Беспечная Адини. Трагическая судьба любимой дочери Николая I. Великая Княжна Александра Михайловна

Портрет великого князя Николая Павловича,

Александр Васильевич Поляков

Портрет великой княгини Александры Федоровны. Не ранее 1817 г.

Александр Молинари (1772-1831) (?)

Младшей девочкой в семье Николая I была Александра Николаевна, «проказница и ласковая » Адини, или как называла младшую внучку ее бабушка Мария Федоровна - «Lе bijou » (сокровище - франц.). В семье ее называли также «наш луч солнца » и «всеми любимая сестра ». Она родилась в Царском Селе 12 июня 1825 года. «Адини, - писала великая княжна Ольга Николаевна, - родилась в Царском Селе, где государь радушно предоставил в распоряжение моих родителей свой дворец » .

Садовый фасад Александровского дворца в Царском Селе.И.-Я. Мейер. 1840-е гг.

Александровский дворец

Парадная зала в Александровском дворце

Великая княжна Александра Николаевна

Великая княжна Александра Николаевна

П.Ф.Соколов

Великая княжна Александра Николаевна

П.Ф.Соколов

На первых портретах из детской серии П.Ф. Соколова (1828 г.) она изображена трехлетней девочкой в стандартном для всех сестер белом платьице с красным поясом, бантиками на плечах. В отличие от других - в чепчике. Она воспитывалась как и старшие сестры: изучала литературу, историю, увлекалась рисованием. На сохранившемся автопортрете, подписанном ею «Адини. 6 декабря 1836 », одиннадцатилетняя девочка-подросток сидит за столом в задумчивости, отрешенная от всего окружающего, подперев щеку левой рукой. День подписи выбран не случайно — это день тезоименитства отца и рисунок предназначался в качестве подарка.

Она отличалась удивительно красивым голосом (сопрано), диапазон которого охватывал три октавы. В 13 лет она могла исполнять сложные музыкальные пьесы. Повзрослевшей пятнадцатилетней барышней предстает Адини на маленьком рисунке, сделанном в подарок брату Константину и любовно вложенном им в свой дневник в декабре 1840 года.

Великая княжна Александра Николаевна

С большой нежностью вспоминала свою так рано ушедшую сестру великая княжна Ольга Николаевна: «Совсем еще маленьким ребенком она привлекала к себе прелестью своей болтовни. Она обладала богатой фантазией и прекрасно представляла не только людей, но даже исторические персонажи, словно переселяясь в них. В одиннадцать лет она могла вести за столом разговор, сидя рядом с кем-нибудь незнакомым, как взрослая, и не казалась преждевременно развитой: ее грациозная прелесть и хитрая мордочка говорили сами за себя. Все в доме любили ее, дети придворных ее возраста просто обожали. . ..

Великая княжна Александра Николаевна,13 лет

Кристина Робертсон

Грациозность сказывалась во всем, что она делала, играла ли она со своей собакой, влезала ли на горку или же просто надевала перчатки. Ее движения напоминали Мама, от которой она унаследовала гибкую спину и широкие плечи. В семье она называлась всеми "Домовой". Ее английская воспитательница, поставившая себе задачей закалять Адини, выходила с ней на прогулку во всякую погоду, что в один прекрасный день вызвало сильный бронхит, и ее жизнь была в опасности. Благодаря своему прекрасному организму она оправилась совершенно, но с болезнью исчез в ней ребенок. Близость смерти сделала ее совершенно иной. Смысл жизни и мысли о потустороннем стали занимать ее» .

К.А. Ухтомский. Детская великих княжон Марии, Ольги и Александры. 1837 г.

И.И. Шарлемань. Детская сыновей Николая I, или Корабельная.

«Катальная горка» в Александровском дворце

Сцена из жизни семьи императора Николая I. Художник А. Чернышев

Ее чтение стало серьёзным. Из книг она, по замечанию старшей сестры, «любила религиозные книги» . Для старших сестер Адини долгое время оставалось ребенком, которому «доставляло удовольствие играть и шалить с маленькими братьями». В 1838 году «был черед Адини представляться дедушке », вместе с Олли она побывала тогда в Берлине. Позднее, когда стала выходить в свет, быстро разочаровалась в светской пустоте времяпровождения. «Жизнь только коридор, - говорила она,—только приготовление ».

Берлин,Эдуард Гертнер

Берлин: парад перед королевским дворцом,

Уильям мост

Фридрих Вильгельм III ,король Пруссии

Посетивший Россию в 1839 г. полковник Ф. Гагерн описывая дочерей императора, отметил: «Самая младшая великая княжна — Александра, 13 лет [во время пребывания его в России ей исполнилось 14 лет], и в ней еще что-то детское; она очень жива, шаловлива и обещает быть красивейшей среди сестер. Она часто дразнила принца Александра ». В тот год, Александр Николаевич был за границей, а Мэри занята своим женихом, поэтому Олли стала больше времени проводить с подрастающей Адини: «Прелестная девочка, беспечная как жаворонок, распространявшая вокруг себя только радость. Ранняя смерть - это привилегия избранных натур. Я вижу Адини не иначе, как всю окутанную солнцем ». Постепенно Александра превратилась в красавицу, соперничавшую с Олли.

Великая княжна Александра Николаевна

К. Робертсон. Дочери императора Николая I, княжны Ольга и Александра Николаевны, 1840 г.

Москвичу М.Д. Бутурлину, увидевшему сестер в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в конце зимнего сезона 1843 г. Ольга и Александра Николаевны показались «созданиями не от мира сего, особливо вторая. Именно этот год оказался решающим в жизни Адини. Принц Фридрих-Вильгельм-Георг-Адольф, сын ландграфа Гессен-Кассельского прибыл на свадьбу Мэри в надежде познакомиться с великой княжной Ольгой Николаевной, чтобы заполучить ее руку. Олли он показался добрым, "приятным и веселым ".

Великая княжна Мария Николаевна

Герцог Максимилиан-Лейхтенбергский

Но, незадолго до бала в Большом Петергофском дворце, он увидел Адини; между ними пробежала искра. Олли уступила возможного жениха сестре. Объяснение с императрицей Александрой Федоровной в присутствии Адини состоялось на террасе дворца в Стрельне. «Адини любит его! - сказала Олли». «Она видела Фрица, - писала впоследствии Ольга Николаевна, - через поэтическую вуаль своих восемнадцати лет, и Бог отозвал ее к Себе ранее, чем ее взгляд увидел другое». Правда, после бракосочетания она пыталась развить своего Фридриха морально и духовно, отвлечь от светских развлечений, вела серьезные разговоры, «читала с ним Плутарха, чтобы пример благородных мужей помог ему».

Великая княжна Александра Николаевна

Получалась, что Адини с замужеством опережала старшую сестру Ольгу Николаевну. Николай переживал и радовался одновременно. Великая княжна Ольга Николаевна писала: «Папа страдал из-за меня, и все-таки он был счастлив удержать меня при себе. Конечно, он любил также и Адини, но она была для него еще ребенком, а не равной ему, с кем можно было поговорить, как со мною; к тому же Адини была всегда очень молчаливой в его обществе из-за боязни неправильно говорить по-русски. (Благодаря своей английской воспитательнице, она не научилась свободно говорить на своем родном языке). Каким сокровищем была Адини, Папа понял в тот момент, когда ее не стало». И далее: «В день Петра и Павла, 29 июня, во время торжественного обеда была объявлена помолвка [сговор— Л.В.]. Когда Фриц незадолго до этого спросил Папа, смеет ли он говорить с ним, Папа заключил его в объятия и сказал: "Вот мой ответ! "».

Великие княжны Александра Николаевна и Ольга Николаевна

О. Верне. Царскосельская карусель. Семья императора Николая I в маскарадных костюмах, 1843

Когда царская семья 22 августа по обыкновению переселяется на осенние месяцы в Царское Село, Адини не подозревает, что не только на это лето — самое блаженное в ее жизни, но навсегда прощается она с «петергофским раем» — с великолепием его каскадов и фонтанов, с далью моря и мечтательными дорожками Александрии, с уютом любимого Коттеджа. Здесь, в своей обставленной «с прелестной простотой » девичьей комнате, где центральное место на столе занимает теперь портрет ее возлюбленного, 29 июля она записывает на последней странице дневника: "Кончаю этот дневник и, по странной случайности, одновременно завершаю свое девичье существование. Оно было прекрасным, это существование, и очень счастливым. Я не знала горя. Бог и любящие меня люди помогли мне запастись необходимым для моей будущности. Оно раскрывается теперь передо мной как заря прекрасного дня. Так пусть же облака, которые ее обложат, рассеются прежде вечера, а вечер моей жизни да будет похож на его зарю! Да поможет мне Бог ! "

Дворец -коттедж

Дворец -коттедж

Дворец -коттедж

Ольгин остров в Петергофе.Е. Мейер (?)

Классический вид павильона на озере в Петергофе. Е.Мейер.(?)

"Розовый павильон в Луговом парке Петергофа", Луиджи Премацци.

П. Борель, дворец Бельведер в луговом парке

Дворец Бельведер в луговом парке

Вид Ренеллы в Александрии.,

Сократ Воробьев

Могла ли подозревать она, полная светозарных надежд, что судьба тем временем уже обводила ее едва расцветающую жизнь траурной рамкой? Могла ли ведать, что никогда больше не суждено ей повторить и долгие прогулки по осенним аллеям царскосельского парка, где она дает теперь волю своим мечтам о будущем? Она не знает всего этого и счастлива, как может быть счастливым только юное влюбленное существо.

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

Великая княжна Александра Николаевна

Первым на нездоровье великой княжны задолго до очевидного проявления болезни обратил внимание ее учитель пения Soliva, однако придворные врачи успокоили императрицу, а проницательный итальянец поплатился тем, что был отстранен и вынужден был покинуть Россию.

Впрочем, сама невеста, витающая в радужных грезах, не придает этому значения, тем более что и ее доктор Раух не видит никаких поводов для беспокойства. Она поглощена мыслями о «своем Фрице », описывает ему в старательном рисунке свою просто обставленную комнату в Александровском дворце, главным украшением которой и здесь является теперь стоящий на мольберте его портрет, написанный летом Карлом Штейбейном, и считает дни до встречи с ним самим.

Вел.кн. Александра Николаевна. «Моя комната в Царском Селе 16 октября». Бумага, карандаш. 1843. Фонд Гессен-ского ландграфства, дворец Фазанери

К этому времени относится известный портрет Александры Николаевны. «В октябре, - вспоминала великая княжна Ольга Николаевна, - приехала мистрис Робертсон, известная английская художница, чтобы написать с Адини большой портрет в натуральную величину. В розовом платье, с волосами, заплетенными в косы по обе стороны лица, - такой она изображена на нем. Она была немного меньше меня ростом, с не совсем правильными чертами лица и очень хороша своеобразной красотой. Ее лицо всегда сияло весельем, но сейчас же меняло свое выражение, как только начинался разговор о чем-нибудь серьезном. В молитве, когда я закрывала глаза, чтобы сосредоточится, она, наоборот, широко открывала глаза и поднимала руки, точно желая обнять небо ».

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

29 декабря того же 1843 года официально отпраздновали помолвку Адини, 30 декабря состоялся торжественный прием, на котором присутствовал отец Фридриха семидесятилетний ландграф Гессен-Кассельский. «Фриц рядом со своей прелестной невестой,—передавала свои впечатления Олли, — казался незначительным и без особой выправки. Позднее я вспоминала, как был обеспокоен старый доктор Виллие, лейб-медик дяди Михаила, после того, как, пожав руку Адини, он почувствовал ее влажность. "Она, должно быть, нездорова" - сказал он тогда» . Тогда еще не знали, что еще в июне 1843 г. Адини заболела чахоткой (туберкулезом).

Великая княжна Александра Николаевна

Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский

Вильгельм Гессен-Кассельский (отец Фридриха Вильгельма)

Луиза Шарлотта Датская(мать Фридриха Вильгельма)

Меньше, чем через два месяца, 28 января 1844 года, состоялось венчание. «Высоконовобрачные » переехали в свои апартаменты Зимнего дворца. Началась обычная светская жизнь молодой четы. Далее снова предоставим слово ее сестре Олли: «Адини простудилась, когда возвращалась с бала от Нессельроде. Одно из окон экипажа было по недосмотру какого-то лакея опущено при десяти градусах мороза. На следующий день она проснулась с жаром. Никто не придал этому значению, полагаясь на ее здоровую натуру ». Чтобы не беспокоить родителей, Александра Николаевна продолжала появляться за утренним завтраком, ведь она скоро должна была покинуть Россию. «В конце Великого Поста, — продолжает свой печальный рассказ Ольга Николаевна, — в этом году мы переехали, как всегда, в Аничков, чтобы приготовиться к Причастию.

Зимний вид Невского проспекта около Аничкова дворца. 1847

В. С. Садовников

Возвращение же после Пасхи в Зимний дворец происходило уже без Адини. Она была в ожидании [беременна —Л.В.] и очень ослабела от сильного кашля. Врачи предписали ей покой и уложили в постель на три недели. После этого срока она переехала в Зимний дворец и поселилась в своих мрачных комнатах, страдая по свету и зелени садов в Аничковом, которые там были под окнами». Изменений к лучшему не наблюдалось: «Поездки в коляске ей были запрещены, и она проводила целые дни, безропотно лежа на диване. Никто не беспокоился о ней. Папа предпринял поездку в Англию, чтобы познакомится со своей юной племянницей Викторией и ее супругом Альбертом. В разгар празднеств в его честь он узнал ужасную новость, что у Адини скоротечная чахотка. Сам Мандт приехал к нему, чтобы сказать эту ужасную новость ».

Портрет неизвестной,Кристина Робертсон

Когда Николай Павлович вернулся, семья уже жила в Царском Селе. Казалось «деревенский воздух » оживил Адини. Она стала предпринимать вместе с Фрицем поездки на коляске. Диагнозу, сделанному Мандтом, не хотелось верить; ждали чуда.

Придворные врачи не смогли вовремя распознать болезнь и поставить правильный диагноз. Лейб-медик Раух проглядел заболевание, а когда понял, «впал в расстройство умственных сил », — писал граф М. А. Корф в воспоминаниях «Кончина и погребение великой княгини Александры Николаевны» .

Ворота"любезным моим сослуживцам" 1857г.

В.С.Садовников

Тяжелая атмосфера тех дней запомнилась Ольге Николаевне: «Врачи же Маркус, Раух и Шольц выглядели совершенно уничтоженными. Их, кроме Шольца, который был необходим как акушер, сейчас же отпустили. Мандт взялся за лечение один. Он был также несимпатичен Адини, как и нам, всем, и только из послушания она пересилила себя и позволила лечить. К счастью, он не мучил ее. Горячее молоко и чистая вода, чтобы утолить жажду, было, собственно, все, что он предписал. Эту воду он магнетизировал, что, по его мнению, успокаивало больную.

Однако уже в начале месяца появились признаки страшной болезни, и фатальный прогноз был подтвержден не только придворными врачами, но и датским медиком Банком, приглашенным к больной.

Акварель Л. Премацци

Когда дни стали теплее, Адини стала страдать припадками удушья. Мама отдала ей свой кабинет с семью окнами, он даже летом был полон воздуха и свежести. Его устроили как спальню для Адини ». К сожалению, состояние Александры Николаевны ухудшалось. Ей пришлось жить отдельно от Фрица: «В середине июня, за несколько дней до девятнадцатилетия, положение ухудшилось. Она была точно выжжена жаром. Приступы тошноты мешали ей принимать пищу, а припадки кашля - до сорока раз за ночь - разгоняли сон» .

Между тем Александра Николаевна не подозревала, что обречена, «услаждала скуку болезни воздушными замками о будущем пребывании своем в Дании и о воспитании ожидаемого младенца» , расспрашивала брата Константина, вернувшегося из морской поездки в Данию, о приготовлении дворца и «в последние дни любила окружать себя своими нарядами и любоваться ими».

Великий князь Константин Николаевич

Наступил день рождения Адини. Обедню служили в наскоро устроенной часовне прямо в Александровском дворце. Священник Бажанов принес Св. Дары к больной и принял ее Святое Причастие. Во время разговора с Олли, Адини сказала, что ей пришла мысль о смерти и передала для Папа эскиз павильона для пруда с черными лебедями.

Протопр. Василий Бажанов. Литография А. Мюнстера. 1865 г. (РГБ)

На какое-то время наступило улучшение. Прохладные июньские дни принесли облегчение. Думали о поездке в Копенгаген, чтобы там прошли роды. 30 июня акушерка установила первые движения ребенка. Александра лежала молча со скрещенными руками в немой молитве.

«Сокровище Адини»

Великая княжна Александра Николаевна

Портрет великого князя Николая Павловича,

Александр Васильевич Поляков

Портрет великой княгини Александры Федоровны. Не ранее 1817 г.

Александр Молинари (1772-1831) (?)

Младшей девочкой в семье Николая I была Александра Николаевна, «проказница и ласковая » Адини, или как называла младшую внучку ее бабушка Мария Федоровна - «Lе bijou » (сокровище - франц.). В семье ее называли также «наш луч солнца » и «всеми любимая сестра ». Она родилась в Царском Селе 12 июня 1825 года. «Адини, - писала великая княжна Ольга Николаевна, - родилась в Царском Селе, где государь радушно предоставил в распоряжение моих родителей свой дворец » .

Садовый фасад Александровского дворца в Царском Селе.И.-Я. Мейер. 1840-е гг.

Александровский дворец

Парадная зала в Александровском дворце

Великая княжна Александра Николаевна

Великая княжна Александра Николаевна

П.Ф.Соколов

Великая княжна Александра Николаевна

П.Ф.Соколов

На первых портретах из детской серии П.Ф. Соколова (1828 г.) она изображена трехлетней девочкой в стандартном для всех сестер белом платьице с красным поясом, бантиками на плечах. В отличие от других - в чепчике. Она воспитывалась как и старшие сестры: изучала литературу, историю, увлекалась рисованием. На сохранившемся автопортрете, подписанном ею «Адини. 6 декабря 1836 », одиннадцатилетняя девочка-подросток сидит за столом в задумчивости, отрешенная от всего окружающего, подперев щеку левой рукой. День подписи выбран не случайно — это день тезоименитства отца и рисунок предназначался в качестве подарка.

Она отличалась удивительно красивым голосом (сопрано), диапазон которого охватывал три октавы. В 13 лет она могла исполнять сложные музыкальные пьесы. Повзрослевшей пятнадцатилетней барышней предстает Адини на маленьком рисунке, сделанном в подарок брату Константину и любовно вложенном им в свой дневник в декабре 1840 года.

Великая княжна Александра Николаевна

С большой нежностью вспоминала свою так рано ушедшую сестру великая княжна Ольга Николаевна: «Совсем еще маленьким ребенком она привлекала к себе прелестью своей болтовни. Она обладала богатой фантазией и прекрасно представляла не только людей, но даже исторические персонажи, словно переселяясь в них. В одиннадцать лет она могла вести за столом разговор, сидя рядом с кем-нибудь незнакомым, как взрослая, и не казалась преждевременно развитой: ее грациозная прелесть и хитрая мордочка говорили сами за себя. Все в доме любили ее, дети придворных ее возраста просто обожали. . ..

Великая княжна Александра Николаевна,13 лет

Кристина Робертсон

Грациозность сказывалась во всем, что она делала, играла ли она со своей собакой, влезала ли на горку или же просто надевала перчатки. Ее движения напоминали Мама, от которой она унаследовала гибкую спину и широкие плечи. В семье она называлась всеми "Домовой". Ее английская воспитательница, поставившая себе задачей закалять Адини, выходила с ней на прогулку во всякую погоду, что в один прекрасный день вызвало сильный бронхит, и ее жизнь была в опасности. Благодаря своему прекрасному организму она оправилась совершенно, но с болезнью исчез в ней ребенок. Близость смерти сделала ее совершенно иной. Смысл жизни и мысли о потустороннем стали занимать ее» .

К.А. Ухтомский. Детская великих княжон Марии, Ольги и Александры. 1837 г.

И.И. Шарлемань. Детская сыновей Николая I, или Корабельная.

«Катальная горка» в Александровском дворце

Сцена из жизни семьи императора Николая I. Художник А. Чернышев

Ее чтение стало серьёзным. Из книг она, по замечанию старшей сестры, «любила религиозные книги» . Для старших сестер Адини долгое время оставалось ребенком, которому «доставляло удовольствие играть и шалить с маленькими братьями». В 1838 году «был черед Адини представляться дедушке », вместе с Олли она побывала тогда в Берлине. Позднее, когда стала выходить в свет, быстро разочаровалась в светской пустоте времяпровождения. «Жизнь только коридор, - говорила она,—только приготовление ».

Берлин,Эдуард Гертнер

Берлин: парад перед королевским дворцом,

Уильям мост

Фридрих Вильгельм III ,король Пруссии

Посетивший Россию в 1839 г. полковник Ф. Гагерн описывая дочерей императора, отметил: «Самая младшая великая княжна — Александра, 13 лет [во время пребывания его в России ей исполнилось 14 лет], и в ней еще что-то детское; она очень жива, шаловлива и обещает быть красивейшей среди сестер. Она часто дразнила принца Александра ». В тот год, Александр Николаевич был за границей, а Мэри занята своим женихом, поэтому Олли стала больше времени проводить с подрастающей Адини: «Прелестная девочка, беспечная как жаворонок, распространявшая вокруг себя только радость. Ранняя смерть - это привилегия избранных натур. Я вижу Адини не иначе, как всю окутанную солнцем ». Постепенно Александра превратилась в красавицу, соперничавшую с Олли.

Великая княжна Александра Николаевна

К. Робертсон. Дочери императора Николая I, княжны Ольга и Александра Николаевны, 1840 г.

Москвичу М.Д. Бутурлину, увидевшему сестер в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в конце зимнего сезона 1843 г. Ольга и Александра Николаевны показались «созданиями не от мира сего, особливо вторая. Именно этот год оказался решающим в жизни Адини. Принц Фридрих-Вильгельм-Георг-Адольф, сын ландграфа Гессен-Кассельского прибыл на свадьбу Мэри в надежде познакомиться с великой княжной Ольгой Николаевной, чтобы заполучить ее руку. Олли он показался добрым, "приятным и веселым ".

Великая княжна Мария Николаевна

Герцог Максимилиан-Лейхтенбергский

Но, незадолго до бала в Большом Петергофском дворце, он увидел Адини; между ними пробежала искра. Олли уступила возможного жениха сестре. Объяснение с императрицей Александрой Федоровной в присутствии Адини состоялось на террасе дворца в Стрельне. «Адини любит его! - сказала Олли». «Она видела Фрица, - писала впоследствии Ольга Николаевна, - через поэтическую вуаль своих восемнадцати лет, и Бог отозвал ее к Себе ранее, чем ее взгляд увидел другое». Правда, после бракосочетания она пыталась развить своего Фридриха морально и духовно, отвлечь от светских развлечений, вела серьезные разговоры, «читала с ним Плутарха, чтобы пример благородных мужей помог ему».

Великая княжна Александра Николаевна

Получалась, что Адини с замужеством опережала старшую сестру Ольгу Николаевну. Николай переживал и радовался одновременно. Великая княжна Ольга Николаевна писала: «Папа страдал из-за меня, и все-таки он был счастлив удержать меня при себе. Конечно, он любил также и Адини, но она была для него еще ребенком, а не равной ему, с кем можно было поговорить, как со мною; к тому же Адини была всегда очень молчаливой в его обществе из-за боязни неправильно говорить по-русски. (Благодаря своей английской воспитательнице, она не научилась свободно говорить на своем родном языке). Каким сокровищем была Адини, Папа понял в тот момент, когда ее не стало». И далее: «В день Петра и Павла, 29 июня, во время торжественного обеда была объявлена помолвка [сговор— Л.В.]. Когда Фриц незадолго до этого спросил Папа, смеет ли он говорить с ним, Папа заключил его в объятия и сказал: "Вот мой ответ! "».

Великие княжны Александра Николаевна и Ольга Николаевна

О. Верне. Царскосельская карусель. Семья императора Николая I в маскарадных костюмах, 1843

Когда царская семья 22 августа по обыкновению переселяется на осенние месяцы в Царское Село, Адини не подозревает, что не только на это лето — самое блаженное в ее жизни, но навсегда прощается она с «петергофским раем» — с великолепием его каскадов и фонтанов, с далью моря и мечтательными дорожками Александрии, с уютом любимого Коттеджа. Здесь, в своей обставленной «с прелестной простотой » девичьей комнате, где центральное место на столе занимает теперь портрет ее возлюбленного, 29 июля она записывает на последней странице дневника: "Кончаю этот дневник и, по странной случайности, одновременно завершаю свое девичье существование. Оно было прекрасным, это существование, и очень счастливым. Я не знала горя. Бог и любящие меня люди помогли мне запастись необходимым для моей будущности. Оно раскрывается теперь передо мной как заря прекрасного дня. Так пусть же облака, которые ее обложат, рассеются прежде вечера, а вечер моей жизни да будет похож на его зарю! Да поможет мне Бог ! "

Дворец -коттедж

Дворец -коттедж

Дворец -коттедж

Ольгин остров в Петергофе.Е. Мейер (?)

Классический вид павильона на озере в Петергофе. Е.Мейер.(?)

"Розовый павильон в Луговом парке Петергофа", Луиджи Премацци.

П. Борель, дворец Бельведер в луговом парке

Дворец Бельведер в луговом парке

Вид Ренеллы в Александрии.,

Сократ Воробьев

Могла ли подозревать она, полная светозарных надежд, что судьба тем временем уже обводила ее едва расцветающую жизнь траурной рамкой? Могла ли ведать, что никогда больше не суждено ей повторить и долгие прогулки по осенним аллеям царскосельского парка, где она дает теперь волю своим мечтам о будущем? Она не знает всего этого и счастлива, как может быть счастливым только юное влюбленное существо.

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

Великая княжна Александра Николаевна

Первым на нездоровье великой княжны задолго до очевидного проявления болезни обратил внимание ее учитель пения Soliva, однако придворные врачи успокоили императрицу, а проницательный итальянец поплатился тем, что был отстранен и вынужден был покинуть Россию.

Впрочем, сама невеста, витающая в радужных грезах, не придает этому значения, тем более что и ее доктор Раух не видит никаких поводов для беспокойства. Она поглощена мыслями о «своем Фрице », описывает ему в старательном рисунке свою просто обставленную комнату в Александровском дворце, главным украшением которой и здесь является теперь стоящий на мольберте его портрет, написанный летом Карлом Штейбейном, и считает дни до встречи с ним самим.

Вел.кн. Александра Николаевна. «Моя комната в Царском Селе 16 октября». Бумага, карандаш. 1843. Фонд Гессен-ского ландграфства, дворец Фазанери

К этому времени относится известный портрет Александры Николаевны. «В октябре, - вспоминала великая княжна Ольга Николаевна, - приехала мистрис Робертсон, известная английская художница, чтобы написать с Адини большой портрет в натуральную величину. В розовом платье, с волосами, заплетенными в косы по обе стороны лица, - такой она изображена на нем. Она была немного меньше меня ростом, с не совсем правильными чертами лица и очень хороша своеобразной красотой. Ее лицо всегда сияло весельем, но сейчас же меняло свое выражение, как только начинался разговор о чем-нибудь серьезном. В молитве, когда я закрывала глаза, чтобы сосредоточится, она, наоборот, широко открывала глаза и поднимала руки, точно желая обнять небо ».

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

29 декабря того же 1843 года официально отпраздновали помолвку Адини, 30 декабря состоялся торжественный прием, на котором присутствовал отец Фридриха семидесятилетний ландграф Гессен-Кассельский. «Фриц рядом со своей прелестной невестой,—передавала свои впечатления Олли, — казался незначительным и без особой выправки. Позднее я вспоминала, как был обеспокоен старый доктор Виллие, лейб-медик дяди Михаила, после того, как, пожав руку Адини, он почувствовал ее влажность. "Она, должно быть, нездорова" - сказал он тогда» . Тогда еще не знали, что еще в июне 1843 г. Адини заболела чахоткой (туберкулезом).

Великая княжна Александра Николаевна

Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский

Вильгельм Гессен-Кассельский (отец Фридриха Вильгельма)

Луиза Шарлотта Датская(мать Фридриха Вильгельма)

Меньше, чем через два месяца, 28 января 1844 года, состоялось венчание. «Высоконовобрачные » переехали в свои апартаменты Зимнего дворца. Началась обычная светская жизнь молодой четы. Далее снова предоставим слово ее сестре Олли: «Адини простудилась, когда возвращалась с бала от Нессельроде. Одно из окон экипажа было по недосмотру какого-то лакея опущено при десяти градусах мороза. На следующий день она проснулась с жаром. Никто не придал этому значению, полагаясь на ее здоровую натуру ». Чтобы не беспокоить родителей, Александра Николаевна продолжала появляться за утренним завтраком, ведь она скоро должна была покинуть Россию. «В конце Великого Поста, — продолжает свой печальный рассказ Ольга Николаевна, — в этом году мы переехали, как всегда, в Аничков, чтобы приготовиться к Причастию.

Зимний вид Невского проспекта около Аничкова дворца. 1847

В. С. Садовников

Возвращение же после Пасхи в Зимний дворец происходило уже без Адини. Она была в ожидании [беременна —Л.В.] и очень ослабела от сильного кашля. Врачи предписали ей покой и уложили в постель на три недели. После этого срока она переехала в Зимний дворец и поселилась в своих мрачных комнатах, страдая по свету и зелени садов в Аничковом, которые там были под окнами». Изменений к лучшему не наблюдалось: «Поездки в коляске ей были запрещены, и она проводила целые дни, безропотно лежа на диване. Никто не беспокоился о ней. Папа предпринял поездку в Англию, чтобы познакомится со своей юной племянницей Викторией и ее супругом Альбертом. В разгар празднеств в его честь он узнал ужасную новость, что у Адини скоротечная чахотка. Сам Мандт приехал к нему, чтобы сказать эту ужасную новость ».

Портрет неизвестной,Кристина Робертсон

Когда Николай Павлович вернулся, семья уже жила в Царском Селе. Казалось «деревенский воздух » оживил Адини. Она стала предпринимать вместе с Фрицем поездки на коляске. Диагнозу, сделанному Мандтом, не хотелось верить; ждали чуда.

Придворные врачи не смогли вовремя распознать болезнь и поставить правильный диагноз. Лейб-медик Раух проглядел заболевание, а когда понял, «впал в расстройство умственных сил », — писал граф М. А. Корф в воспоминаниях «Кончина и погребение великой княгини Александры Николаевны» .

Ворота"любезным моим сослуживцам" 1857г.

В.С.Садовников

Тяжелая атмосфера тех дней запомнилась Ольге Николаевне: «Врачи же Маркус, Раух и Шольц выглядели совершенно уничтоженными. Их, кроме Шольца, который был необходим как акушер, сейчас же отпустили. Мандт взялся за лечение один. Он был также несимпатичен Адини, как и нам, всем, и только из послушания она пересилила себя и позволила лечить. К счастью, он не мучил ее. Горячее молоко и чистая вода, чтобы утолить жажду, было, собственно, все, что он предписал. Эту воду он магнетизировал, что, по его мнению, успокаивало больную.

Однако уже в начале месяца появились признаки страшной болезни, и фатальный прогноз был подтвержден не только придворными врачами, но и датским медиком Банком, приглашенным к больной.

Акварель Л. Премацци

Когда дни стали теплее, Адини стала страдать припадками удушья. Мама отдала ей свой кабинет с семью окнами, он даже летом был полон воздуха и свежести. Его устроили как спальню для Адини ». К сожалению, состояние Александры Николаевны ухудшалось. Ей пришлось жить отдельно от Фрица: «В середине июня, за несколько дней до девятнадцатилетия, положение ухудшилось. Она была точно выжжена жаром. Приступы тошноты мешали ей принимать пищу, а припадки кашля - до сорока раз за ночь - разгоняли сон» .

Между тем Александра Николаевна не подозревала, что обречена, «услаждала скуку болезни воздушными замками о будущем пребывании своем в Дании и о воспитании ожидаемого младенца» , расспрашивала брата Константина, вернувшегося из морской поездки в Данию, о приготовлении дворца и «в последние дни любила окружать себя своими нарядами и любоваться ими».

Великий князь Константин Николаевич

Наступил день рождения Адини. Обедню служили в наскоро устроенной часовне прямо в Александровском дворце. Священник Бажанов принес Св. Дары к больной и принял ее Святое Причастие. Во время разговора с Олли, Адини сказала, что ей пришла мысль о смерти и передала для Папа эскиз павильона для пруда с черными лебедями.

Александра
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Вероисповедание: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: после 1452 и до 1490-х (?)
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Место погребения: Собор Покровского монастыря в Суздале
Род: Рюриковичи (?)
Имя при рождении: неизвестно
Отец: Иван III Васильевич (?)
Мать: Мария Борисовна или София Палеолог (?)
Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инокиня Александра (имя в миру неизвестно; ум. 1525) - княжна, погребенная в усыпальнице под собором Покровского монастыря в Суздале, вместе с другими знатными узницами-монахинями , в том числе царицами. Предположительно дочь великого князя московского Ивана III , возможно от первого брака , неизвестная по другим источникам.

Источники

Надпись на её надгробии гласит:

«Лета 7033 (1525 года) преставися благоверная княжна инокиня Александра мая в 11 день, а погребена была в землю того же месяца в 21 день» .

Надпись об освещении Покровского собора, записанная в своё время суздальским протопопом Ананией Федоровым , дополняет эту информацию. Она гласит, что собор был освящен в 1514 году в присутствии инокини Александры, сестры великого князя Василия III Ивановича - очевидно, речь идет об одной и той же знатной насельнице монастыря.

На следующий год после смерти инокини Александры великий князь Василий III сослал в этот монастырь свою бесплодную жену Соломонию Сабурову .

Идентификация

Однако у Василия III не было известной сестры с подобной судьбой - все его полнородные сёстры (дочери Ивана III от 2-го брака Софии Палеолог) либо умерли во младенчестве, либо были выданы замуж. У него был старший единокровный брат - сын Ивана III (ум. 1505) от 1-го брака с княжной Марией Борисовной Тверской - рано скончавшийся Иван Молодой (ум. 1490); его вдова Елена Волошанка (ум. 1505) и маленький сирота-сын Дмитрий Внук (ум. 1509) к 1500-м годам пали жертвой интриг Софьи Палеолог, в результате которых престол унаследовал Василий III. Предположительно, инокиня Александра может оказаться неизвестной из других источников полнородной сестрой Ивана Молодого и единокровной - Василия III, сосланной в монастырь из-за победы Софьи Палеолог. (В этом случае её дата рождения приходится после 1452 года до 22 апреля 1467 года - дат брака и смерти Марии Борисовны Тверской).

Н. А. Казакова и Я. С. Лурье , говоря об участии в ереси жидовствующих Елены Волошанки, в примечании также упоминают инокиню: «В анонимной статье „Суздаль“, помещенной в „Журнале Московской патриархии“ (1945, № 11, стр. 41), сообщается без ссылки на какие-либо источники об участии в ереси ещё одного члена великокняжеской семьи - дочери Ивана III Александры, похороненной в 1525 г. в Суздальском Покровском монастыре». . Они приводят другую версию её происхождения, считая, что «дочь Ивана III инокиня Александра в миру, по-видимому, Елена - вторая из дочерей Ивана, носивших это имя». (Всего Елен у Ивана и Софии было, кажется, три или четыре, и лишь судьба Елены, королевы Польской , изучена досконально). По их сведениям, данная вторая Елена «действительно была похоронена в Суздальском Покровском монастыре» , но об её ереси в доступных им источниках ничего не говорится . Дата её рождения тогда может приходиться на период с 1474 года (свадьба Софии Палеолог) до 1490-х годов, когда великая княгиня (ум. 1503) рожала своих последних детей.

Напишите отзыв о статье "Инокиня Александра (княжна)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Инокиня Александра (княжна)

– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...
– Ну что ты, мамочка, мы ведь ещё живы!.. Мы ещё можем бороться!.. Ты ведь мне сама говорила, что будешь бороться, пока жива... Вот и давай-ка думать, можем ли мы что-то сделать. Можем ли мы избавить мир от этого Зла.
Она снова меня поддерживала своей отвагой!.. Снова находила правильные слова...
Эта милая храбрая девочка, почти ребёнок, не могла даже представить себе, каким пыткам мог подвергнуть её Караффа! В какой зверской боли могла утонуть её душа... Но я-то знала... Я знала всё, что её ждало, если я не пойду ему навстречу. Если не соглашусь дать Папе то единственное, что он желал.
– Хорошая моя, сердце моё... Я не смогу смотреть на твои мучения... Я тебя не отдам ему, моя девочка! Севера и ему подобных, не волнует, кто останется в этой ЖИЗНИ... Так почему же мы должны быть другими?.. Почему нас с тобой должна волновать чья-то другая, чужая судьба?!.
Я сама испугалась своих слов... хотя в душе прекрасно понимала, что они вызваны всего лишь безысходностью нашего положения. И, конечно же, я не собиралась предавать то, ради чего жила... Ради чего погиб мой отец и бедный мой Джироламо. Просто, всего на мгновение захотелось поверить, что мы можем вот так взять и уйти из этого страшного, «чёрного» караффского мира, забыв обо всём... забыв о других, незнакомых нам людях. Забыв о зле...
Это была минутная слабость усталого человека, но я понимала, что не имела право допускать даже её. И тут, в довершении всего, видимо не выдержав более насилия, жгучие злые слёзы ручьём полились по моему лицу... А ведь я так старалась этого не допускать!.. Старалась не показывать моей милой девочке, в какие глубины отчаяния затягивалась моя измученная, истерзанная болью душа...
Анна грустно смотрела на меня своими огромными серыми глазами, в которых жила глубокая, совсем не детская печаль... Она тихо гладила мои руки, будто желая успокоить. А моё сердце криком кричало, не желая смиряться... Не желая её терять. Она была единственным оставшимся смыслом моей неудавшейся жизни. И я не могла позволить нелюди, звавшимся римским Папой, её у меня отнять!
– Мамочка, не волнуйся за меня – как бы прочитав мои мысли, прошептала Анна. – Я не боюсь боли. Но даже если это будет очень больно, дедушка обещал меня забрать. Я говорила с ним вчера. Он будет ждать меня, если нам с тобой не удастся... И папа тоже. Они оба будут меня там ждать. Вот только тебя оставлять будет очень больно... Я так люблю тебя, мамочка!..
Анна спряталась в моих объятиях, будто ища защиты... А я не могла её защитить... Не могла спасти. Я не нашла «ключа» к Караффе...
– Прости меня, солнышко моё, я подвела тебя. Я подвела нас обеих... Я не нашла пути, чтобы уничтожить его. Прости меня, Аннушка...
Час прошёл незаметно. Мы говорили о разном, не возвращаясь более к убийству Папы, так как обе прекрасно знали – на сегодняшний день мы проиграли... И не имело значения, чего мы желали... Караффа жил, и это было самое страшное и самое главное. Нам не удалось освободить от него наш мир. Не удалось спасти хороших людей. Он жил, несмотря ни на какие попытки, ни на какие желания. Несмотря ни на что...
– Только не сдавайся ему, мамочка!.. Прошу тебя, только не сдавайся! Я знаю, как тебе тяжело. Но мы все будем с тобой. Он не имеет права жить долго! Он убийца! И даже если ты согласишься дать ему то, что он желает – он всё равно уничтожит нас. Не соглашайся, мама!!!
Дверь открылась, на пороге снова стоял Караффа. Но теперь он казался очень чем-то недовольным. И я примерно могла предположить – чем... Караффа более не был уверен в своей победе. Это тревожило его, так как оставался у него только лишь этот, последний шанс.
– Итак, что же вы решили, мадонна?
Я собрала всё своё мужество, чтобы не показать, как дрожит мой голос, и совершенно спокойно произнесла:
– Я уже столько раз отвечала вам на этот вопрос, святейшество! Что же могло измениться за такое короткое время?
Приходило ощущение обморока, но, посмотрев в сияющие гордостью глаза Анны, всё плохое вдруг куда-то исчезло... Как же светла и красива была в этот страшный момент моя дочь!..
– Вы сошли с ума, мадонна! Неужели вы сможете так просто послать свою дочь в подвал?.. Вы ведь прекрасно знаете, что её там ждёт! Опомнитесь, Изидора!..
Вдруг, Анна вплотную подошла к Караффе и звонким ясным голосом произнесла:
– Ты не судья и не Бог!.. Ты всего лишь – грешник! Потому и жжёт Перстень Грешников твои грязные пальцы!.. Думаю, он одет на тебя не случайно... Ибо ты самый подлый из них! Ты не испугаешь меня, Караффа. И моя мать никогда не подчинится тебе!
Анна выпрямилась и... плюнула Папе в лицо. Караффа смертельно побледнел. Я никогда не видела, чтобы кто-то бледнел так быстро! Его лицо буквально в долю секунды стало пепельно-серым... а в его жгучих тёмных глазах вспыхнула смерть. Всё ещё стоя в «столбняке» от неожиданного поведения Анны, я вдруг всё поняла – она нарочно провоцировала Караффу, чтобы не тянуть!.. Чтобы скорее что-то решить и не мучить меня. Чтобы самой пойти на смерть... Мою душу скрутило болью – Анна напомнила мне девочку Дамиану... Она решала свою судьбу... а я ничем не могла помочь. Не могла вмешаться.

П.П.Заболоцкий (1842-1916). Портрет великой княжны Александры Николаевны. 1907
Холст, масло. 142,0 х 107,0
Поступление: из антиквариата, 2003
ГМЗ "Царское Село"
Портрет является видоизменённым вариантом акварельного портрета В.Гау 1843 г,находящегося в коллекции ГМЗ "Петергоф"


Папка для рисунков великой княжны Александры Николаевны
Бумага, холст, картон, шёлк. 52,0 х 46,0 х 1,2
До 1917 г хранилась в Библиотеке императора Николая II в Зимнем дворце
Поступление: из антиквариата, 1999
ГМЗ Царское Село
Оклеена бумагой под "мрамор", с тесёмками зелёного шёлка.
Внутри папка оклеена светлой бумагой и имеет четыре разделителя из холста;
Публикуется впервые

1.

Автопортрет великой княжны Александры Николаевны. 1836
Картон, карандаш. 33,0 х 25,0
ГА РФ
С правой стороны надпись чернилами рукой великой княжны: "Адини. 6 декабря 1836"
Публикуется впервые

2.


Великая княжна Александра Николаевна. Спальня императора Александра I в Большом Царскосельском дворце. 1830-е
Бумага, карандаш. 40,0 х 37,0
Справа внизу подпись и число: "Адини 6 декабря"
ГМЗ "Царское Село"
Рисунок не окончен.
Рисунок приготовлялся к 6 декабря (Николин день, день Николы зимнего) - дню именин Николая Павловича. Вместе с тем, изображение опочивальни Александра I, запечатлённое на рисунке незадолго до очередной годовщины дня рождения императора (12 декабря 1777), даёт возможность убедиться в том, что в 1830-е гг. память о нём сохранялась в семье, а состояние интерьера, соответствовавшее его прижизненному убранству, тщательно сберегалось.

3.


Великая княжна Александра Николаевна. Комната. 1838
Картон, карандаш. 21,0 х 25,5
С правой стороны рисунка надпись чернилами рукой великой княжны: "Адини. 6 декабря 1838"

4.

Великая княжна Александра Николаевна. Интерьер с рыцарями. 1837
Картон, карандаш. 33,0 х 25, 0
С правой стороны рисунка надпись чернилами рукой великой княжны: "Адини. 6 декабря 1837"

5.


Великая княжна Александра Николаевна. Архитектурная композиция. Учебный рисунок. 1832
Картон, акварель, карандаш
25,0 х 33,0
С левой стороны рисунка надпись чернилами рукой великой княжны: "Адини 6 декабря 1832"
Публикуется впервые

6.

Великая княжна Александра Николаевна. Детская комната с домиком. 1836
Картон, карандаш. 33,0 х 25,0
С правой стороны рисунка надпись чернилами рукой великй княжны: "Адини. 1836"

Это не я срезала надпись, когда сканировала, это в книге так:)

Известно, что в детской великих княжон был домик. Вот, читаем про него.

Из детского письма вел.кн.Александры Николаевны матери от 15 октября 1831 г: "Любезная мама, я тебя цалую и прошу тебя поцелуй за меня Папа. Сего дня я была у Ниски (вел.к.Н.Н.), он был как ангел, пред тем я играла на горе. Здорова ли ты, любезная Мама? После уроков Оли часто мне рассказывает сказки в домике" (ГА РФ)

Из воспоминаний Ольги Николаевны.
"1834 год.
Опять встают передо мной картины нашей детской жизни. В память моего посещения монастыря в Новгороде игуменья Шишкина подарила мне крестьянскую избу, внутренность которой была из стекла, а мебель расшита цветным бисером. Кукла с десятью платьями, изготовленными монахинями, находилась в ней. Почти одновременно с этим подарком liana подарил нам двухэтажный домик, который поставили в нашем детском зале. В нем не было крыши, чтобы можно было без опасности зажигать лампы и подсвечники. Этот домик мы любили больше всех остальных игрушек. Это было наше царство, в котором мы, сестры, могли укрываться с подругами. Туда я пряталась, если хотела быть одна, в то время как Мэри упражнялась на рояле, а Адини играла в какую-нибудь мною же придуманную игру. По возрасту я была между ними обеими: на три года моложе Мэри, на три года старше Адини - и часто чувствовала себя немного одинокой. Я начала уже отдаляться от мирка игр Адини, в то время как не могла еще подойти к миру взрослых, к которому в свои четырнадцать лет уже принадлежала Мэри. Мои сестры были жизнерадостными и веселыми, я же серьезной и замкнутой. От природы уступчивая, я старалась угодить каждому, часто подвергалась насмешкам и нападкам Мэри, не умея защитить себя. Я казалась себе глупой и простоватой, плакала по ночам в подушку и стала представлять себе, что я совсем не настоящая дочь своих Родителей, а подменена кормилицей: вместо их ребенка она положила мою молочную сестру. Мадемуазель Дункер только способствовала моему одиночеству. Благодаря своему характеру она мгновенно вспыхивала и сейчас же передавала свое неудовольствие Юлии Барановой, которая в свою очередь тотчас же брала сторону своей воспитанницы Мэри. Вкрадывалась натянутость в отношения, и каждая оставалась со своей ученицей в своей комнате. Воспитатель Саши генерал Мердер, который был в хороших отношениях с Шарлоттой Дункер, умел меня подбодрить и внушить мне доверие к себе, говоря, что ни мое спокойствие и ни моя застенчивость отнюдь не значат, что я неспособная, но указывают на качества глубокой натуры, которой нужно время, чтобы развиться. Сходство моей натуры с Сашиной сделало то, что он был необычайно чуток и близок со мной.
В детском зале, где стоял наш игрушечный домик, нас учила танцам Роз Колинетт, дебютировавшая в Малом Гатчинском театре. Мы упражнялись в гавоте, менуэте и контрдансе вместе с Сашей и его сверстниками. После этого бывал совместный ужин, и вместо неизменного рыбного блюда с картофелем нам давали суп, мясное блюдо и шоколадное сладкое. Зимой 1833 года эти веселые уроки прекратились, оттого что Мэри исполнилось пятнадцать лет и она переселилась от нас в другие комнаты".

«Сокровище Адини»

Великая княжна Александра Николаевна Романова (1825 - 1844).

В 1844-1845 гг. близ Коттеджа в Петергофе был установлен еще один памятник в виде мраморной скамьи с мраморным бюстом (И.П. Витали) - восстановлен в Нижнем парке Петергофа у Львиного каскада. В самом Коттедже, существует сохранившаяся мемориальная комната Адини.

Из дневников великого князя Константина Николаевича известно, что братья ежегодно справляли панихиду на могиле сестры.

В 1860 году, за несколько дней до смерти их матери, императрицы Александры Федоровны, образ Адини воспринимался еще обостреннее: «29 июля 1860. [...] Мы 4 брата были в крепости на панихиде Адини. Как-то ее кончина мне особенно и ясно пришла на память. И я много и отрадно плакал», - записал великий князь.

В 1861 году, после смерти Александры Федоровны, Александр II раздал альбомы, принадлежавшие вдовствующей императрице, своим братьям и сестрам. Константин Николаевич вновь отметил в дневнике: «Мне достались самые мои любимые [...] журналы Адини и, между прочим, ее причастный журнал, который я так страстно люблю. Я этому особенно счастлив».

Из духовного завещания императора Александра II, составленного в 1876 году, известно, что в его Кабинете в Зимнем дворце постоянно находилось три портрета младшей сестры - на рабочем столе, на стене и на «на дверях», а также картина, изображающая пуделя Гусара, написанная Адини.

Источники:

  • Выскочков Л.В. Очерки повседневной жизни царской семьи в конце XVIII - первой половине XIX вв. Альманах Екатерининский собор, вып. 3, 2009 год
  • Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Альбом. Автор - составитель И.К. Ботт.-СПб.: Аврора, 2009.-256 с., ил.

Просмотров