Что находится на границе частей света. В. климанов канд. геогр. наук, старший научный сотрудник института системных исследований российской академии наук

Вспомните:

Вопрос: Сколько на Земле материков?

Ответ: В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Вопросы и задания:

Вопрос: Почему количество частей света, в отличие от количества материков менялось с течением времени?

Ответ: Часть света отражает исторический подход к подразделению суши на отдельные части. Количество частей света менялось по мере того, как человек изучая свою планету открывал новые земли. Сейчас выделяют шесть частей света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. Европа и Азия входят в состав одного материка - Евразия. Условную границу между Европой и Азией проводят по восточному склону Уральских гор, реке Эмбе, северной части Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине севернее Кавказа, по Азовскому и Черному морям, и проливам между Черным и Средиземным морями.

Вопрос: Какие географические объекты находятся и в Европе и в Азии?

Ответ: К таким объектам можно отнести, те, по части которых проходит граница между Европой и Азией: Уральские горы, моря: Черное Азовское, Каспийское.

Вопрос: Найдите доп. информацию и расскажите о происхождении названий частей света.

Ответ: Прежде, чем говорить о том, сколько частей света, необходимо узнать, что означает данное понятие. Часть света - это регион суши, вместе с материками и прилегающими островами. Но, следует четко разграничивать понятия материк и часть света, например, материк Евразия включает две части света Азию и Европу. Америка же считается частью света и состоит из двух материков Южной и Северной Америки

Изначально было установлено только 3 части света - Европа, Азия и Африка.

Европа – искаженное финикийское слово "Ирип", или "Ереп", что означает "запад".

Название Азии происходит от древнего семитического слова "Асу", означающего "восход". В древности, во времена Карфагена, Африка называлась Ливией. Но римляне называли одно из племён, населявших этот материк, "афри". Потом название племени было перенесено на весь материк, и возникло новое слово, "Африка".

За этими участками суши закрепилось название Старого Света, после того как в эпоху Великих географических открытий были описаны территории Нового Света: Австралия, Антарктида и Америка.

Австралия тоже сначала имела другое название. Её открыл голландский мореплаватель Виллем Янсен и назвал Новой Голландией. Позднее спутники Джемса Кука переименовали её в Австралию, что значит "Южная". Название "Антарктида" состоит из двух слов:"анти" и "арктос". Арктос – по-гречески "медведица". По созвездию Большой медведицы древние греки находили север. Отсюда пошло название северных полярных областей – Арктика. Анти – значит "против". Следовательно, Антарктика, Антарктида – "земля, которая находится против Арктики".

Последующие географические исследования показали, что Америка расположена на двух самостоятельных участках земной коры континентального типа, а Европа и Азия на одном, совместном таком участке. По этой причине Америка как одна из частей света представлена двумя континентами: Южной и Северной Америками, а две части Старого Света (Европа и Азия) объединены в единый, самый крупный континент Земли – Евразию.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Начнем, пожалуй, с тех, которые установлены вблизи Екатеринбурга. Все они наверняка знакомы горожанам.

№1 Обелиск на горе Березовой


Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.

В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.

Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (на фото вверху).

Сейчас в окрестностях самого первого обелиска стоит целых два столба. Тот, что открыт в 2008 году, находится на горе Берёзовой, его координаты 56°52′13″ с. ш. 60°02′52″ в. д. / 56.870278° с. ш. 60.047778° в. д. (Google maps). Территория вокруг него облагорожена, есть беседки и клумбы, и даже особая скамейка влюбленных и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.
Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Ново-Московский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия


№2 Обелиск возле Первоуральска

Вблизи Первоуральска, немного ниже первого обелиска, есть еще один пограничный столб "Европа-Азия". Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга. Его координаты 56°52′04″ с. ш.60°02′41.7″ в. д. / 56.867778° с. ш.60.044917° в. д. (Google maps).
Как доехать:
Едем по той же трассе, что и в первом случае, только в сторону Новоалексеевского не сворачиваем, а сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.

№3 Обелиск на Ново-Московском тракте

Этот обелиск был установлен в 2004 году, он находится к Екатеринбургу ближе всех - на 17 км Ново-Московского тракта (соответственно, доехать туда можно по этой дороге). Именно сюда по традиции приезжают свадебные процессии. Каждая пара привязывает возле памятника ленточку на память. Его координаты 56°49′55.7″ с. ш.60°21′02.6″ в. д. / 56.832139° с. ш. 60.350722° в. д. (Google maps).

Знак №14 тоже находится недалеко от Екатеринбурга, только в другой стороне от первых трех. Ниже описано, как его найти.

№4 Оренбургский обелиск

Грандиозная квадратная колонна высотой около 15 метров, увенчанная шаром из нержавеющего сплава. Был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.

Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелик расположен возле автомобильного моста через реку Урал, на трассе Р-335, его координаты 51°44"59.4N 55°05"29.9 ″ .


№5 Стела на Белом мосту

Белый мост через реку Урал тоже расположен возле Оренбурга. Эта стела сравнительно новая. Координаты: 51°45"11.8″N 55°06"26.8″E .


№6 Старые обелиски на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы-Белорецк у деревни Новобайрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал.

Эти обелиски расположены метров на 300 южнее новых знаков там, где раньше проходила дорога.
Они были построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находится изображение земного шара.

Стелы были установлены с обеих сторон моста через Урал, которого сейчас нет. Координаты:54°05"33.9″ N 59°04"11.9″ E

№7 Новые обелиски на реке Урал

В 90-е годы по краям нового моста возле Новобайрамгулово установили две новые стелы. Координаты: 54°05"42.5″ N 59°04"04.8″ E .

№8 Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске знак «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Знак представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А». Координаты: 53°25"19.7″ N 59°00"11.3″ E .


№9 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия. Координаты: 53°52"27.7″N 59°12"16.8″ E .


№10 Обелиск около станции Уржумка

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Обелиск расположен на полкилометра к востоку от станции Уржумка, его координаты 55°06"53.8″ N 59°46"58.0″ E.

№11 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау близ Златоуста

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году установлена стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании. Автор макета — архитектор С. Побегуц.
Интересно, что надписи с названиями частей света расположены "наоборот" (не так, как на абсолютном большинстве обелисков) — на европейской стороне стелы надпись "Азия", а на азиатской — "Европа". Видимо, автор исходил из того, что знак будет работать как дорожный указатель, то есть водитель увидит название той части света, в которую он въезжает. Координаты: 55°01"05.3″N 59°44"05.7″E

№12 Обелиск в районе г.Кыштым

К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Координаты: 55°37"22.6″N 60°15"17.3″E


№13 Обелиск у села Мраморское

В 2004 году у железнодорожной станции Мраморская взамен разрушенного старого обелиска был установлен столб высотой около 3-х метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал» и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы. Координаты: 56°32"13.9″N 60°23"41.8″E .

№14 Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа-Азия и самая восточная граница Европы. Он расположен возле Екатеринбурга на Полевском шоссе, в 2-х км от деревни Курганово. Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), знак будет по правую руку перед Курганово. Координаты: 56°38"33.5″N 60°23"59.9″E .

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

№15 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск

Установлен в 1984 году-к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской. Координаты: 56°46"14.8″N 60°01"35.7″E . До этого обелиска тоже можно быстро доехать от Екатеринбурга.

№16 Обелиск на горе Каменной

«Филин» был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта. Координаты: 56°45"05.4″N 60°00"20.2″E .

№17 Обелиск у станции Вершина

Установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать от Екатеринбурга. Координаты обелиска: 56°52"53.6″N 60°03"59.3″E .


№18 Обелиск в районе г. Новоуральск

В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра. Координаты: 57°13"19.6″N 59°59"20.7″E .

№19 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка

Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой. Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись "Медвежка 499м", на левой грани — "сварщик Долгиров Евгений 2006 энергетик Шулятев Г.А.", на правой — "Зеленый 2006 мыс"
Знак был установлен в ноябре 2006 года энтузиастами из санатория «Зеленый мыс». Координаты: 57°11"11.3″N 60°04"10.0″E

№20 Столб у деревни Починок

Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).
Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.
Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».
Координаты: 57°05"01.0″N 59°58"17.2″E.

№21 Обелиск у поселка Уралец

Обелиск расположен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики, установлен в 1961г. после полета Юрия Гагарина в космос. Столб изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток". Координаты: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E .


№22 Обелиск на перевале Большой Урал

Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту, к западу от Нижнего Тагила. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот. Координаты: 57°53"43.1″N 59°33"53.6″E .

№23 Обелиск у станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Координаты: 58°24"44.1″N 59°23"47.4″E .

№24 276-й км Горнозаводской железной дороги.

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве железной дороги. Ребра пирамид изготовлены из рельсов, применявшиеся при строительстве дороги. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам. Координаты: 58°24"06.0″N 59°19"37.4″E .

№25 Обелиск у деревни Кедровка

Памятный знак установлен на перевале у горы Кедровка на небольшой поляне на 27-м километре дороги. Выполен он в виде часовни из чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был установлен царский герб.
В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов Нижне-Салдинского завода обелиск был восстановлен. Координаты: 58°11"21.2″N 59°26"04.5″E .

№26 Обелиск на главном Уральском хребте

В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, тогда же на старой дороге Теплая гора-Качканар был установлен обелиск «Европа-Азия» в виде ракеты из металлолома, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР. В 2000-х годах знак еще существовал, дальнейшая его судьба неизвестна.

№27 Обелиск на трассе Качканар-Чусовой близ поселка Промысла

Обелиск расположен у дороги Качканар-Чусовой в 9 км от поселка Промысла в сторону Свердловской области.
Обелиск по проекту Алексея Залазаева был установлен в 2003 году. Это один из самых больших обелисков, его высота — 16 м. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света. Координаты: 58°33"42.3″N 59°13"56.5″E .

№ 28 Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми, по другим — в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства . Координаты: 57°47"20.9″N 59°37"54.7″E .

№29 Обелиск у поселка Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву, находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска — стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть — плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель. Координаты: 59°29"27.9″N 58°59"23.5″E .

№30 Обелиск у подножья Казанского Камня

По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня. Координаты: 60°03"56.1″N 59°03"41.3″E .

№31 Знак на горе Неройка

Знак расположен на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль на перевале Щекурьинский проход по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья в районе горы Неройка (1646м). Установлен рабочими Неройского рудника. Координаты: 64°39"21.1″N 59°41"09.4″E .

№32 Газопровод "Сияние севера" на Приполярном Урале
Установлен газовиками, находится на дороге, идущей из поселка Вуктыл вдоль газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка Югыд-ва. 63°17"21.8″N 59°20"43.5″E .

№33 Обелиск у станции Полярный Урал

Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весь столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелиск реконструировали. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток — река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь. Координаты: 67°00"50.2″N 65°06"48.4″E .


№ 34 Обелиск на берегу пролива Югорский Шар

Самый северный знак находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком примерно в двух километрах от полярной станции "Югорский Шар". Знак был установлен 25 июля 1975 г сотрудниками Северного филиала Географического общества и участниками экспедиции на катере «Замора», повторявшей путь поморов от Архангельска до Диксона. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем. Координаты: 69°48"20.5″N 60°43"27.7″E .

Спустя 37 лет создатели знака восстановили его.

Фото - пользователь e1.ru LenM

№35 Крайняя Восточная точка Европы

Местоположение точки еще в 2003 году определила группа туристов при поддержке "Российской газеты", тогда же установили памятный знак (на фото). Впоследствии и знак, и географическое расположение пункта были утрачены. В 2015 году участники специально организованной экспедиции восстановили координаты, в 2016 году обещают поставить новый обелиск.

Точка находится в водораздельной зоне района между озерами Малое Щучье и Большое Хадата-Юган-Лор, на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Координаты: 67°45"13.2″N 66°13"38.3″E .


№36 Знак у истока реки Печоры

Плоский чугунный круг в виде земного шара. Координаты: 62°11"56.2″N 59°26"37.1″E .


№37 Знак на высоте 708,9 к северу от горы Яныгхачечахль

Самодельный деревянный знак, расположен к северу от Ивделя, на приполярном Урале. Координаты: 2°01"47.6″N 59°26"07.9″E .


№38 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль

Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трех великих рек - Оби, Печоры и Вогли. Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. Координаты: 61°39"47.3″N 59°20"56.2″E


№39 Знак на перевале через Поповский увал

Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское. Координаты: 60°57"39.9″N 59°23"05.5″E


№40 Знак у поселка Павда

Черно-белый столб стоит на развилке трех лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. Координаты: 59°20"00.0″N 59°08"55.3″E

№41 Знак у горы Колпаки

Обелиск разрушен в 2000-х годах, остался только постамент. Находится на дороге от пос.Промысла на север, на развилке Медведка-Косья. Координаты: 58°38"25.0″N 59°10"41.0″E .


Фото - Lyudmila K, mail.ru



Фото - UralskiSlon, wikimapia.org

№42 Обелиск у поселка Баранчинский

Установлен на лесовозной дороге к западу от поселка Баранчинский, к югу от горы Кедровка. Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А.Никитина в 1996г. Координаты: 58°08"39.0″N 59°26"51.7″E .


Фото - veter423, wikimapia.org

№43 Знак у горы Билимбай

Деревянный знак с названием хребта Веселые горы установлен в 2012 г. на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги Черноисточинск-Большие Галашки. Координаты: 57°32"44.9″N 59°41"35.0″E .

№44 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень

Самый скромный и неприметный знак "Европа-Азия" из всех - просто деревянная табличка с вырезанными буквами. Координаты: 57°28"55.0″N 59°45"53.3″E .


Фото - wi-fi.ru

№45 Знак "Голуби" на горе Котел

Установлен ко Дню Пограничника в мае 2011 года туристами из Екатеринбурга и Новоуральска, проект П.Ушакова и А.Лебедкиной. Голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами. Координаты: 56°58"18.0″N 60°06"02.0″E .



Фото - dexrok.blogspot.ru.

№46 Обелиск у села Мраморское

Самодельный обелиск из мрамора установлен в 2005 году В.Г.Чесноковым и В.П.Вилисовым, впоследствии разрушен. Координаты: 56°31"36.3″N 60°23"35.3″E .

№47 Знак на дороге Косой брод-Асбест

Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба "Вояджер". Он находится сравнительно недалеко от Екатеринбурга , к востоку от Полевского, только добираться до него лучше на внедорожнике. Координаты: 56°28"40.6″N 60°24"06.1″E .



Фото - Dvcom, wikimapia.org

№48 Беседка близ Полевского

На столбах вырезаны надписи "Европа" и "Азия". Беседка установлена в 2001 году Полевским лесхозом. Как и предыдущий знак, находится недалеко от Екатеринбурга , на дороге между городом Полевской и послеком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов. Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее. Координаты: №49 Знак в истоке реки Урал

Табличка "Здесь начинается река Урал" установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный знак "Европа-Азия" и мостик через исток появились гораздо позже. Координаты: 54°41"39.9″N 59°24"44.7″E .


№50 Знак в Орске на мосту через Урал

По обеим сторонам автомобильного моста через реку Урал размещены простые таблички с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 51°12"38.0″N 58°32"52.0″E .


№51,52,53 Дорожные знаки в Магнитогорске

Жители Магнитогорска ежедневно ездят на работу в Азию, а вечером возвращаются домой в Европу, потому что жилые районы и Магнитогорский металлургический комбинат находятся на разных берегах Урала. Всего в Магнитогорске четыре моста через Урал, которые здесь называют "переходами", ведь они соединяют между собой целые части света. Обелиск №8 расположен у Центрального перехода, еще есть Северный переход, Южный переход и Магнитный переход (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме короткого Северного, установлены дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии. Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ; Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ; Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E .

Знак на Южном переходе:


№54 Дорожный знак в селе Кизильское

Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал. Координаты: 52°43"18.4″N 58°54"24.4″E .



Фото - ant-ufa.com.

№55 Знак на старой билимбаевской дороге

Мраморный обелиск с надписью "Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города" установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска. Координаты: 57°11"27.1″N 60°02"37.5″E .

№56 Обелиск в Нефтекумске "45 параллель"

Город Нефтекумск находится в Ставропольском крае. Современный европейский город посреди дикой азиатской степи. По одному из вариантов, граница Европы и Азии проходит по Кумо-Манычской впадине между Каспийским и Черным морями. Знак установлен в 1976 году и размещен на гербе города. Координаты: 44°45"14.3″N 44°58"40.0″E .


№57 Знак в Ростове-на-Дону

По одной из версий граница Европы и Азии проходит по фарватеру Дона. В 2009 году власти Ростова-на-Дону объявили конкурс на разработку знака "Европа-Азия", но идея так и не получила воплощения. Неофициальный знак находится возле гостиницы "Якорь". Примерные координаты: 47°12"47.8″N 39°42"38.5″E .



Фото - М А Р И Н А, fotki.yandex.ru.

№58 Обелиск в Уральске, Казахстан

Обелиск расположен у моста через реку Урал, на географинчской границе Европы и Азии. Установлен в 1984 году по проекту архитектора А.Голубева. Представляет собой вертикальную стелу, облицованную белым и серым мрамором, сверху на которой покоится голубой земной шар с золотистой короной в виде надписи "Европа-Азия". Координаты: 51°13"18.0″N 51°25"59.0″E .

№59 Беседки в Атырау, Казахстан

По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E .

№60 Босфорский мост в Стамбуле, Турция

Стамбул разделен на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Босфорский мост - первый висячий мост через пролив, установлен в 1973 году по проекту российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон перед мостом установлены таблички "Welcome to Europe/Asia". Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E .



Фото - Erdağ Göknar.

На сегодня это все известные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.


Читайте нас в

граница двух частей света

Альтернативные описания

Горная система на границе Европы и Азии

Горный массив в России

Кинотеатр в Москве, ул. Уральская

Название периодического издания

Река в Казахстане

Река в России

Река, впадающая в Каспийское море

Родина малахитовой шкатулки

Марка российского грузовика

Река, не поддавшаяся Чапаеву

Марка российского грузового автомобиля

Малахитовые горы России

Футбольный клуб из Свердловской области

Какая река до 1775 года имела название Яик?

Эту горную систему иногда называют «каменным поясом», а самая высокая ее точка - гора Народная

На какой реке стоит город Оренбург?

На какой реке стоит город Орск?

На какой реке стоит город Арытау?

На какой реке стоит город Магнитогорск?

На какой реке стоит город Новотроицк?

На какой реке стоит город Чапаев?

Симфония бурятского композитора М. П. Фролова «Седой...»

Гостиница в Москве

Берега какой реки находятся - правый в Европе, левый в Азии?

Река в России, впададает в Каспийское море

Каменный пояс России

Река, которую не смог переплыть Чапаев

Марка российского пылесоса

Марка российского мотоцикла

Московский кинотеатр

Яик сейчас

Река, впадающая в Каспий

Оренбург, река

Разделяет Европу и Азию

Горы на востоке Европы

Горы в Европе и Азии

Горы в России

Переименованный Яик

Река в Орске

Река в Оренбурге

Горы и мотоцикл

Наш мотоцикл с коляской

Между Европой и Азией

Река и мотоцикл

Российские горы

Место гибели Чапаева

Горы, река или мотоцикл

Российский грузовик

. «могила» Чапая

Река Яик ныне

Марка мотоцикла

Яик после 1775 года

Любимые горы Бажова

. «хребет России»

Горы между Европой и Азией

На какой реке стоит Орск?

Перемычка между Европой и Азией

Река, отделяющая Европу от Азии

Река, видевшая Василия Ивановича

Мотоцикл, родом из России

Делит Россию пополам

Река меж Европой и Азией

Родной для сов. граждан мотоцикл

Река, разделяющая Европу с Азией

На какой реке город Орск?

Российский мотоцикл

Родной для советских граждан мотоцикл

Река, в которой утонул Чапаев

Граница между Европой и Азией

. «моторека» России

Горы, граница Европы и Азии

Горная граница меж Европой и Азией

Марка грузовика

Трасса «МоскваЧелябинск»

Мотоцикл с российской пропиской

Мотоцикл, изготовленный в России

И река, и мотоцикл, и оба российские

Мотоцикл российского происхождения

Горы, богатые малахитом

Мотоцикл с коляской

Марка мотоцикла с коляской

И грузовик, и мотоцикл, и река России

Машина, горы, река

Военный грузовик

Родина Бажова

Марка грузовой машины

Горы или река

Марка авто

Грузовой автомобиль

Грузовик высокой проходимости

За ним Сибирь

Горы и река в России

Река, сгубившая Чапая

Советский мотоцикл

Российская грузовая машина

Горная система на границе Европы и Азии

Марка отечественного автомобиля

Река в Прикаспийской низменности

Река в Российской Федерации и Казахстане

Гостиница в Москве

Среди многочисленных мест, в основном в России, где мне довелось побывать в последние годы, было несколько, связанных с этой неопределенной границей между Европой и Азией, о которой говорилось в «Географии» . При этом мои столкновения с этой линией убеждали меня в какой-то ее искусственности, надуманности. Только в 2002 году мне пришлось пересекать эту мифическую границу не менее 20 раз, из которых 16 - на самолете. О некоторых своих впечатлениях от ощущения этой границы мне и хотелось бы рассказать...
Несколько раз в последние годы я бывал на Урале, в двух крупнейших городах этого региона - Екатеринбурге (весной 1999 и весной 2002 г.) и Челябинске (весной и осенью 2002 г.). Всякий раз, возвращаясь домой из этих городов на самолете, я испытывал странное ощущение, что не смог почувствовать, увидеть Урал, тот самый водораздел и «становой хребет». Города лежат на обычной равнине, а собственно Уральские горы оставались где-то не по пути. Более того, в обоих городах ни на минуту у меня не возникало ощущение присутствия в Азии, а не в Европе.
Я неоднократно пытался возбудить в себе чувство принадлежности к сказочно богатому краю, посещая музеи и выискивая названия, связанные с Уралом и его каменными тайнами. Но всюду меня ждало разочарование. Правда, и в Челябинске, и в Екатеринбурге помимо краеведческого есть и минералогический музей. В Екатеринбурге есть еще целый квартал музеев уральских писателей и достаточно большой художественный музей с ажурным, отлитым из металла Каслинским павильоном, получившим главную награду на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Знаменитые литейные изделия более представлены в Екатеринбурге, а не в Челябинске, хотя Касли давно находится в составе Челябинской области. Но это не очередная уральская загадка, ибо расстояние от Касли до Екатеринбурга по карте всего 97 км, а по автомобильным дорогам - 117 км; в то же время до своего областного центра каслинцам нужно проехать по дорогам 227 км.

Чтобы посмотреть на уральские камни в Екатеринбурге, я катался на самом коротком в мире и потому вроде бы внесенном в Книгу рекордов Гиннесса метро, построенном с размахом в конце советской эпохи. Удивлялся сооруженному мраморному вестибюлю так и не достроенной станции возле екатеринбургского цирка и тому, что в самом метро до сих пор используются металлические жетоны с надписью «Московский метрополитен»: помню, что в Москве они были в ходу очень короткое время, а в Екатеринбурге «осели», похоже, надолго. В Челябинске метро не достроили вообще, но процесс строительства продолжается: огороженные строительные площадки встречались не раз. В один из своих приездов я жил в большой центральной гостинице Челябинска с названием «Малахит». А в Екатеринбурге есть надгробия местной братвы на Широкореченском кладбище, составляющие целую «малахитовую аллею»: впрочем, на кладбищах Москвы есть «шедевры» и поинтереснее.
Я надеялся увидеть Урал и мартовским утром 2002 года, когда я с парой попутчиков на автомобиле отправился из Челябинска в Магнитогорск. После нескольких часов пути по лесостепной равнине, сопоставив имевшуюся карту с местностью, я отметил совсем невзрачный подъем дороги, оканчивавшийся на пригорке очередным колком, небольшой березовой рощицей, коих немало встречается в этом районе Зауралья. Именно так и выглядел в данном месте гигантский водораздел Оби и Урала, Северного Ледовитого океана и бассейна внутреннего стока. Небольшие холмики по правой стороне дороги тоже с трудом можно было считать горами, несмотря на то что на картах они подписаны именно как горы.

Прибыв в Магнитогорск, мы посетили металлургический комбинат и уже затем, проехав по мосту через Урал, формально оказались в Европе. Бо’льшая часть жилых кварталов Магнитогорска находится именно на правом берегу Урала. Поэтому-то я и не удивился, что принимавшие нас представители металлургического комбината пригласили отобедать в ресторане при гостинице, носящей гордое имя «Европа». Ранее эта гостиница выполняла функции базы комбината для приема официальных делегаций, в число которых входили и иностранные специалисты. Созданная на основе этой базы гостиница была аттестована на четыре звезды, и цены в ней были весьма высокими. Отчасти и по этой причине мы решили найти гостиницу попроще. И нашли! Она называлась «Азия» и представляла собой какое-то переоборудованно-усовершенствованное общежитие, принадлежавшее все тому же металлургическому комбинату. Именно в этой гостинице мы и переночевали следующую ночь. Днем позже мы отправились в обратный путь, в Челябинск.
Так в течение одного дня я в прямом смысле слова пообедал в «Европе», а заночевал в «Азии». Ну, и что же в этом удивительного и непонятного - скажете вы! А то, что обе гостиницы располагаются в Магнитогорске на правобережье реки Урал! Кто что напутал в этой географии, я разобрать не смог! Почему и «Европа», и «Азия» находятся в Европе - не знаю.
Может быть, названия частей света являются в Магнитогорске просто красивыми этикетками или местные азиатофилы смогли сместить границу с русла реки Урал куда-то к западу для сохранения европейско-азиатского баланса после желаний европофилов-екатеринбуржцев передвинуть ее к востоку, о чем было рассказано в 42-м номере «Географии»...
Странные столкновения с границей двух частей света одного материка в 2002 году у меня на этом не закончились. Расскажу об этом позже, а пока вернусь в своих воспоминаниях на год ранее...

Весной 2001 года я несколько раз приезжал в Ростов-на-Дону. Именно «на Дону»: подобно тому, как Магнитогорск непропорционально разделен рекой Урал, так и Ростов в основном лежит на правобережье Дона, но формально в городскую черту включены и значительные участки территории на левом берегу реки, занятые в основном домами отдыха и бывшими пионерлагерями. Этот район города, служащий местом отдыха, сами ростовчане называют между собой Левбердон. Попасть на тот берег реки можно по двум автомобильным и двум железнодорожным мостам, и именно эти транспортные артерии дают Ростову славу «ворот» Кавказа.
Каково было мое удивление, когда я услышал от своего собеседника-ростовчанина, с которым мы, отправившись на автомобиле в Азов, переезжали по мосту через Дон, что именно здесь, в буквальном смысле под нами, проходит граница между Европой и Азией! Позднее, поговорив с другими знакомыми ростовчанами и просмотрев различные издания, убедился, что такой точки зрения придерживаются многие ростовские обыватели.
Вначале я подумал, что мой собеседник был, наверное, не очень прилежным учеником по географии, но потом понял, что это мне - географу - нужно больше внимания обращать на отдельные детали в географических энциклопедиях и справочниках. Как принято в большинстве случаев, граница между двумя частями света в этом районе проходит по Кумо-Манычской впадине к Таганрогскому заливу Азовского моря. Более детально часть границы на этом участке выглядит так: по реке Кума, далее на запад к Чограйскому водохранилищу, от него к озеру Лысый Лиман и далее через реку Маныч и озеро Маныч-Гудило через Пролетарское и Веселовское водохранилища к устью реки Маныч и по реке Дон к устью Дона. Есть, правда, и другая точка зрения: Восточная Европа распространяется на юг до Большого Кавказского хребта или даже Закавказья, и тогда Эльбрус, а не Монблан является самой высокой вершиной Европы. Но более «классической» стала первая версия.
А значит, мой собеседник был прав! Странно, что такой колоритный пример города в двух частях света, как Ростов-на-Дону, до сих пор нигде не попадался мне именно в географических изданиях. Такие эпитеты в книгах обычно относятся к Стамбулу, реже (только в отечественной литературе) - к Магнитогорску и некоторым другим уральским городам.

Вообще, даже Географический энциклопедический словарь дает весьма невнятную демаркацию на участке реки Дон: «Граница между Азией и Европой условно проводится по восточным подножиям (или по гребням) Урала, долинам рек Эмба (или Урал), Кума, Маныч (иногда - по осевому водоразделу Большого Кавказа), Каспийскому, Азовскому, Черному и Мраморному морям, проливам Босфор и Дарданеллы» (М.: Советская энциклопедия, 1986, с. 15). Есть и другая оговорка: «...в природном отношении резкой грани между ними [Европой и Азией] не существует» (с.144).
Вернусь к совсем свежим своим впечатлениям. В сентябре 2002 года я, как и десятки моих знакомых и родственников, отдыхал с семьей в Турции. В Москве в последние годы турецкое влияние все более и более заметно и по товарам, привозимым челноками из этой страны, и по турецким строителям на некоторых московских объектах, и даже по сети супермаркетов «Рамстор» - точно такие же универсамы в Турции называются «Migros» и имеются в каждом более или менее значимом городе.
Еще готовясь к поездке, я заходил на интернет-страницы различных российских и зарубежных турагентств. И что удивительно: любые поисковые системы в Интернете Турцию как страну относили к региону «Европа», а не «Азия» или «Ближний Восток». Европейской страной, вопреки реальной географии, Турцию считают и в политике (Хельсинкский договор о безопасности и сотрудничестве в Европе 1975 года рубежом своего действия считает восточную (!), а не западную границу Турции), и в спортивных состязаниях (вспомните, как успешно выступает в европейских состязаниях футбольный клуб «Галатасарай»). Будучи несколько лет назад в Страсбурге в качестве гостя на слушаниях в Парламентской ассамблее Совета Европы, я удивился, что турецкий язык является там одним из восьми официальных. В ближайшие годы Турция вступит и в Европейский Союз.
По этим причинам, находясь в Турции, я снова пустился на поиски мифической границы. Найти ее было несложно: западное побережье Турции, омываемое Эгейским морем, служило естественной границей Азии. Видимые на горизонте греческие острова, расстояние до которых иногда составляло всего несколько десятков километров, относились уже к Европе.
В своих поисках я добрался до места, где вряд ли был кто-нибудь из читателей «Географии» (готов поспорить на килограмм турецких сладостей - куплю все в том же «Рамсторе» - и на полугодовую подписку на газету!), а именно, доехал до мыса Баба и, взглянув оттуда на Эгейское море, пришел к ощущению, что здесь-то Азия точно и наверняка кончается. Западнее этой точки Азии уже не было.

В своих турецких странствиях
мы пешком поднялись
на 500-метровую высоту
в национальном парке близ курортного
городка Кушадасы и не пожалели.
Оттуда открылся изумительный вид
на одноименный залив Эгейского моря и
словно лежащий рядом с тобой греческий
остров Самос - наиболее близко
расположенный к берегам Турции.
А ведь и это тоже -
граница Европы и Азии

В тот же день мы добрались до города Чанаккале (в переводе с турецкого «гончарная крепость») с численностью населения более 70 тысяч человек, лежащего на берегу пролива Дарданеллы, или античного Геллеспонта. По имени города турки называют и сам пролив - Чанаккале Богазы. Ширина Дарданелл в этом месте даже визуально не шире Амура в Хабаровске или подтопленной в районе Чебоксар Волги. В самом узком месте, в районе города, она составляет всего 1300 метров.
Сувенирные ларьки в городе пестрели самой разнообразной продукцией с изображением чанаккалинских достопримечательностей и даже флагами Великобритании, Франции, Австралии и Новой Зеландии (!). Объяснялось все просто: близ Чанаккале произошло решающее для Турции сражение в ходе Первой мировой войны. В сражении за пролив погибли 250 тысяч турецких солдат. Большие потери понесли и войска других государств. Военные мемориалы четырех стран, флаги которых красовались на чанаккалинских сувенирах, располагаются в провинции, центром которой является город.
Никакая сувенирная продукция не давала нам повода подумать о том, что Чанаккале стоит на великой границе. Страсть к собственной демаркации этой границы увлекла нас, и мы, бросив вещи в приглянувшемся небольшом отеле, поужинали на берегу пролива, за столиком на открытом воздухе в нескольких шагах от десятков рыбаков, неизвестно что ловящих на удочку в дарданелльской темноте, а затем отправились к парому, курсирующему через пролив чаще, чем раз в час.
Заплатив за проезд, мы взошли на двухэтажное судно, первый этаж которого был не очень плотно заставлен машинами, а на втором располагались места для пассажиров. «Плаванье» продолжалось всего 20 минут. Мы любовались лунным светом над Дарданеллами и огнями, расположенными в европейской и азиатской частях Турции. Особенно красиво подсвечивались две крепости раннеосманского периода (XV век), стерегущие самое узкое место пролива. Подумав о том, что такой момент в жизни бывает не часто, я достал мобильный телефон и набрал московский номер родственника - студента географического факультета. «Как ты думаешь, где мы сейчас?» - спросил я его. На его ответ: «Не знаю...» - я гордо отреагировал: «Между Европой и Азией!»
Во время этого плавания мой пятилетний сын ничего толком не понимал. Для него это был и первый отдых на море, и первое водное путешествие. За неделю он уже успел привыкнуть к тому, что где-то там, на другом берегу моря, располагается другая страна. Здесь же в Дарданеллах в голове у него все перемешалось. В итоге он смирился с тем, что пролив - это такая большая морская река, но что на обоих ее берегах одна и та же страна - верить отказался, предположив, что мы плывем в Грецию. Разочаровывать его не хотелось, но объяснять про разные части света я тоже не стал. Понять это действительно сложно.

Более всего мальчугана заинтересовали грузовики, с верхом нагруженные ящиками с помидорами из турецкой провинции Айдын. Мы предположили, что грузовики спешили попасть на стамбульские базары к утру, иначе зачем им было ехать на пароме через Дарданеллы поздним вечером по дороге, ведущей в крупнейший город Турции.
Побродив по европейскому побережью около получаса, мы сели на обратный, более пустой паром и вернулись в Чанаккале. Так я второй раз в жизни в течение одного дня сумел побывать на краю света (в географическом смысле слова) и, сгоняв в другую часть света, вернуться назад. Аналогичный вояж мы совершили в 1996 году, в течение одного (тоже сентябрьского) дня штурманув Гибралтарский пролив из Альхесираса до Сеуты и обратно и потом доехав до мыса Марроки.
Когда мы брели в Чанаккале к своей гостинице, по пути нам попалась вывеска, суть которой я сразу не осознал. Надпись по-турецки выглядела как Pansion Avrupa. Эта маленькая гостиница располагалась в Чанаккале, то есть в Азии, как раз напротив той самой Европы, чье имя она носила. И тогда я вспомнил Магнитогорск. Вспомнил, как ранним мартовским утром с верхних этажей гостиницы «Азия» любовался бесчисленными трубами металлургического комбината, коричневатым дымом над ними и думал, что Азия там, а не здесь, в «Азии».

См.: Европа-Азия: демаркация границы//География, №42/2002, с. 5-8.

ГДЕ и КАК использовать этот материал в учебном процессе

Понятия «материк» и «часть света» являются сложными для учащихся.
Впервые об этом говорится в 6-м классе, причем если понятие «материк» раскрывается, то о части света говорится лишь, что это понятие историческое. Граница Европы и Азии - также непростой вопрос. Большинство учебников по физической географии России просто игнорирует этот факт. Лишь в одном учебнике нам удалось обнаружить эту границу, но она отмечена точками на политической карте, причем на развороте, и нигде не написано, по каким же природным объектам ее проводят.
Предлагаемый материал, надеемся, привлечет ваше внимание к этим вопросам и поможет в работе. Более подробную информацию вы можете получить, прочитав также статью «Европа-Азия: демаркация границы» в № 42/2002 и последующих номерах «Географии».

Просмотров