Обязанность бережно относиться к природным богатствам

Охрана природной среды – долг каждого (ст.55 Конституции).

Уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли, водоемов несут серьезную угрозу существованию человечества. Данная проблема приобретает особую значимость и актуальность для Республики Беларусь, которая больше всех пострадала от аварии на Чернобыльской АЭС. Сохранение окружающей среды стало первейшей задачей и для всего мирового сообщества.

Рассматриваемая конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов, в том числе кодифицированных. К примеру, Закон «Об охране окружающей среды» обязывает граждан и лиц, проживающих на территории нашего государства, не просто соблюдать требования природоохранного законодательства Республики Беларусь, но и беречь и охранять природную среду, рационально использовать природные ресурсы; выполнять требования в области обращения с отходами; требования пожарной безопасности; соблюдать правила охоты и рыболовства; повышать экологическую культуру (ст.15).

За нарушение природоохранного законодательства предусматривается соответствующая ответственность. Так, Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит специальный раздел (IХ), в котором сосредоточены составы преступлений против экологической безопасности и природной среды.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права. Место конституционного права в системе права
Термин «конституционное право» используется в трех значениях, между которыми существует определенная взаимосвязь: · как отрасль права в системе национального права;

Методы конституционного права
Конституционное право отграничивается от других отраслей права не только своим предметом, но и методами правового регулирования. Метод конституционного права – эт

Место конституционного права в системе права
Конституционное право является ведущей основополагающей отраслью национальной правовой системы (да и других государств, исключая мусульманские страны, где главную роль играет не Конституция (если о


Источниками конституционного права являются правовые акты, носящие нормативный характер, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Иными словами, под этими

Система конституционного права
Система конституционного права является достаточно сложной проблемой, имеющей многоплановые аспекты. Не случайно, поэтому она трактуется в литературе неоднозначно. К примеру, Б.Н.Габричидзе и А.Г.Ч

Виды конституционно-правовых норм
Классификация конституционно-правовых норм может быть проведена по различным критериям: а) по содержанию– на нормы, закрепляющие: · основы конституционного строя;

Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения
Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, в которых субъекты наделены определенными правами и обязанностями, предусмотренными нормами

Виды конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретныйхарактер. Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регу

Субъекты правоотношений
Субъектами конституционно-правовых отношений (конституционного права) являются их участники, т.е. стороны между которыми эти отношения возникают. В отличие от д

Юридические факты
Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Виды юридических фактов: 1. События

Конституционно-правовая ответственность
Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сводилась к таким ее видам, как административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) и дисциплинарная. В период существова

Наука конституционного права
Определение конституционного права как науки отличается от его определения как отрасли права. Если отрасль права – это совокупность норм, то наука – это совокупность различных теорий, взглядов, гип

Причины появления, сущность и основные черты Конституции
Термин «конституция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «учреждение, устройство, установление». Первые конституционные акты появились в XVII-XVIII вв. и св

Учредительный, первичный характер конституционных установлений.
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую существенную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем с

Юридические свойства и функции конституции
Особый статус конституции, как основного закона государства, предопределяет и ее особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше черт данного документа. В качестве ва

Функции конституции
Под функциями конституции понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения. То есть, речь идет о том назначении, для которого она принималась.

Структура конституции
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы,

Общественные объединения
В современных условиях различные запросы и интересы граждан не ограничиваются только политической сферой. Некоторые из них реализуются в социально-экономической, культурной и иных сферах. В этих це

Меры ответственности
За нарушение Конституции Республики Беларусь, иных актов законодательства и (или) учредительных документов в отношении общественного объединения, союза могут быть применены следующие меры ответстве

Профсоюзы
Важнейшим и наиболее массовым общественным объединением являются профессиональные союзы. Их деятельность регламентируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах». Г

Основные права профсоюзов
По защите трудовых прав граждан: Профсоюзы защищают трудовые права своих членов, принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по с

Гарантии прав профсоюзных работников
Наниматели (их объединения), государственные органы, субъекты хозяйствования, общественные объединения и должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов. Указанные органы и лица за нарушение пр

Государственно-общественные объединения
Наряду с общественными объединениями, в Республике Беларусь действуют и государственно-общественные объединения, деятельность которых регулируется Законом «О республиканских государственно-обществе

Образование
Главным элементом духовно-культурной сферы является образование. Именно оно выступает в качестве основы для развития науки, культуры, искусства и др. Конституция Республик

Культура
Государство на конституционном уровне гарантирует заботу о развитии культуры. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.15) государство ответственно за сохранение истор

Религия
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), осн

Правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект правоотношений.
Каждая из отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. Конституционное пра

Право на жизнь
Основным правом человека является право на жизнь. Все остальные (и не только личные) права и свободы логически вытекают из данного права. Одним из условий, по исполнении к

Свобода, неприкосновенность и достоинство личности
Обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности закреплено в статье 25 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой «государство обеспечивает свободу, непри

Право на личную жизнь
Личную (частную) жизнь составляют те стороны жизни человека, которые он, в силу своей свободы, не желает делать достоянием других членов общества. Это могут быть, к примеру, и какие-то взаимные отн

Неприкосновенность жилища
«Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет право без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли» (ст.29 Ко

Свобода передвижения и выбор места жительства
«Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» (ст.30 Конституции

Право на определение отношения к религии
Конституция Республики Беларусь (ст.31) устанавливает, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или н

Свобода мнений и убеждений
Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. «Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация с

Право на национальную принадлежность, пользование родным языком
В соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной

Право на судебную защиту
Право на судебную защиту – это возможность каждого обратиться в суд за защитой своих прав и свобод от неправомерных действий (бездействия) и решений органов государственной власти, местного самоупр

Право на юридическую помощь
В соответствии с Конституцией (ст.62), каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других св

Право на защиту международных организаций
Данное право гарантируется статьей 61 Конституции, в которой закреплено, что каждый вправе в соответствии с международными правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в меж

Свобода печати и информации
Данное право является, по сути, коренным вопросом демократии, поскольку без свободы печати, при отсутствии информации нет ни гражданского общества, ни правового государства. В соответствии с Консти

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
Право на указанные мероприятия гарантируется статьей 35 Конституции Республики Беларусь. Порядок их организации и проведения регулируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от

Право на обращение в государственные органы
В соответствии со статьей 40 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные л

Право на труд
В соответствии со статьей 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занят

Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда
В соответствии со статьей 42 Конституции лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и о

Право на отдых
Данное право также имеет конституционную основу. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночн

Право на охрану здоровья
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех гражд

Право на благоприятную окружающую среду
Благоприятная окружающая среда оказывает существенное влияние на здоровье граждан. К сожалению, ее состояние вызывает серьезную озабоченность во всем мире, поскольку развитие экологического кризиса

Право на социальное обеспечение
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных

Право на участие в культурной жизни
Данное право закреплено в статье 51 Конституции. Оно обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети

Конституционные обязанности граждан
Наряду с правами и свободами, Конституция Республики Беларусь устанавливает также основные обязанности граждан. Это и понятно, т.к. не может быть прав без обязанностей. Человек находится в обществе

Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции
Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52 Конституции). Таким образом, юридической обязанность

Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности
Указанная обязанность предусмотрена статьей 54 Конституции. Она распространяется как на гражданина, так и на иных лиц, находящихся на территории Республики Беларусь и направлена на сохранение матер

Обязанность участвовать в финансировании государственных расходов
Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56 Конституции). Данная об

Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях
В части 3 статьи 32 Конституции Республики Беларусь закреплены две конституционные обязанности. Во-первых, родители или лица, их заменяющие обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, раз

Конституционные гарантии прав и свобод личности
Конституция Республики Беларусь не ограничивается простым декларированием прав и свобод. Она закрепляет также достаточно надежный гарантийный механизм их реализации. Гарантии пр

Порядок подачи и рассмотрения заявлений лиц, проживающих за границей
Орган дипломатической службы, принявший к рассмотрению заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь либо о выходе из гражданства Республики Беларусь, формирует по каждому заявлению дело в д

Задачи и функции комиссии
Заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь представляется на рассмотрение Комиссии вместе с материалами дела по заявлению о приеме в гражда

Депортация. Высылка
Иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь. Иностранец может быть выслан (выдворен) из Республики Беларусь в

Право убежища
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь: «Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национ

Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действую

Основы конституционного права
Курс лекций В авторской редакции Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова Технический редактор Т.В. Жибуль Художник о

Инструментами обеспечения нормальной жизнедеятельности индивида и общества служат не только субъективные экологические права, которые могут быть эффективными, разумеется, лишь при соблюдении иных условий, связанных с функционированием государства и общества, в частности, при наличии и надлежащем исполнении соответствующих обязанностей индивидов в данной сфере. Очевидно, что мы можем рассчитывать на соблюдение принадлежащего нам от рождения права на благоприятную окру-жающу среду, лишь если сами будем охранять природу и беречь ее богатства. Без соответствующих обязанностей права и свободы «зависают», не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций, государства, от которых зависит нормальная реализация этих прав и свобод. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах1.[ ...]

В ст. 58 Конституции России установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Важно обратить внимание на субъекта этой обязанности. Каждый человек и гражданин соприкасается с природой (окружающей средой) в процессе своей, жизнедеятельности будучи в разных качествах - как житель города и другого населенного пункта и как работник, в том числе должностное лицо. Соответственно, как житель, в быту и на отдыхе каждый должен исполнять данную конституционную обязанность. Одновременно и прежде всего обязанность сохранять природу и окружающую среду возлагается Конституцией также на каждого, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной, окружающей среды.[ ...]

Юридическим критерием соблюдения обязанностей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам служит осуществление человеком деятельности, связанной с вредным воздействием на окружающую природную среду и природопользованием, в соответствии с требованиями экологического законодательства.[ ...]

Конституционные обязанности сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам конкретизируются в действующем законодательстве РФ. Статья 12 Закона «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.[ ...]

Наиболее полно обязанности по охране природы и бережному использованию природных богатств гарждан как природопользо-вателей определены в природоресурсном законодательстве.[ ...]

Так, в соответствии со ст. 53 Земельного кодекса РСФСР собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном ст. 100 и 101 Кодекса.[ ...]

Обязанности лесопользователей определены ст. 83 Лесного кодекса РФ. Обязанности пользователей недр предусмотрены в ст. 22 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах». Обязанности водопользователей установлены ст. 92 Водного кодекса РФ.[ ...]

Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» установлены следующие обязанности пользователей животным миром: осуществлять только указанные в лицензии виды пользования; соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования; применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения; применять при пользовании животным миром гуманные способы (ст. 40).[ ...]

Иными актами природоохранительного законодательства определены другие обязанности природопользователей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.[ ...]

Нарушение установленных в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

1. Право на благоприятную окружающую среду является разновидностью субъективных прав граждан, которому корреспондируют обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на жизнь и здоровье людей. Субъективное право - это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. Носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий (например, требовать или не требовать от компетентных органов предоставления экологически значимой информации).

Что следует понимать под благоприятной окружающей средой, право на которую закрепляет за гражданами данная статья? Комментируемый закон дает определение "благоприятной окружающей среды" в узком смысле, понимая под ней такую окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Однако если рассматривать данный термин в контексте иных экологических законов, то в широком смысле под "благоприятной окружающей средой" необходимо понимать такое состояние среды обитания человека, которое соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия, способности удовлетворять потребности граждан в отдыхе, туризме, лечении, а также включать в себя эталонные участки природы, не тронутой человеческой жизнедеятельностью. Следовательно, право на благоприятную окружающую среду включает в себя возможность граждан пользоваться дарами природы (право общего природопользования), но исключает отношения собственности на природные объекты и возможности коммерческого их использования (право специального природопользования).

Учитывая взаимосвязь и взаимообусловленность прав и обязанностей, следует отметить вытекающие из п. 1 и п. 2 ст. 11 Комментируемого закона обязанности органов публичной власти, необходимые для реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. В числе таких обязанностей органов власти следует выделить разработку природоохранных нормативов; привлечение виновных в нарушении экологических предписаний к юридической ответственности; финансирование из бюджетов всех уровней экологических мероприятий и программ; обязанность соответствующих должностных лиц предоставлять экологическую информацию; учитывать экологические требования в ходе территориального планирования и градостроительного зонирования территорий; проводить государственный экологический контроль; государственную экологическую и иные экспертизы и т.д.

2. Из Конституции России и экологического законодательства вытекает ряд конкретных правомочий граждан в области охраны окружающей среды. По логике законодателя, их использование гражданами России позволит им реализовать свое конституционное право на благоприятную окружающую среду. Все нижеприведенные правомочия граждан могут быть классифицированы в две большие группы по критерию способа защиты: самозащита своих экологических прав и защита с помощью государственных институтов. В первую группу войдут правомочия граждан по проведению демонстраций, пикетирования и иных подобных мероприятий, а во вторую группу - обращения в органы государственной власти с заявлениями, жалобами, предложениями, исками и т.д. В их числе следует особо выделить следующие.

Право на создание общественных объединений, фондов и иных некоммерческие организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Порядок создания таких некоммерческих объединений предусмотрен в ГК РФ и иных федеральных законах. Так, порядок создания общественных объединений указан в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". Все юридические лица, включая некоммерческие экологические объединения, приобретают предусмотренные законом и обязанности с момента их государственной регистрации.

Деятельность таких объединений является важным элементом гражданского общества, формой его контроля за эффективностью работы государственного аппарата. В развитых странах мира общественные экологические объединения являются внушительной политической силой, побеждая на выборах и получая значительное количество мест в представительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. Под влиянием неправительственных экологических организаций происходит экологизация ряда других международных и государственных институтов, а также общественных структур (СМИ, профсоюзы, политические партии, другие общественные организации, рядовые граждане). Политизация экологических движений наблюдается повсеместно, приобретая глобальный характер и определяя глобальную тенденцию развития мирового экологического движения.

3. Граждане вправе принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах и иных не противоречащих законодательству акциях по охране окружающей среды. Данное право вытекает из ст. 31 Конституции России, предоставляющей гражданам возможность собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. При осуществлении данного права не допускается нарушение прав и свобод других лиц, а также использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. В России действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, т.е. для их проведения не требуется специального разрешения властей. Вопросы организации данных мероприятий регулируются Федеральным законом от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Проводившиеся в форме демонстраций, пикетов и митингов протесты против строительства различных хозяйственных объектов конца 80-х начала 90-х годов XX века сменились на сегодняшний день практически полной апатией населения к подобным формам протеста.

Более востребованной формой защиты гражданами своих экологических прав в настоящий момент является их участие в проведении референдумов по экологическим вопросам. Согласно п. 3 ст. 3 Конституции России, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в референдуме предусмотрено также п. 2 ст. 32 Конституции России. Референдумы могут быть трех уровней - федеральные, региональные (субъекта РФ) и местные.

Референдум Российской Федерации - это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (ст. 1 Федерального конституционного закона "О референдуме в Российской Федерации" от 28 июня 2004 г.). Одним из таких вопросов государственного значения вполне может быть и охрана окружающей среды. В последнее десятилетие в России неоднократно предпринимались попытки провести референдумы по объектам, затрагивающим экологические интересы населения. По некоторым данным, за последние годы в России было инициировано 29 природоохранных референдумов.

Возможность и результативность их проведения была обусловлена позицией соответствующих органов публичной власти. В этом смысле примечательны референдумы по поводу строительства морского порта в г. Геленджик (1998 и 2000 гг.); референдум по поводу строительства Сосновоборского алюминиевого завода в Кингесепском районе (2004 г.); референдум в Калининградской области по поводу строительства нефтеперевалочных баз (2005 г.).

Из числа референдумов, получивших наибольший общественный резонанс, следует выделить проходивший в начале 2001 г. в ряде субъектов РФ сбор подписей для проведения референдума по вопросу о возможности ввоза в Россию отработавших ядерных материалов и ядерного топлива зарубежных АЭС в целях захоронения и переработки на территории России (в первом чтении Государственной Думой РФ в декабре 2000 г. был принят закон, которым такая возможность допускалась). Однако данная инициатива общественности по ряду причин не была реализована, а вступление в силу комментируемого закона и вовсе закрыло данную дискуссию.

Проведение референдума (даже с положительным результатом для его инициаторов) еще не создает само по себе необходимых гарантий от нарушения экологических прав граждан. Так, в г. Калуге был проведен референдум по вопросу строительства второй атомной станции. Отрицательный результат референдума был обжалован Минатомом России в Верховный Суд РФ, который согласился с его доводами о необходимости строительства этой станции.

В данном случае следует обратить внимание на следующее обстоятельство. В большинстве случаев граждане и их объединения пытаются проводить региональные и местные референдумы по вопросам в сфере атомной энергетики (например, по запрету строительства АЭС). Значительно более редкими являются попытки проведения референдумов по охране уникальных, экологически ценных территорий или другим вопросам природопользования. Необходимо иметь в виду, что федеральные энергетические системы и ядерная энергетика находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет, что на референдум субъекта РФ или местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся соответственно в ведении субъекта РФ или органа местного самоуправления (ст. 12). Однако вопросы атомной энергетики не находятся в ведении субъектов Российской Федерации или ведении органов местного самоуправления.

4. Граждане вправе требовать от органов государственной власти, местного самоуправления, иных организаций предоставления своевременной, полной и достоверной экологической информации, что является конкретизацией одного из основных принципов охраны окружающей среды. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понимает под информацией "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления" (ст. 2). Проблемам, возникающим при получении, использовании, защите информации уделяется внимание в рамках практически всех отраслей российского права. Так, Конституция России (ч. 2 ст. 24) предусматривает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Данное положение корреспондирует и с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать и получать необходимую для него информацию (в том числе в сфере экологии).

ГК РФ, рассматривая информацию в качестве объекта гражданских прав, регулирует, главным образом, вопросы защиты особой разновидности информации, которая составляет служебную или коммерческую тайну. Она является таковой в случае, если имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа, а ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). Такая информация может дать экономическое преимущество незаконно получившей ее стороне в условиях конкуренции в ходе ведения предпринимательской деятельности. Регулируются ГК РФ и вопросы защиты интеллектуальной собственности.

Под экологической информацией понимается любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а, кроме того, о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды.*(3)

Указанной информацией располагают, в первую очередь, специально уполномоченные органы государства в области охраны окружающей среды. Такую информацию о состоянии окружающей среды они получают посредством мониторинга (наблюдения за качественным состоянием окружающей среды). Однако если речь идет о размере и характере вредного воздействия хозяйствующего субъекта, то по запросу общественного экологического объединения такую информацию обязан предоставить его руководитель.

Но несмотря на закрепление права граждан и их объединений на получение экологической информации в Конституции РФ и федеральных законах, а также наличии утверждаемых Правительством Российской Федерации положений о специально уполномоченных федеральных органах в области охраны окружающей среды, которым вменяется в обязанность предоставлять гражданам экологическую информацию, получение последней до сих пор связано с большими проблемами. Одной из них являлось отсутствие механизма реализации данного права, то есть подзаконными актами не был установлен порядок предоставления информации: какие должностные лица, в каком объеме, в какие сроки должны ее предоставлять. В качестве шага к решению данной проблемы можно рассматривать создание в мае 2002 г. в Министерстве природных ресурсов и экологии (в том числе в территориальных структурах) общественной приемной, одной из задач которой является обеспечение работы с общественностью и обращениями граждан по вопросам, относящимся к сфере деятельности МПР России, а также организация личного приема граждан руководством МПР России.

Возникают сложности и с привлечением к ответственности должностных лиц за не предоставление экологической информации, несмотря на наличие соответствующего состава правонарушения. Так, ст. 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на них, о радиационной обстановке, а также искажение сведений о состоянии земель, водных и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. На наш взгляд, четкую правовую регламентацию имеют только категории "своевременная" и "достоверная" информация. Законами предусмотрен срок рассмотрения заявления граждан о предоставлении информации (1 месяц), пропуск которого означает нарушение должностными лицами требований закона. Недостоверной информацией могут считаться заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения о состоянии окружающей среды. Типичным примером была авария на Чернобыльской АЭС, правду о которой российские граждане узнали с большим опозданием. До этого должностные лица сообщали, что ничего особенного на Чернобыльской АЭС не произошло, предоставляя не достоверную экологическую информацию.

Категория "полная" информация носит оценочный характер. Оценка полноты предоставленных сведений зависит от содержания и четкости предмета информационного запроса, сформулированного гражданами и их объединениями. В этом плане как раз и существуют сложности субъективного плана, связанные с тем, что граждане не всегда обладают необходимыми знаниями для того, чтобы юридически грамотно сформулировать вопрос к соответствующим должностным лицам. Следовательно, "полнота" или "не полнота" ответа соответствующих должностных лиц на запросы граждан подлежат индивидуальной оценке, в которой могут присутствовать элементы субъективизма, поскольку законом критерии "полноты" экологической информации не определены. Следует подчеркнуть, что информация о состоянии окружающей среды не относится к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне").

5. Граждане вправе обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, получать своевременные и обоснованные ответы.

Данная норма корреспондирует с положениями ст. 33 Конституции РФ, согласно которой граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное право является важным средством защиты экологических прав граждан, а также формой их участия в управлении делами государства. Праву граждан на обращение соответствует обязанность органов и должностных лиц рассмотреть в установленных порядке и сроке обращения граждан и уведомить их о результатах. Действующее законодательство предусматривает три основные формы обращения.

Во-первых, граждане могут обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по совершенствованию работы природоохранных органов, их структуры, путей решения отдельных экологических задач. Во-вторых, посредством заявления гражданин обращается к конкретному должностному лицу о содействии в реализации принадлежащего ему конституционного права на благоприятную окружающую среду, основные элементы которого конкретизированы в законах РФ и субъектов РФ. В-третьих, посредством жалобы граждане вправе требовать устранения допущенных нарушений своих экологических прав в результате принятия решения, либо иными действиями (бездействиями) соответствующих должностных лиц. Предложения и заявления подаются тем должностным лицам, в ведении которых находится решение соответствующего экологического вопроса. Жалобы подаются должностным лицам, в подчинении которых находится принявший обжалуемое решение, либо в суд.

6. Граждане вправе предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде, а также их жизни, здоровью и имуществу. Экологический вред - любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.*(4) Право гражданина на возмещение вреда, причиненного окружающей среде, следует рассматривать в контексте действующего законодательства. Согласно п. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, граждане и организации вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Такая же возможность продублирована и в п. 1 комментируемой статьи.

Экологические правонарушения могут причинять вред окружающей среде, который, в свою очередь, может как повлечь, так и не повлечь причинение вреда здоровью и имуществу граждан. Например, уничтожение лесных массивов в отдаленных районах непосредственно вреда здоровью и имуществу граждан не причиняет, но вред экологическому состоянию лесов очевиден. Таким образом, п. 1 и п. 2 комментируемой статьи предоставляет гражданам право на судебную защиту благоприятного качества окружающей среды независимо от того, причинен ли непосредственно правонарушением вред их здоровью и имуществу или нет. В случае причинения такого вреда ст. 79 комментируемого закона и гражданское законодательство предусматривают порядок возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Обязанности по предъявлению исков в суд по возмещению вреда окружающей среде возложены также на специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды.

Существует множество примеров реализации гражданами и их объединениями своего конституционного права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, посредством обращения в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были признаны не конституционными положения данного Федерального закона об уменьшении размера выплат и льгот гражданам, пострадавшим от радиации, сужен круг лиц, пользующихся такими льготами. Суд указал на недопустимость сокращения объема обязательств, ранее принятых на себя государством в отношении таких граждан.

В последние годы формируется и практика защиты экологических прав на международном уровне, поскольку Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Следовательно, российские граждане и юридические лица получили возможность обращаться для защиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейский суд по правам человека, когда исчерпаны внутригосударственные возможности защиты их экологических прав. Россия признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении России. Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции осуществляется с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Формально решения Европейского суда, конечно, не обязательны для государств, подписавших конвенцию, но фактически все они следуют практике суда, поскольку контрольные органы Конвенции признают себя связанными прецедентом. Существует достаточно примеров того, что высшие судебные инстанции России при рассмотрении гражданских и иных дел опираются на положения прецедентной практики Европейского суда.

Несмотря на то, что в Европейской конвенции по правам человека нет статьи, посвященной экологическим правам человека, это не препятствует защите последних посредством апелляции к другим статьям конвенции. В числе наиболее интересных дел по защите экологических прав человека в практике Европейского суда по правам человека следует выделить:

а) Дело "Фадеева против Российской Федерации" (жалоба N 55723/00). Заявитель утверждала, что проживание в санитарно-защитной зоне ОАО "Северсталь" в г. Череповец причинило существенный вред ее здоровью. Следовательно, в отношении нее имело место нарушение статьи 8 Конвенции по причине неисполнения государством своих обязанностей защиты ее частной жизни и ее жилища от серьезной экологической угрозы в результате хозяйственной деятельности металлургического предприятия "Северсталь".

Постановлением Суда от 9 июня 2005 г. было установлено, что имело место нарушение ст. 8 Конвенции, и на Российскую Федерацию была возложена обязанность выплатить заявителю в порядке возмещения морального вреда 6 000 евро, а также возместить судебные расходы.

б) Дело "Ледяева и другие против России". Европейским Судом было установлено, что отсутствие защиты от загрязнения окружающей среды является нарушением права на уважение частной жизни. Заявители - жители города Череповец, проживающие около Металлургического завода, жаловались на нарушение их прав в связи с отсутствием защиты от производимого заводом загрязнения окружающей среды.

В Европейском Суде заявители утверждали, что из-за загрязнения окружающей среды нарушается их право на защиту частной жизни и неприкосновенность жилища. Это противоречит гарантиям статьи 8 Конвенции, поскольку независимо от причин, по которым они проживают в рамках санитарной зоны, выбросы в атмосферу завода чрезмерны, программа по улучшению экологической обстановке в Череповце была отменена Правительством РФ, а информация об экологической обстановке нигде не публикуется.

Рассматривая дело, Европейский Суд сослался на дело "Фадеева против России". Тогда Суд признал, что частная жизнь может серьезно пострадать из-за загрязнения окружающей среды, ситуация в Череповце почти катастрофическая, а законодательство не содержит прямого запрета на постоянное проживание в санитарной зоне. Несмотря на то, что не было установлено, что здоровье Фадеевой было подорвано такой окружающей средой, Суд пришел к выводу, что качество ее частной жизни и ее дома безусловно ухудшилось. В данном деле Суд пришел к аналогичным выводам, сочтя, что государство-ответчик не предприняло никаких шагов, чтобы реально защитить заявителей от загрязнения окружающей среды: не отселило их в безопасную зону, не предоставило компенсацию для возможности переселиться самостоятельно. Кроме того, власти в разумное время не реализовали эффективных программ по снижению выбросов. Суд счел, что статья 8 Конвенции была нарушена, и присудил заявителям компенсацию морального вреда.*(5)

в) в качестве примера эффективной судебной защиты экологических прав граждан в российских судах следует выделить Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2005 г. N 48-Г05-18.

Как было установлено Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ, М.Н.И. и Т.А.А. обратились в Челябинский областной суд с заявлением о признании недействительным, противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента издания Постановления Губернатора Челябинской области от 24 декабря 2003 г. N 554 "Об утверждении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов: р. Миасс на участке от нижнего бьефа Шершневского водохранилища до поселка Каштак, озера Первое, озера Смолино, озера Синеглазово на территории города Челябинска" в редакции постановления Губернатора Челябинской области от 23 декабря 2004 г. N 666.

В обосновании своих требований заявители указали, что оспариваемое постановление издано неуполномоченным органом, противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает их права.

Решением Челябинского областного суда от 28 апреля 2005 г. постановление Губернатора Челябинской области признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. В кассационных жалобах Губернатора Челябинской области и Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области поставлен вопрос об отмене решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Из материалов дела следует, что Губернатором Челябинской области было принято указанное Постановление от 24 декабря 2003 г. N 554, которым были утверждены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов согласно приложения, которое не было опубликовано. Неопубликованное приложение к постановлению представляло собой материалы проекта "Корректировка проекта установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Челябинска", выполненный институтом "Челябинскгражданпроект" и состоящим их двух разделов, поименованных том 1 "Пояснительная записка" и том 2 "Природоохранные мероприятия".

Постановлением Губернатора Челябинской области от 23 декабря 2004 г. N 666 "О внесении изменений в Постановление Губернатора Челябинской области от 24 декабря 2003 года N 554", в котором приложение к постановлению от 24.12.2003 г. изложено в текстовой редакции, описаны установленные границы, водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

В соответствии с п.п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Совместное ведение предполагает разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в порядке ч. 2 ст. 76 Конституции РФ. Принимаемые субъектом РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи.

В соответствии со ст. 2 ВК РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие водные отношения, не могут противоречить названному Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. Согласно ст. 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне. В соответствии со статьей 111 Водного кодекса РФ водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ 23 ноября 1996 г. принято постановление N 1404, которым утверждено "Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах".

В нарушение требований ч. 5 ст. 111 ВК РФ и ч. 4 п. 5 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полос, размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, утвержденного Правительством РФ 23 ноября 1996 г. N 1404, материалы "Корректировка проекта установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Челябинска", органами исполнительной власти субъекта РФ - Челябинской области не утверждены.

Отсутствие утверждения на уровне субъекта РФ материалов "Проекта корректировки границ и размеров водоохранных зон...", как обоснованно указал суд, противоречит также общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, вытекающему из конституционного равенства всех перед законом и судом (часть 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность выполнения требований указанного проекта в части природоохранных мероприятий допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и нарушает принцип равенства и верховенства закона.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт, в действующей редакции, в нарушение требований федерального законодательства, не был представлен для проведения Государственной экологической экспертизы (п. 4 ст. 12 Федерального закона "О государственной экологической экспертизе"), основан на материалах "Корректировки проекта установления границ...", не утвержденного исполнительным органом субъекта РФ (ст. 111 Водного Кодекса РФ и п. 5 Положения о водоохранных зонах...).

Соответствует материалам дела и требованиям закона и вывод суда о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт нарушает права и законные интересы заявителей, как граждан-жителей города Челябинска на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья от неблагополучного воздействия окружающей природной среды, право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека и право на пользование водными объектами. Принимаемые субъектами РФ нормативно-правовые акты в сфере регулирования водных отношений, как обоснованно указал суд, должны быть направлены на реализацию прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условии водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистема.

Суд обоснованно не согласился с доводами представителя Губернатора области о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт не нарушает прав заявителей в связи с отсутствием доказательств вредного воздействия. Суд правильно исходил из того, что право граждан на благоприятную окружающую среду, включающую в себя право на чистую воду и благоприятную водную среду, не связано с наличием или отсутствием доказательств последствий вредного воздействия окружающей среды на заявителя. Материалы, подтверждающие неблагоприятное влияние загрязнения водных объектов города Челябинска суду были представлены. Отсутствие у заявителей заболеваний, связанных с состоянием водных объектов, как обоснованно указал суд, само по себе не может свидетельствовать о том, что их права не нарушены.

Таким образом, суд обоснованно отменил постановление, принятое с нарушением порядка принятия, и противоречащее федеральному закону. Вывод суда в этой части мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

7. Юридическая обязанность - это установленные законом вид и мера должного, общественно необходимого поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством. В отличие от прав граждан, реализуемых свободно и по своему усмотрению, обязанность как предусмотренная Конституцией России и экологическим законодательством форма регулирования общественных отношений, опирается на властное начало, предполагающее в случае необходимости государственное принуждение.

Экологические обязанности тесно связаны с субъективными правами - это парные, взаимосвязанные категории. Данный принцип единства прав и обязанностей вытекает из ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, в соответствии с которой "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности, осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований в демократическом обществе". В Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. закреплено, что "отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит". Отсюда следует, что право на благоприятную окружающую среду также реализуется через права и обязанности как органов публичной власти, так и самих граждан и их объединений.

В отличие от большинства обязанностей, предусмотренных нормами гражданского права, и направленных на обеспечение интересов отдельных граждан или хозяйствующих субъектов, предусмотренные п. 3 комментируемой статьи экологические обязанности устанавливаются в интересах общества в целом. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения. Данная норма конкретизирует положения ст. 58 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Аналогично правам Конституция России разграничивает также и обязанности человека и гражданина. Например, обязанность защиты отечества возложена только на граждан (ст. 59). Относительно обязанности беречь природу и окружающую среду, Конституция использует термин "каждый", распространяя эту обязанность как на российских, так и на иностранных граждан и апатридов, находящихся на территории России.

Рассматривая экологические обязанности необходимо, во-первых, разграничивать экологические обязанности граждан и юридических лиц (к последним примыкают граждане-предприниматели). Во-вторых, следует различать экологические обязанности в различных сферах взаимодействия человека и природы. Кроме того, следует выделить экологические обязанности, вытекающие из требований к осуществлению отдельных видов деятельности (преимущественно распространяются на юридических лиц и граждан - предпринимателей); экологические обязанности, налагаемые как на физических лиц, так и на предпринимателей в ходе природопользования (использования вод, лесов, недр); экологические обязанности, налагаемые на граждан и юридических лиц в границах территорий с особым эколого-правовым статусом.

Другой классификацией экологических обязанностей граждан и их объединений, предусмотренных ст. 58 Конституции России и различными актами экологического законодательства, является их подразделение на экологические обязанности общего и специального характера. Так, п. 1 ст. 77 комментируемого закона предусматривает общую обязанность граждан, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи и иного вредного воздействия возместить его в полном объеме.

В ст. 13 ЗК РФ на собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков возложена специальная обязанность по охране земель от различных видов вредного воздействия, а также бережному отношению к земле как природному объекту, вытекающая из наличия прав на земельный участок. Аналогичные специальные природоохранные требования содержаться в лесном, водном, горном и ином природоресурсовом законодательстве. Такие специальные природоохранные нормы отраслевых законов корреспондируют с положениями ст. 36 Конституции РФ, в которой выделяется обязанность не наносить ущерба окружающей среде при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами.

Отдельная группа специальных экологических обязанностей предусмотрена экологическим законодательством для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также для граждан, занимающих определенную должность. Так, п. 1 ст. 73 комментируемого закона предусматривается, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам распространяется не только на жителей населенных пунктов (или, например, охотников и туристов), но и на предпринимателей и должностных лиц, занимающихся определенными видами деятельности и сталкивающихся с решением экологических вопросов. Выполнение такими лицами своих специальных обязанностей и должно обеспечить благоприятное качество окружающей среды.

  • Можно ли с помощью закона уменьшить озоновые дыры?
  • Надо ли платить за использование природных ресурсов?
  • Какое наказание ждет загрязнителей воздуха?
  • Не страдаем ли мы экологической безнравственностью?

Наши экологические права и обязанности . В наиболее общем виде права и обязанности граждан нашей страны в области экологической безопасности и охраны природы указаны в основном законе страны - Конституции Российской Федерации. В ее 42-й статье читаем: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Сразу обратим внимание на три составляющие этой нормы закона.

  1. Право на благоприятную окружающую среду предполагает, что каждый из нас имеет возможность проживать в здоровой в экологическом отношении местности, дышать чистым воздухом, пить чистую воду и т. п.
  2. Право на достоверную информацию означает, что граждане могут требовать от соответствующих организаций своевременных, полных и правдивых сведений, к примеру о радиационной обстановке, о концентрации вредных соединений в воздухе, о местах захоронений опасных отходов.
  3. Если предприятие или отдельный человек вызвали своей деятельностью неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нанесли этим самым вред здоровью других людей или ущерб их имуществу, то каждый из них вправе требовать возмещения этих потерь. Допустим, в результате аварии нефтяного танкера разлившаяся нефть сделала невозможным морской рыбный промысел - источник существования жителей прибрежных деревень. Хозяева судна должны будут компенсировать упущенные профессиональные возможности рыбакам, а тем, кто решил оставить это место жительства, оплатить расходы, связанные с переездом.

Вернемся к конституционным нормам. В статье 58 Конституции РФ сформулирована обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Положения Конституции нашли свою конкретизацию во многих законах, регулирующих природоохранную деятельность человека и направленных на защиту окружающей среды. Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» указано, что право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду обеспечивается, в частности, социальным и государственным страхованием граждан, образованием резервных фондов помощи, государственным контролем за состоянием природной среды.

Помимо конкретизации данного конституционного права, закон формулирует еще ряд прав граждан: создавать общественные объединения, фонды по охране природы, принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, требовать отмены решений о строительстве вредных объектов, о прекращении работы предприятий, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в экологических правонарушениях.

Конституционная обязанность граждан по охране природы имеет также достаточно полное выражение: принимать участие в охране природы, соблюдать требования природоохранного законодательства, личным трудом оберегать природные богатства, повышать уровень своих знаний о природе, свою экологическую культуру.

Как закон охраняет природу? В уже упомянутом законе «Об охране окружающей природной среды» весьма четко указано, что подлежит охране. Это естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты.

Напомним, что экологическая система - это природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое целое. Под генетическим фондом в экологии понимается вся совокупность видов живых организмов с их наследственными задатками. Особого упоминания требует проблема сохранения озонового слоя атмосферы, возникшая сравнительно недавно. В этом слое, который, как вам хорошо известно, служит защитой от ультрафиолетового излучения, образовались так называемые дыры, через которые солнечная радиация беспрепятственно проникает на Землю. Многие исследователи полагают, что одной из причин появления этих дыр стало широкое использование в аэрозолях и холодильниках газов, которые вступают в реакцию с озоновым слоем и ослабляют его. В 80-е гг. XX в. многие страны мира подписали специальное соглашение об охране озонового слоя. В соответствии с ним наше государство проводит поэтапное сокращение производства и использования озоноразрушающих веществ.

Какие же меры предусмотрены в законе для охраны этих природных объектов?

Прежде всего вводится нормирование качества окружающей природной среды. Это означает, что устанавливаются предельно допустимые наличия опасных для здоровья человека веществ, выбросов, сбросов вредных веществ, предельная нагрузка на окружающую среду, нормы защиты санитарных зон и т. п. Для определения степени опасности или вредности той или иной деятельности проводится экологическая экспертиза (от лат. ехрегtus - опытный), т. е. исследование специалистами соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям.

Чтобы уменьшить ущерб, наносимый человеком природе, побудить людей более экономно расходовать ее богатства, закон вводит плату за использование природных ресурсов.

С учетом угрозы живому, возникшей на определенной территории, выделяются зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. К зонам чрезвычайной экологической ситуации относятся местности, где под влиянием деятельности человека происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью человека и состоянию экологических систем. Там прекращается деятельность, отрицательно влияющая на природную среду. Одна из таких зон возникла в Уральском регионе. Чрезвычайная экологическая ситуация стала следствием деятельности производственного объединения «Маяк», занимающегося переработкой использованного в реакторах ядерного топлива. Высокотоксичные отходы закачиваются в емкости, изготовленные десятилетия назад. В 1957 г. одна из таких емкостей взорвалась, что привело к тяжелейшим экологическим последствиям.

Территории, где под влиянием деятельности человека происходят необратимые изменения природной среды, существенно ухудшается здоровье людей, деградирует растительный и животный мир, объявляются зонами экологического бедствия. Здесь прекращается всякая хозяйственная деятельность, кроме той, которая обеспечивает жизненные нужды проживающего населения. Зоной экологического бедствия стала местность, прилегающая к Чернобыльской атомной станции, после аварии на одном т ее блоков в 1986 г.

Наряду с территориями, где уже возникли крупные экологические проблемы, деятельность людей ограничивается и в другиx местностях, отнесенных природоохранным законодательством к особо охраняемым природным территориям и объектам. Речь идет о заповедниках, заказниках, природных парках.

Законы в области охраны окружающей природной среды, как и законодательство в любой другой области, предусматривают различные виды ответственности за экологические правонарушения. Это может быть дисциплинарная ответственность (ее несут руководители предприятий, другие должностные лица, если, к примеру, превышены нормативы вредных выбросов предприятия в окружающую среду), административная (так, на предприятие или отдельное лицо может быть наложен штраф за неподчинение государственным органам, осуществляющим экологический контроль). Те же, кто совершил экологическое преступление, несут уголовную ответственность. К примеру, если захоронение радиоактивных веществ произведено с нарушением установленных правил и это привело к заражению окружающей среды, то виновные в этом деянии лица наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Конечно, преступность подобных действий, непосредственно наносящих непоправимый вред всему живому, очевидна. В Уголовном кодексе к экологическим преступлениям отнесены и незаконная порубка деревьев и кустарников, и уничтожение критических мест обитания для организмов, внесенных в Красную книгу, и нарушение режима заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий.

Экология и нравственность . Нашими поступками в отношениях с природой должны двигать не только опасения понести наказание за экологическое правонарушение, но в первую очередь внутренняя убежденность в необходимости бережного отношения к природе и ее богатствам.

К сожалению, еще немало людей, которые руководствуются в повседневной жизни весьма привычными принципами: «После нас - хоть потоп», «На наш век хватит». Есть и такие, которые недооценивают опасность экологического кризиса. Вот типичный пример их рассуждений: «Ну что запугиваете? Природа и не такое вытерпит! Сколько лет грозят, а так ли уж страшно? Ну, в городах вода и воздух, конечно, неважные, но стоит отъехать на пару десятков километров... Вот у меня на даче...»

Между тем ученые говорят о наступившей беде с конкретными цифрами в руках. Писатели-фантасты изображают мрачное будущее человечества: безжизненная, изгаженная, обезображенная земля и человек, превратившийся из властелина в изгоя, вынужденный отыскивать на планете редкие уголки, еще пригодные для жизни. И все это плоды неразумного хозяйствования и безответственного отношения к природе многих поколений людей.

В одной из журнальных публикаций приведен следующий пример: «Несколько десятилетий тому назад подняли целинные земли. Сделали это, не задумываясь о роли почвы в биосфере. Как-то не вспомнили о ней и не принимали эффективные меры по защите земли... Начали распахивать степь сплошь, в то время как можно лишь полосами. Лесопосадки тоже оказались излишними... В результате миллиарды тонн плодородных земель пустили на ветер... Уничтожены уникальные сообщества трав, животных, насекомых. Наконец, во множестве исчезли овцы, лошади, коровы... Нет прежнего режима почв, нет букета трав. Нет скотоводства. Сушь. Ветер. Страшные пыльные бури. Опустошение».

Чем было вызвано резкое ухудшение экологической обстановки в этой местности? Очевидно, что главное здесь - не отсутствие современной техники и дело не просто в неумелом ведении хозяйства. «Случившееся,- пишет автор,- следствие примитивного представления о природе и отсутствия фундаментальных знаний о биосфере и еще, я бы сказал,-экологической безнравственности: брать и брать, не восполняя и не возвращая свой долг природе».

Преодолевая эту «экологическую безнравственность», нужно помнить, что нельзя к природе относиться потребительски ради сиюминутной выгоды, пагубные последствия скажутся и на ней, и на самом человеке. Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, другим людям, обществу в целом.

Общественные движения в защиту природы . Сегодня во многих странах мира существуют различные общественные организации, провозгласившие своими главными целями охрану природы и обеспечение экологической безопасности. В борьбе за чистоту атмосферы, вод, против ядерной угрозы «зеленые», как называют защитников окружающей среды, делают много полезного. Нередко они вынуждали власти закрыть предприятия с вредными выбросами или поставить на них дополнительные очистные сооружения. «Зеленые» входят в Европейский парламент, в ряде стран они превратились во влиятельные политические партии. В десятках стран мира имеет свои отделения независимая международная общественная организация «Гринпис», главная цель которой - предотвратить деградацию окружающей среды.

В нашей стране также растет число тех, кто активно выступает за оздоровление экологической обстановки. Вы, наверное, слышали о многочисленных выступлениях в защиту озера Байкал, когда люди протестовали против строительства на его берегах целлюлозно-бумажного комбината. Широко известны активные выступления в советское время против проекта переброски течения сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию, что могло бы привести к серьезным экологическим последствиям. Под давлением участников экологических движений было закрыто несколько предприятий, наносящих своей деятельностью вред окружающей среде, в частности мебельный комбинат в Приозерске.

Вместе с тем не всегда деятельность «зеленых» вызывает одобрение. Так, сегодня многие из них выступают против биотехнологий, возможности которых, по оценкам многих ученых, очень велики. С помощью биотехнологий производят все более чистые лекарства, ферменты для бытовых моющих средств, добавки для нейтрализации нефтяных и ядовитых отходов. Использование биотехнологий помогает повысить защитные свойства растений, их противостояние неблагоприятным погодным условиям, сокращает потребность в опасных для окружающей среды удобрениях.

В то же время некоторые лидеры «зеленых» утверждают, что биотехнологии - это всего лишь «еще один способ эксплуатации бедных фермеров за счет подчинения их интересам большого бизнеса». Ученые многих стран мира озабочены подобным положением, считая, что в данном случае движение «зеленых» тормозит решение насущных, в том числе и экологических, проблем.

Активные выступления в защиту окружающей среды приносят свои результаты. Но это лишь первые шаги. Впереди - огромная работа. И сегодня каждому из нас стоит задуматься, какие нравственные требования к людям предъявляет сложившаяся экологическая ситуация, какой собственный вклад мы могли бы внести в дело защиты окружающей среды.

    Основные понятия

  • Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения.

    Термины

  • Нормирование качества окружающей среды, зона чрезвычайной экологической ситуации, зона экологического, бедствия, особо охраняемые природные территории.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие права граждан в сфере экологической безопасности закреплены в нашей Конституции?
  2. Какова конституционная обязанность граждан нашей страны в области охраны природы?
  3. Как экологические права и обязанности конкретизированы в законе «Об охране окружающей природной среды»?
  4. Какие природные объекты в соответствии с этим законом подлежат охране?
  5. Что означает нормирование качества окружающей природной среды?
  6. Каково назначение экологической экспертизы?
  7. Покажите на конкретных примерах различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
  8. Что относится к особо охраняемым природным территориям?
  9. Приведите примеры экологических правонарушений.
  10. Каковы виды экологической ответственности?
  11. Какие действия закон относит к экологическим правонарушениям?
  12. В чем проявляется «экологическая безнравственность»?
  13. За что выступают «зеленые»?

Задания

  1. Между предприятием и государственным органом возникли споры по поводу:
    • суммы налоговых отчислений в бюджет,
    • размера платы за вредные выбросы,
    • размещения нового объекта,
    • заключения экоэкспертизы.

    Определите, какие из этих споров можно отнести к экологическим.

  2. Из приведенного перечня выделите, что относится к причинам, а что - к последствиям экологического кризиса:
    1. ухудшение среды обитания человека,
    2. грубые механические приемы земледелия,
    3. нерациональное использование природных ресурсов,
    4. исчезновение многих видов животных и растений,
    5. потребительское отношение к природе,
    6. увеличение промышленных отходов,
    7. жизненный принцип: «После нас - хоть потоп»,
    8. рост наследственных заболеваний.
  3. Экологическая ответственность основывается на принципе «загрязнитель платит». Установите, кто должен платить в следующих конкретных случаях:
    • На военном полигоне многие годы проводилось испытание ядерного оружия. В результате произошло разрушение экосистемы данной местности, уничтожены многие виды растений и животных, радиоактивное заражение сделало невозможным использование земель в хозяйственных целях.
    • Частное предприятие по производству химических красителей имело слабые очистные сооружения. Вредные сбросы попадали в реку, воду из которой местные жители использовали для хозяйственно-бытовых нужд. Следствием этого стал заметный рост числа заболеваний.

Одной из важнейших задач современности является охрана природы. Осуществляя природопользование, человек создает новое окружение, изменяет географическую среду и оказывает вляние на естественный процесс кругооборота и обмена веществ в природе. Негативные последствия такого воздействия угрожают нарушением природного баланса, равновесия человека и биосферы. Поэтому наряду с использованием природы объективно необходимой становится ее охрана.
Охрана природы - это сознательная и целеустремленная деятельность людей. Она осуществляется через систему государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение природы, обеспечение рационального использования ее ресурсов, улучшение среды жизни и деятельности человека.
Одной из первоначальных форм охраны природы яв-ляется ее консервация, т. е. полное или частичное изъя-тие природных объектов, их комплексов из хозяйствен-ного или иного использования человеком (заповедники, заказники). Вторая форма - бережное отношение к тем природным объектам, которые используются. Третья форма - защита, оздоровление и улучшение окружающей среды.
Охрана природы - важнейшая обязанность граждан. На это прямо указывает статья 50 конституции Республики. Задача эта должна решаться исходя из интересов не только настоящего, но и будущих поколений. Человек должен думать не только о себе, но и о тех, кто будет жить позже. Как гласит древняя восточная мудрость: «Каждый человек может считать прожитую жизнь напрасной, если он не воспитал ни одного ребенка, не по-строил ни одного дома, не вырастил ни одного дерева».
^При осуществлении природоохранительных мероприятий главное внимание должно быть уделено усилению эффективности мер по охране природы, рациональному использованию земельных, водных ресурсов, недр, животного и растительного мира, повышению действенности государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, расширению форм и методов участия в этой работе общественных организаций и населения.
Проблемы установления гармоничных отношений с природой, оптимального учета ее законов, бережного под- хода к использованию природных ресурсов, предотвращения дальнейшего ухудшения состояния экологически неблагополучных регионов, приумножения тех природных богатств, которые являются восполнимыми, становятся все более острыми.

Просмотров