Вопрос: Насколько державы-победительницы сумели реализовать поставленные перед собой задачи на венском конгрессе? Создание международной организации - Лиги Наций. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье

  • 1. Перечислите основные требования стран-победительниц.

  • 2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?

  • 3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли?

  • 4. Какие вопросы международных отношений не были решены?

  • 5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?



Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:

  • 1. Раздел Германии на несколько слабых государств.

  • 2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна.

  • 4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.

  • 5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира.

  • 6. Сохранение единой Германии.

  • 7. Раздел владений Османской империи.

  • 8. Захват германских владений вне Европы.



Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы :

  • 1. Территориальные изменения в Европе и колониях.

  • 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.

  • 3. Новое положение Германии в послевоенном мире.

  • 4. Создание международной организации - Лиги Наций.

  • 5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав.

  • 6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.

  • 7. Решение русской проблемы.



  • 1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?

  • 2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной.

  • 3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень?

  • 4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен?

  • 5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.



Продолжите историческое утверждение:

  • В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к...

  • Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла...

  • Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что...

  • Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...



  • Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий».

  • Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание



(Документ)

  • Стадуб И.Б. История государства и права зарубежных стран (Документ)
  • Лекции: Новейшая история стран Азии и Африки (Лекция)
  • Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900-1945 (Документ)
  • Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век (Документ)
  • Родригес А.М. (ред.) Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. Часть 3. 1945-2001 (Документ)
  • Билеты по курсу Новейшая История стран Азии и Африки (Вопрос)
  • Бердникова С.А. Хрестоматия по истории государства и зарубежных стран. Том 2 (Документ)
  • ТЕСТ МЭСИ - Конституционное право зарубежных стран (80 вопросов) (Шпаргалка)
  • (Документ)
  • Батыр К.И., Исаев И.А. История государства и права зарубежных стран (Документ)
  • Родригес А.М. (ред.) Новейшая история стран Азии и Африки. XX век Часть 2. 1945-2000 (Документ)
  • n1.doc

    Противоречия Версальской системы. Заложенные союзниками основы послевоенного европейского и мирового порядка были несовершенны, несли в себе зачатки множества проблем и конфликтов.

    Как считал один из самых известных экономистов XX века, Д. Кейнс, серьезной ошибкой Антанты была недооценка значения экономических проблем послевоенного миропорядка, подчинение политики стремлениям получить как можно больше от побежденных, в то время как следовало думать о содействии им в восстановлении экономики. Это привело к целой серии социальных и политических потрясений в Центральной и Восточной Европе, обострению во многих странах этнических проблем, многие из которых также были созданы победителями.

    Границы новых государств в Европе определялись без учета интересов многих народов, населяющих их территории.

    Около 30 млн. человек оказались на положении национальных меньшинств (немцы в Польше, Чехословакии, Югославии, венгры в Румынии, Чехословакии, Югославии, украинцы и белорусы в Польше). Многие из них вынужденно эмигрировали, но мечтали вернуться в родные края. После создания Югославии хорваты и словенцы, исповедующие католичество (31% населения), и мусульмане, проживающие в Боснии и Македонии (10%), оказались на положении религиозного меньшинства. Православные сербы (43% населения) считали своей заслугой воссоединение славян, контролировали армию и центральные органы управления нового государства, приобрели в нем решающую роль, что несло в себе зародыш будущих конфликтов.

    Естественно, те государства, которые считали, что их жизненные интересы ущемлены, не были удовлетворены условиями мира. Германия приняла условия Версальского мира лишь после угрозы возобновления военных действий со стороны союзников. В Германии, в Венгрии и Болгарии вопрос возвращения территориальных потерь стал одним из главных в их внутренней политике, основой консолидации милитаристских, реваншистских сил. Италия принадлежала к лагерю победителей, но большинство политиков в этой стране считало, что и ее интересы при разделе колоний, определении границ не были учтены на Парижской мирной конференции.

    Замысел В. Вильсона о создании международной организации, способной с беспристрастных позиций рассматривать возникающие спорные вопросы, принимать меры к пресечению агрессии, иначе говоря, выступать гарантом мира, был весьма перспективным. Однако Лига Наций не стала универсальной организацией. В ее состав не вошла охваченная гражданской войной Россия. Негативно относящиеся к идеям В. Вильсона сторонники изоляционистской политики в Конгрессе США сорвали ратификацию Устава Лиги Наций. Основанием для этого послужило то, что он предполагал обязательство США принимать участие в конфликтах вне Западного полушария, то есть противоречил доктрине Монро. США не вошли в Лигу Наций, подписав с Германией в 1921 г. отдельный мирный договор.

    «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. Важнейшим источником слабости Версальской системы было неучастие в ней России.

    Еще в апреле-июне 1918 г., после заключения мира между Россией и Германией, союзники высадили десанты в портовых российских городах (Япония — во Владивостоке, Англия — в Мурманске) с тем, чтобы предотвратить передачу немцам запасов оружия, ранее доставленного в эти города. После капитуляции Германии союзники заняли также портовые города Причерноморья. Территории, оккупированные войсками стран Антанты, становились базой деятельности антибольшевистских сил — от монархистов до левых эсеров. Каждый из лидеров антибольшевистского движения в условиях, когда Советское правительство контролировало лишь бывшие центральные губернии, претендовал на роль спасителя страны.

    На Парижской мирной конференции обсуждались различные варианты политики стран Антанты в «русском вопросе» — от содействия в заключении мира между противоборствующими сторонами до раздела России на сферы влияния. Главнокомандующий союзными войсками, назначенный председателем Высшего военного совета Антанты, маршал Ф. Фош предлагал решить проблемы России путем открытой интервенции. Однако союзники не смогли прийти к согласию ни друг с другом, ни с лидерами антибольшевистских сил. Большинство этих лидеров, бывших генералов царской армии, несмотря на их заинтересованность в поддержке Антанты, отказывалось согласиться с законностью существования государств, отделившихся от Российской империи и признанных странами Запада (Финляндии, Польши, государств Балтии). На такое признание было готово лишь Советское правительство, но к его намерениям страны Антанты относились с большими подозрениями.

    Недовольство в войсках, утомленных войной, требующих вернуть их домой и демобилизовать, протесты общественности, опасения, что вмешательство во внутренние дела России выльется в затяжную и непопулярную в странах Запада войну, заставили союзников летом 1919 г, эвакуировать войска с европейской части территории России. Они решили ограничиться экономической блокадой Советской России, помощью антибольшевистским движениям, поставками ему оружия.

    Вашингтонская конференция. За годы войны Япония примерно в 4 раза увеличила объем выпуска промышленной продукции, приблизившись по своей доле в мировом промышленном производстве к показателям Франции. Воспользовавшись отвлечением внимания остальных держав от Азии во время первой мировой войны, Япония не только захватила большую часть германских владений, но и навязала Китаю кабальный договор, так называемое «21 условие ». Договор превратил Китай в зависимое от Японии государство. Это нарушало принципы «открытых дверей» и «равных возможностей» в Китае, принятые до войны. Кроме того, японские войска вторглись на территорию России на Дальнем Востоке, оккупировали северную часть Сахалина.

    Подобное усиление Японии, расширение ее сфер влияния вызывало беспокойство остальных великих держав. На конференции, созванной в Вашингтоне (1921 —1922) для урегулирования спорных вопросов в Восточном полушарии, Япония столкнулась с единым фронтом держав, имеющих интересы в Китае. Ей пришлось пойти на серьезные уступки, отказаться от «21 условия» к Китаю, вернуть ему захваченный бывший германский порт Циндао, подтвердить приверженность принципу «открытых дверей».

    Заключенное соглашение по ограничению морских вооружений, которое должно было предотвратить возникновение соперничества в морской мощи между победителями, также не соответствовало амбициям Японии. Ей не удалось добиться признания равенства с США и Великобританией. Конференция установила, что по линейным кораблям, считавшимся основной ударной силой флота, пропорции между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией могут составлять примерно 5:5:3:1,75:1,75. Единственная уступка, которая была сделана Японии, состояла в обязательстве США воздерживаться от военного строительства на принадлежащих им островах в западной части Тихого океана и на Филиппинах.

    Как на Парижской, так и на Вашингтонской конференциях интересы народов колониальных и зависимых стран не принимались во внимание, что определило обострение противоречий между ними и метрополиями в 1920—1930-е гг.

    ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

    Из послания президента США В. Вильсона Конгрессу 8 января 1918 г.:

    «В этой войне мы не требуем чего-либо особого для себя. Мы требуем, чтобы в мире можно было жить и жить в безопасности; и в особенности, чтобы мир стал безопасным для каждой миролюбивой нации, которая, подобно нашей, хотела бы вести свой образ жизни, устанавливать собственные институты, быть уверенной в справедливости и честности со стороны других народов мира, не допускающих применения силы и агрессии». (Антология мировой политической мысли. М.,1997. Т. 5. С. 217.)

    Из «Четырех принципов» президента В. Вильсона:

    «2.Народы и области не могут служить предметом обмена между государствами, словно пешки в игре.

    З.Всякое решение территориального вопроса, связанное с настоящей войной, должно быть продиктовано интересами населения, которого оно касается, а не должно являться просто одним из моментов урегулирования взаимных претензий или компромисса между враждующими государствами.

    4.Всем определенно выраженным национальным стремлениям должно быть дано максимальное удовлетворение, которое только может быть предоставлено им без внесения новых или закрепления старых поводов для разногласий и антагонизма». {ДжексонД. Послевоенный мир. М., 1937. С. 4.)

    «Невмешательство во внутренние дела России всегда было основной аксиомой союзных и объединенных держав. Первоначально их интервенция делалась лишь в целях помощи тем элементам в России, которые хотели продолжать борьбу против германской автократии и избавить свою страну от диктовки ей законов Германией и, наконец, чтобы спасти чехословаков от опасности уничтожения большевистскими силами <.. >

    Союзные и объединенные правительства ныне желают формально заявить, что задачей их политики является восстановление мира в России путем предоставления русскому народу возможности взять на себя управление своими собственными делами через посредство свободно избранного Учредительного собрания и восстановить мир на своих границах путем урегулирования споров, касающихся рубежей русского государства и его отношений со своими соседями, через мирное посредничество Лиги Наций Они убеждены, что их опыт последних 12 месяцев показывает, что невозможно добиться этих результатов с Московским Советским правительством. Они поэтому расположены помочь правительству адмирала Колчака». (Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 239.)

    Дж. М. Кейнс (1883 1946), эксперт английской делегации на Версальской конференции, один из ведущих теоретиков-экономистов XX века:

    «Мирный договор не сделал ничего для экономического восстановления Европы, ничего для того, чтобы превратить побежденные Центральные державы в добрых соседей, ничего для того, чтобы дать устойчивость вновь созданным государствам, чтобы образумить Россию; он не подготовил путь для осуществления экономической солидарности в среде самих союзников; в Париже не пришли ни к какому соглашению по вопросу о восстановлении расстроенных финансов Франции и Италии и ничего не сделали для согласования системы Европы и Нового Света. Совет Четырех не придал никакого значения этим вопросам; он был занят другим: Клемансо думал о том, как бы задушить экономическую жизнь врага, Ллойд Джордж — как бы поудачнее совершить сделку и привезти домой нечто такое, что выдержит критику на неделю, президент — как бы не сделать чего-либо противного справедливости и праву. Во всем, что произошло, замечательно то, что основная экономическая проблема Европы, истощенной и разлагающейся на глазах, была единственным вопросом, к которому было невозможно привлечь внимание Совета Четырех». (Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М.,1993. С.28).

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Как первая мировая война отразилась на состоянии Европы?

    3. Объясните суть, направленность содержания предложенных В. Вильсоном принципов устройства послевоенного мира. Как вы думаете, чем они были продиктованы? Было ли реальным их осуществление после войны? Почему?

    4. Почему после окончания войны между державами-победительницами возникли противоречия?

    5. Охарактеризуйте основные условия послевоенных мирных договоров. Покажите на карте основные территориальные изменения в мире после первой мировой войны.

    6. Как Дж. М. Кейнс относится к подписанному мирному договору? Найдите в тексте документа основной вывод с оценкой деятельности Совета Четырех. С каких позиций он рассматривает подведение итогов войны?

    7. Объясните, в чем состояли противоречия, слабость Версальско-Ва-шингтонской системы? Какие причины их определяли?

    8. Какое место занимала Россия при подведении итогов войны? Как объясняет Нота союзников причины их интервенции в России? Соответствовала ли их реальная политика общему заявлению о принципе невмешательства во внутренние дела России? Ответ обоснуйте.

    9. Когда, с какой целью была создана Лига Наций? Почему в нее не вошли США и Россия?

    Парижской конференцией признавались границы новых европейских государств - Полыни, Чехословакии, Австрии и Венгрии. При этом Польше передавались восточные земли Германии, Румынии - Трансильвания, ранее входившая в состав Австро-Венгрии, и часть приграничной с Болгарией территории. Наибольшие же территориальные приращения получила Сербия, ставшая ядром нового государства - Югославии (королевства сербов, хорватов и словенцев).

    Противоречия Версальской системы. Заложенные союзниками основы послевоенного европейского и мирового порядка были несовершенны, несли в себе зачатки множества проблем и конфликтов.

    Как считал один из самых известных экономистов XX века, Д. Кейнс, серьезной ошибкой Антанты была недооценка значения экономических проблем послевоенного миропорядка, подчинение политики стремлениям получить как можно больше от побежденных, в то время как следовало думать о содействии им в восстановлении экономики. Это привело к целой серии социальных и политических потрясений в Центральной и Восточной Европе, обострению во многих странах этнических проблем, многие из которых также были созданы победителями.

    Границы новых государств в Европе определялись без учета интересов многих народов, населяющих их территории.

    Около 30 млн. человек оказались на положении национальных меньшинств (немцы в Польше, Чехословакии, Югославии, венгры в Румынии, Чехословакии, Югославии, украинцы и белорусы в Польше). Многие из них вынужденно эмигрировали, но мечтали вернуться в родные края. После создания Югославии хорваты и словенцы, исповедующие католичество (31% населения), и мусульмане, проживающие в Боснии и Македонии (10%), оказались на положении религиозного меньшинства. Православные сербы (43% населения) считали своей заслугой воссоединение славян, контролировали армию и центральные органы управления нового государства, приобрели в нем решающую роль, что несло в себе зародыш будущих конфликтов.

    Естественно, те государства, которые считали, что их жизненные интересы ущемлены, не были удовлетворены условиями мира. Германия приняла условия Версальского мира лишь после угрозы возобновления военных действий со стороны союзников. В Германии, в Венгрии и Болгарии вопрос возвращения территориальных потерь стал одним из главных в их внутренней политике, основой консолидации милитаристских, реваншистских сил. Италия принадлежала к лагерю победителей, но большинство политиков в этой стране считало, что и ее интересы при разделе колоний, определении границ не были учтены на Парижской мирной конференции.

    Замысел В. Вильсона о создании международной организации, способной с беспристрастных позиций рассматривать возникающие спорные вопросы, принимать меры к пресечению агрессии, иначе говоря, выступать гарантом мира, был весьма перспективным. Однако Лига Наций не стала универсальной организацией. В ее состав не вошла охваченная гражданской войной Россия. Негативно относящиеся к идеям В. Вильсона сторонники изоляционистской политики в Конгрессе США сорвали ратификацию Устава Лиги Наций. Основанием для этого послужило то, что он предполагал обязательство США принимать участие в конфликтах вне Западного полушария, то есть противоречил доктрине Монро. США не вошли в Лигу Наций, подписав с Германией в 1921 г. отдельный мирный договор.

    «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. Важнейшим источником слабости Версальской системы было неучастие в ней России.

    Еще в апреле-июне 1918 г., после заключения мира между Россией и Германией, союзники высадили десанты в портовых российских городах (Япония - во Владивостоке, Англия - в Мурманске) с тем, чтобы предотвратить передачу немцам запасов оружия, ранее доставленного в эти города. После капитуляции Германии союзники заняли также портовые города Причерноморья. Территории, оккупированные войсками стран Антанты, становились базой деятельности антибольшевистских сил - от монархистов до левых эсеров. Каждый из лидеров антибольшевистского движения в условиях, когда Советское правительство контролировало лишь бывшие центральные губернии, претендовал на роль спасителя страны.

    На Парижской мирной конференции обсуждались различные варианты политики стран Антанты в «русском вопросе» - от содействия в заключении мира между противоборствующими сторонами до раздела России на сферы влияния. Главнокомандующий союзными войсками, назначенный председателем Высшего военного совета Антанты, маршал Ф. Фош предлагал решить проблемы России путем открытой интервенции. Однако союзники не смогли прийти к согласию ни друг с другом, ни с лидерами антибольшевистских сил. Большинство этих лидеров, бывших генералов царской армии, несмотря на их заинтересованность в поддержке Антанты, отказывалось согласиться с законностью существования государств, отделившихся от Российской империи и признанных странами Запада (Финляндии, Польши, государств Балтии). На такое признание было готово лишь Советское правительство, но к его намерениям страны Антанты относились с большими подозрениями.

    Недовольство в войсках, утомленных войной, требующих вернуть их домой и демобилизовать, протесты общественности, опасения, что вмешательство во внутренние дела России выльется в затяжную и непопулярную в странах Запада войну, заставили союзников летом 1919 г, эвакуировать войска с европейской части территории России. Они решили ограничиться экономической блокадой Советской России, помощью антибольшевистским движениям, поставками ему оружия.

    Вашингтонская конференция. За годы войны Япония примерно в 4 раза увеличила объем выпуска промышленной продукции, приблизившись по своей доле в мировом промышленном производстве к показателям Франции. Воспользовавшись отвлечением внимания остальных держав от Азии во время первой мировой войны, Япония не только захватила большую часть германских владений, но и навязала Китаю кабальный договор, так называемое «21 условие ». Договор превратил Китай в зависимое от Японии государство. Это нарушало принципы «открытых дверей» и «равных возможностей» в Китае, принятые до войны. Кроме того, японские войска вторглись на территорию России на Дальнем Востоке, оккупировали северную часть Сахалина.

    Подобное усиление Японии, расширение ее сфер влияния вызывало беспокойство остальных великих держав. На конференции, созванной в Вашингтоне (1921 -1922) для урегулирования спорных вопросов в Восточном полушарии, Япония столкнулась с единым фронтом держав, имеющих интересы в Китае. Ей пришлось пойти на серьезные уступки, отказаться от «21 условия» к Китаю, вернуть ему захваченный бывший германский порт Циндао, подтвердить приверженность принципу «открытых дверей».

    Заключенное соглашение по ограничению морских вооружений, которое должно было предотвратить возникновение соперничества в морской мощи между победителями, также не соответствовало амбициям Японии. Ей не удалось добиться признания равенства с США и Великобританией. Конференция установила, что по линейным кораблям, считавшимся основной ударной силой флота, пропорции между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией могут составлять примерно 5:5:3:1,75:1,75. Единственная уступка, которая была сделана Японии, состояла в обязательстве США воздерживаться от военного строительства на принадлежащих им островах в западной части Тихого океана и на Филиппинах.

    Как на Парижской, так и на Вашингтонской конференциях интересы народов колониальных и зависимых стран не принимались во внимание, что определило обострение противоречий между ними и метрополиями в 1920-1930-е гг.

    ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

    «В этой войне мы не требуем чего-либо особого для себя. Мы требуем, чтобы в мире можно было жить и жить в безопасности; и в особенности, чтобы мир стал безопасным для каждой миролюбивой нации, которая, подобно нашей, хотела бы вести свой образ жизни, устанавливать собственные институты, быть уверенной в справедливости и честности со стороны других народов мира, не допускающих применения силы и агрессии». (Антология мировой политической мысли. М.,1997. Т. 5. С. 217.)

    Из «Четырех принципов» президента В. Вильсона:

    «2.Народы и области не могут служить предметом обмена между государствами, словно пешки в игре.

    З.Всякое решение территориального вопроса, связанное с настоящей войной, должно быть продиктовано интересами населения, которого оно касается, а не должно являться просто одним из моментов урегулирования взаимных претензий или компромисса между враждующими государствами.

    4.Всем определенно выраженным национальным стремлениям должно быть дано максимальное удовлетворение, которое только может быть предоставлено им без внесения новых или закрепления старых поводов для разногласий и антагонизма». {ДжексонД. Послевоенный мир. М., 1937. С. 4.)

    «Невмешательство во внутренние дела России всегда было основной аксиомой союзных и объединенных держав. Первоначально их интервенция делалась лишь в целях помощи тем элементам в России, которые хотели продолжать борьбу против германской автократии и избавить свою страну от диктовки ей законов Германией и, наконец, чтобы спасти чехословаков от опасности уничтожения большевистскими силами <.. >

    Союзные и объединенные правительства ныне желают формально заявить, что задачей их политики является восстановление мира в России путем предоставления русскому народу возможности взять на себя управление своими собственными делами через посредство свободно избранного Учредительного собрания и восстановить мир на своих границах путем урегулирования споров, касающихся рубежей русского государства и его отношений со своими соседями, через мирное посредничество Лиги Наций Они убеждены, что их опыт последних 12 месяцев показывает, что невозможно добиться этих результатов с Московским Советским правительством. Они поэтому расположены помочь правительству адмирала Колчака». (Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 239.)

    Дж. М. Кейнс (1883-1946), эксперт английской делегации на Версальской конференции, один из ведущих теоретиков-экономистов XX века:

    «Мирный договор не сделал ничего для экономического восстановления Европы, ничего для того, чтобы превратить побежденные Центральные державы в добрых соседей, ничего для того, чтобы дать устойчивость вновь созданным государствам, чтобы образумить Россию; он не подготовил путь для осуществления экономической солидарности в среде самих союзников; в Париже не пришли ни к какому соглашению по вопросу о восстановлении расстроенных финансов Франции и Италии и ничего не сделали для согласования системы Европы и Нового Света. Совет Четырех не придал никакого значения этим вопросам; он был занят другим: Клемансо думал о том, как бы задушить экономическую жизнь врага, Ллойд Джордж - как бы поудачнее совершить сделку и привезти домой нечто такое, что выдержит критику на неделю, президент - как бы не сделать чего-либо противного справедливости и праву. Во всем, что произошло, замечательно то, что основная экономическая проблема Европы, истощенной и разлагающейся на глазах, была единственным вопросом, к которому было невозможно привлечь внимание Совета Четырех». (Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М.,1993. С.28).

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Как первая мировая война отразилась на состоянии Европы?

    3. Объясните суть, направленность содержания предложенных В. Вильсоном принципов устройства послевоенного мира. Как вы думаете, чем они были продиктованы? Было ли реальным их осуществление после войны? Почему?

    4. Почему после окончания войны между державами-победительницами возникли противоречия?

    5. Охарактеризуйте основные условия послевоенных мирных договоров. Покажите на карте основные территориальные изменения в мире после первой мировой войны.

    6. Как Дж. М. Кейнс относится к подписанному мирному договору? Найдите в тексте документа основной вывод с оценкой деятельности Совета Четырех. С каких позиций он рассматривает подведение итогов войны?

    7. Объясните, в чем состояли противоречия, слабость Версальско-Ва-шингтонской системы? Какие причины их определяли?

    8. Какое место занимала Россия при подведении итогов войны? Как объясняет Нота союзников причины их интервенции в России? Соответствовала ли их реальная политика общему заявлению о принципе невмешательства во внутренние дела России? Ответ обоснуйте.

    9. Когда, с какой целью была создана Лига Наций? Почему в нее не вошли США и Россия?

    Глава III. ПУТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1920-1930-х гг.

    В течение примерно десятилетия после завершения первой мировой войны существовали определенные предпосылки для постепенного преодоления слабостей, которые были присущи Версальско-Вашингтонской системе. Однако эти предпосылки не были использованы в полном объеме, что привело к обострению противоречий во многих странах, новым конфликтам между ними, завершившимся второй мировой войной.

    § 7. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И АЗИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

    Испытания, выпавшие на долю народов в первой мировой войне, неудовлетворенность политикой держав-победительниц в побежденных, колониальных и зависимых странах стали причиной подъема революционного движения во многих районах мира. Наиболее масштабные революционные события произошли в 1917 г. в России, которая стала центром поддержки революционных сил в других странах.

    Советская Россия как база «мировой революции». Пришедшая к власти в Петрограде в октябре 1917 г. партия большевиков принадлежала к революционному крылу социал-демократического движения. Для него была характерна убежденность, что противоречия, присущие капитализму, в условиях войны обострились настолько, что достаточно небольшого толчка, чтобы вызвать в воюющих странах цепь революций, которые покончат и с войной, и с породившим ее капитализмом.

    Исходя из классового понимания политики, большевики отрицали, что правительства зарубежных стран представляют интересы их населения. Они обращались в первую очередь к народам, отбросили все обязательства России перед союзниками, как военные, так и по уплате долгов. Единственным законным представителем интересов народов других стран считались левые, революционные, партии, принимающие идеологию большевизма. Ожидая, что они в любой момент могут стать правящими, российские большевики уделяли связям с ними намного больше внимания, чем развитию отношений с другими государствами.

    Созданный в 1919 г. III Коммунистический Интернационал, включивший левые группы социал-демократического движения, организационно оформлявшиеся в коммунистические партии, стал в глазах многих лидеров Советской России предтечей мирового коммунистического правительства. Однако события 1919-1920 гг. при всей их противоречивости и неоднозначности отнюдь не доказали, что «мировая революция» стоит на повестке дня.

    Надежды лидеров Коминтерна на подъем революционного движения в странах, которые победили в первой мировой войне, с самого начала не оправдались. Пример насильственного захвата власти большевиками, последовавшая кровопролитная и разрушительная гражданская война показали большинству населения высокоразвитых стран опасность увлечения революционными идеями. Движение солидарности с Советской Россией, возникшее в державах Антанты, носило пацифистский характер, основное его требование состояло в том, чтобы предоставить России возможность самой решать свою судьбу. Правда, в условиях, когда страны Антанты не исключали вмешательства в гражданскую войну в России, такая солидарность была спасительной для российских большевиков.

    Революция 1918 г. в Германии. Большие надежды Коминтерн возлагал на углубление политического и экономического кризиса в странах, проигравших первую мировую войну. Так, в Германии, после отречения от престола кайзера Вильгельма II и паралича власти, по примеру Советской России стали возникать органы народного самоуправления - советы, которые возглавили социал-демократы. Советом Берлина 10 ноября 1918 г. было создано новое правительство - Совет народных уполномоченных, которое возглавил лидер Социал-демократической партии Германии Ф. Эберт.

    Социал-демократическое правительство провозгласило Германию республикой, провело ряд реформ. Им были утверждены демократические свободы, отменены сословные привилегии, назначены выборы в Учредительное национальное собрание, которому предстояло принять новую конституцию. Всегерманский съезд советов в декабре 1918 г. поддержал курс правительства Ф. Эберта, направленный на утверждение в Германии буржуазно-демократической республики.

    Левые социал-демократы, называвшие себя группой «Спартак», считали, что Германия должна по примеру России стать социалистической советской республикой. Порвав с Социал-демократической партией Эберта, они учредили 30 декабря 1918 г. Коммунистическую партию Германии (КПГ). По призыву КПГ 5 января 1919 г. в Берлине начались демонстрации ее сторонников. Они проходили под лозунгами отставки правительства Эберта, передачи всей полноты власти советам, ликвидации старого, имперского, аппарата государственного управления, экспроприации собственности буржуазии. Манифестации и забастовки переросли в вооруженное восстание. По приказу военного министра Носке, заявившего на заседании кабинета, что ему придется сыграть роль «кровавой собаки», офицерские части к 12 января подавили восстание. Лидеры КПГ Р. Люксембург и К. Либкнехт были расстреляны без суда и следствия.

    В апреле 1919 г. коммунистам удалось захватить власть в германской земле Баварии и провозгласить там Советскую республику. Началось формирование Красной Армии, однако уже в мае верные правительству войска заняли столицу Баварии Мюнхен.

    После выборов в Национальное собрание, которые коммунисты бойкотировали, социал-демократы оказались самой многочисленной партийной фракцией (39% мест). Вместе с партиями центристской ориентации они добились принятия конституции, провозгласившей Германию демократической республикой. Конституция получила название Веймарской, поскольку Национальное собрание заседало в городе Веймаре. Президентом Веймарской республики стал Ф. Эберт.

    Революция 1919 г. в Венгрии. Неудачу потерпело революционное движение и в распавшейся в результате войны империи Габсбургов - Австро-Венгрии. Возникшие на ее территории новые государства Австрия, Чехословакия и Венгрия провозгласили себя республиками. Революционное массовое движение развернулось только в Венгрии. Решение Парижской конференции о передаче Словакии и Трансильвании, где была значительной доля венгерского населения, Чехословакии и Румынии вызвали в Венгрии политический кризис. Власть в марте 1919 г. мирным путем перешла в руки социал-демократов, заключивших соглашение с коммунистами о единстве действий. Иного пути защиты своих интересов на международной арене, кроме провозглашения Советской республики и обращения за поддержкой к Советской России против Антанты, у Венгрии не было. Идею установления диктатуры пролетариата поддержали практически все слои венгерского общества.

    Красной Армии Венгрии удалось занять Словакию, где также была провозглашена Советская республика. Однако очень скоро Венгрия начала терпеть поражения в войне на два фронта - против Чехословакии и Румынии. Угрозы Высшего военного совета Антанты двинуть на Будапешт французские войска вынудили Венгрию принять навязанные ей условия мира. Ее правительство согласилось вывести войска из Словакии, которая незамедлительно была занята армией Чехословакии.

    Видя бессмысленность продолжения сопротивления, социал-демократы добились ухода в отставку Советского правительства, просуществовавшего 133 дня. Было объявлено о роспуске Красной Армии, отменена национализация банков и заводов. Власть перешла в руки адмирала Хорти, который запретил Коммунистическую партию.

    Спад революционной волны в Европе и внешняя политика СССР. В 1920 г. надеждам на мировую революцию был нанесен тяжелый удар. После начала советско-польской войны, когда летом 1920 г. Красная Армия подошла к Варшаве и Львову, лидеры Советской России и Коминтерна ожидали, что трудящиеся Польши встретят советские войска как освободителей от власти буржуазного правительства. Существовала надежда, что трудящиеся Германии, воодушевленные успехами Советского государства, поднимутся на революционную борьбу, что обеспечит победу революции во всей Европе.

    Эти расчеты не оправдались. Большая часть населения Польши расценила вступление Красной Армии на ее территорию как угрозу национальной независимости страны, поднялась на борьбу с захватчиками. Серьезную военно-техническую помощь Польше оказала Франция. Войска Советской России потерпели поражение под Варшавой и отступили на территорию Германии, где были интернированы. В 1921 г. Советская Россия вынуждена была заключить мир с Польшей, уступив ей территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

    Поражения революционных движений в европейских странах вынудили партию большевиков признать, что «мировая революция несколько задерживается». С завершением гражданской войны в России (полностью она окончилась в 1922 г., когда с Дальнего Востока были выведены войска Японии) Советское правительство столкнулось с необходимостью восстановления разрушенной первой мировой и гражданской войнами экономики. Это требовало нормализации отношений с другими странами, в том числе торгово-экономических связей.

    Условием их развития страны Антанты считали уплату Россией долгов царского и Временного правительств. Большое значение придавалось возмещению убытков иностранным гражданам за их собственность, национализированную или разрушенную на территории России.

    На конференциях в Генуе и Гааге (1922), посвященных проблемам урегулирования финансовых претензий, советская делегация предложила странам Антанты, прежде всего, возместить ущерб, нанесенный России интервенцией и экономической блокадой. Окончательного решения принято не было. Урегулирование спорных вопросов было отложено с учетом сложного экономического положения Советского государства.

    Большим успехом советской дипломатии стало заключение в 1922 г. в пригороде Генуи Рапалло договора между СССР и Германией об отказе от взаимных претензий. Так начался период экономического и военно-технического сотрудничества двух стран. Вопреки условиям Версальского мира впоследствии были подписаны тайные соглашения, по которым Германия получила возможность разрабатывать авиационную и танковую технику на советских полигонах, готовить кадры летчиков и танкистов, что было важным для ее будущего подъема, укрепляло ее позиции в спорах с недавними победителями.

    Вслед за Германией, не желая терять советский рынок, другие страны Европы начали искать пути нормализации отношений с СССР.

    Эти отношения складывались непросто. Лидеры партии большевиков постоянно подчеркивали свое неверие в устойчивые мирные отношения между СССР и буржуазными государствами, предсказывали скорое наступление нового периода «войн и революций». В своей политике 1920-х гг. СССР не раз демонстрировал, что поддержка революционного, освободительного движения в других странах для него важнее, чем сохранение нормальных отношений с державами-победительницами в мировой войне. Для их лидеров советская политика была не вполне понятна, они задавались вопросом, преследует ли СССР великодержавные цели, маскируемые революционной фразеологией, или же он продолжает рассматривать себя в качестве базы мировой революции, соблюдая приверженность цели ниспровержения существующих порядков во всех странах мира.

    При этом лидеры стран Антанты нередко приписывали влиянию СССР события, для которых существовали объективные предпосылки. Так, революционный подъем в странах Азии в 1920-е гг. без поддержки СССР не приобрел бы столь широкого размаха, но его первопричиной была политика переделов мира, проводившаяся Антантой.

    Национально-освободительные движения 1920-х гг. в Азии. В 1920 г. державы-победительницы потребовали от Турции выполнения принятых ими решений о расчленении ее территории и передачи части ее Греции, а также установлении международного контроля над черноморскими проливами. Принятие этих условий султанским правительством вызвало возмущение в стране и армии. Оно переросло в национально-демократическую революцию. Было создано правительство, которое возглавил генерал М. Кемаль, командовавший в годы мировой войны армией на Кавказском фронте. Он стал первым президентом Турции, в знак его заслуг ему был присвоен почетный титул Ататюрк - отец турок. В начавшейся греко-турецкой войне 1920-1922 гг. Советская Россия оказала военную помощь Турции. В результате ее победы страны Антанты были вынуждены пересмотреть условия мирного договора с Турцией, отказаться от попыток ее раздела на сферы влияния.

    Ареной революционного движения стал Иран. В годы войны он был оккупирован российскими и британскими войсками. В 1919 г. Великобритания подписала с шахом Ирана договор, закреплявший его статус зависимой страны. В частности, предполагалось, что английские советники возглавят иранскую армию и правительственные ведомства. Этот договор стал причиной недовольства в самых различных слоях иранского общества, включая духовенство и купечество. Ослабление центральной власти вызвало во многих провинциях Ирана, особенно на севере страны, подъем сепаратистских движений.

    В 1921 г. дворец правительства в Тегеране был захвачен воинскими частями, которыми командовал подполковник Реза-хан, впоследствии ставший шахом Ирана. Новое правительство Ирана отказалось ратифицировать договор с Англией, установило дружественные отношения с Советской Россией. В подписанном советско-иранском договоре закреплялся статус Ирана как независимого государства. Иран обязывался не допускать использования своей территории для враждебной России деятельности. В противном случае Россия имела право ввести войска в Иран. Этот пункт гарантировал Ирану защиту от военного вмешательства Великобритании, которая тогда считалась враждебным России государством.

    выхода из кризиса, потерпела... сокращении стратегических наступательных вооружений. Выход Словении и Хорватии из...

    вторая мировая война

    Англо-французские противоречия

    Первая мировая война в разной степени отразилась на Европейских державах-победительницах. Больше всех пострадала Франция. Потеря боле 2 млн. человек убитыми и искалеченными обескровила нацию, десять департаментов были разорены и сожжены. Страна, создавшая колоссальные «сбережения» за счёт грабежа колоний, ростовщик Европы в результате войны, несмотря на победу, превратился в должника американских и английских капиталов. В денежном исчислении потери страны оценивались в 134 млрд. золотых франков. Тем не менее, Франция претендовала на послевоенную гегемонию в Европе. На это у неё были все основания и, прежде всего самая многочисленная сухопутная армия, занимавшая важные стратегические позиции, основные надежды на восстановление экономики правящие круги и значительная часть населения связывали с получением Германских репараций. Лозунг «Германия заплатит за всё!»

    был главным лозунгом премьер-министра Франции Жоржа Клемансо на Версальской мирной конференции. Но чрезмерное усиление Франции на Европейском континенте никак не входило в планы её партнёра по Антанте - Великобритании. Великобритания стремилась сохранить сравнительно сильную Германию как противовес влиянию Франции в Европе. Англия воспрепятствовала отторжению у Германии территории по левому берегу Рейна и созданию там «автономного государства» как предлагала Франция. Франция не смогла добиться присоединения к ней богатого углём Саарского бассейна; потерпела поражение позиция Франции по передаче Польше всей Верхней Силезии. В дальнейшем, в предвоенные годы именно Великобритания содействовала ослаблению позиций Франции в Европе. Впервые это произошло в 1924 году, как известно, в 1923 году воспользовавшись временным прекращением выплаты репараций Германией, войска Франции и Бельгии оккупировали Рур. Расчёт Франции строился на последующем слиянии немецких и французских сталелитейных компаний при главенствующей роли Франции. Великобритания в союзе с США добились созыва международной конференции в Лондоне и принятия плана Дауэса, по которому Германия освобождалась от большей части репарационных платежей и в дополнение к этому получала крупные английские и американские займы на восстановление своего экономического потенциала. Это напрямую задевало интересы Франции, так как последняя имела право получения 52% всех репарационных платежей. Следующим планом, вызвавшем обострение отношений между Францией и Англией был вопрос о пропорциях в военно-морских флотов. Как известно, Версальский Мирный договор определял численность флота Германии в 23 тыс. человек, Германии разрешалось иметь 6 броненосцев, 6 лёгких крейсеров, 12 больших и 12 малых миноносцев. Естественно, такой флот не мог угрожать ни Французским, ни Английским морским коммуникациям.

    Общий тоннаж английского и французского флота определялся пропорцией 5:1,75 соответственно. Такая пропорция была установлена договором пяти держав на Вашингтонской конференции 1922 года. Не согласовав свою позицию с Французской, Англия в 1935 году подписывает с Германией военно-морское соглашение, по которому Германия получает право иметь флот равный 35% английского. Это как раз тоннаж Французского флота, численность же подводных лодок определялась в 45% от количества английских и значительно превышало численность французских. Это было в прямом смысле торпедирование условий Версальского Мирного договора. Опираясь на экономическую и фактически политическую поддержку в Великобритании, гитлеровский режим сумел сфальсифицировать результаты плебисцита населения Саарской области и присоединить его в 1935 году к Германии. В этом же году Германия ввела всеобщую воинскую повинность, а 7 марта 1936 года ввела свои войска в рейнскую демилитаризованную зону. Британское правительство ограничилось словесными протестами. Правящие круги Франции в это время уже полностью следовали внешнеполитическим курсам, диктовавшимся из Лондона, и не предпринимали никаких самостоятельных шагов. В недалёком будущем этот курс привёл Францию к позорному Мюнхену и фактически развязал руки Германскому фашизму в его агрессии на Восток, а затем и против Франции и Англии.

    Англо-американские противоречия.

    Первая мировая война не затронула американский континент, и США не знали того массового разрушения производительных сил, которое имело место в Европе. Американская армия принимала участие в военных действиях только с весны 1918 года. Людские потери США по сравнению с другими странами были невелики: около 120 тыс. убитых и умерших от болезней и около 230 тысяч раненых.

    Оплата громадных военных заказов, размещённых в Америке странами Антанты, сократила задолженность США, имевшаяся в довоенные годы. К 1919 году европейские долгосрочные инвестиции в США составляли около 3 млрд. долларов, а сумма американских частных инвестиций в Европейскую экономику составили около 6,5 млрд. долларов. В это же время США в огромной степени увеличили экспорт капитала. Главной его формой были военные займы. К началу 20-ых годов их сумма составила 11 млрд. долларов. Следовательно, за время войны США превратилась из должника в кредитора.

    Резкое возрастание удельного веса США в международных экономических отношениях создало условие для более активного вторжения Соединённых Штатов в сферу мировой политики. Американский империализм стремился не допустить чрезмерного усиления Англии и Франции. С этой целью он выступил за сохранение достаточно сильной Германии, которая находилась бы под влиянием Соединённых Штатов.

    Однако в своём стремлении к мировой гегемонии Соединённые Штаты столкнулись с упорным противодействием Англии и Франции. Итоги мирной конференции 1919 года оказались неблагоприятными для США.

    Главные объекты послевоенного мира были переданы под управление Англии, Франции и Японии. Соединенные Штаты не получили ни одной из мандатных территорий. Не были приняты американские предложения о статусе Германии в послевоенной Европе. В Лиге Наций руководящее положение заняли не Соединённые Штаты, а Англия и Франция. Провал планов США объяснился тем, что по размерам армии и флота, по размерам колониальных владений и по прочности военно-политических связей с другими странами США значительно уступали своим европейским соперникам. Однако в дальнейшем США стали отвоёвывать у Англии позицию за позицией. Первый успех США получили на Вашингтонской конференции (12 ноября 1921 - в феврале 1922 года). Им удалось добиться отмены англо - японского договора 1902 года, направленного в значительной степени против США. Договор пяти держав (Великобритания, США, Япония, Италия и Франция) касался военно-морских баз и ограничения морских вооружений. Державы получили право укреплять свои островные владения в тихоокеанском регионе, обязывались не строить сверхтяжёлых линкоров и ограничить тоннаж военных флотов. Флоты США - Англии, Японии, Франции и Италии относились друг к другу соответственно в следующих пропорциях: 5:5:3:1.75:1.75. Впервые в истории Великобритания признала право другого государства (США) иметь военно-морской флот равный её собственному флоту. Соединённым штатам удалось потеснить своих английских соперников в Китае. Значительно укрепились позиции американского империализма в Европе. Принятие плана Дауэса на лондонской конференции в 1924 году и широкий поток американских займов Германии, по замыслам правящих кругов США, должны были обеспечить установления прочной гегемонии США в Германии, а затем и во всей Европе.

    Кризис 1929 - 1933 годов заметно ослабил международные позиции США. В период кризиса развернулась ожесточённая борьба за рынки сбыта и сферы приложения капитала. Результаты этой борьбы оказались в целом неблагоприятными для США. Англия существенно потеснила соединённые штаты в Канаде и Латинской Америке. В 1933 году США пришлось отказаться от золотого стандарта, в результате чего обесценились валюты более 50 стран, и началась валютная война фунта и доллара.

    Более успешными для США были итоги англо - американского соперничества в области военно-морского строительства. Лондонская морская конференция 1930 распространила принцип паритета Англии и США не только на линейный флот, как это было сделано на Вашингтонской конференции в 1922 году, но также на крейсеры, эсминцы и подводные лодки.

    В дальнейшем соперничество между США и Англией сошло на нет и уступило место союзу между ними. Довольно влиятельные силы в США придерживались убеждения, что образование блока фашистских государств создаёт серьёзную угрозу для Америки и, что в конечном счёте, столкновение между США и этим блоком неизбежно. На этом основании делался вывод о необходимости сближения с буржуазно-демократическими государствами западной Европы и в первую очередь с Англией.

    Итало-французские противоречия.

    Италия вступила в первую мировую войну, рассчитывая на существенное приращение своей территории, гарантированное ей секретными соглашениями с Англией и Францией. Однако в ходе боевых действий итальянская армия показала себя неподготовленной и слабой и не раз находилась на грани поражения. Эти обстоятельства сыграли главную роль в том, что по окончании войны союзники не только не выполнили обещаний, но и существенно урезали «долю» Италии. Таким образом, интересы страны были ущемлены, а сама она оказалась в положении «побеждённой среди победителей» Новейшая история 1918-1939г. (И.С.Галкин, А.Д. Колпаков, Н.Ф. Мочульский, М.И. Орлова). Издательство «Высшая школа», 1974г.

    Унижение национальной гордости и тяжёлое экономическое положение вызвали в послевоенной Италии подъём радикальных и национальных настроений.

    Во главе фашистской организации встал бывший видный деятель социалистической партии Бенито Муссолини. В конце октября 1922 года Муссолини объявил ультиматум правительству и, мобилизовав свои отряды, организовал поход на Рим. Полиция и армия не предприняли никаких действий, хотя для разгона плохо вооружённых мятежников достаточно было незначительных сил. Правительство ушло в отставку. Тогда король пригласил Муссолини в Рим и поручил ему формирование нового кабинета. Так Италия стала первой страной, в которой к власти пришли фашисты.

    Придя к власти, итальянские фашисты начали реализовать свою экспансионистскую политику. В итальянской верхушке родилась идея превратить средиземное море в «Итальянское озеро». В этом регионе сталкивались взаимные интересы Италии и Франции. Италия была готова при случае вернуть, отданные ещё в XIX веке Франции Ниццу и Савойю, итальянские фашисты с вожделением смотрели на французский Тунис, обострялись отношения Италии и Франции в районе так называемого Африканского рога (возле французского Сомали со столицей в городе Джибути).

    Однако, в первые годы своего правления Муссолини действовал очень осторожно. Тем не менее к 1935 году он посчитал, что обстановка в Европе очень благоприятна для начала итальянской экспансии. В 1935 году Италия вторглась в Эфиопию, единственную страну, которая ещё не была колонизирована в Африке. Захват Эфиопии усиливал позиции Италии на путях сообщения со средним Востоком и районом индийского океана не только Франции, но и Англии. Следующим этапом на пути военных авантюр итальянского фашизма была интервенция в Испании.

    Совместная авантюра в Испании сблизила фашистскую Италию с гитлеровской Германией. В октябре 1936 года министр иностранных дел Италии Чиано подписал в Германии соглашение о политическом сотрудничестве двух фашистских режимов. В одном из выступлений Муссолини назвал это соглашение осью, вокруг которой, по его мнению, должны были объединяться европейские державы. Так возникла пресловутая «ось Берлин - Рим» Документы и материалы кануна Второй Мировой войны 1937 - 1939 годы. Том 1 ноябрь 1937 - декабрь 1938 год.

    Порождённая общностью империалистических устремлений двух агрессивных государств. По условиям соглашения средиземное море считалось сферой интересов Италии, а Италия признавала право Германии на установление «нового статуса» в Центральной Европе. Специальный пункт касался сотрудничества фашистских держав в «антибольшевистской борьбе». В октябре 1937 года Италия примкнула к «антикоминтерновскому пакту» Документы и материалы кануна Второй Мировой войны 1937 - 1939 годы. Том 1 ноябрь 1937 - декабрь 1938 год. , который за год до этого подписали Германия и Япония. В декабре того же года Муссолини заявил о том, что Италия выходит из Лиги наций и никогда туда не вернётся.

    Американо-японские противоречия на Дальнем востоке.

    Очень осложнял отношения между Англией, США и Японией англо-японский союз, существовавший ещё с 1902г. и подлежавший продлению в 1921г. Этот союз до первой мировой войны был направлен против России и Германии, после же войны основным противником Японии, кроме её «союзницы» Англии, стали США, и поэтому союз оказался объективно направлен против США. На него опиралась Япония, осуществляя свою экспансионистскую политику в Китае и на Дальнем востоке. США были заинтересованы в ликвидации англо-японского союза. Кроме того, для осуществления экспансии на Дальнем Востоке США нуждались в сильном военно-морском флоте, способном противостоять флоту Японии, а до тех пор, пока существовал англо-японский союз, и находящемуся в этом районе объединённому англо-японскому флоту. Таким образом, имелась тесная связь между положением на Дальнем Востоке, англо-японским союзом и англо-американо-японской борьбой в области военно-морских вооружений.

    С целью сгладить острые противоречия, возникшие между великими державами после первой мировой войны,12 ноября 1921 года в Вашингтоне по инициативе США была созвана международная конференция с участием США, Англии, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая.

    Вашингтонская конференция зафиксировала соотношение сил между империалистическими странами на Дальнем Востоке, сложившиеся после первой мировой войны. На конференции сразу же был решён вопрос об англо-японском союзе. Английская делегация приехала в Вашингтон, уже примирившись с необходимостью отказаться от этого союза. Решение вопроса подталкивалось не только тем, что этого домогались США, но и в связи с позицией английских доминионов. Канада, Австралия, Новая Зеландия и ЮАС также считали необходимостью ликвидации союза. Они опасались, что сохранение союза может в будущем заставить английские доминионы выступить на стороне Японии в случае войны между Японией и США. А это их никак не устраивало. 13 декабря 1921 года был подписан договор 4 держав, одна из статей которого предусматривало прекращение действия англо-японского союза. Это было крупное поражение Англии, большой успех США.

    По договору 4 держав США, Англия, Франция и Япония согласились уважать право каждой из них на островные владения в районе Тихого океана и условились о взаимных консультациях, если эти права подвергнутся опасности со стороны какой-либо другой державы. Главными в договоре были статьи о взаимогарантии островных владений, которые означали признание США произведённого на Парижской конференции распределения ранее принадлежавших Германии в Тихом океане островов. Тем самым устранялись некоторые противоречия между США, Англией, Францией и Японией на Дальнем Востоке и создавалась под руководством США четверная дальневосточная Антанта. Поскольку в это время участники договора четырёх не имели в этом районе мира сильных империалистических противников, постольку договор был направлен, во-первых, против России и, во-вторых, против Китая, где с мая 1919 года развивалась демократическая революция. Договор явился основой, на которой были достигнуты другие соглашения, принятые конференцией. При обсуждении вопроса о военно-морских вооружениях англичане и японцы старались выговорить для себя благоприятные возможности для военно-морского строительства. Американцы же стремились к введению серьёзных ограничений, чтобы затормозить темпы роста морского флота Англии и Японии. Соглашение было достигнуто на базе американских предложений: Англия и Япония, уступили. 6 февраля 1922 года пять держав - США, Англия, Япония, Франция и Италия - заключили договор об ограничении морских вооружений. Устанавливалось соотношение между линейными флотами этих держав в следующей пропорции:5:5:3:1,75:1,75. США, Британия и Япония согласились сохранить статус - кво в отношении укреплений и морских баз на тихоокеанских островных владениях. Попытки договориться об ограничении числа подводных лодок закончились безрезультатно.

    Договор пяти держав означал первую победу США над Англией в борьбе за господство в морях.

    6 февраля 1922 года Вашингтонская конференция приняла договор девяти держав - США, Англии, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая, - провозглашавший принцип уважения суверенитета и целостности территории Китая. Это была пустая декларация, не подкреплявшаяся никакими практическими мерами. Договор не отменял системы неравноправных договоров империалистических держав с Китаем. В тоже время договор обязывал все нации придерживаться принципа «равных возможностей» в торговле и промышленном развитии на всей территории Китая. Это уже было конкретное соглашение о совместном ограблении Китая группой империалистических держав, которые сумели заставить империалистическую Японию несколько потесниться в Китае в их пользу. Япония договор подписала, но борьбу за преимущественное и монопольное право грабить Китай не прекратила.

    18 января 1919 г. в Париже начала работу конференция держав-победительниц в мировой войне, на которой были представлены 27 государств, воевавших с Германией. Наибольший вес на конференции имела позиция великих держав - Великобритании, США и Франции. "

    Перед участниками конференции - премьер-министром Великобритании Д. Ллойд-Джорджем, президентом США В. Вильсоном, премьер-министром Франции Ж. Клемансо и другими лидерами стояли сложные задачи. Европа переживала глубочайший кризис, объем промышленного производства в большинстве стран (без России) упал до 30-35% довоенного уровня. В Германии, странах Восточной Европы вновь возникшие правительства не контролировали ситуацию, были не в силах решить проблемы снабжения населения продуктами первой необходимости.

    Основное внимание, однако, на Парижской конференции уделялось не проблемам экономического восстановления Европы, а решению военно-политических вопросов, которые представлялись ее участникам более значимыми.

    Противоречия между державами-победительницами. В годы войны страны Антанты приняли на себя ряд взаимных обязательств, в частности, не заключать сепаратного мира и не выдвигать мирных условий, не согласованных с союзниками. В предварительном плане были достигнуты договоренности о перераспределении сфер влияния и территориальных изменениях. Но выполнение в полном объеме предварительных договоренностей, достигнутых в годы войны, многие из которых носили тайный характер, противоречили друг другу, было практически невозможным. Кроме того, между победителями возникли существенные разногласия по ряду важных вопросов.

    Франция стремилась как к расширению своей колониальной империи, так и к максимальному ослаблению Германии за счет репараций, отторжения от нее территорий по западному берегу Рейна.

    Великобритания также намеревалась расширить свою колониальную империю, но при этом она не была заинтересована в чрезмерном ослаблении Германии, которое нарушило бы равновесие сил в Европе в пользу Франции.

    Особые условия мира отстаивались президентом США В. Вильсоном. За время войны американский экспорт увеличился в 4 раза, ведущие европейские страны задолжали США за поставки военного времени 12 млрд. долл. Огромный экономический и финансовый потенциал обуславливал особую заинтересованность США в свободном доступе к мировым рынкам, их платежеспособности. Поэтому США не поддерживали стремления европейских держав к расширению своих колониальных империй, не одобряли идей о подрыве мощи Германии репарациями, что подорвало бы ее покупательную способность.

    Еще до завершения войны президент США В. Вильсон определил свои взгляды на принципы будущего миропорядка. Чтобы пережитая война стала последней, условия мира, по мнению Вильсона, должны быть приемлемыми для побежденных, не унижать их достоинства. В начале 1918 г. В. Вильсон сформулировал 14 основных принципов послевоенного мира (позднее было добавлено еще четыре принципа). Они предполагали, в частности, обеспечение свободы торговли и мореплавания, учет интересов народов всех, в том числе и колониальных стран, что противоречило планам расширения английской и французской колониальных империй.

    Сохранение мира на будущее, по мнению президента США, должно гарантироваться не военной мощью великих держав, а новой международной организацией - Лигой Наций, обеспечивающей строгое соблюдение всеми странами международно-правовых норм. При возникновении споров между государствами Лига Наций была призвана играть роль третейского судьи, а в случае возникновения военного конфликта - организовывать коллективные действия для прекращения агрессии. Предложенный Устав Лиги допускал возможность введения международных санкций против страны-агрессора, начиная от экономической блокады и кончая, после соответствующих консультаций, использованием военной силы. При этом делегация США настаивала, чтобы Устав Лиги вошел в качестве составной части в договор о мире с Германией.

    Условия Версальского мира. Идеи В. Вильсона казались европейским лидерам либо лицемерными, либо наивными и идеалистическими. Был найден компромисс, зафиксированный в мирном договоре с Германией, подписанном в Версале 28 июня 1919 г.

    Великобритания и Франция согласились на создание Лиги Наций, что позволило Д. Ллойд-Джорджу и Ж. Клемансо найти приемлемое для В. Вильсона решение проблемы захваченных у Германии и Турции колоний. Они были провозглашены находящимися под контролем Лиги Наций, которая передала мандаты (то есть право на управление ими) странам Антанты. Франция получила Сирию и Ливан, Великобритания - Ирак, Палестину, большую часть германских колоний в Африке. Расчленению предполагалось подвергнуть и территорию Турции.

    Стремления Франции к максимально возможному ослаблению Германии были удовлетворены лишь частично. Она вернула себе Эльзас и Лотарингию, присоединенные к Германии после франко-прусской войны 1870 г. Район Саара, богатый углем, вывели из-под юрисдикции Германии, его судьбу предстояло решать референдуму. Территория Германии по западному берегу Рейна провозглашалась демилитаризованной зоной, там не должны были находиться германские войска и сооружаться укрепления. Германия признавалась виновной в развязывании войны, ее обязали выплачивать репарации. Аванс определялся в 20 млрд. марок, а окончательную сумму предстояло подсчитать позднее. Германии запрещалось иметь вооруженные силы численностью более 100 тыс. человек, создавать военную авиацию и подводный флот, строить новые надводные военные корабли.

    Парижской конференцией признавались границы новых европейских государств - Полыни, Чехословакии, Австрии и Венгрии. При этом Польше передавались восточные земли Германии, Румынии - Трансильвания, ранее входившая в состав Австро-Венгрии, и часть приграничной с Болгарией территории. Наибольшие же территориальные приращения получила Сербия, ставшая ядром нового государства - Югославии (королевства сербов, хорватов и словенцев).

    Противоречия Версальской системы. Заложенные союзниками основы послевоенного европейского и мирового порядка были несовершенны, несли в себе зачатки множества проблем и конфликтов.

    Как считал один из самых известных экономистов XX века, Д. Кейнс, серьезной ошибкой Антанты была недооценка значения экономических проблем послевоенного миропорядка, подчинение политики стремлениям получить как можно больше от побежденных, в то время как следовало думать о содействии им в восстановлении экономики. Это привело к целой серии социальных и политических потрясений в Центральной и Восточной Европе, обострению во многих странах этнических проблем, многие из которых также были созданы победителями.

    Границы новых государств в Европе определялись без учета интересов многих народов, населяющих их территории.

    Около 30 млн. человек оказались на положении национальных меньшинств (немцы в Польше, Чехословакии, Югославии, венгры в Румынии, Чехословакии, Югославии, украинцы и белорусы в Польше). Многие из них вынужденно эмигрировали, но мечтали вернуться в родные края. После создания Югославии хорваты и словенцы, исповедующие католичество (31% населения), и мусульмане, проживающие в Боснии и Македонии (10%), оказались на положении религиозного меньшинства. Православные сербы (43% населения) считали своей заслугой воссоединение славян, контролировали армию и центральные органы управления нового государства, приобрели в нем решающую роль, что несло в себе зародыш будущих конфликтов.

    Естественно, те государства, которые считали, что их жизненные интересы ущемлены, не были удовлетворены условиями мира. Германия приняла условия Версальского мира лишь после угрозы возобновления военных действий со стороны союзников. В Германии, в Венгрии и Болгарии вопрос возвращения территориальных потерь стал одним из главных в их внутренней политике, основой консолидации милитаристских, реваншистских сил. Италия принадлежала к лагерю победителей, но большинство политиков в этой стране считало, что и ее интересы при разделе колоний, определении границ не были учтены на Парижской мирной конференции.

    Замысел В. Вильсона о создании международной организации, способной с беспристрастных позиций рассматривать возникающие спорные вопросы, принимать меры к пресечению агрессии, иначе говоря, выступать гарантом мира, был весьма перспективным. Однако Лига Наций не стала универсальной организацией. В ее состав не вошла охваченная гражданской войной Россия. Негативно относящиеся к идеям В. Вильсона сторонники изоляционистской политики в Конгрессе США сорвали ратификацию Устава Лиги Наций. Основанием для этого послужило то, что он предполагал обязательство США принимать участие в конфликтах вне Западного полушария, то есть противоречил доктрине Монро. США не вошли в Лигу Наций, подписав с Германией в 1921 г. отдельный мирный договор.

    «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. Важнейшим источником слабости Версальской системы было неучастие в ней России.

    Еще в апреле-июне 1918 г., после заключения мира между Россией и Германией, союзники высадили десанты в портовых российских городах (Япония - во Владивостоке, Англия - в Мурманске) с тем, чтобы предотвратить передачу немцам запасов оружия, ранее доставленного в эти города. После капитуляции Германии союзники заняли также портовые города Причерноморья. Территории, оккупированные войсками стран Антанты, становились базой деятельности антибольшевистских сил - от монархистов до левых эсеров. Каждый из лидеров антибольшевистского движения в условиях, когда Советское правительство контролировало лишь бывшие центральные губернии, претендовал на роль спасителя страны.

    На Парижской мирной конференции обсуждались различные варианты политики стран Антанты в «русском вопросе» - от содействия в заключении мира между противоборствующими сторонами до раздела России на сферы влияния. Главнокомандующий союзными войсками, назначенный председателем Высшего военного совета Антанты, маршал Ф. Фош предлагал решить проблемы России путем открытой интервенции. Однако союзники не смогли прийти к согласию ни друг с другом, ни с лидерами антибольшевистских сил. Большинство этих лидеров, бывших генералов царской армии, несмотря на их заинтересованность в поддержке Антанты, отказывалось согласиться с законностью существования государств, отделившихся от Российской империи и признанных странами Запада (Финляндии, Польши, государств Балтии). На такое признание было готово лишь Советское правительство, но к его намерениям страны Антанты относились с большими подозрениями.

    Недовольство в войсках, утомленных войной, требующих вернуть их домой и демобилизовать, протесты общественности, опасения, что вмешательство во внутренние дела России выльется в затяжную и непопулярную в странах Запада войну, заставили союзников летом 1919 г, эвакуировать войска с европейской части территории России. Они решили ограничиться экономической блокадой Советской России, помощью антибольшевистским движениям, поставками ему оружия.

    Вашингтонская конференция. За годы войны Япония примерно в 4 раза увеличила объем выпуска промышленной продукции, приблизившись по своей доле в мировом промышленном производстве к показателям Франции. Воспользовавшись отвлечением внимания остальных держав от Азии во время первой мировой войны, Япония не только захватила большую часть германских владений, но и навязала Китаю кабальный договор, так называемое «21 условие ». Договор превратил Китай в зависимое от Японии государство. Это нарушало принципы «открытых дверей» и «равных возможностей» в Китае, принятые до войны. Кроме того, японские войска вторглись на территорию России на Дальнем Востоке, оккупировали северную часть Сахалина.

    Подобное усиление Японии, расширение ее сфер влияния вызывало беспокойство остальных великих держав. На конференции, созванной в Вашингтоне (1921 -1922) для урегулирования спорных вопросов в Восточном полушарии, Япония столкнулась с единым фронтом держав, имеющих интересы в Китае. Ей пришлось пойти на серьезные уступки, отказаться от «21 условия» к Китаю, вернуть ему захваченный бывший германский порт Циндао, подтвердить приверженность принципу «открытых дверей».

    Заключенное соглашение по ограничению морских вооружений, которое должно было предотвратить возникновение соперничества в морской мощи между победителями, также не соответствовало амбициям Японии. Ей не удалось добиться признания равенства с США и Великобританией. Конференция установила, что по линейным кораблям, считавшимся основной ударной силой флота, пропорции между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией могут составлять примерно 5:5:3:1,75:1,75. Единственная уступка, которая была сделана Японии, состояла в обязательстве США воздерживаться от военного строительства на принадлежащих им островах в западной части Тихого океана и на Филиппинах.

    Как на Парижской, так и на Вашингтонской конференциях интересы народов колониальных и зависимых стран не принимались во внимание, что определило обострение противоречий между ними и метрополиями в 1920-1930-е гг.

    ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

    «В этой войне мы не требуем чего-либо особого для себя. Мы требуем, чтобы в мире можно было жить и жить в безопасности; и в особенности, чтобы мир стал безопасным для каждой миролюбивой нации, которая, подобно нашей, хотела бы вести свой образ жизни, устанавливать собственные институты, быть уверенной в справедливости и честности со стороны других народов мира, не допускающих применения силы и агрессии». (Антология мировой политической мысли. М.,1997. Т. 5. С. 217.)

    Из «Четырех принципов» президента В. Вильсона:

    «2.Народы и области не могут служить предметом обмена между государствами, словно пешки в игре.

    З.Всякое решение территориального вопроса, связанное с настоящей войной, должно быть продиктовано интересами населения, которого оно касается, а не должно являться просто одним из моментов урегулирования взаимных претензий или компромисса между враждующими государствами.

    4.Всем определенно выраженным национальным стремлениям должно быть дано максимальное удовлетворение, которое только может быть предоставлено им без внесения новых или закрепления старых поводов для разногласий и антагонизма». {ДжексонД. Послевоенный мир. М., 1937. С. 4.)

    «Невмешательство во внутренние дела России всегда было основной аксиомой союзных и объединенных держав. Первоначально их интервенция делалась лишь в целях помощи тем элементам в России, которые хотели продолжать борьбу против германской автократии и избавить свою страну от диктовки ей законов Германией и, наконец, чтобы спасти чехословаков от опасности уничтожения большевистскими силами <.. >

    Союзные и объединенные правительства ныне желают формально заявить, что задачей их политики является восстановление мира в России путем предоставления русскому народу возможности взять на себя управление своими собственными делами через посредство свободно избранного Учредительного собрания и восстановить мир на своих границах путем урегулирования споров, касающихся рубежей русского государства и его отношений со своими соседями, через мирное посредничество Лиги Наций Они убеждены, что их опыт последних 12 месяцев показывает, что невозможно добиться этих результатов с Московским Советским правительством. Они поэтому расположены помочь правительству адмирала Колчака». (Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 239.)

    Дж. М. Кейнс (1883-1946), эксперт английской делегации на Версальской конференции, один из ведущих теоретиков-экономистов XX века:

    «Мирный договор не сделал ничего для экономического восстановления Европы, ничего для того, чтобы превратить побежденные Центральные державы в добрых соседей, ничего для того, чтобы дать устойчивость вновь созданным государствам, чтобы образумить Россию; он не подготовил путь для осуществления экономической солидарности в среде самих союзников; в Париже не пришли ни к какому соглашению по вопросу о восстановлении расстроенных финансов Франции и Италии и ничего не сделали для согласования системы Европы и Нового Света. Совет Четырех не придал никакого значения этим вопросам; он был занят другим: Клемансо думал о том, как бы задушить экономическую жизнь врага, Ллойд Джордж - как бы поудачнее совершить сделку и привезти домой нечто такое, что выдержит критику на неделю, президент - как бы не сделать чего-либо противного справедливости и праву. Во всем, что произошло, замечательно то, что основная экономическая проблема Европы, истощенной и разлагающейся на глазах, была единственным вопросом, к которому было невозможно привлечь внимание Совета Четырех». (Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М.,1993. С.28).

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Как первая мировая война отразилась на состоянии Европы?

    3. Объясните суть, направленность содержания предложенных В. Вильсоном принципов устройства послевоенного мира. Как вы думаете, чем они были продиктованы? Было ли реальным их осуществление после войны? Почему?

    4. Почему после окончания войны между державами-победительницами возникли противоречия?

    5. Охарактеризуйте основные условия послевоенных мирных договоров. Покажите на карте основные территориальные изменения в мире после первой мировой войны.

    6. Как Дж. М. Кейнс относится к подписанному мирному договору? Найдите в тексте документа основной вывод с оценкой деятельности Совета Четырех. С каких позиций он рассматривает подведение итогов войны?

    7. Объясните, в чем состояли противоречия, слабость Версальско-Ва-шингтонской системы? Какие причины их определяли?

    8. Какое место занимала Россия при подведении итогов войны? Как объясняет Нота союзников причины их интервенции в России? Соответствовала ли их реальная политика общему заявлению о принципе невмешательства во внутренние дела России? Ответ обоснуйте.

    9. Когда, с какой целью была создана Лига Наций? Почему в нее не вошли США и Россия?

    Просмотров