Почему пути и формы общественного развития многообразны. Многовариантность общественного развития. Важнейшие институты общества

Урок 36-37

Обществознание, профильный уровень

/ Проблема общественного прогресса /

Д.З: § 15, ?? (с.154), задания (с.154-156)

© А.И. Колмаков



  • способствовать формированию понимания прогресса и регресс в развитии общества;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.


Универсальные учебные действия

В частности, они принимают форму приобретения навыков и создания общих знаний, то есть обучения, организационного на этот раз. Таким образом, местное управление, как сочетание близости, становится вектором сингулярной когерентности, временно и частично повышающим неопределенность, присущую любому коллективному действию путем сокращения, а не эвакуации конфликтов. Структурированные и создающие и реализующие общий проект, эти взаимодействия закреплены в отношениях власти, поскольку материальные и когнитивные ресурсы распределены неравномерно среди экономических, политических и социальных субъектов с различными интересами.

  • Знать: особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Противоречивость прогресса.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.


  • общественный прогресс;
  • регресс;
  • критерии прогресса ;
  • многовариантность общественного развития;
  • историческая альтернатива;
  • критерий прогресса


Изучение нового материала

Местные отношения с властью

Задача состоит в том, чтобы создать эффективную координацию в контексте многочисленных источников власти и власти. Это институциональное измерение власти является частью проблематики легитимности: действительно, даже если актер чувствует, что он или она подчиняется этой власти, власть существует только посредством молчаливого или явного согласия последнего, что подразумевает, что власть признана законной. Эта легитимность одновременно касается трех взаимосвязанных объектов: во-первых, власть признается законной, если она осуществляется законным агентом (агентами), во-вторых, власть должна осуществляться в институциональной структуре управления, в открытом пространстве по ориентирам, полученным и принятым участниками, в-третьих, власть реализуется для достижения набора целей, проекта.

  • Прогресс и регресс.
  • Противоречивость прогресса.
  • Критерии прогресса.
  • .
  • Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Вспомните. Какой смысл наука вкладывает в понятие «общество»? Чем отличается линейно-стадиальный подход к пониманию общества от локально-цивилизационного?

В этом смысле легитимность относится к проблеме эффективности в соответствии с критерии, используемые каждым из агентов, участвующих в управлении. Сила обязательно является перформативной, проявляемой действием, добивающимся успеха. И этот успех придает легитимность, что само по себе позволяет осуществлять власть в местном управлении.

Это осуществление власти, которая находится на организационном уровне местного управления, может быть определена с помощью четырех различных функций. Во-первых, власть - это отношение, а не атрибут актеров; во-вторых, эта взаимосвязь несбалансирована, поскольку существует асимметрия когнитивных и материальных ресурсов между агентами перед лицом ситуации, что делает условия торговли более благоприятными для одной из сторон; в-третьих, неопределенность является центральной составляющей силовой связи, потенциальной непредсказуемостью поведения агентов в зависимости от степени автономности, которой они обладают, и, в-четвертых, реляционная размерность власти подразумевает интенциональность в координации. агент может законно осуществлять господство, навязывая свои собственные правила и цели всем участникам управления.



«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»

  • Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
  • Для регресс а характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.


ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

Однако управление характеризуется отсутствием центрального актера гегельянского типа, такого как государство, которое становится в наших рамках менее регулирующим актором, чем посредником. Это отсутствие оправдывает использование этого нового термина для учета возникновения координации, в которой власть больше зависит от сетей, чем от иерархии. Таким образом, понятие управления позволяет, опираясь на новую организацию власти, характерной для демократии, основанной на участии, вновь ввести ее в действие.

Эта особенность, среди прочего, часто используется для атрибуции свойств устойчивости для местного управления. Определение местного управления как совокупности близостей позволило выявить определенные характеристики устойчивости, которые нам сейчас необходимо объяснить, иллюстрируя нашу точку зрения по странам. Мы заранее возвращаемся к принципам устойчивого развития, сгруппированным в период устойчивого развития.

X. Ортега-и-Гассет писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».



Пути общественного развития

Краткое напоминание: общие принципы устойчивого развития

В целом и с точки зрения устойчивого развития цели экономического и социального развития определяются в соответствии с общими интересами и продолжительностью с целью изменения содержания роста. Таким образом, понятие устойчивого развития заслуживает того, чтобы вернуть время глубины и, таким образом, вспомнить ограничения долгого времени и, следовательно, необходимость интеграции экономических и экологических проблем в процесс принятия решений. Эта характеристика времени часто отсутствует в отражениях социально-экономических субъектов, предпочитающих перед лицом актуальности текущих проблем быстрые ответы, но в конечном счете не очень долговечные, даже эфемерные.

ПРОГРЕСС

революция

эволюция

Эволюция:

  • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
  • Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.


Революция

Однако понятие устойчивости нельзя свести к устойчивости. Взаимозависимость в первую очередь временна, поскольку последствия действия являются устойчивыми, во-вторых, межсекторальными, поскольку действия в одном секторе экономики имеют побочные эффекты в других секторах и, в-третьих, междисциплинарные, поскольку деятельность человека, такая как экономика, социальные, политические, экологические и т.д. формируют друг друга и, в-четвертых, пространственные, потому что действие на одном месте вызывает эффекты переполнения в других пространствах.

  • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
  • Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Плакат времён Великой октябрьской

Соотношение должно, в свою очередь, характеризовать как можно больше, межпоколенческие связи, наше развитие не должно закладывать ипотеку для будущих поколений, но также обнаруживать внутриотраслевые связи, наше развитие не должно достигаться за счет некоторых наших современников. В последнем случае уважение принципа справедливости приводит к новым формам публичных дебатов, таких как демократия на основе участия, которая позволяет эффективно участвовать граждан в процессе принятия решений.

Теперь вопрос заключается в том, как местные органы власти, когда они принимают форму страны, придерживаются таких принципов. Принцип пространственной взаимозависимости в случае стран: глобальное публичное решение, принятое на местном уровне. Посредством эндогенизации пространства местное управление позволяет вводить географическую близость в качестве ограничения в анализе. Он стремится укрепить этот принцип, подчеркнув взаимодействие между городами и сельскими районами. Эта пространственная взаимозависимость также касается артикуляции локальных и глобальных пространств.

Социалистической революции



Реформы

это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.



Основные противоречия прогресса:

Если говорить о местном управлении, то можно подчеркнуть относительную автономию процессов местного развития, это не означает, что глобальный уровень забыт и что причины между двумя уровнями скрыты. Актеры также вставляются в территориальные сети в отношении дальних участников. Они одновременно мобилизуют в своей координации различные пространственные масштабы. Другими словами, существует круговая причинно-следственная связь между локальным и глобальным, взаимное влияние, которое подчеркивает взаимозависимость между пространственными масштабами.

  • Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъёмы и спады , периоды позитивных сдвигов и попятные движения .
  • Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой .
  • Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными , также и отрицательные последствия для общества.
  • Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой , когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей .


Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. " width="640"

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА

В принципе, богатство больше не выделяется государством, а должно создаваться локально при содействии государства. Территорию следует развивать не только, но и в первую очередь. Как мы видим, представления о местном развитии, как и многие важные ориентиры, глубоко развились, в частности под влиянием Европейского союза, партнера, с которым государство должно заниматься, поскольку оно стало незаменимым при финансировании проектов. Эта институциональная динамика, помимо простой трансформации представлений, привела к созданию правовых норм, регулирующих организацию стран.

= Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.



КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

УНИВЕРСАЛЬНЫМ КРИТЕРИЕМ

СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ГУМАНИЗМ.



А. Кондорсе (критерий прогресса - развитие разума).

Согласно Закону Паскуа, страна проявляет сообщество социально-экономических интересов. Страна не является ни новым округом, лишенным какой-либо независимой юридической жизни, ни новой коллективностью, действующей от своего имени: на юридическом уровне она определяется как территориальная группа планирования и местного развития, имеющая свою личность, не удерживая управляя своими делами, размещая его между избирательным округом и сообществом. Цель состоит в том, чтобы реорганизовать услуги государства, устанавливая, как правило, первенство проектов над структурой и позволяя местным субъектам организовывать себя за пределами административных периметров и в согласованных общих рамках.

А. Сен-Симон (общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья).

Ф.В.Шеллинг (критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству).

Эта координационная область направлена ​​на объединение институциональной территории, общественной деятельности, с экономической территорией, с точки зрения социально-экономических субъектов. В рамках этого разнообразия некоторые страны мобилизуют методологию устойчивого развития, более или менее явно. Этот проект переводится в программы действий, определяющие цели и средства реализации устойчивого развития территории, причем все оценивается регулярно в соответствии с сеткой показателей и в консультации с заинтересованными сторонами.

Г. Гегель (критерий прогресса- сознание свободы).

Критерии прогресса. Философы



Критерии общественного прогресса.

  • До XVII XVIII вв. - рост науки и разума.
  • И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума.
  • Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.
  • К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
  • Современная обществоведческая мысль - качество жизни.


МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Принципы взаимозависимости между и внутри поколений

Понятно, что в нем подчеркивается, что местное образование становится одной из соответствующих областей устойчивого развития, внедряя принципы устойчивости в рамках коллективного проекта, осуществляемого страной. Таким образом, закон предусматривает время, необходимое для созревания и реализации устава, поскольку проекты, например, должны обеспечивать долговременные решения проблем управления ресурсами.

Этический принцип: участие демократии

Понятие управления само по себе при слиянии экономической науки и политологии все еще обозначает междисциплинарность. Одним из ожидаемых последствий последнего является увеличение социальной сплоченности, укрепление местной солидарности посредством согласования между гетерогенными субъектами. Этический принцип находит здесь свой перевод в демократическом обществе, которое должно характеризовать функционирование стран. Введение понятия местного самоуправления позволило подчеркнуть, что географическая близость сама по себе не может быть достаточной для установления отношений, что она должна быть связана с интенциональностью субъектов, выражающих себя, например, при реализации совместный проект.

Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива.



МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Обратная причинность также верна, поскольку определение общего интереса может способствовать введение режима управления на основе демократии, основанной на участии. Эта демократия является инструментом решения локальных проблем путем создания компромиссов. Эта практика является способом управления постоянной напряженностью между индивидуальными интересами и коллективным компромиссом, путем объединения бенефициаров проекта с его определением.

Предполагается тогда, что локально определенная программа будет лучше понята, потому что она должна лучше удовлетворять потребности бенефициаров. Наконец, по крайней мере в некоторых аспектах страны осуществляют принципы устойчивого развития. Однако реальность показывает, помимо каких-либо идеализированных видений и волюнтаристских утверждений, что они сталкиваются в своей работе со многими трудностями, которые ограничивают их устойчивость.

Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор



Проверь себя

1) Что означает слово «прогресс»?

2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?

3) В чём заключается противоречивость общественного прогресса?

4) Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чём состоит их ограниченность?

5) Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чём его преимущества?

6) Почему пути и формы общественного развития многообразны?

7) В чём смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?



рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?


  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Политика

Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничи­вают научные (основанное на рациональности и логике) и нена­учное (основанное на чувственно-образном восприятии окру­жающей действительности). Наука - опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного по­знания является социальное познание. Научное познание такого объекта͵ как общество, включает в себя социальное знание (со­циологический подход) и гуманитарное знание (общечеловече­ский подход).

Ненаучный путь познания представлен в следующих фор­мах:

- обыденно-практическое (житейское);

- игровое;

- художественное (искусство);

- мифологическое;

- религиозное;

- народная мудрость и здравый смысл;

- самопознание;

- паранаука (околонаучное знание)

Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

Миф - самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (ᴛ.ᴇ. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание - это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

Обыденно-практическое, или житейское, познание (ʼʼИ опыт, сын ошибок трудных...ʼʼ) формируется на базе жизненной практики, опыта повсœедневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. При этом жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут нужно идти от дома до школы и т.д.).

Народная мудрость и здравый смысл - это обобщенные практические знания целых поколений.

Возрастание объёма и усложнение деятельности людей, на­правленной на удовлетворение их потребностей, приводили к крайне важно сти фиксировать знания, достижения практики в ви­де описаний. Причем такие описания содержали собранный во­едино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной муд­рости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью (ʼʼКуй желœезо, пока горячоʼʼ). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоя­нии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение озна­чает призыв делать что-либо своевременно, пока условия спо­собствуют деятельности.

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. К примеру: ʼʼНе откладывай на завтра то, что можно сделать се­годняʼʼ и ʼʼУтро вечера мудренееʼʼ.

Словарь определяет здравый смысл как стихийно склады­вающиеся под воздействием повсœедневного опыта взгляды лю­дей на окружающую действительность и самих себя; эти взгля­ды являются основанием для практической деятельности и мо­рали. Здравый смысл включает определœенные сведения, усвоен­ные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, в случае если не знаешь как поль­зоваться каким-либо прибором, целœесообразно спросить у знаю­щего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.

Религиозное познание - это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью - Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил данный мир и всœе его законы, а значит, может изменять их. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.

Познавательная сторона искусства состоит по сути в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта͵ охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительно­сти. Жизненный опыт - при посредстве художественной фор­мы - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумыва­ние с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искус­ство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литератур­ный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина ʼʼЕв­гений Онегинʼʼ ʼʼэнциклопедией русской жизниʼʼ. Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателœем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.

Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целœей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

Самопознание - это познание особого объекта͵ т е. самого себя. Оно происходит на базе формирования образа ʼʼяʼʼ (от­ношение к собственной внешности и представление о своих спо­собностях), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. ʼʼЯ талантливʼʼ или ʼʼЯ бездарностьʼʼ. Образ ʼʼяʼʼ не оста­ется неизменным на протяжении жизни. Важным средством по­знания является самоисповедь - полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности - общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

Паранаучное (дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. При этом в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, к примеру в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ" 2014, 2015.

Просмотров