Брестская уния. Брестская церковная уния

Брестская уния 1596 года - объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой.

Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально - и некоторых крупных украинских феодалов.

Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины.

Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово всегда несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей

Для православных епископов основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;

г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты :

а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях.

Последствия подписания унии . Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

48. Великая, Малая и Белая Россия – Великороссия, Малороссия, Белоруссия.

Выражения “Малая” Русь начинает появляться лишь в XIV веке, но ни этнографического, ни национального значения не имеет. Зарождается она не на русской территории, а за ее пределами. Возникла в Константинополе, откуда управлялась русская церковь, подчиненная константинопольскому патриарху. Пока татары не разрушили киевского государства, вся его территория значилась в Константинополе под словом “Русь” или “Россиа”. Назначавшиеся оттуда митрополиты именовались митрополитами “всея Руси” и резиденцией имели Киев, столицу русского государства. Так продолжалось три с половиной столетия. В 1300 г. митрополит Максим (родом грек) перенес, после татарского набега, свою резиденцию из разоренного Киева в Великий Владимир на Клязьме. Киев был нейтральным между двумя русскими великими княжениями - владимирским и галицким, так что пока столица митрополитов оставалась на старом месте, они могли быть митрополитами обеих частей всея Руси. Но когда Максим перенес столицу во Владимир, великое княжество галицкое оказалось в церковном отношении уже не равноправным с первой частью митрополии, а только как бы некоторым к ней придатком». Великий князь галицкий Лев Данилович, сын «короля русского», стал добиваться особой митрополии для своих областей. Он умер в 1301 г., и особой галицкой митрополии добился его сын Юрий I в первые же годы своего княжения. Это произошло, согласно греческой записи, в 1305 г. при императоре Андронике II и патриархе Афанасии Глике (1304-1312). Новая митрополия стала официально называться Галицкою, тогда как за митрополитом во Владимире остался титул «Киевского и всея Руси». Однако в просторечии галицкую митрополию стали, вероятно, сейчас же называть «митрополиею Малой Руси», в отличие от «митрополии Великой Руси », сохранившей большее число епархий.

Из другой греческих записей начала XIV века ясно, что «Великою Россиею» в представлении греков была некогда вся огромная Россия как единое целое. Когда же из этого целого выделилась меньшая часть (Галицкая и еще пять епархий из 19), то эта часть получила название «Малой», а за оставшейся, большей частью сохранилось название «Великая».

Как видно, деление это было чисто политическим, а не этнографическим. К Малой России были отнесены епархии юго-западные, подчиненные великому князю галицко-володимирскому. В Великой России остались не только Великий Новгород и Великий Владимир, но и Смоленск, Полоцк, Киев и епархии около Киева: Чернигов, Переяславль, Белгород.

Название «Малая Русь» оставалось преимущественно за галицко-волынскими областями. Но постепенно в течение 14-15 в. под довольно растяжимым названием «Малая Русь» стали понимать вообще русские области, подчиненные Литве и Польше,

Таким образом, понятие «Великая Руссия» появилось уже в XII веке и относилось ко всей Русской земле как единому целому. Затем, на протяжении XII и XIV вв., в период феодальной раздробленности, появляются названия «Малая и Великая Русь» в связи со стремлением к разделению единой русской митрополии на две и даже три части, в зависимости от политических обстоятельств. Термин «Малая Руссия» получил политическое содержание в Галицкой Руси в 1335 г., когда рядом с нею создались и политические понятия «Малая и Великая Польша». В XV в. название «Великая Русь» продолжает держаться, перемежаясь с равнозначащим ему названием «Белая Русь». С конца XVI в. названия «Великая и Малая Русь» становятся все чаще. С 1654 г. они твердо вошли в русский язык и политическую терминологию, причем под влиянием киевской учености приобрели греческую окраску - «Великая и Малая Росия». Эти названия пришли в Москву из Киева, восходя своими корнями к Византии.

Первое упоминание о Белой Руси в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к восточной Руси или к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени (1507) даже указано: «Россия Белая, или Московия». Судя по всему, происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно «Повести временных лет», правил еще брат Рюрика Синеус.
На территории между Двиной и Днепром в XV--XVI веках образуется ареал нового восточнославянского народа. За этой территорией и закрепляется название Белая Русь. С середины XVI столетия название Белая Русь постепенно распространяется на территории Центрального региона и восток Понеманья, а потом и на земли вплоть до реки Принять. Употребление термина Белая Русь во второй половине XVI столетия обретает значение общебеларуского. В решениях Люблинского сейма 1569 года под Белой Русью подразумевались все вышеобозначенные территории. Земли Белой Руси, согласно документов сейма, начинались от Припяти и далее на север от неё. В XV веке термином Белая Русь все чаще называют северо-восточную Русь. Возможно, что он обозначал “вольную, великую или светлую” державу. Но в разные эпохи термин Белая Русь менял свое содержание. Так, в начале XVII века в Москве под Белой Русью понимали не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию - Белой.

49. Красная и Черная Россия («Русь»). Галиция, Волынь, Подолия, Буковина, Дикое поле.

Стр. 67

В результате каких событий Украина вошла в состав России?

В ходе национально-освободительного восстания 1648 г. на Украине возникло новое казацкое государственное образование – Войско Запорожское. Но тяжелая война и разорение территории подрывали его мощь, а сильные соседние государства заставляли казацкое руководство искать сильного покровителя. Руководитель восстания и гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий сделал выбор в пользу России. После вхождения Украины в состав России ей пришлось вести длительную войну с Речью Посполитой.

Стр. 67

Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой?

Западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой в результате феодальной раздробленности Руси.

Стр. 28. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Что объединяло русский и украинский народы?

Объединяло русский и украинский народы: язык, религия, культура

2. Что заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество? Каковы были последствия этого?

Заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество желание занимать привилегированное положение, обладать правами польской шляхты. Последствиями этого было потеря своей национальной самобытности, отказ от своего языка и религии, культуры.

3. С какой целью была принята Брестская церковная уния? В чьих это было интересах?

Целью принятия Брестской церковной унии было подчинение православной церкви Папе Римскому и завладение церковной собственностью. Это было в интересах польского короля и шляхты, католической церкви.

4. Что стало причиной восстания Богдана Хмельницкого? Чем оно завершилось?

Причиной восстания Богдана Хмельницкого стало тяжелое положение украинского народа. Оно завершилось присоединением Украины к России.

5. Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?

Инициатива в воссоединении Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому и Переяславской Раде.

Стр. 57. Работаем с картой

1. Используя карту, покажите территории Левобережной и Правобережной Украины. Как называется река, определяющая местоположение данных частей Украины? Назовите крупнейшие украинские города XVII в.

Река, определяющая местоположение данных частей Украины называется Днепр. Крупнейшие украинские города XVII в.: Киев, Преяславль, Чигирин, Полтава.

2. Найдите места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой. Назовите их даты.

Места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой и их даты: Запорожская Сечь - 1648, Корсунь, Бердичев - 1648, Зборов -1649, Луцк, Пилявцы, Берестечко - 1651, Умань – Каменец – 1652.

Стр. 36. Изучаем документ

1. Какие казачьи права и привилегии перечисляются в тексте документа? Сравните их с теми, которые указаны в тексте параграфа.

Казачьи права и привилегии, перечисленные в тексте документа: сохранение армии, административное деление, выборность гетманов, свой суд, сословные права казаков, горожан, духовенства, владение землей. В тексте параграфа перечисляются такие же привилегии.

2. Как согласно документу происходило назначение гетмана?

Назначение гетмана происходило путем выборов.

3. Как вы думаете, почему гетманам было запрещено самостоятельно вступать в переговоры с турецким султаном и польским королем?

Гетманам было запрещено самостоятельно вступать в переговоры с турецким султаном и польским королем потому, что Россия с этими государствами вела борьбу.

Стр. 36. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя отрывки из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (или фрагменты их одноименного художественного фильма), сделайте выводы о правилах и законах, которые бытовали среди запорожских казаков. Дайте им оценку. Напишите отзыв о книге или фильме.

Право на вступление в казачье общество (круг, объединение, землячество) имеет любой православный, казак по отцу или по матери, а главное – осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий всей душой и всем помышлением народу своему.

Правом присутствия на кругах и сходах, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды, как на развитие казачьей общины, так и всего казачества, традиционно обладают мужчины, православные казаки.

Казак имеет право посещать круги и сходы вместе с отцом, совершеннолетним старшим братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно выбранным им самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения – с 8-летнего). (Здесь и далее возраст устанавливается на Кругу. Наша памятка предлагает уставную традиционную форму, а содержание казаки должны вкладывать свое и по своему усмотрению.)

Казак обязан принимать участие во всех делах своего общества с 16 лет. По решению Круга заслуги перед казачеством может получить право голоса до совершеннолетия, которое наступает в 21 год и влечет за собою полноправное членство.

По обычаю казаков, женщина пользуется большим уважением и почитанием.

Разговаривая с женщиной на Кругу или сходе, казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет снять шапку.

Казак не имеет права вмешиваться в женские дела.

Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищать ее, отстаивать ее честь и достоинство – этим он обеспечивает будущее своего народа.

По просьбе атамана или атаманского правления казачка может принимать участие во всех делах своего общества, где пользуется всеми правами. Интересы женщины-казачки на Кругу представляет ее отец, крестный, муж, брат или сын.

Одинокая казачка, девушка или вдова пользуются личной защитой атамана, членов атаманского правления и совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из своих станичников, хуторян или совета стариков. В иных случаях ее интересы на Кругу представляет атаман. Казачка имеет право обращаться непосредственно к атаману с просьбами, жалобами или предложениями или выходить на Круг через совет стариков.

Вступивший в казачье общество обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, престарелую казачку – матерью. Равно как и пожилые люди должны относиться к тем, кто моложе, как к детям своим. Каждую казачку почитать сестрою своею, чьи честь и достоинство следует нести выше собственной головы, каждого казака – братом, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Вера в Бога есть дар. Все казачьи обычаи связаны с Православием, член казачьего общества обязан выполнять их вместе с братьями своими.

Казачество всегда было стволом российской государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Посему член любого казачьего объединения должен быть безупречным гражданином, примером нравственности в быту и службе.

Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и народу. Нельзя служить вполсилы – любое дело, порученное атаманом, советом стариков, правлением или Кругом, казак обязан выполнять безупречно.

Казак обязан по первому зову являться на круги и сходы в предписанной для каждого отдельного случая одежде. Обязан иметь и по приказу атамана надевать в праздничные храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду, со всей ее атрибутикой и деталями, такую, как было принято в той области, откуда он ведет свою родословную.

Казак обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинство казачества, его обычаи и традиции. Следовать постоянно христианским заповедям, таким, как любовь к ближнему, законопослушание, веротерпимость, трудолюбие и миролюбие.

Отзыв на фильм «Тарас Бульба»

Фильм не однозначный, наделавший много шуму, не обруганный, пожалуй, только ленивым и провалившийся в прокате. Не смотря на все это, я считаю, что фильм очень достойный!

Начнем с политической подоплеки. Очень достойное дело попытался сделать В. Бортко своим фильмом - напомнить русскому и украинскому народу, что мы братья и корни у нас одни. Другой уже вопрос - получилось это или нет, и хотят ли братья признавать родство, но это уже за гранью этой рецензии.

Тараса играет Богдан Ступка. Ну, тут прямое попадание в десятку.

Сыновей хорошо сыграли Владимир Вдовиченков - Остапа, Игорь Петренко - Андрия. Особенно понравился Вдовиченков. Я его считал после Бригады третьесортным артистом, на фоне того же Безрукова или Дюжева он совсем не смотрелся, но тут он на месте. Чего только стоит сцена казни, но это я забегаю вперед. Михаил Боярский вначале жутко не нравился, но в результате даже к нему привык. Сюжет пересказывать смысла нет - я надеюсь даже троечники читали Тараса Бульбу, хотя бы в кратком пересказе. А Бортко особенно постарался максимально приближенно к книге снять фильм.

Так что пройдусь по ключевым моментам:

Казаки скачут, рубят, пьют, устраивают погромы евреям - все как полагается.

Очень понравилась стилизация и отдельно стоит отметить костюмы - просто шикарно. Роскошно выглядят костюмы поляков, их доспехи, платья.

Для увеличения зрелищности в картину привнесли легкой эротики - надо ведь как то обосновать, что сын пошел против отца и против своего народа (самый натянутый момент - не только в фильме, но в книге).

Но за что я фильму простил все эти натянутости и даже Боярского, так это за сцену казни Остапа. Вот тут прямо стоял комок в горле и предательски зачесались глаза. Шикарно! Признаюсь честно, когда пошли титры я, как и большинство в зале, аплодировал. Вот такой вот получился отзыв, как и фильм не однозначный и эмоциональный.

Богдан Зиновий Хмельницкий (1595–1657) - украинский государственный деятель, гетман, полководец.

Первое обучение в биографии Богдана Хмельницкого проходило в братской школе Киева. Затем же он стал учиться в Иезуитском коллегиуме Львова. После участия в польско-турецкой войне в 1620-1621 годах два года провел в плену. Сбежав, вступил в казацкое войско. Будучи писарем, писал договор о капитуляции в 1638 году.

Затем в биографии Хмельницкого последовали военные действия против царских войск в войне между Речью Посполитой и Россией. В 1648 году Хмельницкий был избран гетманом войска запорожского, хотя за несколько лет до этого Хмельницкий уже был провозглашен гетманом, но отказался.

В апреле 1648 года войско Хмельницкого выступило против поляков. В битве на Желтых Водах и Корсуни Хмельницкий одержал победу, которая вдохновила весь украинский народ на борьбу с Польшей. После этого в биографии Богдана Хмельницкого были взяты Староконстантинов, Збараж, Львов был осажден.

В январе 1649 года, когда слава Хмельницкого была велика, гетманское звание ему было передано польским королем. После победы в битве при Зборове и перехода татар на сторону Польши, Хмельницкий пошел на уступки, заключив зборовский договор. В сентябре 1651 был после битвы с поляками и литовцами под Белой Церковью был заключен следующий невыгодный договор.

Затем же поблизости урочища Батог польское войско было разгромлено.

За свою биографию Хмельницкий совершил несколько попыток присоединить Украину к России, в 1653 году на земском соборе вопрос был решен утвердительно. А после Переяславской рады Хмельницкий убедил всех в необходимости союза с Московией, затем же был подписан конфедеративный союз.

Тем не менее, война с Польшей продолжалась. Московский царь и польский король втайне заключили мир. По наставлению тяжело больного Хмельницкого, рада преемником избрала сына гетмана – Юрия.

3. На основе текста параграфа, дополнительной литературы, материалов Интернета докажите добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г. Результаты выполнения задания оформите в виде короткого эссе.

Вхождение Украины в состав России в 1654 г.

Гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился с прошением о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу. Просьба была удовлетворена царём и утверждена Земским собором в Москве. Побудительной причиной перехода являлось избавление православного населения Малой Руси от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.

Исторические предпосылки

Православное население Речи Посполитой подвергалось религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях православное Русское государство выглядело естественным союзником повстанцев.

Впервые за помощью к русскому царю обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591-1593 годах. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство.

В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому царю принять православное население Малой Руси в подданство русского государя.

В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.

В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Восставшие состояли преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян. Ожидая поддержки от Русского царства, гетман Хмельницкий пишет письмо царю Алексею Михайловичу.

Письмо Хмельницкого царю Алексею Михайловичу[править | править вики-текст]

Письмо Богдана Хмельницкого,

посланное из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя, 1648 г. и подтверждающее добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г.

«Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию.

Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули.

Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем.

[Тв]орець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривдубогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово своё святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.

А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.

Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги.

Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким»

Ряд одержанных казаками над польским войском побед позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор, предоставивший Войску Запорожскому автономию.

Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь (уже в третий раз) обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству.

Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г.

Брестская церковная уния.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Брестская церковная уния.
Рубрика (тематическая категория) История

Брестская уния 1596 года - объединœение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой.

Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально - и некоторых крупных украинских феодалов.

Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины.

Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались ʼʼуниатамиʼʼ, причём это слово всœегда несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей

Для православных епископов основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчинœенности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) крайне важно сть сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы ʼʼкнязей церквиʼʼ и подчинялись только власти Папы и короля;

г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединœение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты :

а) крайне важно сть идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счёт православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украинœе, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских ʼʼмужиковʼʼ, направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединœенных украинских землях.

Последствия подписания унии . Польское правительство считало унию обязательным для всœех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета͵ против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

48. Великая, Малая и Белая Россия – Великороссия, Малороссия, Белоруссия.

Выражения “Малая” Русь начинает появляться лишь в XIV веке, но ни этнографического, ни национального значения не имеет. Зарождается она не на русской территории, а за ее пределами. Возникла в Константинополе, откуда управлялась русская церковь, подчинœенная константинопольскому патриарху. Пока татары не разрушили киевского государства, вся его территория значилась в Константинополе под словом “Русь” или “Россиа”. Назначавшиеся оттуда митрополиты именовались митрополитами “всœея Руси” и резиденцией имели Киев, столицу русского государства. Так продолжалось три с половиной столетия. В 1300 ᴦ. митрополит Максим (родом грек) перенес, после татарского набега, свою резиденцию из разоренного Киева в Великий Владимир на Клязьме. Киев был нейтральным между двумя русскими великими княжениями - владимирским и галицким, так что пока столица митрополитов оставалась на старом месте, они могли быть митрополитами обеих частей всœея Руси. Но когда Максим перенес столицу во Владимир, великое княжество галицкое оказалось в церковном отношении уже не равноправным с первой частью митрополии, а только как бы некоторым к ней придаткомʼʼ. Великий князь галицкий Лев Данилович, сын ʼʼкороля русскогоʼʼ, стал добиваться особой митрополии для своих областей. Он умер в 1301 ᴦ., и особой галицкой митрополии добился его сын Юрий I в первые же годы своего княжения. Это произошло, согласно греческой записи, в 1305 ᴦ. при императоре Андронике II и патриархе Афанасии Глике (1304-1312). Новая митрополия стала официально называться Галицкою, тогда как за митрополитом во Владимире остался титул ʼʼКиевского и всœея Русиʼʼ. При этом в просторечии галицкую митрополию стали, вероятно, сейчас же называть ʼʼмитрополиею Малой Русиʼʼ, в отличие от ʼʼмитрополии Великой Руси ʼʼ, сохранившей большее число епархий.

Из другой греческих записей начала XIV века ясно, что ʼʼВеликою Россиеюʼʼ в представлении греков была некогда вся огромная Россия как единое целое. Когда же из этого целого выделилась меньшая часть (Галицкая и еще пять епархий из 19), то эта часть получила название ʼʼМалойʼʼ, а за оставшейся, большей частью сохранилось название ʼʼВеликаяʼʼ.

Как видно, делœение это было чисто политическим, а не этнографическим. К Малой России были отнесены епархии юго-западные, подчинœенные великому князю галицко-володимирскому. В Великой России остались не только Великий Новгород и Великий Владимир, но и Смоленск, Полоцк, Киев и епархии около Киева: Чернигов, Переяславль, Белгород.

Название ʼʼМалая Русьʼʼ оставалось преимущественно за галицко-волынскими областями. Но постепенно в течение 14-15 в. под довольно растяжимым названием ʼʼМалая Русьʼʼ стали понимать вообще русские области, подчинœенные Литве и Польше,

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятие ʼʼВеликая Руссияʼʼ появилось уже в XII веке и относилось ко всœей Русской земле как единому целому. Затем, на протяжении XII и XIV вв., в период феодальной раздробленности, появляются названия ʼʼМалая и Великая Русьʼʼ в связи со стремлением к разделœению единой русской митрополии на две и даже три части, исходя из политических обстоятельств. Термин ʼʼМалая Руссияʼʼ получил политическое содержание в Галицкой Руси в 1335 ᴦ., когда рядом с нею создались и политические понятия ʼʼМалая и Великая Польшаʼʼ. В XV в. название ʼʼВеликая Русьʼʼ продолжает держаться, перемежаясь с равнозначащим ему названием ʼʼБелая Русьʼʼ. С конца XVI в. названия ʼʼВеликая и Малая Русьʼʼ становятся всœе чаще. С 1654 ᴦ. они твердо вошли в русский язык и политическую терминологию, причем под влиянием киевской учености приобрели греческую окраску - ʼʼВеликая и Малая Росияʼʼ. Эти названия пришли в Москву из Киева, восходя своими корнями к Византии.

Первое упоминание о Белой Руси в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к восточной Руси или к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени (1507) даже указано: ʼʼРоссия Белая, или Московияʼʼ. Судя по всœему, происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно ʼʼПовести временных летʼʼ, правил еще брат Рюрика Синœеус. На территории между Двиной и Днепром в XV--XVI веках образуется ареал нового восточнославянского народа. За этой территорией и закрепляется название Белая Русь. С середины XVI столетия название Белая Русь постепенно распространяется на территории Центрального региона и восток Понеманья, а потом и на земли вплоть до реки Принять. Употребление термина Белая Русь во второй половинœе XVI столетия обретает значение общебеларуского. В решениях Люблинского сейма 1569 года под Белой Русью подразумевались всœе вышеобозначенные территории. Земли Белой Руси, согласно документов сейма, начинались от Припяти и далее на север от неё. В XV веке термином Белая Русь всœе чаще называют северо-восточную Русь. Возможно, что он обозначал “вольную, великую или светлую” державу. Но в разные эпохи термин Белая Русь менял свое содержание. Так, в начале XVII века в Москве под Белой Русью понимали не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию - Белой.

49. Красная и Черная Россия (ʼʼРусьʼʼ). Галиция, Волынь, Подолия, Буковина, Дикое поле.

Брестская церковная уния. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Брестская церковная уния." 2014, 2015.



БРЕСТСКАЯ УНИЯ БРЕСТСКАЯ УНИЯ

БРЕ́СТСКАЯ У́НИЯ 1596 года, объединение православной церкви на территории Речи Посполитой (см. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ) с католической церковью.
Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно условиям унии православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и православную обрядность. Заключение Брестской унии вызвало протест у низших слоев населения Украины и Белоруссии, и патриотически настроенной части шляхты (князь К. К. Острожский (см. ОСТРОЖСКИЕ) ). Официально расторгнута на церковном соборе 1946 года во Львове.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БРЕСТСКАЯ УНИЯ" в других словарях:

    1596 года объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но… … Католическая энциклопедия

    1596 объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Принята на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на… … Большой Энциклопедический словарь

    Брестская уния - 1596, объединение православных и католических церквей на территории Речи Посполитой на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ - 1596 ГОДА антирусская акция католической церкви, насильственно объединившей под властью римского папы часть русских православных приходов на оккупированных Польшей западнорусских землях Малороссии и Белоруссии. Использовав значительные денежные… … Юридическая энциклопедия

    Религиозная ситуация в Речи Посполитой накануне унии: православные (зеленые), католики (желтые), лютеране (синие), кальвинисты (сиреневые) … Википедия

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ - решения Собора епископов Западнорусской митрополии, проходившего в Бресте в окт. 1596 г., о соединении с католич. Церковью подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения. Можно указать 2 причины, побудившие епископов Киевской… … Православная энциклопедия

    Религиозная ситуация в Речи Посполитой накануне унии: православные (зеленые), католики (желтые), лютеране (синие), кальвинисты (сиреневые) Брестская уния 1596 года присоединение к Римско католической церкви ряда епископов и епархий… … Википедия

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ 1596, объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Принята на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой папу римского, принимала… … Русская история

    БРЕСТСКАЯ УНИЯ 1596, объединение православных и католических церквей на территории Речи Посполитой на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на… … Современная энциклопедия

    Объединение католич. и православной церквей на терр. Речи Посполитой. Принята на церк. соборе в Бресте Заключение Б. у. было вызвано желанием высшего православного духовенства укрепить свое привилегированное положение, а также боязнью со стороны… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Православная энциклопедия. Том 6: Бондаренко - Варфоломей Эдесский. Гриф МО РФ , патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 6-й том "Православной энциклопедии", выпущенный в 2003 г., завершает серию публикаций на букву" Б"и начинает чреду статей на букву" В". Открывает том статья, посвященная Бондаренко Илье…

БРЕСТ – третий по древности город в Беларуси после Полоцка-862 г. и Турова-980г.

История Бреста, или Берестья (первое название города) начинается в 1019 году, первое обнаруженное упоминание в «Повести временных лет». Это было крупное, хорошо укрепленное поселение. Здесь жили берестяне, а название города… происходит вероятнее всего, от слова «береста» (наружный слой коры березы) или от слова «берест» (вид вяза).

Одна из легенд возникновения названия города – Богатый купец со своими товарищами отправились с товаром в Литву. Караван пробирался по бездорожью через дремучие леса и колючие кустарники пока путь не преградила болотная трясина…двигаться дальше не было никакой возможности, колеса повозок намертво увязли, лошади не могли сделать ни шагу. Не привыкли купцы отступать от своих целей - нарубили берез, топь покрыли березовым настилом и торговый обоз перешел болото по зыбкому но прочному березовому тракту. Около небольшой речки караван остановился передохнуть. Речка невдалеке вливалась в более широкую реку и образовывала с ней остров, густо поросший деревьями. Отблагодарили купцы своего языческого бога Велеса за благополучный переход - построили на острове капище в его честь и двинулись дальше. После удачного промысла в литовских землях возвращался обоз с большими барышами. Сделали привал у Велесова капища, срубили здесь несколько изб и решили остаться навсегда. Не забыли трудный путь по болотам - назвали новый город Берестьем…

Название позже менялось и не раз – в летописях встречалось название Берестий, а среди жителей бытовало название Берест, в XVII- начале XX века город назывался Брест-Литовск, затем Брест-над-Бугом и только с сентября 1939 года носит название Брест. Основным источником для изучения истории древнего Берестья являются упоминания древнерусских летописей. Однако в летописях они встречаются довольно редко и имеют характер коротких, случайных, косвенных упоминаний о городе в связи с другими событиями имеющими более знакового значения. Объясняется это тем, что город скорее всего не имел собственного летописания и не играл особой роли в политической жизни древней Руси. В летописях не указывались сведения о местоположении городов, планировке, их внешнем облике, постройках, хозяйственного и культурной жизни… И таких сведений мы не найдем не только о Берестье но и об остальных городах древней Руси. Поэтому, для обновления истории отдельных городов и регионов приходилось использовать другие источники, такие как археологические исследования находок древних поселений, городов. Происхождение Бреста подтверждается археологическим раскопом, обнаруженном на территория Волынского укрепления Брестской крепости. На глубине около 4-х метров вскрыто до 30 жилых и хозяйственных построек детинца- центральной укрепленной части Берестья. Сейчас там Археологический музей «Берестье». Площадь раскопа составляет более 1000 кв.метров. Археологические исследования позволяют сделать вывод, что Брест возник на территории расселения восточнославянского племенного объединения- дреговичей, детинец возник на рубеже X-XI веков, Берестейское городище существовало в XI - XIII веках.

В XI веке Берестье уже был древнерусским торговым центром и крепостью на порубежье с польскими и литовскими владениями. Здесь было пересечение двух древнерусских торговых путей, один из которых по реке Западный Буг вел в Польшу, Прибалтику и Западную Европу, другой по реке Муховец, Болоте, Пине, Припяти, Днепру связывал Берестье с Киевом и Ближним Востоком. Город часто становился объектом междоусобной борьбы и военных столкновений, не раз был разрушен и разграблен. В 1020 году он был захвачен польским князем Болеславом Храбрым. Великий князь киевский Ярослав Мудрый предпринял походы на Берестье в 1022 и 1031 годах и в 1044 году вернул его Киевскому княжеству. Со второй половины XII века Берестье входит в состав Владимиро-Волынского княжества, в летописях упоминается под 1153 годом как владение князя Владимира Андреевича, в 1173 году - князя Владимира Мстиславича. Город развивался как ее торговый и ремесленный центр.

В XII векe здесь построен деревянный замок, как укрепление для торговых караванов. За провоз товаров через Берестье брали пошлину (мыту).

В 1240-е годы Берестейская земля была под угрозой покорения монголо-татарами. Во второй половине XIII века Берестьем владел волынский князь Владимир Василькович. Для защиты от внешних врагов, по приказу князя, в период 1276-1288 г на территории замка, так же как и в Каменце, была по-строена каменная башня-донжон, сведения о ней сохранились в Ипатьевской летописи. Башня-джон в Берестье (высотой 20 метров и толщиной стен 1, 3 метра) и Каменецкая башня могли отражать атаки камнеметных машин. Берестейская башня служила центром обороны и командным пунктом города более 5-ти веков, пока не была разрушена в 1831 г. во время строительства Брестской крепости. (Каменецкая башня сохранилась и сейчас, в ней создан музей.) В это же время (1276-1288 г.) была возведена каменная церковь святого Петра. В 1319 году великий князь литовский Гедимин присоединил Берестейскую землю к Великому княжеству Литовскому.

В 1379 году город подвергался нападению тевтонских рыцарей. Крестоносцы ограбили и спалили город. Берестейцы мужественно обороняли город со стен замка, который захватить не удалось. В 1385 г. князь Ягайло получает предложение о заключении брака с дочерью польского короля Ядвигой и объединения с Польшей. В связи с постоянной угрозой нападения со стороны Тевтонского ордена и для борьбы с ним Великое княжество Литовское и Польша в 1385 году заключили союз - Кревскую унию.

В короткое время Берестье возрождалось. Велась оживленная торговля, устраивались богатые ярмарки. Был построен первый гостиный двор. Берестейские купцы вывозили в Европу зерно, кожи, меха, пеньку, лес и ввозили соль стекло, шелк, посуду, бумагу, ювелирные изделия. В городе процветало гончарное, кузнечное, сапожное, швейное и ювелирное ремесла, деревообработка, прядение и ткачество. Было развито земледелие, животноводство, горожане занимались рыболовством, охотой, обеспечивая себя пищей. Первым среди белорусских городов и вторым среди литовских, Берестье в 1390 г. получило право на самоуправление, известное как Магдебургское право. Городом управляла рада, которая выбиралась горожанами из зажиточных купцов и ремесленников. Великий князь литовский назначал войта – главу городской рады. С тех пор Берестью было дозволено использовать герб и печать.

К началу XIV в. Берестье сформировалось как торгово-ремесленный и культурный центр Великого княжества Литовского. Дальнейшему экономическому развитию Берестья препятствовала война в 1409-1411 годов Великого княжества Литовского и Польского королевства и против Тевтонского ордена. На тайной встрече в городе в декабре 1409 года польский король Ягайло и великий князь литовский Витовт разработали план генеральной битвы с крестоносцами. 15 июля 1410 года в Грюнвальдской битве Тевтонский орден был разгромлен.

Привилеем 1441 года Берестье официально отнесено к 15 главным городам Великого княжества Литовского. Об известности Берестья говорит и тот факт, что в документах того времени встречается мера длины аршин берестейский. Во второй половине XV в. в городе происходит значительное политическое событие - заключение мирных договоров с Тевтонским орденом. При этом договор 1486 г. был невыгодным для Ордена.

В 1450-80 гг. в Берестье насчитывалось около 40 видов ремесел. Развивались сахарный и медоварный промыслы. В конце XV в. в городе насчитывалось 928 застроенных участков и проживало 5 тысяч человек. Город не раз освобождался от уплаты налогов. Красивый и зажиточный город облюбовали войска крымского хана Менгли Гирея. Город был разрушен, но Берестейский замок снова устоял. Берестейский замок входил в комплекс городских укреплений. Размещался он около места слияния Муховца и Западного Буга. Площадка замкового детинца была укреплена земляным валом, на котором находилось 5 башен и деревянные сооружения Также замок был окружен дугообразным рвом, наполненным водами Муховца. Основную линию укреплений замка составляли двух-ярусные сооружения. Нижние этажи, во время осады замка, занимали жители города и прилегающего района с детьми и имуществом. Уже в 1566 г. здесь было зафиксировано использование технических приспособлений – специальные насосы для скрытой подачи воды в замок, которая велась под землей по деревянным трубам. Похожие приспособления в это время не встречались в замках Польши, Украины, Литвы. В мирное время гарнизон Берестейского замка был небольшой, а в случае войны, здесь размещался специальная категория войск – служебных. Все необходимое для ведения войны приобреталось за счет доходов замка. Пехоту замкового гарнизона традиционно набирали из крестьян. В городе было 6-7 тысяч жителей. В центральной (замковой) его части располагались здания магистрата и суда, рыночная площадь, церкви и монастыри, дома зажиточных горожан. Улицы мостились деревом, а в 1588 году появились булыжные мостовые.

В XVI веке Берестье был важным торгово-ремесленным центром Велико-го княжества Литовского. Брестские купцы поддерживали торговые связи с белорусскими городами Минском, Слуцком, Могилевом, польскими городами Варшавой, Познанью, Люблином, Торунью, Ломжей, городами Украины, го-родами Русского государства. Ежегодный торговый оборот города составлял в первой половине XVI века около 750 тысяч рублей В 1550-е годы берестейский староста Николай Радзивилл Черный основал в городе первую на территории Белоруссии типографию, в которой в 1563 году была напечатана Брестская Библия. В Великом княжестве Литовском белорусский язык становится официальным государственным языком. На нем писались летописи и хроники, статуты, грамоты, светские и церковные произведения, сеймовые постановления, велось делопроизводство и судопроизводство. На белорусском языке разговаривала большая часть населения.

Во второй половине XVI века - первой половине XVII века в общественно-политической жизни горожан большое значение имели религиозные братства, которые организовывались при православных монастырях и церквях. Они стремились сохранить белорусскую культуру и язык. Открывали типографии и братские школы. В школах обучались мальчики всех сословий. Большое внимание в школе уделялось греческому языку. Часто школу называли греческо-славянским училищем. Обязательно изучали латинский и польский язык, поскольку не учить их было нельзя – на латинском языке в основном велись проповеди в католических костелах, проводились собрания и велась документация в судах, трибуналах. На польском и латинском языках создавалась религиозно – полемическая литература. Преподавали также богословие, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, риторику и астрономию. Большое внимание в школах уделялось вопросам воспитания учеников, в первую очередь нравственному воспитанию. Учитель должен был проводить с учениками беседы на религиозные и нравственные темы. В братской школе Берестья, в отличие от большинства учебных заведений Европы практически не использовалось наказание розгами, а применялись другие методы, напри-мер выговор.

В 1596 году на церковном соборе Святого-Николаевской церкви, в городе была принята Брестская уния, согласно которой произошло объединение ка-толической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. При-знавалось главенство папы римского, однако охранялись все православные обряды, богослужение.

Ко второй половине XVII века центр Бреста сформировался на острове (Цитадель Брестской крепости). Здесь размещались торговая площадь с ратушей, торговые лавки, магистрат, суд, каменные здания монастырей иезуитов, бернардинцев, базилиан, униатской церкви, синагоги.

Вторая половина XVII в. для Речи Посполитой отмечается временем тяжелых военных потрясений, что связано с русско-польско-шведскими войнами 1654-1667 гг. В 1656 г. к Берестью подступают шведы, но захватить его им не удалось. Через год шведское войско возвращается и осаждает город, на этот раз успешно. И снова начинаются грабежи, множество строений уничтожено. К этому времени относится и первое графическое изображение Берестья. Шведский король велел составить план и запечатлеть вид города на бумаге. В январе 1660 года город заняли русские войска под командованием Хованского, в 1661 году он снова был занят польско-литовскими войсками. В результате Берестье было разорено и почти все уничтожено, осталась небольшая часть населения, погибли все члены магистрата, сгорели документы и магистратские книги.

С целью пополнения опустевшей государственной казны, а также, чтобы расплатиться с войском и выплатить долги, в 1659 году Варшавский сейм принимает решение о чеканке монеты. Трудная экономическая и политическая обстановка в государстве, не позволили сразу открыть в Бресте монетный двор. Он начал работать только с 4 декабря 1665 г. и по 16 декабря 1666 г. Это были монеты – солиды с изображением «Погони» (герб Великого княже-ства Литовского). Всего на Брестском монетном дворе было выбито 240 680 150 медных солидов на сумму 2 674 268 злотых и 10 грошей. Брестский монетный двор стал первым в истории Беларуси центром по выпуску денег.

Во время Северной войны 1700-1721 годов по договору с Речью Посполитой русская армия в 1705 году вошла на территорию Белоруссии. В городе были созданы провиантские склады для снабжения русской армии. В 1706 году проездом был Пётр I. В этом же году шведские войска вновь заняли Брест-Литовск и разорили его. Вторая половина XVII века - первая половина XVIII века в истории города характеризуется резким экономическим спадом, вызванным продолжительными войнами, голодом и эпидемиями. Сократилось число его жителей, в упадок пришли ремесленное производство и торговля. Только во второй половине XVIII века началось оживление экономики. Брест-Литовск стал главным речным портом на Западном Буге, через который экспортировали зерно, пеньку, лес и др. В 1770-е годы в Брест-Литовске основана суконная фабрика, которая имела 7 ткацких станков.

В конце XVIII века в городе насчитывалось 3, 5 тысяч жителей. В 1795 го-ду в результате третьего раздела Речи Посполитой Брест-Литовск был присоединен к России. Как уездный город вначале входил в Слонимскую, с 1797 года - Литовскую, с 1801 года - Гродненскую губернии. Город постепенно застраивался, в 1797 году в нём было 623 дома, из них 21 каменный, суконная фабрика и винодельный завод. Большой урон городу наносили пожары: в 1802 году сгорело около 160 домов, в 1822 году торговая часть города (150 лавок) и 70 жилых домов.

В конце XVIII века в связи с необходимостью укрепления западных рубежей России, царская власть решает вопрос об возведении на месте старого города военной крепости, которая могла бы служить опорным пунктом действующей армии в этом районе. Всего на западной границе планировалось возвести десять мощных крепостей, в том числе крепость Брест-Литовск.

Во время Отечественной войны 1812 года на территории Брестчины наполеоновская армия столкнулась с серьёзным сопротивлением со стороны Третьей западной русской армии под командованием генерала Александра Петровича Тормасова. 25 июля возле Брест-Литовска передовые части русских войск, возглавляемые генерал-майором А. Г. Щербатовым, нанесли поражение кавалерийским частям противника и выбили французов из города. Военные действия в окрестностях города велись и в октябре-ноябре 1812 года.

Окончательное решение о строительстве Брест-Литовской крепости появилось в начале 1829 г. Комитет по строительству представляет проект защитной линии «Брест-Литовск». В сентябре 1830 г. проект с несколькими поправками утвердили. 6 июня 1833 года начались земляные работы по строительству. В ходе строительства прежний город, просуществовавший более 500 лет, был практически уничтожен- были разрушены католические монастыри августинцев, доминиканцев…, приходской костел и каменная Свято-Николаевская церковь, в которой в 1596 г. была провозглашена Брестская уния, известная на всю Европу синагога. Прекратили действовать православный Симеоновский монастырь, бывшие православные, а затем униатские деревянные церкви – Троицкая, Михайловская, Преображенская. В 1835 году городская застройка была перенесена на восток на 3 км, между землями города и крепости были установлены межевые знаки - бутовые столбы.

Через шесть лет, 26 апреля 1842 г. в торжественной обстановке над крепостью был поднят крепостной флаг. Брест-Литовская крепость вошла в число действующих крепостей России и состояла из Цитадели на острове и трех укреплений Волынского на юге, Кобринского с северной стороны и Тереспольского на западе.

В составе Российской империи быстрыми темпами улучшались экономические связи города с другими ее губерниями. Росла численность населения- в 1825 году в городе проживало около 11 тысяч человек, в 1845 году - около 18 тысяч человек. В городе имелось 250 лавок, 3 раза в неделю проводились торги, ежегодно 2 ярмарки – Николаевская (9 мая) и на 10-й день после Пасхи. С развитием капитализма во второй половине XIX века - начале XX века город интенсивно застраивался, возводились каменные жилые и общественные зда-ния, заводы и фабрики, увеличивалась территория города. В 1860-е годы в Брест-Литовске работало 5 табачных фабрик, 8 заводов по производству свечей, кожевенные, швейные, красильные и другие мастерские, где использовался наемный труд рабочих

В городе было 302 лавки (178 лавок в гостином дворе и 124 в собственных домах), корчма, 8 хранилищ для вина, 5 постоялых дворов и 22 заезжих дома, кондитерская, население составляло 20, 9 тысяч человек. Изготовлением одежды и обуви занималось более 200 брестских мастеров. Самую большую группу специалистов составляли парикмахеры, ювелиры, мастера по ремонту часов, мебельщики и другие, всего их в городе было 800 человек. Занимались также земледелием, строительством дорог, мостов, зданий. В городе жило самое большое, среди всех городов губернии, количество купцов – 312 человек. Город быстро строился и имел разветвленную уличную планировку - 225 улиц и переулков, 21 мост, в том числе и один металлический висячий и 19 деревянных. Архитектурным украшением Бреста стал Симеоновский собор, построенный в 1865 году в русско-византийском стиле. Храм центрической 5-ти купольной композиции. В композиционной структуре основного объема использованы приемы классицизма, а также формы московского зодчества XVIIв. В 1856 г. начал действовать кафедральный Крестовоздвиженский костел. На протяжении XIX в Брест развивался как торговый центр. Для обеспечения потребностей внутреннего рынка и заграничной торговли брестские и иноземные купцы довольно широко использовали различные пути сообщения. В середине века основными средствами сообщения служили водные пути. По беларуским рекам кроме плотов, барж, парусных судов, начали ходить пароходы и насчитывалось их около 20-ти. По рекам перевозилась огромная часть грузов. Брестская пристань была крупнейшей на западе Беларуси.

Началось строительство железных дорог, связавших Брест с центром России, Польшей, Украиной. В 1869 году была пущена в эксплуатацию дорога Брест-Варшава, в 1871 году – Москва-Брест, в 1873 году –Киев-Брест, в 1886 году – Брест-Гомель. В 1886 году было построено здание железнодорожного вокзала, который с 1888 года освещён электричеством.

В 1889 году в Бресте насчитывалось 2 663 здания, 248 из которых были каменные. Крупный пожар в 1895 году уничтожил большую часть городских построек, в том числе жилых домов, предприятий и мастерских, лавок, больниц и училищ, железнодорожный вокзал, выгорел центр города.

По переписи 1897 года население города составило 46 568 человек. Тем не менее, город не имел ни водопровода, ни канализации, почти все население пользовалось водой из Мухавца, лишь 5 колодцев имели годную для питья воду. Действовала только одна больница. С 1865 года действовала четырех-классная гимназия, а в конце 1870-х годов городские и церковно-приходское училища, частный пансион для благородных девиц. С 1874 года работает частная библиотека, с 1885 года - музыкально-драматическое общество любителей, в 1903-1904 годах построены две гимназии.

Стремительное нападение немецких войск в августе 1915 г., вынудило верховное командование, отдать приказ о эвакуации с крепости и города. Эвакуация проходила в тяжелых условиях под воздействием наступающего противника. Гарнизон крепости с многочисленным оружием и боевыми запасами был эвакуирован ценой неимоверных усилий солдат. Эвакуированы были и жители Брест-Литовска. После двухдневных боев с 25 на 26 августа 1915 г. немецкие войска захватили крепость и город. В Бресте началась германская окупация, которая продолжалась до 1918 г. Город был превращен в руины. Из 3670 построек, уничтожено было 2500. Брест –Литовск стал складским городом.

В 1917 г. Германия и ее союзники согласились на переговоры о перемирии. Мирная конференция проходила в Брест-Литовске с 22 декабря 1917 г. по 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске в здании Белого дома на терри-тории крепости был подписан мирный договор между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австрией, Венгрией, Турцией, Болгарией с дру-гой стороны. Был составлен Брест-Литовский договор, по которому часть белорусских земель передавалась Германии, Брест в том числе. Однако, уже 13 ноября 1918 г. в связи с поражением австро-германского блока в 1-й мировой войне, советская власть аннулировала Брест-Литовский договор.

Город стал возрождаться, начали возвращаться беженцы. Но в это время большая часть Гродненской губернии была занята польскими войсками и 20 февраля 1919 г. поляки захватили Брест-Литовск. До 1939 г. город, был в составе Польши и назывался - Брест-над-Бугом. Город отстраивался заново. Польское правительство выделило 63 386 280 злотых- ссуда жителям города на восстановление, ремонт и строительство домов, а также деньги выделя-лись на ремонт недвижимости магистрата (городского управления), площадей, улиц, парков, мостов, канализационной системы… В 1923 г. в Бресте-над-Бугом были построены – трехэтажная школа, одноэтажная прачечная, в 1925-1931 гг. – пивоварный завод, газовый склад, электростанция, фабрика газированной фоды, автобусная станция и другое. В 1921-1929 гг. жилые кварталы центральной части города были застроены одно- и двухэтажными каменными домами. В Бресте работало три больницы и одна лечебница. Действовал финансово-хозяйственный прейскурант лечебных кабинетов, в котором указывались цены на услуги дантиста, а также других лечебных процедур.

Белорусский народ никогда не мирился со своим зависимым положением, с окупацией и разделом своей родины. На протяжении долгих 20 лет он вел борьбу за социальное и национальное освобождение. Создавались партийные организации на всей территории Западной Беларуси. Освободительное движение принимало форму вооруженной партизанской борьбы. Частые аресты подпольщиков не давали возможность доводить задуманные планы до конца. Полиция и государственная безопасность не всегда справлялась со своими обязанностями. Напряжение возрастало. Диверсионное движение активно поддерживалось народом. Действия оппозиции находили отклик не только среди православного населения, но и среди католиков. Множество людей сажали в тюрьмы. В 1921-1939 г. крепость уже потеряла свое оборонное значение, которое она имела в 1842-1915 г. Расположенная на четырех островах, крепость была военным поселком или городом, имеющим кроме казарм все типичные для города общественные учреждения. В Брестской крепости было все необходимое для нормальной жизнедеятельности – костел, госпиталь, гостиница, школа, водоснабжение, канализации, электростанция, освещение улиц, дороги, тротуары, кинотеатр, библиотека, радио, почта магистрат. Общее количество польских войск находящихся в гарнизоне крепости составляло в пределах 4-х тысяч человек. 01сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Утром 17 сентября немцами был занят Брест, а через три дня захвачена и крепость.

17 сентября Красная Армия перешла границу с Польшей для освобождения Западной Беларуси и Западной Украины. Начали осуществляться тайные соглашения между советскими и германскими руководителями о разделении «сфер интересов», принятые как секрет-ное дополнение к договору о ненападении от 23 августа 1939 г. Радость об освобождении Западной Беларуси, в том числе и Бреста была всеобщая и триумфальная. Правда некоторые это историческое событие восприняли негатив-но и ждали что будет дальше….Положение в городе было тяжелым. 22 сентября 1939 г. в Бресте было организовано Временное правительство. В крепости размещались советские войска.

22 сентября 1939 года в Бресте было организовано Временное правление – орган народной власти, который занимался политико-административной, хозяйственной и культурной жизнью города во время объединения Западной Беларуси в БССР. Временное правление поддерживало в городе порядок, обеспечивало товарами первой необходимости, способствовало сокращению безработицы. Была отменена оплата за обучение и медицинское обслуживание, введен 8-ми часовой рабочий день. При Временном правлении работали отделы – финансовый, продовольственный, промышленный, народного образования, защиты здоровья, коммунальной связи, юстиции, суда, прокуратуры, милиции. Раз в неделю выходила газета – «Рабочы». Была принята декларация о провозглашении советской власти на территории Западной Беларуси, о конфискации помещицких земель, национализации промышленных предприятий и банков. Согласно переписи 1939 года население Бреста составляло 55 679 человек. На восстановление города в 1940 г. решением облисполкома было выделено 812 тысяч рублей. Жилой фонд города на 1 января 1940 г. составлял 433 000 кв. метров.

22 июня 1941 года, в начале Великой отечественной войны, город и крепость одними из первых подверглись атаке немецких войск. Оборона Брестской крепости стала символом стойкости защитников Родины. За годы немецкой оккупации было уничтожено около 40 000 жителей города.

28 июля 1944 года в ходе Люблин-Брестской операции город был освобожден войсками 1-го Белорусского фронта. В честь этого события названа одна из улиц города. Также 28 июля отмечается День города. В 1945 г. Брест включен в состав БССР. После окончания Второй мировой войны Брест начал быстро развиваться как промышленный центр. Население города быстро увеличивалось. В 1947 году открыто городское автобусное движение.

С августа 1955 года по апрель 1959 года Брестскую организацию коммунистической партии Белоруссии возглавлял П. М. Машеров - будущий первый секретарь ЦК КП Белоруссии.

С 1967 года началось строительство нового крупного жилого микрорайона «Восток». В 1981 году начато троллейбусное движение. В 1986 году построен современный аэровокзальный комплекс.

В 2000-х годах ведется благоустройство улиц города, строительство круп-ных жилищных объектов. Продолжается массовое жилищное строительство.

Просмотров