбакова, «ее назначение было значительно скромнее, - это была инструкция о штрафах за скандалы и драки, учиняемые в Новгороде».

Политика Ярослава Мудрого:

1. Внутренняя политика:

1. Расцвет государства. Киев соперничал с Царьградом (Константинополем), по дошедшим сведениям, в городе было около 400 церквей, 8 рынков;

2. Положение князя. Подобно византийским императорам, Ярослав именуется царем;

3. Строительство. В период княжения Ярослава в Киеве было развернуто широкое строительство храмов, оборонительных сооружений. Строительство велось и в других городах Руси;

4. Просвещение. Были открыты школы, в том числе и женская, велись переводы книг на русский язык. Сам Ярослав владел несколькими иностранными языками. Уровень грамотности на Руси был достаточно высок;

5. Церковь. Усиление государства позволило Ярославу Мудрому поставить на митрополию первого митрополита из русских - Иллариона;

6. Право. В первом, дошедшем до нас письменном источнике русского права. «Русской Правде» были обобщены нормы обычая и практика княжеского суда. По одной из версий «Русская Правда» была дана новгородцам по их требованию Ярославом Мудрым. Другой источник права - «Ряд Ярославов» впервые зафиксировал в письменном праве порядок наследования княжеских столов.

...

Подобные документы

    Процесс возникновения государства на Руси, внутренние и внешние предпосылки. Политический строй Киевской Руси; влияние первых киевских князей на развитие Древней Руси; влияние церкви на становление государственности. Правление первых киевских князей.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2010

    Исторические предпосылки образования древнерусского государства. Анализ некоторых литературных памятников истории Руси. Общая характеристика основных этапов развития древнерусского государства. Деятельность первых киевских князей, их вклад и роль.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2011

    Предпосылки возникновения Древнерусского государства. Образование Киевской Руси, восточнославянские племена, населяющие ее территорию. Славянские земли – княжения. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. Раннефеодальное государство Киевская Русь.

    реферат , добавлен 10.09.2009

    Возникновение и общественный строй древнерусского государства. Государственный строй Киевской Руси, административные и правовые реформы первых князей. Введение христианства на Руси, его влияние на развитие государственности. Проблема феодализма на Руси.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Теория образования Древнерусского государства: норманизм и антинорманизм. Политический и социально-экономический строй в Древней Руси: Киев и Новгород. Деятельность первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). История народных восстаний.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2014

    Происхождение и расселение восточных славян по территории Европы. Развитие земледелия, характеристика общественного строя и религии. Норманнская концепция образования Древней Руси как государства. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей.

    контрольная работа , добавлен 07.09.2011

    Характеристика и предпосылки формирования древнерусского государства. Особенности эпохи первых киевских князей. Специфика, развитие политического строя и "золотой век" Киевской Руси. Причины разрушение политического единства Киевского государства.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Предпосылки создания российской государственности. Направления деятельности первых Киевских князей. Причины упадка Киевской Руси. Причины и предпосылки образования государства у восточных славян в IX в. "Автохтонная" теория возникновения государства.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Историки о зарождении Киевской Руси. Историческое и политическое содержание термина "Русь". Образование государства и объединение восточнославянских племен вокруг Киева. Деятельность первых киевских князей. Описание особенностей процесса крещения Руси.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2016

    Возникновение древнерусского государства. Роль скандинавов-норманнов в формировании его институтов. Государственное устройство Киевской Руси, функции киевских князей. Органы власти и управления. Социальные отношения и правовое положение населения.

Просмотров