Возможности его правильной оценки и. Ноша по плечу: как оценить свои карьерные возможности. Ваше служебное положение

ТЕКСТ: Ольга Милорадова

Насколько возможно оценить себя и свои способности адекватно? Хороший вы водитель или плохой? Отличный работник или не очень? А как у вас с социальными навыками? Объективно оценить свои способности по-настоящему сложно, почти невозможно. Представьте, что перед вами поставили некую новую задачу. Вы наверняка постараетесь выполнить её хорошо, но откуда же вам знать, отлично вы справились или так себе? Старались вы, возможно, на все сто, но каков результат?

Как же обойти это слепое пятно, чтобы понять, переоцениваете ли вы себя или недооцениваете? Как известно, истина где-то рядом, и ответ на этот вопрос лежит скорее снаружи, чем внутри. Если вы себя переоцениваете, то во всех неудачах, скорее всего, будете винить не себя, а внешние обстоятельства - а кто же в таком честно признается? Если же недооцениваете, то, возможно, вы настолько погрязли в самообвинении, что и тут можете счесть, что оцениваете себя как минимум честно, и тоже ничего не заметить. Среди группы американских хирургов-интернов было проведено исследование: им предлагали сначала самостоятельно оценить свои навыки, а затем проводили экзамен и оценивали реальную ситуацию. Практически никто не смог оценить свои умения в соответствии с реальным положением дел, но зато достаточно чётко их смогли оценить их товарищи. То есть лучший способ оценить себя - это спросить кого-то ещё.

Но и здесь кроется дополнительная проблема: большинство людей не скажет вам в лицо всей правды, а если и скажет, то вполне закономерная реакция в такой ситуации при покушении на нашу личность - воспринять всё в штыки и обороняться. Из этого положения есть несколько выходов. Один из вариантов - попытаться найти кого-то, кто сможет давать оценки вашей работе, не переходя на личности, возможно, даже не будет знать, что работа принадлежит вам, и предложит свои комментарии. Другой вариант - наблюдать, что делают люди в подобных ситуациях, и подумать: пришла бы вам такая идея в голову? Действуете ли вы настолько же эффективно, интересно, нестандартно?

Итак, если вам всё же удалось выяснить, в какую сторону вы ошибались, и оказалось, что вы склонны к переоценке, то, наверное, не стоит объяснять, что такая самоуверенность в большинстве ситуаций и профессий может быть . Выход понятен: попытаться повысить свои навыки и умения или не пытаться превышать свои возможности.

Сравнивайте себя
сегодняшнего с собой вчерашним: чему новому
вы научились?

Но, к сожалению, гораздо больше шансов столкнуться с противоположной ошибкой: у нас достаточно сильна традиция воспитания через наказание или через негативное подкрепление , позитивное же, увы, используется нечасто. Многие из нас росли в обстановке, где пятёрки встречали как должное, а за двойки бранили. Знакомы ли вам фразы в духе: «Ну и что, что все провалили контрольную, меня волнует твой результат. Четыре? А почему не пять? Художники на Арбате сидят, ты хочешь всю жизнь побираться или получить нормальную профессию?» В результате подобного воспитания гиперконтролирующими и жёсткими родителями человек вырастает неуверенным в себе, неспособным опираться на собственное мнение, но при этом с диким стремлением к перфекционизму и неспособностью попросить о помощи кого-либо другого. Не секрет, что троечники в итоге вырастают куда более счастливыми и талантливыми людьми, чем вынужденные следовать правилам и требованиям отличники.

Итак, если это про вас, то что же делать? Для начала перестать пытаться довести всё до идеала. С одной стороны, идеал недостижим, и вы всегда будете считать, что недостаточно хороши. С другой стороны, слишком долго застревая на чём-то одном, скорее всего, вы не успеваете делать что-то другое и становитесь малоэффективны - таким образом, вы сами копаете себе могилу, и (о ужас!) ваше плохое мнение о себе может стать реальностью. Для вас как для человека, боящегося что-то недоделать, девизом должно стать «чем хуже, тем лучше».

Постарайтесь переключить спектр внимания с результата на процесс, попробуйте включиться в настоящий момент, здесь и сейчас, обратить внимание на то, что вы делаете хорошо, а не на то, что недостаточно. Заканчивайте дело сразу, как выполнен запрос, и тут же принимайтесь за новое. Не сравнивайте себя с кем-то другим. Кто-то всегда может быть лучше, это неизбежно. Сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним: чему новому вы научились? Куда продвинулись? Не забывайте о том, что ошибки - это не провал, а очередные ступени обучения. Дайте себе право ошибаться, естественно, стараясь извлекать из этого какие-то уроки. Не забывайте, что люди вокруг вас могли стать жертвами такого же воспитания, как и ваше, и точно так же не умеют воспроизводить положительное подтверждение. Так что, если ваши действия сопровождает не похвала, а молчание, по этой логике, всё идёт именно так, как надо.

Классный час: «Как правильно оценить свои возможности?» , 9 класс.

Страхи возраста

15-16 лет – это трудный период в жизни молодых людей, период становления личности. Они открывают в себе мир психического. В это время они становятся особенно чувствительны к внешним оценкам и к тому «внутреннему критику», который поселяется в их душе. Они боятся, что вдруг выяснится, будто им чего-то не хватает, что они окажутся не на высоте. Такие опасения отражают страх неудачи, который нередко смешивается с опасением добиться успеха, так как успех предусматривает перемену личного статуса, отказ от привычных способов поведения в пользу неопределенного нового стиля. Поскольку эти страхи широко распространены среди подростков, то я сочла необходимым объяснить им, как с помощью промедления они защищаются от этих страхов неудачи и успеха.

Боязнь провала

Исследования психолога Ричарда Бири показывают, что люди испытывают страх перед неудачей, живут с набором убеждений, которые заставляют их стремиться потерпеть неудачу. Вот эти убеждения:

Моя продуктивность – это прямое отражение моих способностей.

Уровень моих способностей отражает мою ценность как личности, то есть чем выше способности, тем выше самооценка.

Мои достижения (продуктивность) отражают мою ценность как личности.

Р. Бири выразил отношения между этими убеждениями с помощью следующего уравнения:

Самооценка = Способности = Продуктивность

Другими словами, если я хорошо действую – значит, у меня большие способности, следовательно, я себе нравлюсь и спокоен за себя. Каждый человек сам решает для себя, какие способности будут определять его ценность. Это могут быть интеллектуальные способности, особые умения, таланты и т.д.

Но если способности становятся единственным мерилом собственной ценности, начинаются сложности. Если кроме продуктивности ничто не принимается в расчет, то тогда выдающиеся результаты означают, что личность выдающаяся, посредственные же результаты указывают на обратное. Для человека с таким мировоззрением выполнение какой-то работы – это поступок, который измеряет не только его способность хорошо играть в футбол, решать задачи, составлять программы для компьютера, выступать с докладом, но также и его ценность как человека.

Ребята, подумайте и ответьте на вопросы:

Помогают ли ориентиры, которые вы сами себе устанавливаете, продвигаться вперед или они столь высоки, что, скорее заводят вас в тупик?

Что, по вашему мнению, случиться, если вы выполните задание посредственно?

Упражнение 1.

Посмотрите на слайд, прочитайте и запишите вопросы теста №6 и 7.

    Представьте, что в вашей жизни произошло следующее событие. Объявлена викторина на тему, в которой вы неплохо разбираетесь, но времени основательно подготовиться уже нет. Вам предлагают принять участие в этой викторине, приз за все правильные ответы – 1 миллион рублей. Какое решение вы примете:

а) соглашаетесь;

б) отказываетесь.

    У вас есть возможность принять участие в одной из двух игр-конкурсов (это могут быть интеллектуальные, спортивные или любые другие игры, где необходимо применить какие-то знания, умения, способности). Участником какой игры Вы станете?

а) Условия первой игры: победитель получает 1 миллион рублей, проигравший – ничего.

б) Условия второй игры: все участники получают по 50 тысяч рублей независимо от результатов.

Подумайте и дайте письменно ответы на следующие вопросы:

Какие эмоциональные ощущения вы испытаете, когда вам предложат принять участие в конкурсах?
-Какие отрицательные переживания могут вами овладеть?
- Как это повлияет на ваше решение?
- Вы рискнете, если удовлетворитесь малым? Почему?

Вывод : оказывается, если нас может удовлетворить только совершенство, то мы обречены на постоянные разочарования. Совершенство – это недостижимый идеал, от которого, однако, люди отказываются с немалым трудом. Однако это отнюдь не означает, что нужно отказывать себе в стремлении к самосовершенствованию.

Упражнение 2.

Попытайтесь проанализировать: что произойдет, если мы начнем выполнять все необходимые дела вовремя, не откладывая их на потом? Запишите на листочке все ответы, которые придут вам в голову.

Анализ ответов учащихся с точки зрения:

А) результативности;

Б) самосовершенствования.

Итог: «Сегодня вы попытались ответить себе на очень серьезные вопросы и проанализировать свое поведение. Теперь многие из вас перестанут объяснять промедление в выполнении каких-то дел просто ленью, недисциплинированностью, несобранностью и т.д. Во многом это связано и с нашим страхом перед неизвестностью. Важно, что во всех подобных страхах есть общее – любому человеку непросто выбирать между тем, что ему сейчас нравиться, и будущим успехом. В подобных ситуациях выбора полезно постоянно задавать себе такие вопросы: что я имею? Что я теряю, если?... могу ли я причинить себе вред? Какой?».

Упражнение 3.

Подумайте вот над чем: как лучше организовать учет времени? Куда вы будете записывать свои дела? Это будет просто чистый листок бумаги, или вы придумаете специальный бланк в виде схемы или таблицы? Как вы собираетесь делать заметки? Вы будете записывать их словами или придумаете для обозначения некоторые условные значки, символы, сокращения? Какие сокращения можно придумать уже сейчас, чтобы потом легко и быстро заносить их на бланк? Подумайте уже сейчас, каким цветом или символом вы будете фиксировать «помехи» или перерывы в работе, которые тормозят или нарушают ее выполнение (телефонные разговоры, посетители, время, потраченное на ожидание).

    Объединитесь в группы по 3-4 человека, вооружитесь линейками, карандашами, фломастерами и начинайте работу. Через 20 минут вам нужно будет представить на обсуждение всего класса свою «Таблицу учета времени» и подробную инструкцию к нему.

Через 20 минут каждая группа по очереди рисует свой бланк на доске и рассказывает, как им нужно пользоваться и что можно в результате такой техники учета получить. Наконец, все придуманные бланки нанесены на доску, выявлены достоинства и недостатки.

Упражнение 4 «Мой день».

В качестве домашнего задания предлагаю вам следующее.

Необходимо составить список дел и указать время, на них потраченное:

    Работа, которая выполняется по обязанности….

    Работа, которая делается по собственному желанию…….

    Общение (с родными, друзьями и пр.)

    Повседневные ритуалы (подъем, отход ко сну и пр.)…

    Деятельность, приносящая удовлетворение…

    Пустое времяпрепровождение….

    Другие дела…

Проанализируйте полученный список.

Нарисуйте два круга: «Мой типичный день» и «Мой идеальный день». Разделите круги на секторы, отражающие долю каждого из перечисленных вами занятий в распорядке вашего дня. Отличаются ли ваши «типичный» и «идеальный» дни? Что вы можете сделать, чтобы приблизить свой типичный день к желаемому? Продумайте и запишите способы, которые позволяют вам сделать это.

В процессе поиска работы человек обычно пребывает в стрессовом состоянии, поэтому часто поступает необдуманно. Не решив окончательно, в какой конкретно сфере лучше всего приложить свои способности, не определив четко нижнюю и верхнюю планки предполагаемой зарплаты, он стучится во все двери, надеясь на авось. А ведь соискатель должен ясно представлять, какую должность он ищет, какая вакансия полностью отвечает его запросам и возможностям.

Если спросить у нескольких человек, почему они работают, то все дадут разные ответы. Кто-то ходит на службу просто потому, что не видит иной альтернативы, кто-то надеется сделать блестящую карьеру , кому-то нравится общаться с людьми и чувствовать пульс жизни, а кто-то — из-за необходимости зарабатывать деньги. Если же поинтересоваться, почему они выбрали именно это место, то шанс услышать, что данная работа — предел стремлений, мечта всей сознательной жизни, очень и очень невелик. В основном ответы будут весьма прозаичными: «Куда взяли, туда и пошел», «Здесь неинтересно, но неплохая зарплата», «Зарплата не очень, но меня устраивает график» или «Рядом с домом».

Разумеется, близость к дому — существенный аргумент, но как бы вы отнеслись к должности, при которой зарплата позволяет каждый день ездить на такси? Скептики посчитают это нереальным. Но может быть, они не правы и все ограничения выдуманы нами самими? Как оценить себя на рынке труда? Как выбрать работу, приносящую радость?

Один из основных вопросов, который стоит себе задать, приступая к поискам подходящей вакансии, — сколько времени вы готовы посвятить данному процессу. Потому что ситуации бывают разные. Кто-то, имея свободный или сменный график на одной работе, может заниматься поисками другой достаточно длительное время, выбирая оптимальный вариант. Это удобно, потому что без спешки всегда проще найти место, действительно устраивающее по всем параметрам. А вот если человек, не работая, но имея источник дохода, надолго затягивает поиски, то шансы его, наоборот, уменьшаются. Наниматели не горят желанием видеть в числе сотрудников специалиста, имеющего большой перерыв в трудовом стаже. Ведь, судя по всему, он не очень заинтересован в работе и, соответственно, может халатно относиться к своим обязанностям. Однако чаще происходит так: решив сменить работу, вы, чтобы не остаться у разбитого корыта, на старом месте ничего не говорите. Таким образом, время ограничено, скажем, продолжительностью отпуска. Поэтому надо использовать каждый день, что называется, по полной программе, для чего необходимо максимально сузить круг поиска и заранее пройти все подготовительные этапы.

Первое, на что надо обратить внимание, — это уровень образования по данной специальности. Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, привели к тому, что многие занимаются не своим делом, то есть работают не по той специальности, по которой в свое время прошли обучение. Разумеется, опыт — великое дело, но и теоретическими знаниями следует владеть на должном уровне, тем более рынок труда постоянно пополняют молодые специалисты, получившие дипломы по современным профессиям . Поэтому подумайте, достаточно ли вашего образования для карьеры и нет ли необходимости привести его в соответствие с выполняемыми обязанностями или теми функциями, которые вы хотели бы исполнять на новой работе. Существует масса способов повысить уровень теоретической подготовки, начиная с получения высшего (или второго высшего) образования и заканчивая краткосрочными курсами. В любом случае это определенное вложение средств и времени, и в зависимости от того, насколько оно рентабельно, вы и выбираете путь. Не забудьте учесть степень насыщенности рынка специалистами вашего профиля, их средний уровень, свою конкурентоспособность на их фоне. А также определите, в каких еще сферах вы сможете применить полученные знания, если не удастся устроиться по специальности, и насколько вам интересна такая смена ориентиров.

Но помимо основного образования существуют еще и дополнительные навыки и знания: для одной работы они бесполезны, для другой не помешают, а для третьей просто незаменимы. Как правило, в число «необязательных» входят владение иностранными языками, определенный уровень подготовки к работе на компьютере, наличие водительских прав. Сюда же можно отнести специфические знания по вашей профессии, наличие ученых степеней и т. п. Понадобятся ли они вам, зависит от того, насколько кардинально вы решили изменить сферу деятельности и специалисты какой квалификации сейчас востребованы. Такую статистику легко собрать, просмотрев объявления об интересующих вас вакансиях (архив следует искать в Интернете).

Важно также понять, какова должна быть структура той компании, где вы хотите трудиться. Что больше подходит — стать винтиком в огромном механизме, попасть пусть в маленький, но сплоченный коллектив или заниматься организацией работы с нуля? Например, на прежнем месте вы исполняли конкретные функции, но из них вам нравились не все, поэтому вы желаете сузить круг своих обязанностей и заняться только тем, что считали интересным. Тогда вам стоит перейти в более крупную организацию или ту, что ближе по специфике работы. Но прежде надо приобрести какие-то специальные знания в областях, которыми вы планируете заниматься.

А если хотите расширить набор своих функций, получить более высокий статус управляющего или руководителя, особенно при отсутствии практических навыков, будет полезно получить теоретические знания и определенную подготовку в сфере менеджмента. Компанию нужно искать развивающуюся, заинтересованную в притоке инициативных людей, такую, где есть возможность проявить разносторонние способности.

Один из важнейших аспектов трудоустройства — наличие опыта работы, а также соответствие его вашему возрасту и образованию. Значение имеет и то, сколько времени вы продержались на предыдущем месте. Совокупность этих трех факторов дает потенциальному работодателю весьма важную информацию. В наше время никого не удивишь непостоянством и непродолжительностью работы в одной фирме, ведь причины ухода бывают самыми разными. Скажем, прежние наниматели оказались нечистоплотными людьми: изменили первоначальные условия, не выплатили обещанную зарплату, да и организация могла просто прекратить свое существование. Но если, скажем, в течение нескольких лет вы не задерживались ни на одной работе дольше полугода, то это уже настораживает. Не всегда хорошей рекомендацией является наличие большого объема теоретических знаний при относительно маленьком практическом опыте. В данном случае любому руководителю придет в голову мысль, что, приняв вас на работу, он рискует собственным креслом, ведь со временем вы будете заинтересованы в продвижении. Поэтому лучше искать должность, в которую карьерный рост уже заложен. Всегда стоит проанализировать свою трудовую книжку с точки зрения нанимателя. И если после этого вы не измените направление поиска, то по крайней мере подготовитесь ко всем возможным вопросам.

В любом случае, выбирая место, вы должны учитывать профессиональные перспективы. Если вы практик, желающий совершенствовать свое мастерство, ищите организацию, специализирующуюся на нужном вам виде деятельности. Если же вы хотите продвинуться вверх по служебной лестнице, то и компания должна быть соответствующая — многоступенчатая, структурная, соблюдающая в кадровой политике правило, что сотрудники не должны засиживаться в одной должности.

Также необходимо заблаговременно принять решение и об интенсивности рабочего графика, готовности к командировкам и о том, какую степень насыщенности в принципе вы можете выдержать. Стоит заранее посоветоваться с близкими, устраивает ли их режим вашей занятости. Не надо думать, что главное — любой ценой получить место, а там все как-нибудь утрясется. В результате вы только впустую потратите время.

Подумайте, нужно ли рассматривать как вариант трудоустройство в других городах или за границей. Какие перспективы у такого решения, окупятся ли вложения?

Нарисовав портрет работы своей мечты (а также последующей карьеры) и наметив необходимые действия для ее получения, постарайтесь найти максимум данных о ней. Спрашивайте знакомых, читайте прессу, просматривайте форумы в Интернете. Во многом такая информация будет субъективной, но в чем-то она поможет посмотреть на эту деятельность изнутри: не идеализированы ли ваши представления, действительно ли все так, как вам кажется. Возможно, кто-нибудь даст полезный совет, предостережет от ошибок, которые сам когда-то совершил.

Теперь вам остается только разослать резюме и/или начать звонить по найденным объявлениям о вакансиях. Не стоит обращаться туда, где вас не устраивает зарплата, так как многие работодатели завышают реальный уровень оплаты, и вы просто зря потратите время. Один из достаточно действенных способов — обратиться в фирмы, занимающие лидирующие позиции в интересующей вас сфере. Эти организации часто размещают объявления о текущих вакансиях в специализированных изданиях или на интернет-порталах инкогнито. Поэтому, чтобы не упустить хороший шанс, просматривайте вакансии на их собственных сайтах. Более того, даже если вашей специальности сейчас нет в этом списке, вы все равно можете отправить резюме в отдел кадров. Как правило, эйчары крупных компаний собирают собственную базу данных, обращаясь к ней в случае необходимости.

Порой мы боимся предпринимать решительные действия, претендовать на что-то большее из ложной скромности, считая, что хорошего места достойны выдающиеся и талантливые люди. Но присмотритесь внимательно, что отделяет вас от цели? Так ли непреодолимы преграды? Наберитесь решимости, и, возможно, даже скорее, чем ожидали, вы скажете: «Да, именно о такой работе я мечтал!»

Просмотров