Отдавая дань памяти, благодарности и огромного уважения. Отдавая дань памяти Торжественный прием в Законодательном собрании

Через Бельгию в минувшем веке прошло несколько «волн» эмиграции из России. Однако самой печальной страницей в истории русской эмиграции является судьба военнопленных и перемещённых лиц (DP – «displaced persons»), насильственно оказавшихся в Бельгийском Королевстве, особенно в провинции Льеж, в период Второй Мировой войны. Условия их жизни в тяжёлые годы оккупации и послевоенной разрухи по мере сил старались облегчить как различные русские, бельгийские и международные благотворительные организации, так и церковные структуры: епархии, приходы и отдельные верующие. Историческая, духовная и нравственная оценка подвига этих людей, взятых в плен или насильственно вывезенных из страны, особенно важна сейчас, в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне. По решению русской православной диаспоры Бельгии, представленной тремя юрисдикциями: Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Русской Зарубежной и Константинопольской Церквей в память об этом в Льеже будет построен Русской Православной Церкви. Это решение поддерживают Федерация соотечественников, Федерация русских дворян, русские молодёжные и общественные организации.

Годы войны

В сентябре 1942 года в Бельгию в пригороды Лувена из немецкого Цайтхайна (Саксония) был переведен лагерь для военнопленных («шталаг») № 304 примерно с 10-ю тысячами красноармейцев. Этот лагерь, как и остальные лагеря, находился в подчинении Верховного командования Вермахта (Oberkommando der Wehrmacht), а с ноября 1944 года в подчинении «СС»; и вплоть до освобождения Бельгии союзными войсками в 1944 году, являлся центром по управлению трудовыми командами советских военнопленных, работавших в угольной промышленности Бельгии и северной Франции . Кроме пленных, на принудительные работы в Бельгию привозили и так называемых «восточных рабочих». В основном это были молодые люди из оккупированных областей Украины, России и Белоруссии, вывезенные насильно.

Одним из мест размещения военнопленных и перемещенных лиц был район Льежа, где они работали на многочисленных шахтах. Еще до войны в Льеже, около местечка Серен, были построены бараки для поляков-гастарбайтеров , куда и привозили советских военнопленных, а позднее и угнанных на принудительные работы. Таким образом, это был самостоятельный лагерь, со своим кодовым номером (LG VIII Seraing) и со своей охраной. «Пропускная мощность» лагеря составляла 1100 человек, и, по мере уменьшения количества узников по причине смерти, неуклонно пополнялась заключенными из других лагерей. Некоторым военнопленным, впрочем, удавалось бежать и присоединиться к отрядам бельгийского Сопротивления.

Условия жизни в таких лагерях и работы в шахтах были тяжёлыми, рабскими. Один из заключенных лагеря, советский военнопленный, позже вспоминал: «…При 12-ти часовой работе 375-граммовая пайка хлеба, да черпак бурды. Спасибо бельгийским шахтерам, украдкой подкармливавшим пленных. Шахтер Морис Жакке каждый день приносил <мне> бутерброд, хотя семья его под немецкой оккупацией жила тяжело…» .

Известно, что в районе Льежа окормлял военнопленных русский священник Валент Роменский. Будучи настоятелем льежского храма он регулярно посещал многочисленные лагеря, расположенные в этом угольном бассейне и всячески помогал заключенным. В книге Жана Пюта «Советские военнопленные в Лимбурге в 1942-45 годах» упомянута льежская организация «L’Aide aux Prisonniers Russes», с которой отец Валент был очень тесно связан.

Отец Валент делал все возможное, однако помочь удавалось далеко не всем. Списки заключенных, погибших и умерших за этот период, представляют печальное зрелище. В настоящее время они требуют большой и кропотливой архивной работы. Порой они не содержат никаких дополнительных сведений, не известны причины и обстоятельства смерти заключенных. Так, например, в списке бельгийского МИДа, составленного в 1959 году для советского посольства, место смерти большинства узников указано в общих чертах: «Военный госпиталь в Льеже» или просто «в Льеже».

Судьба перемещенных лиц

По окончании войны во временных лагерях в Германии и Австрии оставались миллионы перемещённых лиц, в основном, граждан СССР. Большинство из них постепенно вернулось на Родину, но сотни тысяч решили остаться . Это были и бывшие советские военнопленные, и «восточные рабочие», и эмигранты «первой волны», ранее жившие в тех странах Восточной Европы, которые оказались после окончания войны в советской зоне влияния, и другие.

В 1947 году началось расселение этих людей по государствам, согласившимся их принять. Первой такой страной была Бельгия. В дополнение к уже проживавшим в Бельгии бывшим военнопленным и тем, кто был насильно вывезен из России во время войны, с мая 1947 года по 1952 год в страну приехало ещё около 15-ти тысяч русскоязычных перемещённых лиц .

Окрестности Льежа стали одним из центров их расселения в Бельгии. Условия жизни в лагерях для перемещенных лиц были разными. Например, один из таких посёлков, находившийся примерно в 7 километрах от центра Льежа, был оборудован в бывших казармах военных лётчиков, и условия проживания там были удовлетворительными. Но работа в шахтах была крайне тяжёлой. Шахтёры всё время «ходили под Богом». Сергей Крикорьян, работавший под землёй в угольном бассейне Монс-Шарлеруа-Льеж, рассказывает, что условия работы были средневековые, опасные, труд – преимущественно ручной, тяжёлый. Слепые лошади тянули вагонетки с углём на глубине около 600 метров. После нескольких лет такой работы у многих начинались заболевания лёгких из-за угольной пыли и сырости.

Шахтёрский же лагерь в Серене, куда после войны приехали новые советские перемещенные лица, не имел даже сносных условий для проживания. Елена Бекиш, будущий муж которой жил в этом лагере и несколько лет работал на местной шахте, рассказывает, что поселок был очень бедный, с дощатыми, покосившимися бараками, которые невозможно было протопить, и в которых было огромное количество клопов. В одном из таких бараков и располагался в лагере православный храм.

С 1947 по 1950 год в этом храме служил протоиерей Иоанн Бекиш. Вскоре, по причине многочисленности обитателей лагеря, ему в помощь в Серен был послан священник Матфей Андрущенко. Но и вдвоем они не справлялись с окормлением все возрастающей паствы. В мае 1949 года Бельгию посетил митрополит Владимир (Тиховницкий) . Современник писал об этом событии: «Особую радость русским шахтерам в Бельгии доставил приезд в мае 1949 г. митрополита Владимира (Тихоницкого). Он посетил рабочий поселок в Форши, приход в городе Серене… Всюду русские люди обращались за помощью к митрополиту Владимиру, чтобы он помог облегчить их тяжелую участь».

После приезда владыки в Льеже, Серене и ближайших шахтёрских поселках служили уже четыре православных священника и один диакон: протоиереи Валент Роменский, Александр Феохари, Иоанн Бекиш, Матфей Андрущенко и диакон Михаил Милонов. То есть, Льеж в те годы стал одним из активных центров русской церковной жизни в Бельгии.

На следующей фотографии запечатлён священник Матфей Андрущенко с группой певчих. Фотография сделана в Серене в 1948-1949 годах. По этой фотографии можно определить, что основную часть перемещенных лиц составляли молодые люди, горожане и жители сельской местности, насильственно вывезенные из Восточной Европы на работы в Третий рейх.

Заключение

На многих шахтах угольного бассейна Льеж-Серен работали русские военнопленные, а позже и оставшиеся в Бельгии бывшие граждане СССР, угнанные на работы в Западную Европу. Поэтому исторически обосновано возвести мемориальный храм около одного из бывших концентрационных лагерей, как дань памяти всем православным, страдавшим или погибшим и здесь, в Серене, и во всей Бельгии. Сооружение такого храма напомнит и о человеколюбии бельгийцев, помогавшим советским военнопленным, а после войны приютившим в своей разорённой стране десятки тысяч людей, не желавших возвращаться в Советский Союз. Таким образом, это будет памятник нравственному подвигу двух народов, не смирившихся перед ужасами нацизма, памятник их взаимной симпатии, гуманизму и христианским чувствам, которые они сохранили в те годы суровых испытаний.

В этом плане выбор города Серен-Льеж не случаен. Там находился лагерь военнопленных, а после войны и лагерь для перемещенных лиц, и при нем ещё в те суровые годы существовал православный храм. К тому же, в настоящее время в этом районе проживает большое количество русскоязычных православных прихожан, которые в 2006 году объединились в общину под юрисдикцией Московского Патриархата. На собранные русской диаспорой средства в Серене был приобретен участок земли для строительства храма, после чего инициативная группа строительного комитета подготовила всю архитектурно-техническую документацию и получила все необходимые разрешения на строительство.

Архитектурные особенности будущего храма

Строящийся храм назван в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Эта икона написана в память о событии, произошедшем в Константинополе 4 апреля 450 года. Воин по имени Лев, будущий император Византии, встретил в роще близ Константинополя, недалеко от «Золотых ворот», слепого. В этой роще находился источник, известный своими чудесами. Слепец устал и сбился с дороги. Лев пожалел его, отвёл под сень деревьев, усадил отдохнуть, а сам отправился к источнику, чтобы набрать воды и напоить слепца. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Воин удивился и стал искать воду, но не смог найти. Когда он прекратил поиски, раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». После того, как Лев исполнил все, указанное ему, слепец прозрел и самостоятельно отправился в Константинополь, славя Богоматерь.

Когда в 457 году Лев 1 стал императором, он не забыл о явлении и предсказании Божией Матери, назвавшей его за семь лет до этого царём, приказав очистить источник и построить над ним храм в честь Богородицы, назвав его храмом Богородицы «Живоносный Источник». Позже этот образ стал считаться покровителем всех несчастных и униженных: больных, изгнанников, бездомных, пленных, презренных, немощных.

Цокольный этаж храма представляет собой три арки, означающие главные добродетели христианства: Веру, Надежду и Любовь, посредством которых человек восходит к Царству Небесному. Так же это и образ Святой Троицы, открывающей людям истину о спасении и призывающей людей в сакральное пространство храма.

Следующий уровень отличается большим количеством световых проемов – окон. По замыслу архитектора – это образ Царства Небесного, где нет тьмы, и всё пронизано светом Агнца.

Выше располагается звонница в стиле псковской архитектуры, встроенная в храм. Вокруг звонницы расположена внутренняя галерея храма. Это мемориальное пространство. Здесь по периметру галереи будут установлены специальные плиты, на которых высечены имена всех военнопленных, погибших в лагере в Серене, а так же всех советских солдат, погребённых на многочисленных кладбищах Бельгии. Списки их в настоящее время дорабатываются и пополняются.

Плиты с именами погибших символизируют всех павших в Бельгии наших соотечественников, чьи имена известны и неизвестны. Это дань памяти им от благодарной России.

Пройти на галерею будет возможно только через сам храм и только в определённое время (когда есть богослужения).

Массивный купол над звонницей символизирует Единого Бога – Создателя мира, а над куполом возвышается крест – символ нашего спасения.

Призыв к участию

Традиция постройки храмов-памятников в России восходит к давним временам. При этих храмах покоились останки полководцев и воинов. Самым известным таким храмом является , воздвигнутый в память о всех убиенных в Отечественной войне 1812 года. Из более древних – знаменитый Покровский собор, ставший символом Москвы, который в народе называют Собором Василия Блаженного. Это храм-памятник победы над Казанским ханством. Можно упомянуть также храм в честь преподобного Сергия Радонежского, воздвигнутый на Куликовом поле, храм святого Сампсона, построенный в честь победы под Полтавой. Среди храмов Русского Зарубежья наиболее известен знаменитый Собор Александра Невского, – украшение города Софии – воздвигнутый в память об освобождении Болгарии от Османского ига. В западной Европе храмы-памятники существуют в Ницце, Биаррице, Сан-Ремо, Брюсселе.

Следует отметить, что за неполные 70 лет, прошедшие после окончания Второй Мировой войны, в Западной Европе не было построено ни одного храма-памятника героически погибшим советским воинам и военнопленным. Хотя мемориалов, посвященных подвигу советского солдата, в странах Европы (особенно в странах, находившихся в зоне влияния СССР) существует немало. Не умаляя их значения, следует сказать, что пришло время воссоздать вековую традицию России ставить в тех местах, где пали ее герои, храмы-памятники. Сейчас такой момент наступил. Мы должны воздвигнуть храм в память о наших павших братьях и отцах, тем самым воздав им сыновний христианский долг так, как это делали наши предки.

Желающие участвовать в строительстве храма-памятника павшим советским воинам и военнопленным в Западной Европе на месте бывшего концентрационного лагеря в бельгийском городе Льеже (Серене) могут перечислить свои пожертвования на счёт в рублях:

Наименование банка: ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» г. МОСКВА
БИК 044525225
к/с 30101810400000000225
Получатель: Недосекин Павел Владимирович
Статус получателя платежа: Резидент РФ
Номер счёта 40817810238065628194
Назначение платежа «храм-памятник»

Пожертвования в евро можно перечислить:

Наименование банка : FINTRO, Watermael-Boitfort, Bruxelles. Belgique
BIC GEBABEBB
IBAN BE36 1428 5804 8281
Название счёта : Achat et Reparations Eglise Russe
(«Покупка и перестройка Русской Церкви»)

Временно сложено оружие в знак уважения к тому, кто помог человечеству понять космос.

Научная фантастика находится в неоплатном долгу перед Стивеном Хокингом. Его прогрессивные теории в области астрофизики и космологии помогли обрести понимание во всём: от чёрных дыр до теории относительности. И, когда он ушёл от нас вчера в возрасте 76 лет, игроки сообщества EVE Online решили выразить признание его вкладу в науку своим собственным способом. А именно – покрыв ночное небо светом маяков.

Так называемые приводные маяки излучают яркий, радиантный свет и используются, чтобы открыть мост перемещения для кораблей при отклонении от пункта назначения. В обычный день увидеть вспышку приводного маяка – это повод для паники; сигнал, означающий, что этот отряд прибыл для твоего уничтожения. Однако вчера и сегодня огни маяков появляются по всему космосу в дань памяти Хокинга и его достижений.

Уход Хокинга даже сподвиг одного пилота отправиться в путешествие в систему Molea, где размещается кладбище погибших участников игры вселенной EVE. Там же планируется поставить мемориал в честь Хокинга.

Благодаря команде от “kairiola” на социально-новостном сайте Reddit, пилоты по всей системе New Eden начали зажигать огни маяков в 22:00 по UTC (всемирное координированное время), святя часы напролёт. Согласно правилам внутри игры, приводные маяки могут быть зажжены только в null-sec и low-sec зонах космоса, там, где силы NPC полиции не смогут тебя защитить. Изображение ниже – это тепловая карта системы New Eden, показывающая огромное скопление сотен огней приводных маяков.

Здесь можно увидеть несколько актуальных космических снимков сияния приводных маяков в системе New Eden. И если вы затрудняетесь с их распознаванием, то они выглядят, как дальние галактики.

При подготовке для сайта «Саровский краевед» (сайт) материала «… бюргерам … было не дано это осознать…»

я случайно узнал, что Павел Максимович Ягунов, командир подземного гарнизона аджимушкайских катакомб, является уроженцем села Чеберчино, расположенного примерно в трёхстах километрах от Сарова, в Дубёнском районе республики Мордовия.

Павел Максимович Ягунов

В связи с этим у нас сразу родилось желание посетить это село, и не просто посетить, а отдать дань памяти ярчайшему герою Великой Отечественной войны – провести в тамошней школе «Урок мужества» (какие проводили в нашу советскую школьную бытность) и возложить венок к бюсту Павла Максимовича. Для этого я, предварительно покопавшись в интернете и найдя реквизиты чеберчинской школы, связался по телефону с её директором, Эдуардом Андреевичем Спиридоновым, чтобы условиться о дне нашего приезда. Он очень участливо отнёсся к нашей идее и заверил, что с его стороны всё будет организовано и даже спросил: «Мы вам ничего не будем должны?».

В одной из саровских похоронных контор мы выбрали и подобающе поводу, оформили памятный венок, украсив его Георгиевской лентой и красной лентой с надписью «От Общественного исторического объединения «Саровская пустынь» Вечная память Героям Аджимушкая 1945 – 2017».

Субботним октябрьским утром 14 числа, группой из двух человек, (Ткачёва К. И. и Демидова Ал. А.) мы отправились в республику Мордовию в село Чеберчино. Путь занял четыре часа.

Нас встретила сельская школа, основанная в 1872 году, не кем-нибудь, а инспектором народных училищ Симбирской губернии (Мордовии тогда ещё не было) Ульяновым Ильёй Николаевичем. Возрастные люди ещё помнят кто это такой.

Незаурядная школа села Чеберчино


Этими досками и барельефом отмечена незаурядность школы в Чеберчино

Нынешнее здание школы построено в 1959 году и с тех пор ни разу капитально не ремонтировалось. Долгострой школьного спортзала, стараниями Араповой Валентины Владимировны, исполняющей обязанности директора на момент нашего приезда (к сожалению, Эдуард Андреевич в этот день не смог присутствовать в школе), завершён в 2003 году. Когда в 1979 году Валентина Владимировна, будучи выпускницей этой школы, вернулась в неё уже преподавателем, то здесь училось 360 учеников в три смены. Было большое подсобное хозяйство со своей техникой – одного только картофеля сажали 3 гектара. Сегодня в школе 17 учащихся, а в селе живёт меньше людей, чем было учеников в 79-м году – 320 человек (в основном пенсионеры). Вот итог государственной внутренней политики за последнюю четверть века. И поэтому 2017 – 18 учебный год, к великому сожалению, станет последним в уникальной истории этой незаурядной школы, теперь уже не доживущей четыре года до своего 150-летия.

Мы не ожидали такой подготовки в школе к нашему приезду и были приятно удивлены. В актовом зале, в соответствии с темой нашего приезда, была оформлена сцена, приглашены родственники Павла Максимовича (племянник Виктор Иванович Ягунов и племянница Тамара Фёдоровна Шикина), корреспондент районной газеты «Новая жизнь» и другие односельчане.

Виктор Иванович Ягунов с супругой

Тамара Фёдоровна Шикина

Валентина Владимировна подготовила программу по теме Аджимушкая и с Зоей Викторовной Никеровой начала «Урок мужества».

Начался «Урок мужества»

В зале воцарилась мёртвая тишина.

Все слушали с вниманием

Со сцены прозвучали слова о подвиге Подземного гарнизона и его легендарного командира Павла Максимовича Ягунова, подкреплённые иллюстративным материалом на экране. Завершив своё выступление, Валентина Владимировна представила нас присутствующим, и торжественное мероприятие продолжилось.

Я начал свой рассказ со слов: «В этом году исполнилось 75 лет легендарной обороне Аджимушкайских катакомб. Сегодня четырнадцатое октября – уже осталось немного дней. Тридцатого закончилась оборона. Поэтому они ещё там под землёй, бьются, выживают, сражаются, задыхаются. А мы здесь, в мире, живём счастливо, не знаем войны. Вот это нас обязывает помнить о них всегда и в частности о командире, вашем и нашем земляке».

Рассказ К. И. Ткачёва

Дальше говорил от лица экскурсанта, рассказывая по ходу своеобразной экскурсии, историю трагедии и одновременно Великого подвига защитников Аджимушкайских катакомб. Собравшиеся в зале ученики и взрослые были погружены в атмосферу событий, происходивших летом 42-го года на Керченском полуострове в посёлке Аджимушкай. Было видно, что все слушали с неподдельным интересом. Мой рассказ закончился Минутой Молчания. Под звуки реквиема с экрана на присутствующих смотрели непобеждённые герои «Крымского Бреста», как бы говоря безмолвным взглядом: «Помните, какой ценой досталась нам Победа! Помните, чем мы заплатили за вашу благополучную мирную жизнь!». В заключении я показал, найденных мной в катакомбах, «свидетелей» той страшной трагедии и одновременно Великого Подвига – ржавые гильзы, горлышки разбитых стеклянных солдатских фляжек, а также книги, на основе которых был подготовлен материал для сайта и рассказа в чеберчинской школе (да и не только в ней).

Свидетели Великого Подвига

По этим книгам был подготовлен мой рассказ

После этого мы сделали общую памятную фотографию со школьниками и родственниками Павла Максимовича.

Памятная фотография со школьниками и родственниками Павла Максимовича.

Школьную программу завершили третьеклассницы Таня Донова и Валя Числова со стихами о подвиге Аджимушкая.

Таня и Валя читают стихи

После мероприятия, состоявшегося в актовом зале, все присутствующие организованной колонной направились к бюсту Павла Максимовича. Впереди колонны мы с выпускником чеберчинской школы, Игорем Транковым, несли венок, который возложили к бюсту командира Подземного гарнизона.

Торжественное шествие к месту поминовения Героя Аджимушкая

Возложение венка

После возложения венка у бюста П. М. Ягунова

Около его бюста, памятника советскому солдату и бюста героя Советского Союза Александра Андреевича Манина мероприятие продолжилось. Школьники выступили, и в стихах ещё раз почтили память безвременно ушедших героев Аджимушкая.

Выступление школьников

Я тоже сказал несколько слов о ярчайшем Герое Великой Отечественной войны. Смысл моих слов сводился к тому, что его подвиг должен был бы быть отмечен Золотой Звездой Героя Советского Союза, а ныне — Героя России, что вполне реально. Земляки Павла Максимовича и все мы — граждане России — должны быть достойны памяти П. М. Ягунова и подвига Героев Аджимушкая.

Выступление К. И. Ткачёва

Завершив торжественное мероприятие, мы вместе с учителями вернулись в школу, где в столовой уже был накрыт стол с домашними помидорами, копчёным салом, тортом из кабачков и ещё много чем. Всё, к чему прикасались наши ложки и вилки, было приготовлено с душой заботливыми руками. За столом были и родственники Павла Максимовича, поэтому пошли разговоры в продолжение темы нашего приезда. Это и составление «родового дерева» П. М. Ягунова до наших дней. Это и история ШКОЛЫ к 150–летию со дня её основания. Это и история самого села ЧЕБЕРЧИНО со дня основания до наших дней.

Прощаясь с Малой Родиной легендарного командира, мы долго не могли расстаться с Валентиной Владимировной – всё говорили на разные темы. А тронувшись в обратный путь, для себя решили, что обязательно сюда вернёмся.

Актив Свердловского регионального отделения общественного движения «Семья, любовь, Отечество», деятели науки и культуры, общественность г. Екатеринбурга приняли участие в заседании круглого стола «70 лет Великой Победы: историческая правда», которое состоялось в УРГЭУ-СИНХ. Его инициаторами стали Евразийский научно- исследовательский институт человека во главе с академиком РАН Черешневым В.А. и ректор УРГЭУ - СИНХ Федоров М.В. - ведущие круглого стола.

В ходе заседания шла речь о духовно нравственном потенциале, подвиге нашего народа, благодаря которому была одержана Великая Победа. Участники круглого стола обсудили так же опыт планового управления народного хозяйства в условиях военной экономики, методы работы с молодежью, до которой необходимо доносить правду о Великой Отечественной войне.

Урал в годы войны, историческая оценка Победы в Великой Отечественной войне; наука, культура, медицина и образование; патриотическое воспитание подрастающего поколения. Эти и другие темы осветили в своих выступлениях участники круглого стола: председатель Общественной палаты Свердловской области РФ Набойченко С.С., Почетный гражданин города Спектор С.И., директор «Театра слова» Воронина Т.Н. и другие выступающие.

Автор этих строк выступила с докладом «Молодежь в годы войны», отметив огромную роль в Победе наших юношей и девушек, которые по призыву ЦК ВЛКСМ в большинстве своем добровольцами сражалась на фронтах Великой Отечественной. Прославленный советский полководец Георгий Константинович Жуков с необычайной теплотой отзывался о героизме и мужестве молодых воинов: « Я много раз видел, как солдаты поднимались в атаку. Это нелегко - подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они поднимались! А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19-20 лет - лучший возраст для человека - все впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергающий пулеметный огонь!» Мы победили еще и потому, что у орудий, в танках, на самолетах находились те, чья энергия, неугасимое стремление к подвигу во имя спасения Родины творили чудеса. За годы войны 7 тыс. воспитанников Союза молодежи стали Героями Советского Союза, 60 комсомольцев были удостоены этого звания дважды. 9 млн. юношей и девушек, вступивших в комсомол в годы войны, своими ратными и трудовыми подвигами внесли неоценимый вклад в достижение Победы.

Война с фашистской Германией, когда на защиту Родины поднялись стар и млад, показала всему миру невиданную стойкость и мужество нашего воина. Подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Юрия Смирнова, Николая Кузнецова и многих тысяч других навсегда вошли в историю России. Великая Отечественная война явила собой невиданный взлет самосознания граждан нашей страны, работавших в тылу и обеспечивших фронт всем необходимым. Патриотизм, дружба народов многонациональной страны явились важным фактором в достижении победы над фашизмом.

И, хотя сегодня предпринимаются попытки очернить Россию, растиражировать циничную ложь о войне и роли в ней России, мы должны понимать, что подобные демарши, как отметил президент Путин В.В., имеют определенную политическую цель. И эта цель понятна - подточить силу и моральный авторитет современной России, лишить ее статуса - страны победителя со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями, разделить и рассорить народы. Владимир Владимирович справедливо считает, что подготовка к юбилею — это не только праздничные мероприятия, но и огромная просветительская и информационная работа не только на национальном, но и международном уровнях. Поэтому глава государства поставил перед оргкомитетом «Парад», занимающимся подготовкой к празднику, задачу достойно ответить на попытки переиначить правду о войне: «Задача оргкомитета в каждом регионе РФ — опираясь на активное участие и поддержку граждан, достойно ответить на эти вызовы. Важно использовать все возможности, чтобы рассказать об истории Отечества, о ратных и трудовых подвигах наших предков». Причем, это надо делать не только перед празднованием Дня Победы, но и после него, т.е. заниматься этим постоянно.

В чем же состоит эта правда и зачем ее надо рассказывать? Прежде всего, для того, чтобы новые поколения, выросшие после войны, понимали, какой огромной ценой заплатили мы за Победу, для того, чтобы знали о подвиге нашего народа и хранили его в своей памяти, передавая эту память своим детям и внукам. Забыть об этом, или пересматривать итоги войны, бросая тень на наше командование, руководство страной, выискивая негативные стороны - это значит, предать память о защитниках Родины, и даже более того, - предать свой народ, благодаря победе которого над фашистскими захватчиками мы живем уже 70 лет под мирным небом и занимаемся созидательным трудом.

Преподаватель истории Валерий Иванов считает, что именно на учителе истории сегодня лежит большая ответственность: будет ли молодое поколение знать правду о войне. А поэтому, добавлю от себя, сам учитель (преподаватель) должен обладать не только знаниями, но и быть патриотом своего Отечества.

Доносить правду о Великой Отечественной - это значит, рассказывать о том, что война против нацизма была самой тяжелой из войн в истории нашей Родины. Она стала суровым испытанием жизнеспособности Советского Союза, Великой Отечественной войной народов СССР за свою свободу и независимость. Именно - Великой Отечественной. Такую оценку войны надо, по мнению преподавателя, подчеркивать особо, поскольку в последнее время в некоторых кругах прилагались усилия, чтобы доказать обратное. Крушение коммунистической идеологии и идеалов отразилось и на изучении истории Великой Отечественной войны, отношении к ее героям. Однако, факты - упрямая вещь. И они отражены во многих художественных и документальных изданиях.

О героях Великой Отечественной войны изданы сотни статей, очерков, книг. Обращение к их подвигам - продолжение многовековой традиции российской исторической мысли, берущей свое начало в сказаниях, былинах и летописях народов СССР. Одно из ее примечательных достижений — фундаментальный труд в двух томах «Герои Советского Союза», в котором собраны краткие биографии, основанные на документальных источниках. Есть и другое интересное исследование - А.В.Огнева «Правда против лжи. О Великой Отечественной войне» , изданное в 2011 г. Вот такие и другие, подобные этим, источники, надо знать и изучать.

На вопрос федерального мониторинга «Как вы оцениваете поколение людей, победивших в Великой Отечественной войне?» 68% респондентов ответили: «Они совершили великий исторический подвиг, плодами которого пользуются наши современники». Вместе с тем, более четверти (27%) опрошенных считают, что это «Поколение победителей, которые не сумели воспользоваться плодами Победы».

Как тут не вспомнить известный афоризм: « не стреляй в прошлое из пистолета, ибо будущее выстрелит в тебя из пушки». Вот почему очень важно последовательно бороться с этими проявлениями, не позволять бросать тень на наше героическое прошлое, отдавая дань светлой памяти, благодарности и огромного уважения защитникам нашей Родины, руководству страной, нашей армии, благодаря которым была одержана Великая Победа.

Ирина Барановская , руководитель Свердловского регионального отделения общественного движения «Семья, любовь, Отечество», участник рабочей группы комиссии по защите семьи и традиционных ценностей Свердловской Общественной палаты

Просмотров