Социальный контроль

Высшая школа экономики опубликовала исследования начала 2016 г., по которым 52% россиян доверяют экономике с государственным планированием, тогда как раньше таковых было 49%, а доверие к рыночной модели упало за 2015-й год на 10%, с 36% до 26% . 80% россиян убеждены, что цены на продукты питания должно устанавливать государство, а не рынок, что услуги должны быть государственными, что государство должно строить дороги, обеспечивать работой, строить детсады, школы, поликлиники и выполнять другие важнейшие функции, затрагивающие интересы граждан.

Правительства используют свои налоговые системы для сбора средств для своих программ и влияния на экономические действия своих граждан. Классифицировать виды налогов в адвалорные налоги и акцизы. Хорошая система налогообложения должна быть эффективной, понятной и справедливой. Он также должен распределять расходы на государственные услуги тем, кто его использует, хотя этот принцип трудно реализовать на практике. Косвенные налоги оцениваются по участию отдельного лица в определенных видах деятельности, таких как покупка. Три типа налоговых систем являются пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Прогрессивный: увеличение ставки, поскольку налогооблагаемая сумма увеличивается регрессивной: чья ставка уменьшается с увеличением суммы. Прямой налог оценивается по доходу человека. . Налоги являются основным средством для правительств по сбору средств для своих программ и погашению своих долгов.

Бизнесу граждане не доверяют, считая доходы владельцев несправедливыми. 40% опрошенных считают, что достичь взаимопонимания между богатыми и бедными в России невозможно. А попыток бизнеса решать общественные проблемы люди не видят.

Чем меньше респонденты удовлетворены своим материальным положением и жизнью в целом, чем ниже их положение на шкале материального благосостояния, тем выше ностальгия по советскому прошлому и тем меньше они доверяют бизнесу. "В кризисные периоды число сторонников советского строя увеличивается", - утверждается в исследовании ВШЭ, считающейся "оплотом либералов".

Выбор правильного набора правил, в котором все элементы хорошей налоговой системы могут быть проблемой для любого правительства. Налоги - это инструмент, используемый правительствами для сбора денег и влияния на экономический выбор их граждан. Эффективная: налоговая система должна поднять необходимые доходы без чрезмерного обременения налогоплательщика. Понятное: система налогообложения должна быть легко понятна среднему гражданину, который должен уплатить налог. Справедливое: налоговое бремя должно распределяться справедливо среди граждан страны. Принцип льгот: Как правило, люди, которые пользуются коммунальными услугами, должны платить за них более высокие налоги. Однако этот принцип трудно реализовать на практике. Прямое налогообложение: прямой налог оценивается по доходу налогоплательщика и обычно собирается до того, как налогоплательщик будет получать свою заработную плату. Косвенное налогообложение: косвенный налог - это подлежащий предотвращению налог, наложенный на определенные виды деятельности, такие как покупка товаров или услуг. Пропорциональный налог: В противном случае, как обычный налог, для всех заработанных доходов применяется фиксированная ставка налога независимо от того, сколько зарабатывает налогоплательщик. Как правило, в прогрессивной налоговой системе доход делится на «скобки». Например, предположим, что налоговая система делит людей на две группы. Хотя регрессивная система налогообложения никогда не используется явно, некоторые утверждают, что налог с продаж является типом регрессивного налога. Поскольку высокодоходные работники тратят более низкую долю своих доходов на товары и услуги по сравнению с работниками с низким доходом, богатые склонны платить пропорционально меньше налога с продаж. Как правило, это означает, что более богатые должны платить больше. . Как правило, они оцениваются при продаже товаров.

О том, какие уроки госпланирования мы должны вынести и почему всё чаще вспоминаем советское время, в интервью Накануне.RU рассказал писатель, публицист, исследователь истории экономической политики России Андрей Паршев .

Вопрос : Как Вы считаете, насколько результаты исследования ВШЭ отражают действительность?

Влияние налогообложения на экономический результат

Эти два налога отличаются тремя способами. Налоговая нагрузка падает в основном на группу, которая меньше всего реагирует на цену или имеет самую неэластичную кривую цен. Проанализируйте, как изменения в налогах влияют на цену товара для продавцов и покупателей.

Когда предложение неупругое и спрос эластичен, налоговая нагрузка падает на производителя. Когда предложение эластично и спрос неупругое, налоговая нагрузка падает на потребителя. Налоговая нагрузка - это анализ влияния определенного налога на две стороны сделки; производитель, который делает товар и потребитель покупает его. Предельный налог - это увеличение налога на прибыль, которое сдвигает кривую предложения влево, увеличивает потребительскую цену и снижает цену для продавцов. Налоговая нагрузка: влияние, которое определенный налог имеет на две стороны сделки. Эластичный: чувствителен к изменениям в цене. . Налоговая нагрузка - это влияние, которое определенный налог имеет на двух сторонах сделки; производитель, который делает товар и потребитель покупает его.

Андрей Паршев : К самим опросам следует относиться с некоторым сомнением, потому что не всегда раскрывается методология, не сообщается, как и кого опрашивали. Но, пожалуй, самая главная проблема в этой сфере заключается в том, что у нас очень много людей не знают в точности, какова структура нашей экономики, каков баланс между экономикой государственной и основанной на частном предпринимательстве. Довольно часто какие-то крупные компании считаются государственными (например, "Газпром"), хотя не всегда понятна роль государственного участия в каких-то компаниях, и неясно, принимает ли оно вообще бизнес-решения.

Бремя налога не зависит от того, собирает ли государство выручку от производителя или потребителя, а от эластичности предложения цены и эластичности спроса. Чтобы понять, как эластичность влияет на налоговую сферу, важно рассмотреть два крайних сценария и как распределить налоговую нагрузку между двумя сторонами.

Неэластичное предложение, эластичный спрос

Поскольку предложение неэластично, фирма будет производить такое же количество независимо от цены. Поскольку спрос эластичен, потребитель очень чувствителен к цене. Небольшое увеличение цены приводит к большому падению требуемого количества. Наложение налога приводит к увеличению рыночной цены и требуемому уменьшению количества. Поскольку потребление является эластичным, цена, которую потребители платят, не сильно меняется. Поскольку производство неэластично, объем проданных товаров значительно меняется.

Зачастую многие считают, что мы до сих пор живём в условиях экономики государственной. Это легко проверить, ознакомившись со структурой экономики и компаний, которые на слуху. Это одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса - действительно государство зачастую вмешивается в работу некоторых частных компаний, и мы с большим трудом можем поставить чистый эксперимент, сравнить, каковы результаты работы именно частных предприятий и находящихся в государственной собственности.

Производитель не может передать налог потребителю, а налоговая нагрузка падает на производителя. Налоговая заболеваемость производителя: когда предложение неупругое, но спрос эластичен, большая часть налога оплачивается потребителем. Поскольку в этом сценарии требуемое количество значительно падает, производитель вынужден продать меньше.

Упругое снабжение, неупругий спрос

Потребление неэластично, поэтому потребитель будет потреблять такое же количество независимо от цены. Производитель сможет производить такую ​​же сумму товара, но сможет увеличить цену на сумму налога. В результате, весь налог будет нести потребитель.

Но если же говорить о сути вопроса, то есть базовая проблема именно нашей модели экономики. Дело в том, что сам процесс приватизации в 90-е проходил исходя из идеи, которая была внушена массам и принята обществом, что всё делается для того, чтобы экономика стала эффективной, тогда как под государственным управлением она якобы была неэффективной. В результате государственную экономику раздали в частные руки, причём без компенсации, по понятным причинам - новые владельцы просто не располагали деньгами, чтобы заплатить за полученные активы.

Аналогично эластичный спрос и предложение

Обычно потребители и производители не являются абсолютно эластичными или неэластичными, поэтому налоговая нагрузка распределяется между двумя сторонами в разной пропорции. Если одна сторона является сравнительно более неэластичной, чем другая, они будут платить большую часть налога.

Если правительство увеличивает налог на хорошее, это сдвигает кривую предложения влево, потребительская цена увеличивается, а цена продавцов уменьшается. Увеличение налогов не влияет на кривую спроса, равно как и не делает предложение или спрос более или менее эластичным. Это потенциальное увеличение налога можно было бы назвать маргинальным, поскольку это налог в дополнение к существующим сборам.

Не совсем понятно, почему это начало проявляться только сейчас, но то, что эта модель не работает, было понятно уже буквально в течение первых 10 лет после начала реформ . Не работает система! Если мы сравним с успешными экономиками, например, китайской или какой-то другой, то увидим, что российская экономика, а именно частный сектор, не создали чего-то значимого . Это хорошо видно просто по прилавкам наших магазинов, всё равно - продовольственных или промтоварных. Не говоря уже о рынках. Там продукции нет.

Изменение климата может потенциально привести к изменениям частоты экстремальных погодных явлений, таких как тепловые волны, наводнения или грозовые штормы, что, в свою очередь, может потребовать адаптации к изменениям в наших условиях жизни. Адаптация к этим условиям не может остановить изменение климата, но может снизить стоимость изменения климата. Строительные дайки защищают ландшафт от повышения уровня моря. Новые вакцины защищают население от болезней, которые могут распространяться из-за изменения климата.

Должны ли правительства играть ведущую роль в адаптации? Будут ли фирмы и домашние хозяйства делать правильный выбор? Или правительства должны вмешаться, чтобы исправить недостаточные или ложные варианты адаптации? В недавней статье мы рассмотрим основные аргументы в пользу государственного вмешательства в адаптацию к изменению климата. Во многих случаях адаптационные решения могут предоставляться частным лицам или фирмам. Это справедливо, если лидеры частного сектора несут расходы и пользуются преимуществами своих собственных решений.

И поэтому, естественно, встаёт вопрос о том, а что делать дальше, потому что все прекрасно понимают, что если никто не работает и ничего не производит, то, собственно, и богатству, и благосостоянию взяться неоткуда. Нельзя разбогатеть, просто продавая друг другу китайские товары. Это осознание в принципе есть, и я даже думаю, что честный опрос мог бы показать и более 52% за госпланирование, но иногда на этот вопрос отвечают, имея в виду что-то другое. Например, те, кто каким-то образом устроился в этой новой экономике, они, в общем-то, и понимают, что не очень хорошо всё это может закончиться, но изменения их пугают.

Хорошим примером является превосходная изоляция зданий. Он защищает обитателей здания от экстремальных температур в холодную зиму и жаркое лето. Из-за улучшения изоляции пассажиры - и только пассажиры. Они также несут расходы на новую изоляцию. Если выгода превышает стоимость, они будут инвестировать в превосходную изоляцию. Если он не окупится, они будут воздерживаться от меры адаптации. Нет необходимости в государственном вмешательстве в форме программ регулирования строительства или реабилитации.

В некоторых других случаях адаптация затрагивает все сообщество, как в случае дамб. Одно домохозяйство вряд ли сможет - и не имеет стимула - построить дамбу соответствующего размера. Но местный муниципалитет может и должен быть в состоянии. Все жители муниципалитета могут делиться расходами и получать выгоду от защиты от наводнений. Решение о дамбе может быть принято на государственном уровне, если не на муниципальном уровне. Местное население, вероятно, будет иметь давний опыт и превосходные знания о событиях наводнения и его потенциальном ущербе.

Вопрос : Все-таки, если говорить об исследовании, в чём россияне видят плюсы госпланирования, как Вы считаете, и где такая модель экономики могла бы быть полезна?

Андрей Паршев : Техника планирования и соответствующее программное обеспечение по планированию невероятно развито в успешных экономиках. Причём оно не просто развито, соответствующее программное обеспечение по планированию было ограничено для распространения в другие страны. Сам процесс планирования - он важнейший, и все развитые страны этим занимаются . Какими могут быть механизмы по реализации планов в условиях рыночной экономики - это отдельный вопрос, но, например, где-то ближе, где-то дальше от советской системы планирования была модель у японцев после войны, какой она дала толчок развитию - все прекрасно знают. Планирование нужно, причём планирование в натуральных показателях, и это очень существенный момент.

Принцип субсидиарности, который является основным принципом назначения политических задач в Европейском союзе, предполагает, что решения должны приниматься на самом децентрализованном уровне, для которого нет основных экстерналий между лицами, принимающими решения. В случае с дайкой подходящим уровнем для меры адаптации будет муниципалитет. Опять же, нет необходимости в вмешательстве со стороны правительств верхнего уровня.

Итак, какова роль высших эшелонов власти в адаптации к изменению климата? Во-первых, правительство должно помочь в совершенствовании наших знаний. Информация об изменении климата и информация о технических мерах адаптации являются типичными общественными благами: стоимость генерирования информации должна быть произведена один раз, тогда как информация может быть использована без каких-либо дополнительных затрат. Без правительственного вмешательства будет создано слишком мало информации. Поэтому финансирование фундаментальных исследований в этой области является одной из фундаментальных задач для центрального правительства.

Вопрос : Но у нас есть и отрицательные уроки госпланирования?

Андрей Паршев : Тут надо отделять реальные отрицательные уроки от пропаганды. Кроме того, я считаю, что были некоторые сознательные или полусознательные действия в отношении советской экономики с целью дискредитации модели государственного управления.

Во-вторых, правительство должно обеспечить нормативную базу для страховых рынков. Экономические последствия стихийных бедствий могут быть смягчены через страховые рынки. Однако стимулы для покупки страхования недостаточны по нескольким причинам. Например, всякий раз, когда крупное бедствие угрожает экономическому существованию более широкой группы граждан, правительство находится под социальным давлением и, как правило, окажет помощь всем нуждающимся. Предвидя государственную поддержку в случае стихийного бедствия, мало что или нет стимула для покупки страховки на рынке.

Вопрос : Что Вы имеете в виду?

Андрей Паршев : Стоит в любом коллективе завести разговор на эту тему - сразу начинается обсуждение про талоны, карточки и т.д., и никто при этом не говорит, что это вообще особенность экономики времён Горбачёва, даже не Брежнева, хотя там определённые минусы были тоже.


А пропаганда, направленная против государственной модели экономики, была очень прагматична. Те, кто рассчитывал эту государственную собственность поделить, должны были внедрять идею о том, что "она очень плохо работает", поэтому её надо "раздать в частные руки", и тогда "она будет работать хорошо". Особо верить тому, что говорили о недостатках государственного планирования бенефициары раздачи советской собственности, не стоит.

Но есть один момент, и надо сказать, это очень болезненная для нашего общества тема, потому что удовлетворительного решения пока ещё не предложено. Проблема в том, что жёсткий контроль за ценами в нашей системе планирования, за ценообразованием, за розничными ценами (а вы помните, что цена отливалась на мясорубках или на расчёсках прямо в процессе производства) автоматически приводит к проблеме дефицита - частичного, на некоторые виды товаров, в какие-то временные периоды, связано это с тем, что спрос сложно планировать, он иногда мигрирует из разных отраслей промышленности, по разным областям, категориям товаров, и кроме того, необходимо очень жёстко контролировать покупательную способность населения. Это трудная задача, она и экономическая, и политическая.


Проблема политическая связана с тем, что находится ответственный за цену. Сейчас кто виноват, если цены повысились? Жадный капиталист. В случае государственной модели виновато государство . Это не очень хорошо по понятным причинам. Вот это самая главная проблема государственного планирования и государственного контроля за экономикой.

Вопрос : Почему, несмотря на стереотип, что "при Госплане в стране было плохо и ничего не хватало", люди всё равно смотрят на то время с надеждой?

Андрей Паршев : Так люди же не дураки и могут сравнивать. Вообще возможности любой пропаганды (а в данном случае мы говорим именно о пропаганде, что "там всё было плохо") велики, но не беспредельны .


Вопрос : То есть это реакция не просто в противовес сегодняшней ситуации, а есть объективные причины вспоминать позитивно советское время?

Андрей Паршев : Конечно, это объективные причины, и по целому ряду моментов. В первую очередь, есть некоторые беспокоящие людей факторы . Наверное, первый из них - это безработица, масштабы которой тщательно маскируются сейчас, но на самом деле ситуация близка к катастрофической. Если мы вычтем из количества работоспособных людей количество налогоплательщиков, то получим колоссальную цифру. Их мягко назвали самозанятыми, но, как правило, это просто безработные или перебивающиеся какими-то случайными заработками. А в ситуации, когда нужно хоть какую-то зарплату иметь, речь уже не идет о том, чтобы разбогатеть или иметь собственный бизнес.

Второй фактор , может быть, менее важный, но тоже имеющий значение — это, конечно, система государственных стандартов на продукцию, и это беспокоит и раздражает постоянно, когда ненастоящая колбаса, ненастоящий шоколад вплоть до того, что сейчас нормального хлеба нет, чтобы по вкусу и по запаху напоминал хлеб - это всё тоже все мы знаем.

Такие вещи, конечно, влияют на общественные настроения. Но пока в электоральном поле это никак не проявляется, потому что какой-то цельной программы возвращения к государственной модели нет.

Если бы сейчас нашлась политическая сила, которая бы сказала, что у нас есть экономическая программа, согласно которой будут все преимущества советской экономики, но при этом в магазинах всё будет, то такая партия с оглушительным успехом победила бы на выборах. Но в некотором смысле наши политики - люди честные, и пока такой программы нет.

Вопрос : Если даже ВШЭ озвучивает результаты исследования "за Госплан", то услышат ли сами либералы во власти эти результаты и сделают ли какие-то выводы?

Андрей Паршев : ВШЭ - это и есть экономической блок, наверное, услышат, они всё это знают. Экономические разделы послания президента готовятся людьми, имеющими отношение к ВШЭ. Ситуация понятна, власть, наконец, стала спрашивать экономистов, чего же делать-то в этой ситуации ? Но либеральные экономисты, кроме мантр о невидимой руке рынка, ничего сказать не могут, а у нас экономика далеко не продвинулась - так, как наука.


Вопрос : В исследовании авторы ссылаются просто на кризис, мол, именно он стал причиной большего недовольства граждан рынком. И часто в СМИ кризис объявляют результатом влияния на Россию извне, но так ли это, кто в действительности виноват в кризисе?

Андрей Паршев : Народ у нас понимает угрожающие действия Запада в наш адрес и отделяет их от неблагоприятной экономической конъюнктуры. И любой наш гражданин, независимо от уровня образованности, прекрасно понимает, что если мы продаём только нефть и газ, а они подешевели в три раза, то мы, естественно, в эти три раза и стали беднее. Проблема в том, что у нас именно такая модель экономики создана. Насколько она нам внедрена извне и является продуктом деятельности наших управленцев, это уже дискуссионный вопрос, во всяком случае, все понимают, что именно родившаяся в 90-е модель экономики является главной причиной нынешнего кризиса .

На мой взгляд, просто осознание того, что нынешняя модель экономики не работает, в обществе есть, может, оно было и достаточно давно в таком подавленном виде, но сейчас это проявляется ещё больше, возможно, в связи с тем, что об этом говорят и руководители нашего государства, они говорят о том, что нужна новая модель, предлагают создавать альтернативные модели развития нашей страны.

Вопрос : А какая модель была бы приемлемой?

Андрей Паршев : Дело в том, что у нас для "капитализма" - назовём этот строй "капитализмом", был выбран вариант, нам не подходящий, капитализм либеральный. В нашей стране он может работать, но при условии, если модель будет протекционистская, защищённая от конкуренции со стороны более развитых экономик, а именно эту модель те, кто управляют нашей экономикой, категорически не хотят испробовать. Может быть, всё-таки будет опробована протекционистская модель, то есть высокие пошлины на импорт продукции высоких переделов, затруднение или запрет экспорта сырьевых продуктов с тем, чтобы стимулировать собственную переработку сырья и получение продукции высокого уровня. А государственная модель экономики - это: Госплан, Госснаб, ОБХСС. Посмотрим, что будет у нас в ближайшие годы.

Вопрос 1. Как осуществляется экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов? В чём заключаются функции экономических систем? Кто и как защищает права собственности?

Экономический выбор – это выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов.

Экономический выбор рассматривается с использованием кривой производственных возможностей. Каждая точка на этой кривой представляет собой комбинацию благ двух видов. Граница области производственных возможностей характеризует одновременно возможный и желательный выпуск продукции.

Экономические ресурсы в традиционной экономике чаще всего находятся в коллективной собственности племени или общины. Решения об использовании общинных ресурсов принимаются коллективно. Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремёсла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.

В рыночной экономической системе решение вопросов, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления. В рыночной экономике основные факторы производства и его результаты находятся в руках преимущественно частных лиц. В нашей и других странах собственниками также могут быть государство, муниципалитеты, общественные организации. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос «что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечёт за собой убытки, выпускаться не будут. При этом производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль.

В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Тем самым рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.

Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР, других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности - от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением.

В ст. 8 и 35 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Под системой гражданско-правовой защиты права собственности понимается совокупность средств, способов и методов, которые собственник или иной титульный владелец может применить для защиты своего права владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Различные нормы гражданского права играют в деле защиты права собственности далеко не одинаковую роль. Одни нормы служат делу отражения совершаемых правонарушений, например правила об ответственности за причинение материального ущерба, за незаконное удержание чужого имущества и т. д. Другие нормы непосредственно обеспечивают нормальные условия для использования собственником принадлежащего ему имущества.

Вопрос 2. Можно ли управлять экономикой? Кто оплачивает предоставляемую нам бесплатно медицинскую помощь? Зачем мы платим налоги? Сколько денег требуется государству?

Менеджмент или Управление производством - разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Система управления экономикой – совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления экономикой, хозяйством, используемых органами управления, управленческим аппаратом. Система управления экономикой представляет иерархическую структуру, разделенную на уровни. Система управления экономикой страны разделяется на территориальные и отраслевые системы (подсистемы второго уровня), которые в свою очередь включают локальные системы управления предприятиями, организациями, фирмами.

Государство оплачивает предоставляемую нам бесплатно медицинскую помощь.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вопрос 3. Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством.

Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т. д.).

Вопрос 4. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство?

Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование им своих доходов и расходов, механизм налогообложения. Чтобы понять, каким образом государство использует эти средства, познакомимся с понятиями «налоги» и «государственный бюджет».

Воздействие:

1.обеспечение социальной защиты, социальной гарантии

2.обеспечение экономической безопасности страны

3.стабилизация экономический колебаний

4.обеспечение правовой базы для рыночной системы

5.создание эффективной конкуренции

6.ограничение монополизированного производства

7.контроль за уровнем инфляции и безработицы

8. перераспределение доходов и ресурсов

Вопрос 5. Нужна ли рынку «государственная рука»?

Так что государственная рука нужна, а не мелочный контроль и не постоянное изменение правил посреди игры. Свободный рынок – это рынок, работающий по правилам. Государство должно устанавливать эти правила, то есть создавать законы, гарантирующие нормальное функционирование общества, и обеспечивать их исполнение. На рынке превалируют сиюминутные интересы, государство должно руководствоваться долговременными перспективами. В рынке выживает сильнейший, а государство должно заботиться о самых незащищённых – в том числе и от рынка.

Вопрос 6. Зачем государству необходимы налоги?

Налоги являются главным источником средств для государства. Налог - обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

Налоги появились с возникновением государства. Вспомним, например, факты, связанные со становлением Древнерусского государства: полюдье князей и налоговую реформу княгини Ольги, которая ввела уроки и погосты. Из истории нам известны самые разные формы взимания налогов.

Вопрос 7. Какие налоги платят граждане?

Большинство стран мира пользуются прямыми и косвенными налогами.

Прямые налоги (налагаемые непосредственно на потребителей) взимаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Плательщиками налогов являются все граждане, имеющие какие-либо доходы, независимо от источников их получения: зарплата, премии, доходы от собственности, от предпринимательской деятельности и др. Не включаются в облагаемую налогом сумму дохода пенсии, стипендии и некоторые другие виды доходов. С 1 января 2001 г. в нашей стране установлена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%. Прямыми налогами являются также налог на имущество (строение, транспортные средства и др.), налог на землю и т. п.

Налоги на продажу товаров и услуг называются косвенными (по отношению к доходу). Обычно ими облагаются товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (в истории ими были соль, спиртные напитки и табачные изделия). Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т. е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. Взимание косвенных налогов не связано с учётом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определённых товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя этих товаров.

Вопрос 8. Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?

Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Такая ситуация называется дефицитом бюджета. Это значит, что стране не хватает денег, чтобы покрыть расходы, связанные с выплатой пенсий, стипендий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами.

Мировая практика подсказывает некоторые способы решения этой проблемы: рациональное использование бюджетных средств; сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств. Последний способ, как ни странно, чаще всего используется государством. У кого же государство берёт деньги в долг? Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Другой источник - одолжить у граждан и хозяйственных организаций страны, например через продажу облигаций государственных займов. Облигация - документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определённой суммы за использование одолженных денег. Эти способы позволяют законно и выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, используя их для развития экономики страны и решения социальных задач.

Вопрос 9. Приведи примеры общественных благ, которые могут быть обеспечены гражданам государством, но не могут быть переданы в ведение частных фирм.

Социальная защита разных категорий населения; оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система страны; социальное обеспечение граждан; бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев.

Вопрос 10. Отдельные предприятия и граждане стремятся уклониться от уплаты налогов. Что заставляет их так поступать? Выскажи своё отношение к затронутой проблеме.

Стремление уклониться от налогов вполне свойственно многим людям. Все люди хотят жить в достатке, ни в чём не нуждаться, пользоваться всеми благами, за которые сейчас нужно платить. Конечно же, люди не хотят отдавать деньги налоговым службам, поэтому и пытаются уклоняться от ненужных затрат. Несомненно, налоги очень нужны бюджету государству, но с другой стороны в настоящее время правительство требует слишком большие суммы, которые люди невысокого достатка просто не в состоянии оплатить.

Вопрос 11. Подумай, как повлияли бы на жизнь твоей семьи следующие изменения в бюджетной политике государства: сокращение расходов на образование, увеличение подоходного налога с граждан, увеличение расходов на реализацию социальной политики, сокращение расходов на обслуживание государственного долга.

1. «сокращение расходов на образование» - возросла бы конкуренция на бюджетные места в институте мне бы было ещё сложнее поступить, или вообще не было бы этой возможности если финансирование крайне мало.

2. «увеличение подоходного налога с граждан» - увеличение налога уменьшило бы заработную плату моих родителей, следовательно общий бюджет семьи был в разы меньше. Меньше денег – сокращение удовлетворённых потребностей, появление нужд.

3. «увеличение расходов на реализацию социальной политики» - это могло помочь моей семье, например такая политика финансирования могла бы дать возможность студентам ездить в транспорте бесплатно, либо другие льготы, как увеличение стипендии.

4. «сокращение расходов на обслуживание государственного долга» - расходы на обслуживание госдолга идут с налогов, следовательно нет расходов налог можно уменьшить, значит в семье будет больше денег.

Вопрос 12. Выбери из приведённого перечня примеры выполнения государством такой экономической задачи, как производство общественных благ: поддержка конкуренции предприятий малого бизнеса; предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам; организация работы общественного транспорта; установление новых ставок налогов на производителей; обеспечение контроля качества поступающих потребителям лекарств.

Предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам; организация работы общественного транспорта; обеспечение контроля качества поступающих потребителям лекарств.

Просмотров