Сделано в России. В подмосковной Дубне началось строительство коллайдера NICA. Адронный коллайдер в протвино Самый большой проект

Где находится самый дорогой клад в России, а возможно на всей планете? Узнав ответ, все кладоискатели одновременно придут в восторг, но, с другой стороны, будут разочарованы, ведь данный клад невозможно выкупить или украсть, так как располагается он под землей и имеет длину в несколько километров. Имя у такого загадочного объекта - адронный коллайдер.

Конечно, ценным местом он является для научных деятелей и, пожалуй, вызывает большой интерес у так называемых диггеров. Заброшенный ускорительно-накопительный комплекс, принадлежит Институту Физики Высоких Энергий и расположен в Протвино. По факту, коллайдер просто законсервировали и теперь подземный объект привлекает своей историей многих искателей приключений.

Грандиозный проект

Коллайдер в Протвино действительно имеет внушительные размеры, ведь длина кольца составляет двадцать один километр. Главный тоннель протянулся на пять километров, а глубина, на которой он находится, разнится от двадцати до шестидесяти метров, все зависит от природного рельефа. За все годы строительства адронного коллайдера в Протвино подземная территория наполнилась разнообразными помещениями, которые были связаны с поверхностью земли шахтами, созданными перпендикулярно к самому объекту.

Кто знает, может если бы советскую программу закончили раньше БАКа, то именно она бы стала отправной точкой всех сенсационных открытий в физике будущего.

За много лет до принятия решения: построить крупнейший коллайдер в СССР, в Московской области был создан поселок особого назначения, названный Серпухов-7. Он являлся исследовательской базой для Института Физики Высоких Энергий. В тот далекий 1960 год ученые подбирали местность согласно геологическим данным. И именно в этой части области грунт имел положительные свойства для размещения подземных объектов, так как являлся дном моря в древности. Плюс ко всему, данная зона защищена от землетрясений природным рельефом.

Появление Протвино

Через пять лет после появления Серпухова-7 было принято решение определить его, как поселок городского типа и переименовать в честь протекающей тут реки Протвы - Протвино. Помимо идеи о создании адронного коллайдера, в Протвино в 1967 году был построен самый большой ускоритель по тогдашним меркам. Им стал протонный синхротрон, действующий и в наши дни. С выделяемой энергией в 109 электронвольт, синхротрон У-70 является самым высоко энергетичным во всей Российской Федерации.

Так как в тот период Союз имел средства для проведения фундаментальных физических исследований, то восьмидесятые годы ознаменовались созданием грандиозного проекта, представленного в виде ускорительно-накопительного комплекса или проще говоря некоего подобия адронного коллайдера. В Протвино все эти годы база ИФВЭ продолжала функционировать с завидной стабильностью.

Если рассматривать объект с технической стороны, то его можно сравнить со строительством Московского метрополитена и его кольцевой, но в несколько раз дороже и сложнее. Почему же коллайдер в Протвино необходимо было помещать именно под землю? Тут есть два основных критерия: поддержание постоянной идеальной температуры для научных исследований (минус двести семьдесят один градус по Цельсию) и минимальный доступ внешних земных помех на оборудование, работающее на высоких частотах. Несмотря на то, что перспективы коллайдера в Протвино изначально не имели какой-то конкретной выгоды для науки будущего, исследования могли бы предоставить огромный пласт информации об устройстве нашего мира с точки зрения физики.

Новый ускоритель

Разработки новейшего проекта протон-протонного коллайдера на энергию тысяча двенадцать электронвольт подогревались идеей - создать мощнейший в мире ускоритель. Все работы по строительству коллайдера в Протвино велись под руководством академика Анатолия Логунова. Он являлся физиком-теоретиком и сотрудником ИФВЭ. Причем, согласно его планам, имеющийся синхротрон-70 должен был стать начальным звеном в разгонке для нового ускорителя.

Проект, теперь уже заброшенного адронного коллайдера в Протвино, предполагал наличие двух ступеней: на первой шло принятие протонов, имеющих энергию в семьдесят гигаэлектронвольт и выпускаемых синхротроном, он же их впоследствии поднимал до промежуточного значения, равнявшегося шестистам гигаэлектронвольтам; вторая ступень (кольцо) поднимала бы протоны до их максимума.

И первую и вторую ступени коллайдера в Протвино должны были поместить в один кольцевой тоннель, размеры которого в несколько раз превосходят существующую кольцевую линию метро в Москве. Более того, занимались те же, кто и прорубал в толще земли проходы для поездов метро.

Большое кольцо в двадцать один километр содержит трубу от первой ступени, начиненную теплыми магнитами, а также две трубы от второго кольца, начиненных холодными магнитами, имеющими сверхпроходящие свойства. Обозначаются они с помощью аббревиатуры "УНК" и цифрами от 1 до 3. Данные магниты как раз и являются ускорителями, воздействуя на пучок частиц, они направляют его в нужную сторону. Сам тоннель заброшенного коллайдера в Протвино в Московской области спроектирован так, чтобы в случае чего рабочие смогли добраться до необходимого места и произвести техническое обслуживание. Его ширина намного больше, чем в аналогичном объекте ЦЕРНа.

Итак, разберем детально, как работает такой гигант? После образования пучка частиц, их скорость разгоняется в малом ускорителе - синхротроне. После, с помощью первого канала, соединяющего большое кольцо и малый ускоритель, они перемещаются в основное место своей работы к теплым магнитам, двигаясь против часовой стрелки. Далее, разогнавшись до необходимой скорости, они попадают на сверхпроводящие магниты. К этому времени в малом У-70 готовится следующая порция пучка частиц, которая следует в большое кольцо по другому каналу, и, двигаясь по часовой стрелке, занимает место предыдущих на теплых магнитах. Вторая группа частиц также переводится на сверхпроводящие магниты и сталкивается с первой.

Уникальная работа ученых

К 80 годам прошлого века ни одна страна не смогла создать конкурентоспособную и действенную ускорительную машину. Даже американский и женевский объекты, несмотря на свою мощность, не могли предоставить науке тот самый, необходимый инструмент для осуществления новейших опытов в сфере физических явлений.

У СССР на тот момент уже имелся ускоритель, находящийся в Дубне и созданный в 1956 году. В те годы он был самым мощным, его энергия равнялась десяти гигаэлектронвольтам, но длина была всего двести метров, однако, именно на нем физики совершили свои сенсационные открытия, например, зарегистрировали существование ядра антивещества. В новый проект коллайдера была заложена вероятность обнаружения потока нейтрино, находящегося на очень дальнем расстоянии от самого кольца.

Проще говоря, частицы на высокой скорости должны были перенаправляться в сторону Иркутской области - к озеру Байкал. Все это предполагалось без использования тоннеля, естественно. То есть частицы, выведенные из кольца, проникали через толщи земной породы, и, преодолев тысячи километров, должны были попадать на дно озера и регистрироваться специальном детекторе.

Данный детектор на самом деле расположен вблизи Байкала. Ведь частицы, из-за округлой формы нашей планеты, двигаются в подземном пространстве под определенным углом, поэтому устройство заложили в трех с половиной километрах от самого крупного пресного водоема, на глубине в один километр. Оно называется "Нейтринным телескопом". Введение в эксплуатацию байкальского ловца частиц произошло в 1998 году, а проработал он целое десятилетие.

Как строился коллайдер

Заброшенный коллайдер в Протвино начал строиться в 1983 году. Для его создания использовался горный способ: были вырыты двадцать шесть вертикальных шахт. До 1987 года строительство проходило в вялотекущем режиме, пока правительство не вынесло постановление о возобновлении активности. Тогда, через год, СССР впервые приобрел заграничные тоннеле-проходческие комплексы, выпускаемые компанией "Ловат". Именно используя данные машины, рабочие смогли ускорить режим рытья тоннелей.

Фишка тоннеле-прокладывающих агрегатов была в том, что они не только рыли с высокой точностью, но одновременно выстилали тридцати сантиметровый бетонный слой по тоннельному своду. А в сам бетон монтировалась металлоизоляция.

Развал СССР и последующие трудности

К началу 90 года около семидесяти процентов тоннеля главного кольца было пройдено, а канал инжекции был готов уже на девяносто пять процентов (именно он предполагался для переправки пучков). Из двенадцати запланированных сооружений было построено только три, они носили характер инженерно-технического обеспечения. Наземные объекты возводились куда быстрее. Так было обустроено более двадцати площадок с промзданиями в несколько этажей, к которым провели трубы водоснабжения, отопительные трассы и высоковольтные ЛЭП.

Но именно этот период ознаменовался самым провальным в финансировании. После развала Советского Союза практически сразу стройка была заброшена. Но, консервация коллайдера оказалась слишком дорогостоящей, к тому же могла нанести урон окружающей среде, так как затопление грунтовыми водами тоннелей - это прямая опасность для экологического состояния всего района Протвино. И как попасть в адронный коллайдер в последующие годы было бы большой загадкой и проблемой (в случае возобновления проекта).

Создание магнитной системы

Несмотря на все трудности, подземное кольцо тоннеля все же было замкнуто, но самое главное - ускорительную зону создали всего на три четверти от всего объекта. Сверхпроводящие магниты были в наличии, но в очень малом количестве, так как их производство было нелегким трудом, ведь каждый магнит должен был весить до десяти тонн, а по требованиям проекта их должно было быть две тысячи пятьсот штук.

Вообще, именно эта магнитная система и является главнейшим звеном во всем ускорителе. По факту, чем больше скорость частиц, тем сложнее их направить по кругу, поэтому магнитные поля должны быть очень сильные. Помимо всего, все частицы следует фокусировать, чтобы они не могли отталкиваться друг от друга в полете, поэтому в магнитную систему требовалось внедрение и фокусирующих магнитов.

Инжекторный тоннель

Но было ли хоть что-нибудь готовое полностью? Да, это инжекторный тоннель, который смогли завершить на все сто процентов. Для него было готово оборудование с вакуумной системой, разработана система откачки, управления и контроля. Давление в вакуумной трубе из нержавеющей стали должно было равняться семи миллиметрам ртутного столба, и именно она являлась основой всего сооружения. Общая длина всех подобных вакуумных труб в инжекторном канале, а также имеющихся двух колец ускорителя, тоннелей для вывода и выброса пучка протонов планировалась в семьдесят километров.

Успех близок!

Подобравшись так близко к экватору стройки, был возведен монументальный зал под названием "Нептун". Его размеры действительно поражают - пятнадцать на шестьдесят квадратных метров. Собственно, он был создан как раз для установки в его помещении самого ускорителя и контрольного оборудования, измеряющего заряд частиц.

Внутри основного тоннеля, на каждой отметке в полтора километра создали другие залы для крупного оборудования. Плюс, был еще и особый зал, предполагавшийся для размещения разнообразных кабелей и труб.

Введение в эксплуатацию БАКа

К 1994 году общими усилиями все же смогли закончить участок, длиной в 21 километр, сложнейший из всех имевшихся из-за наличия грунтовых вод. В этом же году окончательно закончились все денежные средства, оставшиеся с далеких советских времен. Затраты на весь коллайдер равнялись примерной стоимости строительства АЭС. К 1995 году ни о каких выплатах заработных плат рабочим уже и не говорилось, соответственно, отсутствовали финансы и на закупку необходимого оборудования.

В 1998 году нагрянул сильнейший кризис, а ситуация с коллайдером усугубилась из-за запуска БАКа (Большого адронного коллайдера). В конечном итоге, оказавшись намного мощнее Протвинского коллайдера, БАК полностью перекрыл ему дорогу к работе. Реанимация российского объекта была отложена на неопределенное время.

Конечно, просто так взять и бросить такое сооружение было категорически против правил. Каждый год на этот "чемодан без ручки" чиновники выделяют огромные деньги. Выплачивается жалование охранникам и рабочим, откачивающим воду из подземных сооружений. Также, бюджет расходуется на бетонирование различных лазов в коллайдер в Протвино. Как попасть в любое заброшенное здание? Все просто - стоит всего лишь проделать проход.

Идеи по возрождению

Последнее десятилетие постоянно придумываются новые идеи по реставрации и реновации коллайдерного комплекса. Например, внутрь тоннеля можно поместить индукционный накопитель сверхпроходимой мощности, который смог бы контролировать стабильность электросетей по всей Московской области.

Поступают предложения и по формированию внутри коллайдера грибной фермы, однако, отсутствие денег является основным препятствием для всех предлагаемых проектов. А похоронить его под бетонным слоем - это самый затратный вариант. На сегодняшний день, все имеющиеся искусственные и громадные пещеры остаются монументальным памятником, означающим несбыточные мечты ученых физиков СССР.

Высокотехнологичное оборудование, произведенное, но не установленное, было продано Китаю, когда государство создавало токамак. Естественно, лучшие умы физики уехали от безденежной перспективы в Америку и европейские страны. А судьба одинокого гиганта многие годы так и висит под вопросом.

Консервацию произвели в 2014 году. Объект передали в руки строительной бригаде, подчиняющейся исследовательскому институту. В том же году убрали ворота для противопожарной безопасности, они делили тоннель на сектора, замазали все дыры, откуда лилась вода, а также демонтировали руддворы, с помощью которых и производили возведение коллайдера. Конечно, для любителей заброшек поставили охранную систему на весь периметр ускорителя.

Состояние коллайдера на сегодня

И все-таки, как попасть в заброшенный адронный коллайдер? Протвино - это небольшой поселок, где сейчас располагаются в основном дачные участки москвичей. Практически вблизи домов находятся бетонные развалины, около которых и зимой, и летом красуется охранная будка с надписью: "Объект под охраной". Конечно, дверь там всегда заперта, но если хорошо копнуть глину около постройки, то можно попасть внутрь и по шахтенному стволу, состоящему из пятнадцати пролетов, спуститься вниз.

Внутри стоит быть готовым к звуку капающего конденсата. Несмотря на то, что объект не используется, электричество внутри кое-где есть. На стенах все также виднеются листы металла, которыми они были обшиты еще в самом начале стройки. После спуска на самое дно, в конце коридора появляются те самые тоннели, описанные выше. В них нет системы освещения, поэтому из-за темноты они кажутся бесконечными. Так как гидроизоляция тоже не везде была проведена, то вдали будут слышны звуки работающего дренажа, выкачивающего грунтовые воды. Ну, а воздух, стоящий внутри, моментально окунет любого в атмосферу метрополитена.

Размер основного кольца намного больше тоннеля метро в Москве. Оно уходит под землю на многие десятки километров. Вообще, предстающие перед глазами масштабы проделанной работы поразят каждого, кто рискнет исследовать заброшенный коллайдер.

А вот оказывается, в ста километрах от Москвы, рядом с наукоградом Протвино, в лесах Подмосковья закопан клад в десятки миллиардов рублей. Выкопать и украсть его нельзя — навечно упрятанный в землю, он несет ценность только для истории науки. Речь идет об ускорительно-накопительном комплексе (УНК) Института физики высоких энергий Протвино — законсервированном подземном объекте размером почти с Большой адронный коллайдер.

Длина подземного кольца ускорителя — 21 км. Основной тоннель диаметром 5 метров проложен на глубине от 20 до 60 метров (в зависимости от рельефа местности). Кроме того, было построено множество вспомогательных помещений, связанных с поверхностью вертикальными шахтами. Если бы протонный коллайдер в Протвино удалось сдать в срок раньше БАК, в мире фундаментальной физики появилась бы новая точка притяжения.

Самый большой проект

Протвино с высоты 325 метров

Перефразируя анекдот «А я тебе говорил — место проклятое!» можно сказать, что коллайдеры на пустом месте не возникают — должны быть подходящие условия. За много лет до принятия стратегического решения о постройке крупнейшего в СССР научного объекта, в 1960 году, в качестве базы для Института физики высоких энергий (ИФВЭ) был основан секретный поселок Серпухов-7. Место выбрали по геологическим соображениям — в этой части Московской области грунт, являющийся дном древнего моря, позволяет размещать крупные подземные объекты, защищенные от сейсмической активности.

В 1965 году получен статус поселка городского типа и новое название — Протвино — производное от названия местной речушки Протвы. В 1967 году в Протвино запущен крупнейший ускоритель своего времени — протонный синхротрон на энергию 70 ГэВ (10 9 электронвольт) У-70. Он до сих пор действует и остается самым высокоэнергетичным ускорителем России.

Строительство У-70

Вскоре начали разрабатывать проект нового ускорителя — протон-протонного коллайдера на энергию 3 ТэВ (10 12 эВ), который стал бы самым мощным в мире. Работы по теоретическому обоснованию УНК возглавлял академик Анатолий Логунов — физик-теоретик, научный руководитель Института физики высоких энергий. Синхротрон У-70 планировалось использовать в качестве первой «разгонной ступени» для ускорителя УНК.

В проекте УНК предполагались две ступени: одна должна была принять из У-70 пучок протонов с энергией 70 ГэВ и поднять ее до промежуточного значения 400-600 ГэВ. Во втором кольце (вторая ступень) энергия протонов поднималась бы до максимальной величины. Обе ступени УНК должны были разместиться в одном кольцевом тоннеле размерами превосходящем кольцевую линию Московского метрополитена. Сходства с метро добавляет и тот факт, что строительством занимались метростроевцы Москвы и Алма-Аты.

План экспериментов

1. Ускоритель У-70. 2. Канал инжекции — ввода пучка протонов в кольцо ускорителя УНК. 3. Канал антипротонов. 4. Криогенный корпус. 5. Тоннели к адронному и нейтронному комплексам

В начале восьмидесятых в мире не было сравнимых по размерам и энергиям ускорителей. Ни Тэватрон в США (длина кольца 6,4 км, энергия в начале 1980-х — 500 ГэВ), ни Суперколлайдер лаборатории ЦЕРН (длина кольца 6,9 км, энергия столкновения 400 ГэВ) не могли дать физике необходимый инструмент для проведения новых экспериментов.

Наша страна имела большой опыт в области разработки и строительства ускорителей. Построенный в Дубне в 1956 году синхрофазотрон стал самым мощным в мире на тот момент: энергия 10 ГэВ, длина около 200 метров. На построенном в Протвино синхротроне У-70 физики сделали несколько открытий: впервые зарегистрировали ядра антивещества, обнаружили так называемый «серпуховский эффект» — возрастание полных сечений адронных взаимодействий (величин, определяющих ход реакции двух сталкивающихся частиц) и многое другое.

Десятилетняя работа

Полномасштабный макет тоннеля УНК

В 1983 году горным способом, используя 26 вертикальных шахт, начались строительные работы на объекте.

Несколько лет стройка велись в вялотекущем режиме — прошли всего полтора километра. В 1987 году вышло постановление правительства об активизации работ, и в 1988-м, впервые с 1935 года, Советский Союз закупил за границей два современных тоннелепроходческих комплекса компании Lovat, с помощью которых Протонтоннельстрой начал прокладывать тоннели.

Зачем понадобилось покупать проходческий щит, если до этого пятьдесят лет в стране успешно строили метро? Дело в том, что 150-тонные машины Lovat не только бурили с очень высокой точностью проходки до 2,5 сантиметров, но и выстилали свод тоннеля 30-сантиметровым слоем бетона с металлоизоляцией (обычные бетонные блоки, с приваренным с внутренней стороны листом металлической изоляции). Гораздо позже в Московском метрополитене из блоков с металлоизоляцией сделают небольшой участок на перегоне «Трубная» — «Сретенский бульвар».

Канал инжекции. В бетонный пол утоплены рельсы для электровоза

В конце 1989 года было пройдено около 70% тоннеля основного кольца и 95% канала инжекции — тоннеля длиной более 2,5 км, предназначенного для перевода пучка из У-70 в УНК. Построили три здания (из запланированных 12) инженерного обеспечения, развернули строительство наземных объектов по всему периметру: более 20 промышленных площадок с многоэтажными производственными зданиями, к которым были проложены трассы водоснабжения, отопления, сжатого воздуха, высоковольтные линии электропередач.

В этот же период у проекта начались проблемы с финансированием. В 1991 году, с развалом СССР, УНК мог быть брошен сразу же, однако стоимость консервации недостроенного тоннеля оказалась бы слишком высока. Разрушенный, затопленный грунтовыми водами он мог бы представлять опасность для экологии всего региона.

Потребовалось еще четыре года, чтобы замкнуть подземное кольцо тоннеля, но ускорительная часть безнадежно отстала — всего было изготовлено лишь около ¾ ускоряющей структуры для первой ступени УНК, и лишь несколько десятков магнитов сверхпроводящей структуры (а требовалось 2500, каждый из них весом около 10 тонн).

Стенд для испытания магнитов

Вот прогулка по этому объекту с блогером samnamos (ссылка на оригинальный пост)

1. Нашу прогулку мы начнем с участка где щитовая проходка была осуществлена в самою последнюю очередь.

2. Здесь много грязи, местами встречаются изрядно подтопленные места.

3. Ответвление к стволу

6. Шахтная клеть

7. Местами встречаются сбойки с закрытыми аварийными выработками

9. Зал для оборудования

17. Нептун - "Самый большой зал с системе".

19. Это - южная часть большого кольца. Тоннель здесь почти полностью готов - даже установлены закладные для силовых вводов, а также стойки для самого ускорителя.

20. В процессе фотосъемки.

22. А этот зал ведет в сторону рабочего малого кольца ускорителя, где уже ведутся исследования, поэтому мы пойдем дальше по большому кругу:)

22. Вскоре чистый тоннель закончился и пошел последний участок проходки, где находится шахта, с которой мы и стартовали.

23. Глубина примерно 60 метров. Проведя 19 часов под землей мы покидаем подземное царство...

Магнитная система — одна из самых важных в ускорителе. Чем выше энергия частиц, тем труднее пустить их по круговой траектории, и, соответственно, сильнее должны быть магнитные поля. Кроме того, частицы нужно фокусировать, чтобы они не отталкивались друг от друга, пока летят. Поэтому наряду с поворачивающими частицы по кругу магнитами нужны и магниты фокусирующие. Максимальная энергия ускорителей в принципе ограничивается размерами и стоимостью магнитной системы.

Инжекторный тоннель оказался единственной частью комплекса, готовой на 100%. Так как плоскость орбиты УНК на 6 м ниже, чем в У-70, канал оснастили протяженным участком магнитов, обеспечивающим поворот пучка на 64°. Ионно-оптическая система обеспечивала согласование фазового объема пучка, выведенного из У-70, со структурой поворотов тоннеля.

На момент, когда стало понятно, что «денег нет и надо держаться», было разработано и получено все вакуумное оборудование канала инжекции, системы откачки, устройства электропитания, системы управления и контроля. Вакуумная труба из нержавеющей стали, давление в которой составляет менее 10 -7 мм ртутного столба — это основа ускорителя, по ней движутся частицы. Суммарная длина вакуумных камер канала инжекции и двух ступеней ускорителя, каналов вывода и сброса пучка ускоренных протонов должна была составлять около 70 км.

Началось возведение уникального нейтронного комплекса — частицы, разогнанные в УНК, по отдельному тоннелю выводились бы в землю , по направлению к Байкалу, на дне которого установлен специальный детектор. Нейтринный телескоп на озере Байкал до сих пор существует и расположен на расстоянии 3,5 км от берега, на километровой глубине.

На протяжении всего тоннеля каждые полтора километра были построены подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования.

Помимо основного тоннеля был построен еще один, технический (на фото выше), предназначенный для кабелей и труб.

В тоннеле имелись прямолинейные участки для размещения технологических систем ускорителя, обозначенные на схеме, как «СПП-1» (сюда попадает пучок частиц из У-70) и «СПП-4» (отсюда выводятся частицы). Они представляли собой протяженные залы диаметром до 9 метров и длиной около 800 метров.

Вентиляционная шахта глубиной в 60 м (она же на КДПВ).

Смерть и перспективы

Нынешнее состояние тоннелей, за которыми еще следят

В 1994 году строители осуществили сбойку последнего и самого сложного по гидрогеологическим условиям (из-за грунтовых вод) участка 21-километрового тоннеля. В этот же период деньги практически иссякли, ведь затраты на проект были соизмеримы со строительством АЭС. Ни заказывать оборудование, ни платить зарплаты рабочим стало невозможно. Ситуацию усугубил кризис 1998 года. После того, как было принято решение участвовать в запуске Большого адронного коллайдера, от завершения УНК отказались окончательно.

Введенный в строй в 2008 году БАК оказался современнее и мощнее, окончательно убив идею реанимировать российский коллайдер. Однако просто бросить гигантский комплекс нельзя и сейчас он представляет собой «чемодан без ручки». Ежегодно из федерального бюджета тратятся деньги на содержание охраны и откачку воды из тоннелей. Средства уходят также на бетонирование многочисленных залазов, притягивающих любителей индустриальной экзотики со всей России.

Последние десять лет предлагаются различные идеи реновации комплекса. В тоннеле можно было бы разместить сверхпроводящий индукционный накопитель, который помогал бы поддерживать стабильность электросети всего Московского региона. Или там можно было бы сделать грибную ферму. Идей много, но все они упираются в отсутствие денег — даже похоронить комплекс и залить полностью бетоном стоит слишком дорого. Пока же невостребованные пещеры науки остаются памятником несбывшейся мечты советских физиков.

Наличие БАК не означает ликвидацию всех остальных коллайдеров. Ускоритель У-70 Института физики высоких энергий и поныне остается крупнейшим действующим в России. Ускоритель тяжелых ионов НИКА строится в подмосковной Дубне . Длина его сравнительно невелика — НИКА будет включать четыре 200-метровых кольца — однако область, в которой будет работать коллайдер, должна обеспечить ученым наблюдение за «пограничным» состоянием, когда ядра и высвободившиеся из ядер атомов частицы существуют одновременно. Для физики данная область считается одной из наиболее перспективных.

В числе фундаментальных исследований, которые будут проводиться с использованием коллайдера НИКА — моделирование микроскопической модели ранней Вселенной. Ученые намерены использовать коллайдер для поиска новых методик лечения рака (облучение опухоли пучком частиц). Кроме того, установку используют

Каждый слышал про Большой Адронный Коллайдер в Европе. Но немного людей знают, что такой планировался и у нас. Коллайдер советские ученые начали строить за 20 лет до этого в маленьком поселке около Москвы.

В начале 80-х годов прошлого столетия, мы и слова такого «коллайдер» не знали, а город Протвино был просто посёлком, Серпуховского района, Московской области. Тогда же, на уровне ЦК КПСС было принято решение о строительстве на базе Серпуховского (позже Протвинского) синхрофазотрона, для расширения научно-технической базы расположенного там Института Физики Высоких Энергий (ИФВЭ).

К 1993 году были практически закончены подземные работы для первой очереди запуска Ускорительно Накопительного Комплекса (УНК). В общей сложности было пройдено около 50 километров горных выработок различного диаметра, построено около 30 стволов, в готовых подземных выработках начался монтаж коммуникаций и оборудования УНК. Одновременно на поверхности было капитально оборудовано более 20 промышленных площадок с многоэтажными производственными зданиями, к которым были проложены трассы водоснабжения, отопления, сжатого воздуха, высоковольтные линии электропередач, начало поступать заказанное ранее изготовленное уникальное обрудование…

Происходящие тогда демократические преобразования в СССР безусловно сыграли положительную роль в строительстве УНК. Разрушение «железного занавеса» дало возможность закупать за рубежом современное горно - проходческое оборудование, а нашим специалистам обучаться там работать на нём. При строительстве стволов применялась технология, используемая при строительстве шахтных стволов для ракет, что раньше было абсолютно секретным. Но последующий развал СССР начал, а затем переход России на рыночную экономику «завершил» строительство УНК. Финансировать строительство стало просто некому. В те времена глобальных перемен было не до науки…

В настоящее время наземные сооружения почти все разрушены, финансирование производится только на поддержание и охрану подземных выработок - разрушение их может привести к экологической катастрофе.

Если набрать в поисковой системе фразу "Необычные места в Подмосковье", то одна из ссылок приведет Вас на страницу "Заброшенный тоннель секретных физиков". Описание краткое: Симферопольское шоссе, 97 км, Протвино. Недостроенный ускоритель элементарных частиц - так называемый, адронный коллайдер.

В 1983 году на границе Московской и Калужской областей в городе Протвино начались работы по созданию ускорителя.
Длина тоннеля — 21 км, диаметр — 5,5 метра, как в метро. Глубина — от 20 до 60 метров. Сходство с метро дополняется и тем, что примерно через каждые полтора километра к кольцевому тоннелю ускорителя примыкают подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования («станции»). Эти залы связаны с поверхностью вертикальными шахтами для проводки коммуникаций, транспортировки оборудования и т.д.
В 1994 году введен в строй первый участок — подземный канал длиной 2,7 км, соединяющий старый У-70 и новый УНК (ускорительно-накопительный комплекс). Старый ускоритель служил первой разгонной ступенью для сверхмощного коллайдера. В канале были смонтированы электромагнитная и вакуумная системы, аппаратура наблюдения за пучком. После настройки всех элементов канала протоны с энергией 70 ГэВ пролетели по проектной траектории вплоть до будущей точки ввода в подземное кольцо УНК. После завершения проходки основного тоннеля работы по созданию ускорительного комплекса были полностью остановлены из-за нехватки средств...

Дороги оставляют желать лучшего - почти все выложены из неровно состыкованных бетонных плит и выглядят таким образом:

Так называемая "площадка УНК", въезд на территорию которой загорожен заржавевшим шлагбаумом:

Тоннель не заброшен.Местами тоннель подтоплен, но воды не более 20-30см. Вода откачивается круглосуточно. В тоннеле ведутся достроечные работы (заливка пола бетоном в недостроенной части тоннеля), есть освещение и вентиляция. Есть узкоколейка и электровоз. На поддержание тоннеля в безопасности ежегодно выделяется по 20 млн. рублей на ремонтные работы, т.к. его разрушение может привести к экологической катастрофе.Официальное разрешение на спуск в "кольца" можно получить у руководства (которое находится на описанной выше площадке УНК) в рабочие дни и спустится вместе с рабочими на соседней шахте.

Источник - Фото (с) svetulik2004

В ста километрах от Москвы, в лесах, под землю буквально зарыт клад. Речь не о сундуках с золотом и драгоценными камнями. Рядом с Москвой на глубине 60 метров покоится настоящий адронный коллайдер.

Этот проект должен был стать вершиной научной революции 80 годов. Небольшой научный городок Протвино, расположенный рядом с коллайдером, стал бы центром притяжения мировой науки. Однако ускоритель частиц так ни разу и не запустили.

Почему строительство крупнейшего в мире адронного коллайдера остановили, а проект заморозили? Фактрум собрал самые интересные факты о советском ускорителе частиц.

Самый большой коллайдер в России и в мире

Судьба у советского коллайдера сложная. Его то начинали активно строить, то почти полностью забрасывали. Самые глубокие тоннели ускорителя удалены от поверхности на 60 метров. По общей протяжённости коллайдер не уступает кольцевой линии московского метро. И вся эта огромная махина, спрятанная в лесах Подмосковья, не закончена.

Сам город Протвино появился в 1965 году. До этого на его месте существовал закрытый научный посёлок Серпухов-7. Учёные, которые жили в закрытом городе, работали на действующем тогда протонном синхротроне. Этот ускоритель по задумке учёных должен был стать частью огромного советского коллайдера. Место для строительства синхротрона и коллайдера было выбрано не случайно. Эта часть Подмосковья раньше была дном моря, что делало грунт недосягаемым для сейсмическим толчков.

Адронный коллайдер в СССР: взлёты и падения

В начале восьмидесятых, когда на реализацию проекта дали добро, в мире не существовало аналогов. Мощности американского Тэватрона и швейцарского суперколлайдера были значительно ниже. В 1983 году появились первые вертикальные шахты для бурения тоннелей. Однако бурить твёрдую породу - неблагодарное дело. Работы шли вяло, за несколько лет машины «прогрызли» лишь полтора километра породы. В 1988 году СССР выделил дополнительные средства на покупку зарубежных бурильных установок. Машины не только создавали тоннели, но и выстилали дно бетонными «подушками» с металлоизоляцией. Работы ускорились.


Строительство одного из тоннелей коллайдера

В 1988 году основной кольцевой тоннель был готов на 70%, канал инжекции (для перевода ускоренных частиц из синхротрона в коллайдер) - на 95%. На земле выросло более 20 специальных площадок для размещения инженерных коммуникаций. Казалось бы, до светлого будущего оставался последний рывок. Но финансирование вновь прекратилось. В 1991 году бюджет проекта урезали, а во время кризиса в 1998 году деньги вообще почти иссякли. Просто бросить недостроенный объект значило бы обречь Подмосковье на экологическую катастрофу. Началась консервация.

Оставшуюся треть тоннеля строили четыре года. Однако запустить коллайдер после этого было невозможно. Тоннели не имели достаточного количества магнитной «обшивки», которая создаёт поле и разгоняет частицы. При этом канал инжекции был полностью закончен. Кроме того, завершилось строительство инженерных залов и установка нейтринного телескопа на озере Байкал, который должен был «ловить» частицы.

Бесславный конец заброшенного ускорителя элементарных частиц

Сегодня на содержание советского коллайдера тратятся миллионы. Ежегодно необходимо откачивать воду из тоннелей, укреплять стенки и бетонировать сталкерские ходы. Большой адронный коллайдер, который запустили в 2008 году, поставил крест на идее возрождения русского ускорителя. Более того, в России уже ведётся строительство более современного (хотя и менее крупного) коллайдера НИКА в подмосковной Дубне.


Тоннели в их нынешнем состоянии

Содержать советский коллайдер «вхолостую» крайне затратно. Из-за этого активно рассматриваются идеи по реновации проекта. Самое перспективное направление - создание на базе ускорителя огромного аккумулятора-накопителя. Такая «батарейка» разгрузит электрические сети Москвы. Но все идеи требуют немалого финансирования, которое и является камнем преткновения. Даже просто залить советский коллайдер бетоном - дорогое удовольствие.

Просмотров