Андрей шляхов. это мрачное слово «недвижимость. Наступление «варваров» в Евразии — Гипермаркет знаний

В исторической науке есть вещи, вводящие людей в ступор. Они, как говорят, интуитивно понятны, не требуют расшифровки. Ученикам и студентам от этого не легче. К примеру, что такое «оседлый образ жизни»? Какой образ должен возникать в голове, когда это выражение употребляется по отношению к народам? Не знаете? Давайте разберемся.

У кочевников было военное преимущество их полного овладения почти непобедимым боевым стилем стрельбы из лука. Кроме того, каждый в своей культуре знал, как бороться таким образом. Как кочевники, каждый в своем племени мог быть лошадиным коньком или охотником на диких охотников в один миг, и в следующий момент всех во всем племени можно было мгновенно превратить в бой-рыцаря-воина-бойца. В поселенных культурах, со всеми их десятками разных навыков и профессий, только малый процент мужчин можно было обучить и заплатить за полночь солдат.

Кроме того, часто жестокая жестокость, связанная с тем, чтобы изо дня в день жить в степи, создавала людей, которые были в основном жесткими, устойчивыми и уверенными в себе, именно чертами успешного воина. Эти факторы позволили кочевникам доминировать в десять раз больше числа оседлых людей.

Оседлый образ жизни: определение

Нужно сразу сказать, что наше выражение касается (пока) истории и природного мира. Припомните, чем характеризовалось общество прошлого, что вы знаете о древних племенах? Люди встарь двигались за своей добычей. Такое поведение тогда было естественным, так как обратное оставляло людей без пропитания. Но в результате тогдашнего прогресса человек научился сам производить необходимый продукт. Этим и обусловлен переход на оседлый образ жизни. То есть люди перестали кочевать, начали строить дома, ухаживать за землей, выращивать растения и разводить скот. Ранее им приходилось всем родом ехать за животными, перемещаться туда, где созрели плоды. Тем и различаются кочевой и оседлый образ жизни. В первом случае у народа нет постоянных стационарных домов (всякие шалаши и юрты не считаются), возделываемой земли, благоустроенных предприятий и тому подобных полезных вещей. Оседлый образ жизни все перечисленное в себя вмещает, вернее из него и состоит. Люди начинают обустраивать территорию, которую считают своей. Кроме того, они еще ее и защищают от пришлых.

Проблема для кочевников началась после того, как они завершили завоевание поселенцев. Неграмотные кочевники понятия не имели, как управлять ирригационными системами для ферм, поддерживать дороги, строить здания, производить коммерческие товары или делать все, что нужно было сделать в устоявшейся культуре, чтобы поддерживать работу. Покорившиеся кочевники были полностью зависимы от поселенцев, которых они только что подчинили, чтобы сделать все это для них. Правителям кочевников приходилось полагаться на технических советников из числа поселенцев за советом о том, что сказать всем миллионам крестьян и торговцев.

Животный мир

С людьми принципиально разобрались, давайте обратим взор на природу. Животный мир тоже делится на тех, кто живет на одном месте, и передвигается вслед за пропитанием. Самый показательный пример - птицы. По осени некоторые виды улетают из северных широт на юг, а весной совершают обратное путешествие. или перелетные птицы. Другие виды предпочитают оседлость. То есть никакие богатые заморские страны их не привлекают, и дома хорошо. Наши городские воробьи и голуби живут постоянно на одной определенной территории. Они вьют гнезда, откладывают яйца, кормятся и плодятся. Делят территорию на маленькие зоны влияния, куда не пускают чужаков и так далее. Звери тоже предпочитают оседлость, хотя их поведение зависит от мест обитания. Животные идут туда, где есть еда. Что их заставляет вести оседлый образ жизни? Зимой, к примеру, запасов маловато, следовательно, приходится прозябать впроголодь. Так велят их инстинкты, переданные по крови. Животные определяют и защищают свою территорию, на которой все «принадлежит» им.

Более позитивно, первое или два поколения новых кочевых правителей, когда они стали несколько прирученными, принесли новую энергию и прогрессивность в оседлые культуры, которыми они управляли. Наконец, учитывая огромное несоответствие между кочевниками и оседлыми людьми, было неизбежно, что кочевники будут ассимилированы в народы, которых они завоевали. В течение нескольких поколений их завоевания кочевники всегда становились такими же мягкими и декадентскими, как огромная масса людей, которых они завоевали и неотличимы от них.

Теперь они были уязвимы для следующей волны амбициозных кочевников, которые вышли из степи. Чингисхан начал огромную Монгольскую империю, которая в течение трех поколений покорила большую часть Азии и большую часть Европы. Монгольская империя выросла до всего Китая. Чингисхан был праправным правителем Китая как монгольского императора. Чингисхан родился на грязном полу палатки с ветром, выходящим на улицу. Его правнук родился на подушках из шелковой подушки внутри китайского дворца. После нескольких поколений, китайский народ восстал и выгнал из страны своих мягких и слабых монгольских мастеров.


Движение народов и оседлость

Не стоит путать кочевников с переселенцами. Под оседлостью имеется в виду принцип жизни, а не какое-то определенное событие. Например, народы в истории часто переезжали с одной территории на другую. Тем самым они отвоевывали у природы или конкурентов своему обществу новые зоны влияния. Но такие вещи в корне отличаются от кочевания. Переезжая на новое место, люди обустраивали и, как могли, благоустраивали его. То есть строили дома и возделывали земли. Кочевники так не поступают. Их принцип состоит в том, чтобы быть в гармонии (по большому счету) с природой. Она родила - люди воспользовались. Сами на ее мир они практически не влияют. Оседлые же племена строят свою жизнь иначе. Они предпочитают влиять на природный мир, подстраивая его под себя. В этом состоит коренное, принципиальное отличие образов жизни. Мы нынче все оседлые. Существуют, конечно, отдельные племена, которые живут по заветам предков. Они не влияют на цивилизацию в целом. А большая часть человечества сознательно пришла к оседлости, как принципу взаимодействия с окружающим миром. Это консолидированное решение.

И спустя столетия после этого события еще одно кочевое племя, маньчжуры, завоевало Китай, чтобы повторить этот процесс. Эта ситуация продолжалась веками. Культура кочевников никогда не менялась. Они никогда не улучшали свои технологии. Их луки и стрелы оставались неизменными более тысячи лет. Между тем люди в оседлых культурах разработали современные технологии с современными мастерскими и фабриками, которые могли бы создавать пушки. Оружие было первым оружием в истории, которое могло бы перехватить сложный лук на полях сражений на кочевнике «домашний дерн», а кочевники были просто неспособны развивать современные промышленные технологии, необходимые для изготовления пушек.


Сохранится ли оседлый образ жизни людей

Давайте попробуем заглянуть в далекое будущее. Но начнем с повторения прошлого. Люди выбрали оседлость потому, что такой образ жизни позволял производить больше продуктов, то есть оказался эффективнее. Смотрим на современность: мы потребляем ресурсы планеты такими темпами, что они не успевают воспроизводиться, да и возможность такая практически отсутствует, везде влияние человека доминирует. А что дальше? Скушаем всю землю и умрем? Нынче заговорили о природоподобных технологиях. То есть прогрессивные мыслители понимают, что живем мы только за счет сил природы, которые используем чрезмерно. Не приведет ли решение этой проблемы к отказу от оседлости как принципа? Как думаете?

Начиная с 16-го века русские и китайские армии с оружием и современной военной организацией начали нападать и побеждать кочевников в степи. В то же самое время, когда армия США уничтожила свободу конных равнин индейцев, Русская армия покорила последнего из тюрко-монголов в Центральной Азии. Пожалуй, наиболее значительным образом жители посткоммунистической Монголии покидают города, чтобы вернуться в свои исконные пути в степь.

К счастью, возможно, сегодня монгольские кочевники больше заинтересованные в размещении прибыльных туристических туристических групп, чем в мировом завоевании. Но снова вернуться во времени и пересмотреть часть обсуждения: даже в древние времена, предшествовавшие пороху, были вещи, в которых была бы особенно крепкая, хорошо управляемая оседлая культура, чтобы держать кочевников на расстоянии вытянутой руки. которая была иногда успешной против кочевых империй, которая прибыла перед монголами. Это была стратегия, которая не была военной, но экономической, культурной и психологической.

II-IV вв. были временем перемен в облике мира. Круп­нейшие государства древности вступили в период упад­ка. Началось время Великого переселения народов. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным.

Это была стратегия, которая стала военной только в ее что китайцы стремились ослабить физический и моральный характер кочевых режимов, постепенно разлагая их постоянным потоком предметов роскоши. В то же время они будут пытаться посеять внутренние разногласия и конфликты внутри кочевой нации со сложными обманчивыми слухи о покушениях. Китайцы стремились извлечь выгоду из споров о правопреемстве в королевских династиях кочевников, поддерживая различные кандидаты на кочевой трон в разное время, таким образом поощряя которые могли бы принести пользу только китайцам.

Народы Европы

В I-II вв. общая численность населения мира составляла около 250 млн. человек, которые распределялись по земному шару нерав­номерно. Основная масса населения была сосредоточена в Евразии в районах с теплым, влажным климатом - в поясе государств, про­тянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая. В пре­делах Римской империи проживало около 50 млн. человек (в самой Италии - 7-8 млн.), примерно столько же - в Китае, не менее 40 млн. человек жило в Индии. Несколько миллионов человек насчи­тывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках Юго-Восточной Азии.

Номадские государства, которые были ослаблены китайскими интригами, затем могут подвергнуться военным атакам китайских армий с некоторой вероятностью успеха. Простые китайские генералы знали, что лучшее время для нападения на кочевников было в конце зимы, когда кочевники «лошади» и сами кочевники были самыми слабыми от голода и болезней. Эти китайские династии, которые были наиболее эффективны в борьбе с кочевники часто были теми династиями, которые только недавно были самими кочевниками, такими как тюркская Тоба, которая успешно зарекомендовала себя как императоры, управляющие северным Китаем.

Севернее границ Римской империи, которые проходили по Рейну и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, аламаны, франки, вандалы и др.), восточнее - славянские и финно-угорские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов гот­ских племенных объединений (они включали как германские, так и фракийские, сарматские, славянские племена).

Когда у власти находилась коренная китайская династия, такая как Хань, она занимала исключительно сильное руководство например, тот, который предоставил У-ти, знаменитый «боевой император», вести победоносную войну с кочевниками. Оседлые китайцы могли и иногда совершали успешную агрессию против коней лошадей, но только тогда, когда работала целая группа обстоятельств в китайской пользе. Подобная парадигма разыгрывалась на европейском конце степи, когда у оседлых культур нравилось сильное, но редкое руководство Марку Аврелия, Флавия Аэция, или Карла Великого.

Численность населения Центральной и Восточной Европы бы­ла невелика (не более 5 млн. человек). Их земли с преобладанием лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а со­противление они оказывали упорное. В 9 г. три отборных легиона Октавиана Августа были разгромлены германцами в Тевтобург-ском лесу. Все это заставило Римскую империю ограничиться ук­реплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. Они должны были отбивать набеги племен, которые считались варварскими (слово «барбарос» по-гречески означало «тот, кто го­ворит невнятно»). Германцы, не знающие латыни, представлялись римлянам дикарями.

Как правило, на Западе единственное, на что можно было последовательно уповать на то, чтобы остановить кочевников, были высокие, массивные, многоуровневые, по существу неприступные городские стены Константинополя. Но до тех пор, пока какая-либо настоящая лошадиная кочевая нация может сохранить свое единство, дисциплину и чувство цели, если у нее есть сильное личное лидерство, чтобы поддерживать эти качества, то эта кочевая нация имела преимущество во всем предпусковом порохе эпохи.

Нельзя переоценить важность сильного личного лидерства среди племен кочевых кочевников. Осадочные империи римлян, византийцев и последовательных китайских династий были основанными на организации империями. Они продолжали функционировать последовательными поколениями бюрократов, которые, как правило, могли держать вещи вместе во времена правления слабого или некомпетентного или безумного императора. На протяжении столетий в степи существовала последовательность лошадиных кочевых империй. Это были чистые кочевые империи, которые были чем-то совершенно отличным от случайной династии кочевников, управляющей оседлой культурой, как описано выше.

Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледель­цами, не строили больших городов. В I-V вв. у них преобладали не­большие поселки, заселенные, как правило, родственниками. Было развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из железа. Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя по­степенно развивались и товарно-денежные отношения.

В абсолютном контрасте с оседлыми империями эти кочевые империи были индивидуальными. Они были созданы и поддерживались с течением времени не чем иным, как харизмой, умением и личной жестокостью сильного парня наверху. Немедленное героическое лидерство на вершине стало недостающим, империя лошадиного кочевника была склонна к быстрому распаду. Любая лошадиная кочевая империя, которая длилась дольше трех поколений правящей династии, должна считаться замечательной для ее долголетия. Подавляющее впечатление от лошадиных кочевых империй является их эфемерным, здесь сегодня, завтрашним качеством.

Рабовладение у германских племен не получило широкого распространения. Захваченных в межплеменных столкновени­ях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли в поселениях, где им выделялся участок земли, часть продук­ции которого они отдавали ее владельцу. Поскольку поля были разгорожены, археологи предполагают, что земля принадле­жала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находи­лись в общем пользовании селян.

Поэтапные карты старой Евразии показывают устойчивые ситуации на римско-византийском западном конце и восточном конце Китая. Но в степи они показывают размытый водоворот. Кажется, что кочевые империи, которые выжили дольше всех, были теми, кто стал полуоседлым и полу-цивилизованным, таким как хазары и уйгуры. Но, потеряв жесткий воин, они стали уязвимы для агрессии со стороны других.

Повторяющейся темой в истории конных кочевников Евразии является эффект цепной реакции. Предположим, например, что определенное племя получает серьезное поражение от рук китайцев в дальнем восточном конце степи. Это племя становится беженцами, бежавшими на запад через степь, ища новые пастбища. При этом они насильственно вытесняют следующее племя на запад, которые, в свою очередь, насильно вытесняют следующее племя на запад, которые делают то же самое со следующим племенем и т.д. на тысячи миль и несколько поколений, пока какое-то племя или поселившееся королевство в западной части, полностью уничтожено.



Своеобразной была организация жизни германских племен. При существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч чело­век, живущих на большой территории, учесть мнение всех членов племени было невозможно. В этих условиях земли союза племен де­лились на округа, в которых проводились собрания наиболее автори­тетных и богатых представителей поселений (родоплеменной зна­ти). Они решали вопросы войны и мира, ссор между разными племенами, входящими в союз, избирали лагмана - знатока обыча­ев, игравшего роль судьи.

Вариации по этой теме несколько раз повторялись в степи по прошествии веков. Иногда цепь смещения была относительно коротка как по расстоянию, так и по времени, а иногда и огромна. Но механика его работы была удивительно последовательной. Влияние древних и средневековых евразийских лошадей-кочевников на современную популярную культуру было значительным. Светлокожий, светловолосый Рохиррим с их вымышленным, авторским языком, основанным на древнем англосаксонии, является близким совпадением для настоящего германского остготского племени воинских воинов древности.

Наряду с родоплеменной знатью особую роль играли военные вожди - конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, кото­рые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти дружины не только охраняли территорию союза племен, но и совер­шали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам.

Конунги далеко не всегда считались с мнением родовой знати, нередко вели собственные войны, которые были основным источ­ником их обогащения. Конунг с дружиной строили бурги (крепо­сти), где хранились награбленные богатства (казна). Там селились ремесленники, изготовляющие оружие, возникали торговые цент­ры. Первоначально конунги избирались представителями родо племенной знати или дружиной, но со временем их власть стала наследственной.

В то же время их использование тяжелых защитных доспехов, конических шлемов и длинных копьев при езде в их вымышленных битвах напоминает о древних сарматских племенах реального мира. Смуглые и жестоко распущенные воображаемые Дотраки, с их недостатком сложной бронежилетов, являются явным отголоском фактических древних гуннов. И культовая фигура поп-культуры Конан-варвар описывается в современной филологии целлюлозы как член киммерийского племени; киммерийцы были одним из самых ранних названных племен, которые, как известно, жили на Украине в фактической истории.

Таким образом, хотя государство у древних германцев и у других (в частности, славянских) племенных объединений в начале I тыся­челетия н.э. еще не сложилось, многие предпосылки его формирова­ния уже присутствовали. Возвышение конунгов, концентрация в их руках власти и богатства, высокая степень имущественного неравен­ства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя.

Кочевые племена Азии и Китай

На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге ограниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и Гималаев, на севере - лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения.

Степные просторы обеспечивали возможность прокормить боль­шое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Летом на юге степей трава выгорала, что заставляло кочевников двигаться на се­вер. Зимой же, когда на севере землю покрывал снег и сковывал лед, они возвращались на южные пастбища.

Каждое кочевое племя контролировало огромную территорию, которую считало своей. Между различными племенами шла посто­янная борьба за лучшие пастбища. Слабейшие из них вытеснялись на худшие земли, уничтожались или порабощались.

Непросто складывались отношения кочевников с земледельче­скими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, грабили их поселе­ния, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на отно­сительно небольшую численность племен, выставлять крупные си­лы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями древно­сти против кочевников, чаще всего оказывались бессмысленными. Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных степях, кочевники наносили противнику внезапные удары.

Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен совсем не было постоянных поселений. На контролируемой ими территории существовали отдельные очаги земледелия (например, гунны принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать просо), центры торговли и ремесла. Значительного развития дости­гало в среде кочевников имущественное расслоение. Основным по­казателем богатства выступали скот и рабы.

Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Первое крупное объединение - союз 24 племен - воз­никло у гуннов еще в Ш веке до н.э. Под их властью находились тер­ритории от Забайкалья до реки Хуанхэ.

Гунны были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге они уводили десятки тысяч пленных. Оседлое население севе­ра Китая платило гуннам дань. Однако в I веке империя Хань создала сильные конные армии, способные бороться с кочев­никами. Одновременно использовались методы дипломатии, подкупа племенных вождей, их разобщения. Они оказались довольно эффективными. Гунны к середине I века потерпели серьезные поражения, их племенной союз раскололся. Неко­торые из гуннских племен признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к бере­гам Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь племена, в частности готов и аланов.

Начало Великого переселения народов

Во II веке начались глобальные изменения климата, произошло по­холодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемо­го малого ледникового периода на юге началось наступление пус­тынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии.

Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Им­перии Хань оказалось намного сложнее противостоять их натиску.

Изменения климата стали причиной падения урожайности, со­кращения посевных площадей в Китае. Голод, распространение бро­дяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Население винило в своих бедствиях императора и чиновников. В184 г. Китай охватило с трудом подавленное к 208 г. восстание «жел­тых повязок». Основным его лозунгом было требование новой, сча­стливой жизни. Ее символом считался желтый цвет

С середины II до середины III века из-за голода, эпидемий и вос­станий численность податного населения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разо­рилось, сохранились лишь «сильные дома», которые перешли к на­туральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги на­турой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена.

Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием вое­начальники перестали считаться с императорским двором. Начавшая­ся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах ко­торой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия.

Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земле­делия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Ку-шанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на его землях возникло государство династии Сасанидов.

В наименьшей степени климатические изменения и набеги за­тронули Индию, лишь северная ее часть оказалась охвачена волна­ми набегов.

Возникновение христианства

Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые ис­поведовали одну из религий спасения - иудаизм.

Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей - египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической лично­стью), который называл себя Сыном Божьим, стал пропове­довать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли его самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приня­ли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национально стей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал прояв­лять милость к врагам, прощать их.

По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом хри­стианства.

Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.

Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как ве­ликая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и пере­живания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь забо­титься о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непро­тивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти. Христиане считали, что когда все люди придут в Царство Божие и будут жить соглас­но заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе прише­ствие), чтобы судить грешников и миловать праведных.

В I-II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярно­стью оно первоначально пользовалось среди беднейших слоев населения и рабов.

Потрясения, охватившие Азию, не обошли стороной и Европу. Величайшая империя мира, Римская, память о ко­торой веками влияла на жизнь европейских народов, от своего расцвета быстро склонилась к упадку. Он ознаме­новал наступление новой исторической эпохи - Средних веков.

Золотой век Рима

В начале II века Римская империя достигла вершины своего могуще­ства. При императоре Траяне (правил в 98-117) власть империи при­знали Дакия, Аравия, Армения, Месопотамия. При Адриане (правил в 117-138) особое внимание уделялось укреплению границ империи, совершенствованию управления ее обширными владениями. Значи­тельное развитие получили правовые нормы: римское право впослед­ствии стало образцом для подражания в средневековой Европе.

Быстрыми темпами внутри империи развивалось разделе­ние труда между провинциями. Североафриканские земли были ее житницами. В Галлии расцветали ремесла. Она по­ставляла на рынки империи керамику, стекло, металлические изделия, полотна, сукно. Италия и Испания производили вина, масло, металлы. В Дакии добывалось золото. Восточные про­винции стали перевалочным пунктом торговли со странами Азии, в том числе и с Китаем. Сложился Великий шелковый путь, по которому товары из Китая через Памир, Ферганскую долину, Парфию и Армению доставлялись в Рим. Возникали новые центры ремесла и торговли.

Богатства, стекающиеся в Рим, позволили императорам превратить жизнь римского плебса в сплошное увеселение. Почти половина дней в году считались праздничными. В «Веч­ном городе» постоянно шли театральные представления, бои гладиаторов, схватки с дикими зверями. Увеселения организо­вывались и для жителей провинций.

Императоры опирались на местную знать, которая получи­ла доступ в сенат. В Галлии, Испании, многих других провинци­ях открылись школы, где преподавали латынь, греческий, да­вали уроки риторики. Приобрели популярность латинские имена, высшие слои населения отличало знание римских по­этов (Овидия, 43 до н.э. - 18 н.э.; Вергилия, 70-19 до н.э.; Гора­ция, 65 до н.э. - 8 н.э.), сатирических произведений Ювенала (60-127), Лукиана (90-120), высмеивавших невежество и тщеславие.

Римлянам были хорошо известны идеи греческих филосо­фов. Однако наибольшей популярностью у них пользовались воззрения стоиков, связывавших спокойствие духа с соблюдени­ем этических норм, служением общественным интересам. В Ри­ме сторонниками стоицизма были Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.), Эпиктет (50-140), автор многих философских трудов, послед­ний император золотого века Марк Аврелий (правил в 161-180).

Кризис Римской империи

К концу II века из-за изменений климата условия земледелия в Рим­ской империи начали ухудшаться. Наступление пустынь подрывало хозяйства Северной Африки. Участившиеся похолодания стали при­чиной падения урожайности в Италии, Галлии, Испании. Начался голод, во многих провинциях вспыхнула чума. Восстания крестьян, к которым присоединялись рабы, вызвали упадок хозяйства и тор­говли. Сократились поступления от налогов, стало затруднительным набирать войска и платить им жалованье.

Недовольство в армии привело к целой серии военных переворо­тов. Империя погрузилась в пучину гражданской войны (193-197). Политический кризис продолжался почти столетие. У власти чере­довались так называемые «солдатские» императоры, выходцы из ар­мейской среды. Ни один из них не контролировал полностью все римские владения.

Стремясь обеспечить себе поддержку в армии, «солдатские» им­ператоры наделяли ветеранов-легионеров землей, в том числе и за счет конфискации пришедших в упадок хозяйств крупных землевла­дельцев (сальтусов). В условиях изменения климата, подрыва торговых связей они утратили эффективность, их продукция не на­ходила сбыта, не окупалось даже содержание рабов. Земельные собственники сочли самым выгодным для себя выделять рабам не­большие наделы земли (пекулии). За пользование ими раб должен был отдавать владельцу земли часть урожая (около трети) и отра­батывать на него до двух недель в год. Часть земли сдавалась в аренду свободным горожанам (колонам) на таких же условиях. С течением времени положение рабов и колонов перестало сущест­венно различаться.

Избытки продуктов, оставшиеся после расчета с собственни­ком земли и не использованные для личного потребления, рабы и колоны не продавали, а меняли на изделия ремесленников. Товар­но-денежные отношения постепенно вытеснялись натуральным обменом.

Рабы и колоны не платили налогов, все расчеты с властями брал на себя владелец земли. Мелкие же землевладельцы, вынужденные самостоятельно платить налоги, беззащитные перед произволом чи­новников, быстро разорялись. Таким образом, целые поселения при­нимали покровительство крупных землевладельцев, их жители доб­ровольно переходили на положение колонов.

Торговые города пустели и приходили в упадок. Основной хозяй­ственной единицей стали огромные имения, при которых возникали небольшие центры ремесла и торговли, обслуживающие окрестные села и поселения колонов.

Изменения в экономической жизни Римской империи способ­ствовали стабилизации политического положения. Колоны стали источником пополнения армии - основной опоры императорской власти. При Диоклетиане (правил в 284-305), который был сыном раба-вольноотпущенника из Далмации и отличился при подавлении восстаний в Африке и Галлии, власть империи над ее владениями была полностью восстановлена. Все население Римской империи, кроме рабов, получило права ее граждан. Тем самым привилегиро­ванное положение жителей Италии оказалось отменено, власть сена­та была подорвана. Административная реформа разделила империю на четыре части - Галлию, Италию, Иллирию и Восток.

Диоклетиан взял себе в управление Восток, где хозяйственная жизнь, торговля, крупные города не пришли в такой упадок, как в за­падных провинциях. Резиденцией императора стал город Никоме- дия в Малой Азии. При преемнике Диоклетиана, Константине I (правил в 306-337), в столицу империи превратился греческий го­род Византии, переименованный в Константинополь.

Христианство в Римской империи

Римские власти проявляли терпимость в вопросах веры. Сами рим­ляне верили в существование богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих определенным видам деятельности. Стар­шим из богов считался Юпитер, богом морей - Нептун, войны - Марс, торговли - Меркурий и т.д.

В покоренных странах римляне обычно не принуждали местное население к принятию своей веры, мирились с тем, что оно придер­живается собственных религиозных воззрений. Однако в отноше­нии христианства делалось исключение. Его рассматривали как враждебную Риму религию. Многие римские императоры пресле­довали первых христиан, их травили львами на аренах колизеев для увеселения плебса. Гонения продолжались на протяжении двух с половиной веков.

Причины такой нетерпимости состояли в том, что христиане, ко­торые исповедовали веру в единого Бога, отвергали как языческие все остальные религиозные воззрения. Рост числа христиан вел к ут­рате влияния и доходов жрецов многочисленных храмов Римской империи и ее владений. Христиане не признавали божественности императоров, которых жрецы провозглашали подобными богам. Многие из христиан, проповедуя ненасилие, отказывались служить в армии. Их идеи о равенстве всех людей перед Богом воспринима­лись как вызов порядкам рабовладельческой империи, где рабы счи­тались низшими существами.

Несмотря на гонения, число христиан, особенно в условиях кри­зиса, охватившего Римскую империю во II веке, увеличивалось. Пре­следования заставили христиан создать сильную, хорошо организо­ванную, сплоченную церковь, способную противостоять властям. Распространение христианских идей смирения и ненасилия стало рассматриваться в среде знати как средство удержания в повинове­нии рабов и колонов. В новых условиях приверженцами христиан­ства становились многие богатые римляне.

В 313 г. между императором Константином и христианами был до­стигнут компромисс. Они признали божественность императорской власти (но не личности императора), согласились не уклоняться от воинской службы. Константин предоставил им свободу вероиспо­ведания, освободил от обязанности совершения языческого обряда поклонения императору как живому богу. Христианская церковь получила право принимать наследства и дарения, была освобожде­на от налогов. Церковный суд уравняли в правах с государствен­ным. Император стал щедро одаривать христиан и к концу жизни сам крестился.

Этот шаг обеспечил Константину поддержку христиан и их церк­ви, которая быстро превращалась во влиятельную политическую и экономическую силу. Меньше чем за столетие к ней перешло около 1/10 всех земель империи.

Изменение положения христианской церкви сопровожда­лось возникновением соперничества между ее иерархами за господствующее положение. Широкое распространение полу­чили толкования христианства, отличающиеся от общеприня­тых. Так, александрийский пресвитер Арий считал, что Хрис­тос, сотворенный Богом-Отцом, не равен и не единосущен Ему, как считало большинство епископов.

В 325 г. в Никее был собран Вселенский собор (собрание всего христианского духовенства). На нем был принят Символ веры - краткое изложение сути христианского учения, уста­новлены единые правила совершения обрядов. Уклонения от утвержденных канонов, в первую очередь арианство, были осуждены как ереси, несовместимые с принадлежностью к христианской церкви.

Последняя попытка наступления на христианство была предпринята при императоре Юлиане (правил в 361-363), ко­торый, полагая, что внутренние распри ослабили христиан, по­пытался возродить старые верования, восстановить пришед­шие в запустение языческие храмы. Эта попытка не увенчалась успехом. После гибели Юлиана в войне с персами императоры решительно поддерживали христианство.

При императоре Феодосии (правил в 379-395) были запрещены все религии, кроме христианства. Преследованию стали подвергать­ся также сторонники различных еретических (не утвержденных Со­борами) его направлений. Земли, остававшиеся у языческих храмов, были конфискованы, большинство из них разрушены Падение Западной Римской империи

В IV веке усилился натиск племенных союзов Северной, Цент­ральной и Восточной Европы на владения Западной Римской империи.

Из-за изменений климата ранее занимавшиеся ими земли уже не могли прокормить возросшее население. Целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, в частности в Галлии.

Другой причиной вторжений народов на территорию империи было наступление гуннов, которые, продвигаясь с востока, к сере­дине IV века достигли Северного Причерноморья. Они теснили племена сарматов и готов, жившие между Днестром и Дунаем. С се­вера на готов наступали славянские племена. Готы, в свою очередь, направлялись в Центральную Европу и на юг, на территорию Рим­ской империи.

Власти империи, особенно в периоды междуцарствий, обостре­ния борьбы за власть, не препятствовали освоению «варварами» римских владений, тем более что они уже не были чуждыми импе­рии. Многие германские племена приняли христианство, их дружи­ны состояли на службе у римских военачальников.

Вестготам (западным готам), спасающимся от гуннов, разре­шалось селиться южнее Дуная. Пополнение населения империи по­рождало надежды на увеличение размера собираемых податей, но­вые наборы в армию.

Римские власти, однако, не учли, что привыкшие самостоятель­но решать свои проблемы «варвары» не будут покорно сносить по­боры чиновников. Вестготы восстали, к ним примкнули рабы и ко­лоны, и в 378 г. они разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом войскам Феодосия удалось на время усмирить вестготов.

После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя, который превратился в столицу Восточ­ной Римской империи (Византии). Вновь подняли мятеж вестготы. Опустошив Грецию и Иллирию, они начали совершать набеги на Италию. В 410 г. король вестготов Аларих (370-410) захватил и раз­грабил Рим. Столицу Западной Римской империи перенесли в Ра­венну, на север Италии. Одновременно германские племена вандалов, аланов и свевов ворвались в Галлию и Испанию. В 429 г., завладев флотом, вторглись в Северную Африку, где основали свое государство.

Сильнейший удар по империи нанесли гунны, земли которых простирались от Кавказа до современной Венгрии. Их предводитель Атптила (434-453) в 436 г. начал наступление на Европу. Войска гуннов вторглись на Балканский полуостров, разорили более 70 го­родов, заставили Восточную Римскую империю платить дань. Прой­дя германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вестготов, франков, бургундов на время объединиться с римлянами и выступить против Аттилы, который был разбит в 451 г. в Галлии. Отступая, гунны разграбили Северную Италию. После смерти Аттилы союз гуннских племен распался, и под натиском го­тов они откочевали в Северное Причерноморье.

В Западной Римской империи вновь началась борьба за власть: за 21 год сменилось девять императоров. В ходе междоусобиц Рим был взят и разграблен войсками вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр (431-493) сверг последнего императора Ромула Августа и с одобрения сената был провозглашен конунгом (королем) Италии. Восточная Римская империя признала законность власти Одоакра, которому был присвоен титул патриция.

С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до VIII века. На территории быв­шей империи возникли десятки королевств, однако ореол ее величия еще долго влиял на их политику. Многие королевские династии Европы вели отсчет своей истории со времен империи, считая себя законными преемниками ее власти.

Вопросы и задания

· Укажите демографические и климатические факторы, привед­шие к Великому переселению народов.

· Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римля­не называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединениях «варваров»?

· Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен. Почему гун­ны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым государства Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гуннов.

· Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи стали последова­телями новой веры

· Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

· Укажите экономические и политические причины кризиса Рим­ской империи. Какие изменения произошли в хозяйственном укладе Рима? Перечислите черты колоната и укажите его отли­чия от рабовладения.

· Подумайте, какие цели преследовали административные ре­формы Диоклетиана и Константина?

· Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Факторы падения Рима
внутренние
внешние

· В чем выразился духовный кризис римского общества? Поче­му христианская церковь превратилась в сплоченную органи­зацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

· Составьте развернутый план по теме «Падение Западной Рим­ской империи».

Просмотров