Толерантность уважение к старшим беседа со старшеклассниками. Классный час "Что такое толерантность?". X. Просмотр мультфильма

Татьяна Фирсова
Конспект беседы на тему «Планета Толерантности» в средней группе

Цель беседы :

Формировать культуру межличностных отношений между детьми

Актуальность

В последнее время педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. В умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения. Как правило, это выражается : в неумении находить подход к партнеру по общению. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с понятием «толерантность » ;

Сформировать правильное представление о толерантном поведении .

Воспитательные :

Воспитывать чувство уважения друг к другу, воспитывать, коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание.

Развивающие :

Продолжить формирование толерантного отношения между детьми;

Средства : Картинка цветика-семицветика, телефон, конверт.

Методы : игровой, наглядный, словесный.

Приёмы : беседа , физкультминутка, проблемная ситуация.

Предварительная работа :

Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»

Дидактическая игра «Сделай доброе дело.

чтение художественной литературы. Л. Барто «Не одна» , «Всё на всех» ;

Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» ;

Словарная работа : инопланетянин , сотрудничество, толерантность .

Ход беседы

Воспитатель. - Ребята нам сегодня, пришло письмо, от наших друзей – инопланетян , с планеты Толерантность . Посмотрите, они прислали фотографию своей планеты . На то она похожа?

Дети – на цветочек.

(звонит телефон, воспитатель берет трубку)

Воспитатель – дети у наших друзей случилась беда, все лепестки на их планете заболели , что бы они снова распустились, нам нужно ответить на вопрос из чего состоит планета Толерантность

Вы готовы помочь?

Дети – конечно готовы.

Воспитатель – А что бы нам было легче, друзья прислали нам подсказку - это не большие рассказы, говорящие о том из чего же состоит планета Толерантность .

Давайте я сейчас нарисую на доске серединку планеты и напишу ее название, а потом я буду подрисовывать по лепестку за правильный ответ.

И так первый рассказ :

Два мальчика Витя и Коля гуляли в парке. Вдруг высоко в кроне дерева они услышали жалобное мяуканье. Это был маленький котенок. Витя говорит надо его снять с дерева.

Вот еще. - ответил коля и убежал к ребятам которые играли в мяч. А Витя медленно полез на дерево, ему было трудно, но он справился и снял котенка с дерева, завернул в кофту и принес домой, где покормил котенка молоком.

Воспитатель – дети какое чувство у вас вызвал мальчик Витя?

Дети – уважение. -

Воспитатель – правильно. Значит, планета состоит из уважения , и я рисую первый лепесток, пусть он будет оранжевого цвета.

Слушайте другую подсказку.

На празднике двум девочкам подарили по семечку и сказали, когда вырастит семечко, из него появится замечательный цветок. Девочки обрадовались, купили красивые горшочки и посадили свои семена. Семечки долго не давали всходов. Свете надоело ждать, и она перестала о нем заботиться, вскоре ее семечко погибло. А Лена продолжала ухаживать за своим семечком. И вот случилось чудо! Лена проснулась рано утром, увидела, что ее семечко дало всходы. Маленький росток стал быстро расти и уже через несколько недель у девочки распустился великолепный цветок.

Дети, а что мы можем сказать о девочке Лене, какой она была?

Дети – терпеливая.

Воспитатель – правильно, значит наш следующий лепесток это терпение, пусть он будет зеленым.

Слушайте следующий рассказ.

У Максима была собака, он ее очень любил, но случилась беда, его любимица сильно поранила лапу. Максим хотел ей помочь, но собака не как не давалась ему в руки. (Она, наверное, думала, что ей хотят причинить еще большую боль) . Тут к мальчику подошла его подруга Даша. – я помогу тебе – сказала она.

Девочка медленно протянула руки к собачке, нежно потрепала ей ушко и взяла на руки. Она крепко прижала к себе собачку, а Максим в это время успел обработать и перевязать лапу любимицы.

Ребята, а как действовали дети?

Дети – дружно, сообща.

Воспитатель – правильно, а еще есть такое слово как сотрудничество, оно и будет следующим лепестком голубого цвета.

Мама Олеси работала врачом на «скорой помощи» . В этот день у нее было много вызовов, так как заболело много людей и ей хотелось помочь всем. И потому придя домой, была очень усталой. Переодевшись, умывшись, она присела на диван и уснула. Олеся посмотрела на маму и подумала, как же устала, ее любимая мамочка. Укрыв ее одеялом, Олеся отправилась на кухню, чтобы разогреть ужин и накрыть на стол. Когда у девочки было все готово, на кухню пришла мама, они вмести поужинали, болтая без-умолку. После ужина мама подарила Олесе подарок. Это было красивое атласное платье.

Воспитатель – дети, что мы можем сказать про Олесю?

Дети – она добрая, заботливая, любит свою маму.

Воспитатель – а что мы можем сказать про маму?

Дети – она тоже добрая, заботливая, любит свою дочку.

Воспитатель – ребята, а ведь мы вернули планете еще сразу три лепестка - это доброта, любовь и забота. Я закрашу их красным, синим, желтым цветом.

Воспитатель – Вот и последняя подсказка, но прежде мы сделаем зарядку, которую нам прислали наши друзья.

Физкультминутка.

Цель физкультминутки : снятие утомляемости и сонливости детей средней группы , восстановление физических сил дошкольников

«Бабочки»

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три,

Сели на цветок – замри

Воспитатель - Но вот м ы и взбодрились. Приступаем к решению последней задачи.

Арсений и Дима слушали сказку, которую читала им бабушка. Но вот сказка закончилась, и бабушка ушла по своим делам. Дима убежал играть в игрушки, а Арсений остался сидеть и раскачиваться на стуле. Сказка произвела на него впечатление, и он никак не мог переключиться на что-то другое. Вдруг стул Арсения покачнулся и, кубарем упал со стула. Увидев это, Дима расхохотался и долго не мог остановиться.

Арсений молча встал, ему было больно, а главное очень обидно. Мальчик хотел уже уйти, но тут к нему подошел Дима. Дима понял, что поступил плохо. Дима попросил прощения у Арсения.

Мальчик сразу простил друга, они вместе посмеялись над нелепой ситуацией и вместе пошли строить крепость для солдатиков.

Воспитатель – как повел себя Дима?

Дети – плохо он смеялся над своим другом, но потом исправился и попросил прощения.

Воспитатель – А Арсений простил его?

Дети - Да.

Воспитатель. – Какого же не хватает лепестка у планеты ?

Дети – прощения.

Воспитатель - правильно молодцы! И будет он фиолетового цвета.

Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась .

Как она называется?

Дети –Толерантность .

Воспитатель – верно. А из каких лепестков она состоит, давайте вспомним.

Дети – Уважения, терпения, сотрудничества, прощения, любви, доброты, заботы.

(Раздается телефонный звонок)

Воспитатель - ребята это звонили наши друзья, они сказали, что их планета здорова и благодарят нас за помощь. А я говорю, что вы большие молодцы! и теперь мы можем пойти поиграть.

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).

Ход классного часа

Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки ):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы )

Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы ).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы ).

А что же объединяет эти определения? (Ответы ).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы ).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Беседа, посвящённая Международному дню толерантности
Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность получить информацию друг о друге, создать атмосферу доброжелательности и самораскрытия.
Задачи:
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).
Ход классного часа
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:



Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте историю (читает учитель)
«Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь что, я Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой. - Я сломал ее кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
· Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы к учащимся:
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный
Работа учащихся по группам
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность
Интолерантная личность

уважение мнения другихдоброжелательностьжелание что-либо делать вместепонимание и принятиечуткость, любознательностьснисходительностьдоверие, гуманизм
непониманиеигнорированиеэгоизмнетерпимостьвыражение пренебреженияраздражительностьравнодушиецинизмнемотивированная агрессивность

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Классный час в 10 – б классе, посвящённый Международному дню толерантности
открытый классный час
для МО классных руководителей

Подготовила и провела
классный руководитель
10-б класса
Костерева Е.Н.
Толерантность. ЮНЕСКО15

Классный час в 3 классе

Тема: «Что такое толерантность»

Цель : знакомство с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

    Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих;

    Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве;

    Способствовать формированию уважительного отношения к людям.

Оборудование: презентация, клей, карточки с качествами личности, солнце, фломастеры, клубок ниток, картинки для игры «Найди себе подобного».

Форма проведения: беседа

Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход классного часа.

    Эмоциональный настрой.

Чтобы лучше работать вместе встаньте в круг. У меня в руках волшебный клубочек, который поможет нам создать круг дружбы. Я начинаю, вы продолжаете. Я рада, Сережа, ты рядом со мной (Дети выполняют задание).

Что у нас получилось? Верно, получился круг дружбы.

Дружно поднимите руки вверх, вниз, чтобы не разорвать общий круг.

Желаю вам на сегодняшней встрече быть единой и дружной командой.

    Постановка задачи. Выявление проблемы.

Игра «Найди себе подобного»

Останьтесь в кругу. Руки за спину. Прошу вас прикрыть глаза и не разговаривать. Я вложу вам в руки рисунок.

Откройте глаза и найдите «себе подобного», объединяясь тройками. Разговаривать при этом нельзя.

Обращаю внимание детей на то, что один ученик остался.

Какой у тебя рисунок? (грозовая тучка)

Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей?

Что бы вы предложили сделать?

Я с вами согласна. Я бы взяла его в свою команду и стала бы с ним дружить, несмотря на то, что он «грозовая тучка». Из этой тучки пошел бы дождь, а после дождя мы бы веселились и бегали по лужам.

Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.

    Обсуждение понятия толерантность.

Умение принять человека таким, какой он есть называют толерантностью. Сегодня мы будем говорить об этом понятии.

Слышали это слово?

Кто-нибудь знает, что оно обозначает?

Символом толерантности я выбрала солнце.

Как вы думаете, почему? (Солнце одно и оно обогревает своим теплом всю Землю).

Чего не хватает у солнца?

В конце нашего занятия, подводя итоги, изобразим лучи у солнца в виде качеств личности, которые согревали бы своим теплом людей планеты Земля. Как солнце согревает Землю своим теплом, так и человек может согреть своими качествами других людей.

У меня на доске житель планеты Земля. Не важно, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. У вас на столах написаны качества характера человека.

Работа в группах.

Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Милосердие Честность Чуткость Забота

Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность

Смелость Злость Раздражительность Чуткость

Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм

Выбранные качества вывешивают на доску.

Какими качествами мы надели человека планеты Земля?

Какие карточки остались?

Зачитайте.

Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью.

Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими».

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

Работа в группах.

На столе лежат 10силуэтов человека.

Что у них общее? (голова, руки, ноги)

Чем могут отличаться?

Предлагаю вам, используя всех человечков, составить символ дружбы.

Дети, работая в группе, составляют символ дружбы из 10 человечков.

Почему так соединили?

Все мы разные, но готовы принять друг друга такими, какие мы есть. Пусть люди будут разных национальностей, пусть у них будет разный цвет кожи, пусть будут говорить на разных языках и жить на разных континентах.

Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.

(Читаю наизусть)

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих,

Помоги ему, он – твой друг.

На ладонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведет в прекрасную даль.

Работа в парах.

На столах у вас треугольники. Соедините их так, чтобы получилась звезда. Объединитесь в пары и склейте звезду.

Тепло, доброту мы можем подарить друг другу находясь здесь в классе.

Ребята, а давайте выйдем из стен школы и посмотрим, что там в «большом мире»

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Она нуждаются в помощи.

Что мы можем сделать, чтобы помочь таким людям.

(Дети высказывают свои предположения).

Я, заметила, что вы добрые, талантливые, отзывчатые ребята. Предлагаю вам подумать и попробовать поставить спектакль, концерт к Новому году и поздравить стариков «Дома престарелых». У вас получится.

Ребята! Обратите внимание, я раздала текст со стихотворением, цифрами обозначены номера отвечающих. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки из стихотворения, учитывая номера.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

То вместе мы сделаем толерантным нашмир

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Наше солнце должно засиять. Какие качества личности нужны, чтобы класс, школа, город, весь мир стали пространством толерантности.

(Дети на желтых полосках пишут качества личности и прикрепляют их на солнце).

    Рефлексия.

Выскажите свое мнение о нашем сегодняшнем разговоре.

На столах полоски с готовыми фразами, вам нужно продолжить.

    Эта встреча, привлекла меня…..

    Эта встреча, заставила меня задуматься…..

    Эта встреча навела меня на мысли….

Благодарю всех за активное участие. Вижу, что наш разговор оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение к друг другу, взаимопонимание, терпимость на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

государственное казённое учреждениеСамарской области «Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект

Занятия на тему: «Разговор о доброте и толерантности».

Составил: воспитатель Лелюх Е.Г.

отделение Пестравка

Цели:

    Познакомить детей с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

    Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности.

    Продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

    Предложить детям модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.

    Дать детям возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления.

    Продолжать воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения занятия: тренинг, работа творческих групп, групповая дискуссия, сюжетно-ролевая игра.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель:

- «А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. А что оно означает, знаете? (выслушать мнение воспитанников).

2.Контроль исходного уровня знаний.

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет.

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников).

Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников).

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.
Сегодня вы узнаете, что же обозначает слово толерантность.

3.Обучающий этап.

Что такое толерантность tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Какое из определений вам нравится более всего? (Ответы ).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы ).

А что же объединяет эти определения? (Ответы ).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы ).

– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей , а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности .

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Он посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости».

Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это терпение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это гармония в многообразии.
Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
Толерантность – путь к миру и согласию.

Воспитатель:

Так кто же нуждается в милосердии?

Да, это дети с ограниченными возможностями – инвалиды.

У кого есть знакомые инвалиды? Встречали ли вы инвалидов на улице? Если да, то где? Как вы думаете, сколько инвалидов на нашей планете Земля? Какие бывают инвалиды? (выслушать ответы воспитанников)

В нашем селе есть тоже люди - инвалиды.

Как следует относиться к ним? (выслушать ответы воспитанников)

4.Самостоятельная работа.

Упражнение. Игра “Возьму с собой”.

– А сейчас я бы хотел провести с вамиигру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.

А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.

Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей !” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.

Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.

Вопросы по итогам игры :

    Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость .)

    Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д .)

    А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность .)

Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность ? (Толерантными).

Толерантность в семье, школе .

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Воспитатель:

Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1).

Воспитатель: - Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.

Упражнение. “Мой портрет в лучах солнца”

Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других . При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.

Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Воспитатель:

- Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация .

Прогулке, при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация .

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в группе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята начали его дразнить. Твои действия?

5.Контроль достигнутого уровня знаний.

Воспитатель :

У Н.Заболоцкого, поэта, есть такие строчки.

«Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь. И день, и ночь»

Воспитатель:

Послушайте историю – притчу, которую я приготовил для вас.

Ворота сада

(Притча)

Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

Какой вы извлечёте из неё урок, зависит от вас. Всё в твоих руках.

6.Итог.

Пришло время заканчивать наше необычное занятие.

Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Что такое толерантность?

Кто после этого урока будет по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

Просмотров