«Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). Отображение патриотизма в эпической повести “Тарас Бульба” Переплетение сюжетных линий в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели урока:

образовательные:

Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков;

Проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

развивающие:

Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

воспитывающие:

Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Основная часть

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Прием «Двуцветный светофор»

(СЛАЙД №1)

Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный - доступ к новой информации, которую вы можете узнать на уроке, закрыт; зеленый - открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)

Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко (скачать фильм можно здесь: https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/ )

Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер - Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)

Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры).

Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага)

Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа)

3. Самоопределение к деятельности

Прием «Гадание на словарях» (СЛАЙД № 2)

Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет гадание на словарях. На ваших партах лежат словари. Я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет.

Обучающие читают определения, записывают его в тетрадь.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу

Героизм -

1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма

А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба») (СЛАЙД № 3)

Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

4. Работа по теме урока

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков - смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель - увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков - героев повести (СЛАЙД № 4). Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

Давайте вспомним, за что боролись казаки.

Прием «Кластер » (СЛАЙД № 5)

Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)

Работа с текстом в группах

Прием «Бланк заказов»

Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение 2). Работать вы будете с этими эпизодами повести в группах. Каждая группа получает бланк заказа (см. Приложение 1), где заказ - это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.

5. Динамическая пауза

Прием «Восстанови хронологию»

Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события повести. Ваша задача - быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход».

1. Приезд сыновей Бульбы домой. Принятие решения поездки на Сечь.

2. Дорога до Сечи.

3. Жизнь казаков на Сечи.

4. Новости о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.

5. Андрий помогает ляхам.

6. Переход Андрия на сторону поляков.

7. Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о переходе Андрия на сторону врага. Битва заканчивается поражением поляков.

8. Разделение казаков. Речь Бульбы перед боем.

9. Битва. Тарас убивает Андрия. Остапа забирают в плен, а Тарас тяжело болен.

10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.

11. Казнь Остапа.

12. Гибель Тараса Бульбы.

А теперь проверьте себя! (СЛАЙД № 6)

6. Подведение итогов работы с текстом

Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача - объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)

Прием «Корзина знаний» (СЛАЙД № 7)

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

(СЛАЙД № 8)

В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» );

В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» );

В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» );

(СЛАЙД № 9)

В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру

В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» );

В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» );

(СЛАЙД № 10)

В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» ).

7. Рефлексия. Прием «Смс другу» (СЛАЙД № 11)

На экранах ваших бумажных телефонов (см. Приложение 3) вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

8. Осуществление метапредметных связей

- Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых стоят за свою Родину и свободу до конца!

Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик) ( СЛАЙД № 12)

Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики. Евгений остался верен Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен . Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата - ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале .

9. Заключительно слово учителя (СЛАЙД № 13)

Ребята, спасибо большое за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что…

Учитель возвращается к эпиграфу урока, его зачитывают дети:

- … Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова.

Учитель читает наизусть стихотворение, на экране (СЛАЙД № 14) фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы» *

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

10. Домашнее задание (СЛАЙД № 15)

Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану в тетради)

___________________________________

*Примечание. Если эпизод не воспроизводится на слайде, скачать его можно по ссылке:

Заключение

Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются на деле. Увидеть истинных патриотов и людей, верных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).

Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ», получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».

«Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».

«Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».

Разработка данного классного часа может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.

Список использованной литературы и источников

1. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. - М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. - 158, с.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2015. - 400 с. - (В помощь школьному учителю).

3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. - 320 с. - ил.

4. Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. - 336 с.

5. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. - М.: АСТ, 2013. - 512 с.

Приложение 1

«Бланк заказа» для работы с текстом

Бланк заказа №

Заказ

Ответ

Выпол-

нено

В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)?

Как показан героизм - высшая степень патриотизма?

Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев?

Приложение 2

Эпизоды из повести «Тарас Бульба» для работы с текстом

Приложение 3

Изображения телефонов для рефлексии, необходимо распечатать и вырезать.

Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы.

Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа.

С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры.

Тарас Бульба - главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит « вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за посмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. До тех пор, пока рубежи родины в опасности, а руки держат саблю, он считает себя добровольно мобилизованным. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу.

Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей одна великая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.

Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

2 вариант

Николай Васильевич Гоголь жил и работал в Петербурге, там он познакомился с А. С. Пушкиным, начал писать свои первые произведения. Н. В. Гоголя всегда интересовала история украинского народа. Он настойчиво изучает исторические сочинения, летописи, собирает народные песни и предания. В 1835 году из-под пера Н. В. Гоголя появляется повесть «Тарас Бульба» - поэтическое повествование о героическом прошлом украинского народа.

В то суровое время, которое описывает Н. В. Гоголь в своем произведении, на украинских землях хозяйничали польские паны. Они угнетали крестьян. Многие украинцы, не выдержав гнета, бежали в широкие степи, в низовья Днепра. Там, на острове Хортица, вступали они в казацкое товарищество и защищали родную землю от польской шляхты, татар и турок. В жестокой борьбе закалялись железные характеры украинских рыцарей.

Главный герой повести - старый казак Тарас Бульба. Его основная черта - беззаветный патриотизм. Он гордится своими сыновьями, видит в них «добрых казаков», способных послужить на благо родины. И когда младший из сыновей, Андрий, предает товарищей и отказывается от своей отчизны, Бульба убивает его, потому что не может вынести такого позора. Ведь для казака нет ничего страшнее, чем предать своих товарищей, свою родину и веру. И отдают они свои жизни за благословенное дело со словами: «Не жаль расстаться со светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» Погибает за родину и Остап, старший сын Бульбы, и многие другие славные казаки, и сам Бульба. Последние мгновения его жизни полны героизма и беззаветной любви к товарищам и оружию. Он думает не о себе, не об огне, который разводят поляки, чтобы сжечь его заживо. Бульба помогает казакам спастись, дает им советы, чтобы они и дальше жили и продолжали защищать родину от врагов.

Читая повесть Н. В. Гоголя, мы восхищаемся силой характеров казаков, их беззаветным патриотизмом. Подобная любовь к родине должна служить примером для всех последующих поколений.

Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя – историческое произведение, повествующее о процветании казачества Запорожской Сечи. Автор восхищается казаками – и смелостью и удальством, юмором и верностью родине.

Центральная тема повести


Патриотизм, пожалуй, центральная тема повести. И главным патриотом выступает знатный казак Тарас Бульба. Он воспитывает двоих сыновей в лучших традициях казачества, с молоком матери они впитывают любовь к родной земле. До последней капельки крови Бульба предан товариществу и ждет того же от своих детей. Жизнь казаков в постоянных переездах, битвах и удалом веселье кажется для него идеальной.

Остап и Андрий – радость и гордость стареющего героя. Едва отучив сыновей в гимназии, Бульба тут же бросает их в омут «настоящей жизни» — везет в Запорожскую Сечь. Во время сражений с поляками сыновья проявляют себя как настоящие воины и Бульба гордится ими.

Предательство Андрия и смерть Остапа

Но судьба поворачивает так, что Андрий влюбляется в полячку и переходит на сторону врага. Этот факт больно ранит Бульбу, но он не показывает вида – сражается еще яростнее и рьянее. Много думает он о поступках сына, пытается хоть как-то оправдать его поступок, но не может.

У него не укладывается в голове, ка можно предать своих, как можно покинуть родину и семью ради плотского увлечения. Андрий отныне – позор для отца, некто без имени и без прошлого, продавший товарищество и землю, которая взрастила его. За столь величайший грех может быть лишь одно наказание – смерть.

Без тени сомнения Тарас своими же руками убивает Андрия – патриотизм одерживает верх над простыми человеческими чувствами. Можно представить, как сильна его любовь к Родине.

Вскоре отец лишается и второго сына – Остапа, обреченного на мучительную гибель на городской площади на глазах зевак. Утратив все, чем он жил, Бульба продолжает сражаться ради мести, борясь с врагами не на жизнь, а насмерть.

Сила духа Тараса Бульбы

Оказавшись в плену у поляков, Тарас под угрозой смерти продолжает помогать казакам. Последние слова Бульбы о величии православной русской веры, о необъятной силе родины восхищают и заставляют содрогнуться. Образ Тараса Бульбы напоминает нам о долге перед родиной, о нашей любви к родной земле, о патриотизме.

Тема: Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели урока:

предметные:

Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков.

метапредметные:

Проконтролировать такие общеучебные навыки, как умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости через художественное слово.

Тип урока: комбинированный.

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

ЭТАПЫ УРОКА

Показ фрагмента экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера В.Бортко (с 35:37 – 41:47)

Фронтальный опрос:

Какой эпизод произведения в нем отражен?

Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками?

Какова идея произведения?

Просмотр фрагмента фильма.

Ответы на вопросы:

Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры.

Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага.

Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

Проверка д/з

Опрос

Запись темы

Постановка целей

Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу.

Героизм –

1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма.

А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба»)

Работа по теме урока

1.Слово учителя

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести.

Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

2. Давайте вспомним, за что боролись казаки. Задание «кластер».

Из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели?

3. В тексте есть немало афоризмов, которые и сегодня мы используем в речи. Одна часть написана на одной половине доски, вторая – на другой (скрыта).

4.Задание «бланк заказов».

Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах. Работать вы будете с этими эпизодами повести в парах. Заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.

Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их воедино.

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

6.Творческое задание «СМС другу».

На экранах ваших бумажных телефонов вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

Выставление оценок.

Работа в парах.

Чтение фрагментов.

Заполнение бланков.

В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может»

В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!»

В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру

В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!»

В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».

Выполняют задание. Желающие зачитывают ответы.

Учащиеся сдают бланки заказов, рефлексию.

Итоги урока

Вл.Кушнер: «Времена не выбирают…В них живут и умирают».

У каждой эпохи свои герои.

Работа с эпиграфом урока.

А завершить урок хотелось бы стих-м Константина Симонова.

На экране фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы».

(2 :03:30-2:07:30)

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

Домашнее задание

1. Решить кроссворд.

2. Эссе: Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (по желанию)

Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, свое настроение, закрасив индикаторы батареи.

КРОССВОРД

По горизонтали:

1.Предмет, который дала мать своим детям перед разлукой?

2.Назовите по-другому глиняную кружку.

3.Что такое «черенок»?

По вертикали:

4. Что такое пундики?

5. Предмет, на котором воины писали свой девиз, призыв?

6. Что такое очкур?

Историческая повесть Гоголя «Тарас Бульба» рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков — смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей.

В центре произведения — образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли крови предан казачьему товариществу. Именно жизнь в Запорожской Сечи — отчаянные битвы во славу земли русской и бесшабашное веселье в мирное время — для героя является идеалом жизни.

И именно такой жизни он желает своим сыновьям. Тарас гордится Остапом и Андрием, предрекает им большое военное будущее. Как только юноши вернулись из бурсы, герой тут же повез их в Запорожскую Сечь — чтобы они «отведали настоящей жизни».

Но наступает час, когда и Тарасу приходится проявить всю свою доблесть. Он становится атаманом той части казаков, что решили отвоевывать плененных поляками товарищей. И Бульба бьется, как в лучшие годы своей жизни. Мало кто догадывается в этот момент, что на душе у него огромный камень — Андрий оказался предателем, из-за любви перешедшим на сторону поляков.

Герой не мог и никогда бы не смог простить сына. «- Так продать? продать веру? продать своих?» — Бульба не может понять, как такое возможно. Андрий становится для него позором — его сын предал казачье товарищество, родную землю. Для героя это самый страшный грех, наказанием за который может быть только смерть. И Тарас собственноручно убивает младшего сына — патриот побеждает в этом человеке отца. Этот факт показывает, насколько огромна любовь героя к своей родине.

Но на этом повесть не заканчивается. Не заканчиваются и муки Тараса. Ему суждено потерять и второго сына — Остапа, казненного врагами. После этого герой посвятил свою жизнь одному — мести врагам, борьбе с ними до последней капли крови.

Тарас принял руководство одним из казачьих полков в огромной армии, сражающейся с поляками. И во всех битвах казаки героя были в числе лучших. А затем, когда генералы согласились на мир с «проклятыми ляхами», Тарас один «гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова». Это продолжалось до тех пор, пока герой не попал в плен. Но и под угрозой смерти, связанный, он продолжал помогать своим.

Последними словами Бульбы были слова о силе и могуществе его родине: «…узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Сам же автор восхищается своим героем — истинным сыном земли русской: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Восхищаемся Тарасом и мы, читатели. Этот герой помогает нам любить и уважать свою родину еще больше. Это ли не самое лучшее доказательство патриотизма самого Бульбы?

Просмотров