Реформы избранной рады


Боярское правление. В 1533 году умер Василий III. Перед смертью он назначил над своим трехлетним сы­ном Иваном IV опекунский совет из семи влиятельных бояр. Великий князь наказал боярам «беречь» сына и приобщать его к государственным делам. Через не­ сколько дней после смерти великого князя бояре-опекуны короновали Ивана. Они опасались, что претензии на власть предъявит брат Ивана III удельный князь Юрий, который до рождения у Василия первенца счи­тался наследником престола. Чтобы предотвратить сму­ту, они заключили Юрия в темницу, где через три года он умер голодной смертью.

Но вскоре вдова Василия III, Елена Глинская, тяго­тившаяся боярской опекой, взяла управление государ­ством в свои руки. Она жестоко расправилась с другим возможным претендентом на великокняжеский прес­тол - младшим братом Ивана III удельным князем Андреем Старицким. Правда, сына Андрея, Владими­ра, княгиня не тронула.

Правление Елены Глинской продолжалось менее пя­ти лет. Она сумела провести ряд важных реформ, спо­собствующих централизации государства. Вводилась единая для всей страны денежная единица - москов­ский рубль. Появилась монета, равная одной сотой руб­ля, с изображением всадника с копьем, получившая на­звание копейка. Денежная система приобрела следую­щий вид: рубль=100 копейкам; полтина = 50 копейкам; полуполтина=25 копейкам; гривна=10 копейкам; ал - тын=3 копейкам. В 1534 году в Москве был основан первый в России казенный Монетный двор, где изго­тавливались монеты для всей страны. Едиными для всей стра­ны стали единицы длины и веса.

После смерти великой княги­ни началась ожесточенная борь­ба боярских родов за власть. Отравления и убийства, заклю­чение в темницу, насильствен­ное пострижение в монахи ста­ли обычным делом при москов­ском дворе. Очередная группи­ровка бояр, захватившая власть, врывалась во дворец и на гла­зах юного Ивана, несмотря на его мольбы о пощаде, хватала и убивала близких людей. Все это порождало в сердце впечатлительного подростка досаду гнев и злобу, стремление отомстить своим обидчикам.

Иван был одаренным ребенком. Он рано пристрастился к чтению. Мальчика особенно интересовали описания жизни великих царей прошлого и рассуждения о боже­ственном происхождении царской власти. В юные годы Иван не получил систематического образования, зато в зрелом возрасте он поражал знавших его людей своими обширными познаниями. Более того, он занялся лите­ратурным трудом и оказался талантливым и весьма пло­довитым писателем. Царь был хорошим оратором. Лю­бил ссылаться в своих речах на произведения древних авторов и примеры из римской истории. У него была од­на из крупнейших в Европе библиотек. В ней хранились редчайшие древние и византийские сочинения. Иван увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы. И все это сочеталось в нем с беспо­щадной жестокостью, болезненной подозрительностью и мстительностью.

На 17-м году жизни Иван заявил митрополиту Ма - карию о своем намерении венчаться на царство, а не на великое княжение, как это было принято на Руси.

Митрополит поддержал это нов­шество, сулившее значительное укрепление верховной власти. Ведь царями на Руси называли ордынских ханов и византийских императоров. И первый русский царь с полным основанием мог претендовать на все те неогра­ниченные права, которыми поль­зовались эти правители.


голову царя сам митрополит, подчеркивая тем самым особое положение церкви в государстве.

Великий князь Иван Васильевич стал первым в ис­тории Руси «боговенчанным царем». Принятие царско­го титула поднимало международный авторитет России. Теперь русский государь приравнивался к самым знат­ным правителям мира.

Борьба между боярскими родами привела к невидан­ным злоупотреблениям, беззаконию и взяточничеству . Резко ухудшилось положение широких слоев населе­ния. Чашу терпения переполнил грандиозный москов­ский пожар, уничтоживший почти весь город. Летом 1547 года в Москве, а затем и в других городах вспых­нули народные восстания. Стало ясно, что страна нуждается в преобразованиях, направленных на ликви­дацию последствий боярского правления и укрепляю­щих центральную власть. Период боярского правления закончился. стал самодержав­ным государем.

Укрепление центральной власти. К этому времени вокруг молодого царя сложился кружок талантливых людей. Он получил название Избранной рады - совета приближенных. Ее возглавили неродовитый дворянин и священник Сильвестр. Из­бранную раду поддерживал глава церкви митрополит Макарий.

Царь и Избранная рада осуществили целую серию реформ. Задуманные преобразования должны были способствовать окончательному собиранию и объеди­нению всех русских земель вокруг сильной центральной власти, т. е. сформировать централизованное государ ­ ство . Разработчики реформ понимали, что это очень сложная и длительная задача. Решить ее можно лишь при поддержке широких слоев населения.

Получить полный текст

В 1549 году царь повелел собрать в Москве пред­ставителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земс кий собор - со­брание представителей всех русских земель. В своем выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях,



Которые они творили во время его малолетства, и пообещал в дальнейшем охранять население от произвола бояр и местных властей. Критика боярских злоупотреб­лений стала для реформаторов обоснованием необходи­мости крупных перемен в стране.

В последующие годы на Земские соборы приглаша­лись представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государст­венных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

В 1550 году был принят новый Судебник. В нем был увеличен размер пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день, ужесточа­лись наказания «лихим людям», вводились наказания за взятки, ограничивались права наместников. Судеб­ник наделял Боярскую думу правом высшего законо­дательного органа при царе, так как все законы долж­ны были проходить порядок боярского приговора (ут­верждения).

В годы правления Избранной рады были созданы новые центральные органы управления - приказы. Каждый приказ ведал определенными государственны­ми делами. Посольский приказ руководил внешней политикой, его главой был видный дипломат дьяк . Во главе Челобитного приказа стоял - он принимал жалобы на имя ца­ря и проводил расследования по ним. Разрядный при­каз ведал военным делом , назначением воевод , сбором дворянского ополчения, Поместный приказ - земле­владением, Разбойный - преследованием «лихих лю­дей». В дальнейшем появлялись новые приказы.

Стоглавый собор. Реформа местного управления. В 1551 году состоялся церковный собор. Им руководил митрополит Макарий, активное участие в работе при­нимал Иван IV. (Сборник документов, которые принял собор, состоял из ста глав, поэтому собор был назван Стоглавым .) В соответствии с задачами централиза­ции страны собор привел к единообразию церковные обряды, признал всех местных святых общерусскими, разработал правила поведения для духовенства.

В 1556 году была проведена реформа местного управления. Она упразднила систему кормлений и наместнического правления. В уездах, где существовало помещичье землевладение , были учреждены должности губных старост (губа - это территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью или уездом). Их избирали землевладельцы округа из своей среды. Там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне, а также в городских посадских общинах ме­стное самоуправление осуществляли выбранные насе­лением земские старосты и их помощники. В городах избирались городовые приказчики. Выборные органы имели большие права. Они вершили суд, следили за со­блюдением законов и порядка, осуществляли сбор по­датей (денежных налогов).

Права самоуправления получило и духовенство. Ор­ганы самоуправления защищали интересы избравшего их населения.

Военная реформа. В 1550 году была проведена во­енная реформа. На время военных действий ограничи­валось местничество - на высшие военные должности назначались люди, проявившие воинский талант, неза­висимо от знатности рода. Была создана избранная тысяча - ядро поместного ополчения, непосредст­венно подчиненное царю. Стали создаваться стре­лецкие полки. Стрельцом мог стать любой свобод­ный человек. Стрельцы получали из казны денежное жалованье, ручное огнестрельное оружие и обмунди­рование.

В 1552 году был составлен список Государева двора. В него было включено около 4 тысяч человек. Из соста­ва Государева двора назначались высшие военные и го­сударственные чины.

В 1556 году было принято «Уложение о службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев. С каждых 100 четвертей земли (150 десятин или около 170 га) должен был являться на службу один вооруженный кон­ный воин. Если земли было 200 четвертей, то ее владе­лец должен был привести с собой еще одного воору-


женного человека. «Уложение о службе» во многом уравняло права вотчинников и помещиков (дворян), так как теперь все землевладельцы были обязаны нести го судареву военную службу.

Значительную часть русского войска составляло дворянское ополчение. Ежегодно проводились военные смотры этого ополчения. Тех, кто не являлся на службу и на военные смотры, подвергали телесным наказапм ям, у них отбирали поместья и вотчины.

В состав войска входили артиллеристы, город­ская стража, казаки, вспомогательная служба (саперы, обозы).

Оружие конницы, наряду с холодным (сабли, клин­ки, копья), было и огнестрельным. Пехота была воору­жена ружьями.

Таким образом, реформы Ивана IV и Избранной рады были направлены на централизацию страны. При этом правители стремились достичь согласия между интересами государства и интересами насе­ления.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Microsoft Sans Serif";letter-spacing:0pt">1. Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?

2. Докажите, что реформы Избранной рады прежде всего укрепляли центральную власть.

3. Как вы думаете, чем было вызвано появление Земских соборов?

4. Какую роль в государственной жизни играли приказы?

5. Расскажите об изменениях в системе местного управления. Чем они были вызваны?

ДОКУМЕНТ

О БОЯРСКОМ ПРАВЛЕНИИ. ИЗ ПЕРЕПИСКИ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЕМ КУРБСКИМ

Когда же... родительница наша... переселилась из земного царства в небесное, остались мы с по­койным братом Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так поддан­ные наши достигли осуществления своих жела­ний - получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и нападали при этом друг на друга.

И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенес­ли в Большую казну. Тем временем князья Васи­лий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, вы­пустили из заточения и привлекли на свою сторо­ну... Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Ка­кой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище!.. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель наше­го отца и положив ногу на стул, а на нас и не смо­трит... Что же сказать о доставшейся мне роди­тельской казне? Все расхитили коварным обра­зом,- говорили, будто детям боярским на жало­ванье, а взяли себе и наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

АНГЛИЙСКИЙ ПОСОЛ Д. ФЛЕТЧЕР О СТРЕЛЬЦАХ

Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек, называемых стрельцами. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребы­вание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укрепленных городках, где остают­ся до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по се­ми рублей в год, сверх двенадцать мер ржи и столько же овса. Стрельцы... не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча сбоку... Постоянных телохрани­телей его [царя] составляют 2000 стрельцов, сто­ящие день и ночь с заряженными ружьями, зажженными фитилями и другими нужными сна­рядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живет царь... Стрельцы... сторожат царский дворец или опочивальню по двести пять­десят [человек] в ночь; другие двести пятьдесят караулят во дворе и около казначейства...

Вопросы к документам

1. Какое отношение к боярской верхушке и почему сформиро­валось у царя в детстве?

2. Чем занималось стрелецкое войско?

Объясни смысл слов Ивана III. За что боролся московский князь? Что его борьба должна была принести жителям русских земель?

Князь этим сказал, что больше не будет платить дань. Он боролся за полную независимость от Золотой Орды. Большинству жителей это могло принести либо новое татарское нашествие, либо прекращение таковых. Но налоги собирались по-прежнему, просто они не уходили татарам, а оставались в казне Москвы.

Чего лишает Иван III жителей Новгорода? Сравни с твоим предыдущим выводом.

Он лишил Новгород республиканского государственного строя и самоуправления, полностью подчинив Москве.

В чём противоречие? Сформулируй проблему и сравни с вариантом авторов (с. 258).

Вопрос: Почему, борясь за свободу Руси от Орды, Иван III лишил свободы жителей отдельных русских земель?

Ответ: Ивана III не надо путать с Тадеушом Кастюшко. Он стремился не зависеть от Золотой Орды, он этим великий князь хотел не принести свободу, а заменить хана, самому стать царём, как тогда называли ордынского правителя. То есть он хотел сделать своё государство полностью независимым и сильным, для этого по его мнению нужно было максимальное подчинение верховному правителю все земли.

Как ты думаешь, зачем Иван III стремился подчинить Новгород?

Новгород контролировал балтийскую торговлю русских земель, потому был богатейшим городом. Ивану III были нужны его богатства.

Сделай вывод по проблеме.

Ивану III нужно было максимально укрепить своё государство (как и всем московским князьями до него). Потому он хотел получить не только земли соседних княжеств, но и богатства Новгорода. Для этого нужно было полностью подчинить город, а значит уничтожить его государственный строй, сделать Новгород из независимой республики частью Московского государства.

По карте на форзаце 2 назови земли, вошедшие в состав единого Российского государства при Иване III, при Василии III.

При Иване III присоединили княжества Тверское, Ярославское, Дмитровское и Ростовское, а также Новгород.

При Василии III присоединили княжества Рязанское, Стародубское и Новгород-Северское, а также Псков.

На твой взгляд, что позволило Ивану III вести борьбу за уничтожение ордынской зависимости?

С одной стороны Москва значительно усилилась, контролировала гораздо более обширные земли, чем раньше и получала куда большие доходы, во многом благодаря Новгороду. С другой, татары были гораздо слабее. Вместо Золотой Орды Москве противостояла Большая Орда. К тому же, Москва была не единственной и не главной проблемой Большой Орды. Основным её противником было Крымское ханство, которое в 1502 году и уничтожило Большую Орду.

С помощью фактов докажи, что Российское государство добилось полной независимости.

Российское государство перестало платить дань Большой Орде и отразило поход её карательной экспедиции.

Сделай вывод по проблеме.

Усиление Московского княжества вместе с ослаблением монголов позволило перестать выплачивать дань Большой Орде, что сегодня считается окончанием татаро-монгольского ига, хотя сами татары так не думали. Крымское ханства после захвата в 1502 году земель Большой Орды считало себя наследником Золотой Орды. И, только подтверждая эту уверенность, Москва продолжала выплачивать Крыму дань (под названием поминки), хоть и с перерывами, до конца XVII века.

Каковы были причины и последствия присоединения к Москве русских земель?

Московское княжество оказалось сильнее соседей, за исключением Великого княжества Литовского, Москве не получалось сопротивляться;

Великим княжеством Литовским управлял католик, потому некоторые православные князья его восточных земель переходили под власть Москвы;

Великий князь литовский был одновременно и королём Польши и больше занимался западными, европейскими делами, на восточные границы обращал меньше внимания;

Некоторые земли были завоёваны у Великого княжества Литовского в результате периодически происходивших войн.

Последствия:

Московское государство усилилось и стало играть значительную роль в своём регионе;

Свобода отдельных русских государств, таких как Новгородское и Псковское, были уничтожены;

На Московское государство обратила внимание Европа, она хотели использовать это новое христианское государство в борьбе с Османской империей;

Начался конфликт с Великим княжеством Литовским, который потом два века приводил к постоянным войнам.

Докажи, что на Руси начало складываться централизованное государство.

В подчинённых землях власть получили московские наместники. Ликвидировались все местные порядки, которые противоречили законам Москвы. Так уничтожался республиканский строй Новгорода и Пскова. Удельные князья других земель становились московскими боярами.

Сделай вывод по проблеме.

Москва успешно расширяла свои владения. Для того, чтобы действительно контролировать новые земли, она всюду вводила свои законы, лишая власти как местные княжеские династии, так и местные республиканские органы власти, назначая во все города своих наместников.

Представьте, что на дружеском пиру заспорили два боярина – московский оправдывал действия Ивана III, а новгородский боярин – осуждал. Попробуйте описать этот спор.

Начать спор мог бы новгородец. Он стал бы обвинять Ивана в насилии над Новгородом. Но москвич возразил бы ему, что иначе нельзя было объединить русские земли против татар. А благодаря Ивану III наконец сброшено ненавистное иго. На что новгородец стал бы говорить про новое иго над Новгородом, теперь московское.

Новгородец мог бы особо напирать на древность обычаев своего города. Потому что в те времена «древний закон» означало «правильный закон». На что москвич мог бы заметить, что порядки Ивана III это возвращение к гораздо более древним времена, когда над всеми русскими городами, включая Новгород, был один князь – киевский.

По фактам определи, какими привлекательными и отталкивающими личными чертами обладал Иван III.

Государь обладал властностью, потому железной рукой подчинял все земли своей воле. Он был не лишён и храбрости, потому пошёл против татар.

Цель урока: выявить особенности исторического развития России в годы правления Ивана IV

Задачи урока:

  • рассмотреть цели реформ Ивана IV
  • охарактеризовать содержание основных реформ Ивана IV
  • сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного
  • развивать умение работать с историческими источниками
  • формирование собственной точки зрения о развитии страны в данный период

Основные понятия: Избранная рада, централизованное государство, Земский собор, Приказы.

Важнейшие даты: 1649 г. – Земский собор

Выдающиеся личности: Иван Грозный, митрополит Макарий, Алексей Адашев

Оборудование урока:

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005
  • Раздаточный материал – (документы) на каждый стол
  • Текст тестов для проверки домашнего задания
  • Материал для составления схемы управления государством на доске (карточки)
  • Видеопроектор

Ход урока.

I . Оргмомент: проверьте, как вы готовы начать наш урок. На парте должен быть учебник, у каждого тетрадь, дневник и письменные принадлежности

II . Целеполагание

  • какие цели вы ставите себе на урок;
  • глядя на оборудование урока, скажите какие умения, и навыки вы сегодня развивать

Эпиграф урока: “Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно потому же, почему человек споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения”. В.О. Ключевский

III . Актуализация опорных знаний по теме: “Формирование централизованного русского государства”

1. Подготовка устных развёрнутых ответов

  • Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?
  • Каким было управление Россией в начале XVI века? (составить схему на доске)

2. Работа с классом

а) тест – 6 человек

б) работа с понятиями: п

  • оместье – земля за службу;
  • вотчина – (термин зашифрован, буквы переставлены местами) – земля по наследству;
  • местничество – (термин зашифрован, пропущены гласные буквы) – получение должности в зависимости от знатности рода; содержание чиновников за счёт местного населения. Какой это термин?
  • кормление

3ю Устные развёрнутые ответы с рецензией одноклассников

IV . Изучение новой темы

План урока:

  1. Избранная рада
  2. Содержание реформ
    а) реформа управления государством
    б) военная реформа

Домашнее задание:

  • § 23, п. 2-4 (с. 195 – 199) прочитать,
  • в. 2, 3 - устно
  • термины

Задание на урок: Каким стало наше государство в ходе проведения реформ?

1. Рассказ учителя

Став в 1547 году царём, Иван IV задумал серию реформ. Реформа – постепенные преобразования в обществе. В конце 40-х годов в окружении царя сложился кружок, который позже князь Андрей Курбский назвал Избранной радой – совет приближённых Ивану IV. В него входили близкие друзья Ивана Грозного: князь Андрей Михайлович Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр, Иван Висковатый. Возглавил Раду Алексей Адашев. Избранная рада проработала с 1549 по 60 год. Иван IV и Избранная рада осуществили серию реформ. Цель реформ – сформировать централизованное государство – государство, в котором: сильная власть правителя, единые законы и единая система управления. Для проведения реформ нужна была поддержка всего населения. Был создан Земский собор – собрание представителей разных сословий всех русских земель.

Есть ли подобный орган правления сегодня в нашей стране? (Государственная Дума)

Особенность этого органа власти: не ограничивать, а только поддерживать власть монарха.

2. Работа с текстом учебника

Задание: на основе текста учебника с. 196 – 198 (читаем до пункта “Военная реформа”) составить схему, как изменилось управление Россией в ходе реформ?

у доски один учащийся составляет схему

  • Приказы
– органы центрального управления. Исполняли функции министерств
  • Челобитный
  • – контроль за всеми приказами
  • Посольский
  • – за дипломатическую службу
  • Разрядный
  • – за военные дела
  • Поместный
  • – за вопросы землевладения

    Каким стало наше государство в ходе проведения реформ?

    сравниваем две схемы:

    • “Управление Россией в начале XVI века”
    • “Управление Россией в конце XVI века”

    3. Сообщение учащегося о военной реформе

    4. Работа с документом

    Документ № 1

    Способы управления огромными государствами

    Стабильность государственной власти достигается при сильной власти монарха, который опирается на феодальную аристократию. Большую роль играет местное самоуправление, выбранное населением и контролируемое из центра. На Западе дело пошло таким путём: короли плюс парламенты, городские общины, суды

    Но есть и иная точка зрения на правление централизованным государством, точка зрения восходящая к византийским традициям и к традициям ордынских ханств. Это равное бесправие всех членов общества перед лицом монарха. Это теория безусловной и всеобъемлющей власти царя -самодержца

    1. Какие два способа управления централизованным государством были известны к XVI веку?

    2. Докажите, что реформы избранной рады относятся к первому способу управления государством?

    Документ № 2

    Об управлении Ивана Грозного

    “…Он в такой трезвости держит своих людей, что ни в чём не уступает татарам, рабом которых некогда был; и он оберегает свободу не мягким сукном, не сверкающим золотом, но железом; и он держит своих людей во всеоружии, укрепляет крепости постоянной охраной; он не выпрашивает мира, а отвечает на силу силой…”

    Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и московитян. М., 1994, с. 80

    3. Чем отличалось управление Ивана Грозного?

    V. Посмотрите отрывок из художественного фильма “Иван Грозный”, где царь обращается за благословением к митрополиту Макарию. (Фильм снят по роману Толстого “Князь Серебряный”)

    Каким вы увидели в данном отрывке Ивана IV? Хотели бы вы жить в эпоху деятельности Ивана IV? Почему?

    VI. Подведение итогов урока.

    Как вы понимаете эпиграф урока?

    Выставление отметок за урок

    Отмена крепостного права требовала изменений также в политической системе и духовной сфере жизни страны, адаптации их к но-вым условиям.
    Наряду с подготовкой крестьянской реформы императором Александром II были созданы комиссии по подготовке проектов политических реформ и преобразований в сфере образования и средств массовой информации.
    В 1863 г. была проведена университетская реформа, в основе которой лежала идея автономии университетов в составлении и реализации учебных планов, а также предоставления им хозяйственной и административной самостоятельности. Впервые преподаватели и студенты высшей школы получили право самим решать свои проблемы. Это привело к долговременным последствиям: заметно выросло качество образования, повысилась социальная активность студенчества.
    В 1864 г. была проведена одна из самых важных реформ - земская, а затем и городская. Она вводила выборные органы местного самоуправления (уездные и губернские земства, городские думы), в ведение которых передавались вопросы начального образования, содержания школ, приютов и больниц, проведения землемерных работ, статистического учета, работы городского хозяйства и др. Особо отмечалось, что земства и городские думы не могут заниматься решением политических вопросов, остававшихся в ведении либо центральной власти, либо царских губернаторов. Создание в России органов местного самоуправления было историческим шагом к новой политической системе.
    В том же году была начата школьная реформа, в основе которой лежали идеи демократизации управления системы начального и среднего образования. В ходе выполнения положений реформы была значительно расширена сеть школ, сложилась единая государственная система подготовки педагогических кадров для нее. .
    Осенью 1864 г. была начата самая последовательная из всех «великих реформ» 60-70-х гг. - судебная. Суд стал бессословным и формально независимым от властей. Судопроизводство становилось гласным. Вводилась состязательность судебного процесса. Со-стязующимися сторонами на процессе выступали обвинитель (прокурор) и защитник (адвокат). Вскоре страна узнала выдающихся адвокатов Кони, Плевако и др., которые своими пламенными речами зачастую спасали обвиняемого. Для решения вопроса о виновности или невиновности обвиняемого вводился институт присяжных.

    В 1865 г. власти объявили о реформе печати. Была отменена предварительная цензура для книг и журналов, сохраненная, однако, для массовой периодики - газет.
    В 1874 г. серьезные перемены были осуществлены в армии. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Значительно сокращены сроки воинской службы. Создана более современная система военно-учебных заведений, позволившая значительно повысить профессиональный уровень подготовки кадров для армии и флота. В результате армия стала более мобильной и боеспособной.
    В 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов разработал проект очередной политической реформы, касавшейся привлечения выборных представителей от органов местного самоуправления к участию в решении общегосударственных вопросов. Царь дал согласие подписать этот документ, который позже некоторые историки стали даже называть «конституцией Лорис-Меликова». Однако по роковой случайности именно в этот день - 1 марта 1881 г. - царь-реформатор был убит народовольцами.
    Политические реформы имели большое историческое значение для судеб России. Они стали важным шагом на пути построения в стране гражданского общества и правового государства. Они были концептуально однородны и направлены на то, чтобы ввести правовые начала в деятельности органов власти, основанной прежде исключительно на воле первого лица в государстве - императора. Реформы изменили саму общественную атмосферу, породили ожидание скорого введения конституционного строя.
    Однако реформы вызвали большое опасение у консервативных кругов, встревоженных масштабом и направленностью перемен. Они полагали, что начатое царем может привести к потрясениям для России, и стремились ограничить масштаб преобразований. Убийство царя-реформатора усилило их позиции и привело к откату от реформ.

    Просмотров