Роль социальной революции в развитии общества. Исторические типы социальной революции. Понятие социальной революции Примеры социальных революций

Разработка единой классификации типов и форм социальной революции представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современной социальной науки. Главная трудность разработки единой типологии революционных потрясений обусловлена их сложным, комплексным характером, что существенно затрудняет выявление критериев для создания универсальной таксономии.

Типы социальных революций

Традиционно, в марксистском подходе тип революций определяется характером социально-экономических противоречий, которые приводят к революционному взрыву. Другими словами, тип революции зависит от объективных целей, которые ставят перед собой революционно настроенные силы. На основании учета многообразия форм смены социально-экономических формаций можно выделить следующие типы социальных революций:

  • социальные революции, которые привели к становлению феодализма;
  • буржуазные, антифеодальные социальные революции;
  • социалистические революции.

Классификация форм социальных революций на основании учета акторов революционных событий

Замечание 1

Следует отметить, что в современной научной литературе широко функционируют классификации революций, основанные на учете главных акторов революционных событий.

Например, Ф. Грос выделяет следующие формы социальных революций:

  • революция снизу;
  • революция сверху;
  • комбинированный переворот, в котором принимают участие и «верхи» и «низы»;
  • дворцовые перевороты.

Дж. Питти на основании этого же критерия выделяет следующие формы социальных революций:

  • великая национальная революция – социальная революция снизу;
  • дворцовый переворот - социальная революция сверху;
  • государственный переворот - социальная революция сверху;
  • восстание, бунт - социальная революция снизу;
  • революция политической системы.

Классификация Р. Тонтера и М. Мидлерского

Данные ученые разработали собственную классификацию социальных революций на основании выделения следующих критериев для разработки типологии:

  • уровень вовлеченности масс;
  • продолжительность революционных процессов;
  • цели революционных сил;
  • уровень насилия.

В соответствии с приведенными критериями можно выделить следующие типы революций:

  • революция масс;
  • революционные перевороты;
  • дворцовые перевороты;
  • переворот – реформа.

Причины социальных революций

Все типы и формы социальных революций выступают результатом длительного развития определенных социальных процессов, формирования ряда причин, которые так или иначе способствуют нарастанию общественного напряжения, обострению социальной напряжённости, которая раньше или позже приводит к революционной ситуации.

В качестве одной из причин, симптомов социальной революции выступает формирование революционных общественных настроений, растущего беспокойства, ощущения утраты прежних оснований коллективного и индивидуального существования. Как и любое другое социальное чувство, обладающее возможностями «заражать» других, чувство беспокойство постоянно растет, люди теряют цели собственного ощущения, начинают ощущать потребность в новых стимулах, целях, побуждениях. Появляется ощущение неудовлетворенности, осознание рутины.

На начальном этапе причины беспокойства не осознаются, люди просто ощущают тревожность и беспокойство, наиболее активные ищут выход в эмиграции. Следует отметить, что само по себе усиление эмиграционных процессов не может выступать причиной революционных событий, но выступает своеобразным «индикатором», показателем скрытых социальных процессов, отражением необходимости реформирования системы социальных взаимодействий.

Замечание 2

Таким образом, в современной научной литературе представлены многочисленные подходы к классификации типов и форм революционных событий, основанные на учете различных критериев. Вне зависимости от формы и типа протекания революционных процессов – в их основе совокупность многочисленных социальных причин, длительный период протекания определённых социальных процессов.

Революция (социальная) Революция социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Содержание Р. классически раскрыто К. Марксом в Предисловии к «К критике политической экономии»: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или ‒ что является только юридическим выражением последних ‒ с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче ‒ от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой Р. определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи Р. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенационального процесса, в котором всё большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций (см. Буржуазная революция ). В эпоху перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революционный процесс, в котором сознательная политическая деятельность передового класса становится необходимым условием развития и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистической революции ,которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладет начало становлению коммунистической общественно-экономической формации (см. Коммунизм ), где, по словам К. Маркса, «... социальные эволюции перестанут быть политическими революциям и» (там же, т. 4, с. 185).

Экономическая основа Р. ‒ углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений , который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетёнными классами. В революционной борьбе угнетённых классов (стихийной или сознательной) выражается назревшая потребность в освобождении производительных сил от оков устаревшей системы производственных отношений.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Революция (социальная)" в других словарях:

    Быстрые качественные изменения во всех сферах общественной жизни, скачок от одного способа производства к др. в результате насильственного свержения старой власти. Экономической причиной революционного скачка является, согласно марксизму,… … Философская энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия

    Кардинальное изменение социально политического строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественного и государственного институтов в противоположность реформам и социальной эволюции.… … Энциклопедический словарь

    РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. revolution, social; нем. Sozialrevolution. 1. Коренной резкий качественный переворот во всей соц. структуре общества; способ перехода от одной формы соц. полит. устройства к другой. 2. Полит, переворот, в результате к рого меняется соц.… … Толковый словарь по социологии

    РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - 1. Коренной резкий качеств. переворот во всей соц. структуре об ва; способ перехода от одной формы соц.политич. устройства к др. 2. Политич. переворот, рез те к рого меняется соц. структура власти … Российская социологическая энциклопедия

    РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - коренной переворот в социально экономической структуре общества, сопровождающийся внезапным насильственным изменением существующего политического строя … Тематический философский словарь

    - (от позднелат. revolutio поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии к. л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научнотехническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в… … Философская энциклопедия

    Революция (от позднелат. revolutio ‒ поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая Р., промышленная революция, научно техническая революция, культурная… …

    I Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот) глубокое качественное изменение в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая Р., промышленная революция, Научно техническая революция,… … Большая советская энциклопедия

Реформисты отрицают или принижают прогрессивное значение социальных революций, утверждают, будто бы социальная революция как форма общественного развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными "издержками", что она во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Это утверждение не согласуется с реальной историей.

Многовековой опыт убедительно доказал, что революции являются мощным двигателем исторического развития. Революции – это локомотивы истории, могучие двигатели общественного и политического прогресса.

Великая историческая роль социальных революций состоит в том, что они устраняют преграды и расчищают пути для общественного движения. Социальные революции ликвидируют старый базис и старую надстройку, которые задерживают развитие производительных сил общества. Они обнажают и искореняют противоречия старого, отжившего общественного строя, пробуждают широкие народные массы к самостоятельной творческой деятельности, развязывают их активность. В период революций намного расширяется объем и содержание социального творчества.

По общему мнению, революции – это праздник демократических сил. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса. Революция является коренной ломкой экономического и социально-политического строя ускоренным, скачкообразным движением по пути прогресса.

Для более полного уяснения роли социальной революции в развитии общества необходимо также рассмотреть вопрос о соотношении революции и реформы. Реформами называются такие социальные перемены, которые не отнимают политической власти в государстве из рук старого господствующего класса, а сводятся к качественным преобразованиям в отдельных отраслях общественной жизни. Они могут носить экономический, политический, правовой, религиозный и другой характер, но не покушаются на политическую власть.

Противники революции рассматривают реформы как самоцель, как спасение от революции, пытаясь путем реформ отвлечь трудящихся от классовой борьбы. Революционеры считают, что реформы нс устраняют социальных противоречий, а лишь временно смягчают и отодвигают их решение. Однако было бы ошибочно думать, что революционный класс полностью отрицает использование реформ. В условиях капитализма, посткапитализма и постсоциализма реформы используются передовыми слоями общества как побочный продукт демократической борьбы, как мера для развития и расширения этой борьбы.

Реформы всегда имеют двойственную природу. С одной стороны, они улучшают положение трудящихся классов, а с другой, – служат средством для предупреждения и погашения их революционной борьбы. Реформа есть уступка, которую делают правящие классы, чтобы задержать, ослабить или затушить революционную борьбу, чтобы раздробить силу и энергию революционных классов и т.д. Поэтому прогрессивные силы не отвергают реформы, хотя бы в малой степени улучшающие положение народных масс, но одновременно указывают на их ограниченность и недостаточность, на необходимость революции. Все дело борьбы за положительные реформы должны быть подчинены конечной цели борьбы за свободу и демократию.

Понятию социальной революции противостоит понятие контрреволюция. Контрреволюция – это попытка или процесс реставрации власти реакционного класса и старых социально-экономических порядков. По своему объективному содержанию контрреволюция всегда регрессивна. Она задерживает развитие и мешает общественному прогрессу. Противоборство революции и контрреволюции – объективный закон классовой борьбы в эпоху перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Объясняется это тем, что господствующие классы никогда не отдают добровольно своей власти, оказывают упорное сопротивление новому строю.

При контрреволюции реакционные силы берут верх и революции терпят поражение. Так обстояло дело с буржуазнодемократической революцией в 1848 г. в Германии, Парижской коммуной 1871 г., демократической революцией 1936 г. в Испании, ликвидацией социализма в России в 1991–1999 гг., других европейских и азиатских странах.

Контрреволюция прибегает к различным формам борьбы и подрывных действий: вооруженные выступления, гражданские войны, мятежи, заговоры, саботажи, диверсии, иностранная интервенция, блокада и т.п. Решительная победа нового строя лишает контрреволюцию сил для открытого сопротивления, и она принимает более скрытые, замаскированные формы.

Опасность контрреволюционной деятельности возрастает в моменты относительного равновесия классовых сил - когда революционные классы еще не могут взять в свои руки всю власть и одержать решительную победу, а господствующие классы уже не в состоянии удерживать контроль за развитием событий. В такие моменты борьба обостряется. Контрреволюция активизируется, использует имеющиеся у нее рычаги власти, экономические позиции и влияние, средства информации для того, чтобы остановить революционный процесс, повернуть его вспять.

Если контрреволюция не встречает решительного отпора, она активизируется, стремится использовать неустойчивость политической обстановки в своих интересах. Только постоянное сохранение инициативы в руках революционных сил, их сплоченность и организованность дают возможность остановить контрреволюцию, навязать ей борьбу в тех сферах и в таких формах, которые отвечают интересам дальнейшего развития революции и обрекают реакцию на поражение.

Социальной базой контрреволюции являются, прежде всего, реакционные классы и слои, утрачивающие в результате революции власть, доходы, привилегии. Они выступают в качестве вдохновителей и организаторов контрреволюции. Численно эти классы и слои составляют незначительное меньшинство общества. Поэтому, чтобы противостоять революции, они нуждаются в более или менее широкой поддержке.

С этой целью контрреволюция стремится внести раскол в ряды угнетенных классов любыми средствами, включая обман, шантаж, клевету, демагогию. Она пытается привлечь на свою сторону политически отсталые и колеблющиеся слои населения, натравить их на авангард революционных классов. Так, в годы Французской буржуазной революции 1789 г. феодальная реакция использовала в контрреволюционных целях темноту и невежество крестьян провинции Вандея. В России во времена Б. II. Ельцина (последнее десятилетие XX в.) контрреволюционные силы задействовали стремление к обогащению партийно-комсомольской бюрократии, "цеховиков", криминальных элементов.

Социальной почвой для распространения контрреволюционных настроений могут стать некоторые слои мелкой буржуазии, которая в периоды обострения классовой борьбы "колеблется" между революцией и контрреволюцией. Контрреволюция использует и ошибки революционных сил, а также экстремистские действия левацких групп с тем, чтобы отпугнуть от революции те или иные слои населения. Ультралевые авантюристы, жонглируя революционной фразеологией, объективно являются пособниками контрреволюции.

В мировой исторической перспективе контрреволюция обречена. Она всегда временна, преходяща, не может остановить поступательного движения общества. Однако способна задержать общественный прогресс, вызвать зигзаги и отступления в развитии.

Контрреволюция, как правило, сопровождается жестоким террором. Об этом наглядно свидетельствуют кровавые расправы версальцев после падения Парижской коммуны, массовые расстрелы рабочих после поражения русской буржуазно-демократической революции 1905–1907 гг., белый террор вслед за подавлением Венгерской советской республики в 1919 г., трагедия Чилийской революции в 1974 г. и др.

Необходимость пресечения деятельности контрреволюционных сил обусловливает один из важнейших законов социальной революции. "Всякая революция, – по мнению В. И. Ленина, – лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться " . Для преодоления попятных тенденций в развитии социальной революции и доведения ее до конца важнейшее значение имеет седьмой этап – закрепление ее результатов. Объективные задачи этого этапа сводятся к стабилизации власти передового класса, выполнению экономической и социальной программы революции, осуществлению мер по защите ее завоеваний от внутренней и внешней контрреволюции.

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 122.

Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом развитие производительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно самой жизни: "...Люди, развивая свои производительные силы, то есть живя, развивают определенные отношения друг к другу, и... характер этих отношений неизбежно меняется вместе с преобразованием и ростом этих производительных сил".

Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т.д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Но и после социальной революции элементы прежних формаций продолжают частично сохраняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.

Для понимания марксова подхода к социальному развитию полезно сравнить его с контовским.

Что их объединяет?

  • 1. Оба они верят в универсальную эволюцию человеческого рода. Оба они - исторические эволюционисты, так как считают, что все общества развиваются согласно одним и тем же законам и проходят в своем развитии одни и те же стадии. По Конту, это теологическая, метафизическая и позитивная стадии; по Марксу - сменяющие друг друга общественные формации.
  • 2. Оба они верят в прогресс, т. е. считают, что социальная эволюция" -это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. По Конту, в основе прогресса лежит интеллектуальное и моральное совершенствование; по Марксу - развитие производительных сил.
  • 3. Из первых двух пунктов вытекает, что оба они верят в конечное совершенное состояние, в грядущий и уже наступающий золотой век. По Конту, это позитивное состояние человечества; по Марксу - коммунизм.
  • 4. Из предыдущего пункта в свою очередь вытекает следующий: оба они занимаются предсказаниями, точнее, пророчествами относительно грядущего состояния.
  • 5. Пророчествуя о грядущем золотом веке, они не могут просто ожидать его, но чувствуют себя призванными способствовать его наступлению. Конт это делает посредством проповеди Религии Человечества; Маркс - посредством политико-организационной и революционной деятельности.

В чем различия между контовским и марксовым подходами к социальному развитию?

1. Для Конта "нормальное" социальное развитие предполагает преемственность, опору на традицию, отсутствие резких скачков и сдвигов. Для Маркса, наоборот, "нормальное" социальное развитие - это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги. По Конту, фундаментальные структуры общества в принципе неизменны, изменяется, в сущности, лишь социальная оболочка; развитие происходит как бы согласно французской поговорке "Чем больше меняется, тем больше остается самим собой". У Маркса, наоборот, общество непрерывно изменяется в самой своей основе, а неизменность характеризует лишь внешний, надстроечный слой социальной системы, который отстает от глубинных, основополагающих изменений.

Правда, Маркс признает существование застойных исторических эпох и регионов и постепенных изменений, не приводящих к резким сдвигам, смене социальных систем. Он даже признает роль традиций в жизни общества. Но застой, постепенность, традиция - все это для него либо своего рода аномалии, либо более или менее длительные перерывы в неуклонном процессе изменений, либо, наконец, идеологический камуфляж, за которым, опять-таки, скрываются бурные социальные сдвиги. Конт рассматривал традиции как великую благотворную силу, формирующую общество. Маркс же оценивал их роль совершенно иначе: "Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых". В работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" он анализирует идеологическую функцию традиции, рассматривая ее как своего рода язык, посредством которого осуществляются революционные преобразования. Таким образом, хотя Маркс не выделял, подобно Конту, социальную динамику как особую отрасль социальной науки, именно он был подлинным создателем социальной динамики, понимаемой как исследование социальных изменений, инноваций, революционных преобразований.

  • 2. По Конту, социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер. Он, правда, признает критические фазы в социальном развитии, когда происходят революционные изменения и столкновение различных социальных сил, но это для него все-таки скорее патология, чем норма. Для Маркса, наоборот, социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода - источник социального развития. Эти противоречия и конфликты, с его точки зрения, носят в принципе постоянный характер, то обостряясь, то несколько затухая, но никогда не прекращаясь. Они охватывают всю социальную систему и ее элементы; они присутствуют как внутри этих элементов, так и между ними. Будучи приверженцем диалектики, Маркс не только констатирует противоречивый и конфликтный характер социального развития, но и позитивно его оценивает. Подобно тому как Конт не только констатировал, но и воспевал согласие, Маркс не только исследовал, но и восхвалял конфликты.
  • 3. Представление Маркса о характере и путях социальной эволюции, прогресса было более сложным и тонким, чем у Конта. Это было связано с тем, что Маркс был гораздо ближе Конта к фактам социально-исторической действительности. Будучи в принципе историческим эволюционистом и приверженцем идеи прогресса, он, тем не менее, понимал социальное развитие как многолинейный процесс и улавливал специфику отдельных обществ и культурно-исторических ареалов. Он отмечал существование длительных регрессивных и застойных периодов, а также разной скорости социальной эволюции.

Проблематика революции занимает центральное место в теории социального изменения Маркса. Социальная революция в его истолковании -это не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социального изменения Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс. Именно таков смысл его знаменитого тезиса: "Революции - локомотивы истории". К этому тезису близок по смыслу другой, не менее знаменитый: "Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым".

Помимо социальной, Маркс рассматривал экономическую, промышленную и политическую революции, сближая социальную революцию то с первой, то со второй, то с третьей. Но особенно тесно он связывает социальную революцию с политической, т. е. с завоеванием государственной власти прогрессивным классом и установлением его революционной диктатуры для подавления других, реакционных классов.

Маркс несомненно различал социальную и политическую революции. Но последняя незаметно приобрела в его сознании самодовлеющее значение, превратившись из обязательного условия и элемента социальной революции в самоцель. Наоборот, социальная революция как объективно протекающий процесс стала интерпретироваться в его работах как условие и средство для революции политической, основанной на волевых устремлениях определенных групп. Когда Маркс пишет просто о революции, он имеет в виду именно революцию политическую.

Социальные и политические реформы представляются Марксу искусственным тормозом в социальном развитии, результатом вынужденных уступок и (или) обмана со стороны господствующих классов или же слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал социального развития в "предыстории" общества, которое построено на частной собственности и эксплуатации человека человеком, - это "непрерывная революция", постоянная революционизация общества для скорейшего наступления "подлинной" истории, коммунизма. В этом золотом веке, согласно одному из пророчеств Маркса, политических революций уже не будет. "Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями. А до тех пор накануне каждого всеобщего переустройства общества последним словом социальной науки всегда будет: "Битва или смерть; кровавая борьба или небытие. Такова неумолимая постановка" (Жорж Санд)".

Очевидно, что в теории социальной революции темперамент политического борца и пророка особенно сильно влиял на Маркса-ученого, и "последнее слово социальной науки" у него тесно переплеталось с мессианизмом и утопией. Но у Маркса была еще одна очень важная теория, в которой дело обстояло точно так же. Это его теория классов и классовой борьбы.

РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ)

социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Содержание Р. классически раскрыто К. Марксом в Предисловии к "К критике политической экономии": "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой Р. определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи Р. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенационального процесса, в котором всё большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций (см. Буржуазная революция). В эпоху перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революционный процесс, в котором сознательная политическая деятельность передового класса становится необходимым условием развития и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистической революции,которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладет начало становлению коммунистической общественно-экономической формации (см. Коммунизм), где, по словам К. Маркса, "... социальные эволюции перестанут быть политическими революциям и" (там же, т. 4, с. 185).

Экономическая основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетёнными классами. В революционной борьбе угнетённых классов (стихийной или сознательной) выражается назревшая потребность в освобождении производительных сил от оков устаревшей системы производственных отношений.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию.

Р. неизбежно встречает на своём пути преграду в виде политической власти господствующего класса. Поэтому первым актом социальной Р. является Р. политическая, т. е. завоевание государственной власти революционным классом. "... Каждый стремящийся к господству класс, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать себе политическую власть..." (там же, т. 3, с. 32). Вопрос о политической государственной власти - главный вопрос всякой Р. "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса, - отмечал В. И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 31, с. 133).

Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и наиболее острая классовая борьба,которая может принимать самые разнообразные формы (вооружённого восстания,политического переворота, гражданской войны; мирные формы борьбы). Р. развивается в противоборстве с контрреволюцией. Объективные потребности общественного прогресса в конечном счёте предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства не однозначен и зависит от реального соотношения классовых сил, от зрелости субъективного фактора Р., от способности и готовности революционных классов и политических партий к решению встающих перед ними задач. "... Революционные периоды, - подчёркивал В. И. Ленин, - являются по преимуществу как раз такими периодами истории, когда в сравнительно короткие промежутки времени столкновение борющихся общественных сил решает вопрос о выборе страной прямого или зигзагообразного пути развития на сравнительно очень продолжительное время" (там же, т. 16, с. 8-9).

В тех случаях, когда массовые революционные силы недостаточно организованы и не готовы к решению объективно назревших революционных задач, Р. может приобрести верхушечный характер [например, турецкая (1908) и португальская (1910) буржуазные Р.]. В противоположность народным революциям, в которых активно и самостоятельно участвует громадное большинство народа, верхушечная Р. непоследовательна, половинчата и обычно заканчивается классовым компромиссом.

Основоположники марксизма-ленинизма решительно выступали против доктринёрских представлений, согласно которым Р. является автоматическим результатом роста производительных сил и осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует стопроцентный успех без упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. "... В революции, - писал Ф. Энгельс, - как и на войне, в высшей степени необходимо в решающий момент все поставить на карту, каковы бы ни были шансы... Бесспорно во всякой борьбе тот, кто поднимает перчатку, рискует быть побежденным, но разве это основание для того, чтобы с самого начала объявить себя разбитым и покориться ярму, не обнажив меча-" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 80-81). Активная и самоотверженная деятельность массовых сил Р. - решающий фактор её успешного развития и победы.

Вопрос о роли Р. в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Представители буржуазной "социологии революции" утверждают, будто Р. как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными "издержками", во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Вслед за буржуазными идеологами роль Р. в историческом процессе отрицают или приуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны, представители мелкобуржуазного левацкого революционаризма отрицают объективные закономерности революционного процесса и считают, что революционный авангард, "активное меньшинство" в любых условиях может осуществить Р.

Обобщая исторический опыт, марксистско-ленинская теория доказывает, что Р. являются могучим двигателем общественного и политического прогресса. К. Маркс называл революции "локомотивами истории" (см. там же, т. 7, с. 86). Великая историческая роль Р. состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса. Р. означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. В революционные эпохи темпы общественного развития необыкновенно ускоряются. По словам В. И. Ленина, в такие периоды пределы возможного тысячекратно расширяются. Р. вовлекает в активную политическую деятельность широчайшие массы народа, которые в обычные времена господствующим классам удаётся отстранить от политики. Обогащается содержание и возрастает объём социального творчества. "Революции, - писал В. И. Ленин, - праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса, с точки зрения узкой, мещанской мерки постепеновского прогресса" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 11, с. 103).

Особенно велика в истории человечества роль Р. пролетариата, начало которой положила Великая Октябрьская социалистическая революция. Она открыла эпоху перехода человеческого общества от капитализма к социализму. См. также статьи Народно-демократическая революция, Национально-освободительная революция, а также статьи об отдельных революциях и лит. при них.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Классовая борьба во Франции, там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, там же; Маркс К., Предисловие ["К критике политической экономии"], там же.; т. 13; Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Полное собрание соч., 5 изд., т. 11; его же. Крах II Интернационала, там же, т. 26; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же. Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; Программа КПСС, М., 1974; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Ковалев А. М., Социальная революция, М., 1969; Селезнев М. А., Социальная революция, М., 1971; Ленинская теория социалистической революции и современность, М., 1972.

Ю. А. Красин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕВОЛЮЦИЯ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-04 Time: 02:10:29 Б * Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СФЕРА - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    РЕАБИЛИТАЦИЯ - см РЕАБИЛИТАЦИЯ …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПОМОЩЬ - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПЕНСИЯ - государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, не имеющим по к.-л. причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ИНФЛЯЦИЯ - рост цен под влиянием роста издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРОДУКТА - процесс быстрого обновления товаров, изменения их …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Высказываниях известных людей:
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это успешное усилие покончить с плохим правительством, чтобы получить еще худшее. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    это успешное усилие покончить с плохим правительством, чтобы получить еще худшее. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - в противоположность бунту попытка свергнуть власть, препятствующую становлению либеральной цивилизации, оттеснить, уничтожить определенные формы, стороны традиционных форм жизни,социальных отношений …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от позднелат. revolutio - поворот переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    Социальная психология. - В классификации абстрактных наук, созданнойКонтом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии междубиологией и социологией. Если, с …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Революция - от лат. revolutio (движение, обращение, круговращение). Втаком смысле это слово употреблялось в средневековой латыни; сочинениеКоперника об обращении небесных …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от позднелатинского revolutio - поворот, переворот), глубокое изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно-техническая, …
  • РЕВОЛЮЦИЯ
    [французское revolution] коренное, качественное изменение, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому; переломный, поворотный период …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего обще-ственного и политического строя и установлению новой …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, к-рый приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СОЦИ́АЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социол. понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоёв; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях С.с. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Революция социальная …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психол. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГИГИЕНА, область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ, отрасль соц.- экон. географии, изучает пространств. процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1925-27 В КИТАЕ. Началась после событий 30 мая 1925, когда англ. полиция расстреляла патриотич. демонстрацию в Шанхае. В осн. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1911-13 В КИТАЕ, см. Синьхайская революция …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1905-07 В РОССИИ, первая революция в России. Кризисная социально-полит. ситуация в стране обострилась в результате поражений России в рус.-япон. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1859-60 В ИТАЛИИ, один из гл. этапов Рисорджименто. Развернулась после поражения Австрии в австро-итало-французской войне 1859 и освобождения …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ИТАЛИИ, один из гл. этапов Рисорджименто. На её 1-м этапе (янв.- авг. 1848), возглавленном либералами, под …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ГЕРМАНИИ. 27 февр. 1848 начались массовые нар. собрания и демонстрации в Бадене. 18 марта произошло восст. в …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ВЕНГРИИ. Началась 15 марта 1848 нар. восстанием в Пеште. Созданное в марте пр-во отменило крепостное право и …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В АВСТРИИ. 13- 14 марта 1848 произошло нар. восст. в Вене (в результате - отставка К. Меттерниха). 17 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848 ВО ФРАНЦИИ. Началась победой Февр. рев-ции 1848. 24 февр. была низвергнута монархия и созд. Врем. пр-во. 25 февр. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1789-99 ВО ФРАНЦИИ, см. Французская революция 1789-99 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 17 ВЕКА В АНГЛИИ, см. Английская революция 17 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РЕВОЛ́ЮЦИЯ ЦЕН", резкое повышение цен на товары в связи с ростом добычи золота и др. благородных металлов и снижением их …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, кардинальное изменение социально-полит. строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием обществ. и гос. институтов в противоположность …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ (от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокое качеств. изменение в развитии к.-л. явлений природы, общества или познания (напр., социальная …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    революции, ж. (латин. revolutio — переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к смене государственной власти. || …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. revolution] коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, проявление одной из важнейших закономерностей диалектического развития …

Просмотров