Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. История заселения, освоения и исследования территории России

Тема: История заселения, освоения и исследований территории России

Урок: Освоение и изучение территории Росси до 18 века

Огромная территория современной России заселялась и осваивалась на протяжении многих веков. Обширные российские пространства способ­ствовали формированию в России особого типа людей, покоривших бес­крайние просторы Сибири, вышедших к Тихому океану. В последующие века благодаря героическим усилиям и мужеству землепроходцев и путе­шественников были стерты «белые пятна» с карты нашей Родины, исследо­ваны самые отдаленные уголки Северо-Востока Азии, Дальнего Востока и Арктики. Результа­ты географических территориальных и научных открытий отечественных ученых принесли им заслуженную славу и мировую известность.

Историю накопления географических сведений и изучения территории России обычно разделяют на четыре периода:

I. Накопление первоначальных сведений в летописях, описа­ниях походов и путешествий до 18 в., полученных на основе летописных источников, монастырских книг.

II. Начальный период научных исследований территории Рос­сии: от эпохи Петра I до середины 19 в.

III. Период крупных экспедиционных исследований, в том числе и отраслевых с середины 19 в. до 17 г.

IV. Современный период планомерных, отраслевых и комплекс­ных исследований.

До формирования первого русского государства на большей части территории Русской (Восточно-Европейской) равнины, примерно, в междуречье Оки и Волги –центра российской государственности проживали фино-угорские племена. Затем в IX - XII веках славянами, пришедшими с Центральной Европы, было образовано и расцветало Древнерусское государство Киевская Русь, имеющее три ареала расселения:

1. Среднее Приднепровье, где находилась столица Киев и другие крупные для того времени города - Переяславль, Чернигов, Новгород-Северский.

2. Меридиональная полоса вдоль речных торговых путей, где располагались старая Ладога, Новгород, Псков, Смоленск. (см. рис 1)

Рис. 1. Меридиональная полоса вдоль речных торговых путей

3. «Залесская Украина» - окраина с городами Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир, Рязань. (см. рис. 2)

Рис. 2. "Залесская Украина"

Освоив близлежащие земли, славяне начали продвигаться дальше. Разнообразные и достоверные сведения об этом находят в монастырских летописях.

Известно, что начиная с XI века новгородцы заселяли Европейский Север, дошли до р.Печора, перешагнули через «Каменный пояс» - Урал (в XII веке), по­сещали северные моря - Белое и Баренцево еще в XI ,а на Груманте (о. Шпицберген) бывали начиная с XII в. В XV в. они посещали Новую Землю, а с XVI в. регулярно занимались про­мыслом на этих островах.(см рис. 3)

Рис. 3. Новгородская колонизация

Весь север Евразии (за исключением Скандинавского полуострова и Мурманского бе­рега Кольского полуострова) был открыт русскими. Русские были первыми европейцами, свободно плававшими по северным морям за несколько столетий до англичан и голландцев, претендующих на роль первооткрывателей этих морей. Баренцево море вплоть до XIX в. носило название Мурманского, или Русского моря.

Результатом феодальной раздробленности стало поражение русских княжеств в борьбе с внешним врагом. Именно поэтому в XIV веке юго-западные княжества были захвачены Литвой и Польшей, северо-восточные – Золотой Ордой. В этот период в междуречье Оки и Волги стал формироваться новый центр русской государственности, которым стало небольшое Московское княжество. (см. рис.4)

Рис. 4. Начало формирования Московского княжества

Причины возвышения Москвы над другими древними городами были связаны с выго­дами ее географического положения - Московское княжество было защи­щено реками, лесами и болотами. Москва находилась на стыке водных и сухопутных транспорт­ных путей из Западной и Северной Европы в Азию. Большую роль сыграли гибкая внешняя и внутренняя политика правящих князей, развитие ре­месел и торговли. Московское княжество стало центром, вокруг которого в XIV в. началось «собирание русских земель». В результате подчинения других русских княжеств, а затем колонизации слабозаселенных террито­рий (преимущественно на севере и востоке) геополитическое пространство Русского государства к концу XVII в. значительно расширилось.

В XIV-XVI вв. продолжилась колонизация русскими северных террито­рий. Русские поселенцы на Севере - поморы - основывали свои поселения по всему побережью Европейского Севера. Через Русский Север и его крупнейшие торговые центры (Холмогоры, Архангельск) осуществлялась торговля Мос­ковского, а затем и Русского государства со странами Европы. А в XIV веке в состав Московского государства вошла страна Коми, в XV веке – «Пермь Великая»

Южное направление колонизации в XV-XVI вв. было связано с освоени­ем Дикого поля - лесостепной части Русской равнины, откуда постоянно совершались набеги кочевников. Для защиты от них были созданы засечные линии [Л1] , за укреплениями которых возникли новые города (Воронеж, Тамбов, Саранск, Пенза и др.).

С присоединением в середине XVI в. Казанского и Астраханского ханств (районы Прикамья и Поволжья) в состав Русского государства вошли мно­гочисленные народы, исповедующие ислам (татары, башкиры и др.). Волга на всем протяжении стала рус­ской рекой. На юж­ных рубежах государства - по рекам Дон, Терек, Яик (Урал) возникли казачьи станицы.

В 1654 г. по решению Переяславской рады произошло объединение Ук­раины с Россией (после тяжелой войны 1654-1667 гг. Польша признала по­терю Левобережной Украины, а также Киева).

В этот период активно продолжается колонизация русскими восточных территорий. По мере расширения границ русского государства на восток все большее внимание привлекает к себе Сибирь.

Во второй половине XV в. в южной части Западной Сибири усилилась власть хана Кучума, который подчинил себе племена от Урала до Оби, от низовий Иртыша до Барабинской степи, и провозгласил себя сибирским ханом. Кучум не только нападал на русских людей в Западной Сибири, но даже организовывал набеги в бассейн верхней Камы. Для борьбы с ханом Кучумом был отправлен отряд Ермака. Поход Ермака в Западную Сибирь (1581 - 1584 гг.) имеет ог­ромное значение не только для истории русского государства.(см. рис. 5)

Рис. 5. Ермак Тимофеевич

Он является важной вехой в истории русских и мировых геогра­фических открытий, так как знаменует начало эпохи великих рус­ских географических открытий в северо-восточной части Азии.

С похода Ермака начинается целый ряд походов русских про­мышленников (промысловых людей, от слов «промышлять», «промысел») и служилых людей, известных под названием земле­проходцев; начинается период хождения россиян «встречь солнца», завершившийся выходом к Тихому океану. В 1587 г. был основан Тобольск, более двух столетий остававшийся главным го­родом Западной Сибири. В 1610-1619 гг. русские были уже и на берегах Енисея. Вскоре они перешли на правый берег Енисея и дви­нулись дальше восток, к бассейну Лены. Путь их проходил по двум крупным притокам Енисея - двум Тунгускам - Нижней и Верх­ней (Ангаре). Началось открытие Среднесибирского плоскогорья. (см. рис. 6)

Рис. 6. Начало открытия Среднесибирского плоскогорья

В 1632 г. был заложен Якутский острог, который в дальней­шем стал отправным пунктом для русских походов не только на восток, но и на север, к Студеному морю (Северный Ледовитый океан), а позднее и на юг - к реке Амуру и Тихому океану. Пер­вым из европейцев к северо-западным берегам Тихого океана вышел Иван Москвитин в 1639г. (см. рис. 7)

Рис. 7. Иван Москвитин

Таким образом, чтобы прошагать бесконечную дремучую тайгу, топкие болота, проплыть бурные сибирские реки и выйти к Охотскому морю, т.е. познать территорию площадью более чем Австралия или Канада, русским потребовалось менее 60 лет.

В 1643-46 гг. Василий Поярков (см. рис. 8) вышел из бассейна Алдана на Зею и спустился по Амуру к его устью. В 1647 г. было заложено Охотское зимовье, на месте которого возник город Охотск, став­ший окном России в Тихий океан и Северную Америку. Из Охотска до начала 19 в. снаряжались практически все экспедиции в северную часть Тихого океана и к берегам Америки, а также первое русское кругосветное плавание.

Рис. 8. Василий Поярков

В 1648г. Семен Дежнев (см. рис.9) и Федот Попов, выйдя на плоскодонных судах- кочах в поход из устья Колымы, обогнули материк с северо-востока и вышли к берегам Тихого океана, доказав отсутствие свя­зи между Азией и Северной Америкой. Однако «отписка» С. Деж­нева об этом путешествии затерялась в Якутском архиве и была найдена лишь в 1736 г., т. е. 88 лет спустя.

Рис. 9. Семён Дежнёв

Рис. 10. Поход С. Дежнёва и Ф.Попова, открытие пролива между Азией и Америкой ()

Таким образом, XVII в. был веком замечательных русских гео­графических открытий в Северо-Восточной Азии. Своими легендарными походами землепроходцы расширили геогра­фические знания всего человечества. Обычные служилые люди, казаки становились открывателями новых земель. Они сделали описания открытых ими территорий и нанесли их на карты. Их «челобитные», «рапорты», «сказки» и описания содержали ог­ромный материал о природе и населении, его быте и занятиях, т. е. большой и ценный географический материал.

Как видим, к петровскому времени в России уже имелись многочисленные географические сведения о ее огромных пространствах. Существовали «Большой чертеж всему Мос­ковскому государству» и «Чертеж Сибирской земли» Петра Го­дунова. Это были первые картографические и географические документы, имевшие большое практическое и познавательное значение не только для России, но и для зарубежной географии. В зарубежье из этих источников черпали сведения о природе, населении и хозяйстве нашей страны.

Домашнее задание

1. Объясните слова русского историка В.О.Ключевского: «История России – это история страны, которая колонизуется!»

2. Назовите основные этапы освоения территории России.

3. Какую роль сыграл поход Ермака в освоении территории России?

1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе

2. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

3. УМК (учебно-методический комплект) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. Атлас.

Другие уроки на эту тему

1. Освоение и изучение территории России ().

Узнай больше по теме

1. Иван Москвитин. Путь к океану ().

2. Сказ о землепроходце русском имя которого Семён Дежнёв ().

3. Экспедиции Пояркова, Дежнева и других ().

4. Сибирские землеискатели XVII века ().

[Л1] «Засечные» линии состояли из «засек» (заграждений из деревьев, поваленных крест-накрест), валов, рвов, частоколов и естественных преград (оврагов, рек). На засечных линиях создавались опорные пункты – остроги, а затем города-крепости. Остроги возводили и казаки при освоении Сибири.

Географию государства не возможно до конца изучить, не зная, как собственно происходило заселение людьми земель, освоение ими природных ресурсов.

Ведь их деятельность являлась базой, на которой со временем была основана современная географическая наука. Изучение исторического заселения и освоения территории России неотъемлемая часть образовательного процесса.

Освоение новых территорий

Впервые территория Центральной России начала осваиваться славянскими племенами еще в VIII веке, долгое время территория между Окой и Волгой была восточной частью Киевской Руси.

Однако, после нашествия монголо - татарского завоевателей, в XIII веке на этой территории образовался новое государственное образованием, центром которого стала Москва. Это стало первым шагом на пути к зарождению собственной государственности нашей Родины.

Со временем, население Центральной России начинает постепенное осваивание новых северо-восточных земель. Заселялись равнины Северной Двины, побережье Камы и Белого моря. В середине XVI века к русскому государству присоединились Астраханское и Казанское ханство, таким образом, к территории были присоединен бассейн Волги. (см. тему ).

Именно в этот момент государство приобретает свою многонациональность: здесь проживают не только потомки славян, но и татары и башкиры. Главным препятствием для освоения новых земель для русского народа оказалась горная система Урала.

Но уже в 1581 году, русские отряды во главе с Ермаком, смогли пересечь Уральский хребет, таким образом, открыв путь народу к бескрайним широким просторам Сибири и Дальнего Востока.

Однако суровые климатические условия этих регионов не способствовали переселению людей с более благоприятной для жизнедеятельности центральной части государства.

Более активно переселенцы обосновывались в степных землях, которые располагались южнее Оки, отвоевывая территории у татарских кочевников. Активное освоение Сибири совпадает с началом развития производства и сельского хозяйства в XVIII веке.

Именно с этого периода началась массовое освоение цельных земель восточной Сибири, которое длилось на протяжении двух столетий и окончательно завершилось только в 1950 году.

Земледельцы расселялись как в Сибири, так и на территории северной части современного Казахстана, где по сегодняшний день большинство населения составляют русские.

Заселение Дальнего Востока

С приходом русских поселенцев на территорию Дальнего Востока началась новая страница в истории этого края. Земли Приамурья начали осваиваться с северной части.

Первое русское поселение в этом крае датируется 1639 годом. До момента появления на этих территориях русского народа, здесь проживали племена дючеров, натков, гиляков и дауров. Богатство ресурсов края, его выход к морю ускорили процесс переселения крестьян на эти земли.

В XIX веке на Дальнем Востоке начинается строительство больших городов Софийска и Хабаровска. Очень долгое время Дальний Восток был своеобразной территорией « перевоспитания» неугодных правительству людей.

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий. Миграции населения. Внутренние и внешние миграции. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев. Городское и сельское население. Расселение населения. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения. Географические особенности экономики России География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география Научный комплекс , его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы. Машиностроительный комплекс Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Практические работы. 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Роль, значение и проблемы ТЭК. Его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды. Топливная промышленность. Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности. Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Электроэнергетика. Топливная электроэнергетика. Гидроэлектроэнергетика. Атомная энергетика. Нетрадиционные источники энергии. Энергосистемы. Практические работы. 2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс , состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Особенности географии металлургии черных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Цветная металлургия. Особенности географии легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность, факторы размещения предприятий химической промышленности. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Лесная промышленность. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Практические работы. 4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. Агропромышленный комплекс (АПК) Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность. Практические работы. 7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Инфраструктурный комплекс Состав комплекса. Роль транспорта. Значение, состав, связь комплекса с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Водный и другие виды транспорта. Морской транспорт. Речной транспорт. Авиационный транспорт. Трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания , ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. География рекреационного хозяйства в России. Практические работы. 8. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь : называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения; объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «себестоимость»; объяснять демографические проблемы; читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ; объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду; описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс. Региональная часть курса (38 ч ) Районирование России. Общественная география крупных регионов Районирование России. Районирование - важнейший метод географии. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Практические работы. 9. Моделирование вариантов нового районирования России. Западный макрорегион - Европейская Россия Общая характеристика. Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Проблемы социально-экономического развития. Центральная Россия Состав, природа, историческое изменение географического положения Центральной России. Общие проблемы. Географическое положение Северо-Запада России на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Современные особенности географического положения района. Центральная Россия - очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Северо-Запад России - район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Население и главные черты хозяйства Центральной России. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Количество и качество трудовых ресурсов. Высокий уровень территориальной концентрации науки и обрабатывающей промышленности. Города науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая и текстильная промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы. Географические особенности областей Центрального района. Особенности развития Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного подрайонов. Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Высокоразвитая наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь». Практические работы. 10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 12. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. Европейский Север Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Кольско-Карельского и Тимано-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны. Население. Состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины. Хозяйство. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Современные проблемы региона. Проблема охраны природы Севера. Практические работы. 13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона. 14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера. Европейский Юг - Северный Кавказ Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура. Хозяйство. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. ТПК. Цветная металлургия. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Современные проблемы Северного Кавказа. Практические работы. 15. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. Поволжье Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Поволжье - место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Хозяйство. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК - ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Практические работы. 17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения. 18. Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения. Урал Географическое положение, природные условия и ресурсы. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности Урала. Население. Заселение Урала. Этнический состав. Две меридиональные полосы расселения, их формирование. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Хозяйство. Горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия. Практические работы. 19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы. 20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем. Восточный макрорегион - Азиатская Россия Общая характеристика. Географическое положение. Большая площадь территории, малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона. Западная Сибирь. Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Коренные народы. Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс - основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства. Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Западной Сибири. Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы. Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы. Экономика Восточной Сибири. Великие сибирские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его преодоления. Топливно-энергетический комплекс - основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения. Транссибирская железная дорога - главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры. Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района - добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток - торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Практические работы. 21. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека. 22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы. 23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона. 24. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры. 25. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе. 26. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 27. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока - проблемы и перспективы развития. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь : называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ (Центральная Россия, Северо-Запад России, Европейский Север, Европейский Юг - Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток) и их территориальный состав; объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение труда»; объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи; описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь : ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные результаты обучения Учащийся должен обладать : российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.

  1. Программа основного общего образования по биологии Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы

    Литература

    Главнейшая цель школы - подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой

Чтобы понять современную географию России, необходимо обратиться к ее истории.

Территория между Волгой и Окой (нынешняя Центральная Россия) начала осваиваться славянами еще с VIII-IX веков, будучи долгое время дальней северо-восточной периферией Киевской Руси.

Однако после монголо-татарских завоеваний XIII века здесь формируется новый центр русских земель, во главе которого становится Москва. Именно вокруг этого центра начинается территориальное приращение Российского государства, и именно за счет его жителей заселяются новые территории.

Изначальное направление колонизации - на Север и Северо-Восток: заселение бассейнов Северной Двины, Печоры, верховьев Камы; выход к побережью Белого моря.

С середины XVI века, после присоединения Казанского и Астраханского ханств, русское государство включает в свой состав весь бассейн Волги и выходит к Каспийскому морю и Уралу. С этого периода страна перестает быть однородной в национальном и культурном отношении: ее жителями становятся многочисленные народы, исповедующие ислам (прежде всего - татары и башкиры).

В 1581 году первый русский отряд под командованием Ермака пересекает Уральский хребет, а в 1639 году русские появляются уже на берегах Охотского моря. Огромные территории Сибири и Дальнего Востока, очень слабо заселенные в то время, с легкостью присоединяются к России, и местное население (см. так же статью «Население Земли «) начинает платить дань пушниной - именно это и стало началом освоения огромных ресурсов Сибири.

Массового заселения восточных районов в то время пока не происходило, поскольку основной поток переселенцев направлялся на слабо освоенные к югу от Оки - так называемое «Дикое поле», которое по частям отвоевывалось у кочевников (прежде всего - у крымских татар). Присоединение Крыма к России д конце XVIII века позволило начать массовое освоение так называемой «Новороссии» - южных степных районов Европейской части России и Украины. В это же время начинаются (и продолжаются до 1860-х годов) кавказские войны с мусульманскими народами Северного Кавказа, не желающими переходить под российское владычество.

Сельскохозяйственное освоение Сибири начинается в широких масштабах с XIX века, но наибольший приток мигрантов происходит в начале XX века, после строительства транссибирской железной дороги. В отличие от землепроходцев XVII-XVIII века, идущих за пушниной по северу Сибири, ее массовое сельскохозяйственное заселение XIX-XX века было приурочено к наиболее плодородным южным районам, степным и лесостепным. Последняя волна массовой «сельскохозяйственной миграции» на восток - освоение целинных земель в 1950-х годах. Все эти волны мигрантов размещались как собственно в Сибири, так и на территории, ныне отошедшей к Казахстану: в его северной части преобладает русское население.

В западном направлении распространение русских происходило в меньших масштабах, поскольку эти территории уже были давно и плотно заселены - за исключением района Санкт-Петербурга (основанного в 1703 году), бывшего в XVIII - начале XX века столицей Российской империи, «окном в Европу» для материковой России.

Русское заселение Прибалтики происходило в основном в связи с развитием промышленности в ее крупнейших портах: Риге, Таллинне (бывшем Ревеле), Лиепае (Либаве) и других. Эти приморские города в Российской империи являлись связующим звеном со странами Западной Европы и Америки (например, первые хлопчатобумажные фабрики в России возникли именно здесь на привозном американском хлопке).

На процессы размещения населения в течение советского периода сильное влияние оказала политика «индустриализации национальных окраин». Строительство крупных промышленных предприятий при отсутствии местных квалифицированных кадров приводило к массовым миграциям русских рабочих в Среднюю Азию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, а после Второй мировой войны - в Молдавию и Прибалтику. Продолжалась миграция русских и в основные промышленные районы Украины: Донбасс, Приднепровье, южные портовые города (Одесса, Николаев, Херсон и другие).

Продолжавшийся много веков процесс распространения русского этноса «вширь» начал затухать в некоторых районах уже в 1960-х годах (например, в Азербайджане), а начиная с 1970-х годов Россия уже имела положительное сальдо миграций с другими южными республиками. Основной причиной этого было «демографическое давление» со стороны быстро растущего местного населения (в Азербайджане, Средней Азии и Казахстане), остро нуждавшегося в рабочих местах. После распада Советского Союза в 1991 году и провозглашения независимости бывших союзных республик к этим причинам добавилась и сознательная политика «вытеснения» русских, общая численность которых за пределами России составляет около 24 миллионов человек.

Однако не следует всех их считать потенциальными мигрантами в Россию. Наибольшее число русских (11 миллионов) - на Украине, откуда почти никто из них не собирается уезжать (и их оттуда не «выталкивают»), и в Казахстане (6 миллионов). Наибольший миграционный отток русских сейчас - из Таджикистана; несколько меньше - из других республик Средней Азии. Именно мигранты из этого региона будут в ближайшие годы составлять основной поток переселенцев в Россию. Возможно, что этот приток населения изменит демографическую и социальную ситуацию в центре России (где длительное время происходил «отрицательный естественный отбор»: более молодые, активные, предприимчивые, умные и здоровые люди уезжали в другие районы, а оставались те, кто не хотел или не мог ничего менять в своей жизни, кого удовлетворяли здешние условия).

Происходящий в настоящее время перелом в вековых тенденциях развития русского этноса (вместо расширения этнического ареала - к его сжатию), естественно, проходит болезненно для русского национального самосознания. Одно из последствий этого - возникновение политических движений, ставящих своей целью либо восстановление СССР, либо изменение существующих границ России (особенно - с Казахстаном и Украиной).


Заселение территории России

История заселения и освоения земель, различия в типах воспроизводства населения, обширность территории и разнообразие природных условий обусловили очень неравномерное распределение населения России. В европейской части (около 30% площади) проживает 78,5% населения, а в азиатской - 21,5%. Кроме того, в зоне сплошного заселения, или «главной полосе расселения» (европейская часть России без европейского Севера, юг Сибири и Дальнего Востока), занимающей всего 1/3 территории, сосредоточено 93% населения.

Средняя плотность населения в России - 8,5 чел. на 1 км2, она в четыре раза меньше среднемирового показателя. При этом плотность населения колеблется от менее чем один человек на 1м2 в некоторых областях Восточного макрорегиона до 354 человек на 1 км2 в Московской области.

Основная полоса расселения сильно отличается от остальной территории страны, относящейся к зоне Севера. Первая исторически хозяйственно освоена в связи с благоприятностью природных и климатических условий, выгодами географического положения; здесь расположено большое число крупных городов и сосредоточено большинство населения. Зона Севера- это территория, осваиваемая сравнительно недавно («нового освоения»), с очаговым расселением; в ней проживает всего около 7% населения.

В ходе исторического процесса расселения населения образуются населенные пункты двух основных типов - городские и сельские.

Города - узловые пункты всей сети расселения возникали как центры несельскохозяйственной деятельности (ремесла, торговли, религиозной жизни). В нашей стране к категории городов могут быть отнесены пункты с населением не менее 12 тыс. жителей, в которых основная часть населения выполняет несельскохозяйственные функции. К городским поселениям относятся также поселки городского типа (рабочие, курортные, дачные).

К сельским относятся все населенные пункты, численности жителей в которых меньше, чем в городских поселениях.

Города осуществляют административно-политические, организационно-хозяйственные и культурные функции.

В настоящее время в России свыше тысячи городов и двух тысяч поселков городского типа. Около 73% населения проживает в городах, причем в городах с населением свыше 1 млн. человек - 23%. Городов-миллионеров насчитывается сейчас 13 (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Волгоград. Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Уфа, Челябинск). Больше всего городов-миллионеров на Урале и Поволжье.

Вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгород, Екатеринбурга, Самары, Новосибирска образовались городские агломерации - скопления населенных пунктов, объединенных транспортными, хозяйственными и культурно-бытовыми связями.

Крупнейшая агломерация - Московская, она насчитывает около 14 млн. человек.

Рост крупных городов ограничивается различными административными, планировочными и другими мерами. Это связано с тем, что в них резко обостряются энергетические, продовольственные и транспортные проблемы. Кроме того, крупные города являются основными индустриальными и транспортными центрами, поэтому во многих из них сложилась кризисная экологическая обстановка.

Характер размещения сельского населения раэличается по природным зонам в зависимости от природно-климатических условий, традиционного уклада жизни населения. В нашей стране представлены деревни, станицы, хутора, аулы, временные поселения охотников и скотоводов и т.д. В среднем плотность сельского населения России - около двух человек на 1 км2. Самая высокая плотность сельского населения - в Южной России и Предкавказье.

Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения

Трудовыми ресурсами в нашей стране называют население, способное работать в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы являются важным фактором территориальной и отраслевой структуры хозяйства.

Основная часть трудовых ресурсов - население в трудоспособном возрасте. В России это мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет. Следует отметить, что не все люди трудоспособного возраста способны к труду (инвалиды, «льготные» пенсионеры).

Другую часть трудовых ресурсов составляет население в нетрудоспособном возрасте, занятое в хозяйстве. Это продолжающие работать пенсионеры и подростки. Кроме того, из всего трудоспособного населения в трудоспособном возрасте часть составляют учащиеся, а также занятые в домашнем хозяйстве (как правило, женщины) или в личном подсобном хозяйстве.

Численность трудовых ресурсов России составляет 60% всего населения, но число работающих в народном хозяйстве страны меньше. С началом экономических реформ в России резко обострилась проблема безработицы. По официальным данным, на начало 1995 года было зарегистрировано около 1,5 млн. безработных (2% трудовых ресурсов), но, в действительности, безработных людей гораздо больше - несколько миллионов, так как не все они регистрируются в службе занятости.

Современная структура трудовых ресурсов характеризуется сокращением доли трудоспособного населения и доли работающих пенсионеров, а также ростом числа занятых в экономике подростков.

Следует отметить, что понятие трудовые ресурсы возникло в бывшем Советском Союзе, в международной же практике применяется понятие экономически активное население. Оно включает большую часть трудовых ресурсов - ту часть населения, которая занята общественно полезной деятельностью, приносящей доход. В России к категории экономически активного населения относят также иждивенцев государства и безработных, готовых приступить к трудовой деятельности.

Просмотров