Президент россии сформулировал основные принципы внешней политики нашей страны. Современные приоритеты внешней политики России

Внешняя политика - это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, всемирными и региональными межгосу­дарственными организациями. Через внешнюю полити­ку государство стремится обеспечить реализацию своего национального интереса в международных отношениях. Под национальным интересом при этом понимаем за­щиту, сохранение и развитие тех благ и ценностей, ко­торые данное общество считает для себя существенными. Формой традиционного осуществления внешней поли­тики является установление и развитие дипломатических отношений между государствами, открытие представи­тельств государства при всемирных и региональных меж­дународных организациях или членство государства в них.

Временная необходимость использовать эту потенциальную функцию вооруженного насилия против врага, который он использует против нас. Отсутствие интереса к его использованию в случае эквивалентной взаимности, т.е. интерес к его исключению из внешних политических ресурсов. Возможные практические меры в этой ситуации направлены на заключение договоров международного права с потенциальными противниками, чтобы отказаться от угрозы насилия в их отношениях.

Положение мира между потенциальными противниками в Европе. Такая ситуация существует в Европе. Потенциальные противники, которые практически не имеют противоположных внешнеполитических интересов и не используют сдерживания против самих себя. Практические меры направлены на заключение договоров о ненападении с этими партнерами заключать договоры ограниченного военного потенциала, исключение некоторых видов оружия, их оборудования и так далее. Это может способствовать снижению напряженности в отношениях между потенциальными противниками, возможность дальнейшего развития к военной экспансии ситуации в мире в Европы путем постепенной нейтрализации определенных средств вооруженного насилия.

Начала внешней политики уходят далеко в глубь веков. Уже в условиях первобытного общества между варвар­скими племенами существовали определенные отноше­ния, происходили переговоры и заключались соглашения и союзы экономического и политико-военного характера. Однако систематический характер и все более возрас­тающую роль внешняя политика и дипломатия как средство ее реализации начинают играть с возникнове­нием государства. Уже первые высокоорганизованные и сильные государства, образовавшиеся в IV-III тысяче­летиях до н. э. в Египте и Двуречье, взаимодействовали между собой, создавая разнообразные союзы, военно-политические объединения главным образом для совме­стного ведения войн.

Однако, чем ближе к мирной ситуации, тем снижается доля. В условиях абсолютного мира материально-техническая база войны разрушается и, следовательно, является основой для необходимости формулирования и формирования военных интересов и потребностей. Теперь мы говорим о том, какой подход выбрать и какие процедуры следует избегать, если мы хотим узнать весь процесс формулирования и создания Чехословакии. военной доктрины.

С точки зрения конституции Чехословакии. военная доктрина является самым опасным и наиболее уязвимым односторонним подходом посредством простой логики и традиционных методов работы. Вот почему мы, помимо баланса наших собственных и коалиционных интересов, считаем основной отправной точкой военной доктрины необходимым использованием системного подхода с использованием всех доступных косвенных критериев и методов научного прогнозирования, включая модельные принципы. Таким образом, изучить фактическое состояние боевых способностей военных в разных вариантах с точки зрения динамики политических потребностей и экономических возможностей государства.

История международной политики западноевропей­ского региона насчитывает по крайней мере 2,5 тысячи лет. Большую роль играла внешняя политика в жизни греческих государств-городов (полисов). Дипломатиче­ская деятельность античных полисов выражалась в оживленных переговорах, обмене посольствами, созыве межгосударственных совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров. Так по­степенно вырабатывались организация, методы и средства дипломатии. Что же касается Рима, республиканского и императорского, то уже Макиавелли справедливо отметил, что дипломатия приобрела Риму больше, чем войны.

Речь идет главным образом о политических и доктринальных проблемах в конфронтации с реальностью, а не о тактико-оперативных и организационных проблемах. Используя системный подход в строительстве армии, а также в оперативных намерениях, мы видим новое качество, которое может повысить реальную эффективность наших вооруженных сил против нынешнего состояния. В наиболее общем положении мы видим двоякий путь в основных методах и подходах к управлению развитием армии.

Путь от ограничивающих кадровых, технических и финансовых ректоров, что ставит общество в армию, чтобы показать риск достижения благоприятной политической цели в различных европейских сценариях развития, изложенных в предыдущей главе. Используя любой из этих способов, это разработка субоптимальных моделей армейского строительства для отдельных вариантов, обеспечивающих выполнение задач защиты, по существу, независимо от фактического построения реальной системы. Из противостояния коррелированной модели, принятой с реальностью и ресурсами, должны быть выработаны конкретные меры по контролю за развитием армии и ее элементов.

Интенсификации международных отношений в зна­чительной мере способствовали буржуазные революции XVII-XVIII столетий. Развитие машинного производ­ства привело к широкому развитию международной торговли, образованию разветвленной сети экономиче­ских, технических, научных, культурных и иных связей. Провозглашается и осуществляется принцип свободы судоходства по международным рекам (Рейну, Дунаю и др.). Широко используется институт международного арбитража для разрешения различных споров. Однако применение военной силы рассматривалось как законное средство разрешения споров между государствами вплоть до середины XX века. Аннексии и контрибуции считались правовыми способами приращения террито­рий и государственного обогащения. Лишь во второй половине XX в. под воздействием последствий Второй мировой войны и перед лицом реальной угрозы термо­ядерного конфликта мировая общественность, властные структуры государств постепенно приходят к выводу о недопустимости, губительности в современных условиях использования военного способа разрешения конфликтов. Уставом ООН признается правомерность использова­ния военной силы только в двух случаях: в целях само­обороны (при вооруженном нападении на государство) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угро­зы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Агрессивная война считается международным преступ­лением, влекущим международную ответственность го­сударства и международную уголовную ответственность лиц. Этот принцип нашел отражение в наказании Ира­ка за агрессию против Кувейта в 1990 г.

Весь описанный процесс не будет иметь смысла, если мы продолжим в несистемного ведомственном пути построения военного, а не политического руководства, чтобы доказать, что высвобожденные ресурсы персонала, финансового и технического использования с максимальным эффектом и что создание действительно боеспособной армии для различных сценариев в Европе, а не военных, чьи отдельные компоненты способны документировать свои кажущиеся боевые способности на показах и демонстрационных упражнениях, происходящих по сценарию.

Стратегия стала более очевидной в направлении поворота перехода от лобного разрушения всех элементов противника, чтобы сломать систему разрушения выбранного элемента, устранение приводит к разрушению системы обороны противника в целом. Этот переход можно задокументировать как теоретически оптимальный, но в некоторых случаях он также практически доказан. Его рациональное использование в управлении строительством армии, а также в разработке нашей стратегии и разработке оперативных планов может не только привести к существенной экономии в стоимости военных активов, но и к реальному повышению эффективности нашей системы обороны даже в случае. путем относительного сокращения затрат, может помочь снизить влияние экспоненциального роста цен на новые типы. боевой и контрольной техники, но, в частности, это может привести к ответственному убеждению командного и политического руководства армии в отношении оптимальной деятельности и ответственности перед государством и коалицией.

Остановимся на месте и роли внешней политики го­сударства в жизни современного общества. Как уже от­мечалось, внешняя политика - это сознательная деятельность социально-политических институтов и сил в сфере международных отношений по обеспечению объ­ективных потребностей и интересов данного государст­ва. Она находится в тесной взаимосвязи с политикой внутренней. Внешняя политика в существенной степе­ни зависит от характера и направления внутренней по­литики, от того, какие задачи решаются в стратегиче­ском и тактическом плане внутри данного государства. Внешняя политика опирается на ресурсы, имеющиеся у государства, на его кадровый потенциал. Вместе с тем следует учитывать, что взаимоотношения внутренней и внешней политики носят сложный характер. Во-первых, взаимосвязь внутренней и внешней политики не односторонняя, а обоюдная: внешняя политика, в свою оче­редь, оказывает влияние на внутреннюю, и это воздей­ствие в современных условиях возрастает. Во-вторых, внешняя политика определяется не только внутренни­ми, но и внешними факторами, международной обста­новкой, поскольку каждое государство существует не изолировано, а в системе государств.

Предлагаемый путь и методы конституции Чехословакии. военная доктрина может быть реализована только качественно новым подходом к использованию научного потенциала нашего государства как решающей составляющей его реализации. При применении науки, такие как прочность двигателя, возможность использовать методы работы, недоступные работники оперативных только с точки зрения мышления, но и с точки зрения времени и ресурсов использования и в качестве противовеса против хирургии и арбитража в командование армии и политического руководства государства, мы видим фундаментальную предпосылку для достижения нового качество конституции Чехословакии. военных доктрин, а также в управлении развитием армии в ее реализации.

Можно конкретизировать это положение следующим образом. На этапе становления государства, когда в си­лу тех или иных обстоятельств существует внешняя уг­роза его безопасности, на первый план в выработке его внутренней и международной политики выдвигаются внешние факторы. Так, в период становления США в 1776-1787 гг. именно внешняя угроза определила тен­денцию к усилению федеральной власти и созданию института президентства. Когда государство сталкивается с острой внешней угрозой, связь международных факторов с формированием и реформированием внутреннего режи­ма, выбором тех или иных политических институтов становится более вероятной. Государственные деятели в молодых независимых государствах должны быть вос­приимчивы к внешним стимулам и должны реагировать на внешние угрозы с тем, чтобы обеспечить выживание нового государства. Затем, по мере укрепления государ­ства, упрочения стабильности все большую роль в вы­работке внешнеполитических решений играют внутрен­ние факторы, сложившиеся политические институты.

На внешнюю политику малых государств на этапе их становления внешние факторы оказывают гораздо большее влияние, чем на внешнюю политику великих держав, причем под малыми государствами понимаем такие, которые не могут существенно влиять на безо­пасность или напрямую угрожать великим державам и защититься от них. При наличии внешней угрозы роль внутренних детерминант оказывается менее заметной, так как внешние ограничители являются более жестки­ми, а давление международной ситуации - более силь­ным. Если же внешние условия терпимы и не создают угрозы, рамки выбора государственных деятелей рас­ширяются. Парламентаризм, президенционализм, а также режимы, которые представляют собой смесь пер­вых двух, являются жизнеспособными альтернативами. То, что новая Европа показывает широкое разнообразие типов демократического устройства, подтверждает этот тезис [См.: British Journal of Political Science. - Ap­ril 1995. - Vol. 75, Part 2. - P. 171-217].

Внешняя политика государства складывается из че­тырех взаимосвязанных «блоков»: из его осознанного и намеренного собственного курса, направленного на достижение целей данного государства в международ­ной среде; из объективного, порою случайного либо во­обще непреднамеренного «выноса» во внешнюю поли­тику каких-то внутренних процессов и явлений, развивающихся в данном государстве и обществе (на­пример, в Грузии грузино-абхазский конфликт); из не­обходимости для данного государства так или иначе учитывать объективные условия, существующие в сис­теме межгосударственных отношений; из потребности как-то влиять на других субъектов международных от­ношений или, наоборот, реагировать на их действия, поскольку и то, и другое прямо или косвенно затраги­вает интересы данного государства.

В своей внешнеполитической деятельности государ­ства преследуют следующие основные цели: защиту го­сударственного суверенитета против внешних пополз­новений и постоянную заботу о безопасности страны; сохранение целостности государственной территории; создание внешних условий, благоприятных для экономи­ческого сотрудничества, культурных связей с другими странами, развития иностранных инвестиций, туризма и т. п.; влияние на внешнее окружение, контроль за неже­лательными в отношении данного государства действиями, нейтрализации их; внесение своего вклада в построение нормальных международных отношений, основанных на фундаменте международного права. Этих целей государство достигает, руководствуясь как национальными интересами, так и общепринятыми в мировом сообще­стве принципами. Каковы же эти принципы, какова их роль? Прудон утверждал, что принципы составляют ду­шу истории, что на них основана вся жизнь народов и все нравственное значение их быта [См.: Прудон П. Война и мир // Соч.: В 2 т. - М., 1964. - Т. 1. - С. 5].

Принципы международной политики - это фунда­ментальные нормы международного права, отражение сущностного содержания международных отношений. Они укрепляют основы современной системы междуна­родных отношений и международного права, содейст­вуют нормальному функционированию и развитию этой системы. Свое реальное бытие принципы международ­ной политики обретают в международных соглашениях. Главным.международно-правовым актом современно­сти, в котором выражены эти основные принципы и предусмотрены особые меры их обеспечения, является Устав Организации Объединенных Наций. Важнейшие принципы современной международной политики сфор­мулированы в «Декларации о принципах международного права» (1970 г.), «Декларации о недопустимости интер­венции и вмешательства во внутренние дела государства» (1981 г.) и в других документах ООН. К числу основных принципов международной политики относятся сле­дующие: мирное сосуществование; суверенное равенст­во государств, равноправие народов и их право самостоятельно определять свою судьбу; недопустимость применения силы или угрозы силой в международных отношениях; нерушимость государственных границ; территориальная целостность государств; мирное урегу­лирование споров; невмешательство во внутренние дела государств; добросовестное выполнение обязательств по международному праву и договорам; всеобщее уважение прав человека и основных свобод.

Если внимательно приглядеться к этим принципам, то можно заметить определенную противоречивость не­которых из них, что свидетельствует о несовершенстве современного международного права, которое форми­ровалось, главным образом, в годы противостояния двух систем по идеологическому признаку. В частности, речь идет о двух взаимоисключающих принципах меж­дународного права: принципе территориальной целост­ности и нерушимости границ и праве народов на само-

определение. Наличие этого противоречия приводит на практике к усилению напряженности, возникновению конфликтных ситуаций, причем обе стороны, втянутые в конфликт, ссылаются на принципы международного права. Очевидно, международному сообществу, ООН предстоит возвратиться к этому вопросу, точнее сфор­мулировать эти принципы и их соотношение.

В. Путин выступил в МИД РФ на совещании послов и постоянных представителей России. В ходе выступления глава государства отметил многообразие и сложность международных проблем. По его словам, «вызовы и угрозы, с которыми сталкивается Россия, требуют постоянного совершенствования нашего дипломатического инструментария в политической, экономической, гуманитарной и информационной сферах».

«Россия проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, стремится выстраивать открытое, честное взаимодействие со всеми государствами: и на западе, и на востоке, и на юге, и на севере; выступает за развитие взаимовыгодных конструктивных связей в самых разных областях. Причём мы никому не навязываем ни свою волю, ни свои ценности, твёрдо следуем нормам международного права, последовательно отстаиваем ключевую роль ООН, Совета Безопасности в решении глобальных и региональных проблем», - подчеркнул он.

Российский лидер отметил растущую в мире конфронтацию в международных отношениях.

«Положение дел в мире, как вы знаете, далеко от стабильного и становится всё менее предсказуемым, - сказал В. Путин. - Серьёзные изменения претерпевают все сферы международных отношений. Усиливается конкуренция и за влияние, и за ресурсы. При этом сталкиваются различные подходы к тому, как должны выстраиваться механизмы глобального управления в XXI веке, а кое-кто предпринимает попытки вообще отбросить в сторону любые правила и любые условности».

По словам В. Путина, всё это провоцирует новые очаги напряжённости, а риски в области безопасности в мире не только не ослабевают, но множатся и охватывают всё новые регионы. «Убеждён, избежать опасных срывов, неконтролируемого развития ситуации можно только на основе диалога и взаимодействия», - подчеркнул президент. По его мнению, международному сообществу «необходимо продвигаться к формированию более справедливого миропорядка, построенного на принципах единой и неделимой безопасности, и коллективной ответственности». «Именно сотрудничество, общая воля и готовность к выработке компромиссов должны стать ключом к решению любых, самых сложных проблем, в какой бы точке земного шара они не возникали», - сказал глава государства.

При этом он указал на «настойчивые попытки ряда партнёров сохранить монополию на геополитическое доминирование». По его словам, для этих целей используются подавление, ослабление, сталкивание конкурентов лбами, а также «усовершенствованные политические и экономические, финансовые, а сегодня уже и информационные рычаги». «Имею в виду вмешательство во внутренние дела других стран, провоцирование региональных конфликтов, экспорт так называемых цветных революций и т.д. В пособники иной раз берутся для проведения такой политики и террористы, и фундаменталисты, и крайние правые националисты, подчас даже откровенные неофашисты», - констатировал российский лидер.

В. Путин отметил, что яркий пример в этом плане - Украина, где «разожгли внутренний конфликт, цена которому - человеческие жертвы, разрушение хозяйственных связей, поток беженцев, в том числе в Россию». «Мы искренне желаем, чтобы урегулирование украинского кризиса было достигнуто как можно скорее, будем и далее сотрудничать с участниками и нормандского формата, и США, хотим видеть в Украине доброго соседа, предсказуемого, цивилизованного партнёра, живущего в мире в первую очередь с самими собой. Но для этого в Киеве должны, наконец, прийти к пониманию неизбежности прямого диалога с Донбассом, с Донецком и Луганском, необходимости выполнения своих обязательств по минскому комплексу мер, причём во всей их совокупности», - подчеркнул президент. В этой связи он назвал «недопустимым затягивание украинского кризиса и настойчивое желание обвинить в этом кого бы то ни было, прежде всего Россию». «Это приведёт к ухудшению и без того нездоровой ситуации на европейском континенте», - заключил глава государства.

Говоря о НАТО, президент заявил, что антироссийская направленность альянса «сегодня нарочито выпячивается». Блок, по словам В. Путина, не только ищет в поведении России подтверждение легитимности и целесообразности своего существования, но и предпринимает в отношении Москвы реальные конфронтационные шаги.

«Ушла мифическая иранская ядерная угроза, <…> которой оправдывали строительство противоракетной обороны, однако на востоке Европы вовсю продолжают возводить объекты противоракетной инфраструктуры. Мы ещё тогда, когда только зародилась эта идея, говорили, что это обман, фетиш, просто предлог. Так оно и есть на самом деле, - констатировал российский лидер. - Резко возросло число военных учений, в том числе на Чёрном и Балтийском морях. Нас постоянно обвиняют в том, что мы осуществляем какую-то военную активность. Где? На своей территории. А то, что у наших границ развивается, это нормально. В Польше, в Прибалтике размещаются силы быстрого реагирования, пополняются арсеналы наступательных вооружений. Всё это направлено на подрыв десятилетиями складывающегося военного паритета».

В. Путин подчеркнул, что Москва постоянно держит все эти процессы в поле зрения. «Мы знаем, как адекватно реагировать, и будем это делать, безусловно, в будущем. Но не собираемся поддаваться милитаристскому угару, а именно к этому, похоже, нас и стараются подтолкнуть, спровоцировать на затратную и бесперспективную гонку вооружений, сделать так, чтобы мы отвлекали силы и ресурсы от решения важнейших задач собственного социально-экономического развития. Этого не будет. Но не будет также и нашей слабости, мы всегда надёжно сможем себя защитить и гарантируем безопасность Российской Федерации и её граждан», - пообещал глава государства.

Затрагивая проблему террористической угрозы, президент констатировал, что она многократно усилилась и вышла на уровень главного вызова международной безопасности. По его словам, в эпицентре борьбы с терроризмом оказалась Сирия, где сейчас решается исход борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ). И хотя до окончательного урегулирования там очень далеко, только совместными усилиями можно успешно противостоять терроризму и другим вызовам, с которыми сталкивается человечество, подчеркнул президент. Российские военнослужащие по просьбе законного руководства Сирии сделали всё, чтобы отбросить терроризм и сохранить сирийское государство, заявил В. Путин.

Затрагивая российско-турецкие отношения, президент напомнил, что Анкара принесла извинения за сбитый российский бомбардировщик, с учётом этого Москва считает возможным налаживать отношения.

Говорил В. Путин и об отношениях с США, где в финальную стадию входит президентская избирательная кампания. «Мы, естественно, будем уважать выбор американского избирателя и готовы работать с любым будущим президентом. РФ заинтересована в плотном взаимодействии с США в международных делах. Но, безусловно, неприемлем подход той части американского истеблишмента, которая считает, что они сами решают, в каких вопросах с нами сотрудничать, а в каких наращивать на нас различного рода нажим, в том числе и санкционный. Мы за равноправное партнёрство с учётом интересов друг друга. Только на такой базе, на такой основе и будем работать», - подчеркнул В. Путин.

Что касается Brexit, то Россия будет внимательно следить за тем, «как далеко пойдут переговоры между Лондоном и Брюсселем, и каковы будут последствия для всей Европы, для нас». «Ясно, что травматический эффект от результатов референдума будет ощущаться довольно продолжительное время, - считает российский лидер. - И посмотрим, как принципы демократии у них там реализуются в практическом плане».

В. Путин сообщил, что в настоящий момент завершается подготовка обновлённой концепции внешней политики России, которая «ориентирует на активную работу по обеспечению международного мира и стабильности, утверждению справедливого и демократического миропорядка на основе Устава ООН». По словам главы государства, российская дипломатия должна и далее активно содействовать урегулированию имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряжённости и конфликтов. «В первую очередь, у наших границ, разумеется, укреплять суверенитет и территориальную целостность, отстаивать интересы нашей страны, - указал В. Путин. - Важно способствовать созданию атмосферы сотрудничества и добрососедства с другими странами, формировать благоприятные внешние условия для роста благосостояния наших граждан, динамичного развития России как правого демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой».

Напоследок В. Путин отметил необходимость «противостоять информационной монополии западных медиа, в том числе поддерживать всеми доступными методами российские СМИ, работающие за рубежом. «И, естественно, нельзя просто пропускать враньё в отношении России и допускать фальсификацию истории», - подчеркнул он.

Встреча продолжилась в закрытом режиме.

Согласно установившейся практике, совещания послов и постоянных представителей проводятся раз в два года. Сегодняшнее мероприятие - восьмое по счёту. На него были приглашены руководители Правительства, обеих палат Федерального Собрания, российских министерств и ведомств, участвующих в международной деятельности, представители научно-экспертного сообщества и отечественного бизнеса.

Просмотров