Замените выделенное обособленное определение придаточным предложением. Замените определительные придаточные предложения обособленными определениями. V. Закрепление изученного материала

§ 104. Синонимика придаточных определительных частей сложноподчинённого предложения и обособленных определений.

Обособленные определения , выраженные причастиями или при­лагательными с зависимыми от них словами, свойственны пре­имущественно книжной речи. Придаточные же определительные части сложноподчинённого предложения стилистически нейт­ральны; конструкции с ними встречаются в любом стиле речи. Обособленные определения и придаточные определительные могут быть синонимичны. Поэтому при известных условиях придаточную часть предложения можно заменить обособлен­ным определением. (Разумеется, каждый оборот имеет свои стилистические оттенки.)

Замена возможна в следующих случаях:

1) Если сказуемое придаточной части стоит в настоящем или прошедшем времени.

2) Если придаточная часть присоединяется относительным местоимением (который, какой, что) и это местоимение стоит в именительном падеже:
а) Там же, вдали, видно мно- Там же, вдали, видно много

го судов, которые качаются судов, качающихся на груди

на груди моря. моря.
б) Я увидел в стороне груды Я увидел в стороне груды, кам-

камней., которые были по- ней, похожие на сакли.

хожи на сакли.

3) Если относительное местоимение стоит в винительном па­деже без предлога, а сказуемое придаточной части выражено переходным глаголом и не имеет при себе неопределённой фор­мы, обозначающей действие лица или предмета, указанного подлежащим:


а) Та рота, которую командир Рота, посланная командиром,

послал занять рубеж, уже занять рубеж, уже высту-

выступила. пила.

б) Сопка, которую командир (Замена невозможна, так как

решил занять, господство- в сказуемом есть неопреде-

вала над окружающей мест- лённая форма, обозначаю-

ностью. щая действие предмета , указанного

подлежащим.)

При замене придаточной определительной части обособлен­ным определением относительное местоимение опускается; в главной части опускается указательное местоимение, если оно имеется (см. п. 3, пример а); составное сказуемое придаточной части заменяется причастием или прилагательным в полной форме, согласованным с определяемым словом (см. п. 2, при­мер б); простое сказуемое придаточной части заменяется дей­ствительным причастием, если относительное местоимение стоит в именительном падеже (см. п. 2, пример а); страдательным, если относительное местоимение стоит в винительном падеже (см. п. 3, пример а). В случае замены простого сказуемого стра­дательным причастием подлежащее придаточной части превра­щается в дополнение, которое имеет форму творительного падежа без предлога (см. п. 3, пример а).

Упражнение 134. Замените придаточные определительные, где это воз­можно, обособленными определениями. Переделанные предложения напиши­те; особое внимание обратите на согласование причастии.

1) Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором. 2) Бело-розовый хребет гор, который вид­нелся из-за крыши , розовел в лучах заходящего солнца. 3) Вид земли, которую покрыл первый снег, веселит сердце каждого. 4) Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрач­ность. 5) Над солнцем была кровавая полоса, на которую мой

товарищ обратил особенное внимание. 6) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тём­ных полей. 7) Кое-где лежат в лесу огромные стволы дубов, лип, берёз и осин, которые сломала буря. 8) Я выбрал развеси­стое дерево, которое защищало бы меня от лучей палящего солнца. 9) Лодка колыхалась на волнах, которые шаловливо плескались о её борта. 10) Я сел на своего доброго коня, а Савельич - на тощую и хромую клячу, которую даром отдал ему один из городских жителей. 11) Солнце, которое закрыли облака , уже садилось.

§ 105. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

П р и д а т о ч н ы е и з ъ я с н и т е л ь н ы е относятся к таким членам главной части сложноподчинённого предложения , которые выражены словами, требующими доба­вочных разъяснений, и присоединяются к ним или союзами что, чтобы, как, будто или союзными словами кто, что, где, когда, почему и т. п. Придаточные изъяснительные отвечают на все падежные вопросы, поэтому они могут быть уподоблены допол­нениям или подлежащему.

Присоединять к себе придаточные изъяснительные могут не всякие предложения, а лишь такие, в составе которых есть сло­ва (чаще всего в роли сказуемого) со значениями речи , мысли, чувства, оценки или восприятия.

П р и м е р ы: I. 1) Я думал (о ч ё м думал?), что Коновалов изменился от бродячей жизни. (М. Г.) 2) Я хочу (ч е г о хо­чу?), чтоб к штыку приравняли перо. (В. М.) 3) Я выглянул в окно и увидел (ч т о увидел?), как в открытые ворота въехала колонна машин. (Попов.) (Ср.: ...увидел, что в открытые во­рота въехала колонна машин.) 4) Волчихе послышалось (ч т о послышалось?), будто бы в лесу блеяли овцы. (Ч.) 5), Он был рад (ч е м у рад?), что ему разрешили вставать с постели. (Пауст.)

II. 1) Дети чувствуют (ч т о чувствуют?), кто их любит. (Т.) 2) Часто я угадать хотел

(ч т о хотел угадать?), о чём он пишет. (П.) 3) Подъехали они к избе, спрашивают (о ч е м спрашивают?), где тут разыскать хозяйственную часть. (Фурм.) 4) На третий день он подошёл к начальнику и спросил (ч т о спросил?), когда будет плавка. (Попов). 5) Даже Айвам при­тих, не понимая (чего не понимая?), почему мать не смеётся. (Семушк.) Когда нужно выделить то, о чём сообщается в при­даточной части предложения, к поясняемому слову в главной части предложения прибавляется указательное слово, например:

Особенно было страшно то (ч т о было страшно?), что над огнём в дыму летали голуби. (Ч.)

П р и м е ч а н и я. 1. Придаточные изъяснительные с союзными словами образовались и образуются из вопросительных предложений. Придаточные изъяснительные, являющиеся косвенными вопросами , могут присоединяться к главному союзом-частицей ли , например: Задумал я узнать, прекрасна ли земля. (Л.) Придаточные изъяснительные с союзными словами кто или что (Счастлив , кто строит новую жизнь; Я слышал, что вы прошептали) пере­ходят в определительные, если в главную часть вводится указательное слово тот, которое выступает в роли подлежащего или дополнения и поэтому имеет значение существительного: 1) Счастлив тот, кто строит новую жизнь . (Ср.: Счастлив тот человек, который строит новую жизнь .) 2) Я слышал то, что вы прошептали (Ср.: Я слышал то слово, которое вы прошептали .) Союзы будто, будто бы, как. будто употребляются для выражения не­уверенности, предположения, например: Я слышал, будто встарь таких судей

видали. (Кр.)

Союз чтобы, в состав которого входит частица бы, вместе с глаголом-сказуемым образует сослагательное наклонение, поэтому придаточные изъяс­нительные с союзом чтобы употребляются при такой главной части, у кото­рой сказуемое имеет значение просьбы, предложения, пожелания, приказа­ния, например: Пожелаем, чтоб не меркнул правды луч в краю родном, чтоб волной широкой знанье разлилось повсюду в нём (Плещ.) (придаточные обозначают желательное для говорящего).

Придаточные изъяснительные с союзом чтобы и сослагательным на­клонением глагола ещё могут быть после такой главной части, у которой сказуемое отрицательное; в этом случае придаточное обозначает только что-то возможное, например: Не верю, чтоб дочери бедной своей ты сам не одобрил решенья. (Н.)

Некоторые придаточные изъяснительные с союзом чтобы имеют оттенок целевого значения, например: Левинсон распорядился, чтобы к вечеру со­брался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход вместе с отря­дом. (Фад.) (Лсвинсон распорядился о

ч ё м? с к а к о й ц е л ь ю?)

Очень часто придаточные изъяснительные относятся к возвратным гла­голам со значениями речи, чувства, мысли, восприятия. Эти возвратные гла­голы сходны с безличными, но при них можно поставить вопросы имени­тельного падежа: кажется, снится, чудится, чувствуется, ведётся, предпола­гается, считается, делается, случается, думается, представляется, мерещится, нравится, обнаруживается и т. д. Некоторые из этих глаголов употребляются обычно только в форме 3-го лица единственного числа (чувствуется, ведёт­ся, предполагается, случается, думается и др.)

Придаточные изъяснительные часто относятся к словам категории со­стояния, модальным словам и наречиям, которые в главной части предложе­ния могут входить в состав именного сказуемого: рад, виноват, прав. со­гласен, доволен, счастлив и т. п.; известно, понятно, ясно, странно, удиви­тельно, ужасно, хорошо, скверно, завидно, совестно, жаль и т. п., например:

1) Я очень рада, что это доставляет вам удовольствие . (Л. Т.) 2) Ты вино­ват уж тем, что хочется мне кушать . (К.р.) 3) Известно, что слоны в дико­винку у нас. (Кр.) 4) Жаль , что нынче погода бурная . (И.) 5) Совершенно понятно, что воспитатель , не имеющий авторитета, не может быть воспита­телем . (Макаренко.)

Придаточные изъяснительные могут относиться к отглагольным сущест­вительным, соотносительным с глаголами речи, мысли, чувства, восприятия: сообщение, известие, слух, сознание, подозрение, мысль, опасение и т. п. (если при таких существительных нет указательного слова, то придаточные изъяс­нительные имеют добавочное определительное значение); ср.: 1) Мысль о том , что он может ошибиться, мешала ему говорить свободно. 2) Распро­странился слух , что в районе появилось до тысячи партизан. (Медв.) 3) Существовало решение , что на заведующих отделами Совета мобилизация не распространяется. (Фад.) 4) Я оставил Душат с приятной мыслью , что ночую в Тифлисе. (П.)

Придаточные изъяснительные могут относиться к фразеологическим еди­ницам: дать слово, иметь в виду. подать знак, ставить в вину (в заслугу), ходят слухи и т. п., например: 1) Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть (П.) (т. е. предупредила). 2) О нём ходят слухи, будто он занялся хлебной торговлей и разбогател сильно. (Т.) (т. е. гово­рят). 3) Он дал слово , что уедет первого июля, не раньше (Ч.) (т. е. по­обещал).

3. В качестве указательного слова может быть слово одно, например:

Он боялся только одного, чтобы не открылся его паспортный подлог.(С.-Щ.)

4. Одни придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных па­дежей и сходны с дополнениями, например: Борис сказал, что план выполнен. Другие придаточные изъяснительные отвечают па вопросы именительного па­дежа и сходны с подлежащими, например: Мне кажется, что ты ошиба­ешься.

Упражнение 135. Прочитайте вслух, укажите придаточные части предло­жений, способ их связи с главной частью и значения; спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1) Человек сказал что пора ехать. 2) Теперь только разгл...дел он что возле огня сидели люди. 3) Тут заметил Вакула что н... галушек н... кадушки перед ним не было. 4) Тут почу.-.ствовал он что сердце в нём сильно забилось. 5) Деду при­шло на ум что у него нет н... огнива н... табаку наготове. 6) Они дурни забрали себе в голову что я им ровень. 7) Жаль что хо­лодно... 8) Скажи Касьяну чтобы ворота зап...р. 9) Нужно буд...т сказать кучеру Омельке чтобы прибил везде получше кожу. 10) Ещё отроду н... видывал он чтобы проклятые шипы и сучья так больно царапались. 11) Муж твой н... знает какие это стены. 12) Я научу тебя как найти эту грамоту. 13) Солоха думала долго куда спрятать такого плотного гостя. 14) Куда ушла она н... кто н... мог сказать. 15) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна. 16) Катерина сна­чала н... слушала н... чего что говорил гость. 17) Кто он таков и... кто н... знал. 18) Он получил известие что матушка скон­чалась.

(Н. В. Г о г о л ь.)

136. Прочитайте вслух, укажите придаточные части предложений , спо­соб их связи с главной частью и значения; спишите, вставляя пропущен­ные буквы, расставляя знаки препинания.

1) Сыпл...тся величестве...ый гром украинского соловья и чуди...ся что и месяц заслушался его посреди неба. 2) Ему почудилось будто бл...снуло в замке огнём узенькое окошко. 3) Снилось мне что отец мой есть тот самый урод которого мы видели у есаула. 4) Только слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по верхушкам деревь­ев. 5) Это н... то что вам продаст какой-нибудь Плюшкин.6) Ему нравилось н... то о чём читал но больше само чтение. 7) Вслед за сими словами дверь захлопнулась и только слышно было как с визгом задвинулся железный засов. 8) Слушай Катерина мне каж...ся что отец твой не хоч...т жить в ладу с нами. 9) Я была в том самом месте где родилась и прожила пятнад­цать лет. 10) Как томительно жарки те часы когда полдень блещ...т в тишине и зное и голубой н...измеримый океан сладо­страстным куполом нагнувшийся над землёй каже...ся заснул весь потонувши в неге обнимая и сжимая прекрасную в воздушных об...ятиях своих! 11) Люди на угрюмых лицах которых кажется век не проскальз…вала улыбка пр…топтывали ногами и вздрагивали плечами. 12) Рассказывают ещё что панночка собира...т всякую ночь утопленниц и загляд...ва...т поодиночке каждой в лицо ста­раясь узнать которая из них ведьма. 13) Посмотрю я где ты достан...шь черевички которые могла бы я надеть на свою ногу. 14) Василиса Кашпоровна взявши Ивана Федоровича с таин­ственным видом за руку сказала что она теперь хочет поговорить с ним о деле.

(Н. В. Г о г о л ь.)

137. Данные ниже простые предложения превратите в сложноподчинённые. заменив второстепенные члены простого предложения придаточными изъясни­тельными.

1) Ученики с интересом наблюдали за работой сложной ма­шины. 2) Я люблю весну и всегда с удовольствием смотрю на весё­лое движение шумных и мутных потоков весенней воды. 3) Маль­чик любил читать книги о добрых и смелых людях, о жизни наших предков, об их борьбе с врагами родины. 4) Коновалов просил меня прочитать ещё раз о казни Степана Разина.

138. Составьте сложные предложения, в которые бы данные прямые вопросы вхо­дили как придаточные изъяснительные (косвенные вопросы).

Образец. Кто написал роман «Мать»? Преподаватель спросил, кто напи­сал роман «Мать».

1) Кто открыл Америку? 2) В каком году родился А. С. Пушкин? 3) Как пройти в клуб? 4) Куда положить книгу? 5) Когда вы вернё­тесь из похода? 6) О чём пишут сегодняшние газеты?

139. В следующих сложноподчинённых предложениях найдите придаточные изъяснительные. Определите, какому слову в главной части они подчинены, какие союзы и союзные слова при этом использованы. Перепишите , расставляя знаки препинания.

1) К чести нашей народной гордости надобно заметить что в рус­ском сердце всегда обитает чувство взять сторону угнетённого. (Г.) 2) Архиерей проехал мимо и увидя отворенные двери в церкви оста­новился и послал спросить что делается. (Герц.) 3) Мало-помалу в нём укрепилось ожидание что сегодня с ним случится что-то особен­ное. (Дост.) 4) Казбич вообразил будто Азамат с согласия отца украл у него лошадь. (Л.) 5) Что Ноздрёв лгун отъявленный это было известно всем. (Г.) 6) Знай рубит не чувствует стужи Не слы­шит что ноги знобит. (Н.) 7) Минутами мерещилось ему что как будто он бредит. (Дост.) 8) Я не привык чтоб со мною разговарива­ли таким тоном. (Ч.) 9) Она задумалась сделала мне знак рукою чтоб я подождал и вышла. (Л.) 10) И она исподлобья глядела как он подходил почти не удивлённый встречей как снял соломенную шляпу и поклонился по-монашески - смиренным наклонением. (А.Н.Т.) 11) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе странно когда у меня серьёзное лицо. (Ч.) 12) Хорошо когда в жёлтую кофту от осмотров душа укутана. (В.М.) 13) Кому быть живым и хвалимым Кто дол­жен быть мёртв и хулим Известно у нас подхалимам Влиятельным только одним. (Паст.)

140. Прочитайте, укажите придаточные определительные, придаточные изъяс­нительные и обособленные члены предложения; затем спишите, расставляя пропу­щенные знаки. Вставьте пропущенные буквы.

Наступила тишина. Слышно было только как фыркали и ж...вали лошади да похрапывали спящие; где-то н... близко пла­кал один чибис и изредка разд...вался писк трёх бекасов приле­тевших поглядеть н... уехали ли н...прошеные гости; мягко карта­вя журчал ручеёк но все эти звуки н... нарушали тишины н... будили застывшего воздуха а напротив вг…няли природу в дремоту.

Егорушка задыхаясь от зноя который особенно чу…ствовался теперь после еды побежал к осок... и отсюда оглядел мес…ность. Увидел он то же самое что видел и до полудня р...внину холмы небо лиловую даль; только холмы стояли поближе да не было мельницы которая осталась далеко позади. Из-за ск…листого хол­ма где тёк ручей возвышался другой поглаже и пошире; на нём лепился н...большой посёлок из пяти-шести дворов. Около изб не было видно н... людей н... деревьев н... теней точно посёлок за­дохнулся в горячем воздух... и высох. От нечего делать Егоруш­ка поймал в траве скр...пача поднёс его в кулаке к уху и долго слушал как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка он погнался за толпой ж...лтых бабочек прилетавших к осоке на водопой и сам не заметил как очутился опять возле бричк... .

(А.П.Ч е х о в)

§ 106. Сложноподчинённые предложения с придаточными сте­пени и образа действия.

П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и могут указывать на степень качества. В этом случае они связываются при помощи союза что с той частью главного предложения, ко­торая состоит из качественного прилагательного и указательного слова такой (такой сильный, такой громкий и т. п.) или из каче­ственного наречия или краткого прилагательного и указательного слова так (так сильно, так громко и т. п.); придаточные степени отвечают на вопросы д о к а к о й с т е п е н и? к а к?, напри­мер: 1) Лёд был такой прозрачный (д о к а к о й с т е п е н и п р о з р а -ч н ы й?), что даже вблизи его трудно было заметить. (Пауст.) 2) Разве чёрные брови и очи мои так хороши (к а к х о р о ш и? д о к а к о й с т е п е н и х о р о ш и?), что уже рав­ных им нет и на свете? (Г.) 3) Дверь захлопнулась за нею так громко (как громко? до какой степени громко?), что не под силу было отпереть. (Г.)

Вместо указательных слов такой и так в главной части мо­гут быть слова до такой степени, настолько, до того, например:

1) Блеск был до такой степени (настолько, до того) яркий , что ломило глаза. 2) Раскалённый металл блестел до того (до та­кой степени, настолько) ярко, что ломило глаза.

Придаточные степени могут указывать на степень действия. В этом случае они прикрепляются союзом что к сочетаниям, со­стоящим из глаголов и указательных слов, отмеченных выше, например: Он крикнул так (к а к? д о к а к о й с т е п е н и г р о м ­ к о?), что все вздрогнули. Он изменился так (д о т а к о й с т е п е н и, д о т о г о), что его трудно было узнать.

Придаточные с союзом что, относящиеся к сочетанию глаго­ла с указательным местоимением так, могут иметь значение не степени , а образа действия , например: Мальчика оде­ли так (как одели?), что все принимали его за девочку . Он взглянул на меня так (как взглянул?), что я невольно вздрогнул.

Если придаточное степени с союзом что относится к сочета­нию, состоящему из указательного слова такой и существи­тельного (такой крик, такой шум и т. п.), то оно имеет доба­вочное определительное значение, например: 1) Раздался такой крик, что все вздрогнули (к а к о й к р и к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й к р и к?). 2) Блеск такой, что глазам больно (к а к о й б л е с к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й

б л е с к?).

П р и м е ч а н и я. 1. В качестве указательного слова в главных частях некоторых предложений может быть местоимение столько, например: Наро­ду высыпало по улицам столько, что в глазах рябило. (Г.) (Ср.: Народу высыпало по улицам так много, что в глазах рябило.)

2. Значение степени имеют некоторые придаточные с союзом чтобы. например: Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить... (П.) (Ср.: Сильвио был так умён и опытен, что не мог этого не заметить.)

3. Есть небольшая группа сложноподчинённых предложений с прида­точными образа действия, которые прикрепляются союзным словом как к со­четанию, состоящему из глагола и указательного слова так, например:

Ученик всё сделал так, как велел мастер.

Упражнение 141. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Ветер выл с такой свирепой выразительностью что ка­зался одушевлённым. (П.) 2) Мы разговорились по-видимому так дружески что Иван Игнатьич от радости проболтался (П.) 3) Снег уже местами настолько осел что можно по насту про­ехать. (С.-Щ.) 4) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился. (Кр.) 5) Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум что из-за него не было слышно ни грома ни скрипа колёс. (Ч.) 6) У всех женщин руки до того мёрзли что трескалась кожа. (М. Г.). 7) Жар такой что на песке горят следы. (Н.) 8) Осёл такую поднял скачку что в огороде всё помял и притоптал. (Кр.) 9) На небе и под небом так сделалось темно что ничего нельзя было уже видеть. (Г.) 10) Ты тогда был таким малень­ким что не мог выговорить даже его имени. (Г.) 11) Право печатной бумаги развелось столько что не придумаешь скоро что бы такое завернуть в неё. (Г.) 12) Рукава и верхние полы до того засалились и залоснились что походили на юфть какая идёт на сапоги. (Г.) 13) Я слишком был счастлив чтобы хра­нить в сердце чувство неприязненное. (П.) 14) Ветер дул поры­вами и с такой силой что стоять на ногах было невозможно. (Арс.) 15) Нежданов пустился излагать своё мнение не стесня­ясь без утайки под конец даже так громко и с таким увлечени­ем что явно обеспокоил соседа. (Т.) 16) Стадо таково что труд­но перечесть. (Кр.) 17) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. (Т.) 18) Левко остолбенел уви­девши что перед ним стоял отец его. (Г.) 19) Скажи Катерине чтобы не покидала сына. (Г.) 20) Куда ушла она никто не мог сказать. (Г.)

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное определение, выраженное причастным оборотом

Компоненты формулировки:


  • Сложноподчиненное предложение состоит из нескольких частей. Важно понимать границу между ними. От главного к придаточному можно поставить вопрос. Поскольку в задании А6 используются придаточные-определительные, то чаще всего они присоединяются словом который в одной из форм. Важно понимать, к чему это слово относится.

  • Обособленное определение. Определение - это то, что вы подчеркиваете волнистой линией (хотите более научное объяснение - сами смотрите в учебнике). Обособленное - значит выделенное запятыми.

  • ^ Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами: "низко пролетевший над бруствером" .
Механизм выполнения задания:

С каждым предложением нужно сделать именно то, что просят в задании. Как? Очень просто.

1)Определить границы частей сложного предложения.

2)Найти союзное слово (обычно "который" ) в начале придаточной части и определить, к чему оно относится и выступает ли оно в роли подлежащего.

3)Попытаться заменить придаточное причастным оборотом: союзное слово нужно отбросить, а глагол заменить причастием и согласовать с ним все зависимые слова.

Разбор примера

1) 1 Французские слова и выражения , 2 которые проникают в русский язык, 1 называют галлицизмами.

Главное разбито на две части. 2-я часть - придаточное: "которые проникают в русский язык" . Слово "которые" относится к объекту в главной части ("французские слова и выражения" ). Поэтому трансформация возможна. Измененное предложение звучит так: "Французские слова и выражения, проникающие в русский язык , называют галлицизмами" . В этом предложении только одна часть. Фрагмент "проникающие в русский язык" - это и есть обособленное определение, отвечающее на вопрос "какие?".

2) 1 Окружающая среда , 2 в которой существуют живые организмы, 1 постоянно меняется.

Опять же придаточное-определительное вставлено внутрь главного. Здесь замена невозможна! Почему? Смотрите "совет №1", он же ключ к заданию. Во второй части свой объект ("организмы" ) - не тот, что в главном предложении ("окружающая среда" ). Как не верти, ничего не получится. "Окружающая среда, существующая..." Не получается. Ведь "существует" не среда, а организмы. Это и есть вариант, который надо записать в ответ (зачеркиваем в бланке вторую клеточку).

^ НЕЛЬЗЯ переделать:


  • Если сказуемое в придаточном выражено глаголом в будущем времени . Причина: не может быть причастия будущего времени. Пример: "Брокер, который первым почувствует смену тренда..."

  • Если придаточная часть содержит безличную конструкцию . Пример: "Вот правила, которые необходимо помнить ".

  • Если союзное слово стоит в В. падеже с предлогом или в Р., Д., Т., П. падеже (с предлогом или без) . Пример: "Картина, за которой охотилась полиция, наконец всплыла на черном рынке".(нельзя сказать: Картина, охотившаяся полиция,…) При этом надо иметь в виду, что если союзное слово использовано в Р.П при глаголе с отрицанием, то замена возможна! Однако такие предложения встречаются в современном языке крайне редко. Пример: "Клад, котор ого (Р.П.) так и не нашли пираты, преспокойно лежал под развесистой секвойей" > "Клад, так и не найденный пиратами..."

  • Если в главной части есть указательное местоимение (напр., "тот", "те" и т.д.) + существительное, связанное с союзным словом ("который"): "Он увидел на столе тот самый конверт , который был доставлен накануне" (стилистически неверно будет сказать "тот самый конверт, доставленный накануне").

  • Если после сказуемого в придаточной части следует частица бы . Пример: "Среди моряков не было ни одного, который согласился бы снова выйти в море в такую погоду".

Урок русского языка в 11-м классе «Обособленные определения»

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

    обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»

    знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом

    формирование умений:
    1) выделять интонационно обособленные члены;
    2) проводить синонимическую замену обособленных членов;
    3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
    4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом

    контроль и оценка ЗУН по данной теме

    расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

    активизация самостоятельной деятельности

    развитие познавательной активности

    развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли

    формирование потребности выражать собственное мнение

Воспитательные:

    воспитание коммуникативности

    привитие культуры общения

    воспитание интереса к предмету

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.

III. Повторение ранее изученного материала

1)Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.

Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.

Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...

Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис) вершины гор, рисова лись (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небо склоне . (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)

(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё) |, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.

В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.

2. Составление предложений по схемам.

Задание: Указать вид придаточных сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

    […сущ.], (который…).

    […гл.], (союз что…).

    […указ. сл. туда], (союз. слово куда…).

1) придаточное определительное 2) придаточное изъяснительное 3) придаточное обстоятельственное места

На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?

3 . Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)

Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который .

Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.

Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.

IV. Сообщение нового материала

1. Слово учителя

В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова который и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

2. Знакомство с теорией

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит .)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола ). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

V. Закрепление изученного материала

1) Групповая работа (у доски и на местах).

Задание: Объяснитьграфическиорфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

вдоль (производный предлог)

делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)

влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)

вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)

(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль ).

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

Распол о ж ились – пишется буква о перед согласной ж

во з вышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной

засея н о – краткое причастие

рожь ю – разделительный мягкий знак перед ю

(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)

Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)

2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся).

Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

3. Самостоятельная работа

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

    [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).

    [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).

    [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).

    [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).

    [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).

    [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].

    [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].

    [Она мечтала о том ], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).

    [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы ), (что не любит море).

    [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9

VI. Итог урока:

    Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

    Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?

    Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?

    Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?

VII. Домашнее задание: Выполнить задания данные в карточках. (Карточки раздаются каждому ученику).

Спишите, заменяя опредилительные придаточные предложения обособленными определениями. (Не забывайте ставить, где нужно, знаки препинания,)

1.Гребцы, которые и раньше энергично работали вёслами, казалось, удвоили силы.
2.И все суда, которые встречали нашу лодку, давали три приветственных гудка.
3. Грузы направлялись в Вологду, которая стала штабом Северной армии.

Найдите сложноподчиненные предложения с местоименно-определительными придаточными предложениями.Укажите разряды местоимений выступающих в качестве

указательных слов. Разграничьте союзные слова и союзы в придаточных предложениях.

1.Каждый кто был летом на Севере навсегда запомнит белые ночи. 2.С кем те сердца которым жизнь зажег?Где те друзья которым ты помог? 3.Но небо высоко и полно над теми кто трудно живет. 4.И то что жил я не напрасно и не напрасно принял бой за мной идущие прекрасно докажут собственной судьбой. 5.Хороший человек это тот вблизи которого мне легче дышится. 6.Всякий кто видел ее в первый раз испытывал изумление.
там несколько предложений должно быть

1. Найдите обособленное определение и определяемое слово в данном предложении:

Уже поздно ночью, усталого, возбужденного, укладывала меня мать в глубокие бабушкины перины.

2. Найдите приложение:
Много их, весенних луж, больших и маленьких, мелких и поглубже.

3. Найдите обособленные определения:
Для них, сильных духом, отважных и смелых, море было родным домом.

Расставить знаки препинания, определить вид придаточных предложений.

Я не знаю где граница меж товарищем и другом.
Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал.
Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.
Я не знаю, когда это будет.
Познаём друзей и близких в час когда грозит беда.
Люди перестают мыслить когда перестают читать.
Когда наступили сумерки пришлось вернуться домой.
Пушкин пишет что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой».
Катер который приближался к берегу был замечен пограничниками.
Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
Парусное судно было далеко от берега и шло туда где море и небо сливались в синюю бесконечность.
Отметьте знаком + или - данные утверждения (если согласны с утверждением – плюс, если нет, то ставим минус
№ Утверждения +
1. Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений
2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.
4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.
6. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.
7. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.
8. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.
9. Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.
10. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.
11. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: однородное, параллельное и последовательное.
12. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: сочинительное, подчинительное и бессоюзное.

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
  • знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом
  • формирование умений:
    1) выделять интонационно обособленные члены;
    2) проводить синонимическую замену обособленных членов;
    3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
    4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  • контроль и оценка ЗУН по данной теме
  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности
  • развитие познавательной активности
  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли
  • формирование потребности выражать собственное мнение

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности
  • привитие культуры общения
  • воспитание интереса к предмету

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.

III. Повторение ранее изученного материала

1)Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.

Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.

Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...

Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис) вершины гор, рисова лись (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небо склоне . (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)

(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё) |, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.

В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.

2. Составление предложений по схемам.

Задание: Указать вид придаточных сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

  1. […сущ.], (который…).
  2. […гл.], (союз что…).
  3. […указ. сл. туда], (союз. слово куда…).

1) придаточное определительное 2) придаточное изъяснительное 3) придаточное обстоятельственное места

На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?

3 . Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)

Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который .

Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.

Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.

IV. Сообщение нового материала

1. Слово учителя

В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова который и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

2. Знакомство с теорией (Приложение 1)

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит .)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола ). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

V. Закрепление изученного материала

1) Групповая работа (у доски и на местах).

Задание: Объяснитьграфическиорфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

вдоль (производный предлог)

делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)

влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)

вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)

(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль ).

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

Располо ж ились – пишется буква о перед согласной ж

воз вышались – на конце приставки пишем з , так как стоит перед глухой согласной

засеян о – краткое причастие

рожь ю – разделительный мягкий знак перед ю

(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)

Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)

2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2

Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

3. Самостоятельная работа Приложение 3

Примеры тестовых заданий

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.

Вариант 2.

  1. [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).
  2. [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).
  3. [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).
  4. [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).
  5. [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).
  6. [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].
  7. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].
  8. [Она мечтала о том ], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).
  9. [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы ), (что не любит море).
  10. [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9

VI. Итог урока:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
  2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?
  3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?
  4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?

VII. Домашнее задание: § 52, упр. 368

1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора. 6. Мне рассказали одну необычную историю, которая надолго останется у меня в памяти. 7. Быстрый рост населения городов, наблюдаемый в последнее время, вызвал ускоренное жилищное строительство. 8. Тучи, собравшиеся на западе, скрыли солнце, клонившееся уже к горизонту. 9. Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот сложный проект. 10. Мальчик воображал себя астрономом, который откроет новую звезду. 11. Ученики побывали в одном из цехов недавно реконструированного завода. 12. Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.

Список литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 27-е изд. – М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2005. – 206 с.
  2. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; Науч.ред. Н.М.Шанский]. – 3-е изд., М. : Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2006. – 204 с.
  3. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 352 с.
  4. ЕГЭ-2008. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!/ И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.

Просмотров