Франция в первой половине xviii века. история франции. Экономика Франции в XVII-XVIII вв. Особенности сельскохозяйственной экономики Франции перед Великой Французской революцией Франция 18 век краткая информация

Франция эпохи «старого порядка». Вторая половина XVIII века - завершающий этап «старого порядка» - политического и социально - экономического режима Франции. Понятие «старый порядок» вошло в научный оборот после появления в 1856 году книги Алексиса Токвиля «Старый режим и революция»

Появился этот «старый порядок» приблизительно в конце XVI - начале XVII вв. Как писал французский историк П. Губер, «Монархия Старого порядка родилась в гражданских войнах … во второй половине XVI в.».

Особенности «старого порядка» во многом предопределили Французскую революцию и её характер. По словам П. Губера, «старый порядок» - это, прежде всего, форма общества». Знаток новой истории А. Токвиль писал, что «без чёткого представления о старом обществе» не возможно понять Французскую революцию.

Экономическое положение Франции в последней четверти XVIII века; общая характеристика . Франция в последнюю четверть XVIII века вступила, будучи одной из самых развитых и многолюдных европейских стран. По численности населения (27 млн. в 1775 г.) она лишь относительно немного уступала России (30 млн.), находилась в более или менее равном положении с Австрией и значительно превосходила Испанию (чуть более 10 млн.), Англию (около 10 млн.) и Пруссию (6 млн.).

Франция добилась больших успехов в XVIII веке в тяжелой индустрии. Богатые дворянские семьи вкладывали в неё средства. В конце века более 50% металлургических предприятий принадлежали дворянам, более 9% - церкви. Именно в этот период дворянская семья Ванделей основала знаменитый металлургический завод в Крезо, где в 1787 г. была проведена первая во Франции плавка с использованием кокса. В 80-е годы началось применение и первых паровых машин.

Во Франции, как пишет П. Губер, успешно в целом функционировала финансовая система; было зафиксировано твердое серебряное содержание французского ливра (около 4,5 г. серебра), которое оставалось неизменным практически до самой революции 1789 г.

Быстро развивалась внешняя торговля Франции, которая в течение XVIII века выросла в 5-6 раз. По ее общему объему Франция вышла на второе место в мире после Англии. Причем, разрыв между двумя странами постепенно сокращался, поскольку французская внешняя торговля росла более высокими темпами.

Сотни французских судов из Франции везли в Африку ром и ткани, там наполняли трюмы чернокожими рабами для плантаций Вест-Индии, откуда возвращались в метрополию груженые сахаром-сырцом, кофе, индиго и хлопком. Колониальное сырье перерабатывалось на многочисленных предприятиях, окружавших морские порты, после чего готовые продукты частично потреблялись в самой стране, частично продавались за рубеж. Внешняя торговля стимулировала развитие судостроения, текстильной и пищевой промышленности.

Развивалась и внутренняя торговля. Этому способствовало, в частности, дорожное строительство, за 40 лет было построено 4000 км дорог. 30 Развернутое государством строительство дорог, мостов и каналов способствовало не только расширению внутренней торговли, но и специализации различных регионов на производстве определенных видов продукции для рынка.

Был заметен прогресс в сельском хозяйстве. Крупные дворянские и фермерские хозяйства были ориентированы на рынок, устанавливалась специализация. При этом осуществлялась «агрономическое просвещение»; при активной поддержке властей работали просветительские сельскохозяйственные общества. В целом, рост валового продукта сельского хозяйства с 1709 по 1780 г. составил до 40%.

Однако, подобно мифическому Танталу, страдавшему от голода среди изобилия еды, как писал А. Токвиль, большинство населения в богатой, экономически развитой тогдашней Франции было обременено проблемами и страданиями.

Последние десятилетия «старого порядка» для некоторых французов остались в памяти как годы величия, для большинства - как годы яркого проявления «убожества и пороков» французского общества.

Сословная структура французского общества. На «верхних этажах» французского общества находились дворянство и духовенство. Они обладали исключительными экономическими возможностями, политические правами. Французский историк Р. Мунье, исследуя общественный статус дворянства, его иерархию, выделил в отдельные группы придворную знать и высшее провинциальное дворянство.

Г. Ришар, изучая экономическую деятельность дворянства, отмечает активность аристократической части этого социального слоя в металлургической промышленности, а также в деятельности акционерных обществ. Его исследования позволили выделить два экономических типа среди высшего дворянства, имевших свои экономические предпочтения и интересы: «новое» или «деловое» дворянство и старую родовую знать.

По мнению Е.А. Куцевой, среди французского высшего дворянства выделялось прогрессивно настроенное меньшинство, применяющее новые технологии в экономической сфере (в сельском хозяйстве и промышленности) и придерживающееся либеральных взглядов в политике, которое активно стремилось к преобразованиям в стране.

Английские историки А. Милвард и С. Саул подсчитали, что во Франции конца XVIII века средний уровень доходов аристократии в 10 раз превышал средний уровень доходов буржуазии.

Большинство государственных должностей могли занимать только дворяне, они же формировали парламенты, куда практически невозможно было попасть представителям третьего сословия.

Чтобы войти на «верхние этажи» французского общества была внедрена в практику продажа дворянских титулов. Новый слой дворянства, образовавшийся посредством покупки титулов, называли «дворянство мантии», в то время как старую потомственную аристократию называли «дворянством шпаги». По мнению многих историков, к XVIII в. между новым и старым дворянством исчезли сколько-либо существенные различия, и они сформировали единую «касту».

Отношение к дворянству во Франции было далеко не почитаемое. Слова «аристократы» и «аристократия» в то время стали ругательными, а сами дворяне и их семьи стали объектом террора, издевательств и нападок со стороны народных масс. Французские историки Ф. Фюре и Д. Рише полагают, что это стало следствием «комплекса унижения», сформировавшегося у массы простых французов.

Что касается третьего сословия, то оно включало около 98% населения Франции, и было неоднородным. Наиболее крупными социальными группами в его составе были крестьянство (более 85% населения) и буржуазия. Под «буржуазией» во Франции понимали средний класс, имевший неплохой доход, свой «буржуазный» стиль жизни. Упомянутые историки А. Милвард и С. Саул писали, что доходы буржуазии примерно в 10 раз превышали средний уровень доходов рабочих и крестьян.

Тем «буржуа», которым удавалось разбогатеть, купить себе дворянский титул, покидали ряды буржуазии, примкнув к аристократии.

Самым тяжелым было положение крестьян, которые несли основное бремя налогов и сборов, страдали от произвола помещиков и бюрократии и не имели никаких политических прав. По оценкам, совокупное налоговое бремя крестьян по отношению к помещикам, государству и церкви (налоги, арендная плата, десятина и т.д.) составляло в среднем 30-40% от валового урожая (или порядка 45-50% от нетто-урожая, за вычетом семенного фонда). Помимо этого, крестьян часто привлекали к принудительным неоплачиваемым работам на государство (строительство дорог и т.д.) и на помещиков.

По свидетельствам французских современников, 3/4 крестьян во Франции круглый год, и летом и зимой, ходили в одной и той же изношенной одежде, так как другой у них не было, и в деревянных ботинках (сабо) на босу ногу; зимой они сильно мерзли, так как в их жилищах не было никакого отопления, а леса, как правило, были собственностью помещиков или короля и вход туда был запрещен. Поэтому крестьянские бунты были постоянным явлением в жизни Франции.

Земельные отношения. На большей части французской территории существовало крупное помещичье землевладение наряду с мелким крестьянским землевладением. Большинство крестьян владели собственными «приусадебными» маленькими участками земли и одновременно арендовали землю у помещиков. Лишь на самом юге Франции существовали свободные единоличные крестьянские хозяйства; крупное помещичье землевладение там было полностью уничтожено в ходе гугенотской революции XVI века.

Долгие десятилетия сельское хозяйство во Франции велось патриархальными методами, урожайность была низкой. Но с середины XVIII века во Франции начинают проявляться инновации в сельском хозяйстве.

Характерной особенностью аграрных отношений рассматриваемой эпохи стали баналитеты - «феодальные» обязательства крестьян перед помещиками. К ним относились, например, плата за проезд по дороге, требование в обязательном порядке молоть муку на помещичьей мельнице (за высокую плату), запрет на торговлю вином в пиковый сезон спроса на него, отработка определенного количества дней на помещика (барщина) и т.д.

Многие историки полагают, что баналитеты не были «пережитком феодализма», а являлись новым феноменом, возникшим в течение XVI-XVIII вв. И ведущую роль в его широком распространении играла не старая потомственная аристократия («дворянство шпаги»), а «дворянство мантии» - новый слой аристократии, выдвинувшийся из числа разбогатевших буржуа. 44 По некоторым подсчетам, через баналитеты помещики выкачивали из крестьян, помимо арендной платы за землю, в среднем около 15% годового валового дохода последних.

Характерной чертой Франции той эпохи являлись периодически повторявшиеся, как их называли во Франции, «кризисы выживания»; хотя в реальности речь идет о голодоморах. Во время сильных голодоморов, повторявшихся приблизительно раз в 15 лет и охватывавших значительную часть страны, смертность среди населения достигала 10-20%; но мелкие локальные «кризисы выживания» в тех или иных провинциях происходили практически ежегодно. Одну из причин историки видят в существовании крупного помещичьего землевладения. Так, голодоморов не было на юге Франции, где крупное помещичье землевладение ранее было уничтожено. Историк С. Каплан указывает, что голодоморы нередко были следствием спекуляций зерном, организованных местной аристократией - помещиками и чиновниками.

Положение в торгово-финансовой сфере. Франция последних десятилетий эпохи «старого порядка» характеризовалось крайне слабым развитием денежного обращения и торговли. Внутри страны существовало множество внутренних таможен, что препятствовало внутренней торговле. В области внешней торговли вплоть до середины XVIII в. существовала государственная монополия, препятствовавшая её развитию.

Финансовая сфера, как уже указывалось, функционировала в целом нормально. Но были и немалые проблемы, которых, кстати не существовало в соседних странах. Франция была в то время единственной страной на Западе Европы, у которой не было государственного банка, призванного отвечать за эту сферу деятельности. Довольно часто обнародовались факты, когда представители крупной аристократии и различные дельцы чеканили фальшивую монету, которой была наводнена вся Франция.

У многих низших слоев к деньгам не было особого доверия. Крестьяне часто рассчитывались частью своего урожая, а представители других сословий писали долговые расписки, которые, в конечном счете, погашались посредством взаимозачетов.

Не случайно, в ходе массовых восстаний крестьяне требовали, выражаясь сегодняшним языком, «свертыванием товарно-денежных отношений». Это было связано не только с недоверием к французским деньгам, но и со стремлением уменьшить размах злоупотреблений и коррупции, со сбором денежных налогов чиновниками.

Были проблемы в налоговой сфере. Не существовало никакого единообразия в области сбора налогов, для каждого города и провинции существовал свой особый налоговый режим и свои особые налоги; и точно так же размер налогов, взимаемых с одного хозяйства, мог сильно отличаться от величины тех налогов, которые взимались с хозяйства соседнего. В результате, как указывал А. Токвиль, французские крестьяне, даже имевшие неплохие доходы, старались прикидываться нищими, чтобы не вызвать зависть окружающих и не навлечь на себя пристрастную налоговую разверстку.

Проблемы в торговле и в денежном обращении были одной из причин крайней статичности населения, которая, кстати, усиливала «патриархальность» его мышления. Как показали исследования историков, подавляющее большинство французских крестьян первой половины XVIII вв. никогда в своей жизни не выезжало за пределы своей деревни на расстояние более нескольких километров.

Положение в обществе. Большое место в жизни французского общества занимала Церковь. Она являлась не только самым крупным землевладельцем, но и политическим институтом: все третье сословие было обязано платить специальный церковный налог (церковную десятину), достигавший в некоторых провинциях 10-12% от валового урожая. Уплата церковного налога не давала права крестьянам пользоваться услугами священников - они должны были им платить отдельно (за крещение ребёнка, проведение мессы, венчание и т.д.), что вызывало постоянное недовольство населения и требования отмены десятины, которая воспринималась как несправедливый налог на третье сословие. 55 Позднее, во время революции церковь, наряду с аристократией, подвергнется нападкам, преследованиям и террору.

Одним из первых деяний французской революции, - писал А. Токвиль, - было покушение на Церковь, а среди порожденных ею страстей безбожие зажглось первым и угасло последним. …такую ожесточенную ненависть христианство разожгло не как религиозное учение, а как политический институт; не потому что священники брались улаживать дела мира иного, но потому что в мире этом они были собственниками, сеньорами, сборщиками десятины, администраторами; не потому что Церковь не могла занять место в новом обществе, которое собирались основать, но потому что она уже

занимала самое привилегированное и самое сильное место в том старом обществе, которое собирались обратить во прах.

Положение различных социальных групп в обществе во многом зависло от законов, принимаемых королевской властью и парламентами. Законы были сложны и запутаны, их выполнение отнюдь не было обязательным, а из любого закона было множество исключений. А. Токвиль писал: «Часто жалуются, что французы презирают закон; увы! Когда бы они смогли научиться уважать его? Можно сказать, что у людей старого порядка то место, которое в человеческом уме должно занимать понятие закона, пустовало».

Судебная система была крайне сложной и запутанной. Только в одном районе Парижа существовало порядка 40 различных судов и трибуналов. Судьями являлись исключительно представители первого и второго сословия. Все судебные должности продавались и наследовались, что предопределяло большое представительство среди судей крупной аристократии. Например, одних только помещичьих судов (где помещик выступал судьей) было во Франции порядка 20-30 тысяч. Историки отмечают постоянную дискриминацию третьего сословия, особенно крестьян, в судебных разбирательствах.

Французский абсолютизм; его особенности. Настоящую выпускную квалификационную работу можно отнести во франковедение к разделу

«Причины и предпосылки Французской революции конца XVIII века». Отсюда возникает необходимость экскурса в историю государственных институтов «старого порядка», анализа французского абсолютизма, его особенностей.

Пожалуй, первым из российских историков, кто начал размышлять над указанной темой, был Н.И. Кареев. Он, как известно, традиционно признаваемый «патриархом русской школы», не только изложил свою точку зрения на французский абсолютизм в известном учебном курсе по истории нового времени, но и посвятил этой теме отдельную работу под названием

«Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. Общая характеристика бюрократического государства и сословного общества«старого порядка». По мнению Н.И. Кареева, французский абсолютизм выступал воплощением «абсолютной монархии нового времени», «несвободы», «социального феодализма» и «неравенства».

Королевская власть, размышлял Н.И. Кареев, «считала своим правом и своим интересом, отождествляя их с правом и интересом самого государства, единственным судьею которых был притом опять-таки сам монарх». 61Абсолютный характер власти французского короля, утверждал историк, проявлялся в том, что «вся нация сосредотачивалась в его особе, и государство как бы воплощалось в личности государя».

При абсолютизме, писал Н.И. Кареев, верховодила «королевская власть и бюрократия». Согласно Н.И. Карееву, абсолютизму был присущ откровенно волюнтаристский характер управления, когда политические решения определялись исключительно «особенностями психики лиц», стоявших во главе государства, что вело к «противоречивости, непоследовательности или общей несуразности в ведении дел».

Многие черты управления при абсолютизме государственного устройства во Франции имели внешнее сходство с другими европейскими странами. Однако были и важные отличия, делавшие Францию непохожей на её соседей. Важнейшее из них состояло в системе продажи государственных должностей, охватывавшей весь государственный аппарат как в Париже, так и в провинциях. Система продажи должностей постепенно стала чем-то столь странным, чего никогда ранее не было видано в мире.

Стоимость высших государственных должностей в последние десятилетия перед Французской революцией достигала 200-300 тысяч ливров (фунтов) и более, что было эквивалентно стоимости роскошного отеля с полной обстановкой. Вместе с покупкой должности чиновник получал право на пожизненную «ренту», которая, как правило, позволяла многократно окупить произведённые затраты. Чиновники полагали, что приобретая должность, да ещё пожизненную и с правом наследования, они получают полную независимость в своих действиях от центральной власти. Система покупки и пожизненного владения государственными должностями была постоянным коррупционным источником. Приобретя должность, каждый чиновник стремился окупить произведённые затраты, используя при этом своё служебное положение. Историками приводятся примеры крупных состояний, накопленных чиновниками за годы своей службы, в то время как в момент начала своей карьеры некоторые из них были бедны.

В 1771 году тогдашний король Франции попытался отменить куплю - продажу и наследование ряда должностей, но этот план встретил сильное противодействие со стороны аристократии, и после смерти короля о нём забыли.

Вернемся к рассуждениям Н.И. Кареева. Он писал: «Королевская власть и бюрократия взяли на себя законодательную функцию государства, вполне устранивши общественные силы от какого бы то ни было участия в издании законов и в преобразовательной деятельности государства. То же самое произошло в области управления и суда, которые все более и более бюрократизировались».

Огромное влияние при абсолютизме, по мнению Н.И. Кареева, имела полиция. Утверждая, что «полицейскому произволу было подчинено все», он даже называл французскую монархию «полицейским государством». «Что особенно характеризует полицейское государство, так это - неуважение к личным правам: …произвольные аресты, конфискации, преследование иноверия, перлюстрация частной переписки, цензурные запрещения, сожжения книг рукой палача, гонения, воздвигавшиеся на писателей и т.п.».Суд был лишен какой бы то ни было независимости, являясь «лишь одним из административных ведомств, мало чем отличавшимся от такого, например, ведомства как полиция».

«Кареевская» интерпретация французского абсолютизма, как неограниченной власти короля стала, позднее у наших историков «методологическим указанием» для таких историков, как: Е.В. Тарле, М.Н. Покровский, Н.М. Лукин, С.А. Лотте, Ф.В. Потемкин, А.З. Манфред, В.Г. Ревуненков.

Современный исследователь новой истории Франции А.В. Чудинов задаётся вопросом: «А действительно ли королевская власть во Франции при «последних» людовиках была абсолютной»? Казалось бы, ответ очевиден.

И ответ содержится не только в исторических исследованиях многих французских историков и указанных российских авторов. Ведь об «абсолютном» характере королевской власти во Франции периода «старого порядка» писали многие французские юристы, стоящие на службе монархии. А.В. Чудинов считает, что речь во французских юридических трактатах «скорее шла о желаемом, нежели о действительном». Он утверждает, что «признание за королем абсолютной власти никоим образом не означало наличия у него власти неограниченной, которую он мог бы использовать по собственному произволу.

А.В. Чудинов ссылается при этом на французского автора Клода Сейсселя, который утверждал, что «абсолютная власть государя и монарха, каковая при неразумном использовании называется тиранией, является ограниченной и упорядоченной». В представлении Сейсселя, такие ограничения имеют моральный характер (религиозные заповеди), правовой (законы) и институциональный (суверенные суды - Парламент и Счетная палата). Причем, суверенные суды, подчеркивал он, «специально созданы для этой цели - ограничивать абсолютную власть, которой хотели бы пользоваться государи».

Общепризнанным со времен Жана Бодена различием между монархией и деспотией считалось то, что монарх правит по закону, а деспот - руководствуясь собственным капризом. Именно об этом писал крупнейший политический мыслитель французского просвещения Ш.-Л. Монтескье в трактате «О духе законов» (Кн. 2. Гл. 1), определяя монархическое правление, «при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Кстати, Ш.-Л. Монтескье деспотическим государством Францию не считал, хотя и относился достаточно критически к существовавшим в ней порядкам. Французское королевство, по его мнению, являло собой классический образец монархии, где власть государя имеет институциональные и правовые ограничения.

А как же знаменитые слова «Государство - это я!», якобы произнесенные Людовиком XIV? «Увы, данное высказывание, цитируемое бесконечной чередой авторов в подтверждение претензий французских монархов на неограниченную («самодержавную») власть, есть не что иное, как апокриф», - считает А.В. Чудинов. Таким образом, утверждает историк, французская монархия «старого порядка» «не имела ни малейшего сходства с тем квазитоталитарным государством, образ которого на протяжении ста с лишним лет создавался отечественной историографией Французской революции».

Если попытаться сравнивать «политические режимы» Людовиком XV и Людовика XVI, то, конечно, можно найти некоторые различия. В монархии Людовика XV проступали черты французского варианта «просвещенного деспотизма». Монархия же Людовика XVI, с одной стороны, выглядит более традиционной в трактовке вопроса о соотношении воли короля и законности. С другой стороны, возводимая в принцип обязанность защищать естественные права индивида была далеко не традиционна. Сознательно король это сделал или нет, но получилось так, что во имя соблюдения законов и прав подданных он уступил парламентам. Впрочем, вероятно, с точки зрения самого Людовика XVI, это не нанесло урона его абсолютной власти, если он понимал ее по Фенелону как власть судить в последней инстанции. Ведь последнее слово пока еще оставалось за королем.

Образ Франции периода позднего «старого порядка» как государства «абсолютизского» типа существовал веками, да и сегодня явно просматривается в нашей и зарубежной научной и публицистической литературе.

Естественно возникает вопрос; почему существовал и существует так долго этот образ? Французский историк Ж. Ревель дает ответ на этот вопрос.

Он считал, что сама Революция создала «абстрактное понятие абсолютизма». После того, как реальная абсолютная монархия пала, ее мифологизированный образ, по мнению историка, стал частью коллективного воображаемого, где выступал антиподом нового порядка, установленного Революцией. «Она (монархия) продолжала существовать в политическом и моральном воображаемом как некий механизм, устройство и значение коего больше не понималось, но отдельные элементы которого представлялись однозначно порочными.

Завершая вводную главу, следует сделать следующие утверждения.

Во-первых, экономическое и политическое положение во Франции последнего десятилетий «старого порядка», последних лет правления Людовика XVI показывает, что в стране не было «феодально - абсолютистского строя» в его марксистском понимании, который необходимо было «сокрушать», не было необходимости расчищать «почву для капиталистического развития», поскольку капитализм, рыночные отношения уже существовали в экономике.

Во-вторых, французская монархия Людовика XVI не имела ничего общего с деспотией, не имела ни малейшего сходства с тем «квазитоталитарным» государством, образ которого на протяжении многих лет создавался некоторыми исследователями, как в отечественной, так и зарубежной историографии Французской революции. Власть короля Людовика XVI имело институциональные и правовые ограничения.

Вышеприведенные утверждения вовсе не означают, что Франция не нуждалась в преобразованиях и реформах. Эти преобразования и реформы определялись хорошо известными объективными и субъективными обстоятельствами.

Ж. Ревель указывал на некоторые из этих обстоятельств: привилегии, беззаконие, произвол, Бастилия и letters de cachet, злоупотребления, аморальность, грабеж и разорение Нации. Все это было проявлением сути пагубной политики, делает вывод французский историк. Именно названное, в большинстве своем, и привело подавляющее большинство французов к революции.

Так что, говоря об особенностях французской монархии не поддерживая тезис о «деспотизме» королевской власти, необходимо всё же констатировать, что все упомянутые и не названные пороки королевской власти, верхних аристократических кругов являлись достаточным основанием для слома существовавшего строя в конце ХVIII века.

Франция в XVIII в. Начало Великой Французской Революции

Французская революция кардинально изменила не только Францию, но и всю Европу.

Предыстория

В XVIII в. французские короли обладали абсолютной властью (абсолютная монархия см. урок ). Население было разделено на три сословия (духовенство, дворянcтво, все остальное непривилегированное население - третье сословие). 1-е и 2-е сословие владели землей, не платили налоги и занимали высшие должности в стране, третье платило налоги и было ограничено в политических правах. В этой ситуации крестьяне хотели получить в собственность землю, а буржуазия обрести политические права.

К концу XVIII в. в стране стал заметен конфликт между старой феодальной системой и развитием капиталистических отношений. Серьезным препятствием к развитию капиталистических отношений в стране было господство традиционных сеньориальных отношений в сельском хозяйстве.

В 1780-е гг. во Франции возник социально-экономический кризис. Внешний долг Франции достиг огромных размеров. Трудное экономическое положение было связано и с неудачной внешней политикой. Так, Семилетняя война привела к потере Францией большей части колоний. Большие средства были потрачены на поддержку североамериканских колонистов в их борьбе с британской короной. Сложную ситуацию усугубил неурожай 1788 года, который привел к голоду.

Чтобы пополнить казну, Людовик XVI решил установить новые налоги, для чего был вынужден созвать Генеральные штаты (собрание представителей сословий со всей страны).

События

5 мая 1789 г. - созыв Генеральных штатов (высший сословно-представительный орган). Включали в себя представителей трёх сословий (270 человек от дворян, 291 - духовенства, 557 - третьего сословия).

17 июня 1789 г. - депутаты третьего сословия провозглашают себя Национальным собранием. К ним вскоре присоединяется часть депутатов от духовенства и дворянства.

9 июля 1789 г. - Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием (призванным выработать Конституцию Франции).

Участники

Людовик XVI (1754-1793) - французский король из династии Бурбонов, правил в 1774-1792 гг.

Мария-Антуанетта - французская королева, жена Людовика XVI, дочь императора Австрии.

Параллели

Английская революция XVII в. начиналась схожим образом. Созвав парламент для сбора новых налогов, король Карл столкнулся с упорной оппозицией. Английский парламент принял на себя верховную власть, так же как Генеральные штаты - Национальное собрание - Учредительное собрание.

Конспект

Франция в XVIII веке была монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и постоянную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV-XVI вв. Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями - за отказ духовенства и дворянства от политических прав государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий. Другой компромисс существовал по отношению к крестьянству - в течение длительной серии крестьянских войн XIV-XVI вв. крестьяне добились отмены подавляющего большинства денежных налогов и перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве.

Третий компромисс существовал в отношении буржуазии, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения (крестьянству) и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа. Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. начала отставать от своих соседей, прежде всего от Англии. Кроме того, чрезмерная эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, интересы которых совершенно игнорировались государством.

Рис. 1. Людовик XVI ()

После целого ряда неудачных попыток выйти из затруднительного финансового положения Людовик XVI (рис. 1) в 1787 года принял решение собрать собрание нотаблей - влиятельных представителей трех сословий. Но нотабли неожиданно отвергли предложение короля, заявив, что вопрос о налогах может решить только высшее собрание сословий - Генеральные штаты - которое через пять лет созовут государственные чины Франции. Когда Жак Неккер вторично стал парламентёром, он настоял на том, чтобы Генеральные штаты были созваны в 1789 году. У правительства не было, однако, никакой определённой программы.

Королевский регламент 24 января 1789 года, постановив созвать 27 апреля Генеральные штаты, указывал целью будущего собрания «установление постоянного и неизменного порядка во всех частях управления, касающихся счастья подданных и благосостояния королевства, наискорейшее по возможности врачевание болезней государства и уничтожение всяких злоупотреблений»; при этом король выражал желание, чтобы «и на крайних пределах его королевства, и в наименее известных селениях за каждым была обеспечена возможность довести до его сведения свои желания и свои жалобы». Избирательное право дано было всем французам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имевшим постоянное место жительства и занесённым в списки налогов (последнее ограничение исключало из избирательного права значительное число бедных граждан). Выборы были двухстепенные (и далее иногда трёхстепенные), то есть выбирались депутаты не самим населением, а выбранными им уполномоченными.

5 мая 1789 года в Версале открылись заседания Генеральных штатов. Начались пререкания о порядке ведения заседаний. Третье сословие требовало себе больше прав, объявив себя представителем 96 % нации. 17 июня депутаты третьего сословия, поддержанные низшими слоями духовенства и дворянства провозгласили себя Национальным собранием, пригласив остальных депутатов присоединиться к ним. 20 июня депутаты третьего сословия собрались в зале для игры в мяч и дали клятву не расходиться, пока не будет выработана Конституция. По предложению Оноре Габриеля Мирабо личность депутатов провозглашалась неприкосновенной. Депутаты третьего сословия продолжали свои заседания и привлекли на свою сторону значительную часть представителей духовенства и некоторую часть представителей дворянства.

9 июля 1789 года Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием - высшим представительным и законодательным органом народа. 11 июля Людовик дал отставку Неккеру и приказал ему немедленно покинуть Париж.

Список литературы

  1. Ведюшкин В.А. Бурин С.Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. - М.: 2010.
  2. С. Соловьев. Курс Новой истории. - М.: 2003.
  3. К. Булычев. Тайны Нового времени. - М.: 2005.
  4. Великая французская буржуазная революция/Отв. ред. Кучеренко Г.С. - М.: АН СССР. ИНИОН, Институт всеобщей истории, 1987.
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Bibliotekar.ru ().
  3. Hrono.ru ( .
  4. Декларация прав человека и гражданина ().

Домашнее задание

  1. Почему Людовик XVI был вынужден созвать Генеральные штаты?
  2. Каких прав добивались депутаты Национального собрания?
  3. Какие события вошли в историю Франции под названием «Великий страх»?
  4. В чем состоит исторические значение принятия Декларации прав человека и гражданина?

Из-за длительных религиозных войн XVI века Франция оказалась на грани национального кризиса, выходом из которого стало укрепление абсолютной власти короля.

С 20-х годов XVI века во Франции начали распространяться идеи Реформации. Французские протестанты — гугеноты — подвергались преследованию, однако число сторонников Реформации увеличивалось. На юге страны гугеноты создали подобие отдельного государства в государстве. В марте 1562 года начались длительные религиозные войны между католиками и протестантами, переломом в которых стала массовая резня гугенотов, устроенная католиками в Париже в 1572 году (Варфоломеевская ночь). Религиозные войны, поставившие страну на грань экономического и политического коллапса, закончились в 1598 году компромиссом. В сложившейся ситуации произошло укрепление абсолютизма. Королём стал представитель рода Бурбонов Генрих IV (1594-1610 годы), господствующей религией осталось католичество, а гугеноты получили автономию, сохранявшуюся до 1685 года.

Установление неограниченной монархии во Франции было подготовлено реформами первого министра Людовика XIII — кардинала и герцога Ришелье (1624-1642 год), которые были направлены на расширение компетенции назначенных из центра чиновников, стоявших во главе провинций.

Апогей абсолютной власти монарха пришёлся на правление Людовика XIV (1643-1715 годы): он мог назначать и собирать любые налоги, издавал и отменял любые законы, объявлял войну и заключал мир, решал судебные дела. Генеральные штаты не созывались с 1614 года. В период правления Людовика XIV Франция одержала ряд побед над Испанией и Австрией и присоединила почти все территории, населённые французами, а также вела активную колониальную политику, захватив часть территории нынешней Канады, Луизиану, часть острова Гаити и ряд городов и крепостей в Ост-Индии. Вместе с тем Франция не удержала часть своих владений в Северной Америке: в соответствии с Утрехтским и Раштадтским мирными договорами 1713-1714 годов некоторые территории отошли к Великобритании. По сути это был первый шаг к утрате Францией Канады в 1763 году. Беспрерывные войны, как и непомерные траты Людовика XIV и его преемников на содержание королевского двора, нанесли существенный удар по финансам Франции. Сущность правления Людовика XIV выражалась в его принципе «государство — это я» (что порождало произвол во всех сферах управления, особенно в сборе налогов; преследование протестантов и всех противников правительственной системы).

В 1685 году результатом отмены Нантского эдикта 1598 года явился исход из Франции не менее 250 тысяч гугенотов, бежавших в Германию и Англию или переселившихся в заморские владения.

Людовик XVI (1774-1792 годов), в отличие от своего предшественника — Людовика XV (1715-1774 годы), стремился сократить расходы на содержание двора, но эти меры не предотвратили финансового кризиса (государственный долг достиг 1,5 миллиардов ливров).

У народа росло недоверие к слабому правительству, пытавшемуся маневрировать, но неспособному решить проблему. Параллельно назрел и кризис в обществе: рост масштабов мануфактурного производства, массовая миграция в города крестьян способствовали усилению третьего сословия. Огромным авторитетом во французском обществе пользовались такие представители Просвещения, как Вольтер, Монтескье, Руссо и Дидро. Именно на основе их идей — о переустройстве общественных отношений на началах разума, вечной справедливости, вытекающей из самой природы неотъемлемых естественных прав человека — формировалась французская культура Нового времени.

Страница 1

Важнейшим фактором, предопределившим всю внешнеполитическую деятельность Франции XVIII века, а также во многом и ее внутреннюю политику, стала война за испанское наследство. Остановимся на этом поподробнее.

Поводом войны за испанское наследство (1701-1714 гг.) стала смерть испанского монарха Карла II, который не оставил прямых наследников. Людовик XIV, в связи с запутанными династическими отношениями в самой Испании, высказал мнение о том, что именно он является наследником испанской короны. Фактически война велась не, сколько за саму Испанию, сколько за её колонии – многочисленные американские, африканские владения, а также итальянские и голландские колонии. Получение Францией такого «наследства» подразумевало под собой практически неограниченную мировую гегемонию Франции.

В силу ряда причин, Франции не удается выйти из этой войны победителем, а Англия уничтожением франко-испанских флотов и завоеванием ряда колоний положила основание своему морскому владычеству. Людовик XIV умирает в 1714 году, оставив Францию своему четырехлетнему правнуку, впоследствии Людовику XV.

Таким образом, перед французской дипломатией, на момент 1714 года, стояли следующие задачи во внешней политике, необходимые для сохранения за Францией великой державой:

Противодействовать дальнейшему закреплению за Англией статуса «королевы морей»;

Не допускать чрезмерного сближения Англии и Австрии;

И наконец, по возможности поддерживать своих традиционных союзников – Турцию и Швецию, в борьбе с Австрией.

Однако, при малолетнем Людовике XV, внешней политикой занимался его регент Филипп Орлеанский, племянник покойного короля. Филипп будучи регентом, строил внешнюю политику страны исходя не из принципа целесообразности, а исходя из своих династических притязаний. Дело в том, что регент имел определенные права на престол.

Таким образом, в период с 1714 по 1726 год, в период регентства Филиппа Орлеанского, внешняя политика ознаменовалась следующими событиями, которые были направлены не на усиление Франции, а на удовлетворение амбиций регента:

Альянсом Франции с ее естественными противниками – Англией и Нидерландами (1717 год);

Войной за французское наследство (1718-1720 гг.) между Испанией с одной стороны и Франции, Англии, Голландии и Священной Римской империи. В этой войне Испания проиграла, а сиюминутный четверной союз распался.

В 1726 году Людовик XV объявил, что берет власть в свои руки, однако фактически управляло правительство Кардинала Андре Флери (1653-1743 гг.), который решал фактически все внутриполитические и внешнеполитические вопросы вплоть до своей смерти. Король от управления был полностью отстранен.

Основным лейтмотивом внешней политики правительства кардинала Флери была политика «невмешательства». Кардинал старался недопустить любых столкновений. Но, во многом вопреки желаниям кардинала, Франция была вовлечена в две войны – за польское и австрийское наследство.

Первая из них, война за Польское наследство (1733-1735 гг.) была между коалициями России, Австрии и Саксонии с одной стороны, и с другой между Сардинией, Испанией и Сардинией. Франция, в целом, добилась ослабления Австрии и присоединила к своим владениям Лотарингию.

Вторая – война за Австрийское наследство (1741-1748 гг.), была вызвана попыткой ряда стран оспорить завещание умершего императора Австрии Карла IV. В целом война не привела, к каким либо значимым последствиям на европейской арене .

В ходе последней войны кардинал Флери умирает, а Людовик XV заявляет о самостоятельном управлении страной. Общая неспособность короля к управлению привела к негативным последствиям.

При короле Франция участвовала еще в одной войне – Семилетней (1756-1763 гг.), где она выступила на одной стороне с Австрией, своим давним стратегическим соперником, и Россией, стратегическим соперником относительно недавним. Основной итог этой войны для Франции – потеря ее основных из своих колоний. Эти колонии перешли к Англии и Испании .

До конца жизни короля, каких либо значимых событий во внешней политике Франции, не произошло, а король полностью устранился от внешней и внутренней политики (широко известной стала его фраза «после нас хоть потоп»).

При анализе внешней политики Франции при Людовике XV, ученые обычно выделяют следующие глобальные тенденции:

Царствование преемника Людовика XIV является началом полного разложения французского абсолютизма и неудач его внешней политики;


Древнюю историю Отечества мы знаем благодаря летописям - погодным изложениям основных событий с точным указанием их дат. Древние летописи дошли до нас в списках ХIV-ХVIII вв. По месту и времени составления летописи делятся на разряды: Новгородские, Суздальские, Московские и т.д. Списки одного разряда выделяются еще и по редакциям (изво...

Высшие органы власти
Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей - по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавал...

Франкская империя в VIII-IX вв.
Система иммунитетов не­избежно должна была повлечь за собой усиление раздробленно­сти, местного сепаратизма. Но при Карле Великом (768-814 гг.) государство франков достигает своего наивысшего могущества, ох­ватывая огромную территорию. Более того, Карл в 800 году был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркива­ло его с...

Общая характеристика положения во Франции

Замечание 1

Франция в начале XVIII века представляла собой экономически развитую страну. На несколько десятилетий в экономике утвердился постоянный рост производства. Развивались основы рыночной экономики в промышленном и аграрном секторах. Как результат стабильного положения в экономике – прирост населения. К концу века во Франции проживало около 27 миллионов человек.

Экономические преобразования выдвинули на первые места в государстве предприимчивых представителей третьего сословия. Оставаясь бесправным в политическом смысле, третье сословие стремиться реформировать абсолютистское государство и приспособить его для нужд современного положения в экономике.

В XVIII веке Франция оказалась участницей двух роковых для неё войн. Первая война (Семилетняя 1756-1763 годов) уничтожила колониальное первенство французов в Северной Америке. Все французские колонии перешли к Англии, которая и стала лидеров среди колониальных империй. Вторая война (за независимость США 1775-1783 годов) принесла Франции громадные финансовые потери, экономический кризис и участие ветеранов-«американцев» в революционных событиях последнего десятилетия XVIII века. Военные неудачи создали дополнительный повод для третьего сословия быть недовольным неумелым управлением страной. Возросший государственный долг требовал новых поступлений в королевскую казну. Для утверждения новых налогов Людовику XVI пришлось пойти на созыв Генеральных штатов.

Назревание конфликта между сословиями

В XVIII веке Франция оставалась абсолютной монархией. Сильная власть короля опиралась на старинные принципы. Всё общество было поделено на три сословия, первые два из которых (духовенство и дворянство) имели налоговый иммунитет. Третье сословия платило все налоги, но доступа к государственным должностям не имело. Экономические изменения привели к жизни требование буржуазии о либерализации экономики, крестьяне хотели получить землю.

Для сохранения абсолютизма между королём и каждым значимым слоем населения существовал достигнутый в предыдущие столетия компромисс.

  1. Компромисс между королём и привилегированными сословиями. Духовенство и дворянство отказывались от политических прав. За это государственная власть охраняла привилегии этих сословий, в первую очередь – право не платить налоги.
  2. Компромисс между королём и крестьянством. Крестьяне своими выступлениями добились от королевской власти отмены многих денежных налогов. В условиях натурального хозяйства обменять продукцию сельскохозяйственного производства на деньги было проблематично. Переход к натуральным отношениям для крестьян был шагом на пути их благополучия.
  3. Компромисс между королём и буржуазией. Правительство оказывало финансовую поддержку многим отраслям промышленного производства. Буржуазия получила ряд привилегий по сравнению с крестьянством и цеховыми ремесленниками.

Замечание 2

Сложные отношения, сложившиеся в результате компромиссов, не отвечали современной ситуации во Франции и в мире. Франция начинает отставать от Англии, которая добилась привилегий в ведении торговли на французской территории. Потребности обнищавших народных масс правительством игнорировались. Страна оказалась накануне революционного взрыва.

Буржуазная революция во Франции

После неудачных попыток найти мирный путь из революционной ситуации Людовик XVI созывает собрание нотаблей (представителей от трёх сословий). Он предлагает им утвердить новые налоги для пополнения казны. Нотабли отказываются, объясняя, что это может сделать лишь Генеральные штаты. 5 мая 1789 года созываются Генеральные штаты. Вскоре они провозглашают себя сначала Учредительным, а затем Законодательным собранием. 14 июля начинается революция. Монарх был казнён, Франция стала республикой. В 1799 году к власти в результате государственного переворота приходит Наполеон Бонапарт.

Просмотров