Презентации про блока. Презентация на тему "А.А. Блок" Презентация на тему александр александрович блок биография

Алещенков Евгений группа 226

Презентация «А. А. Блок» подготовлена в качестве внеаудиторной самостоятельной работы. Материал представляет собой подробную биографию поэта, включающую основные этапы становления личности от младенчества и до самой смерти, и творческий путь.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Александрович Блок (1880 - 1921 гг.) -Русский поэт, драматург, литературный критик.

Сын юриста и профессора Варшавского университета А.Л. Блока и переводчицы А.А. Бекетовой. Ранние годы провел в доме деда и в подмосковном имении Бекетовых -Шахматове. Окончил в 1906 г славянорусское отделение Петербургского университета. В1903 г. женился на дочери выдающегося русского химика Д. И. Менделеева Любови.

Писать стихи начал с пяти лет, серьезно занялся творчеством с 1900 г Активно публикуется не только как поэт, но и как драматург и литературный критик 7 июля 1916 г был призван в армию, служил табельщиком.

С сентября 1917 г - член Театрально-литературной комиссии, с 1918 г - сотрудник Театрального отдела Наркомпроса, с апреля 1919 г - Большого Драматического театра. Одновременно - член редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 г - председатель Петроградского отделения Союза поэтов.

В апреле 1921 г. нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 г Блок скончался

Скандал, связанный с первым публичным чтением А. Блоком его поэмы "Двенадцать": цвет петроградской интеллигенции, неправильно расслышав строки "Утёк, подлец! Ужо, простой, расправлюсь завтра я с тобой! " - обвинил автора в сквернословии. Сплетнями о личной жизни знаменитостей я не увлекаюсь. А вот что в предсмертном бреду Блок переживал, все ли экземпляры поэмы "Двенадцать" уничтожены - факт исторический.

В феврале 1919 году Блока арестовывали на полтора дня. Его подозревали в сговоре против советской власти. Но тогда за него замолвил слово Анатолий Луначарский, и поэта отпустили.

Блок был женат на дочери известного химика Дмитрия Менделеева. Они были знакомы еще с детства, ученый был в приятельских отношениях с дедушкой поэта. Чувства к Любови Менделеевой были настолько возвышенными, что Александр Блок долгое время боялся испортить их, опорочить плотскими отношениями. Именно ее образ лег в основу «Стихов о Прекрасной Даме».

За несколько месяцев до своей гибели поэт, как обычно читал свои стихи в Большом драматическом театре. Перед его выступлением слово взял Чуковский, сказав о Блоке много хорошего, после сам Блок читал свои стихи о России. Как потом вспоминали его современники, атмосфера была чересчур торжественной и печальной, и кто-то из зрителей выдохнул почти пророческую фразу: «Это поминки какие-то!». Это было последнее его выступление на сцене этого театра.

Александру Блоку приписывали роман с Анной Ахматовой. Однако после смерти поэта Ахматова не раз в своих мемуарах возвращалась к этой теме, развеивая все слухи о «чудовищной страсти к Блоку».

Если верить анкете, которую Блок заполнял в одном из санаториев, где ему приходилось отдыхать, он питал страсть к пиву и мороженому. Астероиду 2540, который обнаружили в 1971-ом году, дали имя Александра Блока

Многие произведения Блока могли так никогда и не появиться на свет, а годы жизни самого поэта заметно сократиться, если бы не случай. Поэт был дружен с художником Сапуновым, и в начале апреля 1912 года художник позвал его со своими друзьями на отдых в рыбацкий поселок. Блок составить им компанию не смог. К счастью. В одну из ночей друзья отправилась кататься на лодке. Но лодка перевернулась. Сапунов утонул, потому что не умел плавать. Блок, кстати, не умел плавать тоже. Поэтому его участь могла быть такой же, будь он там.

Спасибо за внимание!

Cлайд 1

Cлайд 2

О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь?

Cлайд 3

Александр Александрович Блок родился в Петербурге, в просвещенной дворянской семье. Отец был профессором права Варшавского университета, мать - переводчицей. Еще в детстве поэта мать развелась с мужем и вернулась в дом своего отца - ученого - ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета. А.А. Бекетова, мать А.А. Блока. Фотография. 1880 год. А.Н. Бекетов, дед А.А. Блока. Фотография. 1894 год. А.Л.Блок и А.А.Бекетова на скамейке в шахматовском саду. Июль 1878 г.

Cлайд 4

Безмятежны были детство и юность Блока. Он был окружен обожанием не только матери, но и всей семьи Бекетовых. Лето он проводил в подмосковном имении деда Шахматове, поэтическом уголке русской природы, к которому на всю жизнь сохранил нежнейшую привязанность. Природа этого маленького имения, прелесть его окрестностей, высокая любовь, зародившаяся и воспетая поэтом в этих благословенных для него местах, создавала счастливый мир надежд, предчувствия своего поэтического призвания. Шахматово А. Блок в роли Чацкого в любительском спектакле. Боблово. 1898 год. В 1901 году Блок знакомится с Вл. Соловьевым. Под его влиянием поэта все сильнее захватывала мысль о воплощении Идеала в земной действительности. Он уверовал в возможность соприкосновения идеального ("иного") и реального миров. Ожидание грандиозного преображения все теснее связывалось в его сознании с нисхождением на землю Вечной Женственности.

Cлайд 5

Блок жил верой в то, что есть уже на земле олицетворенный образ Вечной Женственности, о котором мечтал его учитель Вл. Соловьев. Подразумевая Л. Д. Менделееву, Блок писал: "Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне (...) бурю торжества...". Блок воспринимает свою любовь к ней как возвышенный "мистический роман", как важное действо вселенской мистерии обновления. На многих стихотворениях Блока 1901-1902 гг. лежит отсвет образа Прекрасной Дамы. Л.Д. Менделеева. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902

Cлайд 6

Следом за книгой "Стихи о Прекрасной Даме" поэт создал цикл "Распутья"; в нем уже звучала тоска по новым путям, способным вывести его поэзию из круга одиноких, хотя и возвышенных мечтаний в живой мир страстей, к суровой земной действительности. Говоря словами самого поэта, пламя революции 1905 года озарило его душу "кровавыми отсветами": перед ним раскрылся мир народной нужды и угнетения. Дотоле неведомые ему стороны жизни поэт назвал "страшным миром". Фабрика В соседнем доме окна жолты. По вечерам - по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене - а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. 24 ноября 1903

Cлайд 7

На смену юношеской мечтательности пришли трагические раздумья о судьбе родины, безмерно любимой им России. В одном из писем Блок говорил, что все думы его - о России, что судьба родной страны является главенствующей в его творчестве. Поэтому и знаменательно, что цикл "Родина”« охватывает период между двумя революциями. А в замечательном, этапном для Блока стихотворении "Осенняя воля" (1905) клятвой верности прозвучало обращение к родной стране: "Над печалью нив твоих заплачу, твой простор навеки полюблю..." Россия Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле- Одной слезой река шумней, А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. 1908 г.

Cлайд 8

Родина,"светлая жена",ее история помогают герою обрести свое "я",определить свой путь в цикле “На поле Куликовом”(1908г.): О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! Поэт обращается к родине с личной интонацией. Для него Русь – “лирическая величина” , немыслимая вне индивидуального существования поэта. Понятия “родины” и “жены” – слились.

Cлайд 9

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку". Кульминацией этих блоковских настроений стала поэма "Двенадцать" (1918). Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия - буря,- писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". "Буря" - это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря".

Cлайд 10

"Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали, по сути, заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Он почувствовал, что революционный дух начинает угасать, что желанного преображения жизни и человека так и не произошло. Наступил тяжкий кризис веры, который Блок не смог преодолеть. Он, однако, работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В августе того же года он умер в Петрограде. Книга: Блок А.А. Двенадцать.Скифы. СПБ.1918г. С дарственной надписью А.Блока

Презентация «Блок» – это отличный материал для проведения школьных занятий. Доклад структурирован в зависимости от ключевых моментов жизни и творчества поэта, богат изображениями и знаменитыми стихотворениями. Лирика Блока – это достояние страны, которым гордится каждый населяющий ее житель, а, чтобы привлечь внимание школьников, необходимо построить урок в соответствии с современными технологиями.

Александр Александрович Блок гордился Россией, восхвалял ее независимо от того, что творилось кругом. Презентация о биографии Блока предлагает визуально сопровождать урок о великом поэте двадцатого века. Его слог до сих пор чарует своей мелодичностью и проникновенностью. Чтобы полностью захватить внимание учеников, особенно воспринимающих зрительно новую информацию, в процессе обучения рекомендуется прибегать к презентациям. Жизнь и творчество Блока представлены в удобном виде, с акцентами на биографии и поэзии. Это поможет разнообразить уроки по литературе и всецело охватить программу обучения.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Блок» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Блока
Детство и семья
Родители писателя
Развод родителей

Детский дебют
Школа
Первая любовь
Блок в театре

Встреча с дочерью Менделеева
Возвращение в Петербург
Учёба
Предложение руки и сердца

Литературный дебют
Начало века
Фото
Призыв в армию

Служба
Смерть
Похороны

Слайд 2

Биография

Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям, поэт принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе. Единственный ребёнок Александры Андреевны. Мать поэта, вскоре после рождения сына, ушла от мужа, варшавского юриста немецкого происхождения Александра Львовича Блока(1852-1909), из-за невыносимого отношения.

Слайд 3

В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Тогда же Блока отдали в гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке БадНаугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюблённость. Она оставила глубокий след в его поэзии. В 1898 году, окончив гимназию, Блок «довольно безотчётно» поступил на юридический факультет петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. Биография

Слайд 4

Первые стихи Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок не был постоянен в своих амурных делах и периодически влюблялся в "светских львиц": одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Биография

Слайд 5

Впрочем, после первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и поэт прожил последние годы с Любовью Дмитриевной верным мужем. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921). Биография

Слайд 6

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух: поэт сошёл с ума. Такая информация, вероятно, распространилась из большевистских кругов и в дальнейшем получила огласку в советских журналах. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако, по свидетельствам В. Ф. Ходасевича, поэт умер в полном сознании. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище. Биография

Слайд 7

Семья и родственники

Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии. До последних лет в Петербурге проживала троюродная сестра Александра Блока - Ксения Владимировна Бекетова.

Слайд 8

Творчество

Начинал в духе символизма, ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» . Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город»), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» , осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест») пришёл к идее неизбежности «возмездия» (цикл «Ямбы» ; поэма «Возмездие»). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).

Слайд 9

Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год. "В 1917-18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство.

Слайд 10

Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» А художнику Анненкову, автору кубистических иллюстраций к первому изданию поэмы «Двенадцать», он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»

Слайд 11

Слайд 12

Творчество

Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» - Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил: «…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл».

Александр Блок (1880 – 1921) Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле. В ладье – топор. В мечте – герои. Так я причаливал к земле.

Блок является одним из чудотворцев русского стиха… Обыкновенный поэт отдает людям свои творения, людям самого себя. Николай Гумилев Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое – пять букв. Марина Цветаева

1884 Александр был мальчиком тихим, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин – матери, теток, бабки. Вообще, как он сам говорил, «жизненных впечатлений» у него не было очень долго. Семья старательно оберегала его от соприкосновения с «грубой жизнью»

Александр Блок в кругу близких. А.А.Блок, А.А.Кублицкая-Пиоттух – мать поэта, А.Н.Бекетов, Н.Н.Бекетов, Е.Г.Бекетова, М.А.Бекетова. Шахматово 1894

Дом в Шахматове. 1880- е. В шуточной анкете 1897 года на пункт «место, где я хотел бы жить» Блок ответил: «В Шахматове». Рос и воспитывался Блок в семье деда(А.Н.Бекетова), в обстановке «благоуханной глуши» маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где семья неизменно проводила летние месяцы. Но главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера стародавних культурных традиций и преданий бекетовского дома.

Мне снилась снова ты. В цветах, на шумной сцене, Безумная, как страсть, спокойная, как сон, А я, повергнутый, склонил свои колени И думал: «Счастье там, я снова покорен!» Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета Без счастья, без любви, богиня красоты, А розы сыпались на бедного поэта, И с розами лились, лились его мечты... Ты умерла, вся в розовом сияньи, С цветами на груди, с цветами на кудрях. А я стоял в твоем благоуханьи, С цветами на груди, на голове, в руках... Блок 1898 г

Стихотворные книги: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) «Распутья» (1902 – 1904) «Пузыри земли» (1901- 1905) «Город» (1904 – 1908) «Нечаянная радость» (1907) «Снежная маска» (1907) «Земля в снегу» (1908) «Ночные часы» (1911)

Творчество Блока – процесс « вочеловечивания ». I этап – «теза» (поклонение идеалу, Прекрасной Даме). II этап – «антитеза» (разгул стихии реального мира, утрата идеала). III этап – «синтез» (обретение новых положительных ценностей, собирательным образом становится Россия).

Выход первой книги ввел Александра Блока в круг видных поэтов. 1906-1908 годы были временем его писательского роста и успеха. Он общается с символистами старшего и младшего поколений - Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Белым, Вяч. Ивановым и др.

Философия Вл. Соловьева «Красота» - единственная сила, способная «мир спасти » «Положительное всеединство»: Красота, Добро, Истина «Вечная Женственность » (Душа Мира, Премудрость Божия, София) – объект платонического культа и созерцательного любования Платоновское « двоемирие », постичь которое можно только путем искусства « Мифологизм » - восприятие мира как «творимой легенды» (миф о Прекрасной Даме) Значения явления безграничны

Особенности философии Блока: всё земное рассматривается через отношение к небесному, вечному, бесконечному; вера в скорое пришествие Души Мира – Софии – Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего сущего; «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине».

«Стихи о Прекрасной Даме» Соединение традиций культуры XIX века и идеалов «нового мира» (влияние Вл. Соловьева) Поэтическое единство различных символов Ожидание полного обновления мира Сочетание двух миров, «мифического и реального» Художественное описание «земных» переживаний и символистское ощущение мира Высокий лирический образ-персонаж, выходящий за пределы тюрьмы-бытия

«Стихи о Прекрасной Даме» своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний; любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему; смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи; идеальный мир противопоставлен реальной действительности, которую поэт передаёт в отвлечениях или обобщённых символах.

«Стихи о Прекрасной Даме» - первая книга А.Блока. 1904 - 1905 П Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив, Я любил твоё белое платье, Утончённость мечты разлюбив… Приближений, сближений. Сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. 13 мая 1902 Первый поэтический сборник во многом навеян глубоким чувством к Любови Дмитриевне Менделеевой и увлечением философскими идеями В. С. Соловьева.

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду – и горестно, и низко, Не одолев смертельныя мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 4 июня 1901. С. Шахматово.

Мотив ожидания + мотив страха, драматизм (повторение образа-символа «весь горизонт в огне») Сомнения в воссоединении земного и небесного Огонь – символ торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения Облик лирической героини двоится

Вхожу я в тёмные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. 1902 г.

Три облика и три плана лирической героини: космический план – Душа Мира религиозный план – Царица Небесная повседневный план – возлюбленная (угадываются черты Л.Д. Менделеевой)

Черты стиля поэзии Блока Пересоздание тривиальных для русской поэзии форм и жанров Используется дольник Переосмысление образного строя в поэзии Эксперименты с рифмой Сближение лирики и иронии

Просмотров