Вице-адмирал александр моисеев назначен командующим черноморским флотом. Назначен новый главнокомандующий вмф Главнокомандующий военно морским флотом российской федерации

Проведенные за последние годы в Вооруженных Силах масштабные организационно-штатные мероприятия одной из своих главных целей ставили (по словам их авторов) разрушение окостеневших за последние десятилетия сложных бюрократических управленческих конструкций. Но в некоторых сферах военного строительства конечный результат получился, по оценкам представителей отечественного экспертного сообщества, не вполне однозначный.

По большому счету изначальный замысел реформы Вооруженных Сил правильный и своевременный. Необходимо было сократить чрезмерно раздувшийся аппарат управления, увеличить мобильность армии и оперативность исполнения директив и приказов Генштаба и Верховного главнокомандующего , адаптировать систему управления Вооруженными Силами под реалии современной войны.

При этом подразумевалось, что будущие военные конфликты будут исключительно регионального масштаба. Угроза крупномасштабной войны на этом этапе считалась маловероятной. В войнах типа 8 августа 2008 года наиболее важным считалась способность соединений и частей видов Вооруженных Сил (родов войск) эффективно и быстро действовать сравнительно небольшими по численности тактическими группами.

В качестве образца для системы управления нового типа (для руководства войсками и силами) в подобных конфликтах за образец были взяты аналогичные западные модели . Казалось бы, в многочисленных локальных войнах и конфликтах последнего времени они доказали свою высокую эффективность. Однако копирование зарубежных образцов и моделей, равно как и их механический перенос на отечественную почву, редко дает положительные результаты. И тому есть немало исторических примеров.

В данном конкретном случае полной и аутентичной копии, разумеется, не получилось. Многое пришлось переделывать с учетом местных условий. В итоге получившаяся на выходе организация управления войсками (силами) оказалась, как считают большинство экспертов, достаточно спорной по своей эффективности. Есть и более радикальные оценки – она совершенно неспособна хоть сколько-нибудь эффективно управлять войсками и Военно-морским флотом в особенности. На флоте остановимся подробнее.

Каковы же были, по мнению ряда экспертов, наиболее существенные просчеты при создании принципиально новой для нашей армии и флота системы управления?

Для полного понимания сложившейся на флоте обстановки в сфере управления рассмотрим для начала американский оригинал . Вершиной управления является президент США, непосредственно отдающий приказы министру обороны. Административная ветвь управления начинается в Объединенном комитете начальников штабов, который подразделяется на четыре основных вида вооруженных сил: СВ, ВВС, ВМС и корпус морской пехоты.

Начальник штаба ВМС, подчиненный министру ВМС, несет ответственность за организацию и подготовку подчиненных, а также определение потребностей ВМС. Командование сил флота является административно-стратегической единицей, объединяющей Тихоокеанский и Атлантический флоты США и частично дублирующей функции начальника штаба.

Оперативная единица – Единое боевое командование , подчиняющееся непосредственно министру обороны США. Под его командованием находится несколько видов вооруженных сил, действующих совместно в определенном районе ответственности и приданных приказом министра соответствующего вида вооруженных сил.

На настоящий момент в США существует шесть командований : Африканское, Центральное, Европейское, Тихоокеанское, Северное и Южное . В описанной системе, как можно заметить, основной упор делается на четком разделении административной и оперативной вертикали управления, а также максимальной концентрации командований разных видов ВС (родов войск) в одном объединенном штабе.

Точно такие же возможности требовались от российской системы управления войсками (силами) перед реформой. Прежде чем перейти к разбору сделанного в ходе реформы, необходимо оглянуться назад – от какой системы управления отказывались современные реформаторы?

Ранее она выглядела так. Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами, он же президент России, ему подчинялся министр обороны. Далее реализовывался ныне отвергнутый принцип пары «командир – начальник штаба», который, начиная от министра обороны (в роли главного командира) и начальника Генштаба (как главного штабиста), проходил по вертикали вплоть до батальонного уровня.

Генштабу был подчинен главнокомандующий Военно-морским флотом. В его ведении находились оперативное управление ВМФ – орган, планирующий применение сил и средств флота, а также их взаимодействие с остальными видами Вооруженных Сил (родами войск), и орган, воплощающий в жизнь решения оперативного управления – Центральный командный пункт ВМФ. Далее приказы и распоряжения шли вниз уже к конкретным боевым единицам.

Эта система, оставшаяся в наследство от Советского Союза, работала уже много лет. Необходимость некоторой модернизации для приведения этой схемы управления в современный вид была очевидна.

Взглянем теперь на новое устройство российских Вооруженных Сил.

Сегодня цепь управления начинается с президента в роли Верховного главнокомандующего, который отдает команды непосредственно министру обороны. Министру в свою очередь подчиняется начальник Генштаба, ответственный за систему главных командований, в том числе и ВМФ. Главком ВМФ выполняет только административные функции : организация боевой подготовки, мероприятия по развитию флота, материальное обеспечение, обучение специалистов, разработка уставных документов .

Оперативное же командование флотом ныне осуществляется военно-морским отделом Объединенного стратегического командования (ОСК), подчиняющегося Генштабу и имеющего определенную зону ответственности . В ходе реформы создано четыре ОСК: Западное, в чьем ведении находятся Северный и Балтийский флоты, Южное, руководящее Черноморским флотом и Каспийской флотилией, Центральное и Восточное, отвечающее за Тихоокеанский флот.

Как можно заметить, отечественная схема, во многом повторяя заокеанскую, значительно упрощена.
Во-первых , американские начальники штабов представляют все виды вооруженных сил в отличие от одного сухопутного генерала в ВС РФ.
Во-вторых , начисто отсутствуют оперативные органы управления у главкомата ВМФ.

Другими словами, непосредственное управление флотом находится в руках ОСК в отличие от командования силами флота США, обладающего полномочиями приводить в жизнь боевые приказы от национального командования.

Эти упрощения, по всей видимости, были проведены с целью дополнительной оптимизации аппарата управления. Предполагалась еще больше сократить время прохождения приказа непосредственно до корабля-исполнителя. Вроде формально все верно и на первый взгляд цель достигнута. Но насколько эта бумажная организация близка к реалиям наших Вооруженных Сил?

Наверное, начать стоит с основы основ – Военной доктрины Российской Федерации, точнее, формулировки внешних угроз нашей стране. И обнаруживается, что четко обозначенного противника в Военной доктрине просто нет . А если так, что войска (силы) должны отражать и к чему они должны быть готовы? Соответственно затруднительной становится и постановка тактико-технических заданий предприятиям ОПК в сфере разработки и серийного производства вооружения и военной техники. Совершенно неясно, подо что конкретно «заточенная» техника нужна армии и флоту.

Но это наименьшая из проблем, которые сегодня стоят перед флотом. Моряки рады хоть каким-нибудь кораблям. А вот кто и как будет этими кораблями управлять? По старой памяти хочется сказать – главком ВМФ. Однако сегодня это утверждение более чем далеко от истины. Главкомат ВМФ ныне потерял все доступные рычаги управления . До недавнего времени в подчинении у ГШ ВМФ находился такой орган, как Центральный командный пункт ВМФ, ответственный за управление всеми наличными силами флота, как в мирное, так и в военное время. Однако с 1 декабря 2011 года ЦКП был упразднен. Вместе с ним ушла и последняя возможность руководить флотом на оперативном уровне .

Главкомату же (видимо, в качестве утешительного приза) остались исключительно административные функции. Между тем командованию флота не только урезали возможности, но и серьезно сократили численный состав. Из 850 офицеров свои посты в главкомате сохранили только 90. Естественно, что таким скромным составом просто невозможно решать сколько-нибудь серьезные задачи . Например, ту же разработку ТТЗ для оборонных предприятий. В результате, как бы трагикомично это ни звучало, многие служащие сами не до конца представляют, чем же они должны заниматься.

Кому же ныне доверено оперативное управление ВМФ?

Функцию эту целиком взяли на себя единые штабы объединенных стратегических командований. Решение, повторимся, в теории верное (и проверенное на Западе на практике) – различные виды Вооруженных Сил (родов войск) должны эффективно координировать свои действия. Однако, как было сказано выше, сегодня морские офицеры не принимают ни малейшего участия в командовании флотом .

Вместо них этим занимаются сугубо сухопутные командующие и со вполне предсказуемыми результатами. Более того, численность военно-морского отдела, например, Западного округа, отвечающего сразу за два полноценных флота, составляет всего 14 человек . С любой точки зрения трудно объяснить такую систему. Неудивительно, что моряки жалуются зачастую на нелепые и неадекватные указания из штабов округов.

Следующий минус ОСК заключается в недостаточно четко обозначенной зоне ответственности за границами РФ . Формально каждому округу назначен свой регион, однако четко очерченных границ, как у американских единых боевых командований, до сих пор нет. Представим ситуацию, при которой корабль, например, Восточного ОСК совершает переход в Средиземное море, находящееся в зоне ответственности Южного ОСК. Кому в таком случае будет подчиняться указанная боевая единица, сказать затруднительно.

Между тем на раннем этапе реформы рассматривалась идея создания командования дальней морской зоны. К сожалению, этот проект до сих пор так и остался нереализованным . И это не единственный организационный недочет новой системы. Нарушилась и годами отточенная система связи и обмена информацией между командованием и отдельными подразделениями, в том числе и со стратегическими подводными ракетоносцами.

Если раньше «атомный» сигнал мог дойти к каждой субмарине лично от главкома, то с ликвидацией Управления связи ВМФ большая часть каналов оказалась обрезана. Дополнительный элемент сумятицы, и причем весьма немалой, в деятельность флота вносит недавняя передислокация главкомата ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург. Но об этом чуть ниже.

Третьим недочетом, который может стать фатальным, стало фактическое отделение морских сил ядерного сдерживания от сил Северного флота, обеспечивающего их действия . Напомним, согласно проекту реформы командование СЯС является независимым от ОСК. А это означает дополнительные трудности во взаимодействии. Приказы придется согласовывать последовательно на нескольких уровнях. В случае форс-мажора это отнимет уйму драгоценного времени.

Реорганизации, которую уместнее назвать развалом, подверглась и система военного образования на флоте . Тоже позаимствованная у Соединенных Штатов, она во многом оказалась недееспособной в российских условиях. Около 75% выпускников увольняются сразу после выпуска, получив диплом о высшем профессиональном образовании. А между тем беспрецедентная концентрация ВВУЗов погубила многие лучшие в своем роде военные учебные заведения на флоте, вынудив их слиться с крупными центрами. Как итог – нужны дальнейшие коренные преобразования, иначе число офицеров на флоте может снизиться до критической отметки.

Наверное, ни для кого не будет сюрпризом и тот факт, что практически все моряки – от командующих флотами (начальников штабов различных уровней) до командиров кораблей/подводных лодок – с самого начала были настроены против подобных преобразований. Однако считаться с их мнением не стали.

Более того, по давно сложившейся российской традиции замысел и даже ход реформы до самого последнего момента держались в секрете.

Пожалуй, наиболее полной и емкой характеристикой того, что сейчас происходит с флотом, является эпопея с переездом главкомата ВМФ в Петербург. Абсолютно ненужный по стратегическим соображениям, надолго затянувшийся, внесший откровенный хаос в управление флотом, выведший из строя организационную структуру командных пунктов, центров связи, органов управления флотами, а главное – невероятно, просто непомерно дорогой по стоимости.

По самым предварительным оценкам, переезд главкомата ВМФ обошелся до 50 млрд. рублей . Для сравнения: очень дорогой даже по мировым меркам РПКСН «Юрий Долгорукий» стоил Министерству обороны в два раза дешевле. Это ли не лучшая иллюстрация бессмысленности передислокации ГШ ВМФ, предпринятой исключительно по волюнтаристическим соображениям, весьма далеким от вопросов подлинного укрепления обороноспособности страны.

В результате ситуацию с оперативным управлением ВМФ иначе как катастрофичной сегодня не назовешь . Фактически то, что мы имеем сейчас, – прямой антипод старой советской системе, отличавшейся, по мнению ветеранов флота, достаточной скоростью, надежностью, эффективностью управления и высоким профессионализмом личного состава.

Повторимся – и эта система была не идеальна, тем более в условиях середины 2000-х годов. Необходимость модернизации назрела давно, в том числе и радикальных сокращений численности органов управления. Например, численность Генштаба при СССР была в полтора раза меньше, чем предреформенного «мозга армии». Однако наверху решили рубить сплеча. Это, в конечном счете, и обусловило многие ошибки, которых, естественно, можно было избежать.

Что же надо сделать для того, чтобы флот вновь обрел смысл жизни и мог выполнять свое исконное предназначение? Совершенно ясно, что без очередной основательной перестройки всей системы управления не обойтись. Эксперты предлагают вернуть старую систему (разумеется, с элементами необходимой модернизации), основными структурными единицами которой ранее были Центральный командный пункт ВМФ, Центральный вычислительный центр ВМФ, Центральный узел связи ВМФ, Оперативное управление ВМФ.

Другими словами, флот должен остаться независимой от командования округа структурой со своей системой управления . В выигрыше будет и само объединенное командование, которое сможет направить освободившиеся командные ресурсы на более привычные Сухопутные войска и Военно-воздушные силы. Осталось только, чтобы и на самом верху осознали необходимость срочного исправления допущенных ошибок. Иначе платить за них придется по очень высоким расценкам.


Бывший Главнокомандующий Военно-морским флотом России с 2016 по 2018 годы. Адмирал.

Владимир Королев родился 1 февраля 1955 года в деревне Пустынька, Тверская область. После школы в 1977 году окончил Военный институт Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Николая Кузнецова». Позднее получил дополнительное образование на Высших специальных офицерских классах ВМФ.

Далее проходил службу: командиром электронавигационной группы и штурманской боевой части подводной лодки «К-467», помощником командира подводной лодки «К-495», старшим помощником командира 246-го экипажа подводной лодки, командиром подводной лодки «К-488», командиром подводной лодки «К-387», заместителем командира 24-й дивизии подводных лодок, начальником отдела, преобразованного в службу противолодочной борьбы Оперативного управления штаба Северного флота, командиром 24-й дивизии подводных лодок, командиром Гаджиевской базы хранения подводных сил, начальником штаба и командиром 12-й эскадры подводных лодок Северного флота.

С 19 ноября 2007 по август 2009 года являлся заместителем командующего Северным флотом. В этой должности осенью 2008 года руководил походом отряда боевых кораблей Северного флота в Средиземноморском регионе и Карибском бассейне. Командовал с борта крейсера «Петр Великий» международными учениями в Карибском море.

Под его флагом впервые в истории большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Чабаненко» совершил переход Панамским каналом из Атлантического океана в Тихий и обратно, а также впервые в постсоветский период истории совершил деловой заход в порт Гавана на Кубе, совершил заходы в Венесуэлу и Панаму.

С августа 2009 по 2 июля 2010 года занимал должности начальника штаба и первого заместителя командующего Северным флотом.

Назначен командующим Черноморским флотом 2 июля 2010 года. Инициатор реставрации Храма Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе и создания музейного комплекса 35-й береговой батареи на мысе Херсонес.

Командующим Северным флотом стал 23 июня 2011 года, 11 июля 2011 года представлен командному составу флота и вступил в должность. Под командованием Королева корабли Северного флота осенью 2012 года приступили к освоению Арктики и впервые в истории совершили высадку морского десанта на Новосибирские острова.

На адмирала Владимира Королева 22 декабря 2014 года возложено управление объединенным стратегическим командованием «Север». Под руководством адмирала в 2015 году проходит развертывание арктической группировки войск и создается военная инфраструктура Вооруженных Сил Российской Федерации в Арктике.

Назначен временно исполняющим обязанности Главнокомандующего ВМФ 27 ноября 2015 года на время отпуска по болезни адмирала Виктора Чиркова.

В апреле 2016 года указом Президента РФ назначен Главнокомандующим Военно-Морским Флотом. Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу 18 апреля вручил адмиралу Владимиру Королеву штандарт главнокомандующего ВМФ.

Королев является участником 18 дальних походов на атомных подводных лодках и надводных кораблях. Член президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Указом Президента России Владимира Путина от 8 мая 2019 года Владимир Королев освобожден от занимаемой должности и переведен в Объединенную судостроительную корпорацию, где будет отвечать за выполнение гособоронзаказа.

Награды Владимира Королева

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Орден «За военные заслуги»Орден «За морские заслуги»
Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
Медаль «В память 1000-летия Казани»Медаль «За воинскую доблесть» (Минобороны) I степени
Медаль «200 лет Министерству обороны»
Медаль «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов»
Медаль «За службу в подводных силах»
Медаль «Адмирал Горшков»
Медаль «300 лет Балтийскому флоту»
Медаль «За отличие в военной службе» (Минобороны) I степени
Медаль «За безупречную службу» II степени
Медаль «За безупречную службу» III степени

    Содержание 1 Транспортные министерства СССР 1.1 Народный комиссариат водного транспорта СССР … Википедия

    Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909 1914) Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. Был построен 4 моторный самолёт… …

    В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

    Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция … Большая советская энциклопедия

    Великая Отечественная война Восточный фронт Второй мировой войны Политрук А. Г. Ерёменко поднимает бойцов в контратаку. Лето 1942 г. Дата 22 июня 1941 – … Википедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

    Падение крепостного права. Падение крепостного права, оформленное правительственными актами 19 февраля 1861 рубеж смены в России феодально крепостнической формации капиталистической. Главным фактором, сделавшим отмену крепостного права… … Большая советская энциклопедия

Российский военно-морской флот, которым сейчас располагает наша страна, является одним из самых мощных и боеспособных в мире. Такое положение российский флот заслужил не только нынешним состоянием плавсостава, но и тем наследием, которое досталось от Советского Союза. Это в первую очередь касается уровня подготовки командных кадров и технического оснащения инфраструктуры флота. Огромное флотское хозяйство, доставшееся в наследство от советского военно-морского флота, позволяет сохранить России лидирующие позиции на море. Россия и сегодня старается продолжать славные морские традиции, начатые еще со временем Царя Петра I.

Флот продолжает оставаться одним из самых мощных и боеспособных видов вооруженных сил Российской Федерации. Служба в ВМФ сегодня почетна. Несмотря на трудности и испытания, молодежь с охотой идет служить на флот.

Отдавая дань военно-морским традициям, уже в современной России был утвержден официальный праздник – день ВМФ Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года каждое последнее воскресенье июля отмечается в стране, как день военно-морского флота России. Праздник отмечается по всей стране, начиная с самой западной точки на карте страны и до восточных рубежей. От Балтийской военно-морской базы на Балтике и до восточных рубежей, во Владивостоке и в Петропавловске-Камчатском. От проселка Полярный и Мурманска на Крайнем Севере, до Севастополя и Новороссийска на Черном море. Во время празднований в городах и в местах базирования флота проходят военно-морские парады с участием кораблей и частей ВМФ, подразделений морской пехоты и морской авиации.

Однако парад и празднества — это одна сторона медали, а каждодневная работа по поддержанию кораблей и других подразделений ВМФ России на высоком уровне боевой готовности – это совершенно другое. Флот представляет собой сложнейший живой механизм, со своим скелетом – структурой и тысячами технологических и ведомственных связей, которые играют роль кровеносных сосудов огромного механизма. Без крупных капиталовложений, без обновления плавсостава и приведения в порядок объектов береговой инфраструктуры, флот не сможет долго находиться в боеспособном состоянии.

Корабли ВМФ, вошедшие в строй еще в бытность советского государства, постепенно приходят в негодность. Морально устарела тыловая инфраструктура флота, требуется срочная военно-техническая модернизация находящихся в строю боевых судов. Флот нуждается в кардинальном техническом переоснащении и перевооружении. Свидетельством того, что руководство страны понимает всю важность флотских проблем, является принятая в июле 2017 года программа развития флота, предусматривающая поэтапную модернизацию российского флота до 2030 года. В основе принятой программы четко прописаны необходимые мероприятия, которые сделают российский военно-морской флот к указанному времени современным боевым механизмом.

Российский флот сегодня. Организационная структура

Традиционно сложилось, что военно-морской флот является отдельным видом Вооруженных сил нашей страны, со своим главнокомандующим и Главным Штабом. В задачи флота входят вооруженная защита морских рубежей России, обеспечение интересов Российского государства на всех морских военных театрах. По своей структуре и составу российский флот является океанским флотом, способным наносить ракетно-ядерные удары по потенциальному противнику, обеспечить проведение тактических операций в любом уголке земного шара, действовать на коммуникациях противника в открытом море и вблизи его берегов. Вместе с сухопутным войсками и военно-воздушными силами, военно-морской флот участвует в отражении агрессии, совершенной против Российского государства всем своим составом. Армия и флот выступают в тесном взаимодействии друг с другом в отражении агрессии.

Как и другие виды вооруженных сил, российский флот имеет все необходимые атрибуты и регалии, соответствующие Уставу и положению о военно-морском флоте. Основной символ – Андреевский флаг. Для каждого структурного образования, входящего в состав флота имеется свой отличный знак ВМФ, который позволяет отличать моряков с Северного флота от военнослужащих Каспийской военной флотилии.

На сегодняшний день состав ВМФ выглядит следующим образом:

  • подводные силы;
  • надводные силы;
  • части морской авиации;
  • морская пехота;
  • подразделения и части войск береговой обороны.

Следует отметить, что каждый род войск, входящий в состав флота, имеет свои определенные цели и задачи, которые в комплексе обеспечивают боеспособность флота в любой момент и в любом месте. Морская пехота не может полноценно действовать без обеспечения огневой поддержки со стороны морской авиации и надводных сил флота. В свою очередь подводные силы, являясь одним из основных ударных элементов флота, нуждаются в поддержке надводными кораблями и силами морской авиации.

Организационно структура флота представлена объединениями, которые в свою очередь имеют географическую привязку. В состав объединенного флота РФ входит Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморские флоты. Отдельным флотским образованием является Каспийская военная флотилия, у которой также имеется свой штаб и постоянные места базирования. В состав флотов и флотилий входят отряды надводных кораблей и подводных лодок, силы морской авиации и спецназ ВМФ, особое подразделение в составе флота РФ.

Численный состав флотов отличается, как численностью личного состава, так и плавсоставом. Во многом боеспособность определяется целями и задачами, которые решает данное флотское объединение. Традиционно Северный и Тихоокеанский флот занимают стратегическое положение в системе обеспечения обороноспособности страны. Балтийский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия больше ориентированы на решение тактических задач.

В нынешних условиях основной ударной силой отечественного ВМФ являются атомные стратегические ракетные подводные крейсеры, несущие на борту межконтинентальные баллистические ракеты. Бригады атомных подводных лодок имеются на Северном флоте и на Тихом океане. Следующими типами судов по значимости и силе вооружений, выступают ракетные и авианесущие крейсера с ядерной или с обычной силовой установкой. Основу тактических соединений российского флота составляют сегодня корабли новых типов, ракетные фрегаты и корветы. В ближней морской зоне на всех флотах действуют патрульные и сторожевые корабли. Спецназ ВМФ, части морской пехоты представляют собой основную ударную силу береговых частей военно-морского флота.

Из перечисленных флотов самым крупным и мощным на данный момент является Северный флот ВМФ России, в состав которого входят самые крупные и самые мощные боевые корабли.

Основными местами базирования Северного флота являются:

  • Североморск со штабом флота;
  • Видяево (подводные лодки);
  • Североморск;
  • Гаджиево;
  • Полярный.

Единственной военно-морской базой на флоте является Беломорская ВМБ в г. Северодвинске.

Самым маленьким на сегодняшний день считается Черноморский флот, который после развала Советского Союза перестал играть ключевую роль на морских театрах. Только в последние годы ситуация с технического оснащения Черноморского флота стала меняться в лучшую сторону. На смену старым крейсерам и фрегатам поступают новые ракетные корабли и подводные лодки. Флот базируется на Севастополь и Новороссийске. В качестве опорного пункта используются Новороссийская и Крымская ВМБ.

Непростая ситуация сложилась на Тихом океане. Некогда мощный и боеспособный ТОФ сегодня переживает сложный период. Старые корабли, доставшиеся с советских времен, уходят в утиль или проходят модернизацию. Новые боевые суда крайне медленно поступают на оснащение флота. Атомные подводные лодки, базирующиеся на Камчатке, сегодня большую часть времени стоят у причальной стенки. Грозные подводные ракетоносцы планово выводятся из эксплуатации, а новые или модернизированные атомные субмарины поступают на флот крайне медленно.

Тихоокеанский флот имеет самую обширную зону ответственности. Места дислокации удалены друг от друга на тысячи километров. Основными флотскими пунктами обслуживания на Тихом океане являются:

  • Владивосток со штабом флота;
  • Фокино;
  • Советская Гавань;
  • Вилючинск (подводные лодки).

Балтийский флот, операционно запертый в тесной акватории Балтийского моря, пребывает в спящем состоянии. С изменением военно-морской доктрины, в которой основную роль на море играют многоцелевые универсальные корабли, Балтийский флот нуждается в перевооружении и в переоснащении новыми судами. Штаб флота находится в Калининграде, а основные места базирования кораблей и частей флота:

  • Балтийск;
  • Кронштадт.

На Балтике в распоряжении флота имеется две военно-морские базы, Балтийская и Ленинградская. Начиная с 2000 годов, российский ВМФ перестал базироваться на Кронштадте, сместив акцент на Западную часть Балтийского моря.

Каспийская флотилия оперирует в акватории Каспийского моря. Основным пунктом базирования для кораблей и частей флотилии является Каспийск и Махачкала. Штаб флотилии находится в Астрахани.

Во всех объединения флота имеются бригады морской пехоты, морской спецназ ВМФ, вспомогательные и спасательные подразделения, силы береговой обороны

Советский военно-морской флот до распада СССР был вторым в мире после ВМС США и насчитывал в своем составе более полутора тысяч кораблей всех типов. К 2010 году в составе всех четырех флотов насчитывалось всего 136 кораблей, способных выйти в море и решать боевые задачи.

Командование и органы управления

Главнокомандующим Военно-Морским Флотом Российской Федерации на сегодняшний день является адмирал Владимир Иванович Королев, который вступил в должность 6 апреля 2016 года. Главком ВМФ отвечает за все флотское хозяйство, раскинувшееся по всей огромной территории страны от Калининграда до Владивостока. Всей оперативной работой занимается первый заместитель главкома, Начальник Штаба ВМФ Андрей Ольгертович Воложинский в звании вице-адмирала. Следует отметить, что воинские звания в российском современном флоте были унаследованы еще с советских времен, которые в окончательном виде были приняты в 1943 году. Самым старшим на флоте является звание Адмирал Флота. Далее следуют звания и ранги, соответствующие воинским званиям в других видах вооруженных сил и родов войск.

На сегодняшний день используется следующая классификация званий ВМФ Российской Федерации, которая окончательно сформировалась в 70-е годы XX столетия.

  • матросы и старшины;
  • мичманы (мичман введен в обиход в середине 70-х годов), для береговых частей — прапорщики;
  • младший офицерский состав;
  • старший офицерский состав – капитан III ранга, капитан II ранга и капитан I;
  • высший офицерский состав — контр-адмиралы, вице-адмиралы, адмиралы и адмиралы флота.

Воинские звания присваиваются за выслугу лет или за особые боевые заслуги. Принятие новой более высокой должности на флоте, как и в армии, подразумевает присвоение внеочередного звания.

Ошибочное решение о переводе органов управления и командования флотом в Санкт – Петербург, принятое в 2012 году, отменено нынешним руководством Министерства Обороны РФ. Начиная с 2015 года, общее руководство флотом РФ, командование и руководство находится в Москве. Отсюда осуществляется управление всеми флотами страны, осуществляется контроль над оперативной обстановкой на морских театрах, ведется работа по организации флотского хозяйства.

Кто идет служить во флот

В организационном плане в современном российском флоте сохранилась та структура и порядки, которые действовали в Советском ВМФ. В России сегодня так же, как и в США и в Великобритании, во многих других странах флот, несмотря на самую высокую технологичность среди видов вооруженных сил, является их самой консервативной частью. Здесь крайне неохотно приветствуются новшества и реорганизация. Традиции, боевой опыт и морская практика становятся основными двигателями прогресса. Служить в ВМФ сегодня модно и престижно, учитывая значительно сократившиеся сроки срочной службы, до 12 месяцев, и возможность пойти служить во флот по контракту.

Основной контингент, набираемый для службы во флоте — это контрактники. Значительно увеличившаяся технологическая нагрузка на экипаж любого современного боевого корабля, требует от членов экипажа судна высокого уровня знаний и профессионализма. В основном на боевые корабли набираются военнослужащие, которые заключают с Министерством Обороны РФ контракт. Эта категория военнослужащих идет на командные и управленческие должности. Призывниками в основном комплектуются экипажи судов, которые несут службу в ближней морской зоне или находятся на плановом ремонте.

Претенденту, желающему стать моряком, старшиной или мичманом необходимо иметь вторую группу нервно-психической устойчивости, категорию годности А3 и выше. Обязательным является наличие среднего образования. Для старшинских должностей и мичманов приветствуется наличие гражданского средне-специального образования. Основная часть призывников идет служить на Балтийский флот. Другие флоты отдают предпочтение контрактникам.

В военном ведомстве подтвердили информацию о том, что главком ВМФ России Виктор Чирков подал рапорт об увольнении. Известно и имя его вероятного преемника – это командующий Северным флотом Владимир Королев. Версии о причинах кадровой перестановки разнятся, и состояние здоровья Чиркова не единственная из них.

По состоянию здоровья

Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Виктор Чирков подал рапорт об увольнении по состоянию здоровья. Его место вскоре официально может занять адмирал Владимир Королев, командующий Северным флотом и нынешний врио главкома, сообщил РИА «Новости» осведомленный источник в Минобороны.

«Виктор Викторович попал в такое время, когда вроде бы и денег дают, но сил все равно на все не хватает»

Источник отметил, что рапорт об увольнении Чирков подал еще в феврале. Окончательно принятие решения по поводу назначения Королева должно произойти до начала апреля.

«Чирков примерно две недели назад написал рапорт об отставке в связи с состоянием здоровья, не позволяющим ему выполнять обязанности главкома», – подтвердил ту же информацию источник ТАСС в военном ведомстве. При этом все источники называют следующим главкомом Владимира Королева.

Чуть позже в пресс-службе Минобороны РИА «Новости» подтвердили, что Чирков действительно принял решение уволиться из-за плохого здоровья, а обязанности главы ВМФ временно выполняет Королев.

Заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков в январе этого года сообщал, что Чирков «перенес небольшую операцию». По его словам, приказом министра обороны исполняющим обязанности главнокомандующего ВМФ назначен Королев «как наиболее опытный и грамотный» адмирал в Военно-морском флоте. Бывший начальник главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко отмечал, что Королев может вскоре быть переведен на должность главкома без приставок «и.о.» или «врио».

В то же время, по данным источника РИА «Новости», новым командующим Северным флотом станет вице-адмирал Николай Евменов.

Тяжелая работа

Бывший начальник Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны России, адмирал Анатолий Комарицын не сомневается, что если Виктор Чирков уйдет в отставку, то только по состоянию здоровья. «Знаю, что он болел, знаю, что находился в реабилитационном центре», – отметил собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«При Чиркове, хотя он и недолго руководил флотом, было сделано немало. Во-первых, была принята программа по строительству новых кораблей. Виктор Викторович попал в такое время, когда вроде бы и денег дают, но сил все равно на все не хватает. Как вы знаете, после переноса Главного штаба ВМФ в Петербург он постоянно мотался между двумя столицами, а это все очень непросто, в том числе для здоровья, в физическом смысле», – заметил он.

Комарицын напомнил, что несколько лет назад ВМФ утратил часть функций и в целом стал менее самостоятельной структурой в рамках Минобороны. «И функции им обрезали, и количество людей в аппарате сократилось, и условия работы, разумеется, тоже стали менее простыми. Виктор Викторович вынужден был перейти практически на ручное управление. И нужно сказать ему большое-большое спасибо за то, что он успел сделать», – полагает эксперт.

Командующего Северным флотом Королева, в отличие от Чиркова, Комарицын лично не знает, но полагает, что речь также идет о большом профессионале. «Королев прошел все ступеньки на флоте. Изначально был подводником. А это особая профессия, которая дисциплинирует. Впоследствии он научился работать и с другими службами», – резюмировал он.

По мнению первого вице-президента Академии геополитических проблем, капитана первого ранга запаса Константина Сивкова, Чирков не запомнился какими-то большими реформами. «Флот при нем финансировался хорошо, пополнялся новыми кораблями исправно. Это хорошо. Плюс адмиралу удалось наладить работу Главного штаба в Петербурге», – перечислил он.

При этом, по словам Сивкова, состояние здоровья вряд ли стало причиной ухода. «Точно сказать не возьмусь, деталей не знаю, но говорят, что у Чиркова были определенные разногласия с руководством», – сказал эксперт.

По мнению полковника в отставке Виктора Литовкина, Чирков успел многое. При нем были заложены подводные лодки проекта 955 «Борей», подводные лодки проекта 885 «Ясень», надводные корабли. При нынешнем главкоме Черноморский флот пополнился головным сторожевым кораблем (фрегатом) «Адмирал Григорович» и т.д. При нынешнем главкоме активно строится новороссийский военный порт. Черноморский флот обзавелся и новыми самолетами, системами береговой охраны. «Если бы не болезнь, Виктор Чирков, я уверен, и сейчас продолжал бы руководить флотом», – полагает Литовкин. Эксперт не знает никаких других причин для его отставки.

Характеризуя личность вероятного сменщика Чиркова, Литовкин отметил, что Королев руководит самым мощным флотом России – Северным. При Королеве на Севере начались очень активные работы по обустройству военных в заполярной зоне, строительству аэродромов, портовой инфраструктуры.

«Отмечу, что помимо руководства флотом Королев возглавляет также и общее стратегическое военное направление «Север». Думаю, он продолжит дело Чиркова. Кроме того, Королев – это член команды министра обороны Сергея Шойгу», – заключил он.

Биографии адмиралов

Виктор Викторович Чирков родился 8 сентября 1959 года в городе Алма-Ате (Казахстан). Окончил Высшее военно-морское училище во Владивостоке в 1982 году, Высшие специальные офицерские классы ВМФ в 1987 году, Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова в 1997 году, Военную академию Генерального штаба в 2000 году.

Офицерскую службу Чирков начал в должности командира минно-торпедной боевой части сторожевого корабля на Тихоокеанском флоте, был капитаном нескольких боевых кораблей, с 2005 года по 2007 год – командующим Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота, в 2009–2012 годах – командующим Балтийским флотом. Во главе ВМФ стоял с мая 2012 года, сменив на этом посту адмирала Владимира Высоцкого.

Будущий адмирал Владимир Иванович Королев родился 1 февраля 1955 года. В 1977 году окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и был направлен на Северный флот. Служил на атомных подводных лодках. В 1987 году окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ, в 1995 году – Военно-морскую академию имени адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

С 2002 года – первый командир Гаджиевской военно-морской базы, затем занимал посты начальника штаба и командира эскадры атомных подводных лодок Северного флота. С ноября 2007 года – замкомандующего Северным флотом. Осенью 2008 года возглавил поход отряда боевых кораблей Северного флота, выполнивший задачи в Средиземноморском регионе.

С июля 2010 года Королев был командующим Черноморским флотом, с июня 2011 года – командующим Северным флотом.

Просмотров