Современные проблемы науки и образования. Страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации Новая социальная структура современного общества

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План: Модернизация Проблемы модернизации Результаты модернизации 3.1Новые индустриальные страны 3.2 Страны со структурным дисбалансами в экономике 3.3 Страны в состоянии стагнации 4. Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг.

3 слайд

Описание слайда:

Модернизация Модернизация (с франц - современный) – это процесс перехода от традиционного аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма(первый эшелон модернизации).

4 слайд

Описание слайда:

Модернизация Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная» или «догоняющая» модернизация. Второй эшелон модернизации. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно - европейской либеральной модели

5 слайд

Описание слайда:

Модернизация Третий эшелон модернизации - развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, где начало процесса перехода от традиционного общества к современному еще более сдвинуто во времени - примерно от середины XIX до середины XX в. Страны третьего эшелона относятся к мировой “периферии”, которая изначально интегрировалась в общемировой процесс модернизации через систему колониализма и зависимости, в качестве сырьевого придатка к “центру”.

6 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации Проблемы, связанные с модернизацией в странах Африки, Азии и Латинской Америки, остаются центральными со времен освобождения от колониальной зависимости по сегодняшний день. Эти государства стремятся повысить свою значимость с мировой торговли и экономики, однако в силу различных факторов, сталкиваются со значительными трудностями в этом процессе.

7 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (например, в Индии в 1960 г. - 74%, и 64% в 1990 г., Китае - 83% и 72% , Эфиопии - 93% и 86%).

8 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи.

9 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2-3 трактора, то есть в 150-200 раз меньше, чем в развитых государствах.

10 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. - 1,2 млрд. в Китае, около 1,0 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бангладеш, 110 млн. в Нигерии), дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации.

11 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Даже с учетом батраков, временно работающих, удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия, Пакистан в начале 1960-х гг.).

12 слайд

Описание слайда:

Результаты модернизации В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960-1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970-1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.

13 слайд

Описание слайда:

Результаты модернизации В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС).

14 слайд

Описание слайда:

Новые индустриальные страны Этим странам удалось в исторически короткие сроки преодолеть свою социально-экономическую слаборазвитость и в большей или в меньшей степени приблизиться к уровню развитых стран. Эти страны значительно отличаются друг от друга и по численности, и по структуре занятого населения, и по темпам развития и т.д. Население Тайваня, например, более чем в два раза меньше, чем Ю. Кореи, а Сингапура - в 2 раза, чем Гонконга. Сингапур уделяет большое внимание созданию привлекательного пакета условий для международных компаний. Ю. Корея, напротив, всеми силами старается держать иностранцев подальше от своей экономики, подкармливая субсидиями свои домашние компании.

15 слайд

Описание слайда:

Новые индустриальные страны + азиатской модели являются: четкая стратегия поведения государства, курс на экономический рост и увеличение благосостояния граждан за счет увеличения ВВП на душу населения, поэтапное развитие отраслей промышленности, трудолюбие и настойчивость в получении позитивных результатов. За каких-нибудь пятьдесят лет страны-«драконы» превратились из отсталых аграрных экономик в одних из лидеров мирового НТП. Высокий уровень образовательных стандартов и государственная поддержка образования, науки и техники тоже может послужить неплохим примером

16 слайд

Описание слайда:

Страны со структурным дисбалансами в экономике Другая группа стран по-прежнему принадлежит к “третьему миру” с характерными структурными дисбалансами в экономике и социальными контрастами (Индия, ряд арабских и латиноамериканских стран) Большинство населения страны живёт в нищете, впрочем, есть и мульти-миллионеры

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Страны в состоянии стагнации Существует несколько десятков так называемых наименее развитых стран (преимущественно африканских) , которые находятся в состоянии стагнации и даже деградации

19 слайд

Описание слайда:

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами- «донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.

20 слайд

Описание слайда:

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Скоротечное завершение «холодной войны» интерес мировых лидеров к развивающимся «не западным» государствам исчез, вместе с этим прекратилось и их финансирование. Начиная с 1989 года США и Европейские государства, в том числе и ССCР стали требовать от развивающихся государств немедленного возвращения долгов, которые были предоставлены им в 70-х годах.

Глава 13. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

§ 42. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя - Португалии - рухнула в 1975 г.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья - соседним Заиром.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (например, в Индии в 1960 г. - 74%, и 64% в 1990 г., Китае - 83% и 72% , Эфиопии - 93% и 86%). При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2-3 трактора, то есть в 150-200 раз меньше, чем в развитых государствах.

Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. - 1,2 млрд. в Китае, около 1,0 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бангладеш, 110 млн. в Нигерии), дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Даже с учетом батраков, временно работающих, удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия, Пакистан в начале 1960-х гг.).

Тем не менее, с завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти в большинстве ранее полузависимых стран националистически ориентированных режимов в них возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.

В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960-1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970-1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.

В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС). Еще в 1960-е гг. производство валового национального продукта на душу населения в Гане и Южной Корее было одинаковым (230 долл.). В 1990-е гг. Южная Корея превзошла Гану более чем в 10 раз, войдя в группу стран с высоким уровнем дохода.

Тем не менее, даже государства, демонстрировавшие устойчивые высокие темпы роста в последние полтора-два десятилетия (такие как Китай, Индия), все еще в 10-15 раз уступают странам развитой зоны мира по уровню дохода на душу населения. Выделилась группа государств, которые столкнулись с трудноразрешимыми сложностями. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары; в 2 из 16 арабских стран; в 12 из 34 государств Латинской Америки и Карибского бассейна. В 70 странах с численностью населения в 1 млрд. человек, то есть почти 20% населения мира, численность населения росла более высокими темпами, чем аграрное и промышленное производство. Производство валового национального продукта на душу населения в этих странах составило к концу века менее 300 долл. на душу населения в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физическое выживание людей) и имеет тенденцию к сокращению.

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Причины сложностей в решении проблем развития, особенно усугубившихся к концу века, весьма многообразны.

Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами-»донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.

В современной ситуации интерес ведущих стран мира к поиску партнеров по военным блокам понизился. Теперь они исходят прежде всего из соображений экономической выгоды. Однако экономические обстоятельства для многих развивающихся стран складываются неблагоприятно. В 1950- 1970-е гг. те из них, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные дивиденды от их экспорта в индустриальные страны. Рост цен на нефть, отчасти и на сырье, после последней арабо-израильской войны 1973 г., казалось, гарантировал странам-производителям нефти длительный период процветания. Во многих из них начали осуществляться широкомасштабные проекты строительства новых, современных городов, освоения новых земель (пустынь, тропических лесов), создания оснащенных современной техникой вооруженных сил. На реализацию этих проектов банки развитых стран охотно предоставляли кредиты.

Тем временем модернизация в развитых странах, на стадии информационного общества перешедших на выпуск более дорогой, наукоемкой продукции, внедривших энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, осуществивших освоение месторождений нефти в Северном море, привела к падению цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке. Сокращение доходов от их экспорта вызвало в нефтедобывающих странах кризис задолженности, связанной с необходимостью расплачиваться за полученные ранее кредиты при сократившихся доходах. На выплату долгов стало уходить до трети их национального дохода. Например, в такой богатой нефтью стране, как Саудовская Аравия, производство национального дохода на душу населения с 1962 по 1980 г. возросло с 4 тыс. до 10 тыс. долларов. К началу 1990-х гг. оно упало до уровня 1968 г., составив около 5 тыс. долларов. В еще худшем положении оказались те страны, в том числе и богатые ресурсами, которые были вовлечены в военные конфликты. Так, Ирак и Кувейт по уровню развития к середине 1990-х гг. были отброшены к показателям 1950-х гг.

Другим источником трудностей развития стали, как ни парадоксально, некоторые из его позитивных итогов. Достижения медицины на протяжении XX века обеспечили более чем удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Общая же численность населения Земли стала расти очень высокими темпами. В начале века она составляла 1,7 млрд. человек, в конце - более чем утроилась, приблизившись к 6,0 млрд. В основном рост численности населения пришелся на развивающиеся страны. В странах индустриального «Севера» средняя продолжительность жизни увеличивалась постепенно, на протяжении почти полутора веков. Одновременно сокращалась рождаемость, сейчас в большинстве европейских семей нормальным считается иметь одного-двух детей. В развивающихся странах еще совсем недавно при очень высокой детской смертности выживаемость населения обеспечивалась за счет того, что подавляющее большинство семей были многодетными. Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокращение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычного высокого уровня рождаемости (6-8 детей в семье).

Стремительный рост численности населения, при ограниченной ресурсной базе, стал источником неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, существование на грани голода, безработица обостряют все противоречия - социальные, межэтнические, межконфессиональные. При этом ситуация внутренней нестабильности отталкивает зарубежных инвесторов, затрудняет привлечение капитала для осуществления модернизации.

Ограниченность внутренних ресурсов для модернизации в большинстве стран «Юга» определяет необходимость жесткой регламентации их использования, в том числе и за счет экономии на социальных расходах. Это ограничивает возможности создания массовой социальной базы модернизационной политики, вызывает повышенную напряженность в социальных отношениях. Она, в свою очередь, ведет к политической нестабильности, частой смене режимов, систематическом вмешательстве силовых структур, особенно армии, в политическую жизнь, что, естественно, не обеспечивает решения социально-экономических проблем.

Важность привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа, которые выступают важным фактором модернизации, определяют готовность следовать рекомендациям зарубежных «доноров», в том числе и в социальной политике, в ее обосновании. В свое время режимы, рассчитывавшие на получение поддержки СССР или Китая, вынуждены были провозглашать социалистическую ориентацию, использовать марксистскую риторику для обоснования своей политики. Режимы, получающие помощь от развитых демократических государств, стремились демонстрировать свою приверженность соблюдению прав человека, в том числе и в сфере социальных отношений. Между тем попытки следовать как социалистическим, так и демократическим рецептам, сложившимся в условиях, очень далеких от тех, которые существуют в большинстве стран «Юга», как правило, не улучшали, а ухудшали социально-экономическую ситуацию.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вспомните, когда и в результате каких событий и процессов страны Азии и Африки освободились от колониальной зависимости.

2. Какие основные проблемы стояли перед бывшими колониями и полуколониями? Назовите успехи и сложности на пути развития, модернизации этих государств.

3. Раскройте основные причины трудностей развивающихся стран «Юга», их положение в современном мире.

§ 43. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Идеи социализма и социалистической ориентации в Азии и Африке. После второй мировой войны во многих афро-азиатских странах большую популярность приобрела идея ускоренного развития по пути социализма (или социалистической ориентации) с использованием помощи и опыта СССР. Теоретически эта модель выглядела для части весьма еще немногочисленной прослойки интеллектуалов, военных, создававших так называемые авангардные политические партии, привлекательной. Она предполагала, что с помощью СССР и его союзников создаются основы тяжелой индустрии, готовятся кадры квалифицированных специалистов, за счет коллективизации (обобществления) сельского хозяйства повышается его производительность. Это, в свою очередь, должно было высвободить рабочую силу, пополняющую ряды промышленных рабочих.

Многим лидерам «третьего мира» импонировала идея создания партии - инструмента абсолютной власти, правящей от имени так называемого передового класса (который во многих из освободившихся стран вообще еще не сложился). Однако ограниченность масштабов помощи, недостаточной для решения проблем развития, необходимость выполнять рекомендации советских советников, как правило не знающих местных условий, сопротивление значительной части населения попыткам разрушения традиционного образа жизни, опасения, что страна станет ареной соперничества СССР и США, помешали распространению коммунистической тоталитарной модели развития.

Единственными странами, где она смогла утвердиться, были Китай, Северная Корея и Вьетнам. В условиях «холодной войны» они стали ареной противоборства сверхдержав, были охвачены гражданской войной между сторонниками социалистической и капиталистической ориентации развития.

В Китае Коммунистическая партия (КПК), поддерживаемая СССР по линии Коминтерна, вела вооруженную борьбу за власть с 1920-х гг. С нападением Японии на Китай в 1937 г. было заключено соглашение всех политических сил о создании единого национального антияпонского фронта. Однако с капитуляцией Японии в 1945 г. гражданская война возобновилась. Советский Союз, нанеся поражение японским войскам на территории Маньчжурии, передал ее КПК, равно как и трофейные запасы вооружения. В октябре 1949 г. вся территория Китая, за исключением острова Тайвань, куда под прикрытием флота США эвакуировались антикоммунистические силы, и британской колонии Гонконг (передан Китаю в 1998 г.), оказалась под контролем КПК, провозгласившей создание Китайской Народной Республики (КНР). Черты ее развития были характерными для коммунистических тоталитарных режимов: культ лидера (Мао Цзэдуна), индустриализация, коллективизация.

В Северной Корее коммунисты пришли к власти после ее освобождения от японских войск Советской Армией. Однако их попытка в 1951-1953 гг. военным путем распространить свою власть на юг полуострова, где на территории, освобожденной США, сложился авторитарный режим, завершилась неудачей. В итоге Корейский полуостров стал прифронтовой зоной «холодной войны». Во Вьетнаме воссоединение Севера и Юга страны произошло лишь в 1975 г. после многолетней войны.

Остальные страны, провозглашавшие социалистическую ориентацию, либо отошли от нее, либо были охвачены хаосом, анархией гражданских войн, стали жертвами внешних и внутренних конфликтов.

Свою роль сыграл тот фактор, что идея социалистической ориентации родилась в период общего заката тоталитаризма. Кроме того, она оказалась экономически несостоятельной. Попытки перехода к коллективным формам обработки земли при сохраняющемся примитивном уровне техники землепользования вели не к повышению, а падению производительности труда. Работая не на собственные нужды, а на «коллектив», крестьяне утрачивали стимулы к трудовой деятельности. Национализация крупных хозяйств, принадлежавших колонизаторам или местной знати, и передача их под управление мало заинтересованных в хозяйственных успехах чиновников, тем более уравнительное распределение земли среди крестьянства, вели к ликвидации единственного более или менее современного производительного сектора земледелия.

В целом аграрные реформы советского типа привели к резкому упадку сельского хозяйства, голоду в странах, где был взят курс на социалистические преобразования: Гане, Танзании, Эфиопии, Бирме, Индонезии, Анголе, Мозамбике. Даже Китай столкнулся с проблемой голода из-за того, что с 1957 г. КПК перешла к политике, получившей название «Большого скачка». Эта политика включила создание аграрных коммун, форсированное развитие промышленности. Вслед за ухудшением экономического положения последовала «культурная революция»: идеи Мао Цзэдуна были провозглашены высшей истиной, началась кампания массовых репрессий против «внутренних врагов», высылавшихся из городов в сельские коммуны на «перевоспитание». Ускоренными темпами осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие. В итоге, к концу 1970-х гг. усилилась зависимость от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.

Индустриализация в дружественных СССР странах оказалась ограниченной по масштабам. Ресурсы и возможности СССР были далеко не безграничны. Крупные производства, созданные при содействии Советского Союза (Бхилайский металлургический комплекс в Индии, Асуанская плотина в Египте), сыграли важную роль в модернизации национальных экономик. Однако чаще возникали ситуации, при которых продукция созданных предприятий металлургии и тяжелого машиностроения не находила спроса ни на крайне ограниченном внутреннем, ни на мировом рынке. Сами эти производства постепенно приходили в упадок, отнюдь не становясь центрами подготовки кадров квалифицированной рабочей силы.

Авангардные партии, монополизировавшие власть, очень скоро утрачивали нацеленность на какие-либо преобразования, становились инструментом господства клановых, племенных вождей, быстро растущей всевластной прослойки бюрократии.

Итог развития по пути социалистической ориентации был чаще всего плачевен. В одних случаях это развитие пресекала обогатившаяся бюрократия, нередко с помощью армии. Она стремилась вложить накопленные средства в прибыльные предприятия, получить доступ к товарам развитых стран. Так, в начале 1970-х гг. произошел поворот Египтак капиталистическому пути развития и его разрыв с СССР. В других случаях нарастающий протест населения против разрушения традиционного образа жизни и ухудшающегося положения, в сочетании с обострением межклановых, межплеменных трений, ввергали страну в пучину междоусобных, гражданских войн, усугублявшихся вмешательством соседних государств. Так было в Афганистане, Эфиопии, Анголе, Камбодже и Никарагуа. Наконец, Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели социализма.

В Китае с конца 1970-х гг. стали развиваться рыночные реформы. Были ликвидированы коммуны, что отчасти вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, приоритетом стало производство потребительских товаров, к модернизации был привлечен иностранный капитал, созданы свободные экономические зоны. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность, разрешено развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания. При этом Компартия Китая стремилась сохранить за собой руководящую роль в политической жизни. Выступление в Пекине интеллектуалов, студенчества с требованием о переходе к демократии в 1989 г. было подавлено военной силой.

Сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае 1980 - 1990-х гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире - 8,2% . Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.

Опыт новых индустриальных стран. Для многих государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских тигров, как их называли). Однако этот опыт имел весьма ограниченное значение в силу уникальности условий этих стран.

Япония, несмотря на большие разрушения от бомбардировок в годы войны, располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, традициями индустриального развития. Благодаря низкому уровню военных расходов, притоку капиталов из США, удачно проведенным социальным и структурным реформам, эта страна к концу века стала одной из самых высокоразвитых в мире.

Сингапур и Гонконг (последний в 1998 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также еще до второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих городах-государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. Создание в дополнение к ним промышленности с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из соседних стран, выпускающей продукцию, в том числе высокотехнологичную, предназначенную для экспорта, не составляло больших проблем.

Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они были колониями Японии, последняя создала систему обслуживания тылов своих войск - зачатки промышленности, транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее 1950-1953 гг. в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они объективно играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие социальной опоры власти (до 1993 г. - диктаторский режим).

Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, четкая политика правительства в отношении использования средств - все это облегчило модернизацию. В частности, продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, жизни, характеру социальной структуры населения. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило в 1993 г. провести свободные президентские выборы.

Специфика стран Южной Азии. Те крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таиланд и др.), но не обладали особо благоприятными для нее условиями и не поддались соблазну социалистической ориентации, выбрали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития.

Этот путь предполагал осторожность в проведении социально-политических преобразований, ограничение их мерами, необходимыми для преодоления наиболее архаичных форм общественной жизни. Так, в Индии была отменена кастовая система, формально уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ликвидирована основа феодальных порядков - система помещичьего землевладения, земли князей перешли в собственность обрабатывавшим их арендаторам. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всего 4,7 к 1, в Индонезии 4,9: 1, на Филиппинах 7,4 к 1, что близко к показателям развитых стран. Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительства проводили продуманную стратегию модернизации. Она сочетала правительственные инвестиции в перспективные секторы экономики, протекционистскую политику, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в те отдельные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках.

Итогом модернизационной политики, проводившейся наиболее крупными странами Азии, стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия и Пакистан самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия, ракетной техники.

Очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда от трети до половины взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в развивающихся странах Азии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает партию или лидера, которые стали привычными, традиционными. Показательно, что в Индии партия Индийский национальный конгресс (ИНК) стала терять влияние лишь вследствие того, что ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости (в 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин). Подобные меры были расценены сельскими избирателями как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.

Исламский мир. Важность учета для модернизирующихся аграрных стран приверженности сельского населения традиционным верованиям, жизненному укладу наглядно показал провал политики модернизации в Иране. Так, в 1960- 1970-е гг. монархический, шахский режим, используя огромные доходы от продажи нефти, щедрую помощь США, которые видели в Иране бастион своего влияния, вступил на путь модернизации.

По темпам экономического роста (13-14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Создавалась не только современная индустрия, осуществлялись далеко идущие перемены. Была создана европейского типа система образования, предоставлены равные права женщинам, в деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни и, несмотря на рост благосостояния населения, вызывали недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным, исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 г. всю страну. Шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому, религиозному руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена.

Показательно, что власти многих стран с сильным влиянием ислама, в том числе и идущие по пути модернизации (богатые нефтью Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), как правило, не затрагивают образа жизни и традиций относительно малочисленного коренного населения. В развиваемой нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной и иной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов - выходцев из Палестины, эмигрировавших после оккупации их земель Израилем).

Учитывая опыт исламской революции в Иране, правящие элиты большинства стран Ближнего и Среднего Востока, а также близких к ним по многим показателям развития государств Северной Африки, проводя политику модернизации ведущих секторов экономики, не только не противостоят росту фундаменталистских настроений, но и подчеркивают свою солидарность с течениями воинствующего ислама. Это нередко осложняет их отношения с развитыми странами мира, питающими недоверие к режимам, отвергающим либеральную демократию. И все же подобная солидарность обеспечивает внутреннюю стабильность страны с ограниченными ресурсами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие модели модернизации, избранные странами Азии и Африки, вы знаете?

2. Раскройте итоги развития азиатских стран социалистической ориентации и государств, осуществлявших модернизацию с учетом исторических традиций народов. Сравните эти итоги, определите эффективность принятых моделей развития.

3. Какую роль играл традиционализм в модернизационном процессе у государств «Юга»?

4. Назовите особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки. Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в этих странах?

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя -- Португалии -- рухнула в 1975 г.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья -- соседним Заиром.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения.

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.

Авторитарные режимы: опыт модернизации. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки -- Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964--1985).

Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.

Новая социальная структура современного общества

Социальная структура общества - это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства.

Проблема преодоления экономического отставания и модернизации развивающихся стран

Проблема «Север-Юг» - так в литературе обозначается разрыв в социально-экономическом развитии и благосостоянии между странами «третьего мира», к которым причисляют беднейшие страны Азии и Африки и так называемым «цивилизованным миром» (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 30 государств). Крушение колониальной системы в 50-60-х годах ХХ века породило оптимистические прогнозы быстрого экономического и культурного возрождения стран, завоевавших политическую независимость. Действительно, до 70-х годов эти государства сохраняли довольно высокие темпы развития (в первую очередь это относится к так называемым «индустриальным и нефтеэкспортирующим странам»). Однако с 80-х годов этот экономический рост резко замедлился. Разрыв между развитыми и развивающимися странами начал увеличиваться и сократить его пока не удаётся. Если в 1960 году соотношение между ними по валовому национальному продукту на душу населения было 26:1, то сейчас оно составляет 40:1. Причин на это несколько:

· Прежде всего, это аграрные страны - на их долю приходится свыше 90% сельского населения мира. Начиная с колониальной эпохи сельское хозяйство развивающихся стран служило для покрытия потребностей метрополий в сырье, а после завоевания независимости - для финансирования других отраслей экономики и создания государственного аппарата развивающихся стран. Сформировалась стратегия систематического изъятия излишков сельскохозяйственной продукции, что приводит к обеднению отрасли и обнищанию крестьянства.

· Ещё одна причина отставания развивающихся стран - использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины и различного вида органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в сфере услуг.

· При низком уровне экономического потенциала и стремительном приросте населения развивающиеся страны были вынуждены брать крупные кредиты у международных финансовых учреждений. Задолженность продолжает расти и в настоящее время. Долг ложится тяжёлым бременем на население и служит препятствием на пути преодоления отсталости этих государств.

· Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако, необходимое внимание к ним требует крупных затрат и предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

· Мешает преодолению развивающимися странами их отставания от развитых стран полная зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры.

· В рамках мирового хозяйства разделение труда осуществляется таким образом, что за наиболее развитыми в экономическом отношении государствами закреплена роль мировых промышленных центров, в то время как развивающиеся страны исполняют роль аграрно-сырьевой периферии. Развитые страны различными методами эксплуатируют природные, трудовые ресурсы развивающихся стран, препятствуют созданию в них самостоятельной экономики.

За нищету стран современного «третьего мира» ответственность несёт именно «цивилизованный мир», так как именно при участии и под диктовку богатейших стран мира происходил процесс формирования современной экономической системы. Сегодня всё большее число стран в мире осознаёт, что преодоление отсталости развивающихся стран остаётся чрезвычайно актуальной задачей и во многом определяет судьбу человечества. Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создаёт опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах. В настоящее время в условиях стремительно возрастающей доступности совершенного оружия они могут иметь трагические последствия для других стран и даже для всего человечества. Поэтому назрела необходимость переоценки существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который прекратил бы ущемление прав беднейших государств планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Основным направлением социально-экономического развития и борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

· во-первых, утверждение в международных отношениях демократических принципов равенства и справедливости;

· во-вторых, безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;

· в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталых стран.

Адаптация к глобальному потеплению

Тогда как богатые страны ведут активную разработку мер адаптации к климатическим изменениям...

Мусорный кризис в городе Москва

Нью-Йорке проживает 8,5 млн человек. Все они каждый день оставляют после себя кучи мусора. Главный завод города по переработке твердых отходов - Sims Recycling - расположен в Бруклине и оборудован по последнему слову техники...

Проблема обеспечения пресными водными ресурсами

В мире растет дефицит пресной воды. При этом водный голод грозит не только засушливым, но и достаточно обеспеченным водными ресурсами странам и регионам. Это связано не только с увеличением расходования запасов пресной воды...

Рынок экологически чистой продукции

Германия. По данным Okologische Lebensmittelwirtschaft BOLW (D), продажи на немецком рынке органических продуктов составили в 2009 году 5,8 млрд евро. Число органических ферм выросло до 21047 хозяйств (5,6 % всех фермеров)...

Современные проблемы экологии

Экологические проблемы и развитые страны. Осознание экологической проблемы привело к экологизации экономического развития в промышленно развитых странах. Во-первых, это выразилось в том...

Современный экологический кризиз

Стратегия преодоления глобальных экологических угроз

Эколого-экономические проблемы совершенствования экологической сертификации лесов рассматриваются во многих научных работах. Именно они дали импульс для развития экологической сертификации по схемам Лесного наблюдательного совета...

Сущность современного экологического кризиса

Таким образом, перед человечеством остро встала проблема сознательного и целенаправленного регулирования обмена веществом и энергией между обществом и биосферой, выработки стратегии охраны природы, а значит, и самого человека...

Экологические катастрофы и кризисы в истории Земли

Переосмысление взаимоотношений общества и природы началось в 1960-х гг. Послевоенный бум производства и потребления в развитых странах привел, наряду с ростом благосостояния, к экологическим проблемам, невиданным ранее по остроте и масштабам...

Экологические проблемы современности

Конец XX столетия и начало XXI -- это эпоха глобальных перемен, число которых увеличивается: к известным кризисным ситуациям (опасность ядерной войны, которая сейчас уменьшается в результате окончания холодной войны...

Экологический кризис

Экологический кризис - это нарушение естественных природных процессов в биосфере в результате которого происходят быстрые изменения окружающей среды. Возникает напряжение во взаимоотношениях между человечеством и природой...

Экология и культура

Для культуры XX века в отличие от XIX века, в котором культура мыслилась в тех же синонимах, что и цивилизация, характерно разведение этих понятий. При этом культура продолжает оставаться символом всего позитивного...

Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества

1) Крупнейшие национально-освободительные движения в странах Азии в межвоенный период, их типология, общие черты и особенности.

2) Политика национальных реформ в Турции, Иране и Афганистане.

Само понятие модернизация чаще всего трактуется как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Целостная концепция модернизации была разработана в 50-60 годы 20 века в западной социологической науке (преимущественно в США). В трудах первого поколения учёных М рассматривалась как сложный, комплексный процесс изменений, охватывающий сразу все сферы общественной жизни. они считали, что процесс М носил линейный характер, первоначально имел локальный масштаб. М быстро охватила страны Западной Европы и США, сделав их лидерами, остальные могли играть лишь роль колониальной экспансии. Ускорение собственного развития – цель стран второго эшелона.

Эта задача стала осознаваться странами Востока ещё в 19 веке, но объективные условия отсутствовали (кроме Японии). Мешали традиционные феодальные институты, дезинтеграция восточных обществ, построенных на корпоративных началах и сила традиционных устоев (как в жизни одного индивида, так и в общество в целом), экономическая отсталость, увеличивавшаяся зависимость от иностранных держав. М на востоке могла начаться только в странах, сохранивших суверенитет (даже формальный) – полуколонии. Поскольку внутренние предпосылки отсутствовали, важное значение приобретала угроза потери самостоятельности, что заставляло проводить реформы сверху. Это вызвало реакцию общества, неготового к кардинальным изменениям. Это сопротивление могло быть нейтрализовано, если лидером станет социальная общеактуальная задача. Таким образом ещё одним условием М становилось наличие активной и сильной политической элиты, способной выработать эффективную программу действий и обосновать её необходимость. Такая национальная идеология должна была сплотить общество под эгидой национального государства на выполнение модернизационного развития. Успешнее свсего такая программа могла реализоваться там, где уже существовала более менее прочная национальная база, от лица которой и выступала политическая элита, стремившаяся провести программу М. Наиболее успешным примером форсированной модернизации является политика правительства Мустафе Кемаля, сумевшего не только отстоять суверенитет страны, но и провёдшего успешные реформы. Этот пример был показателем и для других стран Азии (особенно для исламских стран Ближнего и Среднего Востока, которые копировали модель М Кемаля).

I ) На 20-30 годы приходится вторая волна национально-освободительных движений. Преимущественно эта волна приходится на первые послевоенные годы (первая половина 20-х гг). эта волна стала составной частью революционного подъёма. Наряду с попыткой ликвидации феодального строя ставится задача создания национальных суверенных государств. Объективные условия ещё не созрели для развития буржуазного строя, однако получилось создать предпосылки. Подъём национально-освободительного движения был разнородным.

Национальная революция в Турции (1918-1923) зажгла цепь других революционных событий. Она спровоцировала подъём национально-освободительного движения в Иране (1918-1923), которое привело к установлению светско-республиканского режима. Национальное восстание в Египте (1919-1920) – эвакуация английских консульств. Индия (1919-1924) – лозунги ненасильственного сопротивления, по своим результатам почти революция, хотя конечной цели не достигли. Корея (1919) – антияпонский национально-освободительный характер. В Японии (1918-1919) проходят рисовые бунты. Великая национальная революция в Китае (в полную меру развернулась только во второй половине 20-х гг: 1925-1928/29) – борьба с японским влиянием, стремление восстановить монархию, национальное освобождение. Национально-освободительное движение охватывает Ливию (1917/18 – 1932) – характер партизанской войны на юге Ливии. Параллельно проходили события на территории Марокко (1922-1925). Тунис (1925-1926). Сирия (1925-1927) – антифранцузское выступление.

На этом этапе почти не наблюдается ничего подобного в Южной Африке и в Индонезии. Только на территории ЮАСоюза возникают политические организации, создание институтов гражданского общества, но революционной борьбы не произошло.

Наиболее отчётливо на этом этапе задача ускоренного развития проявила себя в тех странах, где уже был накоплен опыт национально-освободительной борьбы и была готова элита. В типологическом плане их можно подразделить на собственно-национальные (идеологии национального прагматизма) и наднациональные идеологии (пан-идеологии). Пан идеологии стремились к объединению ряда областей на основе единства, на базе общей культурной, исторической и расовой принадлежности. Общепринято, что наднациональные идеологии были первым этапом формирования национальной идеологии.

Революционно-демократические и буржуазно-реформистские идеологии. Основателем этой классификации является Ленин. Первые – потенциальные союзники СССР, вторые – враги. Индия пошла по второму пути и коммунистическое движение в Индии осталось без поддержки Советского Союза.

Ряд современных исследователей пытаются проанализировать степень влияния на революции западных доктрин (светских и модернизационных) и местных (религиозных и традиционных): консервативные (традиционные), компромиссные, модернизаторские (светские) идеологии. Пан-исламизм – консервативная идеология – противостояние быстрым изменениям и влиянию Запада. В Индии – светская идеология (отрицание варно-кастового строя), но начало берёт в индуизме. Сунь Ятсень и Кемаль – модернизационные идеологии.

Все эти национальные идеологии в своём развитии претерпели идейную революцию и на разных этапах выступали в разных качествах. На ранних этапах они носили идею кардинальных изменений и разрыва с традициями (три принципа Ятсеня: национализм – возвращение к династии Мин; народовластие – отказ от монархизма и переход к республиканской форме правления; народное благоденствие – создание оптимальных условий для экономического развития – для начала наделение крестьян землёй). Но когда национальное государство создаётся, начинается консолидация социума и укрепление новой государственности – идеология революции становится государственной идеологией. Но постепенно возникают новые идеологии, и по отношению к ним она ведёт себя как консервативная сила (реакционная, антиреволюционная доктрина). Позднее Ятсен отказался от третьего лозунга, чтобы привлечь буржуазию. Ставка на генералитет не сработала и Ятсен обращается к Коминтерну. Национализм стал пониматься как необходимость ликвидации зависимости от влияния западных держав и достижение равноправия всех народов Китая. Народовластие стало трактоваться как стремление создать государство не буржуазного типа, а как государство прямого народоправства по типу системы советов в России. Принцип народного благоденствия будет трактоваться как стремление осуществить насущные национальные преобразования (перераспределение ресурсов).

После смерти Сунь Ятсена правое крыло Гоминьдана возглавила Жена Ятсена, а левое – его сын, который с осторожностью относился к Коминтерну. Всё это закончилось переворотом в партии в 1927 году, года к власти приходит Чан Кайши. После этого происходит изменение постулатов Ятсена. Лозунг национализма стал трактоваться как идея существования великоханьской нации, объединяющей все народности Китая. Народовластие – реализация на практике учения Сунь Ятсена в конституции пяти ветвей власти – вывод о необходимости сочетания европейских достижений с китайскими традициями (высшая экзаменационная власть и высшая контрольная власть). На практике это всё реализовывалось в виде пяти палат, деятельность которых координировал Чан Кайши. Принцип народного благоденствия – идея быстрого развития государственного капитализма на основе создания мощного государственного сектора в экономике и государственная поддержка частного сектора. Отношение к Чан Кайши было со стороны Коминтерна резко отрицательным.

Сама идеология Кемализма зародилась в годы кризиса после Первой мировой войны. Мустафа Кемаль был военным, член младотурецкого движения. Популярный турецкий генерал был отправлен в восточные районы Анатолии, где порывает с правительством и возглавляет общество по защите прав Анатолии, потом возглавляет временное революционное правительство. Идёт на сближение с советской Россией и добивается победы над войсками Антанты в 20-е годы. Начинается создание законного правительства турецкого государства.

1 февраля 1922 года Кемаль ликвидирует султанат, султан (он находился в Стамбуле, оккупированном англичанами) становится равным обычному турецкому гражданину.

Манифест о ликвидации халифата – Турция объявлялась светским государством республиканского типа. Кемаль пожизненно был провозглашён президентом республики, при этом он возглавлял правительство, парламент и был главнокомандующим. Будучи отцом турецкой нации (с 1934 – Ататюрк).

Кемаль сформулировал основные постулаты своего правления к концу срока своего правления – воспринимается как завещание. В основе идеологии положены «шесть стрел»:

1) республиканизм – приверженность Турции к республике и невозможность возврата к монархии (надо понимать, что демократии не было – диктаторский режим). Этот недостаток будет исправлен после Второй мировой войны – переход к двухпартийной системе.

2) национализм – провозглашение исключительности турецкой нации, её суверенитета. Ряд районов Анатолии, заселённых курдами и армянами, рассматриваются как территория Турции. Турция – этнократическое государство.

3) народность – интегрированность, монолитность турецкой нации, отрицание возможности противоречий (классовых, этнических и т.д.). Исток этой идеи в доктринах Уварова или в итальянском фашизме. Права нации важнее, чем права личности.

4) ататизм – ведущая роль государства во всех сферах жизни общества. Создание мощного государственного сектора в экономике.

5)лаицизм – светскость – приверженность к светскому государству, отрицание какой-либо роли в жизни турецкого общества. Были закрыты все мечети и медресе, запрет проповедей ислама. Реформа языка была направлена на подрыв влияния Корана, который был написан на арабском языке. Распространение фамилий и паспортной системы, отуречивание курдов.

6) революционность – верность турецкого общества установкам Кемаля и неукоснительное следование Турции преобразованиям, её постоянное развитие и обновление, основанное на достижениях Запада.

Индия. Ганди стал общепризнанным лидером только в годы Первой мировой войны, когда он работал адвокатом в Южной Африке. В основе идеологии Ганди лежат традиционные для Индии принципы:

1) Ахимса – принцип сознательного отказа от любого насилия.

2) Сатегракха – «упорство в истине», некий моральный принцип – гражданский долг каждого индуса в участии в политической борьбе. Это не характерно для индуизма, так энергию пришлось направить не на внутреннее совершенство, а на мирское. Попытка создать идеальное индуистское государство – сабадайя – идеальное высоконравственное общество, которое можно создать здесь и сейчас. Ганди не стремился излагать своё учение на бумаге, он его проповедовал как отшельники древности. Отказ от западных традиций.

Лозунги – достижение суверенности от Англии и экономической свободы. Попытки возродить традиционные виды ремёсел (например, ручное ткачество) – попытка доказать, что Индия может быть независимой в экономическом плане от Англии.

Массовые и индивидуальные компании неповиновения. Главное для Ганди, чтобы массовые движения не носили вооружённых характер. В начале 20-х годов после нескольких стычек и жертв он отказался от массовых компаний.

Наряду с проведением этих форм протеста Ганди стремился к осуществлению конструктивной программы. Лозунгами первой программы стали:

1) развитие ручного ткачества и возврат к традиционным ремёслам.

2) налаживание отношений между индуистами и мусульманами.

3) отказ от варно-кастовых обычаев и отказ от варварских традиций (восстановление касты неприкасаемых, борьба с самосожжением вдов).

Эти положения не полностью понимались политическими лидерами, однако своего результата в чём-то он добился – народ сплотился. Ганди был убит религиозным фанатиком, не дожив до конца реализации своих планов. Ганди осуществил синтез буржуазно-либеральных и культурно-религиозных идей. Приемники Ганди стремились к социальной стабильности и постепенному развитию.

II ) В результате Первой мировой войны Персия оказалась в бедственном положении, её экономика была разрушена. Контроль над северными и южными провинциями был утерян. На практике конституция не действовала. У власти оказалась проанглийская группировка во главе с Вогус-эт-Доуле, которая подписала с Англией договор о британской помощи Персии, в соответствии с которым Иран перешёл под Британский протекторат. Началась британская военная оккупация северных провинций, что вызвало подъём национальных движений на севере.

В апреле 20 года началось восстание, лидером которого стал азербайджанец Махамад Хиябани. Центром восстания стал город Тиблис. В восстании приняли широкие слои общества. Они требовали расторжения ирано-английского соглашения, национальной и культурной автономии для Азербайджана. Восстание было подавлено совместными силами шахских и английских войск. Одновременно возникает новый очаг сопротивления – провинция Гилян. Там поддержку восставшим оказывал СССР. Была образована Гиланская ССР во главе с Аму-Оглу. Была объявлена программа широких преобразований: национализация земли, отделение церкви от государства, что оттолкнуло буржуазию, феодалов и всех верующих, что привело к краху республики. Против них выступил Кучек-хан, который объединил всех недовольных и подавил Гиланскую ССР.

К 1920 году правительство Ирана смогла подавить восстания на севере. В 1921 году возникает влиятельная оппозиционная группировка во главе с Зия-эддин Табатабаи (лидер шиитского духёовенства) и командиром шахской казачьей бригады Реза-хан. Они подготовили переворот 21 февраля 1921 года. Свергли правительство и династию.

Новое правительство расторгло соглашение с Британией, обещало снизить налоги и подати и провести реформы в интересах народа. Из страны были удалены английские советники и военные инструкторы, был расформирован корпус персидских стрелков, созданный англичанами. Правительство добилось вывода английских войск с территории Ирана. Был подписан советско-иранский договор.

Правительство ушло в отставку из-за нехватки средств для проведения реформ.

В 1922 году было создано правительство Кавам эс-Салтана. Оно пригласило американских советников во главе с Мильпсо, целью которых было защитить Иран от влияния Британии. Иран попал под финансовое влияние США.

Реза-хан быстро понял опасность такого курса и в 1923 году сам стаёт премьер-министром. Постепенно он устанавливает жёсткий диктаторский режим, невзирая на конституцию. С 1925 года он основывает свою династию. Его цели: централизация и военная мощь страны. «Иран» как название было введено при нём. Иран – страна ариев.

В начале 1922 года была создана армия на основе европейских достижений и при помощи советского союза.

Шах начинает широкое строительство шоссейных дорог, соединяющих центр с провинциями с созданием военных крепостей и фортов. Вся полнота власти в провинциях переходит к армейским командирам.

Параллельно с этими мерами шах ведёт борьбу с аристократией. Ханов лишают наследственных должностей, права на сбор налогов. На эти должности назначаются чиновники из Тегерана. Проводится конфискация земли аристократии. Представителей аристократии выселяли в чужие для них регионы (как правило слабо развитые). Конфискованные земли перераспределялись между новой военной аристократией. Им же передаётся вся власть на местах. Феодальные отношения сохраняются.

Централизация вызвала новый рост налогов и повинностей, что вызвало рост волнений и восстаний крестьян во многих провинциях во второй половине 20-х гг. шах подавлял восстания силой, но при этом издал ряд законов на нормализацию аграрных отношений в деревне. В 1927 году был введён новый уголовный кодекс, защищавший право частной собственности и помещиков, и крестьян. В 1929 году вышел новый гражданский кодекс, скопированный с итальянского образца, который гарантировал неприкосновенность личности. 1928 год – закон о регистрации земельной собственности, узаконивались арендные отношения и собственнические отношения на землю. В 1931 году из-за непрекращающихся волнений был издан закон против аграрного бандитизма – в защиту разграбляемых помещичьих владений.

Идя на уступки земельной аристократии был опубликован закон, по которому помещики могли арендовать землю шаха. В 1939 году был выпущен закон о регулировании отношений между крестьянами и помещиками, в основу которых были положены товарно-денежные отношения.

Поощрялось частное предпринимательство в городе. Устанавливаются высокие пошлины на ввоз товаров в страну. Государственная монополия на внешнюю торговлю, на производство и продажу сахара и чая с целью пополнения казны и поддержания посредством субсидий частного предпринимательства. С этого времени начинается переход к капитализму. Полной национализации не наблюдалось, только госконтроль и поддержка. Национализировано было только то, что было связано с производством оружия.

Эти реформы вызвали конфликт с англо-иранской нефтяной компании, основанной ещё в начале 20 века. Шах заставлял их раскошелиться в пользу казны. К 1933 году этот кризис был преодолён, было подписано соглашение о продлении концессии ещё на 60 лет, но шах добился контроля над 40% прибыли этой компании. Начиная с 1935 года, предпринимаются меры по расширению табачного производства, ковроткачества и др.

Программа преобразований в культурной сфере была ориентирована на европеизацию. Декрет об обязательном снятии чадры с женщин и ношение костюмы (для служащих в госаппарате). Введение всеобщего бесплатного обучения в светских школах, создание которых начинается с того времени и за государственный счёт. Создание сети профессиональных училищ. В Тегеране открывается университет.

Создаются светские суды.

Весь этот пакет реформ копировал турецкий образец Ататюрка. Сталин: «Реза-шах пытается примерять сапоги Ататюрка».

Но в отличие от Турции, где удалось сломить систему, в Иране широкой поддержки в шиитском Иране встретить не удалось. Реформы вызвали сопротивление шиитского духовенства, которое имело широкую поддержку народа. В 1930-х гг по Ирану прокатилась волна волнений с требованием свернуть реформы. Реза-шаху пришлось отказаться от политики широкой европеизации. Он добился внешней европеизации чиновников, создал несколько светских школ и училищ, была создана система военных училищ.

Во внешней политике правительство Реза-шаха ориентировалось на союзнические отношения с Советским союзом. Правительство также маневрировало между интересами Англии и США. Главная цель – отстаивать суверенитет Ирана, играя на противоречии великих держав. Здесь он также копировал турецкую модель. Большую роль играли советская торговля, когда советский союз поставлял продукты и промышленные товары в обмен на сухофрукты и нефть. До 1935 года этот объём составлял 40% импорта Ирана.

В период Великой депрессии советско-иранская торговля резко возросла, так как страны запада оказались в кризисе.

В 1933 году правительство Реза-шаха попыталось бойкотировать советские товары, на что начались волнения, особенно на севере страны. С 1936 года начинается переориентация внешней политики Ирана на интересы Ирана, что было связано с личной симпатией шаха к Гитлеру (Иран – страна Ариев).

В 1938 году шах отказался продлить торговый договор с СССР, что привело торговлю с Советским Союзом. Доля германских товаров стала достигать 40-45% импорта.

Шах распускать меджлис, подавляет сепаратизм, борется с шиитским духовенством. Шах пытается поддерживать отношения с Британией. Так ещё в 1937 году Иран стал членом Саадобатского пакта между Турцией, Ираном и Афганистаном – военный блок под эгидой Великобритании, направленный против Германии и Советского Союза. Этот курс шаха приведёт в будущем оккупации Ирана советско-английскими войсками в 1941 году, что приведёт и к низложению шаха.

Афганистан. 20 февраля 1919 года был в результате заговора убит старый эмир Хабибула-хан (сторонник пробританской ориентации). К власти пришёл Амунула-хан – лидер младоафганцев.

Ещё существовало движение староафганцев во главе с Нахрула-ханом.

28 февраля 1919 года Амунула-хан был коронован и объявил о независимости от Великобритании. Уже 8 марта 1919 года правительство РСФСР объявило о признании нового правительства, начался обмен посольствам. Великобритания объявила Афганистану войну (третью). Пока английские войска продвигались по северу, основные силы афганцев перешли на территорию Индии и вторглись в северо-западные провинции Индии, спровоцировав волну местных пуштунских восстаний. Англичане испугались, что восстание пуштунов перекинется вглубь Индии, где уже началась активная деятельность Индиры Ганди. Англичане пошли на перемирии. 3 июня оно было подписано. 8 августа был подписан договор, по которому Афганистан признавался суверенным государством.

Следом за советской Россией Англия попыталась установить прочные отношения с Афганистаном. После этого суверенитет Афганистана признали остальные страны мира.

Упрочив своё внешнеполитическое положение, началось проведение реформ.

Большую роль в управлении страной играл законодательный совет из 25 человек (аристократия, духовенство, военная элита). Первым пунктом стала замена натуральных налогов денежными для преодоления феодальной отсталости. Конфискация земельной собственности и имущества у староафганской партии в пользу государства, позднее их перепродали либеральным помещикам и купцам. Конфискация земель и имущества у духовенства. Организация национальных акционерных обществ и торговых компаний для развития внешней торговли Афганистана. Реорганизация армии на основе введения принципа уплаты жалования вместо предоставления земельной ренты. Укрепление центрального и местного аппарата управления. Создание органов местного самоуправления: создание совещательных палат при главах областных и районных администрациях). Введение светских судов. Реформа системы образования, создание светских школ трёх ступеней. Модернизация политической системы страны.

10 апреля 1923 года был принят основной закон – временная конституция. Афганистан – конституционная монархия с сильной властью эмира и законодательным собранием. Эмир был главой исполнительной власти и формировал кабинет министров, был главой внешней политикой. Законосовещательным органом был совещательная палата:

1) совет провинциальных чиновников (50% чиновников назначались эмиром).

2) лидеры кланов.

Равенство всех подданных, гарантии свободы личности, печати, неприкосновенности и т.д. большая часть этих реформ была не реализована, так как начался протест всех слоёв населения. Рост налогов привёл к восстаниям. Подавив сопротивления хан решил, что общество к реформам ещё не готово. В 1927 году 7 месяцев он ездил по Европе, Азии и США. После возвращения он объявил новый курс реформ. В основе лежала идея технической модернизации, строительство шоссейных дорог, радиофикация, электрофикация. Эта программа подкреплялась созданием частных и государственных банков, открытием школ, больниц, университетов и учреждением народного совета, как представительского органа. Проект разработки нового уголовного и гражданского кодекса. Введение всеобщей воинской повинности. Флаг, герб, гимн и т.д.

В августе 1928 года хан собирает съезд представителей Лойджигар, который одобрил реформы. Но как только хан начал реформы, начались волнения на юге, среди пуштунских племён, которые всегда были полуавтономны – осенью 1928 года. Особенно они были недовольны отменой налоговых льгот и воинскими повинностями. Сопротивление возглавил местный разбойник (местный Робин Гуд) Багайи Сакао, объявив себя новым ханом, защитником веры и бедных. Его активно поддержали и все противники Аманулы-хана. В результате 17 января 1929 года эти вооружённые толпы вступили в Кабул. Аманула хан бежал в Кандагар. После неудачной попытки вернуть трон он уехал в Германию и жил там до своей смерти (в Цюрихе). В Афганистане началась гражданская война, все достижения реформ были уничтожены, началось сближение с Англией, что привело к обострению отношений с СССР. Афганистан стал поддерживать басмаческое движение на юге Азии. В условиях гражданской войны начинается стихийное антифеодальное движение, что привело к поддержке помещиками военного министра Надир-хана. 15 октября 1929 года его войска заняли Кабул и он был провозглашён новым правителем Афганистана. Гражданская война постепенно успокоилась. Он ликвидировал басмаков и наладил отношения с Советским Союзом. Пытался проводить реформы плавно, понимая, что реформы нужно проводить постепенно.

Просмотров