К чаадаеву (пушкин александр сергеевич стихи). Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин) К чаадаеву анализ тема идея

Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Стихотворение написано в петербургский период творчества А.С. Пушкина, в 1818 году, когда Пушкин находился под сильным воздействием личности П.Я. Чаадаева, одного из самых замечательных умов пушкинской современности.

О.Э. Мандельштам писал о Чаадаеве: «След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, - такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведён он по стеклу? … Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых она даже не подозревала, как нарочно соединялись в личности Чаадаева: огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектоника и холод маски, медали, которым окружает себя человек, сознавая, что в веках он - только форма, и заранее подготовляя слепок для своего бессмертия».

В это время Пушкин общается с людьми, состоящими в тайных обществах, будущими декабристами. Идеи гражданской свободы, служения отечеству, обсуждаемые в кругу этих людей, и отголоски бесед с Чаадаевым отражены в стихотворении.

Тема

В стихотворении говорится о высоких идеалах свободы, борьбе с «самовластьем», заявлена гражданская позиция лирического героя.

Главная мысль (идея)

Идея стихотворения наиболее полно звучит в строчках:

…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!..

Поэт говорит о необходимости соединения «души прекрасных порывов» со служением отечеству, его благу, с деятельностью во имя славы родины.

Условием блага отчизны поэт называет «вольность», имея в виду не только личную свободу, но и гражданские права.

Поэтика

Жанр стихотворения «К Чаадаеву» - дружеское послание. Оно относится к гражданскому типу лирики. Написано пяти- и четырёхстопным ямбом, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

Выбранная стройная форма придаёт стихотворению торжественное звучание.

Пушкин насыщает стихотворение яркими эпитетами: тихая слава, утренний туман, юные забавы, роковая власть, нетерпеливая душа.

Каждый из эпитетов придаёт яркость и выпуклость образу. Например, называя «минуту вольности» святой, Пушкин подчёркивает своё высокое понимание этот категории, возводит понятие свободы на самый блестящий пьедестал, как бы оставляя внизу все прочие ценности (власть, славу, богатство).

Эпитет «роковая» (власть) также наделён сильной энергией - Пушкин подчёркивает тяжесть и неизбежность давления власти на человека, на общество, его гнёт. Метафорический образ «обломков самовластья» является контрастом к этой тяжести, назначенным и неизбежным путём её завершения.

Метафоры стихотворение также яркие и сильные:

… взойдёт она,

Звезда пленительного счастья…

Так в представлении поэта выглядит свобода - пленительная (манящая волшебным, зачаровывающим, притягивающим) идеалом, светящейся во тьме звездой.

Образ получается романтический и возвышенный.

Россия вспрянет ото сна…

Родина представляется поэту находящейся под властью оцепенения, сна - как сказочная спящая красавица, которая ждёт часа своего пробуждения, освобождения от чар.

…И на обломках самовластья

Напишут наши имена!..

Некоторых современников Пушкина эти строки возмущали: почему на обломках самодержавия должны быть написаны имена двух юных франтов и дерзких нарушителей общественного спокойствия, светских шалопаев - Чаадаева и Пушкина?

Но именно такой тип поведения, демонстрирующий личную независимость и сочетающийся с вольнолюбивыми мыслями, показывал, что самовластье не вечно, что идеи свободы, гражданского служения разрушат рано или поздно монолит деспотического правления.

Одно из самых замечательных мест в стихотворении - сравнение:

…Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты вольного свиданья.

Пушкин сравнивает высокие гражданские чувства с нетерпением влюблённого человека, с его надеждами и ожиданиями счастья.

«Серьёзные» друзья Пушкина упрекали его в таком легкомыслии.

Но это именно и есть черта лирики Пушкина - соединение личного чувства с общественным пафосом, единство человеческой личности.

Стихотворение в целом имеет высокий пафос, в нём выражены идеалы гражданского общества, свободы, борьбы против деспотизма.

Существует мнение, что искру свободолюбия и борьбы с самодержавием зажег Александр I, сказавший генералу Мезону: «…Наконец, все народы должны освободиться от самовластия…». После этой неосторожной реплики императора разговоры о свержении самодержавия стали почти легальными. Об этом говорили и некоторые наставники в лицее. Пылкий Пушкин всей душой воспринял идеи свободы и борьбы с самовластием.

С офицером Петром Чаадаевым Пушкин познакомился, учась в лицее. Тот был лет на 5 старше Пушкина, служил в гвардейском корпусе Васильчикова. Они часто говорили между собой на вольнолюбивые темы. И поэтому неслучайно, это стихотворение Пушкин посвятил именно Петру Чаадаеву.

Композиционно стихотворение делится на 3 части. 1-я часть состоит из одной строфы. Это –прошлое. Юношеские развлечения, мечты о славе, которые успели развеяться как сон.

2-я часть стихотворение – это настоящее. В нас горит огонь желанья, и мы ждем минуты вольности святой. 3-я часть стихотворения — это призыв посвятить отчизне души прекрасные порывы. И одновременно будущее.

Товарищ, верь: взойдет она,

Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

По своему содержанию принадлежит к жанру гражданской лирики, и написано на политическую тему. Это было одно из тех стихотворений, за которые поэт впал в немилость власть предержащих, и был выслан из столицы. Основной его идеей, эмоциональным содержанием этого произведения является мысль о борьбе с царизмом и свержении самодержавия. Этой идеей проникнуты и другие произведения поэта юношеского периода. На тему политики и общественного устройства России поэт неоднократно спорил с Чаадаевым. Блестящий офицер, будучи старше Пушкина на 5 лет, успел принять участие в боевых сражениях, гнал Наполеона до Парижа, следовательно, был в Европе, вращался в высшем свете, и был лучше, чем Пушкин, знаком с политической ситуацией в России и за ее пределами. Он не поддерживал столь радикальных настроений юного друга.

Стихотворение стало своеобразным гимном декабристов, которые переписывали его друг у друга, хранили заветные листки в своих дневниках и альбомах.

В заключении стихотворения Пушкин написал:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Мог ли юный Пушкин знать, что через 100 лет после написания этого произведения, посвятившие отчизне «души прекрасные порывы» безжалостно расстреляют царскую фамилию, и не пощадят даже детей, чтобы не дай Бог, какой-нибудь из отпрысков не потребовал бы восстановления царской власти.

Мог ли поэт предположить, что цвет русской культуры и нации – образованнейшее дворянство, (в том числе и его потомки), будет безжалостно расстреливаться, а кто-то из них бежит из страны, чтобы со временем раствориться в других нациях, забыть свой язык и культуру. Что последующее столетие, весь XX век Россию будут раздирать политические распри, войны, террор. Что за несколько месяцев государство, создаваемое на протяжении трех столетий царствования дома Романовых, будет уничтожено, как карточный домик. И только в те годы страна отдыхала и зализывала свои раны, когда в ней появлялась крепкая, сильная власть.

Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет о произошедших с ним изменениях и вспоминает время юности, когда они много разговаривали и мечтали о славе и служении отечеству. А теперь все эти мечты рассеялись и разбились о горькую действительность.

Стихотворение написано во время царствования Александра I,который сначала позиционировал себя как либерал и реформатор, но все его правление сопровождалось жесткими репрессиями. И поэт понял, ничего хорошего не произойдет, пока в стране господствует самодержавие.

При этом он замечает, что в нем не погасло стремление изменить к лучшему судьбы Родины. И не все потеряно пока, есть желание и вера в свободу, которая обязательно придет. Поэт сравнивает свою любовь к Родине с чувством любовника перед первым свиданием. Он пребывает в радостном возбуждении и ожидании.

Эти стихи были написаны не для печати. Но когда Чаадаев прочитал его близкому кругу своих знакомых, то оно так понравилось, что его тут же начали переписывать, и передавать из рук в руки. В результате это послание стало ходить по стране, будоража умы. Оно стало своего рода гражданским посланием к лучшим представителям просвещенной молодежи. Здесь впервые Пушкин открыто призывает к свержению самодержавия.

Идея веры в победу над самовластием так вдохновляла, что это произведение стало неофициальным гимном декабристов, среди которых было много друзей поэта.

И позднее, после жестокого подавления восстания, Пушкин корил себя за то, что его послание сыграло определенную роль в окончательном решении членов тайного общества «Союз благоденствия» выйти на сенатскую площадь.

Анализ стихотворения К Чаадаеву Пушкина для 9 класса

Жанр данного стихотворения А.С. Пушкина – дружеское послание, которое адресовано его другу по Царскосельскому лицею Петру Яковлевичу Чаадаеву. Особенностью данного жанра является свободная форма выражения своих мыслей, кроме адресата чаще всего оно подразумевало обращение к читателю. Говоря о личности Чаадаева необходимо отметить, что он отличался демократическими взглядами, был защитником свободы личности.

Особенностью данного послания является то, что личный взгляд на события сочетаются в нем с патриотическими, гражданскими призывами. Поэт убежден в грядущей свободе.

Сюжет стихотворения – это становление личности, как гражданина, формирование его гражданской позиции. В начале стихотворения юношеские мечты и стремленья сталкиваются с реальной жизнью:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,..
Они недолговечны и исчезают, как утренний туман.

Антитезой к первому четверостишью звучат все последующие строки стихотворения. У поэта и его современников не смотря на "гнет власти" есть желание послужить Отчизне.

Только теперь перед нами поэт-гражданин, который ждет минуты вольности, как молодой любовник ждет минут верного свиданья. А.С. Пушкин в этом стихотворении прямо выражает свою гражданскую позицию, призывая посвятить товарища и современников служению «Отчизне" своих душ "прекрасные порывы». Он надеется и призывает верить, что Россия способна пробудится ото сна, и наградой за служение Родине станет свобода и память о тех, кто боролся для достижения этой свободы.

И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Автор при написании послания широко гражданскую лексику близкую по духу декабристам («власть», "свобода", «отчизна», «самовластье», "товарищ" «гнет») и характерные для жанра послания обращения к собеседнику. Рифма стихотворения перекрестная, размер - четырехстопный ямб, придающий звучанию ясность, четкость и точность.

В стихотворении автором использованы художественные средства: эпитеты,«прекрасные порывы», олицетворение «Россия вспрянет», метафоры «звезда пленительного счастья», сравнения «как сон» и т.д. В произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как инверсия («вольности святой») и единоначалие («пока… пока…»).

Анализ стихотворения К Чаадаеву по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина

    Цикл стихов Персидские мотивы был подобен яркой вспышке, которая порой озаряет горящий факел прежде чем он полностью потухнет. Поездка Есенина на Кавказ и в Азию, начавшаяся в 1924 году принесла поэту немало положительных

  • Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

    Анализируемое произведение является одним из ранних в творчестве поэта Есенина. Посвящается оно потерянной любви. Множество повторов местоимения дают эффект диалога с той самой, возлюбленной, ласковой и нежной.

  • Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет Лермонтова

    Произведение, входящее в сборник «Стихотворения», относится к любовной лирике поэта, созданным в стиле романтизма,и посвящается не угасшей любви к женщине, с которой пришлось расстаться.

  • Анализ стихотворения Тень друга Батюшкова

    Земля русская всегда славилась великими именами поэтов и писателей. Батюшков Константин Николаевич не является исключением. Человек творческий, впечатлительный, живущий эмоциями он оставил свой след с истории поэзии России.

«О сколько нам открытий чудных» приготовила поэзия Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837 гг.). Это, поистине, неисчерпаемая сокровищница, как для поклонников, так и для профессионалов мира поэзии. Среди сверкающих бриллиантов творчества великого поэта ни сколько не теряет своего особенного блеска жемчужина — «К Чаадаеву». Попытаемся разобрать стихотворение , кратко рассмотрим обстоятельства его создания, жанр, идею, стилистические особенности.

Предшествующие события

История создания произведения такова. Дата написания стихотворения — 1818 год, Пушкину тогда было всего 18 лет.

В его стихе слышится не столько посвящение , сколько обращение к Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794 - 1856 гг.), как конкретному адресату и другу.

Петр Чаадаев был незаурядной личностью — гусарский офицер, участник Отечественной войны 1812 года, многих (в том числе Бородинского) сражений, публицист, философ, законодатель стиля в салонах Петербурга.

Пушкин познакомился с ним в 1816 году в доме Николая Михайловича Карамзина (1766 - 1826 гг.). Чаадаев оказал большое влияние на формирование молодого поэта, как личности. Кроме того, их связывали теплые дружеские отношения. Все это нашло отражение в творчестве Пушкина, его произведениях:

  • поэме « »,
  • стихотворная подпись «К портрету Чаадаева».

Но именно взгляды, идеи и мечты наиболее объемно представлены в стихотворении «К Чаадаеву». Оно также называлось «Письмо Пушкина» . Стихотворение долгое время нигде не публиковалось, а распространялось в переписанном виде.

Важно! Небольшой отрывок был опубликован в журнале «Сириус» (1827), а в более полном виде (отсутствовало последнее пятистишие) — в альманахе «Северная звезда», причем, без согласия автора, в 1829 году. Кстати, рукопись стихотворения не сохранилась, поэтому существует несколько десятков его вариаций.

Как проводится анализ стихотворения «К Чаадаеву». Вначале нужно составить план, куда входит:

  1. История написания
  2. Особенности жанровой принадлежности.
  3. Идея стихотворения.
  4. Основная тема стихотворения, которую затрагивает поэт.
  5. Описание лирического героя.
  6. Изменение настроения.
  7. Лексический состав. синтаксис, размер.

Жанр

Написано в жанре «послания» или «письма», весьма популярном среди поэтов конца 18-го начала 20-го веков, но в нем отчетливо прослеживаются лирические нотки (главенствующие в творчестве А.С. Пушкина), особенно в первой половине стихотворения, где речь идет о чаяниях героя и отношении к адресату, а ближе к окончанию все больше начинает проявляться тональность манифеста.

Именно там звучат отзвуки прогрессивных идей Чаадаева , скорее всего, и послужившие вдохновляющим фактором для написания произведения.

Переосмысление взглядов друга обрело свое стихотворное выражение в пушкинских строках. Композиция кольцевая и трехчастная — в начале поэт говорит о прошлом, юности, в средине — о настоящем, в третьей части показан взгляд в будущее. Основной мотив пробуждения ото сна слышится в первой и последней части.

Главные темы

В план анализа стоит включить несколько тематических направлений. Основная тема стихотворения — освобождение от порядков существующего строя («под гнетом власти роковой»), который не дает проявиться свободе внутренней, созидающей, направленной на благо Отчизны.

Свобода

Лирический герой в стихотворении, разочаровавшись в наивности прошедших «юности забав», стремится к изменениям давящего государственного уклада из чувства и ответственности перед будущими поколениями. К этому он призывает не только своего адресата, но и любого иного слушателя, которому не безразлична судьба Отечества. В свержении «власти роковой» он видит настоящее освобождение — «минуту вольности святой». И верит в это всей душой, пытаясь передать свой порыв окружающим.

Любовь

Желание свободы у героя стиха сродни чувству любви к женщине (это вечная тема), что и демонстрирует лирическую составляющую(«как ждет любовник молодой»). Душа героя нетерпелива , а помыслы — самые высокие, что характерно для влюбленного. Он жаждет высвобождения своих и помыслов с уверенностью в их непременном исполнении («минуты верного свиданья»).

Единение

В тоже время, поэт говорит не от своего имени, а от лица некой общности, скорее всего, целого поколения («мы ждем с томленьем упованья»), взгляды которого разделяет. Тема единства , пусть не главная, но очень важная!

И это неудивительно, потому что именно в это время начинается подъем освободительного движения против , завершившееся восстанием декабристов в 1825 году (сам Чаадаев стал участником тайного общества в 1821 году, но принять участие в восстании не смог, так как лечился за границей).

Если в первых трех строфах представлены размышления лирического героя о прошлом, настоящем и будущем, то в заключительных двух (четверостишие и пятистишие) звучит прямой призыв. Но к чему? Принято считать, что к свержению самодержавной власти. Наверное, так и есть. Революционные настроения после Отечественной войны 1812 года просто витали в воздухе.

Народ и либерально настроенные представители дворянства, интеллигенции ждали получения больших прав и свобод, но ожидания не оправдались. Лирический герой не представляет служение на благо Родины без озаряющего огня свободы («пока свободою горим»). Только новый, свободный от прошлого человек способен на «души прекрасные порывы».

Дружба

В начале Пушкин обращается к Чаадаеву «мой друг», что говорит о наличии теплых близких отношений, а в заключительной строфе звучит обращение «товарищ», что также свидетельствует о революционности призыва к соратнику по борьбе.

Обратите внимание! В реальной жизни Пушкин называл Чаадаева «единственным другом».

Именно обращение «товарищ» станет одним из символов будущих революций. Поэт призывает верить, что борьба не окажется напрасной и «взойдет звезда пленительного счастья» — символ столь желанной свободы.

Прогрессивность призыва

Горячо любимая Отчизна воспрянет от векового сна самодержавия, на обломках которого соратники или потомки рано или поздно напишут имена всех, кто стремился к освобождению не щадя жизни.

В этом суть идеи стихотворения «К Чаадаеву». Лирический герой свято в это верит и вселяет эту веру окружающим.

Недаром впоследствии стихотворение «К Чаадаеву» стало в либеральной среде 19 века настоящим призывом прокламационного характера. Оно переписывалось и распространялось сотнями копий среди прогрессивно настроенных слоев общества.

В цели данного краткого анализа не входит подробный разбор с точки зрения стихосложения. К вышеуказанному жанру «послания», следует добавить, что написано произведение четырехстопным ямбом, состоит из пяти строф (первые четыре по четыре строки и завершающее пятистишие).

Краткий анализ стиха «К Чаадаеву»

Изучаем стихотворение Пушкина К Чаадаеву

Вывод

Стихотворение «К Чаадаеву» явилось ярким примером гражданской лирики Александра Сергеевича Пушкина, до настоящего времени оно не теряет своей патриотической актуальности и мотивационной составляющей в служении интересам нашей Родины.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье “.

Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “.

Оксюморон – “тихой славы “.

Сравнение – “как сон, как утренний туман “, ““.

Обращение – “мой дру г”.

Инверсия – “власти роковой “.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман ” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна “.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье “, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы “.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья “.
  • Обращение – “мой дру г”.
  • Инверсия – “власти роковой “.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Просмотров