Социальная политика 1920. Социальное обеспечение советских граждан в условиях нэпа. Число учащихся в школах ликбеза

В чём вы видите положительные результаты сплошной коллективизации?

Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?

Согласно сводкам ГПУ, многие крестьяне увидели в коллективизации новое закрепощение. Однако сопротивление коллективизации носило ограниченный характер, и в деревне на несколько десятилетий утвердился колхозный строй.
Назовите не менее трёх причин успешного проведения коллективизации. Какие могут быть проведены параллели между колхозным строем второй половины 1930-х гг. и помещичьим хозяйством периода крепостного права? Назовите не менее трёх общих черт (параллелей).

Как менялись цели репрессий в 1920-1930-е гг.? Почему репрессиям подверглись так называемые «старые» большевики и высшее руководство Красной Армии?

Что вы понимаете под терминами «централизованная система власти и управления», «культ личности»? Как формировались явления, отражённые в данных терминах? Как эти явления связаны между собой?

В чём противоречивость, двойственность Конституции 1936 г.?

Сравните социальную политику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения?

В чём вы видите положительные и отрицательные стороны стахановского движения?

Какие личные качества и конкретные действия Сталина способствовали формированию культа его личности?

Сопоставьте режим личной власти Сталина с политическим режимом ленинского периода.

Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?

III уровень

  1. Как заявлял И.В. Сталин в 1931 г., история старой России состояла в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские ханы. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную и т.д. Далее он отметил, что мы отстали от передовых стран на 50-100 лет и должны пробежать это расстояние в 10 лет. «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Великая Отечественная война началась ровно через 10 лет. СССР не побили, хотя и изрядно помяли. Значит ли это, что страна «пробежала» 50-100 лет, как предрекал Сталин, за 10 лет?

    По мнению учёных-историков О.В. Волобуева и С.В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершённого в нашей стране «великого перелома».

    • Путь был определён в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.

      Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).

      Нэповский вариант был предпочтительнее.

      На рубеже 20 – 30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.

Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то своё?

    Проанализируйте данные по сельскохозяйственному производству в 30-е годы.

    Годы

    Урожайность зерновых (центнеров /га)

    Заготовки зерна (млн.т)

    Валовой сбор зерна (млн.т)

    Посевные площади (млн.га)

    Крупный рогатый скот (млн.голов )

    Население (млн.человек)

  1. Имейте в виду, что за годы предвоенных пятилеток с/х получило 680 тыс. тракторов и 180 тыс. комбайнов, в то время как дореволюционная Россия была страной сохи, цепа. Кроме того, валовая продукция с/х в среднем за год составила 18 млрд. руб. в 1909-1913 гг.; 22 млрд. в 1924-1928 гг.; 15 млрд. в 1929-1932 гг.; 23,5 млрд. руб. в 1936-1940 гг.

    Выскажите свою точку зрения: какова цена форсированной модернизации? Справедливо ли утверждать в этом случае, что «цель оправдывает средства»? Аргументируйте своё мнение.

    В 30-е гг. в СССР переплелись искренняя восторженность новой жизнью и порыв энтузиазма (строительство Магнитки, Комсомольска–на–Амуре, Турксиба, Днепрогэса) с трагедией несправедливо раскулаченных крестьян, массовым голодом, политическими репрессиями. Почему стал возможен столь явный парадокс?

    А.И. Солженицын в своём произведении «Архипелаг ГУЛАГ» писал: «Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по нескольку человек с топорами, молотками, с кочергами, с чем придётся. Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибёшься, хрястнув по душегубцу. Или тот воронок с одиноким шофёром, оставшийся на улице, - угнать его либо скаты проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников и подвижного состава, и несмотря на жажду Сталина – остановилась бы проклятая машина!»
    Как вы думаете, остановилась бы проклятая машина? Аргументируйте свой ответ.

    Как вы объясните тот факт, что в нашем обществе и сейчас немало приверженцев Сталина, причём не только среди старшего поколения, но и среди молодёжи? Какие цели преследуют современные сталинисты? Нужно ли с ними бороться?

    Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд верная? Объясните почему.

    • Сталинизм был фатально неизбежен, так как сам исход и условия русской революции предопределили установление личной диктатуры.

      Сталинизм – случайность: если бы Сталина не было, в истории России не было бы и сталинизма.

      Сталинизм стал вероятностью: если бы в истории России не было Сталина, то была бы установлена иная личная власть, например, Л. Троцкого, ведь глубокие цивилизационные кризисы, бурные социальные и политические революции ведут к установлению диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Сталина…

  2. И.В. Сталин «Из письма в Детиздат при ЦК ВЛКСМ (1938)». «Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина»… Книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев…. Это опасно и вредно».
    Если Сталин выступал против культа личности, почему же культ личности всё-таки сложился?

    О чём свидетельствуют приводимые ниже цифры? Попробуйте их объяснить.

    • За 1918 – 1929 гг. было проведено 9 партийных съездов и 9 партийных конференций, а также: 79 пленумов ЦК только за 1918 – 1923 гг., 3 съезда и 2 конференции, 16 пленумов ЦК и ЦКК за 1930 – 1941 гг.

      Данные об участии населения в выборах в городские и сельские Советы (в % к общему числу избирателей): 1927 г. – 60% и 50%; 1934 г. – соответственно 90% и 80%, лишены избирательных прав10% избирателей.

      Конституция 1936 г. отменила все ограничения в избирательной системе.

      Высшие органы государственной власти (Всесоюзные съезды Советов) с 1922 г. по 1929 г. созывались 5 раз, с 1930 по 1936 гг. – 3 раза. С 1936 г. высший орган госуд. власти – Верховный Совет СССР, а между его сессиями – Президиум ВС.

    Сделате выводы об эффективности системы и её соответствии интересам и потребностям трудящихся на основе следующих данных:

    • Национальный доход (фонд накопления и фонд потребления) в годы первой пятилетки: 1925 г. – 2,7; 1930 г. – 5,2; 1931 г. – 3,9; 1932 г. – 3,1 млрд. рублей.

      Прирост производительности труда (% по отношению к предыдущему году): 1929 г. – 15; 1930 г. – 21; 1931 г. – 4; 1932 г. – 0,6.

      Фонд накопления:
      1925 г. – 15%; 1930 г. – 29%; 1931 г. – 40%; 1932 г. – 44%.

    Специалисты утверждают, что никогда в истории войн ни одно государство не знало благодаря своей разведке столько о планах врага и его силе, сколько СССР о Германии в 1941 г. Почему Сталин, его окружение не вняли разведданным для повышения готовности к отражению возможной агрессии?

    Часть историков считают, что уже к концу тридцатых годов наметился кризис административно-командной системы руководства экономикой и страной в целом, который был частично смягчён расширением территории СССР в 1939-1940 гг. Другие историки полагают, что в этот период шло поступательное развитие страны, прерванное нападением фашистской Германии. Что вы думаете по данному вопросу?

    Две точки зрения на историю страны в 30-е годы:

    • То, что произошло в 30-е гг., - единственно возможное, неизбежное. Это и есть подлинный социализм, и другого быть не могло. К 1941 г. социализм в СССР в основном был построен.

      Социализм не построен. Контрреволюционный путь Сталина и огромного бюрократического аппарата не был исторически вынужденным и поэтому оправданным. Общество, построенное в 30-е гг., не является социалистическим.

Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд является верной? Почему?
Учтите, что социализм у Энгельса: «Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Советская культура в 1917-1940 гг.

Карта темы 11 «Советская культура в 1917-1940 гг.»

Основные понятия и названия :

«культурная революция»; наркомат просвещения (Наркомпрос); организация пролетарской культуры (Пролеткульт); «сменовеховство»; рабочие факультеты (рабфаки); Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП); Левый фронт искусств (ЛЕФ); Ассоциация художников революционной России (АХРР); Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП); атеизм; конструктивизм; пункты ликвидации неграмотности (ликбезы); социалистический реализм (соцреализм); Союз писателей СССР; принцип партийности литературы; Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ).

Основные даты:

1919 г. – принятие декрета «О ликвидации неграмотности среди населения».

1925 г. – принятие закона, предусматривавшего введение в стране всеобщего начального обучения.

1930 г. – введение в СССР обязательного всеобщего начального (четырёхклассного) образования.

1934 г. – I Всесоюзный съезд советских писателей.

Персоналии:

Луначарский А.В.; Крупская Н.К.; Богданов А.А.; Плетнёв В.Ф.; Устрялов Н.В.; Маяковский В.В.; Блок А.А.; Есенин С.А.; Гиппиус З.Н.; Мережковский Д.С.; Бунин И.А.; Брюсов В.Я.; Брик О.М.; Бедный Д.; Фурманов Д.А.; Пастернак Б.Л.; Чуковский К.И.; Булгаков М.А.; Зощенко М.М.; Замятин Е.И.; Платонов А.П.; М. Горький; Фадеев А.А.; Шолохов М.А.; Ахматова А.А.; Хармс Д.И.; Мандельштам О.Э.; Садофьев И.Н.; Асеев Н.Н.; Симонов К.М.; Твардовский А.Т.; Толстой А.Н.; Погодин Н.Ф.; Цветаева М.И.; Пришвин М.М.; Лихачёв Д.С.; Тимирязев К.А.; Губкин И.М.; Вальден П.И.; Жуковский Н.Е.; Вавилов Н.И.; Капица П.Л.; Иоффе А.Ф.; Циолковский К.Э.; Вернадский В.И.; Зелинский Н.Д.; Павлов И.П.; Бах А.Н.; Крылов А.Н.; Курчатов И.В.; Лебедев С.В.; Александров А.П.; Ферсман А.Е.; Туполев А.И.; Илюшин С.В.; Чкалов В.А.; Грабин В.Г.; Дегтярев В.А.; Бенуа А.Н.; Васнецов А.М.; Поленов Д.А.; Петров-Водкин К.С.; Греков М.Б.; Пластов А.А.; Кустодиев Б.М.; Фальк Р.Р.; Юон К.Ф.; Моор Д.С.; Андреев Н.А.; Меркуров С.Д.; Шервуд Л.В.; Мухина В.И.; Голубкина А.С.; Жолтовский И.В.; Фомин И.А.; Щусев А.В.; братья Л.А., В.А. и А.А. Веснины; Мельников К.С.; Довженко А.П.; Пудовкин В.И.; Эйзенштейн С.М.; Мейерхольд В.Э.; Пырьев И.А.; Герасимов С.А.; Александров Г.В.; Ромм М.И.; Шостакович Д.Д.; Прокофьев С.С.; Дунаевский И.О.; Нежданова А.В.; Лемешев С.Я.; Козловский И.С.; Уланова Г.С.; Лепешинская О.В.; Исаковский М.В.; Прокофьев А.А.

Основные вопросы:

    Начало «культурной революции» (в годы гражданской войны).

    Новый этап «культурной революции» (годы нэпа).
    а) Образование и наука.
    б) Литература и искусство.

    Завершение «культурной революции» (конец 20-х – 30-е годы).
    а) Идеологизация культуры.
    б) Образование и наука.
    в) Художественная жизнь.

Литература

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001. (CD-ROM for Windows).

    Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

    Максименков Л.В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936-1938 гг. М., 1997.

    Планенборг Г. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.

    Страницы отечественной художественной культуры: 30-е годы. М., 1995.

    Хрестоматия по истории России первой половины XX века /сост. И.С. Хромова. М., 1995.

Разноуровневый контроль знаний по теме 11 «Советская культура в 1917 – 1940 гг.»

I уровень

    Что такое «культурная революция» ?

    Какое ведомство занималось культурой после Октября? Кто его возглавлял?

    Какую политику проводили большевики по отношению к русским учёным?

    Кто из крупнейших представителей русской науки стал активно сотрудничать с советской властью?

    Кто из представителей «серебряного века» и в каких произведениях воспел революцию?

    Кто из представителей «серебряного века» эмигрировал из страны после победы большевиков?

    В чём суть идеологии «сменовеховства»?

    В чём причины высылки из страны в начале 20-х годов видных учёных и деятелей культуры?

    Что такое Пролеткульт?

    В каком году был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности»?

    Какой процент населения нашей страны умел читать и писать к концу 20-х гг. XX в.?

    Напишите расшифровку аббревиатуры – РАПП, ЛЕФ, АХРР.

    Кто был режиссёром знаменитого фильма 20-х годов «Броненосец Потёмкин»?

    Какую политику проводила советская власть по отношению к Православной церкви?

    Какое название получило направление в советской культуре 30-х годов, требовавшее от авторов произведений литературы и искусства не просто описания объективной реальности, но и изображения её в революционном развитии, служения задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма»?

    Какие художественные фильмы 30-х годов вам известны?

    Как назывался, изданный в 1938 г. при личном участии Сталина, учебник по истории коммунистической партии, ставший методологической основой развития общественных наук в СССР в конце 1930х – начале 1950х гг.?

    Чем знамениты А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский?

    Кого из репрессированных в конце 30-х годов деятелей науки и культуры вы можете назвать?

    Какие изменения произошли в 30-е гг. в советской школе?

    Назовите имена известных вам архитекторов конца 20-х – 30-х годов?

    Каким советским учёным проводились исследования по проблемам микрофизики в 30-е годы?

    Чем знаменит А.И. Туполев?

II уровень

    В чём состояли особенности духовной жизни страны в 20-е годы?

    Каково соотношение политики и культуры в 20-е годы?

    Почему важнейшим идеологическим принципом в советском государстве был атеизм?

    Укажите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в 20-е годы по сравнению с дореволюционной Россией.

    Какие общие процессы проходили в 30-е годы в области просвещения, науки и культуры? Чем они были обусловлены?

    Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жёсткий контроль?

    Перед революцией в 91 вузе страны обучались 112 тыс. студентов, а в 1927 – 1928 гг.в 148 вузах – 169 тыс. При этом до 1917 г. все вузы находились на территории России и Украины и лишь один – в Грузии, а теперь же вузов не было лишь в Туркмении, Киргизии и Таджикистане. Почти половина студентов – выходцы из рабочих и крестьян. Их приём осуществлялся через рабфаки. О чём свидетельствуют эти факты? Объясни их.

    Почему к сотрудничеству с советской властью пришли, прежде всего, представители точных и естественных наук?

    О деятельности какого объединения ведёт речь В. Маяковский: «Это протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные ленты, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушками. Это новая форма, введённая непосредственно жизнью»?

    В чём вы видите достижения и недостатки «культурной революции» в СССР?

III уровень

    В чём проявлялось идеологическое давление на деятелей литературы и искусства в 20-е г.г.? Выскажите своё мнение: почему, несмотря на это, 20-е годы были временем создания выдающихся произведений в разных областях культуры?

    Известно, что многие деятели искусства создавали сочинения, восхвалявшие Сталина. Как вы думаете, почему они это делали? Можно ли возложить на творческую интеллигенцию определённую долю ответственности за установление в стране тоталитарного режима?

    А.М. Горький жил в сталинское время. Абсолютное большинство интеллигенции восхваляло «вождя всех народов» без меры. Горький же, даже будучи руководителем Союза писателей, восхваляя социалистический строй, ни разу не упомянул имя Сталина и даже отказался писать его биографию. Почему? Как это ему удавалось? Почему, несмотря на такую сдержанность, писатель не был подвергнут традиционным репрессиям?

    Кто из деятелей русской культуры 1920 – 1930-х годов, на ваш взгляд, популярен и сегодня?

    Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после неё не приняло ленинских предложений. К началу 20-х годов в России насчитывалось вряд ли более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией, подавляющая же часть отправилась в эмиграцию. Как следует, по-вашему, относиться к людям, покинувшим Родину? Объясните свой ответ. Должно ли быть право у граждан на эмиграцию?

    5 декабря 1931 г., около 12 часов дня, в центре Москвы раздалось несколько мощных взрывов. За час с небольшим разрушен храм Христа Спасителя, построенный на пожертвования всего народа в ознаменование победы над Наполеоном. В 1934 г. взорвана знаменитая Сухарева башня, Красные ворота в Москве. Подобная участь постигла и другие ценнейшие исторические и культурные памятники. Каково ваше отношение к уничтожению старых памятников? Знаете ли вы, какие памятники были снесены в нашем городе?

    Цель оправдывает средства, считал Сталин. А раз так, то можно распродавать коллекции Эрмитажа, картины Рембрандта, Веласкеса, Тициана и многих других выдающихся художников. На эти деньги можно покупать тракторы, очень нужные стране. Каково ваше отношение к подобным действиям? Объясните, почему.

    В 1933-37 гг. вузы СССР выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно. Уже к 1938 г. в наших вузах обучалось больше студентов, чем в Англии, Германии, Франции, Италии и Японии, вместе взятых. А число инженеров в СССР почти вдвое превышало их число в США. Если в 1926 г. преимущественно умственным трудом занимались 3 млн. человек, то в 1939 г. – 14 млн.
    Как вы считаете, можно ли данные итоги расценивать как безоговорочно положительные? Какие выводы следует сделать на основании этих цифр?

    Какие выводы можно сделать на основании приведённых ниже данных о выполнении задачи по ликвидации неграмотности в СССР?

    • 1928 г. – расходы на образование в СССР – 8 рублей в год на душу населения, в 1937 г.- 113 рублей.

      За годы двух пятилеток обучены грамоте 40 млн. человек, грамотность по стране достигала 81%, в РСФСР – 88%, Белоруссии – 81%, Казахстане – 84%.

      К концу 2-ой пятилетки осуществлено всеобщее начальное образование. Поставлена задача: всеобщее среднее образование в городе и семилетнее - в деревне.

      1938 г.- во всех национальных школах введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г.- преподавание иностранных языков в средних школах.

      В середине 30-х гг. только по РСФСР не хватало 100.000 учителей, треть учителей города и половина сельских не имели специального образования.

      1938 г. – в советских школах работало около 1 млн. учителей, более половины из них специалисты со стажем менее 5 лет.

    Как вы думаете, достигла ли «культурная революция» своей цели?

Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах

Карта темы 1 «Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах»

Основные понятия и названия:

Блицкриг; мобилизация; Ставка Верховного главнокомандования; Государственный Комитет Обороны (ГКО); народное ополчение; советская гвардия; стратегическая инициатива; коренной перелом; капитуляция.

Основные даты:

1944 г. – полное изгнание немецко-фашистских оккупантов с территории СССР.

Персоналии:

А. Гитлер; Кузнецов Ф.И.; Павлов Д.Г.; Кирпонос М.П.; Кузнецов Н.Г.; Попов М.М.; Тюленев И.В.; Сталин И.В.; Жуков Г.К.; Тимошенко С.К.; Гаврилов П.М.; Конев И.С.; Панфилов И.В.; Клочков В.Г.; Рокоссовский К.К.; Ватутин Н.Ф.; Ерёменко А.И.; Шумилов М.С.; Чуйков В.И.; Ф. Паулюс; Павлов Я.Ф.; Зайцев В.Г.; Э. Манштейн; Катуков М.Е.; Ротмистров П.А.; Баграмян И.Х.; Черняховский И.Д.; Малиновский Р.Я.; Толбухин Ф.И.; Егоров М.А.; Кантария М.В.; В. Кейтель; Василевский А.М.; Говоров Л.А.; Захаров Г.Ф.; Мерецков К.А.

Основные вопросы:

    Начало Великой Отечественной войны.
    а) Стратегическая оборона Красной Армии.
    б) Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

    Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
    а) Сталинградская битва.
    б) Курская битва.

    XIX век» Введение (1 час) История России часть всемирной истории . XIX век в истории России ... планирование по Истории России XIX век . 8 ... Россия XIX в. 1 Повторение. Итоговый разноуровневый контроль ...

  1. Методические рекомендации по использованию компьютерного учебника “история россии хх век” общая характеристика учебника

    Методические рекомендации

    ... по истории России ХХ века представляет собой большую часть ... по истории . Классы бывают однородными и разноуровневыми ... контроля знаний . С помощью компьютерного учебника по истории России ХХ века ... Первый компьютерный учебник по истории 20 месяцев спустя: ...

  2. Книга

    РАН А.П. Новосельцев История России . XX век / А.Н. Боханов, ... часто по истории России ... контроля , включающего жесткий контроль ... разноуровневых ... экономического знания после 20 -х гг...

  3. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга III История России XX век Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

    Книга

    РАН А.П. Новосельцев История России . XX век / А.Н. Боханов, ... часто говорилось тогда и писалось много потом в специальных исследованиях по истории России ... контроля , включающего жесткий контроль ... разноуровневых ... экономического знания после 20 -х гг...

Количество безработных, зарегистрированных на Казанской бирже труда в 1921-1930 годах

Состояло на учете безработных при Казанской Бирже труда

В том числе

подростков обоего пола

членов профсоюзов

прибывших из села

В 1926-1929 годах из деревни в города и поселения городского типа Татреспублики ежегодно прибывало 95-100 тыс. человек. Значительная их часть оседала в Казани, пополняя многочисленную армию безработных. Как показывают статистические данные, представленные в таблице, рост безработицы в республике продолжался вплоть до 1929 года. В период с 1921 по 1923 год в среднем на каждое предложение по казанской бирже труда приходилось 0,85% спроса, а в 1924 году эта величина упала еще ниже - до 0,63%. Картина изменилась лишь в 1925 году, когда на каждое предложение труда имелось 1,23% спроса. Это было вызвано, с одной стороны, расширением крупного промышленного производства, а с другой стороны, развитием общественных работ.

Аборт даже в начале 1920-х годов никем из официальных лиц в Советской России не рассматривался как медико-юридическая и морально-нравственная норма. Но на уровне массового сознания, как в дореволюционной, так и в Советской России, искусственный выкидыш рассматривался как обыденное явление. Желающих провести данную операцию на законных условиях, в больнице оказалось немало. В 1924 году вышло даже постановление о формировании абортных комиссий. Они регулировали очередь на производство операций по искусственному прерыванию беременности.

В 1925 году в крупных городах на 1000 человек приходилось примерно 6 случаев искусственного прерывания беременности - внешне не слишком много. Преимуществами "на аборт" вне очереди по советскому законодательству пользовались фабрично-заводские работницы. Делалось это потому, что женщины из пролетарской среды по старинке прибегали к услугам "бабок" и к "самоабортам" с помощью разного рода ядов. Лишь одна из трех желающих избавиться от беременности работниц обращалась в 1925 году к врачам. При этом основным мотивом аборта была материальная нужда. По этой причине не желали иметь ребенка 60% женщин из рабочей среды в Ленинграде и почти 70% в других промышленных городах России. Почти 50% работниц прерывали уже первую беременность. Мужей имели 80% женщин, делавших аборты, но это обстоятельство вовсе не усиливало их желание стать матерями. Напротив, статистика разводов свидетельствовали, что в пролетарских семьях беременность была причиной расторжения брака.

До середины 1920-х годов советская социальная политика была направлена на создание необходимого медицинского обеспечения свободы абортов. В 1926 году были полностью запрещены аборты впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад. Брачно-семейный кодекс 1926 года утвердил право женщины на искусственное прерывание беременности. И во властном, и в обывательском дискурсе существовало понимание того обстоятельства, что уровень рождаемости не связан с запретом на аборты, несмотря на их определенную вредность для женского организма. В российских городах в 1913 году на 1000 человек родилось 37,2 младенца; в 1917 - 21,7; в 1920 - 13,7; в 1923 и 1926 годах после разрешения абортов 35,3 и 34,7 соответственно. Но при всем этом власть находила способы своими нормализующими суждениями дисциплинировать женскую сексуальность и репродуктивность в собственных интересах. Считая аборты социальным злом, советская система охраны материнства рассматривала как норму проведение искусственного выкидыша без наркоза.

Стр. 231-233.

После принятия закона 1936 года внешне положении е с абортами улучшилось. Могло даже показаться, что искусственное прерывание беременности превращалось в отклонение от общепринятых бытовых практик. В первой половине 1936 года в ленинградских больницах было произведено 43600 операций по прерыванию беременности, а во второй половине того же года, после принятия закона, всего 735. В целом за 1936-1938 годы число абортов сократилось в три раза. Но вот рождаемость за это же время повысилась всего в два раза, а в 1940 году и вообще упала до уровня 1934 года. Зато нормой в советском обществе стали криминальные аборты.

По данным секретной записки ленинградских органов здравоохранения в обком ВКП(б), датированной ноябрем 1936 года, за весь 1935 год в городе было зарегистрировано 5824 неполных выкидыша, а только за три месяца 1936 года, прошедших после принятия закона о запрещении абортов - 7912. И эти данные охватывали только тех женщин, которые попали в больницы. Незаконные операции по прерыванию беременности проводили как профессиональные гинекологи, так и люди, не имевшие никакого отношения к медицине. В 1936 году в числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за производство абортов, врачи и медсестры составляли - 23%, рабочие - 21%, служащие и домохозяйки по 16%, прочие - 24%. Несмотря на преследования, подпольные абортмахеры не имели недостатка в клиентуре ни в городе, ни в его окрестностях…

Ход ликвидации неграмотности среди немцев Поволжья в 1920-1923 годах (стр. 326)

Годы

Число учащихся в школах ликбеза

Число закончивших школу ликбеза

мужчин

женщин

мужчин

женщин

Суточные нормы питания для детских учреждений Москвы и Московской губернии (данные приводятся в золотниках; 1 зол. = 4,266 граммов) (стр. 351)

Наименование продуктов

Для детей от 3 до 8 лет

Для детей от 8 до 16 лет

Для «дефективных» детей и в санаториях

Мясо или рыба

Картофельная мука

Клюква или компот

Подправка

Приправка

20 шт. в месяц

1 шт. в день

Революция и гражданская война имели тяжёлые последствия для России. Объём промышленного производства в 1920-е гг. составлял 12% от довоенного уровня, валовый сбор зерна – одну треть, население страны сократилось на 14–16 млн человек. Сейчас принято считать, что виной всему политика «военного коммунизма», которая сыграла не последнюю роль в разжигании гражданской войны. Но очень мало говорится о том, как удалось, несмотря на все ужасы войн и революции, стать пионером в области построения государства социальных услуг и обогнать по этому показателю развитые европейские страны на несколько десятилетий. Данная работа ставит своей целью раскрыть социальную политику в годы гражданской войны.

Уже первые шаги новой власти демонстрировали её социалистическую направленность: за ноябрь–декабрь 1917 г. были упразднены сословия, церковь отделена от государства, а школа – от церкви, женщины полностью уравнены в правах с мужчинами, окончательно ликвидировано помещичье землевладение, отменена частная собственность на землю, начата национализация банков и промышленных предприятий, введён 8 часовой рабочий день. На II Всероссийском съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г. было образовано новое правительство – Совет народных комиссаров, в его структуру, в том числе, вошли наркоматы труда, просвещения и государственного призрения. В ноябре 1917 г. была принята программа социального страхования, которая учитывала всю группу рисков: старость, болезнь, безработица, инвалидность, беременность; гарантировалось возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности. В 1918 г. был принят Кодекс законов о труде, который закрепил социальную защиту трудящихся, а также учреждена Инспекция труда, ставящая целью охрану жизни и здоровья рабочих.

Позднее были установлены прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда. Таким образом, все завоевания рабочего движения получили правовое оформление. Кроме того, государство взяло на себя затраты по обеспечению рабочих, так как страховые фонды формировались за счёт взносов государственных и частных предприятий, а не работников. 29 октября 1917 г. был создан Наркомат государственного призрения, с 1918 г. – переименованный в Наркомат государственного обеспечения, под руководством А.М. Коллонтай. При наркомате были сформированы особые отделы: по охране материнства и детства, помощи несовершеннолетним и др., которые курировали определённую категорию нуждающихся. Также были созданы органы НКГП на местах: при каждом исполкоме местного Совета учреждались отдел социального обеспечения и пенсионные отделы военноувечных. Впервые в мире была создана целостная централизованная система государственной защиты и обеспечения граждан, со своими центральными, губернскими и уездными органами.

Во время гражданской войны особое внимание уделялось обеспечению красноармейцев и членов их семей. Декрет «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств» был принят в августе 1918 г. В следующем году было введено Положением «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств». Число пенсионеров постоянно возрастало: если в 1918 г. государственные пенсии получали 105 тыс. чел., то в 1920 г. – уже 1 млн. Также осуществлялась помощь жертвам контрреволюции – им предоставляли жильё, работу, пенсии, материальную и медицинскую помощь, устраивали детей в приюты.

На пенсии и пособия государство расходовало значительные средства – 7 и 9 млрд руб. соответственно по данным на 1920 г.2 Советское государство успешно решало задачи интеграции инвалидов в общественную жизнь и их социального обеспечения. Для этих целей были созданы Всероссийский союз кооперации инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское объединение глухонемых. Государство занималось лечением, протезированием инвалидов, обучением и переобучением, создание облегчённых условий труда, а также трудоустройством и организацией социально-бытового обслуживания. Особое внимание в СССР уделялось защите детей; эта функция возлагалась на Комиссию несовершеннолетних, Совет защиты детей и другие организации. В 1918–1920-х гг. начали создаваться сети домов матери и ребёнка, увеличилось число женских консультаций, стали открываться ясли, детские сады, детские дома; к 1920 г. уже существовало 1724 детских учреждений с 124 627 детьми.

Обострившаяся во время гражданской войны проблема детской беспризорности и преступности решались с помощью организации детских трудовых коммун, где подростки жили, учились и работали. Созданная 10 февраля 1921 г. Комиссия по улучшению жизни детей боролась с нищенством, проституцией, с эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье. Таким образом, забота о детях, во многом, стала функцией государства: бесплатные детские сады гарантировали общедоступность содержания и воспитания, трудовые коммуны дали «путёвку в жизнь» многим бывшим беспризорникам. Кроме того, широкая сеть детских учреждений стала ещё одним элементом эмансипации женщин, способствовала их включению в общественную жизнь. Большинство социальных достижений не распространялось на сельских тружеников, хотя массовый голод 1921 г. сделал приоритетным направлением социальной политики обеспечение крестьянства.

Были созданы организации крестьянской общественной взаимопомощи, занимавшиеся оказанием индивидуальной помощи (материальной, трудовой), социальной взаимопомощи (общественная запашка, поддержка школ, больниц, изб-читален) и правовой. Учреждённая 18 июля 1921 г. Центральная комиссия помощи голодающим выясняла реальные размеры голода, выделяла госпайки, организовывала сборы пожертвований и эвакуацию детей из голодных районов.

Для медицинского обеспечения населения при исполкомах советов создавались медико-санитарные отделы. В июле 1918 г. был создан Наркомат здравоохранения, который руководил лечебным и аптечным делом, курортными учреждениями. Основными принципами советской медицины были: профилактика болезней, бесплатность и общедоступность здравоохранения. Такой поход дал свои результаты: к 1938 г. продолжительность жизни уже составляла 47 лет, в то время как до революции – лишь 32 года. В 1919 г. нарком просвещения издал декрет, который обязывал учиться грамоте всех безграмотных в возрасте от 8 до 50 лет. За первые годы существования советской власти была создана система единых трудовых двухступенчатых школ. Государство частично обеспечивало школьников питанием, одеждой, обувью и учебниками.

Изменения произошли в высшей школе: отменялась плата за образование, вводились стипендии для нуждающихся студентов, с 1919 г. для подготовки молодёжи к поступлению при высших учебных заведениях создавались рабфаки. Одновременно с этим увеличивалось количество школ и вузов, возрастало число учащихся (к 1920 г. было открыто 12 тыс. новых школ, 153 вуза, а число студентов удвоилось, по сравнению с дореволюционным временем) .

Благодаря усилиям государства в области просвещения только за 1917–1920 гг. 7 млн. человек ликвидировало свою неграмотность, а к 1939 г. общая грамотность населения составила уже 81% против 24% в 1913 г.5 В основе социальной политики советского государства лежали постулаты марксизма-ленинизма о всеобщем равенстве, социальной справедливости, построении такого общества, где каждый имеет равные условия для удовлетворения потребностей и всестороннего развития личности. Именно по идеологическим причинам государство взяло на себя все функции по социальной защите и социальной поддержке граждан. СССР был лидером в мире по построению государства социальных услуг. Но та же идеология помешала реализации главного принципа социалистического государства – общедоступности всех социальных благ. Долгое время в советской действительности существовала категория «лишенцев», которой было отказано в государственной поддержке.

Бондарева Анна Геннадьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова)

социальный политика большевик беспризорный

Переход к Новой экономической политике (НЭП), который произошел на Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. содействовал тому, что вместе с элементами экономических преобразований (замена продразверстки продналогом, привлечение иностранного капитала, свободной торговли) происходит и модернизация системы социальной защиты населения.

Происходит изменение оказания принципов социального обеспечения населения СССР. При сохранении действующей со времен политики “военного коммунизма” системы оказания социальной помощи, происходит сокращение пайкового довольствия в пользу денежного довольствия. Происходит реорганизация органов, осуществляющих мероприятия по социальной защите населения, в частности, отпали или были урезаны многие функции Народного комиссариата социального обеспечения, а также местных органов власти (губсобесов). Также происходит постепенный процесс складывания новых форм социальной работы, вместо старой системы государственного социального обеспечения, таких как государственное обеспечение инвалидов и семей военнослужащих, социальное страхование рабочих и служащих, обеспечение крестьян в виде взаимопомощи.

Согласно предписанию СНК, ЦК РКП (б) от 20 мая 1921 г. в ведение органов социального обеспечения возвращались работники, ранее отозванные в другие организации. Постановлением ВЦИК, принятым 30 сентября 1921 года НКСО получили право самостоятельно заготавливать сырье, продовольствие, инвентарь и другие предметы первой необходимости, а также возможности организовать собственные производственные предприятия, пошивочные мастерские, а также земледельческие хозяйства. Финишной точкой в данном процессе стал перевод основных органов НКСО с гражданского снабжения на самоокупаемость, кроме контрольно- инспекционного аппарата. Также, необходимо отметить, что дополнительным источником содержания учреждений социального обеспечения становится самообложение населения.

Основной акцент в вопросе социального обеспечения как и в предыдущий период гражданской войны был закреплен на мерах социальной поддержки о семьях красноармейцев. 14 июля 1921 г. НКСО для осуществления вышеперечисленных целей был передан аппарата Центральной комиссии помощи красноармейцам. Основная помощь данной категории граждан заключалась в поддержке необходимой обувью и одеждой, они получали пайку “Красная звезда”, нетрудоспособные члены семей обеспечивались фронтовыми красноармейскими пайками в половинном объеме. Согласно Декрету СНК от 14 мая 1921 г. “Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семей красноармейцев” источником средств для социальной поддержки военнослужащих стало бесхозное имущество различных советских фондов, доходы от налогооблажения различного рода увесилительных учреждений, а также организации спектаклей. Согласно имеющимся архивным данным, в начале 1920-х гг. НКСО осуществляло выдачу пенсий и пособий для более чем девяти миллионов семей военнослужащих. Их выплата осуществлялась в основном за счет средств местных бюджетов, и только 25 % брал на себя государственный бюджет. В конце 1924 г. принимается“ Кодекс законов о льготах и преимуществах для красноармейцев и их семей”, согласно которому под льготами понимались, прежде всего, денежные пособия (на лечение, на погребение умерших родственников, компенсации за утраченное имущество),преимущества перед другими категориями населения в получении жилья, право бесплатного получения медицинских услуг и т.д. Важной чертой данного нормативно-правового акта являлось то, что несовершеннолетнии дети, а также нетрудоспособные родители вместе с супругами призванных в армию получали в течении всего срока службы ежемесячные пособия.

Одним из направлений в области социальной защиты выступало изменение в системе социального страхования. При переходе к НЭПу возникли проблемы в социальном обеспечении, участились конфликты между рабочими и администрацией на почве выдачи пособия при потере трудоспособности. 10 октября 1921 года Политбюро ЦК РКП (б) поддержала предложение В. И. Ленина поручить Президиуму ВЦСПС совместно с ВСНХ, НК здравоохранения и соцобеспечения разработать вопрос о страховании рабочих в связи с новой экономической политикой. Основные положения государственного социального страхования были изложены в изданном 15 ноября 1921 г. декрете СНК РСФСР «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Устанавливалось, что оно должно проводится во всех предприятиях и учреждениях государственных, кооперативных, частных, концессионных. Обязательное соцстрахование распространялось на всех лиц наемного труда и осуществлялась для работников государственной промышленности за счет предприятий, частной и арендной, за счет предпринимателей. Система социального страхования являлась выгодной для рабочих. Бюджет страхования состоял из взносов нанимателей, а также государственных ассигнований, сами рабочие и служащие никаких взносов в страховой фонд не делали.

Необходимо отметить, что если в период “военного коммунизма” социальное страхование было причислено к институту буржуазного права и соответсвенно скрытой формой эксплуатации, то после введения НЭПа партия большевиков вернулась к принципам социального страхования. Одним из положительных моментов стал отказ от многих радикальных и утопических принциов периода “военного коммунизма”. В результате улучшения основных экономических показателей, роста промышленности и сельскогохозяйственного производства происходит выравнивание многих положений доктрины социальной защиты с практикой, особенно в части отношений с трудящимися. В частности, происходит увеличение охвата социальным страхованием (в 1924 г. государственная схема покрывала 5, 5 млн. человек, в 1926 г. уже 8,5 млн., в 1928 г. -11 млн. человек). Данные показатели свидетельствуют по мнению исследователя социальной политики Н. Лебиной о законодательном расширении схемы социального страхования, а также о возрастании рабочей силы,как таковой.

К концу периода НЭПа были введены и пенсии по старости. Они выплачивались мужчинам и женщинам в 60 и 55 лет соответственно, у кого был стаж работы 25 лет, а не только пожилым инвалидам.

Осуществлению декларуемых советскими властями мер по проведению в жизнь мероприятий социального страхования способствовали профсоюзные организации. К примеру, профсоюзы БССР развернули работу по осуществлению постановления советского правительства.

25 декабря 1921 г. расширенный пленум Совпрафбела рекомендовал немедленно принять к исполнению декрет о социальном страховании рабочих и служащих, оказать содействие органам социального обеспечения в их работе. В январе 1922 года был создан отдел социального страхования при наркомате соцобеспечения БССР. Основы системы обеспечения рабочих и служащих по социальному страхованию были закреплены КЗоТ 1922 г. (гл. ХVII). За счет средств соцстраха рабочие и служащие обеспечивались пособием по временной и постоянной потере работоспособности, а также по безработице; оказывалась помощь по уходу за новорожденными; застрахованые пользовались бесплатным медицинским обслуживанием;

проводились профилактические мероприятия. В связи с денационализацией значительной части промышленных предприятий и переводом их на хозяйственный расчет декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г. право осуществления социального страхования на производстве передавалось от Наркомата социального обеспечения в распоряжение НКТ.

Важной мерой поддержания безработных и смягчения безработицы было оказание рабочим трудовой помощи. С одной стороны, по мнению исследователя О.Ю. Бухаренковой, эта политика позволяла привлечь к труду значительное число незанятого населения, что способствовало сохранению и повышению их квалификации. С другой стороны, трудовая деятельность безработных способствовала благоустройству городов и развитию промышленности. К видам такой поддержки относились организация и проведение общественных работ, а также создание коллективов и артелей из безработных.

К общественным работам в 1922-1923 гг. в основном привлекались неквалифицированные мужчины. Работы включали в себя лесозаготовки, работы по мелиорации, ремонтные работы на железной дороге, уборка городов. На общественных работах люди были заняты не более 2-3 месяцев, так как обязательным принципом их организации была постоянная сменяемость безработных. В период участия в работах безработные не снимались с очереди на бирже и получали пособие, если имели на него право. В среднем, на общественных работах было занято не более 5-7% безработных.

Помимо финансовых средств на организацию общественных работ отпускались и продукты питания. Однако снабжение ими было не всегда своевременным. Так, П. Заводовский, заведующий Отделом рынка труда, сообщал в письме в Народный Комиссариат Продовольствия от 22 марта 1923 г., что хлебные ресурсы, предназначенные для организации общественных работ и переведенные на места согласно нарядам НКП рода от 25 и 31 января 1923 г. во многих губерниях до настоящего времени еще не получены. Имелись сведения о неполучении этих ресурсов из Иваново- Вознесенска, Киргизской Республики, Дагестана, Ростова-на-Дону и так далее. Недофиинансирование тормозило проведение работ, что в условиях высокого уровня безработицы было чрезвычайно опасным.

Начиная с 1921 г. пособие по безработице было предусмотрено только высококвалифицированным рабочим, у которых не имелось средств для существования, а также низкоквалифицированным работникам, имеющим трехлетний стаж работы. Последнее требование исключало огромную массу безработных из числа потенциальных получателей пособия. Существовали различия пособий в зависимости от степени риска, в частности в более выгодных условиях оказывались заболевшие, в отличие от безработных и длительное время нетрудоспособных. В период с 1924 по 1928 гг. ежемесячные выплачиваемые пенсии составляли 31-36 % от средней оплаты труда, в то время как пособия по временной нетрудоспособности достигали 95 % от среднего заработка.

Эксперименты советского правительства по соединению рынка с социалистической экономикой в годы НЭПа способствовали развитию различных хозяйственных укладов, в том числе в жилищной сфере, где была восстановлена система платежей за услуги. В конце 1920-х годов широко обсуждались механизмы оплаты, включающие в себя не только учет качество жилья, его площадь, объем и состав потребленных услуг, но и доходы жильцов.

Можно согласиться с точкой зрения некоторых исследователей о том, что ключевыми объектами социальной защиты в период НЭПа стали промышленные рабочие и дети, в то время как крестьянство оказалось вытесненным за пределы социальной политики советского государства. Для данного периода времени характерны широкие дискуссии о сущности и основных принципах социальных проблем и механизмов их решения. В тоже время обозначился и определенный сдвиг от предложения ценностного консенсуса к ценностному конфликту, что было связано с историческими условиями существования Советского государства и борьбы с различными социальными стигматизированными группами («кулаки», «враги народа»). Данные тенденции роста конфликтных ситуаций усиливаются вместе с укреплением режима личной власти Сталина.

Таким образом, важными особенностями эпохи НЭПа стали достижения в сфере социального обеспечения, которые выразились, прежде всего, в том, что она охватила собой практически все население страны. Органами социального обеспечения СССР производилась выплата пенсий, пособия по нетрудоспособности, по утрате кормильца и т.д. Вместе с тем в условиях хозрасчетных отношений система социального обеспечения не обеспечивала высокий уровень социальных выплат, крестьянство было лишено социальной помощи государства.

Суркова Яна Николаевна

студент группы ИСм-11факультета гуманитарных и социальных наук Вятского государственного университета, г. Киров

E - mail : yansurkova @ yandex . ru

Никулина Наталья Ивановна

научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент, г. Киров

1917-1920-е гг. в истории России – время значительных перемен в жизни народа, кардинальной перестройки сознания и пересмотра ценностей общества. За политической революцией октября 1917 года неизбежно следовала культурная революция. В первую очередь она коснулась семьи, как основной ячейки общества, носителя патриархального уклада и традиционных ценностей народа.

Исходя из видения большевиками буржуазной семьи, как средства угнетения женщины и ребенка, а брака – торговым договором, основанным на принципе экономической целесообразности и выгоды , можно понять цели и назначение законодательных мероприятий первых лет советской власти в области брака и семьи.

В первую очередь, следует отметить изъятие брачно-семейных отношений из-под юрисдикции церковного права. Была установлена единая процедура регистрации брака в органах ЗАГСа, узаконено равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе, в области заключения и расторжения брака. Брачный возраст устанавливался в 18 и 16 лет для мужчин и женщин соответственно. Развод разрешался по свободной воле супругов в органах ЗАГСа, по желанию одного – в суде. С 1920 развод в одностороннем порядке можно было оформить минуя судебные органы. Декларируя полное равенство мужчин и женщин, Семейный кодекс 1918 года устанавливал раздельность владения супругами имущества .

С 1920 года постановлением Наркомздрава и Наркомюста была легализована процедура искусственного прерывания беременности в течение первых трех месяцев в государственных больницах . Целью рассмотренного комплекса законодательных мер являлось, в первую очередь, «освобождение» женщины от семейного гнета и включение ее в экономическую жизнь общества. Но само по себе освобождение было лишь средством достижения куда более масштабной цели – разложения патриархального строя семьи, а через семью и всего общества. Только изжив пережитки старого строя в виде патриархальной семьи, зависимости женщины и ребенка от мужчины, ограничения деятельности женщины «горшками и пеленками», можно было построить общество равенства и справедливости.

Безусловно, с точки зрения ценностей современного общества, нововведения советской власти представляются прогрессивными. Но, чтобы максимально полно оценить не только их значения, а также и последствия, нужно понять, в каких условиях они действовали. Первые годы советской власти пришлись на окончание Первой мировой войны и разгар Гражданской войны и интервенции – сильнейшую экономическую разруху и политическую дестабилизацию. В социальной среде это сопровождалось разрушением семей вследствие гибели мужчин на фронте, ростом количества внебрачных детей, преступности и беспризорничества. Семена, на первый взгляд, прогрессивных реформ, попали не в самую благоприятную для этого почву.

Для того чтобы оценить последствия брачно-семейной политики большевиков, следует обратиться к реакции современников на нововведения и к их последствиям: «…семья, в том числе и пролетарская, расшаталась», - писал Л. Д. Троцкий . «…У некоторых товарищей, притом партийных, разводы принимают вовсе «хронический» характер» Метко облачает проблему разводов поэт Демьян Бедный:

«Мужику чехарда наша бракоразводная

Не совсем по нутру.

Семья на ветру.

Развалилась от первой уже непогоды.

Чорт побрал бы их, легкие эти разводы!

Нам к закону прибавить бы крепости…».

Действительно, простота оформления развода позволяла бракам беспрепятственно распадаться. На этот процесс обратил внимание российско-американский социолог П.А. Сорокин: «На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов – цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года…» . Стоит отметить, что такие масштабы разводов были преимущественно в городах.

Не меньшей проблемой стало распространение адюльтеров, так как в условиях падения нравов и отсутствия ценностных ориентиров этому уже ничего не мешало. Согласно статистическим исследованиям Голосовкера, внебрачные связи оправдывала половина опрошенных студенток, и реально в них состояла каждая третья женщина. Исследования Бараша выявили внебрачные связи среди половины опрошенных рабочих мужского пола.

Что касается молодежи, то в ее среде вовсе шло вытеснение брака обычным сожительством или случайными связями. Как отмечала А. М. Коллонтай: «…такой пестроты брачных отношений еще не знавала история: брак… и рядом преходящая свободная связь, тайный адюльтер в браке и открытое сожительств, парный и брак «втроем», и даже сложная форма брака «вчетвером», не говоря уже о разновидностях продажный проституции…» Семья молодежью воспринималась обузой, помехой в жизни и революционной деятельности. Наглядно демонстрирует глубину этого явления статистика 1920-х годов. Так, опросы студентов и студенток, проведенные в середине 1920-х годов Гельманом, показывают, что в добрачных отношениях состояло 85 % мужчин и 53 % женщин. По данным Д. Ласса – 88% и 48% соответственно. Гуревич приводит такие показатели: 95% и 62 %. Бараш среди молодых рабочих Москвы выявил 97%, имевших добрачный половой опыт . Причем, если в отношении мужчин нет ничего удивительного, так как и в буржуазном обществе до– и внебрачные связи для них были нормой, то процент женщин свидетельствует о подрыве традиционных патриархальных ценностей общества. Следствием беспорядочной организации половой жизни являлось также беспрецедентное распространение венерических заболеваний. Статистика венотрядов в 1926 году выявила разброс в процентном соотношении заболевших к исследуемым от 2,17% в Псковской губернии до 30,1% в Прикаспийской области .

Из свободы брачной жизни и беспорядочных связей вне брака таких масштабов вытекает проблема роста абортов. В 1920 году была легализована процедура искусственного прерывания беременности. Государство стремилось к построению коммунизма, предполагавшего в отношении детей государственное обеспечение и воспитание, и до тех пор, пока оно не могло этого дать, не вправе было требовать от женщины рождения детей. Свобода деторождения для большевиков была основным фактором освобождения женщины от «оков патриархального рабства» и уравнения в правах с мужчиной. Также эта мера была необходима для предотвращения подпольных абортов. Поэтому женщине предоставлялось право свободы в отношении деторождения. В условиях деградации традиционных ценностей, роста внебрачных и добрачных связей, тяжелейшей экономической ситуации и угрозы голодной смерти это привело к катастрофическому росту абортов, особенно в городской среде. В 1924 на 100 рождений приходилось 27 абортов в Москве и 20 в Ленинграде, тогда как в 1925 уже – 28 и 42 соответственно . «От этого происходили самые настоящие трагедии, самые настоящие беды, самая настоящая гибель женской молодежи...», - писал А. Луначарский. . Наплыв желающих в больницах был настолько велик, что в 1924 были созданы абортные комиссии, устанавливающие очередность этой процедуры.

Еще одной проблемой, срочность решения которой побудило в будущем власть и общественность изменить курс в отношении семьи и брака, - является рост количества внебрачных детей, матери которых не имели средств для их содержания, что привело к резкому увеличению числа подкидышей, переполненности детских домов и домов ребенка, беспризорности и росту детской преступности. Об актуальности этой проблемы свидетельствует и повышенное внимание женщин к безотцовщине, юридическому статусу внебрачного ребенка, а также механизмам установления отцовства и выплаты алиментов при обсуждении докладов на тему семьи и брака на собраниях женотделов

Государство экономически было не в состоянии организовать обеспечение и воспитание детей в таком масштабе, поэтому единственным выходом из ситуации был курс на укрепление семьи. В 1926 году принят новый «Кодекс о браке, семье и опеке», который признал сожительствующие пары супругами и распространил на них все обязательства, вытекающие из брака. Также кодекс определил порядок установления отцовства и обязательства отца по отношению к ребенку. Была установлена общность имущества супругов. Теперь, в случае развода женщина могла претендовать на часть совместно нажитого имущества. Этот же кодекс расширил алиментные обязательства в отношении супругов, родителей, детей и кровных родственников друг к другу. Также новый кодекс устанавливал единый для всех брачный возраст в 18 лет . В 1926 году введен запрет на искусственное прерывание первой беременности и на прерывание беременности чаще одного раза в полгода, усилилась пропаганда материнства, защиты ребенка, традиционных ценностей семьи .

Таким образом, новая власть, в стремлении изжить патриархальный уклад семьи и общества и ускорить, тем самым, переход к коммунистическому строю, сформировала законодательство и новые ценностные ориентиры, основанные на предоставлении максимальной свободы в области заключения, расторжения брака и деторождения. В условиях политической нестабильности, экономических и социальных потрясений, слабой материальной базы поддержки реформ (в виде органов защиты и поддержки материнства и младенчества, охраны женского труда, общественного воспитания детей-сирот, должного медицинского обеспечения), а также непродуманности семейной политики и несоответствия ее целей экономическим возможностям страны, общество пришло к невиданному хаосу распада старых отношений и стихийному развитию новых моделей брачного поведения. Разводы, жизнь на две семьи, парные браки, вытеснение брака сожительством, распространение венерических заболеваний, всплеск роста абортов, рост безотцовщины, детской беспризорности и преступности – все это заставило общество и власть к середине 1920-х годов более взвешенно отнестись к политическим решениям и идеологической работе в сфере брака и семьи. Была скорректирована законодательная база и идеологическая пропаганда с учетом реальных возможностей государства, направленная на сохранение длительного моногамного союза. Идеалы воздержания, аскетизма, жертвенности во имя семьи и ребенка к концу 1920-х годов ставились пропагандой на первой место. Полная здоровая моногамная семья все еще была основой общества и единственным институтом, способным к полноценному воспитанию детей в масштабах страны.

Список литературы:

  1. Генс А. Проблема аборта в СССР. – М.: Государственное Медицинское Издательство, 1929. – 91 с.
  2. Гернет М. Н. Аборт в законе и статистика абортов // Аборты в 1925 году. - М.: ЦСУ СССР, 1927. – 93 с.
  3. Голод, С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. - М.: Алетейя, 1996. – 192 c.
  4. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях1918- 1932 гг. / под ред. А. К. Соколова. - М.: РОССПЭН, 1998. – 328 с.
  5. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР от 18 ноября 1926 г.// СУ РСФСР, 1926. № 82.
  6. Кодекс законов РСФС об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 г.// СУ РСФСР. 1918. № 76 – 78.
  7. Коллонтай А. М. Новая мораль и рабочий класс: Любовь и новая мораль. - М.: Издательство ВЦИКСоветов Р., К. и К. Депутатов, 1919. – С. 51 – 59.
  8. Крупская Н. Брачное и семейное право в Советской России // Коммунистка. 1920. - № 3-4. - С. 16-19.
  9. Луначарский А. О быте. – Л.: Государственное издательство, 1927. – 43 с.
  10. Отчеты отдела по работе среди женщин и протоколы общеделегатских женских собраний I-го райкома города Вятки. ГАСПИКО. ф. 1, оп. 3, д. 234. л. 25 об.
  11. Российский государственный архив социально-политической истории. ф. 17, оп. 85, д. 136. л. 64–65.
  12. Сорокин П. А. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию // Экономист. 1922. - № 1 . – С. 77 – 107.
  13. Справочная книга для женщин. Бесплатное приложение к «Женскому журналу» в 1929 г. – М.: Акц. Издат. О-во «ОГОНЕК», 1929. - 264 с.
  14. Троцкий Л. Д. Вопросы быта. Эпоха «культурничества» и ее задачи. – М.: Государственное издательство Москва, 1923. – 164 с.

Просмотров