Интеллектуальная игра: Молодежь - против коррупции. Положение о деловой игре «Механизмы противодействия коррупции Интеллектуальная игра на тему коррупция

Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Вместе против коррупции».

Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Ход игры.

О какой общественной проблеме идет речь?

К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной.

В России коррупция – словно яма.

С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.

И чем настойчивей под неё копают,

Тем только больше она становится.

И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас важны и необходимы.

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам"(Томас Гоббс)

  1. Работа с понятиями по теме.

проводится короткая беседа с обучающимися по вопросам, актуализирующим правовые знания. Учащиеся объясняют значение понятий.

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на два вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри (Приложение 1)

понятие

определение

коррупция

незаконное использование физическим лицом своего должностного положения

взяткодатель

лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях.

волокита

Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки

взятка

это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности

злоупотребление полномочиями

это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы(организации).

фаворитизм

пристрастное выдвижение вперед любимцев, не имеющих способностей, необходимых для той или другой службы.

кумовство (непотизм)

служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу

растрата

противозаконное использование материальных или денежных средств лицом, которому они предоставлены в распоряжение, не по назначению, а в личных целях , приводящее к потере этих средств для первичного владельца.

мошенничество

преступление, заключающееся в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество путем обмана.

деловая коррупция

возникает при взаимодействии власти и бизнеса, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

бытовая коррупция

порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников, в неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

коррупция верховной власти

относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах; она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием.

  1. Аукцион «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка – 2 балла.

ОТВЕТЫ:

низкая заработная плата государственных служащих;

незнание законов;

желание легкой наживы;

частая сменяемость лиц на различных должностях;

нестабильное экономическое положение в стране;

коррупция как привычка;

низкий уровень жизни населения;

безработица;

неразвитость институтов гражданского общества.

  1. О чем гласит народная мудрость Домино.

Учащимся необходимо подобрать правильное понимание пословицы и связать его с темой коррупции

  • Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взяточничество.
  • Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.
  • Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
  • Видит око, да зуб неймет – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (очень хочется получить что-то, но это остается недоступным)
  • Где говорят деньги, там молчит совесть- (человек, желая обогатиться, забывает о морали)

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на один вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри

Ведущий . Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

  1. Актуализация знаний. Распознавание ситуаций коррупционного поведения в обществе.

Учащимся предлагается просмотреть несколько видеосюжетов и определить, содержит ли данная ситуация коррупционную составляющую.

Команды выбирают по одной ситуации (использование жеребьевки). Дают собственное определяют является ли ситуация коррупцией или нет, аргументируют свой ответ.

Жюри выставляет баллы командам: Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл. Баллы вносят в протокол жюри.

№ ролика

Сюжет ролика

Верная правовая трактовка ролика

Кадры из художественного фильма «Гараж»

Яв бытовая - нарушаются права потребителей, чиновники лоббируют свои экономические интересы, кумовство рупции: взятка

Кадры из фильма «Служебный роман»

Изо политическая коррупция в области административного управления, стремление сделать карьеру любым способом коррупции

Кадры из фильма «Старики разбойники» - 1

Я использование чиновниками своего положения, кумовство

Кадры из фильма «Берегись автомобиля»

Яв выраженная коррупция. Форма: бытовая коррупция, , взятка , взятка служебного положения

Кадры из фильма «Операция Ы»

Экономическая коррупция Хищение (растрата) средств с использованием служебного положения раженная коррупция. Форма: растрата и попытка сокрытия растраты

5. Анализ последствий коррупции для государства и общества. Команды представляют подготовленное домашнее задание.

Тема выступления

Важные теоретические аспекты, которые должны быть затронуты

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.-10-а

Первые упоминания о явлениях коррупции, изменение представлений о коррупции, способы борьбы с коррупцией.

2. Экономические последствия коррупции-10-б

Характеристика разновидностей деловой коррупции, последствия коррупционных действий на уровне микроэкономики и макроэкономики

3. Последствия коррупции для государства и органов власти-10 в

Характеристика особенностей коррупции органов государственной власти; снижение авторитета государственной власти внутри страны и на международной арене

4. Последствия коррупции для личности и семьи-11-б

Характеристика бытовой коррупции. Особенности ее проявления, влияние коррупциив хозяйственно-бытовой сфере, и сфере межличностных отношений, деформация процесса социализации

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения -11-а

Формы коррупции, меры уголовной ответственности за преступления в сфере коррупции; изменения в законодательстве в области противодействия коррупции.

Методический комментарий: команды представляют домашнее задание по заданной теме (предварительно каждая команда выбирает одну тему). Продолжительность выступления – 3 минуты, выступление может сопровождаться презентацией (максимально – 4 слайда) Жюри конкурса оценивает выступление команд по следующим критериям:

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

1 балл

Коммуникативный замысел

1 балл

Представление материала

3 балла

6. Защита плакатов, "Скажем коррупции "Нет!", иллюстрирующих методы борьбы с коррупцией.

Пока ребята оформляют плакаты, зрители смотрят социальный ролик о вреде коррупции, жюри подводит итоги игры.

Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
  2. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.
  4. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
  5. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
  6. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
  7. Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

  1. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

  1. Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

По 1 б. за верный ответ, макс=2б

2. народная муджрость – 1б

3. Распознавание ситуаций коррупционного поведения Фильм

Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл.

Макс.=2б

4. Анализ последствий коррупции для государства и общества - домашнее задание

См. ниже

Макс=5 б

5. Защита плакатов"Скажем коррупции "Нет!"

Макс+5

ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ

Правила оценивания домашнего задания.

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

Соответствие направлениям, указанным в таблице. Однако команды могут избрать иную трактовку вопроса не противоречащую заявленной теме

1 балл

Коммуникативный замысел

Убедительность аргументации, логика подача материала;

1 балл

Представление материала

Эмоциональность, обращенность к аудитории; свободное владение монологической речью, качество презентации, количество слайдов.

3 балла


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Сценарий правовой игры для подростков «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН» по вопросам антикоррупционного поведения Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; -формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения. Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции. Ход игры Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем правовую игру «Человек и закон», посвященную такому опасному социальному явлению, как Коррупция. (Слайд 1) Эпиграфом к нашему мероприятию могли бы стать такие изречения (Слайд 2): «С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено» (Фрэнсис Бэкон) «Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить» (Э.Севрус) «Нечестно нажитое впрок не идет» (восточная мудрость) «Где говорят деньги, там молчит совесть» К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной. В России коррупция словно яма. С ней тщетно, как с бездорожьем, борются. И чем настойчивей под неё копают, Тем только больше она становится. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас является важной и необходимой. Сегодня мы проведем своеобразное расследование по делу о коррупции. И помогать нам будет сотрудник полиции. Я предлагаю участникам игры разделится на 2 опер группы. Назовите свои группы и выберите руководителя. Для вас приготовлены 6 заданий, а наше жюри будет оценивать их выполнение. За низкую дисциплину в опергруппе могут быть снижены баллы.

2 Давайте вначале разберемся, что такое коррупция. В любом расследовании очень важно знать, как выглядит предполагаемый преступник. Итак, ПЕРВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ в нашем расследовании «ФОТОРОБОТ». Вам даются ватманы, на которых за 30 сек. вам нужно содать фотопортрет Коррупции и описать его. Вы можете использовать любые образы, слова, изречения. Высшая оценка 5 баллов. Выполняется задание. А пока опергруппы создают фотороботы, мы обратимся к народной мудрости: пословицы и поговорки о коррупции Что мне законы, коли судьи знакомы. Один закон для богатых, другой для бедных. Дай грош будешь хорош. Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло. Когда золото всплывает, то правда тонет. И умный берет, когда глупый дает. Суд крив, коли судья лжив. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд. Как видите, проблемы коррупции существуют с давних времен и отображены в устном народном творчестве. А сейчас настало время подвести итоги первого задания. Команды защищают свои работы, фотороботы передаются жюри для поведения итогов. Ведущий. Обобщим наши фотороботы одним определением: (Слайды) «Коррупция» произошло от лат. corruptio порча, упадок. Коррупция это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Основные ее формы - подкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Запомните главные признаки проявления коррупции: 1. Человек, участвующий в коррупционных деяниях, является должностным лицом. 2. Человек использует свое служебное положение для осуществления незаконной связи с отдельным лицом или группами лиц. 3. Все это наносит ущерб интересам людей, общества и государства.

3 Ведущий. Мы с вами разобрали, что такое коррупция. У любого преступления есть мотив, то есть причины. Как вы думаете, что порождает коррупцию? ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка 2 балла. ОТВЕТЫ: низкая заработная плата государственных служащих; незнание законов; желание легкой наживы; частая сменяемость лиц на различных должностях; нестабильное экономическое положение в стране; коррупция как привычка; низкий уровень жизни населения; безработица; неразвитость институтов гражданского общества. Ведущий. Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна Сомали и Мьянма, а самые благополучные Финляндия, Новая Зеландия и Дания. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Анализ ситуации (3 балла) Вам предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции, определить, проанализировать, кому (или чему) был причинен вред коррупционными действиями: 1. Чиновник создает искусственные незаконные преграды отказывает предпринимателю в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса. Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки по-старому это называется мздоимством. 2. Судью вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Ответ: да, судья связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение. ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. Следственный эксперимент. Вам необходимо будет разыграть ситуации и выявить причины коррупции в конкретной ситуации. Вы можете придумать свою ситуацию, а можете воспользоваться готовым шаблоном. Высшая оценка 5 баллов. Ситуация 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс.

4 Ситуация 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана. ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ. Классификация преступления. Слайды. 1. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение действия, которое это лицо должно было совершить в силу своего служебного положения (взятка). 2. Преступление против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество под угрозой применения насилия или уничтожения, повреждения чужого имущества (вымогательство). 3. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество). 4. Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки (Волокита) 5. Форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. (Непотизм, кумовство) 6. Действия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег. (Отмывание денег) 7. Действие, связанное с предложением, обещанием дать или дачей взятки государственному служащему или лицу, приравниваемому к государственному служащему, за желательное законное действие или бездеятельность в ходе выполнения им полномочий или посреднику с целью достижения тех же результатов (Подкуп) 8. Хищение чужого имущества, вверенного виновному (Растрата) Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием. А если есть преступление - есть и наказание. Пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте обратимся к Уголовному кодексу РФ. НАКАЗАНИЕ. Статья 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от

5 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 4. Вышеуказанные деяния, если они совершены: а) группой лиц; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей) - наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей. Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Вывод: Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества!!! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас, представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, мы с вами должны искоренять причины, порождающие ее!

6 КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ Ситуация 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс. Ситуация 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана.


Взяточничество действие, когда государственный служащий или приравниваемое к нему лицо в своих или чужих интересах прямо или опосредованно принимает, обещает или договаривается принять взятку, требует

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями; получение

ПАМЯТКА Коррупционные преступления и предусмотренная за них уголовная ответственность Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество

ПАМЯТКА об ответственности за коррупционные правонарушения Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную,

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки и меры административной ответственности Уголовный кодекс РФ: Статья 204. Коммерческий подкуп 1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие

2 3 взятка-подкуп 4 ЧТО ТОЖЕ СЧИТАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ Если не только должностному лицу, но и его родным и близким передали деньги, ценности или оказали материальные услуги. При этом сотрудник был согласен, не

У ВАС ВЗЯТКУ. 2 3 4 5 взятка-подкуп 6 ЧТО ТОЖЕ СЧИТАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ Если не только должностному лицу, но и его родным и близким передали деньги, ценности или оказали материальные услуги. При этом сотрудник

ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ КОРРУПЦИИ! Основы антикоррупционной политики Ухтинского государственного технического университета Приказом ректора 1161 от 29 декабря 2012 г. в УГТУ создана комиссия по противодействию

Выдержки из Уголовного кодекса РФ Статья 159.3. Мошенничество с использованием платежных карт 1. Мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием

Классный час На тему: «Коррупция и борьба с ней Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а

Уголовный кодекс РФ (извлечение) от 13.06.1996 63-ФЗ Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления

Уголовная, административная, дисииплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений. В соответствии со ст.1 Фед!ерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ПЕРЕЧЕНЬ преступлений коррупционной направленности 1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев: - наличие надлежащих

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей

ПАМЯТКА государственному гражданскому служащему по антикоррупционному поведению Поведение, воспринимаемое окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку

1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального

Памятка Для муниципальных служащих Об ответственности За коррупционные правонарушения ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (Федеральный закон от 25.12.2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии

Твое НЕТ имеет значение! Коррупция (от лат. corrumpere растлевать, гнить лат. corruptio подкуп, порча) Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (выгоды), связанной

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Памятка по противодействию коррупции и ответственности государственных гражданских служащих министерства, территориальных органов,

УТВЕРЖДАЮ Дополнение о внесении изменений к Памятке для сотрудников ТОГБУЗ МЦ МР «Резерв» по вопросам противодействия коррупции, утвержденной 29.01.2016 г. Статья 290. Получение взятки (в ред. Федерального

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Памятка по противодействию коррупции и ответственности государственных гражданских служащих министерства, территориальных подразделений

Уголовный кодекс УК РФ, Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы

Вместе против коррупции Памятка гражданину Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование

Новое в Уголовном кодексе Российской Федерации С 15 июля 2016 года введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом

12+ «Коррупция кругом», «продажность заела» А ты сам с этой коррупцией уже сталкивался? С этой продажностью хоть раз боролся? Ты же сам ее первый соучастник если видишь и миришься! Веллер М.И. 2 ЧТО ТАКОЕ

Источник получения информации «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь» УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 июля 1999 г.

УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 15 мая 2018 года 09/18 СОСТАВЫ УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ПАМЯТКА ОБУЧАЮЩИМСЯ И СОТРУДНИКАМ ФГБОУ ВО «ВГУ» ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Цель памятки определить содержание понятий, имеющих отношение к коррупции и её проявлениям, раскрыть сущность правовых

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений определены

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года ИЗВЛЕЧЕНИЯ Статья 14. Понятие преступления 1. Преступлением

Уголовная и административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 года 63-ФЗ) Преступление виновно совершенное

Преступления против собственности 1. Под хищением в настоящей главе понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи,

Статьи УК РФ, считающиеся коррупционными К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ПАМЯТКА об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического

Министерство имущественных отношений Ставропольского края ПАМЯТКА для граждан «Стоп коррупция» Ставрополь 2016 г. В соответствии со статьей 13 Федерального закона.n"2273-фз граждане Российской Федерации,

Словарь основных терминов и понятий Аномия дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных ориентаций, наступление ценностного вакуума по принципу «все дозволено». Проявляется в виде ненормативного

Памятка для муниципальных служащих по вопросам взяточничества и применения мер ответственности за получение и дачу взятки Взятка принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги)

Памятка гражданину «Что делать, если у Вас вымогают взятку?» В случае, если у Вас вымогают взятку, необходимо: - вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Государственное и частное взяточничество Природа взяточничества Посредничество во взяточничестве Наказания за взяточничество «Большое количество законов свидетельствует

ПАМЯТКА эффективного менеджера Статья 159. Мошенничество [Уголовный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 159] 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем

Профилактика коррупционных правонарушений! В с о о т в е т с т в и и с Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. 273-ФЗ: Коррупция это злоупотребление служебным положением, дача

13 июня 1996 года N 63-ФЗ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С изменениями на 28.11.2015 г. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (ИЗВЛЕНИЕ) ОСОБЕННАЯ

Информационная памятка о мерах по предотвращению коррупции «Университет без взяток» Ст.1. Федерального закона «О противодействии коррупции» Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки,

УТВЕРЖДАЮ Директор ^ Г Б У С ОмМс щ)л о г и ч е с к и й Центр» 7/ л., /Щ, Ш9 0-М. Илгамова -. -! Г./Г - \ 20// г. И!/:. тг^ гг ПРОГРАММА СЕМИНАРА «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ» НА 2016 ГОД 1. Нормативная

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Городская детская поликлиника 3» города Ставрополя Памятка для граждан об общественно опасных последствиях проявления коррупции

ИНФОРМАЦИЯ по вопросам противодействия коррупции для сотрудников ГПОАУ Амурской области «Благовещенский политехнический колледж» Основные понятия, используемые в настоящей памятке Коррупция: а) злоупотребление

1 Классный час на тему: «Сказать коррупции: нет!» Цель: Привить подрастающему поколению негативное отношения к коррупционным действиям, научить противостоять коррупции. Задачи: Образовательная:

Антикоррупционное просвещение граждан. Согласно Федеральному закону от 25.12.2006 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции", КОРРУПЦИЯ Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,

Приложение к приказу от 2016 УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ «Гимназия 4» Т.В. Шамардина 2016 Антикоррупционная политика МОАУ Гимназия 4» I. Общие положения Антикоррупционная политика МОАУ «Гимназия 4» (далее

Информационный материал для формирования правовых знаний в области противодействия коррупции и антикоррупционных стандартов поведения Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая _20_1_6г. _ Пр-983 Москва, Кремль Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Приложение к распоряжению управления образования администрации города Оренбурга от АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА I. ВВЕДЕНИЕ. Антикоррупционная политика

Что такое коррупция? Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки,

Памятка для граждан об общественно-опасных последствиях проявления коррупции ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных

Статья 159 УК РФ. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, - наказывается штрафом в размере

ПРОКУРАТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «I?» марта _ Пр-399 _2018 г. Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ПАМЯТКА об ограничениях, запретах и обязанностях работников МОУ СОШ 1 г.о. Звенигород, установленные в целях противодействия коррупции. Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного

/ 7t> v л с ж" и и (- л / 3 К приказу 95-0 _ от 10.01.2018 УТВЕРЖДАЮ Директор ГАУ СО НСО «Областной комплексный центр согщазщ^юй ад^ггации граждан» «_10_» января 2018г. В.Н. Тарасенко ОЦЕНКА коррупционных

ПАМЯТКА об ограничениях, запретах и обязанностях работников, установленных в целях противодействия коррупции 1. Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей установленных в целях

Условия обеспечения информационной безопасности на всех этапах проведения государственной итоговой аттестации обучающихся и ответственность лиц, привлекаемых к проведению ГИА в 2015 году Кодекс об административных

2 1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики 1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Памятка по борьбе с коррупцией По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных

"Самый эффективный способ борьбы с коррупцией развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации Борьба с коррупцией - это задача всего общества» «Коррупция, прежде всего, влияет не на

Приложение 3 к протоколу заседания Совета директоров АО «КОРЭМ» от «28» ноября 2014 г. 7 Политика по противодействию коррупции и мошенничеству в акционерном обществе «Казахстанский оператор рынка электрической

СБОРНИК положении нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения ГКУ «Ставропольвиноградпром» Законодательство Российской

УРОК – ИГРА «ГОРОД БЕЗ КОРРУПЦИИ»

(Номинация – внеклассное мероприятие)

Гостищева Тамара Александровна

учитель биологии и классный руководитель

МБОУ СОШ № 16 п. Тульского

Текнеджян Анжелика Артюшевна

педагог – библиотекарь

2015г.

Данное внеклассное мероприятие можно проводить в рамках классных часов, библиотечных уроков для учащихся 9 - 11 классов.

В начале занятия учащиеся сами формулируют цель. Опыт показывает, что люди добиваются большего, если они сами формируют цель. Форма проведения занятия игра, с использованием разных методических приёмов в течение всего занятия ("Мозговой штурм", "Источник информации", "Домино", "Эстафета", "Кластер", "Синквейн", "Поединок", "Активный концерт", "Интеллектуальная мишень"). Приведённые ниже методические приёмы мотивируют учащихся, вызывают интерес к рассматриваемой теме и формируют способы и пути решения проблемы, а так же способствуют социализации личности, что соответствует требованиям ФГОС.

Внеклассное мероприятие.

Урок – игра «Город без коррупции».

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции" (в электронном виде), Этимологический словарь, толковый словарь, презентация Microsoft Power Point, мишень, кружки красного и зелёного цвета, разноцветные домики из бумаги, видео отрывки фильма "Ты мне я тебе" (режиссёр Александр Серый)

    Этап. Организационный момент .

Войдя в класс, каждый ученик получает красный или зелёный кружок и в соответствии с цветом кружка учащиеся делятся на команды.

Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре.

Правила игры в команде:

Выбрать капитана;

В обсуждении принимают участие все;

Высказать своё мнение и выступить перед всеми должен каждый участник команды;

Уметь выслушать каждого;

уважать мнение других.

2 Этап. Мотивация.

Приём – «Проблемная ситуация».

Мероприятие начинается с просмотра видео отрывков фильма «Ты мне я тебе».

Учитель: Как вы думаете, какой теме посвящено наше занятие?

Не случайно был выбран данный отрывок для обсуждения с учащимися, так рассматриваемый случай связан с явлением коррупции.

В ходе дискуссии, обсуждая отрывок, каждый участник высказывает своё мнение и учащимися формулируется тема занятия.

Учитель пишет на доске тему: Город без коррупции (Слайд 1.)

3 Этап. Определение цели.

Учитель предлагает учащимся прочитать цитату Томаса Гоббса (Слайд 2):

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

и на основании рассмотренного отрывка из фильма и цитаты обсудить в группах и сформулировать цель занятия.

Вопросы:

В чем заключается важность данной темы? В чем заключается важность данной темы для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы?

Цель:

1.Сформировать представление о том, что такое коррупция, ознакомиться с причинами возникновения коррупции. Как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. Формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

2.Развить способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством. Основная задача - сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра (этап вызова).

Вступительное слово учителя: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в группах в форме игры «Город без коррупции».

Учитель: Чтобы создать город без коррупции, мы должны понимать смысл понятия «коррупция».

Предлагаем вам игру

    «Снежный ком» Приём "Мозговой штурм"

Слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».

Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.

Задание каждой команде: Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция» (Слайд 3)?

(взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.) (Слайд 4).

Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.

Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают.

    Работа со словарём. Приём "Источник информации

Командам раздаются этимологические словари и толковые словари русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Задание: Найти в словаре понятия «коррупция», «коррумпировать» и зачитать их.

Этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Толковый словарь:

Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Коррумпированный - проникнутый коррупцией.

Учитель:

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

    О чем гласит народная мудрость… Приём "Домино"

Командам предлагают четыре незаконченные пословицы и поговорки. Их окончания написаны на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильное окончание к этим фразам. Объясните смысл пословиц и поговорок?

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество.

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (Слайд 5).

Учитель: Историческая справка.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Физкультминутка

Приём "Эстафета".

Ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Затем поднимают руки. Делают вращательные движения руками.

    Кластер.

Приём "Кластер".

Учитель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции (Слайд 6)?

Задание: В течение 3-х минут учащиеся пишут на цветных кружочках, которые получили в начале занятия причины коррупции и размещают их на доске в форме виноградной грозди вокруг фразы «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ». Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции (кластер):

Примерная схема-кластер

(Слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

5. Литературная разминка.

Приём "Источник информации" - использование отрывков из художественной литературы.

Проблема взяточничества не нова для России. Над ней размышляют мастера слова ни одно столетие. Проведем литературную разминку. Определите автора и название произведения.

О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотреблении должностными полномочиями, хищении госбюджета)

    Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Меня твой голос возбуждает, ; Но им последовать я слаб. Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. (Г.Р.Державин, «Фелица»)

    Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве… (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»)

    В то время образовалось сильное общество контрабандистов

обдуманно-правильным образом; на миллионы сулило выгод дерзкое предприятие.

Он давно уже имел сведение о нем и даже отказал подосланным подкупить, сказавши сухо: "Еще не время".

Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу, сказавши: "Теперь пора". Расчет был слишком верен. Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы.

(Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

    «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

(Н.В. Гоголь «Ревизор»)

6. Ситуации.

Приём "Поединок"

Каждой команде в электронном варианте предлагается ФЗ «О противодействии коррупции» (электронное приложение).

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

В каждой команде назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой команды сходятся по очереди в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрени, а его соперник, произносит контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Ситуации:

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Петрова А. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

7. Памятка.

Задание: Составить памятки «Противодействие коррупции», в ней отразить понятие коррупция в форме синквейна и виды ответственности.

Приём "Синквейн".

Учащимся предлагается написать сикнвейн по теме «Коррупция»

по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) (Слайд 8).

Существует пять видов ответственности: уголовная , административная , гражданско-правовая , дисциплинарная и материальная .

К коррупционным преступлениям относятся:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ),

дача взятки (ст. 291 УК РФ)

получение взятки (ст. 290 УК РФ)

злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ)

коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

5 Этап. Заключение.

Подведение итогов и награждение команд.

Учитель: Выскажите своё мнение «Что могу сделать я?»

На доске написана фраза «Город без коррупции».

На фоне музыкального произведения - Моцарт. Концерт для скрипки и оркестра № 7 D - dur , учащиеся пишут на листочках (в форме домиков) высказывания, читают их и крепят на доске, создавая город (приём "Активный концерт" - информацию, которую надо усвоить, читают в слух в сопровождении экспрессивной музыки).

Примерные высказывания:

    не давать и не брать взятки;

    стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;

    предавать гласности случаи коррупции.

Мы также можем:

    изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;

    писать об известных случаях коррупции в местную газету;

    принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;

    изучать данное явление;

    Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Учитель: Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Рефлексия . Приём "Интеллектуальный тир".

Учащиеся в соответствующем поле мишени прикрепляют цветной магнит.


Активно участвовал (а) Было интересно

Было понятно Узнал (а) новое

Учитель: Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. На этом наше мероприятие закончено (Слайд 9, 10).

Литература:

    Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".

    Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

    Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.

    Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

    Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

    Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

    Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

    Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

    Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

    Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

Интернет-ресурсы:

http :// law . edu . ru - юридическая Россия Федеральный правовой портал

Тимофеева Светлана Григорьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Интеллектуальная игра «Нет коррупции!»

для учащихся 7 -8 классов

Цель – воспитать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодого поколения гражданской позиции относительно коррупции

Задачи:

Углубить знания учащихся о коррупции, способах её развития.

Формировать основы совместной, коллективной деятельности, нетерпимость к проявлениям коррупции.

Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Воспитывать активные жизненные позиции относительно коррупции.

Оборудование: листы бумаги, ручки, пословицы, ребусы, аббревиатура организаций по борьбе с коррупцией и преступлениями, «математические» вопросы, призы-сувениры

Ход игры

Вступление

Дорогие ребята! Согласно ООН 9 декабря является международным днём борьбы с коррупцией. Коррупции должны противодействовать государство, средства массовой информации, международные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции – это дело каждого из нас, всего общества. Хотелось бы, чтобы после этой игры каждый из вас смог чётко сформулировать для себя свою жизненную позицию по отношению к этому преступному деянию.

В нашей интеллектуальной игре принимают участие 2 команды. Оценивать их выступление будет наше жюри (представление членов жюри). Итак, команды, представьтесь!

Представление команд (2 балла)

1 – я команда «ХИППИ» Девиз: «Хочешь иметь победу, пошевели извилинами»

2-я команда «ЗНАТОКИ» Девиз: «Орешек знаний твёрд, но расколоть его поможет желание всё знать»

Проведение конкурсов

1 конкурс – «Ребусы»

Переставьте в словах буквы местами так, чтобы получилось слово, относящееся к противоправным деяниям (1 б.) Попробуйте объяснить значение этого слова (2 б.)

ТАЖШАН, ДОГЛОП, ЭКТЕР, ЯИФМА, РИКОТЮБАЯ, НИЩИХЕЕ

Угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой – либо выгоды

Преступление, заключающееся в подделке подлинных или в составлении фальшивых документов

Незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров

Организованная групповая преступность; преступные объединения людей, связанных между собой и получающих поддержку коррумпированных государственных чиновников

бюрократия

Высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките

Деловая игра

«Нет коррупции!»

9-11 классы

Задачи:

Донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией;

Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;

Профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация,

Развивать умение рассуждать и критически мыслить.

Оформление: цитаты и плакаты по теме, статистические данные о коррупции в стране и в мире.

На доске: рисунок склона горы, у подножия «Коррумпированное общество», на вершине «Общество без коррупции», по склону отметки высоты от 0 до 10.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний

1. Вступительное слово.

Я предлагаю вашему вниманию фрагмент клипа на песню Олега Газманова «Новая заря»

Подумайте, какую общественную проблему мы сегодня будем рассматривать?

Работа со схемой на доске: Посмотрите на вершину нашей горы - это идеал (Общество без коррупции), к которому мы стремимся. Возьмите листочек и напишите цифру, у какой отметки в плане приближения к этому идеалу мы сейчас находимся. Поднимите вверх. (Среднее значение записать на стикер и прикрепить на доску.)

По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией». В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Россия в числе первых подписала Конвенцию.

В преддверии Международного Дня коррупции предметом нашего обсуждения является коррупция, ее причины, проявления, последствия и противодействие ей. Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

Что же такое коррупция?

- В «Федеральном Законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" «Коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Предлагаю продолжить исторический экскурс в коррупцию.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции - «Артхашастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» Коран 2:188) и т. д.

2. «Информация к размышлению» Видеофрагмент.

3. Работа по группам

Каждая группа в течение 30 сек отвечает на вопрос, по команде передает по часовой стрелке:

1) Кто является субъектами коррупции?

2) Цель вступающих в коррупционные отношения?

3) Какие последствия для общества имеет коррупция?

4) Откуда вы знаете о коррупции?

Каждая последующая группа дополняет.

Затем каждая группа озвучивает ответы.

Уровень коррупции в России

Россия признана самой коррумпированной страной среди 22 крупнейших государств мира

    Менее склонны к подкупу бизнесмены из Бельгии и Канады (по 8,8 балла из 10 возможных).

    Третье место у Голландии и Швейцарии (8,7 балла).

    Россия с 5,9 баллами заняла последнее место, получив самый высокий национальный показатель взяткоёмкости

    По объему и частоте взяток Россия обогнала не только развитые государства Запада, но и своих коллег по группе БРИК – Бразилию (17-е место), Индию (19-е место) и Китай (21-е место).

Индекс оценки коррупции

Российские компании чаще других фирм из крупнейших стран-экспортеров дают взятки ради получения личной выгоды. (Слайд)

4. Опрос населения (слайд)

Если Вы давали взятку – Ваши ощущения?

5. Выявление причин коррупции

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

А как вы считаете, каковы причины коррупции? (Ответы записываются на доске, с краткими комментариями учителя.)

Низкий уровень заработной платы.

Двусмысленные законы. Консервативность закона.

Незнание или непонимание законов населением.

Нестабильная политическая ситуация в стране.

Профессиональная некомпетентность бюрократии.

Отсутствие единства в системе исполнительной власти.

Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Невозможность всеохватывающего контроля.

Зависимость граждан от чиновников.

К причинам распространенности коррупции в современной России относятся:

- отсутствие оптимальной работающей системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;

- существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;

- создание мощной, широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых составляет основной источник финансирования коррупционеров;

- слабость и политическое безволие государственной власти;

слабая кадровая политика государства;

- неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;

- криминализация значительной части политической элиты;

- широкий и беспрепятственный кадровый обмен между властными и коммерческими структурами;

- моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции, особенно на ее низшем уровне;

- стремительный количественный рост чиновничества как кадровой базы коррупции;

- чрезмерное вмешательство государства в жизнь общества, отсюда монополия чиновничества на слишком большой объем функциональных возможностей, так как привилегии на распоряжения собственностью и услугами находятся в руках бюрократов;

- высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств;

- недостаточная информированность населения о последствиях коррупции для общества, слабая правовая подготовка граждан;

- слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций;

- отсутствие подлинной независимости средств массовой информации;

- достаточно устойчивая историческая традиция, укорененность коррупции в сознании россиян (достаточно посмотреть русские пословицы и поговорки - основная их часть с безнадежностью фиксирует факт присутствия мздоимства, продажности в повседневной жизни, в практике чиновников).

6. Опрос населения (слайд) Причины коррупции

7. Опрос учащихся из зрительного зала

Как вы думаете – какие сферы наиболее поражены коррупцией?

Давайте запишем ваши ответы:

ГАИ

Чиновники

Полиция

Медицина

Образование

Судебная система

Военкоматы

Шоу-бизнес

Сфера торговли

Армия

СМИ

СЛАЙД. Профессиональная коррумпированность по материалам СМИ

8. Последствия коррупции (Слайд)

За примером, к сожалению, далеко ходить не надо: «По данным исследователей Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и фонда «Общественное мнение» (ФОМ), прошлым летом, когда шла «вступительная жатва», карманы родителей оскудели почти на 520 млн долларов. Потом начинается учебный процесс, за которым - контрольные, курсовые, сессии. Здесь «урожай» существенно ниже - примерно 98 млн долларов» ( Сайт Высшей школы экономики, 2008).

У всех живы еще в памяти трагические события в Перми унесшие жизни более чем 150 человек в результате пожара в клубе «Хромая лошадь». Дело о коррупции чиновников еще идет, вскрываются новые факты нарушений

9. Выступление Д.Медведева

- Вы все являетесь опытными пользователями интернет, как и наш премьер-министр, и знаете, что у его есть видеоблог, в котором обсуждается множество тем, актуальных для страны. Как вы думаете, какая из них самая популярная? ( Коррупция и борьба с ней.)

Более 7700 комментариев. Да и мы с вами об этом уже не раз говорили.

Посмотрите видеофрагмент выступления и определите: Прослеживается ли твердая позиция противодействовать коррупции?

Слайд «Шаги антикоррупционной политики на федеральном уровне»

1. Создан Совет при Президенте по противодействию коррупции;

2. Реализуется Национальный план противодействия коррупции;

3. В 2008 году принят антикоррупционный пакет законов

4. Вступили в силу указы Президента, обязывающие предоставлять сведения об имуществе и доходах чиновников, а также их жен и детей

5. Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО)

Как вы считаете, кто должен бороться с коррупцией? Чья это проблема?

«Для современного общества враг №1 – коррупция»
«Речь идет об атмосфере в обществе. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не будет…»

Мы сегодня начнем создавать антикоррупционный стандарт поведения для себя.

Что включает понятие «стандарт поведения»? (знания, ценности, способы действия)

10. Жизненные ситуации.

Задание по группам: Как должен поступить настоящий гражданин? В следующей ситуации…(команды разыгрывают ситуации)

Как вы считаете, почему люди не заявляют в правоохранительные органы?

Варианты (от них требуют, а они боятся отказать; чтобы гарантировать успех дела; думают, что процедура заявления слишком трудна и утомительна и дать проще)

11. Работа с залом

Что же, по вашему мнению, нужно для победы над коррупцией? Давайте проведем мини-соцопрос: переверните листочек и закончите 3 предложения: (слайд)

1. Бороться с коррупцией возможно, если…

2. Противодействию коррупции способствуют такие качества людей как…

3. Борьбу с коррупцией затрудняют такие качества людей, как…

Специалисты считают, что для победы над коррупцией необходим ряд условий (слайд)

твердая позиция политической элиты противодействовать коррупции,

Ясно выраженная политическая воля государственных служащих и согласие самим стать объектом проверок,

Осознание необходимости противодействия коррупции как отношение общества в целом,

Готовность и возможность гражданских (общественных) структур контролировать ситуацию противодействия коррупции и другие.

Давайте вместе выясним сегодня на уроке, есть ли в России эти условия.

При этом в настоящее время процедура подачи заявления о коррупции очень проста (слайд) Помимо того, что можно обратиться в органы внутренних дел, органы безопасности, органы прокуратуры на всех уровнях (города, края, РФ), а также Общественный антикоррупционный комитет, либо оставить свое заявление на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

12. Как бороться с коррупцией? (Слайд)

· повысить зарплату и не только чиновникам;

· сделать стабильным социальный пакет;

· прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство;

· россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;

· честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности

13. Изготовление антикоррупционных плакатов. Зал смотрит видеоролик «Скажи – нет!» Оценка плакатов.

14. Задание на дом: Создание памятки гражданину «Как противостоять коррупции». Основные направления разработки буклета.

15. Рефлексия. Создание синквейна.

16. Итог.

Просмотров