Проанализируйте таблицу факторы социального поведения. Задания на работу со статистическими источниками

1. На протяжении 1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.

2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижении темпов прироста производственных фондов.

3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованности во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.

4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах

прироста национального дохода.

Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг..

Примечание.

Фондоотдача – это произведенный национальный доход на один рубль производственных основных фондов.

Ответ:

1.Да, об этом свидетельствует динамика показателей в первой строке таблицы (5,7, 4,3, 3,2, 1,3% соответственно). 2. Нет, темпы прироста производственных фонтов в 1970 – 1990 гг., напротив, росли (вторая строка таблицы). 3. Да, о внедрении новой техники свидетельствую темпы прироста производственных фондов (вторая строка). О низкой заинтересованности во внедрении достижений НТП может говорить сравнение второй и третьей строк таблицы (фондоотдача падала, что говорит о неполучении государством как собственником производственных фондов дополнительной прибыли и об увеличении себестоимости продукции). 4. Да, вывод подтверждает сравнение третьей и первой строк таблицы.

2. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин,

существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности. Причины, удерживающие от совершения преступления (по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)



Ответ:

1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость

1.Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными таблицы.

1. На протяжении 1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.

2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижение темпов прироста производственных фондов.

3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованности во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.

4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах прироста национального дохода.

Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг.

Примечание.

Фондоотдача – это произведенный национальный доход на один рубль производственных основных фондов.

Ответ:

1.Да, об этом свидетельствует динамика показателей в первой строке таблицы (5,7, 4,3, 3,2, 1,3% соответственно). 2. Нет, темпы прироста производственных фонтов в 1970 – 1990 гг., напротив, росли (вторая строка таблицы). 3. Да, о внедрении новой техники свидетельствую темпы прироста производственных фондов (вторая строка). О низкой заинтересованности во внедрении достижений НТП может говорить сравнение второй и третьей строк таблицы (фондоотдача падала, что говорит о неполучении государством как собственником производственных фондов дополнительной прибыли и об увеличении себестоимости продукции). 4. Да, вывод подтверждает сравнение третьей и первой строк таблицы.

Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.



1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления

(по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)



Совесть не позволила. Из отвращения к поступку.

Страх наказания. Неловко перед людьми

Из принципиальных соображений. По нерешительности

Ответ:

1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость наказания.

3. Социологической службой страны Z был проведен опрос граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем общественной жизни тревожит вас больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы (погрешность составляет 1%).


Выберите из перечня все верные утверждения. Какие выводы следует сделать на основе анализа диаграммы? Сделайте не менее двух выводов.

А) Наибольший процент опрошенных обеспокоен ростом цен и безработицей.

Б) Пятая часть опрошенных обеспокоена сокращением производства отечественных товаров.

В) Примерно треть опрошенных обеспокоена недоступностью качественного образования и медицинских услуг.

Г) Опрошенные больше обеспокоены ростом уровня безработицы, чем сокращением производства отечественных товаров.

Д) Опрошенные больше обеспокоены ростом цен и безработицей, чем проблемами, связанными с политическими реформами.

Ответ: БВГД

1 вывод – Население обеспокоено недоступностью качественного образования и медицинских услуг.

2 вывод – Население больше волнуют социальные вопросы, чем политические.

4. Проанализируйте графические изображения экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже.

Проанализируйте следующие рисунки, где ось Q – количество товара, ось P – его цена, D – спрос на товар, S – его предложения.

рисунок 1 рисунок 2

1. Сделайте выводы (по рис. 1, рис. 2) о:

предложении ________________________________________________

спросе______________________________________________________

равновесной цене _____________________________________________

равновесном количестве _______________________________________

рис.3

2. На основе анализа данных рисунка 3 сделайте основные выводы.

_______________________________________________________________

Ответ:

1. Рис.1. Предложение падает, спрос постоянен. Это приводит к росту равновесной цены (p2 > p1), но уменьшению равновесного количества (q2 < q1).

Рис. 2. Равновесная цена снизилась. Предложение товара возросло.

2 . Рис. 3. Спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени. В этом случае произойдет изменение только равновесного количества в сторону его увеличения (q1 > q0), равновесная цена останется прежней.

5. 11. По какому признаку на карте темным цветом выделены государства?


Ответ: унитарные государства.

Задания иного типа

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом, например, производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются традиционными и продолжают действовать поныне. Некоторые из них перечислены ниже. Заполните таблицу, приведя примеры проявления к указанным традиционным функциям семьи, которые покажут суть этих функции, и дополните список этих функций с примерами.

Ответ: могут быть приведены такие функции:

Хозяйственно-экономическая,

Регенеративная,

Сфера первоначального социального контроля,

Рекреативная,

Духовного общения,

Психотерапевтическая.

Принимаются в качестве верных иные названия этих функций, если приведенные участником примеры свидетельствую о понимании их сути, или дополнительно названные функции, если их приведение соответствует сути вопроса.

М. Вебер выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

1.Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработанный закон. 3. Делегирование на основе принципа большинства. 4. Монарх, глава конфессии. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связанный с главой системой сословных связей. 7. Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональная бюрократия. 10. Устоявшиеся, вековые нормы. 11. Передача власти по наследству в силу сложившихся обычаев. 12. Должностные лица, лично преданные лидеру.

Ответ:

Мини-проект

Современная Россия нуждается в инновационных идеях, активности молодежи в решении проблем, стоящих перед ней. Вам – участникам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию предлагается составить заявку на проведение исследования по актуальной для России проблеме общественного развития. Вы сами должны сформулировать эту проблему.

Рекомендуем следовать тому плану работы, который дан ниже. Но, если ваше решение будет состоять в иной последовательности раскрытия перечисленных вопросов, постановке вопросов дополнительных, то жюри отнесется к этому с пониманием. Однако не забывайте необходимость раскрыть все 9 позиций, указанных ниже.

1 . Формулировка проблемы.

В чем состоит проблема (дайте ее четкое определение)?

Какое противоречие в развитии российского общества лежит в основе названной вами проблемы?

Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, актуальна для общества?

В чем ее значимость для вас лично?

3. Цель работы.

На что нацелена работа? Какие результаты вы планируете получить?

3. Имеющийся опыт решения проблемы.

Какой опыт решения выбранной вами проблемы был в истории России?

Можно ли сослаться на опыт решения подобной проблемы за рубежом?

Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?

4. Значимая информация о реальном положении дел по избранной проблеме.

Какой информацией о реальном положении дел по избранной проблеме вы уже обладаете (в т.ч. назовите источники этой информации)?

Какой информации вам не хватает? Обоснуйте ее важность для вас.

5. Способы и методы исследования.

Какие (методы) способы исследования вы планируете применить?

Обоснуйте ваш выбор с точки зрения достижения поставленной цели.

6. Ожидаемые результаты.

Какие результаты вы ожидаете получить?

7. Адресность работы.

Кому, каким органам власти, общественным организациям могут быть полезны результаты вашей работы? Свой вывод аргументируйте.

8. Смежные исследования.

Перечислите темы исследований, которые поддержали бы работу по избранной вами проблеме. Кратко обоснуйте свой выбор.

9. Личное участие в решении проблемы.

Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы (кроме очевидного – разработка заявки на исследование).

Эссе

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1. Раскрытие обоснованности выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Свободная композиция и непринужденность повествования.

7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

8. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам.

Темы для выбора

1. «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя». (В.М. Шукшин)

2. «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель)

3. «Дайте человеку все материальные блага, но лишите его понятия смысла жизни – и это будет несчастный человек». (К.Д. Ушинский).

4. «Человек – разумное существо, но это не относится к человечеству».

(А. Реймон)

5. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». (Ш. Монталабер)

6. «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф)

7. «Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность».

(Ф. А. фон Хайек)

8. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (В.С. Соловьев)

9. «Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость – когда мы в большинстве». (Р. Сокман)

10. «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника». (Б. Шоу)

11. «Нет ничего практичнее хорошей теории». (Р. Кирхгоф)

12. «Природу побеждают, только повинуясь ее законам». (Ф. Бэкон)

13. «Общество притеснительнее правительства». (Т.Н. Грановский)

14. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

(А. Дистервег)

15. «Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла». (Н.Г. Чернышевский)

Цель методических рекомендаций - обеспечить научно-методическую основу для организации и проведения текущего контроля по дисциплине «Иностранный язык». Текущий контроль по данным дисциплинам представлен системой интерактивных методов обучения в виде систематической проверки знаний, умений, навыков студентов. Практический материал разработан к Фонду оценочных средств промежуточного и текущего контроля знаний студентов-иностранцев. Задача текущего контроля - получить первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную целенаправленную работу иностранных студентов. Задача итогового контроля - получить достоверную информацию о степени освоения дисциплин. Система упражнений, разработанная автором, поможет объективно оценить умения и навыки иностранных студентов, изучающих дисциплину «Иностранный язык». Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения. Недостаточно знать методическую характеристику упражнений, их типы, виды и уметь подбирать наиболее адекватные из них. Это еще не гарантирует усвоения. В плане организации процесса усвоения система упражнений должна обеспечить:

а) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка и качеству (механизму), того или иного умения;
б) определение необходимой последовательности упражнений: усвоение всегда проходит какие-то стадии и протекает на основе определенных методических принципов или правил;

в) определение соотношения упражнений тех или иных типов, видов, подвидов и вариантов, ибо это определяет успех не в меньшей степени, чем правильная последовательность упражнений;

г) регулярность определенного материала;

д) правильную взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) на всех уровнях системы.

Под системой упражнений понимают такую совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование) в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения РКИ в заданных условиях.

Практический материал

Склонение имен прилагательных, определительных, указательных и притяжательных местоимений (систематизация). Сложноподчиненные предложения с союзным словом который (систематизация). Степени сравнения прилагательных и наречий.

1. Проанализируйте следующие таблицы.

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Падеж

Мужской род

Средний род

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

старый дом

зимний день

старого дома

зимнего дня

старому дому

зимнему дню

старый дом

зимний день

(старого друга)

старым домом

зимним днем

(о) старом доме

(о) зимнем дне

вкусное яблоко

синее море

вкусного яблока

синего моря

вкусному яблоку

синему морю

вкусное яблоко

синее море

вкусным яблоком

синим морем

(о) вкусном яблоке

(о) синем море

Женский род

Множественное число

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

старая школа

зимняя обувь

старой школы

зимней обуви

старой школе

зимней обуви

старую школу

зимнюю обувь

старой школой

зимней обувью

(о) старой школе

(в) зимней обуви

зимние дни

старые школы

зимних дней

старых школ

зимним дням

старым школам

зимние дни

старые школы

(старых друзей)

зимними днями

старыми школами

(о) зимних днях

(о) старых школах

2. Вставьте вместо точек стоящие в скобках прилага-тельные в нужной форме.

1. Андрей позвонил … другу (лучший). 2. Виктор написал письмо... сестре. (старший) 3. Студенты сегодня соберутся в... клубе. (студенческий) 4. Алексей занимается... спортом. (горнолыжным) 5. Олег купил в магазине несколько... книг. (новый) 6. Китайский студент живет в... комнате. (соседний) 7. Виктор Иванович приехал из... деревни. (маленький) 8. Директор завода принял на работу... специалистов. (новый) 9. Сегодня студенты будут готовиться к... экзамену. (последний) 10. Вчера Нина встречалась с... подругами. (школьный) 11. Перед... музеем растут большие деревья. (историческим) 12. Студенты весело провели... каникулы. (зимний) 13. Анатолий не может жить без... книг. (ин-тересный)

3. Составьте предложения со следующими словосочетаниями:

трудный экзамен, лучшая подруга, школьный товарищ, се-годняшняя газета, новые студенты, последнее письмо, красивая девушка, оперный театр, близкие друзья, древний город.

4. Ответьте на вопросы, используя словосочетание «новый студент».

1. С кем Андрей говорил во время перерыва? 2. Чей доклад понравилсяя

Сергею и Алексею? 3. О ком рассказывал вчера Иван? 4. Кому студенты послали приглашение на вечер? 5. Кто приходил вчера в общежитие? 6. Кого встретил Константин в столовой?

5. Раскройте скобки.

1.Иван учится (медицинский институт, пятый курс). 2. Надя учится (художественная академия, второй курс). 3. (Этот маленький город) нет (драматический театр). 4. Алла много занима-ется (китайский и японский языки). 5. Родителям очень нравится (эта итальянская песня). 6. Сергей — студент (технический университет). 7. Вчера мы долго гуляли (Океанский проспект). 8. Виктор Зайкин стал (известный режиссёр). 9. Как пройти (краеведческий музей)? 10. Нина подарила (новый планшет) (младший брат).

6. Проанализируйте следующую таблицу.

СКЛОНЕНИЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ И УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

Падеж

Мужской род

Средний род

Именительный падеж

наш город

этот завод

весь институт

моё письмо

наше общежитие

это здание

всё общество

Родительный падеж

моего дома

нашего города

этого завода

всего института

моего письма

нашего общежития

этого здания

всего общества

Дательный падеж

моему дому

нашему городу

этому заводу

всему институту

моему письму

нашему общежитию

этому зданию

всему обществу

Творительный падеж

моим домом

нашим городом

этим заводом

всем институтом

моим письмом

нашим общежитием

этим зданием

всем обществом

Предложный падеж

о моём доме

о нашем городе

об этом заводе

во всём институте

о моём письме

о нашем общежитии

об этом здании

во всём обществе

Женский род

Множественное число

Именительный падеж

моя комната

наша страна

эта газета

вся планета

мои книги

наши тетради

все народы

Родительный падеж

моей комнаты

нашей страны

этой газеты

всей планеты

моих книг

наших тетрадей

этих домов

всех народов

Дательный падеж

моей комнате

нашей стране

этой газете

всей планете

моим книгам

нашим тетрадям

этим домам

всем народам

Винительный падеж

мою комнату

нашу страну

эту газету

всю планету

мои книги (моих друзей)

наши тетради

эти дома (этих девушек)

все народы (всех студентов)

Женский род

Множественное число

Творительный падеж

моей комнатой

нашей страной

этой газетой

всей планетой

моими книгами нашими тетрадями этими домами

всеми народами

Предложный падеж

в моей комнате

в нашей стране

в этой газете

на всей планете

о моих книгах

о наших тетрадях

в этих домах

обо всех народах

7. Вставьте вместо точек стоящие в скобках местоимения и прилагательные в нужной форме.

1. Мы встретили на вокзале... друга. (наш старый) 2. Труды Ломоносова знают учёные-химики... мира. (весь) 3. Я хочу рассказать вам о... преподавателе. (мой) 4. Семья... сестры живёт в... доме. (мой, этот) 5. Антон никогда раньше не видел... девушку. (этот) 6. ... другу не понравился... фильм. (мой, этот) 7. ... подруга принесла... учебники? (твой, весь) 8. Данила в кабинете у... декана. (наш) 9. За... домами находится парк. (этот) 10. В... здании находится почта, а в... здании находится аптека. (этот, тот) 11. Я никогда не был в... стране. (ваш) 12. Я слышал, как кто-то подошёл к... комнате. (мой) 14. Вчера Иван говорил по телефону со... товарищем. (его старый школьный) 15. Семен передал тетради... преподавателю. (наш новый)

8. Раскройте скобки.

1. (Эта студентка) девятнадцать лет. 2. В (моя комната) нет телевизора. 3. Мы давно не видели (этот профессор). 4. Вас спрашивал (наш декан). 5. За (этот дом) остановка автобуса. 5. Я никогда не был в (ваш город). 6. Мне нравится (эта девушка). 7. Покажите мне (моя контрольная работа). 8. Я решил подарить (эта книга) (твоя сестра). 9. Я должен поговорить с (мой друг). 10. Я хорошо знаю (этот человек). 11. В (эта аудитория) очень холодно. 12. Об этом нужно спросить (все студенты). 13. Нина всегда ходит в (эта библиотека). 14. У (мой друг) есть машина.

9. Ответьте на вопросы, используя притяжательные, указательные и определительные местоимения.

1.Все ли дети школьного возраста в вашей стране ходят в школу? Если нет, почему? 2. У вас на родине трудно поступить в университет по вашей специальности? 3.Вы уже поступали в высшее учебное заведение в своей стране? 4 Почему вы решили продолжить образование в России? 5 В вашей стране легко найти работу по вашей специальности? 6. Где бы вы хотели работать на родине после окончания учёбы в России?

10. Проанализируйте таблицу.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗНЫМ СЛОВОМ КОТОРЫЙ

Мужской род

Вот наш университет,

который находится в центре города.

недалеко от которого расположен парк.

которому скоро исполнится 70 лет.

в который я хожу каждый день.

которым я горжусь.

в котором я учусь.

Женский род

Это моя подруга,

которая приехала из Владивостока.

брат которой учится в университете.

которой я часто звоню.

которую я с вами познакомлю.

с которой я познакомился в университете.

о которой я часто думаю.

Средний род

Вот наше общежитие,

которое находится около супермаркета.

около которого есть клуб «Паллада».

к которому мы подойдём через пять минут.

в которое я вас приглашаю.

за которым находится студенческая столовая.

в котором я живу.

Множественное число

Это мои друзья,

которые приехали из Харбина.

для которых я купил подарки.

которым я послал поздравления.

которых я давно не видел.

с которыми я редко встречаюсь.

о которых я вам рассказывал.

11. Раскройте скобки.

1. Мы встретили на улицу студентку, (которая) учится в нашей группе. 2. Вот девушка, с (которая) я познакомился в институте. 3. Мы поедем на экскурсию в город, в (который) я давно хотел побывать. 4. Это мой друг, о (который) я вам рассказывал. 5. Принесите книгу, (которая) я вам дал. 6. Вот общежитие, в (которое) мы живём. 7. Вот дом, недалеко от (который) находится столовая. 8. Это девушка, (которая) не было с нами на экскурсии. 9. Вот студент, у (который) скоро будет день рождения. 10. Где находится музей, в (который) мы пойдём в субботу? 11. Я получил письмо, из (которое) я узнал, как живут мои родители. 12. Это студент, (который) я не видел уже несколько дней.

12. Закончите предложения.

1. Я расскажу вам о своём друге, с которым.... 2. Это новый русско-английский словарь, который.... 3. Вот фотография моих друзей, которых... . 4. Студенческий интернациональный вечер будет проходить в нашем общежитии, которое... . 5. Передайте, пожалуйста, этот учебник студентке, которая... . 6. Это моя подруга, которой.... 7. Вот письмо, о котором... . 8. Это студенты, которых... . 9. Это преподаватель, с которым.. . 10. Алла Пугачёва — это певица, которая... . 11. Вот здание, в котором... . 12. Принесите мне книгу, которую... .

13. Ответьте на вопросы.

Как вы думаете, нужно ли изучать иностранные языки? Какие иностранные языки вы изучали на родине? Вы свободно говорите на этих языках или боитесь говорить на них? Как вы думаете, нужно ли обязательно знать язык страны, в которую вы приехали?

14. Прочитайте текст.

Урок русского языка

Звонок звенит, начинается урок. В аудиторию входит преподаватель. Сначала он проверяет, кто из студентов присутствует, а кто отсутствует. Затем преподаватель начинает объяснять употребление падежей. Один студент невнимателен. Преподаватель спрашивает его:

Преподаватель.

Чья это книга?

Преподавателя.

Кому вы отдаёте книгу?

Преподавателю.

Кого вы уважаете?

Преподавателя.

С кем вы разговариваете?

С преподавателем.

О ком мы говорим?

О преподавателе.

Хорошо, - говорит преподаватель. - Но почему вы так невнимательны на уроках и плохо говорите по-русски, когда я вас спрашиваю, ведь вы знаете склонение существительных.

Я знаю только склонение слова «преподаватель», потому что я склоняю его на каждом уроке и наконец, запомнил ответы.

— По-моему, китайский язык такой же трудный, как и русский.

— А я думаю, что китайский язык труднее, чем русский.

15. Сравните два предмета одинакового качества.

Образец: — Китайский язык трудный. А японский?

Японский язык такой же трудный, как и китайский.

1.Это упражнение очень трудное. А то? 2. Москва — древний город. А Суздаль? 3. Климат в Тунисе очень жаркий. А в Египте? 4. Этот фильм очень интересный. А тот? 5. Мой компьютер очень дорогой. А ваш? 6. Эта задача очень трудная. А та? 7. Наш дом очень старый. А ваш? 8.Китай — большая страна. А Франция?

16 Проанализируйте таблицу.

17. Запомните следующие формы сравнительной степени прилагательных!

дорогой — дороже близкий — ближе

громкий — громче редкий — реже

тихий — тише частый — чаще

лёгкий — легче короткий — короче

молодой — моложе хороший — лучше

богатый — богаче плохой — хуже

низкий — ниже маленький — меньше

высокий — выше большой — больше

18 .Сравните два предмета разного качества.

Образец: Китайский язык и английский язык (трудный).

Китайский язык труднее, чем английский язык.

1. Лето и осень (тёплый). 2. Комната Андрея и комната Алексея (удобный). 3. Видеомагнитофон и телевизор (дорогой). 4. Анатолий и Сергей. (серьёзный). 5. Светлана и Наташа (красивый). 6. Санкт-Петербург и Москва (молодой).

19. Ответьте по образцу, используя сравнительную степень прилагательных.

Образец: - Этот журнал интересный.

А этот ещё интереснее.

1. Эта книга хорошая. 2. Это упражнение трудное. 3. Эта девушка красивая. 4. Этот дом высокий. 5. Сегодня плохая погода. 6. Этот фильм интересный.

20. Сравните два предмета разного качества, используя сложную форму сравнительной степени прилагательных.

Образец: - Владимир — такой же красивый город, как и Суздаль.

А по-моему, Суздаль более красивый город.

1. Новгород такой же древний город, как и Москва. 2. Борис такой же умный студент, как и Кирилл. 3. Кавказские горы такие же высокие, как и Уральские. 4. Январь такой же холодный месяц, как и март. 5. Этот спектакль такой же интересный, как и тот.

21. Ответьте по образцу, используя превосходную степень прилагательных.

Образец: - Наташа, Анна и Тамара — красивые девушки.

Я думаю, что Тамара — самая красивая из них.

1. Киев, Рим и Париж — древние города. 2. Канада, Соединённые Штаты Америки и Мексика — большие страны. 3. Эверест, Монблан и Килиманджаро — высокие горы. 4. «Волга», «Мерседес» и «Жигули» — дорогие автомобили. 5. Математика, физика и информатика — сложные предметы. 6. Китайский, японский и арабский — трудные языки.

22. Ответьте на вопросы.

Какая страна самая большая в мире? Какой океан самый холодный? Какая гора самая высокая в мире? Какой месяц самый холодный в России? Какой месяц самый тёплый? Какая река самая длинная в мире? Какое озеро самое большое в мире? Какое озеро самое глубокое?

23. А) Проанализируйте русские пословицы, в которых используются формы сравнительной степени прилагательных и наречий. Скажите, как вы их понимаете. В какой ситуации их можно использовать?

1. В гостях хорошо, а дома лучше. 2. Ум хорошо, а два лучше. 3. Старый друг лучше новых двух. 4. Знай больше, говори меньше. 5. Тише едешь, дальше будешь. 6. Выше головы не прыгнешь. 7. Утро вечера мудренее. 8. Уговор дороже денег.

Б) Есть ли в вашем языке подобные пословицы? Приведите примеры.

24. Прочитайте текст.

Два старейших университета России

В России много государственных и негосударственных университетов, где

можно получить высшее образование. Старейшие из государственных - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. У каждого университета своя история.

Санкт-Петербургский университете основан 28 января 1724 года по указу Петра I об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук, университета и

гимназии. Гимназия должна была готовить кадры для университета, а он в свою очередь для Академии наук. В университете студенты изучали теологию (богословие), медицину, философию и юриспруденцию (правоведение). В архиве сохранился список и краткие биографии первых 38 студентов.

Московский университет имени М. В. Ломоносова был основан замечательным русским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Указ об учреждении университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 января 1755 года. В университете было 3 факультета: философский, медицинский и юридический. Сначала все студенты 2 года учились на философском факультете, где изучали математику, физику, философию, филологию и другие предметы.

И сегодня оба университета, МГУ и СПбГУ, являются крупнейшими учебными, научными и культурными центрами России, которые выпускают специалистов мирового уровня. Сейчас в МГУ - 22 факультета, в СПбГУ - 20 факультетов. Их количество постоянно увеличивается в связи с появлением новых специальностей: прикладная информатика, информационный менеджмент, связи с общественностью, маркетинг и другие. В университетах работают известные учёные, профессора и доценты, использующие в учебном процессе современные технологии. Оба университета представляют собой уникальные образовательные центры.

Каждый год в марте - апреле университеты проводят Дни открытых дверей. В эти дни профессора, доценты и преподаватели знакомят абитуриентов с факультетами, рассказывают им о специальностях, об условиях поступления в университеты и отвечают на вопросы абитуриентов о вступительных экзаменах, о сроках обучения, о конкурсе. С июня начинают работать приёмные комиссии. Абитуриенты могут подать заявления в приёмную комиссию и принять участие в конкурсе.

В университетах есть дневное, вечернее и заочное отделение. Занятия в университетах России начинаются 1 сентября. Обучение продолжается 5, 6 и более лет в зависимости от специальности. Учебный год делится на 2 семестра. Первый семестр начинается в сентябре и заканчивается в январе. В феврале начинается второй семестр, он заканчивается в июне. После каждого семестра на всех курсах студенты сдают экзамены. Начинается экзаменационная сессия. У каждого студента есть зачётная книжка, куда преподаватель-экзаменатор записывает результаты проверки знаний студента - зачёт (обычно без оценки) или оценку за экзамен: отлично, хорошо или удовлетворительно. Если студент не сдал экзамен, то он должен пересдать его в назначенный деканатом срок.

Как правило, студенты имеют двухнедельные зимние каникулы (конец января - начало февраля) и летние - 2 месяца (июль - август).

Существуют три уровня профессионального образования. Через 4 года обучения студент может получить академическую ступень «бакалавр», через 5 лет - степень «дипломированный специалист», через 6 лет - высшую степень «магистр». Для каждого уровня образования существует своя программа. В последнее время университеты предлагают всё возрастающее число курсов и программ на иностранных языках: английском, французском и немецком.

Б) Ответьте на вопросы.

1. Когда был основан Петербургский университет? Назовите документ, который подтверждает дату основания.
2. Какие факультеты были в университете при Петре I? Сколько студентов училось тогда? Сколько факультетов сейчас?
3. Когда был основан Московский государственный университет? Сколько факультетов было тогда?
4. Сколько сейчас факультетов в МГУ?
5. Какие изменения произошли в системе высшего образования за последние годы?
6. Что такое «Дни открытых дверей»?
7. Когда начинаются вступительные экзамены в вузах?
8. Какой срок обучения в вузе?
9. Что такое «зачётная книжка»?
10. Какие дипломы могут получить студенты после окончания вуза?

25. Ответьте на вопросы.

Что для вас труднее: научиться говорить, понимать, читать или писать по-русски? Помогают ли вам грамматические правила и помните ли вы о них, когда говорите? Если вы встретили в тексте незнакомое слово, всегда ли вы смотрите его значение в словаре? Если вы не понимаете фразу по-русски, которую вы услышали, вы пытаетесь сами понять её или просите повторить её ещё раз? Что для вас труднее: фонетика или грамматика?

1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления

(по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)



Совесть не позволила. Из отвращения к поступку.

Страх наказания. Неловко перед людьми

Из принципиальных соображений. По нерешительности

3. Социологической службой страны Z был проведен опрос граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем общественной жизни тревожит вас больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы (погрешность составляет 1%).

Выберите из перечня все верные утверждения. Какие выводы следует сделать на основе анализа диаграммы? Сделайте не менее двух выводов.

А) Наибольший процент опрошенных обеспокоен ростом цен и безработицей.

Б) Пятая часть опрошенных обеспокоена сокращением производства отечественных товаров.

В) Примерно треть опрошенных обеспокоена недоступностью качественного образования и медицинских услуг.

Г) Опрошенные больше обеспокоены ростом уровня безработицы, чем сокращением производства отечественных товаров.

Д) Опрошенные больше обеспокоены ростом цен и безработицей, чем проблемами, связанными с политическими реформами.

4. Проанализируйте графические изображения экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже.

Проанализируйте следующие рисунки, где ось Q – количество товара, ось P – его цена, D – спрос на товар, S – его предложения.





рисунок 1 рисунок 2

1. Сделайте выводы (по рис. 1, рис. 2) о:

предложении ________________________________________________

спросе______________________________________________________

равновесной цене _____________________________________________

равновесном количестве _______________________________________


рис.3

2. На основе анализа данных рисунка 3 сделайте основные выводы.

_______________________________________________________________

5. 11. По какому признаку на карте темным цветом выделены государства?


Задания иного типа

1. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом, например, производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются традиционными и продолжают действовать поныне. Некоторые из них перечислены ниже. Заполните таблицу, приведя примеры проявления к указанным традиционным функциям семьи, которые покажут суть этих функции, и дополните список этих функций с примерами.

М. Вебер выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

1.Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработанный закон. 3. Делегирование на основе принципа большинства. 4. Монарх, глава конфессии. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связанный с главой системой сословных связей. 7. Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональная бюрократия. 10. Устоявшиеся, вековые нормы. 11. Передача власти по наследству в силу сложившихся обычаев. 12. Должностные лица, лично преданные лидеру.

Мини-проект

Современная Россия нуждается в инновационных идеях, активности молодежи в решении проблем, стоящих перед ней. Вам – участникам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию предлагается составить заявку на проведение исследования по актуальной для России проблеме общественного развития. Вы сами должны сформулировать эту проблему.

Рекомендуем следовать тому плану работы, который дан ниже. Но, если ваше решение будет состоять в иной последовательности раскрытия перечисленных вопросов, постановке вопросов дополнительных, то жюри отнесется к этому с пониманием. Однако не забывайте необходимость раскрыть все 9 позиций, указанных ниже.

1 . Формулировка проблемы.

В чем состоит проблема (дайте ее четкое определение)?

Какое противоречие в развитии российского общества лежит в основе названной вами проблемы?

Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, актуальна для общества?

В чем ее значимость для вас лично?

3. Цель работы.

На что нацелена работа? Какие результаты вы планируете получить?

3. Имеющийся опыт решения проблемы.

Какой опыт решения выбранной вами проблемы был в истории России?

Можно ли сослаться на опыт решения подобной проблемы за рубежом?

Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?

4. Значимая информация о реальном положении дел по избранной проблеме.

Какой информацией о реальном положении дел по избранной проблеме вы уже обладаете (в т.ч. назовите источники этой информации)?

Какой информации вам не хватает? Обоснуйте ее важность для вас.

5. Способы и методы исследования.

Какие (методы) способы исследования вы планируете применить?

Обоснуйте ваш выбор с точки зрения достижения поставленной цели.

6. Ожидаемые результаты.

Какие результаты вы ожидаете получить?

7. Адресность работы.

Кому, каким органам власти, общественным организациям могут быть полезны результаты вашей работы? Свой вывод аргументируйте.

8. Смежные исследования.

Перечислите темы исследований, которые поддержали бы работу по избранной вами проблеме. Кратко обоснуйте свой выбор.

9. Личное участие в решении проблемы.

Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы (кроме очевидного – разработка заявки на исследование).

Эссе

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1. Раскрытие обоснованности выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Свободная композиция и непринужденность повествования.

7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

8. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам.

Темы для выбора

1. «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя». (В.М. Шукшин)

2. «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель)

3. «Дайте человеку все материальные блага, но лишите его понятия смысла жизни – и это будет несчастный человек». (К.Д. Ушинский).

4. «Человек – разумное существо, но это не относится к человечеству».

(А. Реймон)

5. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». (Ш. Монталабер)

6. «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф)

7. «Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность».

(Ф. А. фон Хайек)

8. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (В.С. Соловьев)

9. «Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость – когда мы в большинстве». (Р. Сокман)

10. «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника». (Б. Шоу)

11. «Нет ничего практичнее хорошей теории». (Р. Кирхгоф)

12. «Природу побеждают, только повинуясь ее законам». (Ф. Бэкон)

13. «Общество притеснительнее правительства». (Т.Н. Грановский)

14. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

(А. Дистервег)

15. «Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла». (Н.Г. Чернышевский)

Использованные ресурсы

3. Заключительный этап VII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (12 – 17 апреля 2010 г., г. Смоленск)

4. Заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 17 – 23 апрел

Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод о том, что фактический уровень таких показателей, как температура воздуха в теплый период воздуха, скорость движения воздуха, влажность воздуха и естественное освещение находится в пределах установленной нормы. Температура воздуха в холодный период воздуха составляет 13,3°С, что ниже допустимого уровня на 3,7°С. Также существуют значительные отклонения показателей уровня освещенности рабочей поверхности на 164,2 лк, пульсации освещенности на 62,7% и уровня звука и эквивалентного звука на 17 дБА. Допустимый уровень бумажной пыль составляет 2 мг/м3, но на анализируемом предприятии этот показатель больше на 5,95 мг/м3 и составляет 7,95 мг/м3. Также по результатам данной таблицы инженер по техники безопасности и охране труда определяет класс условий труда, степень вредности и опасности. По показателям напряженности трудового процесса в ООО «Инвестхимпром» выделяют три класса условий труда:

Класс 1 - оптимальный (напряженность труда легкой степени) - условия труда, которые обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.

класс 2 - допустимый (напряженность труда средней степени) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомство.

класс 3 - напряженный труд - условия труда, которые характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятные воздействия на организм работающего и (или) его потомство.

Кроме тяжести и напряженности труда при аттестации рабочего места по условиям труда в ООО «Инвестхимпром» оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические, психофизиологические).

Вредный фактор - это такой фактор, действие которого может привести к снижению работоспособности или заболеванию.

Каждый фактор в зависимости от интенсивности и условий воздействия может быть опасным или вредным, приводящим соответственно к травматизму или профессиональному заболеванию. Состояние условий труда характеризуется величиной отклонения количественных характеристик каждого фактора от нормативных требований. Максимальные значения факторов рабочей среды, при которых выполняются указанные требования (предельно - допустимые уровни и предельно - допустимые концентрации), приведены в соответствующих стандартах ССБТ.

Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. Инструментальные измерения физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, эргономические исследования выполняются в процессе работы, то есть при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. По каждому рабочему месту определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств. При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты одновременно производится оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте, а также производится контроль их качества.

В ООО «Инвестхимпром» проводится оценка фактического состояния условия труда на рабочих местах и его количественная оценка по фактору травмобезопасности. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно. По результатам составляется протокол оценки по факту травмобезопасности.

На рабочем месте рабочего ремонтного цеха присутствуют следующие производственные факторы: физические и психофизические.

К вредным физическим факторам рабочего места можно отнести:

неудовлетворительные микроклиматические условия (температура, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха);

недостаточная освещённость рабочей зоны;

Просмотров