Урок по обществознанию на тему «Экономическая культура

1. Зачем необходимо изучать экономику? 2. Какова связь между жизнью общества в целом и его экономическим положением? 3. Почему страны различаются по уровню и темпам экономического развития? 4. Какое влияние оказывают на экономику социальная и политическая структуры общества? 5. В чем проявляется экономическая культура общества? 6. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?


ЭКОНОМИКА Хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ Наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов





ЭКОНОМИКА Экономика – это умение … Экономика – это знания о … Рассчитать затраты производства Способах распределения ограниченных ресурсов Составить семейный бюджет Путях повышения эффективности экономики Принять рациональное решение о покупке товара Методах государственного регулирования экономических процессов Распределить полученную прибыль Законах действия рыночных механизмов саморегуляции экономики


Экономическая наука - изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния (А. Маршалл) - наука, рассматривающая явления с точки зрения цены (Г. Давенпорт) - исследование общих способов сотрудничества людей с целью удовлетворения своих материальных потребностей (А.Пигу) - наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые имеют различное употребление (К.Менгер)


Экономическая наука Призвана исследовать материально- производственную деятельность как основу существования человеческого общества, учитывая при этом ограниченные ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), а также постоянно растущие потребности человека и общества в целом.











Ответ к упр.1 Н а л о г и [ обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются основным источником поступлений в государственную казну; Обеспечивают распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами ]










Сущность экономической деятельности в превращении ресурсов в нужные экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве ресурсы производство распределение потребление ОБМЕНОБМЕН экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь


Главная проблема экономики – определение наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов. Принцип рациональности в экономике основан на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи Товарное производство – тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу Нет места для продажи и обмена продуктов и услуг, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня населения; используются примитивные орудия производства, простые традиционные технологии, что ограничивает возможности повышения производительности труда и приводит к низкой производительности экономики Все произведенные продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличивать производительность труда и совершенствовать потребительские качества товаров для совершения выгодного обмена, что приводит к увеличению производительности экономики и помогает рационально использовать ограниченные ресурсы


Как увеличить объем производства при имеющихся ограниченных ресурсах? 1. Расширение объемов производства продукции за счет количественных изменений ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых в производстве работников и т.п.) 2. Увеличение эффективности использования экономических ресурсов за счет увеличения качественных характеристик ресурсов и повышение их производительности (повышение квалификации и профессиональной подготовки, совершенствование используемых технологий производства и т.д.)













ВНП (валовый национальный продукт) Сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом Считается измерителем экономики как целого, т.к. реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. Основа для расчета ВВП, чистого национального продукта, национального дохода.


ВВП (валовый внутренний продукт) Сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны. Реальный ВВП выражается в неизменных ценах произведенных продуктов. Номинальный ВВП выражается в текущих ценах. ВВП на душу населения (ВВП страны делим на количество граждан) – основной показатель уровня жизни нации


Задание: Верны ли следующие суждения о ВВП? А. ВВП используется в качестве показателя, определяющего уровень доходов населения страны. Б. Объем ВВП характеризует уровень и темпы экономического роста страны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Понятие свободы исторически рассматривалось с разных точек зрения. Все помнят, что существует понимание свободы как анархии, или, напротив, как осознанной необходимости. предполагает наличие альтернатив. Свободное государство связывают с плюрализмом и демократией. Что же такое экономическая свобода?

Это понятие предполагает, что человек вправе решать самостоятельно, какую деятельность ему выбрать, работать ли по найму или заниматься предпринимательством. Кроме того, мы можем свободно выбирать товары, отдавать предпочтение тому или иному производителю.

Благодаря этой двойственности происходит развитие общества, а также поддерживается его стабильность. Можно сказать, что экономическая свобода и социальная ответственность - это неразделимые понятия.

В настоящий момент понимается не только как учет потребностей других людей и их экономических интересов. Это понятие распространяется и на которая является источником сырья, и, как следствие, получения прибыли.

В течение многих последних лет нерациональное использование ресурсов влекло за собой резкое ухудшение качества окружающей среды. Долгое время предприниматели считались людьми, которые не остановятся ни перед чем ради получения прибыли, и понятие «экология» является для них пустым звуком.

Однако в настоящее время возникает серьезная необходимость в изменении форм социальной ответственности в отношении использования К сожалению, в нашей стране уровень понимания последствий бесконтрольной эксплуатации источников сырья пока очень низок.

Итак, экономическая свобода возможна только в том обществе, где существует развитая социальная ответственность, в область которой входят не только соблюдение экономических интересов других людей, но и забота о природе, являющейся источником сырья и основой для развития экономики любой страны.

Урок по обществознанию на тему «Экономическая культура»

Цель: рассмотреть особенности экономической культуры.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

    Сообщение темы и цели урока.

    Активизация учебной деятельности.

Каждому ли человеку нужна экономическая культура? Экономическая свобода: анархия или ответственность? Где границы экономической свободы? Выгодно ли быть честным? Современен ли Дон Кихот?

    Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Экономическая культура: сущность и структура

Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельности, через рост его материальной и духовной вооружённости. Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Так, например, труд может не только возвышать человека; в условиях, когда труд носит рутинный характер, он высасывает все силы – такой труд приводит к деградации человека. Культура выступает как итог противоборства различных, в том числе и антикультурных, тенденций в обществе.

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т. д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от самого выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфере деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания – его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объёма знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей её экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции, безработицы и т. п.), экономических отношений (например, работодателя и наёмного работника, кредитора и заёмщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить такой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способствует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении различных экономических задач. Получила своё развитие и система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с бо льшим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду. (Приведите известные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреблять больше, чем производить, то он и свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определённым результатом его участия в деятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчётливость, умение рационально организовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др. Экономические качества личности и нормы поведения могут быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество). По совокупности экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

Экономические отношения и интересы

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения. От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости, когда каждый человек и социальная группа получают возможность пользоваться социальными благами в зависимости от общественной полезности своей деятельности, её необходимости для других людей, общества.

Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной прибыли) и наёмного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений. (Подумайте, как экономические интересы врача, учёного, фермера определяются содержанием и местом в существующих экономических отношениях.) Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Например, получение прибыли (в чём заключается экономический интерес предпринимателя) – это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

Необходимость разрешить противоречие между естественным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставляла людей организовывать экономику так, чтобы она побуждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста своего благосостояния. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда (и соответственно большего удовлетворения своих потребностей) – это насилие и экономический интерес. Вековая практика убедила человечество в том, что насилие не лучший способ экономического сотрудничества и повышения производительности труда. В то же время нужны такие способы организации совместной жизни, которые гарантировали бы право каждого действовать согласно собственной выгоде, реализуя собственные интересы, но при этом их действия способствовали бы росту благосостояния всех и не ущемляли права других людей.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях. (Вспомните, как действует «невидимая рука» рынка.)

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были задействованы и различные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономики – деловой этики, раскрывающей нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являются важным элементом экономической культуры, их соблюдение облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что, например, для российской школы экономической мысли было характерно признание приоритета общего блага над индивидуальным интересом, роли духовно-нравственных начал развития инициативы и предпринимательской этики. Так, российский учёный-экономист, профессор Д. И. Пихто одним из факторов производства, влияющим на экономическое развитие, называл культурно-исторические силы народа. Важнейшими из этих сил он считал нравы и обычаи, мораль, образованность, дух предприимчивости, законодательство, государственный и общественный строй жизни. Академик И. И. Янжул, выпустивший в 1912 г. книгу «Экономическое значение честности (Забытый фактор производства)», писал в ней, что «ни одна из добродетелей, создающих наибольшие богатства в стране, не имеет такого крупного значения, как честность… Поэтому все цивилизованные государства считают своим долгом обеспечить существование этой добродетели самыми строгими законами и требовать их исполнения. Здесь разумеется: 1) честность как исполнение обещания; 2) честность как уважение чужой собственности; 3) честность как уважение к существующим законам и нравственным правилам».

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется серьёзное внимание. Этика преподается в большинстве школ бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Интерес к этике обусловлен понимаем того вреда, который неэтичное, нечестное деловое поведение наносит обществу. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня также связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами. Но что же заставляет предпринимателя, казалось бы, заинтересованного только в получении прибыли, думать о нравственности и о благе всего общества? Частичный ответ можно найти у американского автопромышленника, предпринимателя Г. Форда, который во главу угла предпринимательской деятельности ставил идею служения обществу: «Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное… Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалёк». Благоприятные перспективы для каждого предпринимателя открываются тогда, когда в основе его деятельности лежит не просто стремление «заработать большие деньги», а заработать их, ориентируясь на потребности людей, и чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесёт.

Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Его личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых им товаров и услуг. Под угрозой, в конечном счёте, окажутся его прибыли. По этим причинам в рыночной экономике всё большую популярность приобретает лозунг «Честным быть выгодно». Сама практика хозяйствования воспитывает человека, ориентируя на выбор эталона поведения. В предпринимательстве формируются такие экономически и нравственно ценные качества личности, как ответственность, самостоятельность, расчётливость (умение ориентироваться в обстановке, соотносить свои желания с желаниями других людей, цели – со средствами их достижения), высокая работоспособность, творческий подход к делу и др.

Однако общественные условия, сложившиеся в России в 1990-х гг., - экономическая, политическая, социальная нестабильность, отсутствие у большей части населения опыта экономической самодеятельности – затруднили развитие цивилизованного типа экономической деятельности. Реальные морально-психологические отношения в предпринимательстве, других формах экономической активности и сегодня ещё далеки от идеала. Стремление к лёгкой наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность, неразборчивость в средствах достаточно часто связываются в сознании россиян с моральным обликом современных деловых людей. Есть основания надеяться, что новое поколение, выросшее в условиях экономической свободы, сформирует новые ценности, связанные не только с материальным благополучием, но и с этическими принципами деятельности.

Экономическая свобода и социальная ответственность

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищённость человека от нежелательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необходимостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая свобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, её объёма и форм.

Рыночную экономику часто называют экономикой свободного предпринимательства. Что означает слово «свободного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают учёные, предполагает, что у него есть определённая совокупность прав, гарантирующих автономию, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов её осуществления, использования произведённого продукта и полученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюционный путь. На протяжении истории происходили её приливы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная зависимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяйственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей личной свободой, но с высокой степенью хозяйственного риска, с другой – большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Опыт показывает, что к соотношению разных сторон экономической свободы применим принцип «ничего сверх меры». В противном случае не достигается ни свобода творчества, ни гарантированное благополучие. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. В то же время, например, претендующая на освобождение от власти случая командно-административная экономика, ограничивающая хозяйственную инициативу, обречена на застой в развитии.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются конкретно-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является её достоинством. Однако ограничение рыночной свободы ради упро чения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития. (Вспомните, какие методы регулирования использует государство.) Обеспечиваемый таким образом рост производства способен стать основой для укрепления суверенитета личности. Ведь и свобода нуждается в материальной основе: для голодного человека самовыражение означает, прежде всего, утоление голода, а уже потом другие его возможности.

Экономическая свобода личности неотделима от её социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Ответственность – особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Идея социальной ответственности бизнеса, например, получила широкое распространение в 1970-1980-е гг. в США, а затем и в других странах. Она предполагает, что предприниматель должен руководствоваться не только личными экономическими интересами, но и интересами общества в целом. Вначале социальная ответственность связывалась, прежде всего, с соблюдением законов. Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего. Конкретно это могло выражаться в формировании потребителя (американские производители ставят целью бизнеса создание «завтрашнего потребителя»), обеспечении экологической безопасности, социальной, политической стабильности общества, повышении уровня образования и культуры.

Способность участников экономической деятельности сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (использование внутриатомной и иных энергий, открытие молекулярной биологии, генной инженерии). Здесь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества. Вспомните, к каким катастрофическим последствиям привело вторжение человека при помощи науки в природную среду.

Долгие годы промышленная деятельность в большинстве стран характеризовалась в основном нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. В мире существовало весьма распространённое мнение о том, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Получение прибыли увязывалось с беспощадной эксплуатацией и разрушением природных ресурсов, а улучшение экологической обстановки приводило к снижению доходов предпринимателей и росту цен на потребительские товары. Поэтому неудивительно, что реакция бизнеса на требования соблюдать экологические нормы часто была негативной, а выполнение этих требований не было добровольным (с помощью законов, административного контроля). Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие – это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей. Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав которого вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнений, уменьшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнесмены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

В современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде ещё достаточно низок. Так, к середине 1995 г., по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, лишь около 18 тыс. из 800 тыс. зарегистрированных малых и средних предприятий предусмотрели в своих уставах природоохранную деятельность. И только 20% из них действуют в этом направлении. Улучшение качества жизни россиян во многом зависит от того, как экономика и экология будут дополнять друг друга. Для этого необходимо сочетать правовые и контролирующие методы с экономическими механизмами и самоконтролем предпринимателей, повышением их социальной ответственности. Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития.

Связь экономической культуры и деятельности

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической культуры и экономической деятельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как производитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культуры личности, несомненно, влияет на результативность экономической деятельности, успешность выполнения социальных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности – роль производителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуются не только высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд всё более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролёр продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролёром при этом выступает совесть, личная ответственность и другие моральные качества.

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности. Примером этого может служить японская рыночная экономика. Там систематическое продвижение от эгоистического поведения в сторону поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность» и «добрая воля», оказалось крайне важным для достижения индивидуальной и групповой эффективности и сыграло существенную роль в индустриальном прогрессе.

В российском обществе в 1990-х гг. происходящие изменения привели к отказу от сложившихся в условиях командно-административной системы общественных и эстетических ценностей, разрушению прошлого опыта. Созидательная работа зачастую стала подменяться потребительскими устремлениями и борьбой за выживание. Осмысление опыта переходного периода показывает, что господствующее в экономической политике либеральное мышление способствовало развитию рыночной экономики, но одновременно вызвало неоправданное социальное расслоение, рост бедности, снижение качества жизни. Многие эксперты считают, что этот процесс либерализации сопровождался формированием новой системы ценностей, где «всё решают только деньги».

Это смещение ценностей подтверждает тот факт, что при переходе к рынку в нашей стране большие масштабы приняло мошенничество. Это явление многолико, но в основе любой его разновидности (кража, растрата, подлог, подделка документов, обман и т. п.) лежит злонамеренное присвоение чужой собственности, независимо от того, в какой форме она выступает: денег (например, деятельность финансовых пирамид), иных материальных ценностей, интеллектуальных разработок и др. Только в 1998 г. в России было выявлено около 150 тыс. экономических преступлений. Государство вынуждено принимать меры, чтобы обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий, наладить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах «правового поля», искать пути защиты населения от финансовых мошенников, защиты сбережений, самого института частной собственности.

Процесс формирования ценностей новой экономики в России продолжается, что иллюстрируют приведённые ниже два полярных суждения в отношении рыночной экономики. Первое из них гласит: «Принцип пользы губит совесть, иссушает нравственные чувства человека. Частная собственность привязывает к себе человека так, что разъединяет его с другими людьми. Рынок с его обожествлением экономической свободы несовместим с подлинным равенством, а потому всё рыночное общество по сути своей и антидемократично, и антинародно». Второе утверждает: «При цивилизованных рыночных отношениях кажущаяся несовместимость «интереса» и «идеала», материального изобилия и духовности преодолевается. Именно приватизированная собственность делает человека независимым, служит надёжным гарантом его свободы. Требования рынка утверждают непреложные нормы честности, порядочности и доверия в качестве обязательных условий эффективности деловых отношений. Конкуренция – вещь суровая, но это борьба по правилам, соблюдение которых бдительно контролируется общественным мнением. Сокровенность демократии заключается, прежде всего, в свободе – экономической, политической и интеллектуальной. А равенство в бедности неизбежно подводит к кризису общественной нравственности». Какое из суждений более обоснованно – решать вам.

Происходящие в стране изменения поставили человека и общество перед выбором возможных вариантов развития. Этот выбор имеете место не только в политике и экономике, но и в социокультурной сфере, от которой во многом зависит направленность жизни, её ценностные ориентиры, устойчивость любой человеческой общности.

    Практические выводы.

    Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела.

    Расширяйте свой экономический кругозор, следите за происходящими в обществе социально-экономическими изменениями, что поможет вам реализовать свои обязанности и как гражданина. Как избиратель, вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства.

    Определите свою позицию по отношению к таким негативным явлениям, как культ наживы, денег, обман и присвоение чужой собственности, нечестная конкуренция.

    Старайтесь отказываться от нецивилизованных форм участия в экономической жизни, от «игры не по правилам». Принимая решение, не только взвешивайте его на весах разума, но и прислушивайтесь к естественному судье – совести.

    Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести бо льшую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, творческую активность.

      Документ.

Из работы российского государственного деятеля, доктора экономических наук Е. С. Строева «Государство, общество и реформы в России».

В переломные моменты, подобные нынешнему, крайне опасно остановиться, ограничиться… свалкой, заполненной разнообразными обломками политико-экономических и прежних социокультурных накоплений.

На этот феномен давно обратил внимание Питирим Сорокин: «…Любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо того, который распался, перестаёт быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в «экономический человеческий материал», который будет поглощён и использован другими, более творческими обществами и народами».

Это положение является предупреждением для России и других стран, входящих в ареал её интересов, поскольку сейчас наука, культура, образование, мораль, идеология здесь всё больше напоминают «историческую свалку» разнородных, несовместимых социокультурных типов, а энергия творческих преобразований в некоторой степени пребывает в застое.

Вопросы и задания к документу

    О чём предупреждает автор российское общество? Какой выбор оно должно сделать и почему?

    Нужен ли России новый социокультурный порядок?

    Какие прежние культурные накопления, связанные с командной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?

    Опираясь на текст параграфа, предложите ценности «новой экономики», которые стали бы значимыми элементами экономической культуры XXI в.

      Вопросы для самопроверки.

    Каковы основные элементы экономической культуры?

    В чём значение экономической направленности и социальных установок личности?

    Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?

    От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?

    Нужно ли ограничивать экономическую свободу?

    Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?

    В чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?

    Какие трудности переживает новая экономика России?

      Задания.

    С какими словами у вас ассоциируются рыночные отношения в российской экономике: анархия, экономическая эффективность, варварство, честность, социальное партнёрство, обман, стабильность, справедливость, законность, нажива, рациональность? Проиллюстрируйте примерами и обоснуйте свой выбор.

    Эти строки из письма вашего ровесника в редакцию газеты: «Только ум, только трезвый расчёт – вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тогда всего достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм – вот идеалы нашей эпохи». В чём можно согласиться или поспорить с автором письма?

    «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё», - утверждает немецкий философ XX в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с учёным? Приведите примеры, подтверждающие его мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

    Международные эксперты ставят Россию на 149-е место в мире по степени надёжности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнёров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них.

Как вы относитесь к существованию двух моралей у участников экономических отношений – для себя и для партнёра? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надёжное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

      Мысли мудрых.

«Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет».

Ф. А. Хайек (1899-1992), австрийский политолог, экономист

    Заключительная часть.

      Оценивание ответов учащихся.

  • Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

  • ?

    • Зачем необходимо изучать экономику?

    • Какова связь между жизнью общества в целом и его экономическим положением?

    • Почему страны различаются по уровню и темпам экономического развития?

    • Какое влияние оказывают на экономику социальная и политическая структуры общества?

    • В чем проявляется экономическая культура общества?

    • Нужно ли ограничивать экономическую свободу?

    ЭКОНОМИКА

    • Хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ



    ЭКОНОМИКА



    ЭКОНОМИКА



    Экономическая наука

    • - изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния

    • (А. Маршалл)

    • - наука, рассматривающая явления с точки зрения цены

    • (Г. Давенпорт)

    • исследование общих способов сотрудничества людей с целью удовлетворения своих материальных потребностей

    • (А.Пигу)

    • наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые имеют различное употребление

    • (К.Менгер)



    Экономическая наука

    • Призвана исследовать материально-производственную деятельность как основу существования человеческого общества, учитывая при этом ограниченные ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), а также постоянно растущие потребности человека и общества в целом.



    Основные составляющие экономической науки



    Пять уровней хозяйствования



    Экономика и экономическая деятельность

    • Упражнение 1.

    • Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие»

    • Ресурсы, производство, обмен, налоги, товар, рынок, потребитель



    Ответ к упр.1

    • Н а л о г и

    • [ обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

    • Являются основным источником поступлений в государственную казну;

    • Обеспечивают распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами ]



    Экономика и экономическая деятельность

    • Упражнение 2.

    • Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанные с понятиями обмена, производства



    Варианты ответов к упр.2

    • Обмен – товар, цена, ярмарка, деньги, предложение

    • Производство – прибыль, технология, фирма, квалификация, производительность труда



    Упражнение 3.

    • Расположите слова в последовательности, отражающей процесс преобразования объектов природы в предметы потребления:

    • Обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление



    Ответ к упр.3

    • Ресурсы, производство, товар, обмен, распределение, потребление



    Сущность экономической деятельности в превращении ресурсов в нужные экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве



    Главная проблема экономики – определение наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов. Принцип рациональности в экономике основан на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.



    Какая из двух форм хозяйствования (натуральное или товарное) более эффективна?





    Как увеличить объем производства при имеющихся ограниченных ресурсах?

    • Расширение объемов производства продукции за счет количественных изменений ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых в производстве работников и т.п.)

    • Увеличение эффективности использования экономических ресурсов за счет увеличения качественных характеристик ресурсов и повышение их производительности (повышение квалификации и профессиональной подготовки, совершенствование используемых технологий производства и т.д.)



    Производительность - выпуск товаров и услуг в расчете на единицу затрат ресурсов (земля, топливо, расходы на оборудование и т.д.), задействованных в процессе производства



    Обсудите следующее высказывание: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» Л.Питер



    задание : В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов?



    Возможные варианты ответов: - ограниченность пахотной земли - исчерпаемость полезных ископаемых - ограниченность трудовых ресурсов



    Измерители экономической деятельности: ВНП и ВВП.



    ВНП (валовый национальный продукт)

    • Сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом

    • Считается измерителем экономики как целого, т.к. реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. Основа для расчета ВВП, чистого национального продукта, национального дохода.



    ВВП (валовый внутренний продукт)

    • Сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

    • Реальный ВВП выражается в неизменных ценах произведенных продуктов.

    • Номинальный ВВП выражается в текущих ценах.

    • ВВП на душу населения (ВВП страны делим на количество граждан) – основной показатель уровня жизни нации



    Просмотров