Источник энергии в световой стадии фотосинтеза. Сущность процесса фотосинтеза

Фотосинтез.

Фотосинтезом называют про­цесс преобразования энергии света в энергию химических связей орга­нических веществ.

Внешние источники вещества и энергии. Для осуществления лю­бых проявлений жизнедеятельнос­ти клетки необходима энергия.

Энергия требуется для:

· процессов химического синтеза

· для всех ви­дов движения, в том числе и мы­шечного, для передачи нервных импульсов,

· для образования и под­держания постоянной температуры тела у птиц и млекопитающих и т.д.

· процесса активного переноса ве­ществ через цитоплазматическую мембрану (в клетку и из клетки).

Энергия, не­обходимая для осуществления жизнедеятельности клеток, поступает из окружающей среды. Жизнь на нашей планете зависит от энергии, изучаемой Солнцем. При фотосинтезе происходит улав­ливание и запасание солнечной энергии в молекулах органических веществ.

Исходными соединения­ми для фотосинтеза служат про­стые, бедные энергией неоргани­ческие вещества - диоксид угле­рода (С0 2) и вода (Н 2 0).

Клетки (по источнику питания)

автотрофные (от греч. autos - сам и trophe - пища, питание)
гетеротрофные(от греч. heteros - иной, другой и...троф)

способны к само­стоятельному синтезу необходимых для них органических соединений за счет энергии света (фотосинтез ) или энергии, выделившейся при окислении неорганических соедине­ний (хемосинтез ).

· фотосинтезирующие клетки зеленых расте­ний,

· зеленые и пурпурные серобактерии,

· цианобактерии

· некоторые протисты.

не могут синтезировать орга­нические вещества из неорганичес­ких, поэтому для процессов ассими­ляции они нуждаются в поступле­нии органических веществ извне в виде пищи, получая с ней готовые углеводы, жиры, белки.

· все клетки живот­ных,

· большинство бактерий,

· клетки растений, не содержащие хлорофилл (например, клетки подземных органов).


в зависимости от условий могут осуществлять фотосинтез либо по­треблять готовые органические ве­щества из окружающей среды:протисты хламидомонада, эвглена и др.

Фотосинтез происходит в пластидах.

Пластиды – это характерные органеллы клеток автотрофных протистов и растений. Пластиды (по окраске)


Хлоропласты :

· имеют зеленый цвет (присутстви­е в них пигментов - хлорофилла a и b, вспомогательные пигменты - каротиноиды (оранжевого, желто­го либо красного цвета).

· форма - овальная

· размер: 5-10 х 2-4 мкм

· количество в одной клетке листа: 15-20 и более (у некоторых водорослей - 1-2 гигантских хлороплас­та различной формы).

Строение хлоропласта:

· обо­лочка, состоящей из наружной и внутренней мембран (рис.1)

· наружная мембрана покрыва­ет хлоропласт

· внутренняя мембрана образует уплощенные замкнутые впячивания - тилакоиды (имеют форму дисков). Несколько тилакоидов, лежащих друг над дру­гом, - грана .

· в мембранах тилакоидов - светочувствительные пигменты, переносчики электронов и протонов (участвуют в поглощении и преоб­разовании энергии света).

· внутренняя среда хлоропласта - строма (матрикс ): белки, липиды, ДНК (кольцевые молекулы), РНК, рибосомы и запасные вещества (липиды, крахмальные и белковые зерна), ферменты, участву­ющие в фиксации диоксида угле­рода.


Рис.1 Схема строения хлоропласта:

1 - липидная капля; 2 - зерна крахмала; 3 - наружная мембрана; 4 - грана; 5 - ДНК; б - рибосома; 7 - строма; 8 - тилакоид граны; 9 - тилакоид стромы; 10 - внутренняя мембрана

Лейкопласты :

· не имеют гран

· в них откладываются запасные питательные вещества - крахмал, белки, жиры.

Хромопласты:

· имеютсвоеобразную форму и окраску (бывают дисковидными, зубчатыми, серповидными, ромбическими, в форме пирамид и т.д.)

· находятся плодах томатов, рябины, ландыша, шиповника, корне­плодах моркови.

Сущность процесса фотосинтеза.

Процесс фото­синтеза обычно описывают уравне­нием:

6С0 2 + 6Н 2 0 свет C 6 Н 12 О 6 + 60 2

хлорофилл

Такое преобразование происхо­дит в зеленых пластидах - хлоропластах.

Фотосинтез


Световая фаза:

1. Происходит на мембранах тилакоидов только на свету!

2. Энергия превращается следующим образом: энергия солнечной радиации (поглощенная хлоропластами) → электрохимическая энергия энергия связей АТФ (превращение энергии идет за счет переноса электронов и протонов водорода с помощью специальных переносчиков через мембрану тилакоида).

3. Исходные вещества: вода, переносчик водорода НАДФ

4. Конечные продукты: АТФ, О 2 , НАДФ-восстановленный.

Этапы световой фазы:

1. Свет попадает на молекулы хлорофилла, находящиеся в хлоропластах

2. Молекула хлорофилла переходит в возбужденное состояние и теряет электрон: хлорофилл свет хлорофилл + + ē

3. Электрон с помощью специальных переносчиков переходит через мембрану тилакоида и попадает на внешнюю сторону тилакоида

4. В этот момент молекулы воды, находящиеся внутри тилакоида, разлагаются под действием света: 2Н 2 О - 4ē → 4Н + + О 2 – фотолиз воды.

5. Электроны, вышедшие при этом из молекулы воды, направляются к возбужденной молекуле хлорофилла, и переводят ее в нормальное состояние.

6. Протоны водорода (Н +), которые образовались при фотолизе воды, остаются внутри тилакоида.

7. По разные стороны мембраны тилакоида накапливаются протоны водорода (2) и электроны (1): Н + (4)

(1) ē ē ē ē ē ē ē ē ē ē ē канал фермента


строма хлоропласта АТФ-синтетаз ы (3)



8. При накапливании протонов и электронов по обе стороны мембраны возникает электрохимический потенциал (электроны и протоны имеют противоположный по знаку заряд) и открывается канал фермента АТФ-синтетазы (на схеме под цифрой 3), в результате чего создается высокий уровень энергии. При этом протоны водорода проходят через канал фермента (3) и оказываются в строме хлоропласта

9. Энергия, появившаяся при открытии канала фермента АТФ-синтетазы, идет на превращение молекул АДФ (имеются в хлоропласте) в молекулу АТФ (используется в темновой фазе фотосинтеза):

АДФ + Н 3 РО 4 Е АТФ + Н 2 О

10. Перенесенные протоны (4) взаимодействуют с электронами (1) и молекулой НАДФ (5), которая находится в строме хлоропласта, и образуется комплекс НАДФ-восстановленный: НАДФ + 2ē + 2Н + → НАДФ-восстановленный (используется в темновой фазе фотосинтеза)

11. В итоге в световую фазу образуются АТФ, кислород (побочный продукт фотосинтеза), НАДФ-восстановленный.

Темновая фаза:

1. Осуществляется в строме хлоропласта без участия света.

2. Включает в себя большое количество реакций (превращение СО 2 в глюкозу – цикл Кальвина).

3. Исходные вещества: СО 2 , АТФ, НАДФ-восстановленный.

СО 2 глюкоза

НАДФ-восстановленный

4. Конечные продукты: глюкоза (может превращаться в крахмал или использоваться на энергетические нужды клетки), АДФ (используется далее в световую фазу для получения АТФ).

5. Для получения одной молекулы глюкозы необходимо 18 молекул АТФ и 12 молекул НАДФ-восстановленного. СО 2 поступает из атмосферы.

Значение фотосинтеза

· единственный источник кислорода

· источник органических веществ (глюкозы, крахмала и др.)

1. Фотосинтез относится к процессам пластического или энергетического обмена? Почему?

Фотосинтез относится к процессам пластического обмена. Так как в процессе фотосинтеза происходит образование органических веществ из углекислого газа и воды.

2. В каких органоидах растительной клетки происходит фотосинтез? Что представляет собой фотосистема? Какую функцию выполняют фотосистемы?

У растений и водорослей фотосинтез осуществляется в специальных органоидах - хлоропластах. В мембранах тилакоидов расположены особые пигмент-белковые комплексы - фотосистемы. Существует два типа фотосистем - фотосистема I и фотосистема II. В состав каждой входит светособирающая антенна, образованная молекулами пигментов, реакционный центр и переносчики электронов. Главное различие фотосистем заключается в том, что в состав фотосистемы II входит особый ферментный комплекс, осуществляющий на свету фотолиз воды - расщепление молекул воды с образованием кислорода (О2), электронов и протонов (Н). В фотосистеме I отсутствует подобный ферментный комплекс, и, следовательно, она не способна использовать воду в качестве источника электронов для восстановления своей молекулы-ловушки.

3. Каково значение фотосинтеза на Земле? Почему без фототрофных организмов существование биосферы было бы невозможным?

Уникальность и биологическое значение фотосинтеза определяются тем, что жизнь на нашей планете всем своим существованием обязана этому процессу. Фотосинтез является основным источником питательных веществ для живых организмов, а также единственным поставщиком свободного кислорода на Земле. Из кислорода сформировался и поддерживается озоновый слой, защищающий живые организмы Земли от губительного воздействия коротковолнового ультрафиолетового излучения. Кроме того, благодаря фотосинтезу поддерживается относительно постоянное содержание СО2 в атмосфере.

4. Охарактеризуйте световую и темновую фазы фотосинтеза по плану: 1) место протекания; 2) исходные вещества; 3) происходящие процессы; 4) конечные продукты. Какие продукты световой фазы фотосинтеза используются в темновой фазе?

Световая фаза осуществляется на мембранах тилакоидов и только при наличии света. Реакции темновой фазы протекают в строме хлоропласта и не требуют света, однако для их прохождения необходимы продукты световой фазы. Поэтому темновая фаза идет практически одновременно со световой. Исходные вещества в световой фазе - восстановленный НАДФ, темновая фаза – углекислый газ и восстановленный НАДФ. Таким образом, в ходе световой фазы энергия света поглощается и преобразуется в энергию макроэргических связей АТФ, происходит расщепление воды с выделением кислорода и накопление атомов водорода. Продуктами световой фазы фотосинтеза являются АТФ, восстановленный НАДФ и кислород. Кислород - побочный продукт фотосинтеза, он выделяется в окружающую среду. Во время темновой фазы из окружающей среды в хлоропласты поступает углекислый газ, а в строме хлоропластов происходит его восстановление до органических веществ. Конечными продуктами является глюкоза и кислород.

5. Сравните фотосинтез и аэробное дыхание. Укажите черты сходства и различия.

Различие: в процессе фотосинтеза происходит синтез глюкозы, а в процессе аэробного дыхания ее расщепление. Оба процесса происходят с участием кислорода.

6. Человек за сутки потребляет примерно 430 г кислорода. Дерево средней величины поглощает около 30 кг углекислого газа в год. Сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом?

Из расчета, что при потреблении 430 г кислорода выделяется 430 г углекислого газа. В год человек выделяет 430*365=154 800 г в год, что равно 154,8 кг в год. Если 1 дерево поглощает 30 кг углекислого газа в год, то 154,8 кг/30 кг= 5,1 деревьев на одного человека.

7. Исследователи разделили растения пшеницы на две группы и выращивали их в лаборатории в одинаковых условиях, за исключением того, что растения первой группы освещали красным светом, а растения второй группы - зеленым. У растений какой группы фотосинтез протекал более интенсивно? С чем это связано?

Пшеница содержит молекулы хлорофилла, которые поглощают красный и синий лучи спектра и отражают зеленые (поэтому растения имеют зеленую окраску). Значит у той группы растений, которых освещали красными светом фотосинтез протекал более интенсивно, так как хлорофилл может поглощать лучи данного спектра и полученную энергию тратить на образование органических веществ.

8. С помощью какого эксперимента можно доказать, что кислород, выделяющийся при фотосинтезе, образуется именно из молекул воды, а не из молекул углекислого газа или какого-либо другого вещества?

Можно применить метод меченных атомов, когда атомы кислорода в воде будут помечены веществами-метками, а затем данные атомы будут прослеживаться в молекулах кислорода.

Все живые существа нуждаются в пище и питательных веществах. Питаясь, они используют энергию, запасенную, прежде всего, в органических соединениях – белках, жирах, углеводах. Гетеротрофные организмы, как уже говорилось, используют пищу растительного и животного происхождения, уже содержащую органические соединения. Растения же создают органические вещества в процессе фотосинтеза. Исследования в области фотосинтеза начались в 1630 г. экспериментами голландца ван Гельмонта. Он доказал, что растения получают органические вещества не из почвы, а создают их самостоятельно. Джозеф Пристли в 1771 г. доказал «исправление» воздуха растениями. Помещенные под стеклянный колпак они поглощали углекислый газ, выделяемый тлеющей лучиной. Исследования продолжались, и в настоящее время установлено, что фотосинтез – это процесс образования органических соединений из диоксида углерода (СО 2) и воды с использованием энергии света и проходящий в хлоропластах зеленых растений и зеленых пигментах некоторых фотосинтезирующих бактерий.

Хлоропласты и складки цитоплазматической мембраны прокариот содержат зеленый пигмент – хлорофилл . Молекула хлорофилла способна возбуждаться под действием солнечного света и отдавать свои электроны и перемещать их на более высокие энергетические уровни. Этот процесс можно сравнить с подброшенным вверх мячом. Поднимаясь, мяч запасается потенциальной энергией; падая, он теряет ее. Электроны не падают обратно, а подхватываются переносчиками электронов (НАДФ + – никотинамиддифосфат ). При этом энергия, накопленная ими ранее, частично расходуется на образование АТФ. Продолжая сравнение с подброшенным мячом, можно сказать, что мяч, падая, нагревает окружающее пространство, а часть энергии падающих электронов запасается в виде АТФ. Процесс фотосинтеза подразделяется на реакции, вызываемые светом, и реакции, связанные с фиксацией углерода. Их называют световой и темновой фазами.

«Световая фаза» – это этап, на котором энергия света, поглощенная хлорофиллом, преобразуется в электрохимическую энергию в цепи переноса электронов. Осуществляется на свету, в мембранах гран при участии белков – переносчиков и АТФ-синтетазы.

Реакции, вызываемые светом, происходят на фотосинтетических мембранах гран хлоропластов:

1) возбуждение электронов хлорофилла квантами света и их переход на более высокий энергетический уровень;

2) восстановление акцепторов электронов – НАДФ + до НАДФ Н

2Н + + 4е - + НАДФ + → НАДФ Н;

3) фотолиз воды , происходящий при участии квантов света: 2Н 2 О → 4Н + + 4е - + О 2 .

Данный процесс происходит внутри тилакоидов – складках внутренней мембраны хлоропластов. Из тилакоидов формируются граны – стопки мембран.

Так как в экзаменационных работах спрашивают не о механизмах фотосинтеза, а о результатах этого процесса, то мы и перейдем к ним.

Результатами световых реакций являются: фотолиз воды с образованием свободного кислорода, синтез АТФ, восстановление НАДФ+ до НАДФ Н. Таким образом свет нужен только для синтеза АТФ и НАДФ-Н.

«Темновая фаза» – процесс преобразования СО 2 в глюкозу в строме (пространстве между гранами) хлоропластов с использованием энергии АТФ и НАДФ Н.

Результатом темновых реакций являются превращения углекислого газа в глюкозу, а затем в крахмал. Помимо молекул глюкозы в строме происходит образование, аминокислот, нуклеотидов, спиртов.

Суммарное уравнение фотосинтеза -

Значение фотосинтеза . В процессе фотосинтеза образуется свободный кислород, который необходим для дыхания организмов:

кислородом образован защитный озоновый экран, предохраняющий организмы от вредного воздействия ультрафиолетового излучения;

фотосинтез обеспечивает производство исходных органических веществ, а следовательно, пищу для всех живых существ;

фотосинтез способствует снижению концентрации диоксида углерода в атмосфере.

Хемосинтез – образование органических соединений из неорганических за счет энергии окислительно-восстановительных реакций соединений азота, железа, серы. Существует несколько видов хемосинтетических реакций:

1) окисление аммиака до азотистой и азотной кислоты нитрифицирующими бактериями:

NH 3 → HNQ 2 → HNO 3 + Q;

2) превращение двухвалентного железа в трехвалентное железобактериями:

Fe 2+ → Fe 3+ + Q;

3) окисление сероводорода до серы или серной кислоты серобактериями

H 2 S + O 2 = 2H 2 O + 2S + Q,

H 2 S + O 2 = 2H 2 SO 4 + Q.

Выделяемая энергия используется для синтеза органических веществ.

Роль хемосинтеза. Бактерии – хемосинтетики, разрушают горные породы, очищают сточные воды, участвуют в образовании полезных ископаемых.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

А1. Фотосинтез – это процесс, происходящий в зеленых растениях. Он связан с:

1) расщеплением органических веществ до неорганических

2) созданием органических веществ из неорганических

3) химическим превращения глюкозы в крахмал

4) образованием целлюлозы

А2. Исходным материалом для фотосинтеза служат

1) белки и углеводы

2) углекислый газ и вода

3) кислород и АТФ

4) глюкоза и кислород

А3. Световая фаза фотосинтеза происходит

1) в гранах хлоропластов

2) в лейкопластах

3) в строме хлоропластов

4) в митохондриях

А4. Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для:

1) синтеза АТФ

2) синтеза глюкозы

3) синтеза белков

4) расщепления углеводов

А5. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:

1) углекислый газ и кислород

2) глюкоза, АТФ и кислород

3) белки, жиры, углеводы

4) углекислый газ, АТФ и вода

А6. К хемотрофным организмам относятся

1) возбудители туберкулеза

2) молочнокислые бактерии

3) серобактерии

В1. Выберите процессы, происходящие в световой фазе фотосинтеза

1) фотолиз воды

2) образование глюкозы

3) синтез АТФ и НАДФ Н

4) использование СО 2

5) образование свободного кислорода

6) использование энергии АТФ

В2. Выберите вещества, участвующие в процессе фотосинтеза

1) целлюлоза

2) гликоген

3) хлорофилл

4) углекислый газ

6) нуклеиновые кислоты

С1. Какие условия необходимы для начала процесса фотосинтеза?

С2. Как строение листа обеспечивает его фотосинтезирующие функции?

Просмотров