Урок по литературе на тему "Думайте сердцем!" (урок - размышление по рассказу В. Солоухина "Мститель"). Сочинение по рассказу В. Солоухина «Мститель Сочинение по литературе на тему: Рецензия на рассказ В. А. Солоухина “Мститель”

Рассказ Солоухина "Мститель", краткое содержание (для читательского дневника) которого мы рассматриваем, рассказывает о двух школьниках. На первый взгляд, это просто детский рассказ, но как он поучителен!

Удар в спину

В один теплый и солнечный день школьников отправили сажать картошку на школьном участке. Ребята, довольные возможностью отвлечься от арифметики, с восторгом принялись за дело. Конечно, занимались они не только картошкой. Любимым занятием стало формирование шариков из комьев земли. Насаживая их на длинный прутик, ребята их бросали. Шарики летели на удивление далеко. Развлекался таким образом и наш герой, имени которого автор не называет.

И тут он почувствовал сильный удар в спину. Это Витька Агафонов ударил одноклассника таким шариком по спине и со всех ног бросился бежать. Герою стало невообразимо обидно. Даже плакать захотелось. Нет, не от боли. Зачем же так, в спину, а главное - за что?! Ведь дрались они с Витькой в последний раз два года назад.

Вендетта

Он начал планировать месть. Решил пригласить Витьку в лес жечь теплинку и там отдубасить. По уху съездить, а потом в нос? Или по спине дать сзади, как и он?

Когда на следующей перемене наш герой подошел к Витьке с предложением, тот сразу насторожился. Решил, что его ждет драка. Но одноклассник уверил, что давно забыл про обиду. Витька поверил и расплылся в радостной улыбке. Его доверчивость немного покоробила героя.

Прогулка по лесу

Итак, мальчишки пошли в лес. Витька наслаждался природой, а наш герой только и думал о мести. Прикидывал, по какому месту треснуть друга. А чтобы огонь мести не угасал, герой рассказа Солоухина "Мститель" (в кратком содержании это отражено) постоянно подпитывал его обидой. Мальчик все обдумывал, как и когда ударить обидчика.

Внезапно Витька увидел шмеля, который вылетел из норки. Глаза у него сразу загорелись. Мальчик предположил, что в норке может быть мед. И наш герой снова отложил акт возмездия.

Мальчишки вырезали лопатки и начали рыть. Намучившись с твердым грунтом, наконец добрались до мягкой земли. Но никакого меда там не оказалось. Что там делал шмель - осталось загадкой для ребят.

На опушке Витька заприметил грибы. Рыжики росли густо и были очень красивы. Мальчик тотчас предложил сбегать за солью, чтобы поджарить их на костре. Вот обед был бы!

Наш герой подумал, что о мести придется забыть на некоторое время.

У Витькиной матери удалось украсть несколько куриных яиц. Ребята закопали их в ямку, и на этом месте начали разводить теплинку. Думали, что яйца от жара огня запекутся и будут очень вкусными. Мальчики собрали хворост. Постепенно костер разгорелся небольшим, но стойким пламенем. Огонь выплясывал, словно девушка на танцах.

Герой рассказа Солоухина "Мститель", краткое содержание которого мы рассматриваем, даже подумал, что Витька вовсе не так плох, как он думал. Но треснул-то он его за что между лопаток?

Ребята собрали рыжики, когда костер разгорелся. Витька насаживал на прутик свой первый рыжик, и его спутник подумал, что это идеальный момент для свершения мести. Но решил отложить ее. Рыжиков хотелось сильнее, чем мстить. Мальчик просто не хотел признаваться себе, что давно перестал злиться на Витьку и желание мстить пропало.

Грибы оказались очень вкусными. И так как соль еще не закончилась, ребята решили собрать еще рыжиков. Наконец они, довольные, наелись. Но наш герой не мог насладиться отдыхом в полной мере - его мысли были заняты предстоящей местью.

Прощение

Герой рассказа Солоухина "Мститель", краткое содержание которого мы обсуждаем, понимает, что время мести пришло. Он отчаянно ищет, как можно продлить этот замечательный день. И приглашает Витьку на речку, смыть сажу.

И вот мальчики отправились домой. Витька доверчиво идет вперед, и его спутник понимает, что очень трудно ударить человека в спину. Он больше не чувствует злости и обиды. Он решает спустить Витьке с рук утренний удар. Вот если это повторится - уж он ему задаст!

На душе нашего героя неожиданно становится легко.

Этот легкий, но поучительный рассказ был написан прекрасным детским писателем - В. Солоухиным. "Мстителя" в интересно будет прочитать не только детям, но и их родителям.

Обида - это тяжелый камень, который несет тот, кто ее испытывает. И лишь избавившись от него, он имеет возможность чувствовать легкую, ничем не замутненную радость. Ведь счастье зависит только от нас.

Сочинение

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.

Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом. Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.

К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».

В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.

Новелла - художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить - только духовно сильный и благородный человек.

Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.

На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?

Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.

Книга Солоухина - своеобразное путешествие в “самую дивную из всех волшебных стран - страну детства. Ключи от нее заброшены так далеко, потеряны так безвозвратно, что никогда, никогда, хотя бы одним глазком, хотя бы одну пустяковую тропинку не увидишь до конца жизни. Впрочем, в той стране не может быть пустяковой тропинки. Все там полно значения и смысла Человек, позабывший, что там было и как было там, позабывший даже про то, что это когда-то было, самый бедный человек на земле”.

Где расположена твоя дивная и волшебная страна детства, учитель? Где страна твоего детства, мой одноклассник? Где страна детства папы и мамы? Если она там, где, казалось, огромная (а на самом деле совсем маленькая) гора от села к реке, где песчаный обрыв над рекой, где совсем неподалеку огромный и страшный лес, в котором обитают “разбойники”, - “Капля росы” поможет ощутить непреходящую прелесть родных тебе сельских мест. А,если твое детство связано с городским двором - книга Солоухина расскажет о запахе, цвете и звуках сельщины, и сердце твое защемит от грусти, от острого желания ощутить, почувствовать, узнать силу сказочного волшебства, о котором повествуется в книге Повествуется с такой душевной теплотой и поэтичностью, что книга полностью берет в полон и неотрывно ведет за собой

В ней в полной мере звучит поэзия родной земли, поэзия сельской жизни, поэзия крестьянского труда. Пожалуй, острее всего красоту этого труда чувствуют деревенские ребятишки. И может быть, одна из причин удачи прозаических книг В.Солоухина в том, что он рассказал о поэзии крестьянского быта через восприятие своего детства Многое устарело в этом восприятии, потому что детство писателя пришлось еще на довоенные годы, а сколько появилось после этого в деревне новых (порой странных) примет’ Но в том-то и ценность этой книги, что автор рассказывает здесь только о том, что он пережил, перечувствовал, что успел увидеть и полюбить на родной земле. И судя по книге, мало что запечатлелось в его памяти и сознании с такой же силой и яркостью ощущения, как первые встречи с “великими колхозными работами” - уборкой и молотьбой хлеба, севом, косьбой.

Естественно, что в книге были отзвуки трудностей, которые переживала деревня в ту пору. И все-таки социальные начала в поэтическом видении Солоухина были приглушены. А трудовой человек, крестьянин - кормилец всей страны - был показан мощно и масштабно.

Действительно, если вдуматься с позиций сегодняшнего дня, то сельский труженик был, есть и будет основным поставщиком пищи для жителей Земли. Считается, что самый здоровый и мощный генофонд американцев сокрыт именно в фермерах, которые не подвержены пагубному влиянию цивилизации. Среди них, как правило, нет наркоманов и алкоголиков, политических марионеток и экзистенциалистов, больных СПИДом и хилых неврастеников.

Красоту человека можно показать по-разному Горький писал, что даже в грязной забегаловке, среди бродяг и воров человек может быть прекрасен. Красота мира зависит от человеческого восприятия. Японцы часами созерцают веточку дерева, цветок, красивый камень. Они в частичке природы видят полный ее объем, так как красота не расчленяется, а всегда едина, если смотреть на нее не утилитарно, а именно в поиске этой красоты. Солоухин скупыми литературными приемами различил и открыл читателям красоту небогатой деревушки. И эта красота неотъемлемо связана с жителями этой деревушки - крестьянами. Кормильцами…

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека.
Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью.
Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыта какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.
Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.
Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением.
В основе новеллы лежит конфликт-интрига.
Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевает обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».
В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.
Новелла - художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить - только духовно сильный и благородный человек.
Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.
На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?
Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.

Класс: 11

Цель: Через исследование событий помочь осмыслить конфликт рассказа.

Задачи.

Образовательная:

  • знакомство с творчеством В. Солоухина;
  • самостоятельное осмысление учащимися событий в их взаимосвязи, характеров героев.

Развивающая:

  • р азвитие навыков критического мышления, мотивации выбора решения;
  • обогащение опыта эмоциональных переживаний учащихся;
  • развитие устной и письменной речи учащихся, умение работать с таблицей.

Воспитательная: воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над самим собой.

1. В. Солоухин. Рассказ “Мститель” - не дочитывать до конца 2 абзаца.

2. Тип урока - углубление и корректировка восприятия произведения в процессе его анализа.

4. Вид - развитие критического мышления.

5. Методы обучения - аналитически – оценочный, поисковый.

6. Формы работы учащихся - работа в парах; работа с таблицей и художественным текстом, выразительное чтение, беседа.

7. Самооценка, взаимооценка.

8. Художественный программный текст, таблица “Стратегия

критического мышления”.

9. “Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.- П., Образование – культура, 2002 год.

План урока.

1. Вступительное слово - 2-3 мин.

2.Беседа с классом - 4 мин.

3. Аналитическая работа по тексту - 20- 22 мин.

4. Выразительное чтение рассказа - 4 мин.

5. Рефлексия - 6-7 мин.

6. Вывод - 3 мин.

7. Итог - 2 мин.

8. Д/з. - 1 мин.

Ход урока

Детство не только яркая,
но и очень ответственная пора.
В. Солоухин

Вопросы к уроку: (запись на доске)

На что похожа месть?

Почему рассказ назван “Мститель”?

I. Слово учителя о писателе. (Используется вступительная статья учебника литературы)

II. Беседа с классом.

Какого цвета ваше настроение? / учащихся на партах цветные лепестки из бумаги, они приклеивают их на общий лист в виде цветка. Значение цветов дети уже знают. Если нет - есть возможность сейчас об этом поговорить/.

(Значение цветов: Синий - умение сопереживать, жёлтый – изменчивость, красный – воля к победе, зелёный – упорство, способность к критическому анализу, фиолетовый – желание нравится, коричневый – отсутствие удовлетворённости, чёрный – болезненность переживаний, белый – ожидание изменений.)

Какие ассоциации вызывает у вас слова месть, мститель? (Месть - намеренное причинение зла с целью отомстить за обиду)

Знакомо ли вам чувство, которое испытывает герой в начале рассказа?

Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Каким был их финал?

Работа с эпиграфом

Согласны ли вы с высказыванием Солоухина о роли детства в жизни человека?

III. Аналитическая работа по тексту (с применением таблицы “Стратегия критического мышления”) - работа в парах.

1. Выделите в тексте проблему

(Внутренний конфликт: желание отомстить – нежелание бить доверчивого приятеля, т.е. детская обида - умение прощать, принять правильное, мудрое решение).

2. Опишите проблему

Вспомогательные вопросы:

Кто из героев вам более симпатичен?

Почему? Каковы герои?

  1. Витька. Потому что он наблюдателен, находчив, с ним интересно, он многое умеет, доверчив.
  2. Рассказчик. Потому что он, хоть и обидчив, но горд, не любит плакать, не умеет бить беззащитного, умеет принимать правильные решения, умеет видеть красоту простых вещей.)

Итак:В чём проблема героя?

(Рассказчик хочет отомстить за обиду, но всё время отодвигает, оттягивает этот момент.)

3. Определение вариантов решения проблемы

(А) побить Б) простить)

4. Решение проблемы

Вспомогательные вопросы:

Какой из вариантов, на ваш взгляд, наилучший? Почему? (Простить, потому что при мысли о мести у Витьки “под ложечкой начинает ныть и сосать”. Он радуется любой отсрочке мести.)

Как поступили бы вы?

Что лежало в основе плана мести героя? (Обман)

Назовите этапы решения проблемы рассказчиком. (1. Обида. 2. “Злодейский замысел”. 3. Искусственное разжигание обиды. 4. Интерес к предложениям Витьки. 5. Общие интересы.)

IV. Выразительное чтение рассказа до конца

5. Рефлексия

Был ли финал рассказа неожиданным для вас?

Что помогло тебе принять решение, близкое к авторскому? (Почему ты ошибся?)

Почему рассказ назван “Мститель”? (В названии звучит авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …)

Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения - важный момент в жизни каждого человека. Правильный выбор нужно учиться делать с детства. Витька - молодец. Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику, который может теперь себя уважать.)

Изменился ли цвет вашего отношения к героям? Наклейте лепестки нового цветка.

Чем он отличается от прежнего? Почему?

Сделайте комплимент тому ученику, чьи ответы вам понравились больше всех (3-4 уч-ся)

Д/з: Дать ответ на вопрос: На что похожа месть?

Какие уроки извлёк рассказчик из этой истории?

Стратегия решения проблем
(приёмы критического мышления)

Шаг Содержание работы с текстом Мои наблюдения
1. Выделите в тексте проблему (Какой главный вопрос должны решить герои?)
2. Опишите её. (Выявите суть вопроса). Какой важной информацией снабдил вас автор?
3. Определите варианты подходов к решению проблемы. (Каковы, на ваш взгляд, два главных способа выхода из создавшейся ситуации?)
4. Действуйте. (Предложите решение.) Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?
5. Сделайте вывод:

2) Что помогло вам принять решение (информация в тексте, собственные дополнительные знания)

3) Что помешало (невнимательно читал, не проанализировал ситуацию, не хватило фантазии, знаний, собственного опыта.)?

(Урок-размышление по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).

Аннотация

Урок литературы в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащиеся оценивают поступки героев и приходят к выводу о сознательном отказе от мести, о гуманном отношении к другому человеку.

Оборудование урока.

    Портрет В. Солоухина.

    Рассказ В. Солоухина «Мститель».

    Рисунки учащихся.

    Карточки с текстом притчи.

    Мультимедийная презентация.

Эпиграф

Зорко лишь одно сердце.

Самого главного глазами не увидишь

А.Экзюпери.

Цели урока:

I .Образовательные: научиться понимать и решать поставленные в рассказе проблемы; совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

II .Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; работать над развитием речи учащихся.

III .Воспитательные: формировать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку.

Ход урока

    Организационный момент.

    Мотивационное начало урока.

Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина «Мститель». Но начать нашу работу я бы хотела с чтения притч

Притча -это краткий иносказательный поучительный рассказ.

Сейчас я прочитаю вам притчу.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?

Он отвечал им:

Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!

Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).

Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души - человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.

2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство - внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным? ( Положительные : любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные : ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть).

Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? (Чувство мести).

Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. (Пожар, смерч, огонь, буря).

4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

III . Тема урока. Цели и задачи урока.

Сегодня мы проведём урок-размышление по рассказу «Мститель». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова французского писателя А.Экзюпери. (Зачитывается эпиграф)

IV . Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».

1. Какова проблема рассказа? (сильное желание отомстить обидчику)

Правильно, но мне еще кажется, что этот рассказ о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.

Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)

Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)

С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.

- Все события рассказа можно разделить на 2 части: до и после конфликта

- Какое настроение у героя-рассказчика было до конфликта? Докажите текстом . (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку-чудесное занятие»).

Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости …»)

-Какую роль играет пейзаж в этом рассказе? Какая погода была до конфликта и после? Докажите текстом. (До конфликта: «Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым…» После конфликта: «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба») Мы видим, что пейзаж отражает чувства героя- рассказчика.

-После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).

Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексич.значением слова)

- Подберите синонимы к слову месть. (Отмщение, отплата; отместка (разг.); вендетта (шутл. и иро нич.)

Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)

Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).

Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).

Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова)

Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Приведите примеры из текста . («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...» Герой искусственно разжигает в себе обиду).

Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).

Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «... очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).

Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).

К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик? («... Витька, в сущности, не плохой мальчишка - вечно он что-нибудь придумает»).

А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).

Вывод: Ребята, мы с вами убедились, что необдуманный поступок или слово может сделать лучших друзей врагами. И мы переживаем за них. Но герой рассказа сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно.

А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (Художественные средства выразительности, которые помогают подчеркнуть настроение, чувство героя).

2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение».

Какие средства выразительности вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.

Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».

Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».

Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».

3. А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о милосердном, гуманном отношении друг к другу.

V . Работа над смыслом названия произведения.

Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).

VI . Закрепление материала. Индивидуальная работа.

Ребята, как бы вы назвали наш сегодняшний урок-размышление? Я предложила бы назвать его: «Думайте Сердцем!» А как вы понимаете это выражение?Напишите небольшое сочинение-рассуждение.

VI . Рефлексия.

Солоухин рассказал нам историю из своего детства. Проблема, отсутствия душевной теплоты, взаимопонимания, милосердия, поставленная в рассказе, особенно актуальна в наш жестокий век. На примере рассказа мы убедились, что месть разрушительна для человека, побороть это чувство непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может отказаться от мести. Герой рассказа стал для всех нас примером доброты, человечности и милосердия.

А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё, добрым сердцем помочь).

VIII . Домашнее задание. Поделитесь собственным жизненным опытом: были ли в вашей жизни случаи, когда кто-то прощал вас или вы сами прощали другому? Напишите сочинение-рассуждение.

Список использованной литературы:

1. Вокруг тебя – Мир. Книга для ученика. 6 класс. К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н. Пискунова, М.,1999.

2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М, 1989 .
3.Этикет. Учебно- методическое пособие для образовательных учреждений. (Сост. Л.Пегеева). Чебоксары, ЧРИО,2003.
4.Карнеги Д. Как завоёвывать друзей. М. Прогресс, 1990.

Башкова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Порецкая СОШ»

Просмотров