Реферат: Общая характеристика Волго-Вятский экономический район. Описание волго-вятского экономического района
Лекция Волго-Вятский экономический район
Удельный вес района в общероссийских показателях в начале XXI в., %:
Территория 1,6
- численность населения 5,7
- валовой региональный продукт 3,2
- объем промышленной продукции 4,5
- объем сельскохозяйственной продукции 6,4
- экспорт 1,4
Состав, географическое положение, природно- ресурсный потенциал
В состав Волго-Вятского экономического района входят 2 области: Нижегородская и Кировская, 3 республики: Чувашская, Марий Эл и Мордовская. Площадь района 265,4 тыс. км 2 . Его протяженность с севера на юг примерно 800 км, а с запада на восток -500 км. На западе район граничит с Центральным районом, на юге — с Поволжским, на севере — с Северным районом, а на востоке — с Уральским. Это единственный район страны, не имеющий выхода к государственной границе.
Район расположен на северо-востоке Восточно-Европейской равнины, большая его часть занята низменностями. Волга делит территорию района на две неравные части: большую левобережную — лесное Заволжье, и меньшую — лесостепное Правобережье. Обе части имеют густую речную сеть, относящуюся в основном к бассейну Волги (реки Вятка, Ока, Ветлуга и др.). Для территории характерен умеренный, умеренно континентальный климат с теплым летом и довольно холодной зимой. При этом на юге района часто бывают засухи, а северная часть переувлажнена и заболочена. В центральной части района — вдоль Волги — протянулась зона смешанных и широколиственных лесов, которые к северу сменяются тайгой, а к югу — лесостепью. На севере района почвы подзолистые, в центре — дерново-подзолистые и серые лесные, на юге -черноземовидные. Природные условия Правобережья благоприятны для развития сельского хозяйства, в Заволжье — только отдельных его подотраслей.
Район беден минеральными ресурсами. Имеется лишь крупное Вятско-Камское месторождение фосфоритов в Кировской обл., а также значительные запасы торфа и минерально-строительного сырья. Северо-восточная часть района входит в состав Волго-Уральского нефтегазоносного бассейна, но пока обнаружены только небольшие месторождения, объемы добычи на которых в настоящее время незначительны. Имеются неразрабатываемые месторождения поваренной соли (в Нижегородской обл.) и горючих сланцев (в Кировской обл.). Из других видов природных ресурсов велики запасы леса (в Заволжье), водных и гидроэнергетических ресурсов (Волга). Но последние в значительной степени уже освоены (построены две крупные гидроэлектростанции — Нижегородская и Чебоксарская).
Экономико-географическое положение района выгодное, поскольку он находится между сырьевым Европейским Севером, индустриальными Центром и Уралом и индустриально-аграрным Поволжьем. Развитию связей способствует наличие развитой транспортной инфраструктуры.
Население
Численность населения Волго-Вятского экономического района на начало 2002 г. составляла 8,2 млн чел. Плотность населения составляет 32 чел. на 1 км 2 , что в 4 раза выше среднероссийского показателя. При этом показатель колеблется от 74 чел. на 1 км 2 в Чувашии до 13 чел. на 1 км 2 в Кировской обл.
Доля городского населения в районе составляет 71 %, что ниже среднего по стране. При этом в Нижегородской обл. — за счет наличия крупной Нижегородской агломерации с населением более 2 млн чел. — она выше среднероссийской. В Кировской обл., где в Кировской агломерации проживают около 700 тыс. чел., доля горожан близка к среднероссийской. А в республиках она составляет всего около 60% населения.
В 1990-е гг. в Волго-Вятском районе сочетались естественная убыль населения (до 8%о) и миграционный приток во всех регионах (до 5%о в целом по району). Поэтому численность жителей за 1990-е гг. уменьшилась на 2,5%. В предыдущие десятилетия район характеризовался интенсивным миграционным оттоком жителей, поэтому численность населения в нем постоянно сокращалась, начиная с конца 1920-х гг. Но в республиках при этом возрастная структура населения более молодая, чем по России в среднем, за счет традиционно более высокой рождаемости.
Трудовые ресурсы района отличаются высоким уровнем квалификации. Уровень экономической активности выше, чем по России в среднем. При этом уровень безработицы в большинстве регионов находится около среднеросийского значения, а в Нижегородской обл. он стабильно ниже среднеросийского в 1,5-2 раза.
Характерной чертой населения района является его многонациональный состав. В общей численности населения и во всех регионах (кроме Чувашии) преобладают русские, которые начали селиться на территории района еще с XII в. Многочисленны также относящиеся к тюркской группе чуваши и татары, а также относящиеся к финно-угорской группе мордва и марийцы. Кроме татар, исповедующих мусульманство, остальное верующее население района придерживается в основном православия.
Ведущие межотраслевые комплексы
В соответствии с имеющимися условиями и ресурсами, а также историческими особенностями развития в Волго-Вятском экономическом районе сложился следующий набор отраслей межрайонной специализации:
- в промышленности: машиностроение, химическая, лесная, легкая и пищевая;
- в сельском хозяйстве: выращивание картофеля и молочно-мясное скотоводство;
Соответственно, ведущее значение в хозяйстве района имеют три межотраслевых комплекса:
- Машиностроение играет важнейшую роль в хозяйстве района, обеспечивая выпуск 2/5 промышленной продукции. Ведущие производства- автомобилестроение, судостроение, станкострое-
ние, авиастроение, тракторостроение, приборостроение, электротехника (в особенности светотехника).
Среди машиностроительных предприятий особое место занимает автозавод «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, выпускающий легковые и грузовые автомобили, а также микроавтобусы. В Нижнем Новгороде производят около 10% легковых и 30% грузовых автомобилей, выпускаемых в России. Кроме того, в районе выпускают автофургоны (в Шумерле), автосамосвалы (в Саранске), автобусы для сельской местности (в Павлово Нижегородской обл.), автомобильные моторы (в Заволжье Нижегородской обл.), мототехнику (в Вятских Полянах Кировской обл.).
Судостроение района также в основном концентрируется в Нижнем Новгороде и его окрестностях, где находится одно из ведущих предприятий страны в этой области- Сормовский завод, возникший еще в конце XIX в. для обеспечения транспортировки грузов на Нижегородскую ярмарку. Центрами судостроения являются также города Нижегородской обл. Городец и Навашино.
Сборочный авиастроительный завод действует в Нижнем Новгороде. Различные приборы и комплектующие для самолетов производят в Кирове и Чебоксарах. Нижний Новгород и Киров являются также важными центрами станкостроения. В районе города Павлово сложился целый комплекс предприятий инструментальной промышленности, возникших из народных промыслов. В Чебоксарах действует новейший в России завод по производству промышленных тракторов. Значительное развитие в районе получила электротехническая промышленность, ее основные предприятия расположены в Саранске (где производят значительную часть электроламп и выпрямителей, выпускаемых в стране) и в Чебоксарах (электроаппаратный завод, производство кабельных изделий). Особое место в хозяйстве района занимает город Сэров в Нижегородской обл., в котором разрабатывают, производят, а в настоящее время также и утилизируют ядерное оружие.
- Химико-лесной комплекс производит 1/5 всей промышленной продукции района. Ведущей является химическая промышленность (более 10% продукции). Район занимает видное место в стране по выпуску минеральных удобрений, аммиака, каустической соды, пластмасс, красителей, синтетических смол.
На базе нефтеперерабатывающих предприятий в Нижнем Новгороде и Кстово сложился крупный комплекс химических производств, которые размещаются в основном в г. Дзержинске. Здесь особенно развито производство пластмасс и азотных удобрений. Этот же вид удобрений выпускают в Кирово-Чепецке. В Кирове действует мощный шинный завод, ориентированный на обеспечение шинами нижегородского автозавода. На основе вятскокамских фосфоритов производится фосфоритная мука. В Саранске находится крупное производство медицинских препаратов. Химический комбинат, производящий основные химические продукты, действует в Новочебоксарске. Биохимический завод в Дзержинске использует отходы нефтепереработки, а в Кирове — деревообрабатывающей промышленности.
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность выпускает около 8,2% объема промышленной продукции района. Лесозаготовки и деревообработка ведутся в основном в Кировской обл., а также на севере Нижегородской обл. и в республике Марий Эл. Кировская обл., производит 7% древесины и пиломатериалов в стране, особенно велико производство спичек, лыж, фанеры, древесно-стружечных плит, мебели. Крупнейшее целлюлозно-бумажное предприятие района — Правдинский комбинат в г. Балахна Нижегородской обл., выпускающий газетную бумагу. Целлюлозно-бумажные предприятия действуют также в республике Марий Эл (Волжск) и Кировской обл. (Лальск и др.).
- Агропромышленный комплекс также обеспечивает производство около 1/5 промышленной продукции района. В основном это различные производства пищевой промышленности (около 15% продукции), среди которых особенно развиты переработка молока и мяса.
На легкую промышленность приходится 3% продукции в районе. В отличие от других районов России основной является не текстильная промышленность (хотя в Чебоксарах работает крупный хлопчатобумажный комбинат), а обувная (Богородск в Нижегородской обл., Киров), трикотажная (Чебоксары и др.) и меховая (Киров и Слободской Кировской обл.) подотрасли.
Сельское хозяйство, в соответствии с природными условиями, специализируется на молочно-мясном скотоводстве и выращивании картофеля, которые эффективны по всей территории района. По душевому производству и потреблению молока Волго-Вятский район занимает первое место в стране. Кроме этого, на Правобережье в больших масштабах выращивают зерновые (в том числе гречиху) и коноплю, а в Заволжье — лен-долгунец. В Чувашии имеются обширные посадки хмеля.
Работу основных комплексов района обеспечивают топливно-энергетический, металлургический и инфраструктурный комплексы. ТЭК производит 1/10 промышленной продукции района, ведущая отрасль — электроэнергетика (9,3%). Преобладают тепловые электростанции — в основном это группы небольших ТЭЦ около крупнейших городов. Мощности Нижегородской и Чебоксарской ГЭС также сравнительно невелики. Поэтому электроэнергии в районе остро не хватает, и ее большая часть поступает из других районов страны. Для ликвидации дефицита энергии велось строительство Нижегородской АЭС, но после Чернобыльской аварии оно было остановлено. Топливная промышленность (1,1% производства) занимается добычей торфа (в основном в Кировской обл. — первое место среди регионов страны) и нефтепереработкой (Нижегородский НПЗ в г. Кстово — самый мощный в России).
Металлургический комплекс (около 5% промышленного производства в районе) производит в основном качественную сталь и прокат для местных машиностроительных предприятий. Но большая часть потребляемого металла завозится из других районов, прежде всего с Урала. Передельные заводы действуют в Омутнин-ске (Кировская обл.), Нижнем Новгороде и Кулебаках (Нижегородская обл.). Стальные трубы выпускают в Выксе (Нижегородская обл.). В Кирове работает завод по производству проката цветных металлов.
Инфраструктурный комплекс в районе развит довольно хорошо (за исключением рекреационного хозяйства и некоторых других отраслей сферы обслуживания). Главные транспортные магистрали обеспечивают перевозки мощных транзитных потоков грузов с востока на запад. Это две железнодорожные магистрали (на севере и на юге района), Волга и проложенные вдоль нее нефте- и газопроводы. Уровень развития автомобильного транспорта, который обслуживает местные перевозки, в разных регионах неодинаков. Так, Кировская обл. имеет минимальную плотность автодорог с твердым покрытием среди всех регионов Центральной России — 70 км на 1000 км 2 территории, а Чувашская республика — максимальную (после Московской обл.) — 250 км на 1000 км 2 территории.
Особое место в экономике Волго-Вятского района занимают многочисленные народные художественные промыслы, которые хорошо сохранились и имеют перспективы для дальнейшего развития. Самые известные из них- хохломская и городецкая роспись, изготовление ножей и металлических изделий в Нижегородской области, производство дымковской игрушки, кружевных и деревянных изделий в Кировской обл.
Внутренняя дифференциация территории района
Природная и социально-экономическая дифференциация в Волго-Вятском районе тесно связаны друг с другом. То есть в районе четко выделяются две части, разделенные Волгой — Правобережье и Заволжье. Каждая из этих частей имеет свой центр
Нижний Новгород и Киров, к которым сходятся радиальные трассы транспортных магистралей.
Правобережье (центр и юг Нижегородской обл., республики Мордовия и Чувашия) концентрирует большую часть населения и хозяйства района. Происходит это за счет мощной агломерации Нижнего Новгорода, которая начала формироваться еще в конце XIX в. Город, находящийся на слиянии Волги и Оки — главных внутрироссийских транспортных путей того времени, стал центром размещения крупнейшей в Российской империи Нижегородской (Макарьевской) ярмарки. Это способствовало раннему развитию промышленности (причем не только легкой и пищевой, как в других районах России, но и машиностроения) и быстрому росту населения. Сегодня Нижний Новгород является крупным центром автомобилестроения, судостроения, станкостроения, военного машиностроения. Но поскольку большинство заводов построено в 1930-е гг. или еще раньше, велика доля устаревшего оборудования. В пригородах Нижнего Новгорода размещены предприятия нефтеперерабатывающей (Кстрово), химической (Дзержинск), целлюлозно-бумажной промышленности (Балахна), что обуславливает напряженную экологическую ситуацию. Особенно негативно влияние предприятий Дзержинска, который находится к западу от Нижнего Новгорода, то есть с наветренной стороны. Отраслевая структура промышленности и высокий социально-культурный потенциал Нижнего Новгорода способствовали относительно стабильному экономическому положению города и всего региона в 1990-е гг.
Остальная часть Правобережья имеет в основном сельскохозяйственную специализацию, чему благоприятствуют природные условия лесостепи. Выращиваются в основном зерновые, картофель, кормовые культуры, в небольших масштабах — технические культуры (конопля, сахарная свекла, хмель). Разводят скот молочно-мясного направления. Промышленность сконцентрирована в городских агломерациях Чебоксар (тракторостроение, приборостроение, электротехника, химическая и легкая промышленность) и Саранска (электротехника). На протяжении многих десятилетий на территории отмечался интенсивный отток населения. Промышленность в 1990-е гг. переживала острый кризис.
Заволжье (республика Марий Эл, Кировская обл., север Нижегородской обл.) относится в основном к таежной зоне. Поэтому большую часть территории занимают леса, повсеместно ведутся лесозаготовки. Сельское хозяйство развито относительно слабо. Главную роль в нем играет молочно-мясное скотоводство, выращиваются в основном кормовые и фуражные культуры, а также картофель и в небольших масштабах лен-долгунец. Обрабатывающая промышленность сосредоточена в агломерациях региональных центров. В Кирове это военное машиностроение, деревообработка, производство шин и азотных удобрений, кожевенно-обувная и меховая промышленность. В Йошкар-Оле это военное машиностроение и деревообработка. Как и из сельского Правобережья, из Заволжья традиционно шел интенсивный отток населения. В 1990-е гг. территории Заволжья оказались в особенно кризисном положении. Это было вызвано высокой долей военной промышленности (которая, к тому же, производит в основном не конечную продукцию, а различные комплектующие) и неблагоприятными природным условиями для ведения сельского хозяйства.
Основные направления отраслевого и территориального развития
Главные предпосылки социально-экономического развития Волго-Вятского района в перспективе — это трудовые ресурсы, накопленный хозяйственный потенциал и выгодное экономико-географическое положение. Основными направлениями развития должны стать:
Конверсия военных производств, развитие на их основе выпуска сложных потребительских товаров (яхт и небольших судов, телевизоров, автоматических стиральных и швейных машин, кухонных комбайнов и т.д.);
— техническое перевооружение ведущих промышленных предприятий, в первую очередь машиностроительных, а также дерево
обрабатывающей, легкой и пищевой промышленности;
Развитие энергосберегающих технологий и строительство новых электростанций для ликвидации дефицита энергии;
- максимально глубокая переработка заготавливаемой в районе древесины и производимой сельскохозяйственной продукции;
- сокращение ресурсоемких производств, более широкое использование собственных минеральных ресурсов (фосфоритов, нефти, торфа, горючих сланцев, поваренной соли) для уменьшения дефицита сырья;
Улучшение экологической ситуации, в том числе уменьшение загрязнения атмосферы в крупных городах, очищение Волги и ее притоков, лесовосстановление в районах интенсивных вырубок;
— возрождение Нижегородской ярмарки и развитие всего инфраструктурного комплекса, соответствующего современным критериям;
— развитие рекреационного хозяйства на базе использования Волги, историко-культурных достопримечательностей старинных городов района (Нижнего Новгорода, Кирова- бывшей Вятки и др.), народных художественных промыслов.
Контрольные вопросы:
- Каковы особенности экономико-географического положения Волго-Вятского экономического района?
- Каковы обеспеченность района природными ресурсами и условия для развития сельского хозяйства?
- Каковы экономико-географические особенности населения района?
- Какие отрасли хозяйства являются главными в районе? Какие комплексы обеспечивают функционирование главных отраслей?
- С какими факторами в первую очередь связаны перспективы развития района?
Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами, представляющими собой мощные хозяйственные комплексы. В его состав входят республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская и Нижегородская, Кировская области. Площадь района - 263,3 тыс. км 2 . Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. ВВЭР отличается развитым сельским хозяйством: доля сельскохозяйственных угодий составляет около 5%, пахотных земель; доля производства продукции сельского хозяйства - 5,7%.
2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов .
Климат района континентальный. Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических районов России. Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Камского месторождения Кировской области . Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Его запасы имеются также в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется. Территория района признана высокоперспективной по запасам нефти, газа и кимберлита.
Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень . Важное значение для развития промышленности строительных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья . Запасы их сконцентрированы в Мордовии и Кировской области. Среди месторождений большими промышленными запасами мергельно-меловых пород выделяется Алексеевское (Республика Мордовия) . К важнейшим природным богатствам района относят лесные ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд. м 3 , что составляет около 2% всех запасов древесины Российской Федерации. 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую область и север Нижегородской .
Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами.
3. Население и трудовые ресурсы
Население района многонациональное: русские (около 80%), украинцы, белорусы, марийцы, чуваши, мордва, татары, удмурты и др. Преобладает (66%) городское население (в областях района около 70%, в республиках только 30%). Наибольшая концентрация населения отмечается в крупных городах: Нижнем Новгороде, Кирове и столицах республик. Размещение населения района отличается неравномерностью с наибольшей плотностью в Чувашской республике (75 чел./кв. км) и Нижегородской области (около 50 чел./кв. км) и наименьшей в Кировской области (14 чел./кв. км) при средней плотности 32 чел./кв. км.
Трудоспособное население составляет более 50% населения района. Значительно более половины всех трудовых ресурсов района занято в промышленности и строительстве, около 25% - в сельском и лесном хозяйстве. В ВВЭР сложились квалифицированные кадры рабочих традиционных профессий (металлистов, кожевников, печников, речников, деревообделочников).
4. Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса
Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечисленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промышленности Волго-Вятского района. Главная отрасль специализации района - машиностроение со сложной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, представленное, прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом.
Среди предприятий автомобилестроения выделяются акционерное общество «АвтоГАЗ», головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники в малых и средних городах региона: моторный завод - в Заволжье, завод тормозных узлов - в Канаше, шинный завод - в Кирове, заводы автофургонов - в Шумерле, автосамосвалов - в Саранске, в Павловске выпускают автобусы для сельской местности.
Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное ведущим предприятием страны АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Судостроение представлено также в городах Нижегородской области - Навашино и Городец.
Одной из ведущих отраслей специализации Волго-Вятского экономического района является многоотраслевая химическая промышленность , работающая в основном на привозном сырье и материалах, выпускающая сотни наименований полупродуктов и конечных продуктов для основной и органической - полимерной химии. В структуре химической промышленности повысился удельный вес производства минеральных удобрений на базе используемых местных Верхне-Камских фосфоритов (Кировская область), продукции нефтепереработки на Нижегородском и Кстовском нефтехимкомбинатах, в Новочебоксарске, а также производства резинотехнических изделий на Саранском промышленном предприятии. Сырьевой базой для нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности и органической химии является нефть и нефтепродукты, поступающие по нефтепроводам из Поволжского и Западно-Сибирского нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих районов. Центры производства химической и нефтехимической продукции - Кстово, Нижний Новгород, Дзержинск.
Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе получила целлюлозно-бумажная промышленность . По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России. Крупнейшим предприятием отрасли является Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.
Топливно-энергетическое хозяйство формируется в основном на привозных топливно-энергетических ресурсах (ТЭР): угле Печорского, Подмосковного, Кузнецкого бассейнов и природном газе и нефти, поступающих из Поволжского и Западно-Сибирского районов по магистральным трубопроводным транспортным артериям.
Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской и Нижегородской. Атомная станция теплоснабжения - Горьковская АСТ.
Легкая промышленность Волго-Вятского экономического района представлена швейной, хлопчатобумажной, льняной, шерстяной, ко-жевенно-обувной, меховой отраслями, народными промыслами. В районе производятся хлопчатобумажные ткани (Чебоксары) на привозном хлопке, льняные (в Кировской и Нижегородской областях и в Мордовии) - на собственном сырье. Кожевенное и овчинно-шубное производство размещается в Нижнем Новгороде, Кирове, Богородске, Йошкар-Оле, Слободском, Вахруши.
Размещена пищевая промышленность по территории района повсеместно, включает в себя мясную, маслодельную, крупяную, заготовку грибов, лесных ягод. Основывается пищевая промышленность преимущественно на собственном сельскохозяйственном производстве.
Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России.
Ведущая отрасль сельского хозяйства - растениеводство - представлено зерновыми культурами . Зерновыми занято более половины посевных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные - гречиха, просо.
Главная техническая культура - лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области). Выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство.
Животноводство ВВЭР представлено скотоводством, овцеводством, свиноводством, а также кролиководством, птицеводством и пчеловодством.
5. Транспорт и экономические связи
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным.
Речной транспорт обеспечивает внешние и внутренние связи района по таким судоходным рекам, как Волга, Ока, Вятка, Ветлуга. Крупные речные порты района и страны - Нижний Новгород, Чебоксары.
6. Территориальная организация хозяйства
Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности. Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным районам. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности - почти 1/5 всей промышленной продукции республики.
В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО «Промтрактор» - единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.
Дисциплина: Экономика
Тип работы: Доклад
Тема: Социально-экономическая характеристика Волго-Вятского экономического района
Введение 3
1. Природные условия и ресурсы 4
2. Народно-хозяйственный комплекс 7
3. Топливно-энергетический комплекс 10
4. Экономическая характеристика районов региона 12
4.1 Кировская область 12
4.2 Нижегородская область 14
4.3 Республика Марий Эл 15
4.4 Чувашская республика 16
4.5 Республика Мордовия 18
Заключение 21
Список литературы 23
Введение
В состав района входят республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия, а также Кировская и Нижегородская области. Территория Волго-Вятки 265,4 тыс. км 2, население 8300,1 тыс. человек, в том числе городское 5834,2 тыс. человек (70,3%).
Волго-Вятский экономический район (ВВЭР) расположен на востоке Восточно-Европейской равнины, в бассейнах рек Волги и Вятки. В общероссийском разделении труда выделяется продукцией машиностроения и металлообработки, химической, нефтехимической, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.
Будучи небогатым сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, ВВЭР имеет очень выгодные предпосылки для развития хозяйства.
Центральное положение на европейской территории страны обеспечивает ему тесные связи с сырьевыми районами и районами реализации готовой продукции. Как и для всей центральной России, для ВВЭР характерны высокий уровень развития обрабатывающей промышленности, концентрация квалифицированных кадров и трудовых ресурсов.
Через ВВЭР проходят важнейшие транспортные пути России: река Волга, железнодорожные магистрали, соединяющие западную и восточную экономические зоны, северные и южные регионы страны, а также трубопроводы, идущие из Поволжья и Сибири.
1. Природные условия и ресурсы
Рельеф территории ВВЭР представляет собой холмистую равнину. На севере располагаются отроги Северных Увалов, на северо-востоке Верхнекамская возвышенность, на юго-востоке Приволжская возвышенность. Климат континентальный, тепловой режим и увлажнение северных и южных территорий различаются довольно сильно: север увлажнен избыточно, здесь много рек, большинство принадлежит бассейну Волги, на юге часты засухи.
Значительная часть территории расположена в лесной зоне, только на юге появляется лесостепь. Почвы преобладают дерново-подзолистые и подзолистые, к югу от Волги появляются серые лесные, а в Мордовии есть деградированные черноземы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для выращивания серых хлебов, картофеля, кормовых культур, а на юге сахарной свеклы, конопли, хмеля.
ВВЭР выделяется крупнейшим в Европе Вятско-Камским месторождением фосфоритов (общие запасы более 4 млрд. т) с содержанием Р2О5 около 27%. Неглубокое залегание пластов позволяет вести добычу открытым способом на большей части территории разработок, что значительно снижает себестоимость. Близ города Дзержинска есть Керженское месторождение каменной соли (балансовые запасы свыше 700 млн. т). Из топливных ресурсов выделяются запасы торфа (1,3% запасов России) в Кировской области; в Нижегородской области торфяники сильно выработаны. В ВВЭР есть месторождения горючих сланцев, но они пока не используются. Начальные суммарные извлекаемые ресурсы нефти района оцениваются в 238,0 млн. т, но на сегодняшний день они практически не разрабатываются.
Экономический район имеет возможности для развития промышленности строительных материалов: гипс (свыше 9% запасов России), глины, известняки, кварцевые пески и др.
Район полностью обеспечен водными ресурсами. Реки Волга, Вятка, Ока, Ветлуга, Сура служат транспортными путями и соединяют его с морями севера и юга европейской части России. Широко используются гидроэнергоресурсы Волги. Значительную проблему для многих населенных пунктов создает загрязнение поверхностных вод промышленными и сельскохозяйственными стоками и утонувшей древесиной.
Лесами покрыто 46% территории района с запасами древесины 1,3 млрд. м3, из них 80% эксплуатационные леса; 4/5 их сконцентрировано в Кировской и на севере Нижегородской области. В породном составе преобладают хвойные, на юге есть липа и дуб. В последние годы заготовка древесины сокращается вследствие перерубов.
2. Народно-хозяйственный комплекс
Народно-хозяйственный комплекс ВВЭР имеет сложную многоотраслевую структуру. Отраслями специализации являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, на долю которых приходится более 50% всего объема промышленной продукции района. Эти отрасли, определяющие направления развития НТП, характеризуют место района в общероссийском территориальном разделении труда. Важны также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (хотя в последние годы ее производство несколько сократилось), из отраслей легкой промышленности кожевенно-обувная и меховая. В отмеченных отраслях занято 75% промышленно-производственного персонала ВВЭР.
Машиностроение и металлообработка являются главными отраслями специализации и основой современного развития промышленного комплекса района. Условиями их развития явились созданные производственные фонды, обеспеченность квалифицированными кадрами и выгодное транспортно-географическое положение по отношению к сырью и потребителям. В машиностроительном комплексе ведущими являются транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, самолетостроение, моторо- и дизелестроение), а также станко- и приборостроение, радиоэлектроника, электротехника (в особенности светотехника), химическое машиностроение. Важное место в экономике района занимает выпуск продукции ВПК, особенно в Нижегородской области.
Второй по значению отраслью специализации является химическая и нефтехимическая промышленность. Химическая промышленность работает в основном на привозном сырье и полуфабрикатах, и ее возникновение было вызвано высоким спросом на продукцию со стороны отраслей транспортного машиностроения, в первую очередь автостроения. Район занимает ведущее место в стране по выпуску аммиака, каустической соды, капролактама, средств защиты растений, пластмасс, красителей, кожзаменителей, шин, минеральных удобрений и других химических продуктов.
Заметное место в структуре промышленности района занимают лесная и деревообрабатывающая промышленность, использующие местное сырье. С 70-х годов вывозка древесины уменьшилась вследствие перерубов, но, несмотря на это, ВВЭР занимает 2-е место в западной экономической зоне после Северного экономического района по этому показателю. Север Кировской области дает 3/5 заготавливаемой в районе древесины.
Сельскохозяйственные угодья занимают 40% всей территории района, в том числе на долю пашни приходится 75%, а на долю лугов и пастбищ 25%. Основной отраслью сельского хозяйства является животноводство, на долю которого приходится более 50% объема валовой продукции.
Транспорт в районе представлен всеми видами. Но благодаря положению района на важных транзитных путях страны первое место в структуре грузооборота занимает железнодорожный транспорт. В структуре грузоперевозок значительны объемы топлива, химического сырья, черных металлов. Вывозятся из района лесопродукты, нефтепродукты, цемент.
Большое место в грузообороте занимает трубопроводный транспорт. Большинство трубопроводов идет через Нижний Новгород, по ним передается поволжская и сибирская нефть, а также природный газ Западной Сибири.
В транспортном балансе ввоз преобладает над вывозом из-за многотоннажности топлива и сырья и относительно меньшей тоннажности вывозимой продукции обрабатывающей промышленности.
ВВЭР относится к регионам с недостаточно развитыми внешнеэкономическими связями. Почти 50% экспортных поставок приходится на машиностроение, что в целом соответствует структуре промышленного производства района.
В 90-е годы промышленное производство района сократилось на 56%, сельскохозяйственное на 27%. Инвестиции в основной капитал в 1999 году снизились до 16,8%, грузооборот автомобильного транспорта составил 34,5% от уровня 1991 года. В целом доля промышленности района в общероссийском производстве сократилась за этот период с 5,7 до 4,7%. При этом в промышленном производстве более 38% приходится на долю машиностроения и металлообработки, 13,2% на долю химической и нефтехимической промышленности, 12,5% на долю пищевой промышленности.
3. Топливно-энергетический комплекс
Волго-Вятка традиционно топливозавозящий район. Его экономический потенциал базируется на нефти Тюмени и Урало-Поволжья, природном газе Западной Сибири и кузнецких углях.
Собственное производство первичных ТЭР в районе составляет всего около 3 млн. т у.т., а внутреннее потребление около 40 млн. т у.т.
Наименьшее снижение объемов потребления топлива за 1991-1999 годы характерно для газа (11,1%), а наибольшее для нефти (на 80%). Расположенное в Нижегородской области нефтеперерабатывающее предприятие “НОРСИ-ОЙЛ” испытывает трудности с сырьем. В последние годы предприятие было загружено менее чем на 50%. В 1999 году район избыточен только по дизельному топливу.
Производство электроэнергии в районе сократилось с 26,6 млрд. кВт.ч в 1991 году до 21,2 млрд. кВт.ч в 1999 году (на 20%). Дефицит электроэнергии составляет более 17 млрд. кВт.ч.
В структуре электропотребления преобладает промышленность (48%).
Электроэнергетика района работает на природном газе, угле и местных гидроэнергоресурсах. В структуре установленной мощности электростанций преобладают тепловые станции (порядка 70%). Крупнейшими электростанциями района являются Чебоксарская и Нижегородская ГЭС.
К основным направлениям развития энергетики района относятся:
реконструкция действующих мощностей в электроэнергетике и усиление межрайонных связей;
активизация энергосберегающей политики.
4. Экономическая характеристика районов региона
4.1 Кировская область
Кировская область одна из крупнейших в Нечерноземной зоне РФ. Область расположена на востоке Восточно-Европейской равнины. Площадь ее территории 120,8 тыс. км 2. В области 18 городов, 57 поселков городского типа и 4472 сельских населенных пункта. Основные города Киров, Вятские Поляны, Котельнич, Кирово-Чепецк, Омутнинск. Рельеф области всхолмленная равнина. Приподнятые пространства Вятские и Северные Увалы, Верхнекамская возвышенность чередуются с обширными низменностями.
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -14° С, июля +17° С. Осадков выпадает около 500 мм в год.
Главные реки Вятка и Кама принадлежат бассейну Волги.
Свыше 60% территории Кировской области покрыто лесами, в основном хвойных пород. Эксплуатационный запас древесины составляет 345,5 млн. м 3, размер расчетной лесосеки по всем лесам области 14,1 млн. м 3. Ежегодный прирост лесных массивов достигает 18 млн. м 3. Следует отметить также, что область весьма богата дикорастущим растительным сырьем: ягодами, грибами, лекарственными растениями.
Основу природно-ресурсного потенциала области составляют лес, фосфориты, торф, пушнина, водные и земельные ресурсы. В северо-восточных районах известны запасы горючих сланцев, которые, однако, еще не нашли своего применения.
Широко распространены месторождения торфа, прогнозные запасы которого составляют 435 млн. т. Велики запасы нерудного минерального сырья: известняков, мергелей, глин, песков и гравия. В последние десятилетия на востоке области выявлены незначительные запасы нефти. Ее прогнозные ресурсы оцениваются в 133 млн. т. Ведутся работы по промышленному освоению Золотаревского месторождения.
Вятско-Камское месторождение фосфоритов является крупнейшим в Европе, его балансовые запасы составляют 2 млрд. т.
Область богата минеральными источниками и лечебными грязями, на базе которых действует курорт Нижнеивкино.
Земельный фонд превышает 12 млн. га. Распаханность территории в целом по области 20,3%.
Область имеет развитую транспортную сеть. По ее территории проходят железнодорожные магистрали, связывающие Центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, Север с южными районами страны. Общая протяженность железных дорог 1600 км. Основная водная магистраль река Вятка, протяженность эксплуатируемых водных путей свыше 2000 км. Автодорожная сеть развита недостаточно, что является причиной слабой взаимосвязи отдельных территорий внутри области.
По территории Кировской области проходят газопроводы: Оханск Киров (протяженность 200 км), Ямбург Тула, Ямбург западная граница СНГ, Пермь Казань Нижний Новгород; нефтепроводы: Калмогоры Клин, Сургут Полоцк.
Основная доля загрязненных сточных вод, поступающих в водные объекты области, приходится на жилищно-коммунальное хозяйство Кирова (более 40%). Крупнейшими загрязнителями атмосферного воздуха от стационарных источников являются предприятия энергетики (более 1/3 суммарных выбросов), деревообрабатывающей и химической промышленности.
На долю автотранспорта приходится около 30% суммарного выброса вредных веществ в области.
4.2 Нижегородская область
Нижегородская область расположена в центре европейской части России. Административный центр области г. Нижний Новгород. Он находится на месте слияния рек Волги и Оки. Площадь области 74,8 тыс. км 2. Область разделена на 48 административных районов. Здесь находятся 25 городов, 66 поселков городского типа и около 4600 сел и деревень. Города Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Саров имеют самостоятельные городские администрации.
Северная часть области (Заволжье), покрытая лесами и болотами, является частью обширной Волго-Вятской равнины. Правобережье Оки и Волги представляет собой северный уступ Приволжской возвышенности. Главные реки области Волга и Ока.
Область расположена в зоне умеренно континентального климата. В Заволжье осадков выпадает больше и среднегодовая сумма температур ниже, чем в правобережье.
Лесные массивы занимают 46,1% территории области. Расчетная лесосека составляет 900 тыс. м 3. Эксплуатация лесов, по данным международной организации “Гринпис”, ведется с полным соблюдением экологических требований, что обусловливает наибольшую их привлекательность для иностранных инвесторов.
Нижегородская область не богата полезными ископаемыми. Можно лишь отметить запасы торфа (они сильно выработаны), нефти, начальные извлекаемые ресурсы нерудного минерального сырья оцениваются в 48 млн. т.
Нижегородская область располагает развитой транспортной сетью. Здесь более чем 1000 км водных путей. Нижний Новгород крупный речной порт с выходами к Балтийскому, Черному, Каспийскому, Азовскому и Белому морям. Здесь действует международный аэропорт, обслуживающий около 20 российских линий и одну регулярную международную линию Франкфурт-на-Майне Нижний Новгород. Город представляет собой крупный железнодорожный узел с семью лучами дорог, протяженностью свыше 1200 км, большая часть которых электрифицирована. Область располагает двумя железнодорожными и пятью автодорожными переходами через Волгу и Оку. Развита сеть нефте- и газопроводов.
4.3 Республика Марий Эл
Республика Марий Эл находится в центре европейской части России в бассейне реки Волги и занимает очень выгодное географическое положение. Площадь республики составляет 23,2 тыс. км 2. Основные города Йошкар-Ола (столица), Волжск, Козьмодемьянск.
Республика расположена почти полностью в лесном Заволжье. По характеру рельефа: восточное левобережье холмистая равнина, переходящая к западу в Марийскую низменность, правобережье окраина Приволжской возвышенности. Климат в республике умеренно континентальный. Главные реки Волга и Ветлуга.
Природа республики уникальна, ее минерально-сырьевые ресурсы весьма значительны. Основным богатством являются леса, которые покрывают около 51% территории. Запас лесонасаждений составляет 152,7 млн. м 3. Имеются разведанные запасы песка, стекольного песка, глин для производства кирпича, сырья для производства щебня, торфа, сапропелей для улучшения плодородия почв, пресных и минеральных вод, лечебных грязей.
Главная роль в осуществлении межрайонных и межотраслевых связей принадлежит автотранспорту. Протяженность автодорог с твердым покрытием 3,8 тыс. км (94% от общей протяженности). Восточная часть (основной сельскохозяйственный район республики) не имеет необходимой сети дорог, 40% всех грузов перевозится по Волге. Главная роль в осуществлении внутри- и межрайонных связей принадлежит автотранспорту. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования 204 км.
Экологические проблемы республики связаны с загрязнением водных объектов предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности и жилищно-коммунальным хозяйством г. Йошкар-Олы.
Имеются два устойчивых очага загрязнения подземных вод в Медведковском районе, где расположена свалка промотходов витаминного завода, и в Звенигородском районе, где находятся поля фильтрации гидролизного завода. Доля выбросов в атмосферу от автотранспорта составляет 80% от общих выбросов в атмосферу.
4.4 Чувашская республика
Республика расположена в центре европейской части РФ, в среднем течении Волги. Ее площадь 18,3 тыс. км 2. Республика включает 21 район, 9 городов, 6 поселков городского типа. Столица город Чебоксары (465,8 тыс. человек). Вторым по значению является г. Новочебоксарск.
Поверхность в основном равнинная, на востоке Приволжская возвышенность.
Климат республики умеренно континентальный, с холодной морозной зимой и жарким летом, средняя температура января -17° С, июля +19° С. Осадков выпадает 450-500 мм в год. Количество осадков уменьшается по направлению с запада на восток.
Главная река в республике Волга. Треть территории занята лесами, выполняющими защитные функции.
Основное богатство республики почвенные ресурсы. В Чувашии разрабатываются месторождения торфа, песков, известняков, доломитов. На обоих берегах Волги в окрестностях Чебоксар вскрыты минеральные воды (типа мацестинских), пригодные для лечебных целей.
Важнейшим элементом транспортной системы являются железные дороги общей протяженностью около 550 км. Автомобильные дороги имеют в основном широтное направление. Республика выделяется высокой обеспеченностью автодорогами с твердым покрытием (на 1000 км2) в 6,3 и 1,7 раза выше, чем в среднем по РФ и Волго-Вятскому району соответственно. Территорию республики пересекает ряд магистральных газопроводов, берущих начало на месторождениях севера Западной Сибири....
Забрать файлПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!
Страница 8
Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и другие) создает благоприятные условия для развития речного транспорта, тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжья, Северо-Кавказского, Центрального районов и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль осуществляется перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс.км.
Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт, в том числе современная шоссейная магистраль Москва – Нижний Новгород. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутри региональных перевозок.
Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.
Волго-Вятский район имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером района выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок района. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства района во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок района приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем, выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.
В последние годы в снабжении Волго-Вятского экономического района разнообразным сырьем растет удельный вес продукции восточных районов. В перспективе из восточных районов все в больших количествах будут поступать электроэнергия, нефть, газ, уголь и металл, т.е. продукция, которая будет способствовать углублению сложившихся отраслей рыночной специализации.
Особенности географического положения района на водных путях с пересекающими их железными дорогами дают возможность шире использовать смешанные железно-водные перевозки, способствующие сокращению транспортных издержек.
Территориальная организация производства.
Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область . Ее производственный профиль определяет автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение.
Кировская область по объемам промышленного производства занимает втрое место в районе. На ее долю приходиться 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и промышленная.
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение.
1. Каковы особенности географического положения Волго-Вятского района и как они влияют на его хозяйственное развитие.
Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки, чем и объясняется его название. В состав района входят Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика.
Занимая немногим более 1% территории Российской Феде¬рации, Волго-Вятский экономический район (ВВЭР) в общероссийском разделении труда выделяется продукцией машиностроения и металлообработки, химической, нефтехимической, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Для экономики района характерна неравномерность размещения производственных сил из-за неоднородности и разнообразия условий для хозяйственного развития отдельных территорий
Будучи небогатым сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, ВВЭР имеет очень выгодные предпосылки для развития хозяйства. Центральное положение на европейской территории страны обеспечивает ему тесные связи с сырьевыми районами и районами реализации готовой продукции. Как и для всей центральной России, для ВВЭР характерны высокий уровень развития обрабатывающей промышленности, концентрация квалифицированных кадров и трудовых ресурсов. Через ВВЭР проходят важнейшие транспортные пути России: река Волга, железнодорожные магистрали, соединяющие западную и восточную экономические зоны, северные и южные регионы страны, а также трубопроводы, идущие из Поволжья и Сибири.
2. Выберите верный ответ. Главной отраслью специализации Волго-Вятского района является: а) черная металлургия; б) машиностроение; в) химическая промышленность; г) овцеводство.
3. Какие народы по своей численности преобладают в Волго-Вятском районе?
Ответ: Население района многонационально: русские (около 80 %), украинцы, белорусы, марийцы, чуваши, мордва, татары.
4. В какой из республик Волго-Вятского района преобладает коренное население?
Ответ: Чувашия – чуваши 9 около 70% от населения республики.
5. На основании анализа текста параграфа, экономических карт района и России попробуйте составить схему производственных связей Волго-Вятского района.
Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности. Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона. Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения – электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия - светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл – приборостроение и радиоэлектроника.
Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю ма¬шиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности – почти 1/5 всей промышленной продукции республики.
В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО «Промтрактор» – единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.
Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах. Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо.
На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами. Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.
Вторым мощным центром военно-промышленного комплекса района является Нижний Новгород. Какова роль экономико-географического положения в развитии Волго-Вятского района России? Производственная структура ТПК состоит из базирующихся на основе природных ресурсов и условий региона производств, стадий производства и производственных связей как внутри производственного процесса, так и между отдельными производствами ввоза и вывоза продукции. Таблица 1 Административно-территориальная единица Территория, тыс. Залегают руды на глубине от 35 – 40 до 400 – 500 м и глубже. Газопроводы: Игрим – Серов; Медвежье – Нарым – Пермь; Уренгой – Пунга – Ухта «Сияние Севера»; Уренгой – Тюмень – Челябинск; Уренгой – Помары – Ужгород. Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным.
Классификация городов по численности населения: более 1 млн. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами. Рассмотрите производственную и территориальную структуру топливно-энергетического комплекса Тимано-Печорского ТПК в республике Коми. Высокое содержание железа в рудах и другие их качества удешевляют их обогащение, а в домнах меньше расходуется кокса, сокращается расход дефицитных в районе воды и топлива, снижается себестоимость. На юге района часто бывают засухи, а северная часть увлажнена и заболочена. В условиях технического перевооружения и повышения безопасности атомной энергетики атомное машиностроение и приборостроение могут получить дополнительные мощные стимулы для своего развития, участвуя в изготовлении основного атомного энергетического оборудования и современных средств контроля за эксплуатацией реакторов. Изучите структуру производственного комплекса района.