Характерные особенности древнейших древних и современных людей. Чем отличались древние и древнейшие люди: основные отличия. И все-таки мы одной крови - ты и я

Внешние отличия это, наверно, первое, что бросается в глаза, при сравнении доисторических и современных людей. Современные люди иначе выглядят, иначе питаются, ведут существенно отличающийся образ жизни, носят другую одежду, обладают иными навыками и умениями, и так далее. В добавок, древний человек не знал письменности, обладал примитивными технологиями и был более зависимым от сил природы. Все так, и это, безусловно, существенные отличия. Существенные, но не принципиальные. Современные истории “робинзонад”, зон военных конфликтов, да и вообще жизненных перипетий, показывают насколько внешне может поменяться человек, став практически неотличимым на вид от древнего, но при этом все равно во многом оставаясь современным внутренне.




Дэвид Глэшин бывший австралийский биржевой брокер, ныне - современная версия Робинзона Крузо, живет на необитаемом острове с 1993-го.

Макаллистер также находит такое видное превосходство среди бывших тутси Руанды. Фотографии, сделанные антропологами сто лет назад, показывают, что некоторые из них смогли прыгнуть без посторонней помощи высотой до 2, 52 метров во время церемонии ритуала, которая сегодня станет мировым рекордом.

Некоторые данные о древних цивилизациях также показывают, что люди того времени были способны к выдающимся спортивным выступлениям. Римские солдаты бродили каждый день на расстояние, эквивалентное полутора марафона, и с полным оборудованием, которое соответствовало половине их веса. Но сегодняшние марафонские бегуны - не единственные, кто, похоже, жалеет перед своими далекими предшественниками. И аборигены, не довольствоваясь отличными бегунами, также сделали бы дротиков метателей копья выдающимися, способными продвинуть копье до 110 метров.

Какие еще есть отличия? Продолжительностью жизни? Да, в среднем она у древнего человека была небольшой, в исследуемом периоде на разных этапах от 20 до 35 лет. Вроде бы это очень мало, хотя и тут, с какой стороны посмотреть. В Российской империи, например, в середине XIX века аналогичный показатель был всего около 24 лет , то есть даже заметно ниже, чем в позднем палеолите, где оный составлял порядка 32 лет . Звучит невероятно, на первый взгляд, но это так. Дело тут в том, что существенный вклад в формирование малой средней продолжительности жизни вносит чрезвычайно высокая детская (и женская) смертность. Тем же, кому удавалось преодолеть барьер детства, даже неандертальцам, вполне удавалось дожить до 50-60 лет . Так что получается, что и в случае с продолжительностью жизни кардинальных отличий нет. Тогда в чем же разница между современным и доисторическим человеком?

Встречаем по одежке…

Но что завораживает большинство Макаллистер, это спортивные способности неандертальцев. У женщин в неандертальце мышечная масса была на 10% выше, чем у сегодняшних европейских мужчин. С резко короткими руками, они могли бы обыграть Арнольда Шварценеггера с напряженной рукой, даже в дни его великолепия, - сказал антрополог.

Бенс Виола из антропологического института Венского университета придерживается того же мнения. Мы знаем, что первые охотники-собиратели были гораздо более мускулистыми, чем люди сегодняшнего дня. Об этом свидетельствуют их невероятно прочные скелеты, - объясняет Виола, возглавляющая работу на самом известном палеолитическом участке в Австрии, в Виллендорфе, недалеко от Дуная.

Принципиальным отличием стали изменения, произошедшие в сознании человека. Закончив, в основном, биологическую эволюцию, человек начал эволюцию культурную. Принято считать, что произошло это около 35-40 тыс. лет назад . И, как первые представители биологических видов на начальных этапах эволюции были крайне “примитивны”, так и человеческое мышление вначале своего развития было сильно ограничено в возможностях сознательной деятельности. Каковы же были эти ограничения?

Седантаризация, враг физической силы. Все, к сожалению, не просто вопрос обучения. Существуют также климатические факторы, определяющие длину концов. Эмпирическое правило состоит в том, что члены обитателей жарких регионов должны быть тоньше и более растянуты, чем жители холодных земель, потому что первые должны иметь возможность отклонять гораздо больше тепла. Все могут быть убеждены в справедливости этого естественного закона, сравнивая длинные концы масаев, тутси или других народов Эфиопии с примерами инуитов.

Макаллистер следит за упадком современного человека в начале промышленной революции, но для Виолы эта кость и мышечные потери намного старше и датируются седенизацией человека и отказом от охоты. «Наши долгой кости были уже более хрупкими после неолитической революции, потому что сельское хозяйство требовало меньше возможностей, чем охота». Не говоря уже о том, что физическая сила сегодня не такая сексуальная. Шансы спаривания больше не зависят от наших охотничьих качеств, а от размера нашей заработной платы.



Реконструкция современницы наскальных росписей пещеры Ласко (примерно XVIII—XV тысячелетии до н. э.) и современный человек

Чтобы понять это, необходимо вначале сказать пару слов о мышлении вообще. Отличительной чертой человеческого мышления является речевое оформление мысли на уровне второй сигнальной системы. Причем важно, чтобы речь эта имела определенную грамматическую структуру. Наличие же грамматики, в свою очередь, подразумевает, что у человека существует какая-то система классификации явлений мира, а значит и определенная степень их обобщения. Но вот тут-то первобытный человек и сталкивался с существенными проблемами. Во-первых, ему не хватало языковых средств для выражения общих понятий. Во-вторых, он был ограничен в выборе средств для обозначения степени важности связей между наблюдаемыми явлениями. И, как следствие, он с трудом мог выстраивать иерархии или даже просто адекватно связывать явления между собой. Ну и в-третьих, древнему человеку не хватало жизненной практики для проверки адекватности все же построенных им связей .

Теперь мы зарабатываем больше, работая в офисе, чем на строительной площадке, - заключает Виола. Их отношения, их борьба, большая или меньшая ловкость или гармония того или иного слоя - все это динамика нашей индивидуальной и общественной жизни. Что это действительно означает, и что имеет значение для каждого из этих слоев? Человек-человек в нас - гедонист, человек природы, который стремится удовлетворить свои инстинкты, что Фрейд называет «принципом удовольствия» - это органическое ядро ​​каждого человека, которое наиболее ярко проявляется в его детстве и сохраняет в пожилом возрасте, пока в нем сохранился инфантильный.



Реконструкция внешнего вида неандертальца в современной одежде (примерно 50-40 тысяч лет до н. э.)

Во многом похожие сложности испытывает и ребенок, изучающий язык, с той разницей, что ребенок, благодаря родителям, первые слова запоминает со всей их “взрослой” обобщающей нагрузкой, тогда как первобытный человек был вынужден пытаться выражать обобщения лишь с помощью существующих у него на тот момент возможностей. А какие это были возможности? Те, что встречались еще у животных, а именно средств для обозначения частных предметных явлений и непосредственных реакций на воздействия. Как самый просто пример это сообщение сородичам, что замечена “опасность”, или “рычание” в ответ на чужое агрессивное действие. Других возможностей у древнего человека не было, и очень медленно, поколение за поколением, язык и мышление первобытного человека становились богаче и более приспособленными для передачи абстрактных понятий и сложных взаимосвязей.

Полное предоставление «принципа удовольствия» приведет человека к духовной энтропии и биологической гибели; поэтому мудрая природа или «хорошая фея», как называет ее Адлер, посылает человеку страдания, которые начинаются с колыбели и приводят его к так называемому «принципу реальности».

Человек-человек в нас - человек линии крови с другими людьми того же происхождения. Он недоверчив других в отношении ксенофобии, часто хитрой и возмутительной, всегда «одной из всех», никогда не против всех. В общественной жизни этот человек демократично анархист, эгоистичный индивидуалист, который не разработан личности, редких и трудно иметь возможность сотрудничать с другими людьми, даже когда существует серьезная угроза, завистливый, злопамятный и мстительный, завещать свою месть и поколений за вами.



Боксер и депутат Государственной думы РФ Николай Валуев. Наши дни

Список литературы


  1. Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Издатель: Нестор-История, Санкт Петербург, 2010, ISBN: 978-5-98187-614-1 {5}

  2. Массимо Ливи Баччи. Демографическая история Европы. Пер. с итал. А. Миролюбовой. СПб.: «Александрия», 2010. 304 с. ISBN 978-5-903445-11-0 {III}

  3. Бужилова А.П. Homo sapiens. История болезни. М.: Языки славянской культуры, 2005. с. 320. ISBN: 5-9551-0087-3 {IV}

  4. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

(

Когда и где появился первый гомо сапиенс (человек мыслящий)? Современные исследования утверждают, что это произошло около 200-250 тыс. лет назад в джунглях Южной Африки. Во всяком случае, именно тогда уже жили существа, ничем не отличающиеся от нас. Однако род людской начался значительно раньше - были и до нас «герои своего времени». Поэтому пытливому исследователю всегда хочется узнать: а чем отличается современный человек от древнего человека, и насколько глубоко?

Языковой человек в нас безбожник, или, скорее, богиня. Верит в духи, добрые и злые, хтонические и небесные, и особенно в духах предков, которые постоянно, спустя много лет после их смерти, окружают своих родственников, помогая им или чаще мести за то, что они не были хорошо относились к ним в то время. Он склонен верить в различные заклинания, полагаясь на волшебников и фехтовальщиков.

Вера язычников ближе всего к анимизму. Напомним, что анимизм - это вера в то, что даже мертвые вещи обладают той же умственной силой, что и человек. Анимическое сознание уверено, что физические объекты и силы имеют душу, а через них есть добрые и злые боги. Самым выразительным примером бессознательного анимизма являются дети, которые олицетворяют и антропоморфируют все вокруг них. До 12 лет, а иногда и до 14 лет, ребенок, как первобытный человек, не может представить себе Бога, природу или сверхъестественный мир, кроме как путем применения к ним человеческих концепций и мер.

Для начала давайте определимся с терминами. В этой статье мы будем рассматривать различия между нами и нашим самым ближайшим предшественником – неандертальцем. Ученые зачастую называют его древним человеком. Сами мы именуемся кроманьонцами и практически ничем не отличаемся от наших далеких предков, а вот с неандертальцами различия есть, и значительные.

Для анастициального сознания Бог всегда является тем, кто защищает, вознаграждает и наказывает - так же, как его отец и мать. Каждый ребенок религиозен, но чисто идолопоклонническим образом. Чувствуя слишком рано свою неуверенность и слабость и капризную противоречивость и ум его природы, и что их родителей и мир в целом, ребенок, как примитивный человек, приписываемых божественных свойств каждого объекта и каждое живое существо надежды и ожидает от них помощи и защиты. Вот почему мы можем сказать, что религия - это не столько способ объяснить тайну мира как надежду.

Примечание. В Европе появление людей с чертами протонеандертальца датируется временным промежутком в 350–600 тысяч лет назад, а последние неандертальцы исчезли примерно 25–35 тысяч лет назад.

Дело в том, что, несмотря на почти полное биологическое сходство, существует масса нюансов, отличающих современного «джентльмена» (кроманьонца) от его пращура (неандертальца). Это относится и к внешнему виду, и к эмоционально-духовной составляющей людей, живших сотни тысяч лет назад.

Поскольку на ранней, примитивной фазе человеческих верований каждый субъект является отдельным богом, умножение - это самая ранняя и самая естественная форма проявления религиозного чувства в человеке. Сознание язычника - только у плода; поэтому мы едва ли можем говорить о нравственном долге или ответственности в нем, не говоря уже о вине, грехе и покаянии. Кто-нибудь найдет того, кто после перечисления этих основных характеристик языческого человека не признает, что этот человек продолжает жить в нас, современных людей?

Гранат. Первобытный человек жил десятки и, возможно, сотни тысяч лет до появления исторического лица! Не только религиозное, но и всечеловеческое сознание движется в своем развитии от конкретного к абстрактному, от внешнего к внутреннему, от харизмы богов до телеологической причинности. Бесцеремонная служба делает его еврейской религией, потому что она очень решительно выступает против языческих устремлений человека к примитивным защитным механизмам конкретизации и образной веры в одного невидимого Бога.

В качестве справки уточним, что в научном мире уже не первое десятилетие ведутся жаркие споры на тему, действительно ли мы прямые потомки неандертальцев. Кто-то считает их независимой ветвью человеческого рода, кто-то – эволюционной ступенькой, расположенной сразу под нами. Есть факты, подтверждающие и ту и другую гипотезы. Мы недостаточно компетентны, чтобы оспаривать чьи-либо теории. Поэтому будем придерживаться классического взгляда, что неандертальцы – наши непосредственные прародители, во всяком случае до тех пор, пока неопровержимо не будет доказано обратное.

Таким образом, серьезная трансформация религиозных убеждений человека, его сознания и поведения: от политеизма и язычества до этического монотеизма. Не наука прекратила идолопоклонство и политеизм, но это просто пророческая еврейская религия. Но разве эта религия, а затем и развитие науки также положила конец анимистскому сознанию, многобожию и бесчисленным примитивным фантазиям в нас? Является ли магическое и мифическое формирование сущности языческих религий, достаточно трансформированных в современном человеке?

Действительно ли он в состоянии понять, что его Бог не является естественным существом, а чистым Духом, которого нельзя отнести к человеческим качествам и кто хочет свободного выбора в своей нравственной жизни? Если мы оглянемся назад, - пишет Джордже Яник, - мы поймем, что волшебство никогда не исчезло полностью из христианского мира. Христианство всегда искушалось магией. Возможно ли, и нужно ли - разрушать, трансформировать или сублимировать все магически в нас?

Родня? Или нет?

Встречаем по одежке…

Если рассматривать древнего человека с медицинской точки зрения, то он практически полностью идентичен современному. Конечно, есть кое-какие отличия, но они не играют существенной роли. Однако имеются явные внешние расхождения, на которые невозможно не обратить внимание. Коротко остановимся на основных отличиях:

В своем великом сочинении «будете как боги», который объясняет, как психологическая сущность монотеистической иудаизма, Эрих Фромм писал, что даже в третьей фазе развития концепции Бога антропоморфного язык не исчез полностью. Но гораздо важнее отличительное различие между идолом и Богом, которое находит свое полное выражение в понятии безымянного Бога, который говорит Моисею: «Я есть Тот, Кто есть». Это означает, что Бог в том, что Он жив, присутствует, что Он является Создателем мира и человека.

Таким образом, Он открывается человеку. Только на втором месте вопросы, которые позже станут предметом бесконечных богословских споров и догм: кто Бог или что такое Бог? Согласно христианской вере, с появлением Иисуса Христа Бог явился и явился воплощенным вторым Лицом Святой Троицы.

  • Строение черепа. Лоб был низок и покат. Мощные надбровные дуги. Серое вещество было уже достаточно объемным – значительно большее, чем у обезьяны, и даже немного превосходящее объем мозга современного человека. Небольшой, скошенный подбородок.
  • Длинные передние конечности, характерный наклон вперед – однако перед нами все-таки уже не обезьяна, а человек. Высокая волосатость тела, но уже не шерсть.
  • Слабо развитый речевой аппарат. Древний человек общался при помощи примитивного набора звуков, выражающих малый ряд самых необходимых сигналов – тревога, гнев, угроза или любовные знаки.
  • Более широкая и толстая кость. Сильная челюсть, способная рвать большие куски мяса.

Если соединить все, что мы перечислили, в один образ, то мы увидим, что древний человек очень похож на обезьяну. Но, несмотря на это, он стоит выше ее на эволюционной ступеньке и в то же время ниже нас. На основании чего сделали мы такой вывод? Читаем дальше.

По сравнению с язычником, Ветхий Завет, несомненно, означает большой шаг вперед в истории человечества. Мы будем поддерживать это утверждение примерами из Ветхого Завета. Заповедь Божия, которая известна: Посему оставит человек отца своего и мать свою и прильнет к жене своей; и будет две плоти означает начало независимости человека, но и истинную любовь между мужчиной и женщиной, что возможно только после распада первичных межзвездных отношений с родителями. Послушание и послушание отцу и главе племени постепенно заменяются послушанием Богу.

Примечание. Чтобы не перегружать статью повторами, описание внешности современного человека мы дадим ниже, в сравнительной таблице.

Провожаем по уму…

А сейчас мы перейдем к самым интересным и существенным особенностям первобытного жителя, которые наглядно демонстрируют отличие современного человека от древнего человека.

В другом месте в том же законе сказано: «Когда незнакомец живет на вашей земле, не беспокойтесь о нем: живущий среди вас чужой может быть как ваш родной; любите его как самого себя; ибо вы также были чужими в земле Египетской». Обычное, кровавое и даже кровосмесительное общение является нормой для большинства народов древнего мира, включая евреев. Вот почему что-то очень необычное случается, когда Моисей женится на неудачной женщине, а царь Давид оказывается потомком смешанного брака - между еврейским Воазом и Моавитой Рут.

Только приход Иисуса Христа как Мессии, согласно правильному замечанию Рудольфа Штайнера, положил конец очень длительному периоду, когда преобладал принцип «Я и Авраам один». Принцип взаимоотношения крови, тела и племени с другими людьми заменяется новым и вечным принципом, который гласит: «Я и Отец едины», т.е. от качественно новой идентификации человека с Богом и духом. Человек, который таким образом отождествляет себя с Богом, не только преодолевает отношение поколений к поколению, но и стоит над своим народом, не отказываясь от своей принадлежности к нему.

  • Огромное значение имеет развитой речевой аппарат. Причем его продвинутость зависит от уровня мышления, умений и знаний, жизненного опыта и навыков, накопленных и переданных предыдущими поколениями. Поэтому речь человека – это не только широкий или узкий набор слов, звуковых сигналов. Это показатель интеллекта, умения мыслить, выстраивать логические связи между различными явлениями и событиями.
  • У древнего человека все эти достаточно обыденные для нас вещи были в зачаточном состоянии. В большинстве случаев он не мог связать два похожих явления в одну цепь, и в результате многие его действия мало чем отличались от реакции рядовых представителей животного мира. Древний человек был чем-то похож на маленького ребенка, у которого нет взрослых родителей, способных передать ему свой опыт и навыки. Он на всю жизнь застывал в этой стадии. Накопление опыта и продвижение вперед по эволюционной лестнице длилось десятки тысяч лет.
  • Соответственно, мышление у древнего человека опиралось на эмоциональную сторону, создавая неконтролируемую реакцию на окружающий мир, основанную в первую очередь на инстинктах. Логика, рационализм, здравый смысл, которые зачастую подавляют наши инстинкты, – все это отсутствовало у нашего первобытного предка или же пребывало в начальной стадии развития.
  • И, пожалуй, еще одна очень важная ступень – социальные отношения в обществе. Современный человек воспитан на огромном количестве социально-общественных установок, преступить которые для большинства из нас если и возможно, то только в исключительных обстоятельствах. Для древнего человека существовал только один закон – закон стаи. У него не было каких-то моральных ценностей или добродетелей. В этом отношении древние люди еще долгое время оставались на животном уровне.


Все вышесказанное подводит нас к мысли, что принципиальные отличия современных людей от древних лежат не в области «материи», а в области «духа». Осталось только упорядочить все факты в сравнительной таблице.

Сравнение

Еще раз хотим подчеркнуть, что в статье представлен не полноценный научный анализ, а только обобщение и сравнение давно известных фактов.

Таблица

Древний человек Современный человек
Внешние отличия:
  1. Приплюснутый лоб, развитые надбровные дуги, сильные челюсти, маленький скошенный подбородок.
  2. Прямохождение на двух конечностях с наклоном вперед. Длинные, до колен руки. Сутулость.
  3. Обильный волосяной покров, местами похожий на шерсть.
  4. Тяжелый, массивный скелет
Внешние отличия:
  1. Высокий лоб, в меру развитые надбровья и относительно слабые челюсти с хорошо обозначенным подбородком.
  2. Строго вертикальная осанка, сутулость является признаком болезни. Пропорционально развитое тело.
  3. Волосяной покров присутствует в очень малой степени (в сравнении), а у многих современников его вообще нет.
  4. Относительно легкая, узкая кость
Примитивный речевой аппарат. Однако уже значительно превосходящий таковой у наиболее развитых животных Отлично развитая речь. В мире нет ни одного вида животных, который, хотя бы издали, был похож на современного человека в этом аспекте
Примитивность мышления. Отсутствие логического и рационального мышления. Полное подчинение инстинктам и эмоциональным порывам Глубокое, многоуровневое мышление. Современный человек (в основном) руководствуется здравым смыслом и логикой, а не чувствами и эмоциями. Во всяком случае, вполне на это способен
Социальные отношения стоят на самом низком уровне. Нет основополагающих понятий «добра и зла». Все сводится к стайному инстинкту Наш современник опутан социальными отношениями, условиями и догмами. Они настолько вросли в его душу, что зачастую выходят на уровень природных инстинктов (у лучших представителей человеческой цивилизации)

И все-таки мы одной крови - ты и я

В итоге можно смело утверждать, что современный человек значительно отличается от древнего пращура. Причем основные отличия приходятся не на биологию и физические данные, а на духовную, разумную сущность. Однако, как бы ни спорили ученые, в чем разница между современным человеком и древним человеком, как бы ни доказывали, что они и мы - это небо и земля, авторы придерживаются иной точки зрения. Несмотря на все различия, древний человек является нашим предком, и ему нынешние «аристократы духа» обязаны своим происхождением. Просто сотни тысяч лет назад человек был очень молод и смотрел на огромный мир вокруг себя детскими глазами. Сегодня мы уже взрослые и многое понимаем. Вот и вся разница. Мы выросли.


Просмотров