Контрольная работа

Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Байкальского государственного университета

экономики и права в г. Усть-Илимске

(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)

Кафедра Технологии, механизации производства

Контрольная работа

по дисциплине: “БИОЛОГИЯ”

Выполнил: студент гр._______________

___________________________________

Проверил: Гапоненко Алеся Владимировна

Усть-Илимск 2006г.

Тема, раздел

Кол-во часов

Виды самостоя-

тельных работ

Тема III, раздел 6-10

Учебник: Полянский Ю.И., М., 1992. стр. 25-47

Тема VII, раздел 19

Учебник: Полянский Ю.И., М., 1992. стр. 77-79

блиц-опрос

Тема VIII, раздел 29

Учебник: Полянский Ю.И., М., 1992. стр. 113-121

блиц-опрос

Тема VI, раздел 64

Учебник: Полянский Ю.И., М., 1992. стр. 245-265

      Тест – контрольная работа (заочное отделение)

1. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организма

б) природные явления

в) закономерности развития и функционирования живых систем

г) строение и функции растений и животных

2. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?

а) биосферный

б) биогенотический

в) популяционно-видовой

г) организменный

3. Какой из химических элементов содержится в клетках в наименьшем количестве?

б) кислород

в) углерод

г) водород

4. Примером активного ионного транспорта является:

а) работа калий-натриевого насоса

б) диффузия воды через поры клеточной стенки

в) диффузия кислорода при дыхании

5. Белки пищи перевариваются:

а) в нейтральной среде

б) в щелочной среде

в) в слабощелочной среде

г) в кислой среде

6. Какое из названных химических соединений не является биополимером?

б) глюкоза

в) дезоксирибонуклеиновая кислота

г) целлюлоза

7. Из каких соединений синтезируются углеводы при фотосинтезе?

а) из кислорода и воды

б) из углекислого газа и водорода

в) из углекислого газа и воды

г) из углекислого газа и угольной кислоты

8. В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза

б) крахмал

в) глюкоза

г) гликоген

9. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами?

а) клетки мышц человека

б) клетки клубня картофеля

в) клетки кожицы лука

г) подкожная клетчатка медведя

10. Как поступают в клетки животных незаменимые аминокислоты?

а) синтезируются в самих клетках

б) поступают вместе с пищей

в) поступают вместе с витаминами

г) поступают всеми указанными путями

11. От каких условий зависит действие ферментов в организме:

а) от температуры среды

б) от рН среды

в) от концентрации реагирующих веществ и концентрации фермента

г) от всех перечисленных условий

12. Если цепь ДНК представляет собой последовательность нуклеотидов, показанную ниже, то как будет выглядеть комплементарная ей цепь?

ААТ – ГЦГ – ТГТ – ЦТА – ЦЦЦ

… - … - … - … - …

13. Какую из функций выполняет информационная РНК?

а) перенос аминокислот на рибосомы

б) снятие и перенос информации с ДНК

в) формирование рибосом

г) все перечисленные функции

14. Какая из молекул РНК самая длинная:

а) т – РНК

б) р – РНК

в) и – РНК

15. О чем могут свидетельствовать судороги в мышцах?

а) о нехватке кислорода

б) об избытке молочной кислоты

в) о необходимости дополнительной энергии для окисления углеводов

г) обо всех указанных факторах

16. Ферментативную функцию в организме выполняют:

а) углеводы

б) нуклеиновые кислоты

в) аминокислоты

17. Исключите лишнее понятие:

Глицин, валин, изолейцин, тимин, аргинин

18. Основное отличие клеток растений от клеток животных связано:

а) с присутствием в клетках растений пластид и клеточной стенки

б) с присутствием в растительных клетках углеводов

в) с принципиально другой формой растительных клеток

г) с неспособностью растительных клеток отвечать на раздражение

Тестовый контроль «Неорганические и органические вещества клетки».

Вариант №1

1. Из каких соединений синтезируются углеводы при фотосинтезе. А) из О2 и Н2О, Б) из СО2 и Н2, В) из СО2 и Н2О, Г) из СО2 и Н2СО3.

2. Какой из продуктов целесообразно давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил? А) кусочек сахара, Б) немного сливочного масла, В) кусок мяса, Г) немного минеральной воды.

3. В клетках животных запасным углеводом является: А) целлюлоза, Б) крахмал, В) глюкоза, Г) гликоген.

4. Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является: А) глюкоза, Б) крахмал, В) гликоген, Г) лактоза.

5. Молекулы белков отличаются друг от друга: А) последовательностью чередования аминокислот, Б) количеством аминокислот в молекуле, В) всеми указанными особенностями.

6. Наиболее распространенными в клетках живых организмов элементами являются:

a) N, О, H, S; б) С, Н, N, О; в) S, Fe, О, С; г) О, S, Н, Fe

7. Воды содержится больше в клетках:

а) эмбриона, б) молодого человека, в) старика.

8. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

9. К углеводам моносахаридам относятся:

а) крахмал; б) гликоген; в) глюкоза; г) целлюлоза.

10. Белки - это биополимеры мономерами, которого являются:

а) нуклеотиды;

б) аминокислоты;

в) азотистые основания;

г) остаток фосфорной кислоты.

11. Структура молекулы белка, которую определяет последовательность аминокислотных остатков:

а) первичная; б) вторичная; в) третичная; г) четвертичная.

12. Нуклеотиды ДНК состоят из:

а) только азотистых оснований;

б) только азотистых оснований и остатков сахаров;

в) только азотистых оснований и остатков фосфорных кислот;

г) остатков фосфорных кислот, сахаров и азотистых оснований.

13. Нуклеотиды ДНК содержат азотистые основания:

а) цитозин, урацил, аденин, тимин;

б) тимин, цитозин, гуанин, аденин;

в) тимин, урацил, аденин, гуанин;

г) урацил, цитозин, аденин, тимин.

Вариант № 2

1. Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что жиры: А) сохраняют воду в организме, Б) выделяют воду при окислении, В) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.

2. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма: А) жира, Б) глюкозы, В) белка.

3. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами? А) клетки мышц человека, Б) клетки клубня картофеля, В) клетки кожицы лука, Г) подкожная клетчатка медведя.

4. В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление углеводов? А) в желудке, Б) в тонком кишечнике, В) в ротовой полости, Г) в двенадцатиперстной кишке.

5. Как поступают в клетки животных незаменимые аминокислоты? А) синтезируются в самих клетках, Б) поступают вместе с пищей, В) поступают вместе с витаминами.

6. Функции воды в клетке:

а) хранение и передача наследственной информации;

б) торможение химических реакций;

в) растворитель;

г) энергетическая функция.

7. К углеводам полисахаридам относятся:

а) целлюлоза; б) рибоза; в) фруктоза; г) глюкоза.

8. В состав молекулы ДНК входят остатки:

а) рибозы;

б) мальтозы;

в) дезоксирибозы;

г) сахарозы.

9. Белки - это:

а) мономеры;

б) биополимеры;

в) моносахариды;

г) полисахариды.

10. Углеводов содержится больше:

а) в растительных клетках;

б) в животных клетках;

в) в клетках бактерий;

г) одинаковое количество в тех и других.

11. Нуклеотиды молекулы РНК содержат азотистые основания:

а) аденин, гуанин, урацил, цитозин

б) аденин, тимин, урацил, цитозин

в) цитозин, гуанин, аденин, тимин

г) тимин, урацил, аденин, гуанин

12. Молекула вещества, состоящая из нуклеотидов и имеющая вид одноцепочной нити:

а) РНК; б) АТФ; в) ДНК; г) АДФ.

13. Вещества, не растворимые в воде, называются:

а) гидрофильные, б) гидрофобные, в) амфифильные.

Ответы:

Ключ к тестовому заданию «Неорганические и органические вещества клетки».

Критерии оценки:

За каждый верный ответ ставится 1 балл.

13 – 12 баллов – отлично

11-9 баллов – хорошо

8- 6 баллов – удовлетворительно

Менее 6 баллов – неудовлетворительно.

Вопросы для фронтального опроса «Химическая организация клетки».

2. В чем заключается биологическая роль воды в клетке? К каким последствиям может привести потеря клеткой воды?

3. Перечислите основные функции углеводов. Объясните, чем молекула крахмала отличается от молекулы целлюлозы. Почему молекулы целлюлозы очень прочные? Какое это имеет значение?

4. Перечислите основные функции липидов. Почему жиры являются наиболее эффективным источником энергии в клетке? Какие особенности строения молекул липидов определяют их основные функции?

5. Какие особенности строения белков позволяют им выполнить структурную, энергетическую, сократительную функции? Что такое денатурация белков? Каково ее значение?

Критерии оценки устного ответа:

"ОТЛИЧНО" оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.

"ХОРОШО" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.

Индивидуальный контроль.

Вариант № 1

Белки

Белки, или протеины, - низкомолекулярные азотсодержащие неорганические соединения, главным образом природного происхождения, молекулы которых построены из остатков аминокислот. Аминокислоты бывают заменимые и незаменимые. Незаменимыми называют такие аминокислоты, биосинтез которых может осуществляться в организме. Заменимые аминокислоты не синтезируются в организме. К заменимым например относятся лизин, а к незаменимым глицин.

Белки выполняют строительную, энергетическую, защитную, транспортную, моторную, сигнальную функцию. Транспортная заключается в переносе гормонами кислорода и углекислого газа. Различают первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры организации белков. Первичная структура представлена полипептидной цепочкой, соединённой водородными связями. Вторичная структура представлена протомером. Третичная структура образована спиралью, соединенную дисульфидными мостиками.

Вариант №2

Липиды

Липиды – сложные органические вещества, состоящие из спиртоглицерина и аминокислот. К липидам относятся природные органические соединения, растворимые в воде, но не растворимые в органических растворителях – бензин, эфиры, ацетон, сероводород, этиловый и метиловый спирты и т.п.

По локализации липидов в организме они делятся на 2 группы: резервные, которые входят в состав мембран клеток и протоплазматические расположенные в подкожно жировой клетчатке. К простым липидам относят липопротеиды, к сложным – воски, гликолипиды и фосфолипиды. К фосфолипидам относится ланолин. Защитная функция липидов заключается том, что они образуют фибриноген. При расщеплении жиров выделяется меньше энергии, чем при расщеплении углеводов и белков.

Тестовый контроль «Неорганические и органические вещества клетки».

Вариант №1

    Из каких соединений синтезируются углеводы при фотосинтезе. А) из О2 и Н2О, Б) из СО2 и Н2, В) из СО2 и Н2О, Г) из СО2 и Н2СО3.

    Какой из продуктов целесообразно давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил? А) кусочек сахара, Б) немного сливочного масла, В) кусок мяса, Г) немного минеральной воды.

    В клетках животных запасным углеводом является: А) целлюлоза, Б) крахмал, В) глюкоза, Г) гликоген.

    Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является: А) глюкоза, Б) крахмал, В) гликоген, Г) лактоза.

    Молекулы белков отличаются друг от друга: А) последовательностью чередования аминокислот, Б) количеством аминокислот в молекуле, В) всеми указанными особенностями.

    Наиболее распространенными в клетках живых организмов элементами являются:

a) N, О, H, S; б) С, Н, N, О; в) S, Fe, О, С; г) О, S, Н, Fe

    Воды содержится больше в клетках:

а) эмбриона, б) молодого человека, в) старика.

    Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильные, б) гидрофобные, в) амфифильные.

    К углеводам моносахаридам относятся:

а) крахмал; б) гликоген; в) глюкоза; г) целлюлоза.

    Белки - это биополимеры мономерами, которого являются:

а) нуклеотиды;

б) аминокислоты;

в) азотистые основания;

г) остаток фосфорной кислоты.

    Структура молекулы белка, которую определяет последовательность аминокислотных остатков:

а) первичная; б) вторичная; в) третичная; г) четвертичная.

    Нуклеотиды ДНК состоят из:

а) только азотистых оснований;

б) только азотистых оснований и остатков сахаров;

в) только азотистых оснований и остатков фосфорных кислот;

г) остатков фосфорных кислот, сахаров и азотистых оснований.

    Нуклеотиды ДНК содержат азотистые основания:

а) цитозин, урацил, аденин, тимин;

б) тимин, цитозин, гуанин, аденин;

в) тимин, урацил, аденин, гуанин;

г) урацил, цитозин, аденин, тимин.

Вариант № 2

    Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что жиры: А) сохраняют воду в организме, Б) выделяют воду при окислении, В) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.

    Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма: А) жира, Б) глюкозы, В) белка.

    Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами? А) клетки мышц человека, Б) клетки клубня картофеля, В) клетки кожицы лука, Г) подкожная клетчатка медведя.

    В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление углеводов? А) в желудке, Б) в тонком кишечнике, В) в ротовой полости, Г) в двенадцатиперстной кишке.

    Как поступают в клетки животных незаменимые аминокислоты? А) синтезируются в самих клетках, Б) поступают вместе с пищей, В) поступают вместе с витаминами.

    Функции воды в клетке:

а) хранение и передача наследственной информации;

б) торможение химических реакций;

в) растворитель;

г) энергетическая функция.

7. К углеводам полисахаридам относятся:

а) целлюлоза; б) рибоза; в) фруктоза; г) глюкоза.

8. В состав молекулы ДНК входят остатки:

а) рибозы;

б) мальтозы;

в) дезоксирибозы;

г) сахарозы.

9. Белки - это:

а) мономеры;

б) биополимеры;

в) моносахариды;

г) полисахариды.

10. Углеводов содержится больше:

а) в растительных клетках;

б) в животных клетках;

в) в клетках бактерий;

г) одинаковое количество в тех и других.

    Нуклеотиды молекулы РНК содержат азотистые основания:

а) аденин, гуанин, урацил, цитозин

б) аденин, тимин, урацил, цитозин

в) цитозин, гуанин, аденин, тимин

г) тимин, урацил, аденин, гуанин

12. Молекула вещества, состоящая из нуклеотидов и имеющая вид одноцепочной нити:

а) РНК; б) АТФ; в) ДНК; г) АДФ.

13. Вещества, не растворимые в воде, называются:

а) гидрофильные, б) гидрофобные, в) амфифильные.

Ответы:

Ключ к тестовому заданию «Неорганические и органические вещества клетки».

Вариант №1

Вариант №2

Критерии оценки:

За каждый верный ответ ставится 1 балл.

13 – 12 баллов – отлично

11-9 баллов – хорошо

8- 6 баллов – удовлетворительно

Менее 6 баллов – неудовлетворительно.

Вопросы для фронтального опроса «Химическая организация клетки».

    В чем заключается биологическая роль воды в клетке? К каким последствиям может привести потеря клеткой воды?

    Перечислите основные функции углеводов. Объясните, чем молекула крахмала отличается от молекулы целлюлозы. Почему молекулы целлюлозы очень прочные? Какое это имеет значение?

    Перечислите основные функции липидов. Почему жиры являются наиболее эффективным источником энергии в клетке? Какие особенности строения молекул липидов определяют их основные функции?

    Какие особенности строения белков позволяют им выполнить структурную, энергетическую, сократительную функции? Что такое денатурация белков? Каково ее значение?

Критерии оценки устного ответа:

"ОТЛИЧНО" оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.

"ХОРОШО" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.

Индивидуальный контроль.

МБОУ Вечерняя (сменная) ОШ с. Тоора-Хем


Оюн Анай-Хаак Хеймер-ооловна – учитель биологии

Цель:

изучить особенности строения и функции углеводов как необходимых компонентов клеток.

Задачи:

продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ,

сформировать знания о строении и функциях углеводов, охарактеризовать их многообразие,

продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, навыков работы в группе.

Тип урока: комбинированный

План урока:

    Что такое углеводы?

    Классификация углеводов.

    Моносахариды.

    Олигосахариды.

    Полисахариды.

    Функции углеводов.

Ход урока

    Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!

    Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним то, что мы проходили на прошлом уроке. Мы познакомились с белками. Дома вы должны были ответить на вопросы в конце параграфа. Ответили?

(Проверить по одному тетради учащихся, и поставить соответствующие оценки).

С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока давайте выполним задание. Я буду читать вам предложения, а вы скажете, правильно ли высказывание или нет. Итак, начинаем.

1. Белки по составу делятся на глобулярные, фибриллярные и промежуточные. (-)

2. Мономером белка является радикал. (-)

3. Аминокислота имеет радикал, аминогруппу, карбоксильную группу. (+)

4. Вторичная структура белка представлена спиралью или складчатым слоем. (+)

5. Все белки – ферменты. (-)

6. Дисульфидные связи – связи между серосодержащими аминокислотами в молекуле белка (+)

7. Фибриноген – белок промежуточной структуры (+)

8. Денатурация – это восстановление трехмерной структуры конформации белка (-)

9. Гемоглобин – белок четвертичной структуры (+)

10. Аминокислота – амфотерное соединение (+)

11. Связь между водородом и кислородом называют пептидной. (-)

12. Реакция конденсации идет с выделением углекислого газа (-)

13. Первичную конформацию белка поддерживают водородные связи (-)

14. Ферменты – это биологические катализаторы (+)

15. Ферменты обладают специфичностью (+)

16. Миоглобин переносит кислород в мышцах (+)

А теперь доставайте листочки будете делать на оценку тестирование.

Тест на тему: «Белки»

1. Из названных соединений выберите структурный компонент белка:

А) нуклеотид

Б) аминокислота

В) глюкоза

2. Назовите белки-катализаторы:

А) гормоны

Б) ферменты

В) антиоксиданты

3. Какая химическая связь участвует в образовании первичной структуры белка?

А) водородная

Б) пептидная

В) сульфидная

4. Вторичная структура, как правило, имеет форму:

А) спирали

Б) глобулы

В) вытянутой цепи

5. Третичная структура имеет конфигурацию:

А) спирали

Б) складок

В) глобулы

6. Синонимом понятия «белок» является термин:

А) липид

Б) полипептид

В) нуклеотид

7. Белки, выполняющие защитные функции, называются:

А) антигенами

Б) гормонами

В) антителами

3 . Изучение нового материала.

Открывайте тетради и записывайте сегодняшнее число и тему. Сегодня мы познакомимся с еще одним органическим веществом – Углеводы. Начнем с определения углеводов. Углеводы (сахариды) – органические вещества с общей формулой С n(Н2О) m.

У большинства углеводов число молекул воды соответствует количеству атомов углерода, поэтому эти вещества и получили такое название.

В клетках животных углеводы содержатся в количестве не более 5% от сухой массы, в растительных клетках – до 90% (клубни картофеля).

Классификация углеводов.

Различают три основных класса углеводов: моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Углеводы бывают простыми и сложными. К простым углеводам относятся моносахариды. К сложным – олигосахариды и полисахариды.


Моносахариды.

с греческого monos – один. Это бесцветные, кристаллические вещества, легко растворимые в воде и имеющие сладкий вкус.

Из моносахаридов наибольшее значение для живых организмов имеют рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза.

Рибоза входит в состав РНК, АТФ, витаминов группы В, ряда ферментов. Дезоксирибоза входит в состав ДНК. Глюкоза (виноградный сахар) является мономером полисахаридов, например крахмала, гликогена, целлюлозы. Она есть в клетках всех организмов. Фруктоза входит в состав олигосахаридов, например сахарозы. В свободном виде содержится в клетках растений. Галактоза также входит в состав некоторых олигосахаридов, например лактозы.


Олигосхариды.

С греческого oligos – немного. Они образованы из нескольких моносахаридов, связанных ковалентно друг с другом с помощью гликозидной связи. Большинство олигосахаридов растворимы в воде и имеют сладкий вкус.

Из олигосахаридов наиболее широко распространены дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза.


Полисахариды.

С греческого poly – много. Являются полимерами и состоят из неопределенного большого числа остатков молекул моносахаридов, соединенных ковалентными связями. Могут достигать сотен или тысяч молекул моносахаридов. К ним относятся крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин и др.

Интересно, что крахмал, гликоген и целлюлоза, играющие важную роль в живых организмах, построены из мономеров глюкозы, но связи в их молекулах различны. Кроме того. У целлюлозы цепи не ветвятся, а у гликогена они ветвятся сильнее, чем у крахмала.

С увеличением количества мономеров растворимость полисахаридов уменьшается и исчезает сладкий вкус.


Функции углеводов.

Основной функцией углеводов является энергетическая функция. При их ферментативном расщеплении и окислении молекул углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма. При полном расщеплении 1 г. углеводов освобождается 17.6 кДж.

Запасающая функция. При избытке они накапливаются в клетке в качестве запасающих веществ, например крахмал, гликоген. И при необходимости используются организмом как источник энергии. Усиленное расщепление углеводов происходит, например, при прорастании семян, интенсивной мышечной работе, длительном голодании.

Очень важной является структурная функция. Они используются в качестве строительного материала. Целлюлоза благодаря особому строению нерастворима в воде и обладает высокой прочностью. В среднем 20-40% материала клеточных стенок растений составляет целлюлоза, а волокна хлопка – почти чистая целлюлоза, а именно поэтому они используются для изготовления тканей.

Защитная функция. Твердые клеточные стенки одноклеточных и хитиновые покровы членистоногих, в состав которых входят углеводы, также выполняют защитные функции.

    Закрепление.

А теперь давайте на закрепление, все вместе выполним тест.

1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?

А) белок В) ДНК

Б) глюкоза Г) целлюлоза

2. В клетках животных запасным углеводом является:

А) целлюлоза В) глюкоза

Б) крахмал Г) гликоген

3. В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы?

А) С5 Н12 О5 В) С6 Н12 О6

Б) С6 Н10 О6 Г) С6 Н12 О5

4. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами?

А) клетки мышц человека В) клетки кожицы лука

Б) клетки клубня картофеля Г) подкожная клетчатка медведя.

5. Какое из соединений не построено из аминокислот?

А) гемоглобин В) инсулин

Б) гликоген Г) альбумин

5. Домашнее задание.

    Подведение итогов.

Фронтальный опрос.

    Что такое углеводы?

    Что такое моносахариды?

    Что такое олигосахариды?

    Что такое полисахариды?

    Какие функции выполняют углеводы?

И вот наш урок подошел к концу. Все вы получите соответствующие оценки за ответы на вопросы. Спасибо вам за урок! До свидания!

Балабанова Наталья Леонтьевна
Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа №35, город Каменск- Уральский, Свердловской область.
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-12-06 Тест по теме «Органические вещества клетки» Балабанова Наталья Леонтьевна Тест включает вопросы по основным органическим веществам -белкам, липидам,углеводам и нуклеиновым кислотам. С1-24 задание выбор из 4 ответов -один.

Просмотреть свитедельство о публикации

Тест по теме «Органические вещества клетки»

1 .Среди перечисленных функций выберите функцию, которую не выполняют липиды.

а) транспортная; б) строительная;

в) каталитическая; г) главный энергетический резервуар клетки.

2 . Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что:

а) жиры сохраняют воду в организме;

б) жиры выделяют воду при окислении;

в) жиры создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение;

г) организмы выработали привычку к обезвоживанию.

3 . В клетках растений запасным углеводом является:

а) глюкоза; б) крахмал в) целлюлоза; г) гликоген.

4 . Правильным является утверждение:

а) все углеводы растворимы в воде, а липиды нерастворимы;

б) некоторые углеводы растворимы в воде, а липиды нерастворимы;

в) все углеводы и липиды – неполярные соединения;

г) все углеводы – гидрофильные вещества;

5 . Из аминокислот не состоит:

а) гемоглобин; б) инсулин; в) гликоген; г) альбумин.

6 . Молекула РНК содержит азотистые основания:

б) тимин,урацил,аденин,гуанин г) аденин,урацил,тимин,цитозин.

7 .В составе РНК постоянным является соотношение нуклеотидов:
а) А+Г/Т+Ц б) А+Г/У+Ц в) А+У/Г+Ц г) А/Г,У/Ц

8 . Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля его адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа?

а) 40% в) 80% б) 45% г) 90%

9 . Среди перечисленных функций выберите функцию, которую не выполняют белки.

а) защитная; в) строительная;

б) каталитическая; г) главный энергетический резервуар клетки.

10 . Уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил целесообразнее давать:

а) кусочек сахара; в) немного сливочного масла;

б) кусок мяса; г) немного минеральной воды.

11 . В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза; б) крахмал; в) глюкоза; г) гликоген.

12 . Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма:

а) жира; б) глюкозы; в) белка; г) целлюлозы.

13 .Молекула ДНК содержит азотистые основания:
а) аденин,гуанин,урацил,цитозин в) цитозин,гуанин,аденин,тимин
б) тимин,урацил,тимин,цитозин г) аденин,урацил,тимин,цитозин

14 .В составе ДНК постоянным является соотношение нуклеотидов
а) А+Г/Т+Ц б) А+Т/Г+Ц в) А+Ц/Т+Г г) А/Г, Т/Ц

15 .Клетка содержит ДНК в:
а) ядре в) ядре и цитоплазме
б) ядре, цитоплазме и митохондриях г) ядре, митохондриях и хлоропластах

16 Выберите неверные утверждения.

а) целлюлоза образует стенки растительных клеток;

б) рибоза входит в состав нуклеиновых кислот;

в) главная функция белков – хранение и передача наследственной информации;

г) от количества углеводом зависят буферные свойства клеток.

17. Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является:

А) глюкоза; в) крахмал;

Б) гликоген; г) лактоза.

18. Какое из указанных соединений имеет липидную природу?

а) гемоглобин; б) инсулин; в) тестостерон; г) пенициллин.

19. В каком случае привильно написана формула молекулы глюкозы?

а) С5Н12О5; б) С6Н10О6; в) С6Н12О6; г) С6Н12О5.

20.Клетки какого из указанных организмов наиболее богаты углеводами?

А) клетки мышц человека; в) клетки кожицы лука;

б) клетки клубня картофеля; г) подкожная клетчатка медведя.

21. В каком из названных веществ растворяются липиды?

А) эфир; б) спирт; в) вода; г) соляная кислота.

22 .В процессе биохимических реакций ферменты:

А) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются;

Б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;

В) замедляют химические реакции, не изменяясь;

Г) замедляют химические реакции, изменяясь.

23.Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо водить:

А)гемоглобин; Б) инсулин; В) антитела; Г) гликоген.

24. Денатурация белка это …………………………………………………….

25. Назовите несладкие углеводы(2 примера) ………………………………………………

, . .

Просмотров