Американские крейсеры в годы второй мировой. Тяжелые крейсера типа Baltimore Корабль балтимор

Продолжение выпуска № 17. Роль, которую тяжелые крейсера ВМС США сыграли во Второй мировой войне, огромна. Особенно возросло значение тяжелых крейсеров на Тихом океане, после того как японская палубная авиация нейтрализовала 7 декабря фактически все американские линкоры Тихоокеанского флота. В том историческом налете не пострадал ни один тяжелый крейсер. Все тяжелые крейсера приняли участие в боях с самурайско-японскими и немецко-фашистскими агрессорами.

Крейсера типа «Балтимор»

Крейсера типа «Балтимор»

Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».

Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 - СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей - «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».




Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу - 205.3 м. по ватерлинии - 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту - 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное - 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе - 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту - до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное - 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).

На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы - 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра - 20,3 мм, бортов - 7,62 см, крыш - 7,62 см.





Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна - в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.

Артиллерия среднего калибра состояла из 12 орудий калибра 127 мм (5 дюймов) с длинной ствола 38 калибров, установленных в шести полностью закрытых двухорудийных башнях. Наводка 127-мм пушек производилась посредством оптики и радиолокаторов. Чисто зенитное вооружение представляли проверенные 40-мм Бофорсы. Первые четыре крейсера типа «Балтимор» (СА-68 - СА-71) были вооружены 12 счетверенными Бофорсами - 48 стволов в общей сложности! На остальных крейсерах количество счетверенных Бофорсов уменьшили до 11, однако общее количество стволов не изменилось, так как на корме поставили два спаренных 40-мм зенитных автомата. В ходе войны зенитное вооружение крейсеров было усилено установкой 24 одноствольных Эрликонов калибра 20 мм. После войны с крейсеров демонтировали Бофорсы и Эрликоны, а взамен поставили 76,2-мм автоматические пушки. Общее количество зениток при этом значительно уменьшилось.

Подобно «Уичите», крейсера типа «Балтимор» были снабжены авиационным ангаром, двумя катапультами для запуска гидросамолетов и двумя кранами (крейсера СА-68 - СА-71). На остальных крейсерах ставился только один кран. На всех крейсерах катапульты монтировались на квартдеке. Использовалось три типа гидросамолетов: изначально Кертисс SOC «Сигал», с 1943 г. - Воут OS2U «Кингфишер», в 1945 г. - Кертис SC–I.

























К моменту появления тяжелых крейсеров типа «Балтимор» в Атлантике и Тихом океане, оборонительные сражения первого периода войны уже завершились. Драматические сражения конца 1942 - начала 1943 г.г., в которых принимали участие крейсера и эсминцы союзников, также ушли в историю. В прошлом осталась слава японских авианосцев - у японцев не хватало кораблей, самолетов и, самое главное, хорошо подготовленных палубных пилотов. На Тихом океане американцы начали общее наступление, двигаясь от острова к острову. Высадке десанта всегда предшествовали мощные авиационные и артиллерийские удары по японским гарнизонам. Тяжелые крейсера стали включать в охранение авианосцев. «Балтиморы» привлекались к обстрелам японских позициях ог Маршалловых островов до Окинавы и собственно Японии.

Крейсер «Канберра» (СА-70) 13 октября 1944 г. получил попадание одной торпеды, сброшенной японским аэропланом. Торпеда попала в борт между 3-м и 4-м котельными отделениями. В результате взрыва торпеды была разрушена переборка и затоплены оба котельных отделения. Крейсер лишился хода. «Канберру» отбуксировали на ремонт в Манус, острова Адмиралтейства. После ремонта крейсер успел принять участия в боях последнего месяца войны на Тихом океане.









«Питтсбург» (СА-72) стал вторым и последним «Балтимором», получившим наряду с «Канберрой», ощутимые повреждения, но японцы тут были не причем - постаралась Матушка природа. 4 июня 1945 г., вскоре после участия в кампании против Окинавы, крейсер попал в тайфун. Ветер и волны оторвали носовую часть «Питтсбурга». От затопления крейсер спасла выдержавшая напор стихии поперечная переборка № 1. установленная перед башней № I главного калибра. Крейсер пришел на Гуам для ремонта своим ходом. Оторванный нос, который остался на плаву, также отбуксировали на Гуам. Пристраивать нос к корпусу крейсера не стали. «Пигтебург» отправили на полноценный ремонт в США, больше в войне этот корабль участия не принимал.

Большинство «Балтиморов» действовало на Тихом океане. Только «Куинси» (СА-71) довелось поработать в водах Атлантики. «Куинси» поддерживал 6 июня 1944 г. вторжение союзников в Нормандию. Затем корабль перевели на Средиземноморье, где он огнем своих калибров обеспечивал вторжение в Южную Францию. В конце февраля 1945 г. присутствие «Куинси» в Средиземном море перестало быть необходимым. Крейсер ушел на Тихий океан, где его видели в водах Окинавы.

До конца войны в строй удалось ввести 11 тяжелых крейсеров типа «Балтимор», семь из них были за героизм и мужество, проявленные личным составом кораблей в боях в врагом, были удостоены боевых звезд. Самым заслуженным среди «Балтиморов» стал крейсер «Сент-Поль» (СА-73) - одна боевая звезда за Вторую мировую войну, восемь за Корею и восемь за Вьетнам. Всего за Вторую мировую войну крейсера типа «Балтимор» получили 34 боевых звезды.

















«Аляска» после вступления в строй проходили боевую подготовку в Атлантике к 1944 г. Внешне крейсер больше напоминал линкор, хотя стремительность обводок не оставляла места для ошибки. В крейсере «Аляски» удачно сочетались огромная мощь артиллерии главного калибра линкора и высокая скорость полного хода крейсера. Один такой «удачный» корабль уже был - он назывался «Худ»… От слова «худой» - «Бисмарк» не долго возился с «Худом». По иронии судьбы «Аляска» так и не показала на что способна: на Тихом океане крейсер занимался, главным образом, обеспечением ПВО авианосных соединений, изредка принимая участие в обстрелах японских гарнизонов на островах.



Тяжелые крейсера типа Baltimore

Водоизмещение: 136001,17070 t

Размеры: 205,26 (СА-68 - 71: 204,74) х 21,59 х 7,32 м

Машины: 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик, 4 котла Бабкок-Уилкокс, 120000 shp = 32,5 узл; 2735 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.

Броня: пояс 102 - 152 мм; палуба 65 мм; барбеты 160 мм; башни лоб 203 мм, крыша 76 мм, борта 95 мм; погреба 76 мм стенки, 65 мм крыша

Вооружение: 9 - 203/55 мм (3 х 3); 12 - 127/38 мм (6 х 2); 48 - 40 мм (11 х 4 + 2 х 2) СА-68 - СА-71: 48 – 40 (12 х 4), СА-68 - СА-71: 22 - 20 (22 х 1), СА-68 - СА-71: 24 - 20 (24 х 1), СА-68 - СА-71: 28 - 20 (28 х 1); 20 - 20 мм (10 х 2); 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж : 1142 человека (1969 военный)

СА-68 Baltimore

Bethlehem, Quincy

26.5.41

28.7.42

15.4.43

Выведен в резерв 8.7.46

СА-69 Boston

Bethlehem, Quincy

31.6.41

26.8.42

30.6.43

Выведен в резерв 12.3.46

СА-70 Canberra (ex-Pittsburgh)

Bethlehem, Quincy

3.9.41

19.4.43

14.10.43

Выведен в резерв 7.3.47

СА -71 Quincy (ex-St. Paul)

Bethlehem, Quincy

9.9.41

23.6.43

15.12.43

Выведен в резерв 19.10.46

CA-72 Pittsburgh (ex-Albany)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

22.2.44

10.10.44

Выведен в резерв 12.3.46

CA-73 St. Paul (ex-Rochester)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

16.9.44

17.2.45

Выведен в резерв 30.4.70

CA-74 Columbus

Bethlehem, Quincy

28.6.43

30.11.44

8.6.45

Выведен из состава флота 31.5.71.

CA-75 Helena (ex-Des Moines)

Bethlehem, Quincy

9.9.43

28.4.45

4.9.45

Выведен в резерв 29.6.63

CA -130 Bremerton

New York SB

1.2.43

2.6.44

29.4.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA -131 Fall River

New York SB

12.4.43

13.3.44

1.6.45

Выведен в резерв 31,10.47

CA-132 Macon

New York SB

14.6.43

15.10.44

26.8.45

Выведен в резерв 12.4.50

CA-133 Toledo

New York SB

13.9.43

5.5.45

27.10.46

Выведен в резерв 21.10.60

CA-135 Los Angeles

Philadelphia NY

28.6.43

20.8.44

22.7.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA-136 Chicago

Philadelphia NY

28.7.43

20.8.44

10.1.45

Выведен в резерв 6.6.47

CA-137 Norfolk

Philadelphia NY

27.12.44

CA-138 Scranton

Philadelphia NY

27.12.44

Первые работы над проектом нового тяжелого крейсера нача­лись в сентябре 1939 в качестве альтернативы проекту 8000-тонно­го легкого крейсера CL -55. Последний тяжелый крейсер «Уичита» страдал от недостаточной остойчивости, и главное внимание было уделено ликвидации этого недостатка. Новый проект представлял собой «Уичиту» с увеличенной на 2 фт шириной корпуса. Однако, Генеральный Совет ВМФ решил, что этого недостаточно. Было выс­казано пожелание разместить все 127-мм орудия в двухорудийных башнях и изменить расположение машинной установки, как то было сделано на «Кливленде». Следовало также увеличить длину бро­невого пояса, но в остальном проект повторял «Уичиту». Опыт вой­ны в европейских водах показал опасность магнитных мин, что при­вело к новым изменениям в проекте. Требования военного време­ни привели к увеличению запланированного числа кораблей. 1 июля 1940 был размещен заказ на строительство первых 4 крейсеров. 9 сентября 1940 были заказаны еще 4 корабля - СА-72 - СА-75. Последняя серия из 16 единиц СА-122 - СА-138 была заказана 7 августа 1943 в рамках 1943 финансового года.

Размеры корпуса были значительно увеличены, длина стала боль­ше на 65 фт, а ширина - на 9 фт. Это значительно улучшило остойчивость. Схема бронирования напоминала примененную на «Уичите», но значительная часть тоннажа была использована для уси­ления конструкций корпуса, а не для увеличения толщины брони. Для повышения живучести были полностью ликвидированы все иллюми­наторы в корпусе. Главный пояс имел толщину 152 мм, на нижней кромка - 102 мм, и прикрывал машинные отделения. В носовой и кормовой части его толщина уменьшалась до 76 - 52 мм соответ­ственно. Начиная с СА-72, главный пояс начинался с 52 шпангоута, чтобы прикрыть радиостанцию, а не с 57. Главная броневая палуба имела толщину 65 мм, поперечные траверзы - 127 и 152 мм. В про­екте значилась боевая рубка с толщиной брони 152 мм, но на первых 6 кораблях ее не устанавливали. Последние корабли имели толщину брони боевой рубки 165 мм. Общий вес брони составил 1790 тонн или 12,9% стандартного водоизмещения. Зона неуязвимости для 203-мм снарядов 118 кг для крейсера типа «Балтимор» простиралась от 77,5 каб до 120 каб. Когда Бюро вооружения создало новый сверх­тяжелый снаряд весом 152 кг, зона неуязвимости сократилась до 98 - 105,5 каб. После некоторых колебаний предложение восстановить прежнюю зону неуязвимости было отвергнуто, так как это требова­ло значительного увеличения водоизмещения.

Мощность машинной установки была увеличена, так как по срав­нению с «Уичитой» резко возросло водоизмещение корабля. Ее мощность повысилась на 20%, что позволило бы кораблям разви­вать скорость 34 узла. Имелись и другие принципиальные измене­ния. На этих крейсерах были установленные новые котлы высокого давления, хотя его величина была немного снижена по сравнению с легкими крейсерами. Каждый котел располагался в изолирован­ном отсеке. Между передней и задней парами котельных отделений находилось носовое машинное отделение. Была резко увеличена мощность электрогенераторов. На испытаниях «Бостон» показал следующие результаты: 118536 shp = 32,85 узл при водоизмеще­нии 16570 тонн.

203/55 мм орудия моделей Mk 12 или Mk 15 располагались в трехорудийных башнях и имели угол возвышения 41°. Схема расположе­ния 127 мм универсальных орудий тоже повторяла «Кливленд». В ка­честве легкого зенитного вооружения предполагалось установить 4 х 4 - 28-мм автоматов, но их сразу решили заменить на 4 х 4 - 40-мм Бофорсов. Торпедные аппараты не предусматривались. Крейсера име­ли 2 катапульты и могли нести по 4 самолета, хотя в ангаре можно было разместить только 2 машины.

Так как первый корабль вошел в строй только весной 1943, по­явилась возможность учесть военный опыт. Поэтому в ходе войны крейсера не подвергались серьезным модернизациям. Начиная с СА-72 была прекращена установка крейсерских турбин, которые потом были сняты и с первых. 3 кораблей. Увеличилось количество 40-мм автоматов (12 х 4 на СА-68 и СА-71, остальные см. выше). Появление спарок объяснялось установкой крана в ДП. Планирова­лась установка 28 - 20-мм Эрликонов. Толщина брони боевой руб­ки была снижена на СА-68 - СА-73, но после возражений моряков была установлена бронированная рулевая рубка с толщиной стенок 165 мм, благо, запас остойчивости позволял сделать это.

В 1942 был создан переработанный проект, но 1943 из-за про­блем на верфях от него отказались, и СА-130 - СА-136 были пост­роены с 2 трубами. Однако СА-122 - СА-129 и СА-137, СА-138 были построены по измененному проекту. В конце войны стало ясно, что новый автоматические 203-мм орудия значительно пре­восходят старые образцы, и СА-134 был отнесен к новому типу «Де Мойн», и постройка еще 6 единиц типа «Балтимор» была отменена. Одни корабль («Нортгемптон») был достроен после войны как ко­мандный крейсер.

История службы

БАЛТИМОР Этот крейсер вместе с 3 однотипными («Бостон», «Канберра» и «Куинси») образовал 10 дивизию крейсеров, которая действовала на Тихом океане. В ноябре 1943 «Балтимор» в составе ОГ 52.2 участвовал в высадке десанта на Макин. В декабре в соста­ве ОГ 50.1 он участвовал в ударе по Кваджеллейну. В январе в составе ОГ 58.1 «Балтимор» участвует в ударах по Маршалловым островам. В феврале в составе ОС 58 совершает рейд на Трук, а в конце марта - на Палау, Яп и Улити. После этого крейсер участвует в высадке десанта в Холландии. 30 апреля 9 крейсеров в сопро­вождении эсминцев обстреливают острова Сатаван южнее Трука. В мае в составе ОГ 58.2 «Балтимор» участвует в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне проводятся рейды против Марианских ост­ровов. В июне ОГ 58.1 атакует Иводзиму, Титидзиму и Хахадзиму. В этом же месяце крейсер участвует в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинском море. В июле он уходит в США на ремонт и возвращается только в ноябре. На Улити он входит в состав ОГ 58.3. После этого он участвует в ударах по Лусону, Формозе, Китаю и Окинаве до конца января 1945. В феврале в составе ОГ 58.5 «Балтимор» участвует в рейде против Японии. Потом соединение наносит удар по Иводзиме и снова возвращается к Японии. В марте наносится удар по целям во Внутреннем, море. В апреле крейсер возвращается к Окинаве, где действует до конца лета. «Балтимор» в годы Второй Мировой войны заслужил 9 боевых звезд. 8 июля 1946 в Бремертоне его зачисляют в резерв. 28 ноября 1951 крей­сер снова введен в строй. В Корейской войне не участвует и служит в Атлантике. Снова выведен из состава действующего флота 31 мая 1956.

БОСТОН Крейсер вошел в состав ОС 58 в январе 1944 и уча­ствовал в высадке десанта на Кваджеллейн, Эниветок и Маджуро. В конце марта он действовал на Палау и западных Каролинских ост­ровах. В апреле крейсер прикрывал высадку десанта в Холландии. В конце месяца вместе с другими крейсерами и эсминцами обстре­лял острова Сатаван. В мае «Бостон» участвовал в рейдах авианос­цев против островов Маркус и Уэйк. В июне в составе ОГ 58.1 он участвовал в ударе по Марианским островам. В том же месяце крей­сер участвовал в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинс­ком море. После высадки на Гуам в августе и сентябре в составе ОГ 38.1 он участвует в рейдах против Палау, Минданао, Лусона и Визайяса. В октябре та же оперативная группа действует у Формозы и Филиппин, участвует в битве за Лейте. В конце года крейсер уча­ствует в рейдах против Формозы и островов Рюкю, в основном Оки­навы. С начала 1945 он участвовал в рейдах авианосцев к китайс­кому побережью, а также в первых ударах по Токио и целям во Внутреннем море. 1 марта «Бостон» вернулся на Западное Побере­жье для ремонта, который завершился в начале июня. В конце вой­ны он участвовал в рейдах авианосцев против самой Японии. В годы Второй Мировой войны «Бостон» заслужил 10 боевых звезд. 4 января 1952 крейсер получил новое обозначение CAG -1. 1 нояб­ря 1955 он снова вошел в строй уже как ракетный крейсер.

КАНБЕРРА Корабль был назван так в честь австралийского крейсера, погибшего в бою у Саво в августе 1942. Крейсер прибыл в Пирл-Харбор 1 февраля 1944 и вошел в состав ОС 38, обеспечи­вавшего высадку на Эниветок. Далее он участвовал в рейдах про­тив Палау, Япа, Улити, Трука и Сатавана. В мае в составе ОГ 58.2 крейсер участвовал в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне, уже в составе ОГ 58.1, «Канберра» участвует в действиях на Мари­анских островах, ударах по Гуаму, Иводзиме, и другим островам. Он также участвует в бою в Филиппинском море. В августе в составе ОГ 38.1 крейсер наносит удары по Филиппинам, Палау, Минданао, Визайясу. В октябре «Канберра» участвует в рейдах авианосцев против Формозы, Окинавы и Лусона. Однако 13 октября, всего в 90 милях об берега Формозы, крейсер получает попадание авиаторпе­ды в котельное отделение № 4. Повреждение валопровода приво­дит к затоплению еще одного котельного отделения и обоих ма­шинных. Крейсер принял 4500 тонн воды. Однако его отбуксиро­вали на Улити, а потом на Манус для временного ремонта. Полный ремонт на верфи Бостона проходил с февраля по октябрь 1945. Крейсер «Канберра» в годы Второй Мировой войны заслужил 7 боевых звезд. 4 января 1952 «Канберра» получил новое обозначе­ние CAG -2 и 15 июня 1956 вошел в строй как ракетный крейсер.

КУИНСИ Переименован 16 октября 1942 в честь погибшего в бою у острова Саво тяжелого крейсера. Единственный корабль это­го типа, который большую часть войны прослужил в Атлантике. Он вошел в состав ОС 22 в марте 1944. В апреле он отправился в Анг­лию и вошел в состав 12 Флота, готовившего вторжение в Норман­дию. Крейсер был придан Соединению А, поддерживавшему высад­ку на участке «Юта». «Куинси» обстреливал немецкие позиции до начала июля, после чего был переброшен на Средиземное море для операции против Палермо. Во время высадки на юге Франции «Ку­инси» находился в ОГ 86.4, проводившей обстрелы берега. Однако в сентябре крейсер вернулся в Соединенные Штаты и прошел ремонт на верфи Бостона, после чего совершил плавание с президентом на борту к Большому Соленому озеру в Суэцком канале. Рузвельт хотел встретиться с арабскими лидерами. В феврале 1945 «Куинси» вер­нулся в США и был переведен на Тихий океан в 10 дивизию крейсе­ров. Он прибыл на Улити 11 апреля 1945. Последние несколько месяцев войны он прикрывал авианосцы и обстреливал Окинаву в составе ОС 58. В июле крейсер участвовал в заключительных ударах по японской метрополии. В годы Второй Мировой войны «Куинси» заслужил 4 боевые звезды. Позднее крейсер был выведен из резер­ва и участвовал в Корейской войне.

ПИТТСБУРГ Крейсер прибыл на Улити 13 февраля 1945 и стал флагманским кораблем 19 дивизии. Он вошел в состав ОГ 58.2 и участвовал в ударах по Иводзиме и Японии. В марте он участвовал в операциях против Нансей Сёто и Кюсю. 14 марта японские бомбардировщики тяжело повредили авианосец «Франклин», и «Питтсбург» был выделен сопровождать поврежденный корабль. В марте - мае крейсер участвовал в боях за Окинаву. Однако в начале июня во время тайфуна он потерял носовую часть до первой баш­ни. Временный ремонт был произведен на Гуаме. Капитальный ре­монт в Пьюджет Саунд кончился только в сентябре 1945. Крейсер заслужил 2 боевые звезды во Второй Мировой войне. Позднее был выведен из резерва и участвовал в Корейской войне.

СЕНТ-ПОЛ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор в начале июня 1945 и вошел в состав 19 дивизии. В составе ОС 38 успел принять учас­тие в последних ударах по Японии. Крейсер участвовал в Корейс­кой и Вьетнамской войнах. «Сент-Пол» заслужил 1 боевую звезду во Второй Мировой войне, 8 звезд в Корее и 8 звезд во Вьетнаме.

КОЛУМБУС Крейсер не успел принять участие в боях Второй Мировой войны. 8 мая 1959 получил обозначение CG -12 и был пе­рестроен в ракетный крейсер. Введен в строй 1 декабря 1962.

ХЕЛЕНА Во Второй Мировой войне крейсер участия не прини­мал, но воевал в Корее. Крейсер получил благодарность президен­та Республики Корея и корейскую Медаль за заслуги с 4 звездами.

БРЕМЕРТОН С началом Корейской войны снова введен в строй. Заслужил 2 боевые звезды.

ФОЛЛ РИВЕР В боях не участвовал, находился в строю всего 2 года, но 24 года состоял в резерве.

МЕЙКОН В боях участия не принимал. В годы Корейской войны снова введен в строй, но находился в Атлантике.

ТОЛЕДО Вошел в строй после окончания Второй Мировой вой­ны, но участвовал в Корейской войне. Крейсер заслужил 5 боевых звезд.

ЛОС АНЖЕЛЕС Вошел в строй до окончания войны, но в бое­вых действиях участия не принимал. В 1948 выведен в резерв, но 27 января 1951 снова введен в строй. Участвовал в Корейской вой­не, заслужил 5 боевых звезд.

ЧИКАГО В составе 21 дивизии крейсеров успел принять участие в заключительных обстрелах территории Японии в июле - августе f 945, за что получил 1 боевую звезду. 1 ноября 1958 получил обо­значение CG -11 и перестроен в ракетный крейсер. Вошел в строй 2 мая 1964. Участвовал во Вьетнамской войне.

– они оказались незаслуженно забыты и погребены под прахом времени. Кому сейчас интересен погром у острова Саво, артиллерийские дуэли в Яванском море и у мыса Эсперанс? Ведь все и так убеждены, что морские сражения на Тихом океане ограничены налетом на Перл-Харбор и сражением у атолла Мидуэй.


В реальной войне на Тихом океане крейсеры были одной из ключевых действующих сил ВМС США и Императорского флота Японии – на этот класс пришлась крупная доля потопленных кораблей и судов с обеих противоборствующих сторон. Крейсера обеспечивали ближнюю ПВО эскадр и авианосных соединений, прикрывали конвои и выполняли дозорные задачи на морских коммуникациях. При необходимости использовались в качестве бронированных «эвакуаторов», выводя на буксире поврежденные корабли из зоны боевых действий. Но главная ценность крейсеров открылась во второй половине войны: шести- и восьмидюймовые орудия не смолкали ни на минуту, «окучивая» японский оборонительный периметр на островах Тихого океана.

В светлое и темное время суток, при любых погодных условиях, сквозь непроницаемую стену тропического ливня и молочную пелену тумана, крейсера продолжали лить свинцовый дождь на голову несчастного противника, запертого на крошечных атоллах посреди Великого океана. Многодневная артподготовка и огневая поддержка десанта – именно в этой роли ярче всего засветились тяжелые и легкие крейсеры ВМС США – как на Тихом океане, так и в европейских водах Старого Света. В отличие от чудовищных линкоров, количество участвовавших в боях американских крейсеров приближалось к восьми десятками (одних «Кливлендов» янки наклепали 27 единиц), а отсутствие на их борту артиллерии особо крупного калибра компенсировалось высокой скорострельностью восьмидюймовок и более «мелких» пушек.

Крейсеры обладали огромной разрушительной мощью – 203 мм снаряд орудия 8"/55 имел массу 150 килограммов и покидал срез ствола с быстротой, превышавшей две скорости звука. Темп стрельбы морской пушки 8"/55 достигал 4 выстр./мин. Всего же тяжелый крейсер «Балтимор» нес девять подобных артиллерийских систем, размещенных в трех башнях главного калибра.

Помимо впечатляющих наступательных возможностей, крейсера обладали хорошим бронированием, отличной живучестью и очень высокой скоростью хода до 33 узлов (>60 км/ч).
Высокая скорость и защищенность была по достоинству оценена моряками. Неслучайно на крейсерах так часто держали свой флаг адмиралы – просторные рабочие помещения и изумительный набор радиоэлектронной аппаратуры позволяли оборудовать на борту корабля полноценный флагманский командный пост.

USS Indianapolis (CA-35)


Под конец войны именно крейсеру «Индианаполис» была доверена почетная и ответственная миссия по доставке ядерных зарядов на островную авиабазу Тиниан.

Крейсеры, принявшие участие во Второй мировой войне, делятся на две большие категории: построенные до и после войны (подразумевается конец 30-х годов и позже). Что касается довоенных крейсеров, великое множество конструкций объединяло одно важное обстоятельство: большинство крейсеров предвоенной постройки стали жертвами Вашингтонских и Лондонских морских соглашений. Как показало время, все страны, подписавшие договор, так или иначе, совершили подлог с водоизмещением строящихся крейсеров, превысив положенный лимит в 10 тыс. тонн на 20 и более %. Увы, все равно ничего путного не получили – Мировую войну предотвратить не смогли, зато извели миллион тонн стали на ущербные корабли.

Как и все «вашингтонцы», американские крейсеры постройки 1920-х - первой половины 1930-х годов имели перекошенное соотношение боевых характеристик: низкая защищенность (толщина стенок башен ГК крейсера «Пенсакола» едва превышала 60 мм) в обмен на огневую мощь и солидную дальность плавания. Вдобавок, американские проекты «Пенсакола» и «Нотрхэмптон» оказались недогруженными – конструкторы так увлеклись «ужиманием» кораблей, что не смогли эффективно использовать весь резерв водоизмещения. Неслучайно на флоте эти шедевры кораблестроения получили красноречивое название «жестянки».


Тяжелый крейсер "Уичита"

Американские «вашингтонские» крейсеры второго поколения – «Нью-Орлеан» (построено 7 единиц) и «Уичита» (единственный корабль своего типа) оказались гораздо более сбалансированными боевыми единицами, однако, также не лишенными недостатков. На этот раз конструкторы смогли сохранить приличные скорость, бронирование и вооружение в обмен на такой неосязаемый параметр, как «живучесть» (линейное расположение ГЭУ, более плотная компоновка – корабль имел высокие шансы погибнуть от попадания единственной торпеды).

Вспыхнувшая мировая война в одночасье аннулировала все мировые договоры. Сбросив с плеч оковы всевозможных ограничений, кораблестроители в кратчайшие сроки представили проекты сбалансированных боевых кораблей. Вместо прежних «жестянок» на стапелях появились грозные боевые единицы – подлинные шедевры кораблестроения. Вооружение, броня, скорость, мореходность, дальность плавания, живучесть – инженеры не допускали компромиссов ни в одном из перечисленных факторов.

Боевые качества этих кораблей оказались столь великолепны, что многие из них продолжали эксплуатироваться в составе ВМС США и других стран даже спустя три-четыре десятка лет после окончания войны!

Откровенно говоря, в формате открытого морского сражения «корабль против корабля», каждый из представленных ниже крейсеров окажется сильнее любого из своих современных потомков. Попытка «стравить» какой-нибудь ржавый «Кливленд» или «Балтимор» с ракетным крейсером «Тикондерога» окажется плачевной для современного корабля – приблизившись на пару десятков километров, «Балтимор» разорвет «Тикондерогу», как грелку. Возможность применения «Тикондерогой» ракетного с дальностью стрельбы 100 и более километров в данном случае ничего не решает – старые бронированные корабли маловосприимчивы к столь «примитивным» средствам поражения, как БЧ ракеты «Гарпун» или «Экзосет».

Предлагаю читателям познакомиться с наиболее фееричными образцами американского кораблестроения военных лет. Тем более, посмотреть там есть на что…

Легкие крейсеры типа «Бруклин»

Количество единиц в серии – 9
Годы строительства – 1935-1939 гг.
Полное водоизмещение 12 207 тонн (проектное значение)
Экипаж 868 человек
Главная энергетическая установка: 8 котлов, 4 турбины Парсонса, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах.
Главный бронепояс – 140 мм, максимальная толщина брони – 170 мм (стенки башен ГК)

Вооружение:
- 15 х 152 мм орудий ГК;
- 8 х 127 мм универсальных орудий;
- 20-30 зенитных автоматов «Бофорс» калибр 40 мм*;
- 20 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм*;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.
* типичное ПВО «Бруклинов» в 40-е годы

Близкое дыхание Мировой войны заставило пересмотреть подходы к проектированию кораблей. В начале 1933 года янки получили тревожные сведения о закладке в Японии крейсеров типа «Могами», вооруженных 15 шестидюймовыми орудиями в пяти башнях. В реальности японцы совершили крупный подлог: стандартное водоизмещение «Могами» было на 50% больше заявленного - это были тяжелые крейсера, которые, в перспективе, планировалось вооружить десятью 203 мм пушками (что и произошло с началом войны).

Но в начале 1930-х янки не ведали о коварных планах самураев и, дабы не отстать от «вероятного противника», бросились проектировать легкий крейсер с пятью башнями главного калибра!
Несмотря на действующие ограничения Вашингтонского договора и нестандартные условия проектирования, крейсер типа «Бруклин» получился чертовски удачным. Внушительный наступательный потенциал вкупе с отличным бронированием и неплохой мореходностью.

Все девять построенных крейсеров принимали активное участие во Второй мировой войне, при этом (впору удивиться!) никто из них не погиб в сражениях. «Бруклины» попадали под бомбовые и торпедные атаки, артиллерийский огонь и атаки «камикадзе» - увы, всякий раз корабли оставались на плаву и после ремонта возвращались в строй. У побережья Италии в крейсер «Саванна» попала немецкая управляемая супер-бомба «Фриц-Х», однако, и в этот раз, несмотря на колоссальные разрушения и гибель 197 моряков, корабль смог доковылять до базы на Мальте.



Крейсер "Феникс" у побережья Филиппин, 1944 год


Аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" (ex-Феникс) с оторванной взрывом носовой частью, 2 мая 1982 года


Поврежденный крейсер "Саванна" у побережья Италии, 1943 год. В крышу третьей башни ГК ударила 1400-кг радиоуправляемая бомба "Фриц-Х"


Но самые удивительные приключения выпали на долю крейсера «Феникс» - этот шутник ловко ускользнул из-под японского удара в бухте Перл-Харбора, не получив при этом ни царапины. Но от судьбы уйти не сумел – спустя 40 лет он был потоплен британской подводной лодкой во время Фолклендской войны.

Легкие крейсеры типа «Атланта»

Количество единиц в серии – 8

Полное водоизмещение 7 400 тонн
Экипаж 673 человека
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 75 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 8 500 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 89 мм.

Вооружение:
- 16 х 127 мм универсальных орудий;
- 16 автоматических зениток калибра 27 мм (т.н. «чикагское пианино»);
на последних кораблях серии заменены на 8 автоматов «Бофорс»;
- до 16 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм;
- 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм;
- к концу войны на кораблях появился сонар и комплект глубинных бомб.

Одни из самых красивых крейсеров Второй мировой. Специализированные корабли ПВО, способные за минуту обрушить на врага 10 560 кг раскаленной стали – залп маленького крейсера поражал воображение.
Увы, на практике оказалось, что ВМС США не страдали от недостатка 127 мм универсальных зениток (аналогичными орудиями вооружались сотни эсминцев), а вот артиллерии среднего калибра подчас не хватало. Помимо слабости вооружения, «Атланта» страдала от низкой защищенности – сказались малые размеры и слишком «тонкое» бронирование.

Как результат – из восьми кораблей в боях погибли два: головная «Атланта» погибла от торпед и артиллерийского огня противника в перестрелке у Гуадалканала (ноябрь 1942 г.). Еще один – «Джуно» погиб в тот же день: поврежденный корабль добила японская подводная лодка.

Легкие крейсеры типа «Кливленд»

Количество единиц в серии – 27. Еще 3 достроены по усовершенствованному проекту «Фарго», 9 – как легкие
авианосцы «Индепенденс». Оставшаяся дюжина недостроенных корпусов была сдана на слом в 1945 году - многие из крейсеров к тому времени были спущены на воду и достраивались на плаву (запланированное кол-во кораблей проекта – 52 единицы)

Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 14 130 тонн (проект)
Экипаж 1255 человек
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 11 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 127 мм. Максимальная толщина брони – 152 мм (лобовая деталь башен ГК)

Вооружение:
- 12 х 152 мм орудий главного калибра;

- до 28 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 20 зенитных автоматов «Эрликон»;

Первый по-настоящему полноценный крейсер ВМС США. Мощный, сбалансированный. С прекрасной защищенность и наступательными возможностями. Не обращайте внимания на приставку «легкий». «Кливленд» такой же легкий, как чугунный паровоз. В странах Старого Света подобные корабли без преувеличения классифицируются, как «тяжелые крейсера». За сухими цифрами «калибр пушек/толщина брони» скрываются не менее интересные вещи: удачное расположение зенитной артиллерии, относительный простор внутренних помещений, тройное дно в районе машинных отделений…

Но была у «Кливленда» своя «ахиллесова пята» - перегрузка и, как следствие, проблемы с остойчивостью. Ситуация была настолько серьезной, что на последних кораблях серии стали снимать боевую рубку, катапульту и дальномеры с башен №1 и №4. Очевидно, именно проблема с низкой остойчивостью послужила причиной короткой жизни «Кливлендов» – практически все они покинули ряды ВМС США до начала Корейской войны. Лишь три крейсера – «Галвестон», «Оклахома Сити» и «Литтл Рок» (на заглавной иллюстрации к статье) прошли обширную модернизацию и продолжили службу в качестве крейсеров-носителей управляемого ракетного оружия (ЗРК «Талос»). Успели принять участие в войне во Вьетнаме.

Проект «Кливленд» вошел в историю, как наиболее многочисленная серия крейсеров. Однако, несмотря на свои высокие боевые качества и большое кол-во построенных кораблей, «Кливленды» прибыли слишком поздно, чтобы увидеть настоящий «дым морских сражений»; среди трофеев этих крейсеров числятся лишь японские эсминцы (стоит заметить, янки никогда не страдали от недостатка техники – в первой фазе войны активно сражались крейсеры довоенной постройки, коих у американцев было целых 40 штук)

Основную часть времени «Кливленды» занимались обстрелом береговых целей – Марианские о-ва, Сайпан, Минданао, Тиниан, Гуам, Миндоро, Лингаен, Палаван, Формоза, Кваджалейн, Палау, Бонин, Иводзима… Трудно переоценить вклад этих крейсеров в разгром японского оборонительного периметра.


Пуск зенитной ракеты с крейсера "Литтл Рок"


За время боевых действий ни один из кораблей не пошел на дно, однако, серьезных потерь избежать не удалось: сильно пострадал крейсер «Хьюстон» - получив в борт две торпеды, он принял 6000 тонн воды и едва дотянул до передовой базы на атолле Улити. Но особенно тяжело пришлось «Бирмингему» - крейсер помогал тушить пожары на борту поврежденного авианосца «Принстон», когда на авианосце произошла детонация боекомплекта. «Бирмингем» был едва не опрокинут взрывной волной, на крейсере погибло 229 человек, более 400 моряков получили ранения.

Тяжелые крейсеры типа «Балтимор»

Количество единиц в серии – 14
Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 17 000 тонн
Экипаж 1700 человек
ГЭУ - четырехвальная: 4 котла, 4 паровые турбины, 120 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс - 150 мм. Максимальная толщина брони – 203 мм (башени ГК)

Вооружение:
- 9 х 203 мм орудий главного калибра;
- 12 х 127 мм универсальных орудий;
- до 48 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 24 зенитных автоматов «Эрликон»;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.

«Балтимор» - это не кетчуп с кусочками спелых овощей, эта штука гораздо оаснее. Апофеоз американского кораблестроения в классе «крейсер». Сброшены все запреты и ограничения. В конструкции внедрены последние достижения американского ВПК военных лет. Радары, чудовищные пушки, тяжелая броня. Супер-герой с максимумом достоинств и минимумом недостатков.

Как и более легкие крейсера типа «Кливленд», «Балтиморы» прибыли лишь к «шапочному разбору» на Тихом океане - первые четыре крейсера вступили в строй в 1943 , еще один – 1944, остальные девять – в 1945 году. В результате большая часть повреждений «Балтиморов» пришлась на шторма, тайфуны и навигационные ошибки экипажей. Тем не менее, определенный вклад в победу они внесли – тяжелые крейсера буквально «выдолбили» атоллы Маркус и Уэйк, поддерживали огнем десант на бесчисленных островках и атоллах Тихого океана, участвовали в рейдах к Китайскому побережью и нанесению ударов по Японии.


Ракетно-артиллерийский крейсер "Бостон". Пуск зенптной ракеты "Терьер", 1956 год
Война закончилась, а «Балтиморы» не думали отправляться на покой – тяжелая морская артиллерия вскоре пригодилась в Корее и во Вьетнаме. Ряд крейсеров данного стали первыми в мире носителями зенитных ракет – уже к 1955 году «Бостон» и «Канберра» получили на вооружение ЗРК «Терьер». Еще три корабля прошли глобальную модернизацию по проекту «Олбани» с полным демонтажем надстроек и артиллерии и последующей конверсией в ракетные крейсера.


Всего через 4 дня после того, как "Индианаполис" доставил атомные бомбы на о. Тиниан, крейсер был потоплен японской подлодкой I-58. Из 1200 человек экипажа спаслись всего 316. Катастрофа в океане стала крупнейшей по числу жертв в истории ВМС США

По окончанию ремонта «Уичита» ушла на Тихий океан, куда подоспела как раз к битве при острове Реннелл, Соломоновы острова. Сражение произошло 29 января 1943 г. Тогда от многочисленных попаданий торпед затонул крейсер «Чикаго» (СА-29). «Уичита» получила попадание одной торпеды, которая не взорвалась. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 г. артиллерией крейсера «Уичита» были потоплены японский авианосец «Чийода» и эсминец «Хатцузуки».

Крейсер «Уичита» в 1945 г. принимал участие в боях за Окинаву, присутствовал при капитуляции Японии. 27 апреля 1945 г. под Окинавой в крейсер попал небольшой снаряд, вероятно калибра 5 дюймов, выпущенный с японской береговой батареи. Снаряд пробил левый борт ниже ватерлинии за башней № 3 главного калибра. Взрыв снаряда серьезных повреждений крейсеру не причинил, и корабль продолжил бой.

«Питтсбург» пришел на Гуам без носовой оконечности. Нос корабль потерял в тайфуне, но остальная часть корпуса выдержала натиск стихии. Два моряка в доке осматривают повреждения крейсера, удивляясь каким образом калека дошел своим ходом до порта. За бои на Тихом океане крейсер «Питтсбург» получил две боевых звезды.

«Питтсбург» с временной носовой оконечностью, пристроенной на Гуаме для перехода в Штаты в Бремертон, шт. Вашингтон. День Победы над Японией застал крейсер «Питтсбург» в ремонте. После окончания ремонта крейсер вывели в резерв, но с началом войны в Корее и 1950 г. «Питтсбург» снова был призван в строй.

«Сент-Пол» - самый заслуженный из крейсеров типа «Балтимор» -17 боевых звезд: за Вторую мировую войну - одна, Корея - восемь и Вьетнам - восемь. После вводи в строй и учебного похода, корабль пришел на Тихий океан, где присоединился к TF-38. «Сент- Пол» окрашен но схеме Measure 21, NAVY Blue System. Цилиндрический объект на корме является дымогенератором.

В послевоенный период крейсер «Сент-Пол» прошел интенсивную модернизацию. К маю 1955 г. с корабля демонтировали башню № 1 с 5-дюймовыми пушками, все 20- и 40-мм зенитки, катапульты. В носовой части установлена антенна боевой информационной системы NTDS. Па мачте в числе прочих антенны, установлена антенна радиотехнической системы дальней навигации TACAN. Разнообразное антенное хозяйство расставлено по всему кораблю. Крейсер окрашен по схеме Measure 27 - полностью в цвет Haze Gray, окраска мирного времени.

Тяжелый крейсер «Уичита» числился в боевом составе ВМС США с февраля 1939 по февраль 1947 г.г., когда он был выведен в резерв Атлантического флота. Окончательно крейсер списали в 1959 г., в том же году корабль продали на металлолом. За время боевой службы на Атлантическом и Тихом океанах в годы Второй мировой войны тяжелый крейсер 13 раз был отмечен боевой звездой.

Крейсера типа «Балтимор»

Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».

Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 - СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей - «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».

Залп носовых башен главного калибра крейсера «Сент-Пол». Крейсер ведет огонь но Хангнэму, Северная Корея, декабрь 1950 г. Орудийный огонь американских кораблей обеспечил эвакуацию из порта военных и гражданских перед лицом корейско-китайских полчищ. Последние выстрелы в Корейской войне «Сент-Пол» сделал в 21 ч 59 минут 27 июля 1953 г. - за одну минуту до вступления в силу перемирии.

Вьетнамская береговая артиллерия обстреливает крейсер «Септ-Пол», Тонкинский залив, август 1967 г. Крейсер оказывал огневую поддержку американским и южновьетнамским войскам в 1965–1970 г.г. 2 сентября 1965 г. в носовую часть корабля попал снаряд, выпущенный вьетнамской береговой артиллерией. Потерь среди экипажа не было.

Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу - 205.3 м. по ватерлинии - 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту - 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное - 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе - 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту - до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное - 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).

На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы - 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра - 20,3 мм, бортов - 7,62 см, крыш - 7,62 см.

Крейсер «Сент-Пол» проходит по левому борту танкера «Навасота» (АО-106) на пути в Тонкинский залив, 1967 г. Обратите внимание на большое количество разнообразных антенн.

Моряки танкера «Навасота» подают концы на крейсер «Сент-Пол». Крейсеру предстоит принять нефть с танкера. Моряки танкера - в пожарных касках, работа на танкере отличается крайней непредсказуемостью и опасностью. Пи кормовой надстройке крейсера виден визир Мк 54 управления огнем кормовой башни главного калибра. Впереди и выше системы Мк 54 установлена система Мк 37, используемая для управления огнем 5-дюймовой артиллерии.

Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна - в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.

Развивая свою крейсерскую линию, американские конструкторы уже в ходе начавшейся Второй Мировой войны, приступили к разработке нового тяжелого крейсера, являющегося альтернативным разрабатывавшимся в то же время легкихм крейсерам типа «Кливленд». Дело в том, что его предшественник крейсер «Уичита» имел не очень хорошую остойчивость, сказывающуюся на его боевых качествах.

В ходе ряда работ, взяв за образец «Уичиту», конструкторы увеличили длину и ширину корпуса, изменили расположение машинной установки, предусмотрев возможности расположения и усиления зенитной артиллерии.

Первый опыт морских военных сражений, разгоравшихся в Европе, выявил опасность нового оружия - магнитных мин. Защите от них тоже уделялось немалое внимание. В итоге в мае 1941 года был заложен головной корабль серии - крейсер «Балтимор». При всего 9 орудиях главного калибра его буквально усеяли зенитными орудиями разного калибра.

Не прошло и двух лет, как крейсер уже вступил в состав флота и тут же отправился в Тихий океан, где вместе со своими систершипами «Бостоном», «Канберрой» и «Куинси» вошел в состав 10-ой дивизии крейсеров. Первым боевым испытанием для «Балтимора» стала высадка десанта на остров Макин в ноябре 1943 года. Тогда крейсер своим огнем поддерживал высадившийся на остров десант морской пехоты. Дальше подобные операции пошли одна за одной:

Декабрь - удар по атоллу Кваджалейн;
- январь - участие в обстрелах береговые аэродромы Маршалловых островов при участии кораблей 58-ой оперативной группы;
- февраль - рейд на Трук, опять-таки в составе ОС 58;
- март - рейды на Палау, Улити и Яп;
- апрель - высадка десанта в Холландии, обстрел острова Сатаван, находящегося южнее Трука;
- май - артиллерийские удары по японским войскам на островах Маркус и Уэйк.

Пиком боевой активности для крейсера стал июнь, когда «Балтимор» стал участником сразу нескольких набеговых операций и сражений в Филиппинском море, когда окончательно были похоронены надежды японских военных переломить в свою пользу ход военных действий на море. Правда, в этом сражении основной упор был сделан на авиацию, а крейсер скорее играл роль эскорта для действовавших там авианосцев, но это вовсе не умаляет его заслуг.

После планового ремонта, длившегося три с лишним месяца, корабль возвратился к боевой работе в Тихом океане, принимая участие в ряде набеговых и десантных операций. К сожалению, а может быть и к счастью для корабля, он так ни разу и не встретился с равным ему по силе противником - одним из японских тяжелых крейсеров, больше выполняя функции плавучей артиллерийской батареи. Так «Балтимор» и прослужил до конца Второй Мировой войны, а вскоре после ее окончания, в июле 1946 года, был зачислен в резерв флота, фактически пробыв на службе немногим более трех лет.

Но для него это не было окончанием. В ноябре 1951 года на волне Корейского кризиса о «Балтиморе» опять вспомнили и вновь ввели в строй действующих. Правда, в самой войне корабль не участвовал, а служил в Атлантическом океане. Второй раз, и теперь уже окончательно, его вывели из состава флота в конце мая 1956 года. Его окончательно посчитали устаревшим и утратившим всякую боевую ценность.

Просмотров